Эксперимент Созвездие ЛМ

Автор zandr, 21.10.2021 22:32:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

zandr

https://www.gctc.ru/main.php?id=7142
ЦитироватьРеабилитация в компании с роботом: космонавт Роскосмоса Иван Вагнер проходит послеполётные исследования в рамках НИР «Созвездие-ЛМО»
29 апреля 2025
На пятые сутки после приземления Иван Вагнер принял участие в управлении антропоморфным роботом Марфа. Космонавт Роскосмоса уже работал с андроидом незадолго до космического полёта, так что с особенностями его устройства он хорошо знаком. Иван стал первым из космонавтов, который прошёл полный цикл исследования.
2 фото
 
[свернуть]
Задачи, которые научные специалисты ЦПК поставили перед оператором, в точности совпадали с теми, которые он решал во время предполётного исследования. Марфа подъезжала к функциональной панели для выполнения манипуляций с органами управления, забирала имитацию научной аппаратуры, размещала её на грузовой площадке и перевозила в заданную точку. Кроме того, отрабатывалась и работа с карабином – робот отстёгивал его от стенда.
 
Иван Вагнер управлял андроидом с помощью задающего устройства копирующего типа. Маршрут движения робота также полностью совпадал с выполненным до полёта.
Уже несколько лет специалисты управления научно-прикладных исследований проблем подготовки космонавтов и медицинского управления ЦПК проводят исследования, как влияют условия космического полёта на операторские качества космонавтов до и после их пребывания на орбите.
3 фото
  
[свернуть]
«Нам важно это знать, потому что в перспективе предстоит бортовая реализация целевой работы «Теледроид», предусматривающая выполнение космонавтами во время пилотируемой экспедиции на МКС ряда операторских функций. Торцевая часть Марфы имеет некоторое техническое и технологическое сходство с Теледроидом, который предназначен для операционной поддержки деятельности космонавтов в условиях орбитального полёта. Также мы предварительно отрабатываем программы и методики по выполнению типовых операций с использованием такого рода робототехнических систем, которые могут быть применимы при реализации, в том числе, этой целевой работы», – рассказал Владимир Дикарев, начальник управления научно-прикладных исследований проблем подготовки космонавтов.  
2 фото
 
[свернуть]
Результаты исследований, рекомендации специалистов ЦПК и космонавтов передадут разработчикам робота – АО «НПО «Андроидная техника».
2 фото
 
[свернуть]
Медицинские и научные специалисты продолжат собирать данные по управлению роботом до и после полёта. Сейчас на МКС работает Кирилл Песков, и после возвращения на Землю космонавту также предстоит принять участие в этом исследовании.
 
https://rutube.ru/video/b154899b5fbd27edcaedd225fea23ff2/   1:45
Источник: Пресс-служба ЦПК. Фото: Павел Швец, видео: Михаил Деревцов.
фоторяд
[свернуть]

zandr

https://www.gctc.ru/main.php?id=7263
ЦитироватьКосмонавт Роскосмоса Кирилл Песков участвует в послеполётном экспериментальном исследовании по управлению имитатором планетохода
27 августа 2025
Кирилл Песков вернулся из космического полёта 9 августа 2025 года. Спустя несколько дней он прибыл в Звёздный городок. Помимо прохождения реабилитации, космонавт Роскосмоса продолжает участие в  научно-исследовательской деятельности.
2 фото
[свернуть]
В рамках проведения эксперимента «Созвездие ЛМ-23/24» Кирилл Песков управлял транспортным средством по заданной траектории в скафандре «Сокол». По сценарию трасса разбита на семь участков, в процессе движения по ней необходимо выполнить повороты различной сложности, подъехать к контрольному пункту, взять предмет и развернуться, объехать препятствия и выполнить ряд других элементов. Эта работа проводится с целью анализа, как факторы пребывания в невесомости влияют на способность человека двигаться, управлять техникой, выполнять различные задачи.
2 фото
[свернуть]
В ходе исследования непрерывно фиксируются значения физиологических параметров космонавта, технических параметров транспортного средства, а также время прохождения отдельных участков специальной трассы и количество ошибок.
2 фото
[свернуть]
По словам Кирилла, существенной разницы между управлением до и после полёта он не почувствовал.
Целью эксперимента «Созвездие» является оценка возможности осуществления сложной операторской деятельности после выполнения космического полёта. Это особенно важно в условиях подготовки к перспективным освоениям поверхностей Луны, Марса и других объектов Солнечной системы.
 
https://rutube.ru/video/9c2fc4419b6d1fcc78c34f99c974fece/

Источник: Пресс-служба ЦПК. Фото Андрея Шелепина, видео Михаила Деревцова.
многофото
[свернуть]

zandr

Также на Рутубе
https://rutube.ru/video/5a4daa12b4425d9386cf62bbe1ea86fe/
Космонавт Роскосмоса Кирилл Песков работал с роботом

zandr

https://www.gctc.ru/main.php?id=7422
ЦитироватьПослеполётный эксперимент с космонавтом Роскосмоса Сергеем Рыжиковым в первые дни после посадки
15 декабря 2025
9 декабря 2025 года экипаж транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-27» вернулся на Землю. На Международной космической станции он провёл более восьми месяцев.
Во время первого этапа реабилитации, который длится 3 недели, космонавты работают со специалистами Центра подготовки космонавтов по восстановлению организма.  Процесс проходит по индивидуально разработанному плану и включает в себя плавание, занятия в тренажёрном зале и ежедневный массаж. «Предусмотрено также совместное взаимодействие с представителями Центра, РКК «Энергия» и других смежных предприятий отрасли в рамках составления экспресс- отчёта результатов подготовки и деятельности экипажа при выполнении программы полёта на МКС. Кроме того, космонавты отрабатывают наземную часть послеполётных медико-биологических и научных экспериментов. Далее – санаторно-курортное лечение», – рассказал командир транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-27» Сергей Рыжиков.
Таким образом, спустя всего несколько дней после посадки космонавты не только проходят реабилитацию, но и уже приступают к послеполётной научно-исследовательской деятельности.
Один из этапов эксперимента «Созвездие ЛМО-25/27», который проводят специалисты Центра подготовки космонавтов, – управление транспортным средством в скафандре «Сокол» на поверхности других планет. В рамках исследования изучаются возможности человека при полётах в дальний космос, а также анализируется, как факторы невесомости влияют на способность человека двигаться, управлять техническими системами, выполнять другие сложные задачи.
 
2 фото
[свернуть]
Тренировка проводилась под контролем испытательной бригады на специальной трассе в круглом зале центрифуги ЦФ-18. Два года назад Сергей Рыжиков уже участвовал в аналогичных исследованиях. Тогда были зафиксированы фоновые показатели испытуемого и теперь можно сравнить полученные данные.
По словам Павла Долгова, заместителя начальника 3 управления по научно-исследовательской работе Центра,  для того, чтобы получить достоверную статистику и понять, как изменились параметры у испытуемых до и после полёта, нужно собрать значения минимум от пяти экспериментов.  Проведение в первые дни после приземления  подобных исследований позволяет накапливать статистические данные о возможностях и особенностях выполнения космонавтами сложной профессиональной деятельности после длительных космических полётов. Полученные с 2013 года данные подтверждают возможность реализовывать поставленные задачи на высоком уровне.
2 фото
[свернуть]
Вениамин Швецов, главный специалист по техническим средствам подготовки космонавтов сообщил, что транспортное средство смоделировано таким образом, чтобы его управление сильно отличалось от вождения за рулем обычного автомобиля.  «Оператор должен быть как чистый лист  перед системой управления с точки зрения уже наработанных в жизни навыков. Только во время тренировок он начинает адаптироваться, и по этим характеристикам адаптации мы видим, как быстро человек может справиться с задачами в новых условиях.  При этом сами испытания не меняются: трасса неизменна – она такая же, как в начале эксперимента, имеет ту же длину, углы и повороты, также как и все параметры движения и управления машиной», – рассказал Вениамин Швецов.
2 фото
 
[свернуть]
У Сергея Рыжикова по возвращении на Землю навыки сохранились на очень высоком уровне.  «Он способен превосходно выполнять поставленные задачи, но следует отметить, что так бывает не у всех», – уточнил Вениамин Швецов.
«Большой разницы с точки зрения возможностей управления, равно как и вестибулярных нарушений после недавнего приземления в ходе эксперимента я не заметил. В очередной раз можно утвердительно ответить на вопрос – «можно ли после длительного перелёта на другое небесное тело выполнять операторскую деятельность, в том числе с помощью ровера?». Я проехал чуть медленнее, чем в первый раз, но зато с меньшим количеством ошибок, эти результаты  вписываются в допустимые критерии.  Конечно, мы мечтаем о большем, – чтоб покрытие было приближенно к реальной поверхности, и аппарат был конструктивно больше похож на то устройство, которое будет применяться для перемещения по другим планетам... Тем не менее, это – шаг, и это – интересная работа. Результаты эксперимента внесут свой вклад в копилку научных исследований», – прокомментировал свои ощущения после проведения эксперимента Сергей Рыжиков.
  
3 фото
[свернуть]
 
Источник: Пресс-служба ЦПК, фото Андрей Шелепин
многофото
[свернуть]