Забытые ракетные комплексы

Автор wolf, 14.12.2007 16:21:42

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

binladin

ЦитироватьА медленно поднимать РН нельзя?

Можно, но тогда придется адаптировать СУ Ракеты, Систему наземной автоматики, ставить ДОРОГУЩУЮ внешнюю мощную насосную станцию и т.д.
А так, позаимствовали оставшееся от различных МБР оборудование:
- с Целины
- от Скорости
- от Курьера
- от Тополя
и даже кое что от Темпа-2С

ratte07

Т.е. при медленном подъеме нарушается работа СУ ракеты?
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

binladin

ЦитироватьТ.е. при медленном подъеме нарушается работа СУ ракеты?

Ничего не нарушается, просто изменение схемы подьема, потребует вмешательства в отработанный и привычный для ПГРК алгоритм старта, что ведет к лишним рискам (СУ ракеты расчитывает на подьем изделия в течение 16 секунд и еще через несколько секунд после вертикализации задействует ПАД ТПК который выстреливает ракету над срезом контейнера, после чего запускается маршевый РДТТ).

Но основная причина - необходимость ДОРОГОЙ насосной станции, т.к. полный вес качающейся части с РН – 82 тонны. В этих условиях пара ПАДов выглядит гораздо интереснее.

wolf

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьСтарый, ау!!! Хотелось бы возродить эту тему. А то ты был "временно дисквалифицирован" как раз в самом начале. Особенно меня интересуют уже заданные вопросы по "Волге", унификации вариантов "Целины-2" и судьбе ее шасси МАЗ-7906... :roll:

Артчасть с Целинной ПУ была снята и использована в работах по 5-тиступенчатой РН "Старт" в Плесецке в    1995 году, шасси скорее всего осталось на какой нибудь площадке  на 4 ГЦМП, Капустин Яр
:shock: А как ее можно было использовать в "Старте"? Думаю, Вы что-то путаете в комплексах. "Целина-2" как-то мало похожа на линейку "Темп-2С"-"Пионер"-"Тополь"-"Скорость". И почему шасси могло оказаться именно в КапЯре?

Ничего не путаю, Целина-2 - попытка положить тяжелую  ракету на колесное шасси и выполняли эту задачу для ЮжМаша, те же организации что и для ракет МИТа:
- шасси - МАЗ (МЗКТ) Минск
- ПУ в целом - ЦКБ з-да "Баррикады" (ЦКБ "Титан") Волгоград
, если вы думаете что они делали для ЮжМаша нечто принципиально иное чем ПУ для МИТа, то вы ошибаетесь !

РН "Старт" с двумя вторыми ступенями - слишком длинное и тяжелое изделие для скоростного подьема на стреле от Тополя. Поэтому, была создана специальная стационарная ПУ из оставшейся в Минске ПУ Целины-2: демонтирована артчасть вместе с лонжеронами шасси (поскольку разделить нельзя) и доработана установкой поверх Целинной стрелы, стрелы Курьера удлиненной в свою очередь куском от Тополиной стрелы, разработана оригинальная синхронизированная 2-х ПАДовая система скоростного подьема и т.д.
А потом отвезли в Мирный, где в 1995 году и использовали упомянутым ранее способом.

Как вы понимаете, КапЯр Астраханской обл., к Волгограду гораздо ближе чем Минск поэтому, вероятно, шасси там и оказалось.

Сейчас готовится публикация по этим событиям, если автор разрешит, выложу пару фоток.
Все-таки судьба МАЗ-7906 прояснилась и... нет! Дело в том, что упомянутые агрегаты были взяты с разобранного в свое время на заводе экземпляра шасси (и он уже никак не мог оказаться в КапЯре, если большая часть шасси ушла на цели «Старта»). Их история представляет для меня большой интерес – предполагалось, что они попросту ушли на металлолом. Однако второе шасси не было порезано. Его забрал «для экспериментальных работ» МИТ и судьба машины пока неизвестна. Что же это за «экспериментальные работы», для которых потребовалось шасси от «Целины-2»?! :shock:

binladin

ЦитироватьВсе-таки судьба МАЗ-7906 прояснилась и... нет! Дело в том, что упомянутые агрегаты были взяты с разобранного в свое время на заводе экземпляра шасси (и он уже никак не мог оказаться в КапЯре, если большая часть шасси ушла на цели «Старта»). Их история представляет для меня большой интерес – предполагалось, что они попросту ушли на металлолом. Однако второе шасси не было порезано. Его забрал «для экспериментальных работ» МИТ и судьба машины пока неизвестна. Что же это за «экспериментальные работы», для которых потребовалось шасси от «Целины-2»?! :shock:

Обещаю попытать старожилов с пристрастием, может кто расколется (машины катали в Выползово).

wolf

Цитировать
ЦитироватьВсе-таки судьба МАЗ-7906 прояснилась и... нет! Дело в том, что упомянутые агрегаты были взяты с разобранного в свое время на заводе экземпляра шасси (и он уже никак не мог оказаться в КапЯре, если большая часть шасси ушла на цели «Старта»). Их история представляет для меня большой интерес – предполагалось, что они попросту ушли на металлолом. Однако второе шасси не было порезано. Его забрал «для экспериментальных работ» МИТ и судьба машины пока неизвестна. Что же это за «экспериментальные работы», для которых потребовалось шасси от «Целины-2»?! :shock:

Обещаю попытать старожилов с пристрастием, может кто расколется (машины катали в Выползово).
И каковы результаты "пытки"? :wink:

wolf

Хотелось бы вернуться к старым вопросам.
ЦитироватьВопрос №3:
Дальность ракетного комплекса "Волга" должна была быть 900 км или существенно больше?

Известно, что РК "Волга" дошел до стадии экскизного проекта. Уже было готово шасси. Для комплекса разрабатывалась безъядерная БЧ с наведением с помощью радиолокационной ГСН корреляционного типа. Она относилась к высокоточному оружию. Как и у "Оки" можно было провести перенацеливание в полете. Ряд технических решений был впоследствии использован в РК "Искандер".
Есть информация, что "Волга" должна была стать первым шагом к созданию унифицированного модульного ракетного комплекса для сухопутных войск "Волна".
"Волга" должна была сменить "Темп-С" (с дальностью до 900км).
Предполагалась унификация "Волги" с "Окой-У", к которой добавлялась вторая ступень. Система управления и контрольно-проверочная аппаратура обоих ракет должна была быть унифицирована.
http://military.tomsk.ru/blog/topic/256/topics.html
Комплекс "Волга"
Фронтовой (оперативно-тактический увеличенной дальности) ракетный комплекс. НИОКР на базе вероятно ОТР "Ока" велись КБ Машиностроения (г.Коломна) в первой половине 1980-х годов (главный конструктор - С.П.Непобедимый). Комплекс создавался в рамках конкурса на замену оперативно-тактических ракет увеличенной дальности "Темп-С" (об остальных участниках конкурса данных нет). В 1987 г. изготовлен опытный образец шасси для ПУ и ТЗМ комплекса, начаты испытания шасси, оборудован опытный образец ТЗМ. Разработка прекращена в конце 1980-х годов (возможно в 1988-1989 г.г.) на этапе проектирования комплекса и опытной отработки обеспечивающих систем (ТЗМ и т.п.) в связи с заключением Договора о сокращении РСМД.
Наведение - вероятно, предполагалось создание двух вариантов систем управления ракетой - традиционной инерциальной на новой элементной базе и с РЛ ГСН корреляционного типа (по цифровой карте местности в районе цели) для наведения на конечном этапе. Разработку РЛ ГСН вел ЦНИИАГ совместно с НПО "Геофизика" (больше некому). Применение комплекса предполагалось как автономно, так и в составе разведывательно-ударных комплексов с получением целеуказания с удаленных источников информации  (косвенный источник - интервью генерал-майора Виталия Панова, бывшего начальника Центрального НИИ сухопутных вооружений о возможном развитии ракетных вооружений в конце 1980-х годов). Т.к предполагалась унификация систем управления комплексов "Волга" и"Ока-У", то вполне вероятно использование на отделяющейся БЧ аэродинамических рулей  для наведения на конечном участке траектории. Так же возможно предусматривалась возможность перенацеливания ракеты после старта.
Пусковая установка - мобильная колесная на шасси БАЗ-69481М Брянского автозавода (главный конструктор - Ю.И.Мосин, опытный образец изготовлен в 1987 г.). ТЗМ на таком же шасси (опытный образец оборудован КБМ в г.Коломна). Шасси создано на базе БАЗ-69481, не плавающее, по составу оборудования предположительно унифицировано с СПУ и ТЗМ комплекса "Ока". По нашему мнению, ТЗМ перевозит 2 ракеты и оснащена краном для заряжания ПУ.
Колесная формула - 10 х 8
Расположение осей - 2-3 (передние две оси поворотные)
Двигатель - 2 х дизель КамАЗ-740.3 мощностью по 260 л.с.
Клиренс - 480 мм
Ширина колеи - 2275 мм
Радиус поворота - 16,5 м
Масса снаряженная - 21500 кг (без ракеты)
Масса полная - 40500 кг (с ракетой и расчетом)
Грузоподъемность - 18600 кг
Запас хода - 900 км
Скорость максимальная по шоссе - 74 км/ч
Расчет - 4 чел
Масса полная - 40500 кг (с ракетой и расчетом)
Грузоподъемность - 18600 кг
Запас хода - 900 км
Скорость максимальная по шоссе - 74 км/ч
Расчет - 4 чел
Ракета - количество ступеней - 2 (по данным из разных источников), в качестве первой ступени вероятно предполагалось использование ракетного блока ракеты комплекса "Ока" или "Ока-У".
Двигатель - РДТТ на обоих ступенях
Дальность действия - 900-1000 км (оценочно)
Боевые части:
- ядерная
- обычная с высокоточной РЛ ГСН

ТЗМ фронтового ракетного комплекса "Волга" на шасси БАЗ-69481М на испытаниях


Шасси БАЗ-69481М

wolf

Вопрос №11:
Конкурента «Волги» – РК «Агат-1» – предлагал МИТ. Очевидно, несколько более ранний проект просто подошел для конкурса. Правда, три боевых блока при максимальной дальности в 1650 км заставляют усомниться в эффективности их разведения для РГЧ ИН – скорее «стрельба по площадям». Или новая система целеуказания\наведения на подвижные объекты? И, как я понимаю, Надирадзе и Непобедимый использовали только «свои», привычные шасси?

http://military.tomsk.ru/blog/index-258.html
Комплекс «Агат»
Комплекс «Агат-1» – STERLITE (?)
Фронтовой (оперативно-тактический увеличенной дальности) ракетный комплекс. НИОКР велись на базе ОТР «Эльбрус» Московским Институтом Теплотехники (главный конструктор – А.Д.Надирадзе) с 1979 г. Комплекс создавался в рамках конкурса на замену оперативно-тактических ракет увеличенной дальности «Темп-С» (конкурент – комплекс «Волга» КБМ). Работы не вышли из стадии проектирования.
По умолчанию данные варианта «Агат-1». Наименование NATO – STERLITE – присвоено нами предположительно, исходя из сообщения Глобалсекьюрити.орг.
Наведение – бесплатформенная инерциальная система с лазерными гироскопами и БЦВМ, управление полетом предполагалось осуществлять сочетанием аэродинамических рулей и поворотными соплами двигателей.
Пусковая установка – прорабатывались варианты наземного («Агат-1») и воздушного («Агат») базирования ракет комплекса.
Двигатель – РДТТ с регулируемым уровнем тяги и поворотными соплами на первой ступени. Ракета "Агат-1" – смесевое твердое топливо.
Конструкция корпуса – типа "кокон" (углепластик).
Количество ступеней – 2 (маршевая и боевой блок со своей двигательной установкой).
Длина ракеты – 9,89 м
Диаметр ракеты – 1,075 м
Масса ракеты – 7650 кг
Дальность действия максимальная – 1650 км
Боевые части:
– ядерная БЧ
– 3 ядерные РГЧ ИН с дополнительным двигателем разведения БЧ на боевом блоке
– обычная БЧ в разных вариантах
– управляемая обычная БЧ (видимо с оптической корреляционной ГСН)
– кассетная БЧ
Статус – СССР – комплекс не производился и не испытывался.
Экспорт:
Ирак – по данным ЦРУ и Глобалсекьюрити.орг – по согласованию с российской стороной Фирас Тлас – сын министра обороны Сирии – в 2001 г. сделал предложение Ираку о получении из России документации по комплексу «Темп-С» и ракетам STERLITE (дальность до 1500 км с высокой точностью) для организации производства. На основании этой информации наиболее подходящим кандидатом на идентификацию по наименованию «STERLITE» является комплекс «Агат» МИТа.

Фраза об «Эльбрусе» очевидно имеет в виду: 1 – для замены и Р-17; 2 – с переоборудованием многочисленных шасси на МАЗ-543 от Р-17.

http://www.rusarmy.com/forum/topic5837.html
В 1979 году Московским институтом теплотехники были разработаны технические предложения по комплексу «АГАТ-1».
В основу проектных проработок был положен принцип максимальной унификации новой ракеты с авиационной баллистической ракетой «АГАТ», разрабатывавшейся в МИТе для применения в перспективном гиперзвуковом самолете. В части маршевых ступеней единственным отличием двигательных установок ракеты «АГАТ-1» от авиационного аналога было применение смесевого топлива.
Ракета «АГАТ-1» должна была оснащаться моноблочными частями с различными типами боевых блоков, в том числе управляемым боевым блоком и неядерной кассетной боевой частью. Предусматривалось применение разделяющейся головной части с ТРЕМЯ боевыми блоками. Для обеспечения достаточного района разведения боевых блоков на боевой ступени предусматривалась применения двигательной установки с регулируемым уровнем тяги.
В маршевых ступенях предусматривалось использование наиболее передовых технических решений, в частности корпусов типа «кокон» и поворотных сопл на верхних ступенях. На первой ступени для управления по всем каналам было реализовано сочетание аэродинамических и газовых рулей.

Какое же тогда топливо предполагалось на авиационном «Агате»?

wolf

Вопрос №12:
Какие конкурирующие проекты были у «Байкала»?

http://www.rusarmy.com/forum/topic5824.html
Ракетный комплекс «Байкал»
По завершению работы над ракетным комплексом «Темп-С», в соответствии с решением с решением ВПК от 7 июня 1966 года в НИИ-1 (ныне МИТ) начаты проектно-конструкторские проработки по комплексу аналогичного назначения с расширенными боевыми возможностями, получившему наименование «Байкал». Комплекс занимал промежуточное положение между стратегическими комплексами РВСН средней дальности и комплексами Сухопутных войск повышенной дальности.
Необходимость создания нового комплекса определялось стремлением увеличить максимальную дальность пуска, а также повысить боевую эффективность по сравнению с ранее созданными оперативно-тактическими ракетами в случае поступления на вооружения армии США перспективного зенитно-ракетного комплекса SAM-D. Для комплекса SAM-D были заявлены высокие характеристики по решению задач ПРО на театре военных действий. Исходя из этого, ракета «Байкал» должна была оснащаться элементами комплекса преодоления ПРО.
Основные технические решения, принятые для первоначального варианта МБР «Темп-2С» использовались в ракете «Байкал». К ним относятся, в частности, применение отстреливаемых целей, а также использование для увода боевой ступени доводочных двигателей, размещенных на внешней поверхности корпуса агрегатного отсека. Маршевые двигательные установки двухступенчатой ракеты по большинству конструктивно-схемных решений соответствовали МБР «Темп-2С». Цилиндрические части корпусов двигательных установок были выполнены из стеклопластика, днища – из стали.
В двигателях применялись прочноскрепленные с корпусом заряды смесевого топлива повышенной энергетики. В качестве органов управления на первой ступени предусматривались газовые и решетчатые аэродинамические рули. На второй ступени – вдув газа в закритическую часть сопла.
Расчетная максимальная дальность ракеты «Байкал» составляла 900-1100 км.
Стартовая масса – 12,74 тонны.
Длина – 10,7 м
Диаметр 1,38 м.
Как и «Темп-С» ракета «Байкал» должна была эксплуатироваться из ТПК, стартуя из него при запуске двигателей первой ступени.
Однако после выпуска эскизного проекта работы над комплексом были прекращены. Отработка американского зенитно-ракетного комплекса SAM-D шла с большим отставанием от первоначально намеченных сроков и поэтому ранее созданные ракетные комплексы сухопутных войск сохранили способность эффективно решать поставленные задачи.

wolf

Вопрос №13:
Какие конкурирующие проекты были у «Копья-Р»?

http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=4429.msg22380#msg22380
Ракетный комплекс «Копье-Р»
Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Копье-Р» разрабатывался на базе серийного колесного четырехосного полноприводного шасси высокой проходимости МАЗ-543 и малогабаритной жидкостной МБР для обеспечения высокой выживаемости за счет мобильности автономных самоходных ПУ.
Ракета разработана по схеме с последовательным расположением ступеней, ампулизированная, заводской заправки. Транспортировка, хранение и пуск ракеты осуществляются из ТПК. Боевое оснащение установлено под головной обтекатель (ГО). В варианте применения тяжелого ББ ГО не используется.
Боевое оснащение:
- моноблочная ГЧ с тяжелым ББ без средств преодоления ПРО или с легким ББ и средствами преодоления ПРО;
- моноблочная ГЧ с легким ББ и средствами преодоления ПРО;
Двигательная установка
ДУ I ступени - пятикамерная, состоящая из одной основной и четырех рулевых КС с питанием от одного ТНА.
ДУ II ступени - однокамерная, со стационарной КС.
Боевое дежурство ПГРК «Копье-Р»
Стартовые батареи патрулируют на боевых маршрутах в состоянии постоянной боевой готовности с периодической сменой мест стоянки.
С периодичностью один раз в семь суток стартовая батарея перебазируется на пункт постоянной дислокации полка, где проводятся, как правило без снятия с БД, замена дежурной смены и необходимое техническое обслуживание.
Рассматривались две структурные схемы боевого ракетного комплекса: дивизионная и полковая.
Дивизионная структура предусматривает наличие в составе БРК четырех дивизионов, состоящих из трех стартовых батарей, включающих машины обеспечения БД, и подвижных КП дивизиона и полка. Полный состав БРК дивизионной структуры включает 46 машин.
Полковая структура отличается отказом от подвижных КП дивизиона (16 машин) с включением взамен их в состав БРК четырех подвижных ретрансляторов (8 машин) для обеспечения надежного боевого управления. Полный состав БРК полковой структуры включает 38 машин.
Период разработки
ПГРК «Копье-Р» разрабатывался с июля по декабрь 1985 г. Выпущен ЭП.
Основные тактико-технические характеристики МБР «Копье-Р»:
Тип ПУ - автономная самоходная ПУ на шасси МАЗ- 543;
Максимальная дальность стрельбы - межконтинентальная;
Боевое оснащение - моноблочная ГЧ с термоядерным зарядом;
Точность стрельбы, км - 0,5;
Гарантийный срок нахождения комплекса на боевом дежурстве, лет - 10;
Технические характеристики ракеты:
Стартовый вес, т - 10,9;
Забрасываемый вес. кг - 202;
Число ступеней - две маршевые ступени ракеты и боевая ступень ГЧ;
Габаритные размеры ракеты, м:
- длина - 12.9;
- диаметр - 1,15;
Вид топлива:
- маршевых ступеней - жидкое, самовоспламеняющееся с высококипящими компонентами (AT и НДМГ);
- боевой ступени - жидкое монотопливо;
ДУ I ступени:
- тяга, тс - 29;
- давление в камере, кгс/см - 160;
- исполнительные органы системы управления - 4 поворотные рулевые КС;
ДУ II ступени:
- тяга, тс - 3.8;
- давление в камере, кгс/см - 130;
- органы управления - вдув генераторного газа в закритическую часть сопла и сопла крена;
ДУ боевой ступени: (на базе двигателей малой тяги с однократным запуском)
- тяга одного ЖРД малой тяги в пустоте, кгс - 5: 1.2;
- удельный импульс в пустоте, с - 200;
Система управления - автономная, инерциальная с коррекцией от системы спутниковой навигации;
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gnr/Go, кгс/тс - 18.5.
Источник: Книга "Ракеты и космические аппараты КБ Южное".

На указанном сайте есть изображения ракеты и шасси с ТПК.

Якобы проходила информация, что РК «Копье-Р» разрабатывался как альтернатива РК «Курьер», хотя это и маловероятно.
Конечно, слишком невелик забрасываемый вес, но возможность размещения на компактном шасси МАЗ-543 многого стоила. Однако подозреваю, что разработчики комплекса столкнулись с множеством технических проблем... :roll:

wolf

Вопрос №14:
Какие ЖРД предполагались для ступеней «Копья-Р»?
Salo, идеи есть? :roll:

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Оба двигателя утопленники. Судя по давлению в КС замкнутой схемы.
И по тяге очень схожи с двигателями второй и третьей ступеней Р-29РМ.
Отличаются методами УВТ. Видимо планировались двигатели КБХМ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

wolf

Вопрос №15:
Возможность создания РК типа «Волги» на базе «Искандера» (ОТР «увеличенной дальности» для «Искандера» предполагается). Интересно, какое из существующих шасси МЗКТ подойдет – то же 7930? Ведь есть возможность разместить две ракеты, как и в Искандере, что уникально для комплекса такой дальности...

wolf

Вопрос №16:
Что за комплекс конкурировал с «Искандером»? Есть ли информация об основных ТТХ и шасси? Какой опыт был у КБ Шипунова? Участвовал ли в конкурсе МИТ?

http://military.tomsk.ru/blog/index-330.html
ОТР КБП (проект), наименование неизвестно.
Оперативно-тактический ракетный комплекс. Разрабатывался КБ Приборостроения (далее – КБП) под руководством генерального конструктора А.Г.Шипунова в качестве конкурента комплекса «Искандер» разработки КБМ. Разработка велась предположительно в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Других данных нет.
Наведение – предположительно использовалась инерциальная система управления ракеты с возможностью использования разных ГСН на конечном этапе.
Пусковая установка – нет данных.

wolf

ЦитироватьВопрос №9:
В РК "Курьер" применялись топлива и ступени, в последующем использовавшиеся в «Тополе-М»? Имеются в виду 2-я и 3-я ступени «Тополя-М». Эти новые топлива были разработаны еще для РТ-23УТТХ.
Так кто-то знает??? :roll:  :)

C-300

Цитировать
ЦитироватьВопрос №9:
В РК "Курьер" применялись топлива и ступени, в последующем использовавшиеся в «Тополе-М»? Имеются в виду 2-я и 3-я ступени «Тополя-М». Эти новые топлива были разработаны еще для РТ-23УТТХ.
Так кто-то знает??? :roll:  :)
Особой информации нет. Всё, что есть:
ЦитироватьДля обеспечения межконтинентальной дальности стрельбы для малогабаритной ракеты в ее конструкции были реализованы наиболее совершенные технические решения, существовавшие в мировом ракетостроении к началу 80-х годов. В частности в маршевых ДУ было применено высокоплотное твердое топливо повышенной энергетики. <...> Специально для ракеты "Курьер" коллективом НПО АП была создана высокоточная бортовая аппаратура системы управления с массой , в несколько раз меньшей, чем у ранее разработанных аналогичных систем. <...> При работе над комплексом "Курьер" коллективом института были сделаны огромные технологические и конструкторские прорывы. Эти "курьерские" достижения в дальнейшем легли в основу комплексов "Тополь-М" и "Булава", не говоря о том, что космическая ракета-носитель "Старт-1" летает сегодня с использованием систем управления "Курьера"
http://www.rusarmy.com/forum/topic5957.html