Китайская пилотируемая лунная программа официально стартовала

Автор Liss, 29.05.2023 12:49:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Liss

Чисто для порядку...

https://russian.news.cn/20240229/3b215b8b3e184d8cb12df4927175c197/c.html
ЦитироватьВ Китае полным ходом продвигается пилотируемая программа по исследованию Луны
2024-02-29 19:30:45丨Russian.News.Cn
Пекин, 29 февраля /Синьхуа/ -- В настоящее время китайская пилотируемая программа по исследованию Луны продвигается полным ходом. Ракета-носитель "Чанчжэн-10" /"Великий поход-10"/, пилотируемый космический корабль "Мэнчжоу" /"Челн мечты"/, лунный посадочный модуль "Ланьюэ" / "Дотянуться до Луны"/ и скафандр для посадки на Луну находятся в стадии разработки прототипа, заявили в четверг в Канцелярии программы пилотируемой космонавтики Китая /CMSA/.
Согласно плану, первая посадка китайских космонавтов на поверхность естественного спутника Земли состоится до 2030 года. В рамках пилотируемой миссии к Луне запустят две ракеты-носителя, при помощи которых будут выведены на окололунную орбиту космический корабль и посадочный модуль. После произведения сближения и стыковки двух космических аппаратов, космонавты перейдут из корабля в посадочный модуль.
Новая ракета-носитель "Чанчжэн-10", в которой в качестве ракетного топлива используется жидкие водород и кислород, а также керосин, разрабатывается, в основном, для вывода пилотируемого космического корабля и лунного посадочного модуля на переходную орбиту Земля-Луна.
В CMSA также объявили, что в 2024 году Китай запустит пилотируемые космические корабли "Шэньчжоу-18" и "Шэньчжоу-19". Экипажи для этих двух пилотируемых полетов уже были отобраны. В данный момент они усердно тренируются и готовятся к вышеназванным миссиям. А экипаж "Шэньчжоу-17", как планируется, вернется на Землю в конце апреля.
Вместе с этим, в космическом ведомстве подтвердили готовность страны неуклонно продвигать проекты международного сотрудничества с такими учреждениями, как Управление Организации Объединенных Наций по вопросам космического пространства /ЮНООСА/.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Димитър

Цитата: Liss от 29.02.2024 17:49:25Новая ракета-носитель "Чанчжэн-10", в которой в качестве ракетного топлива используется жидкие водород и кислород, а также керосин, разрабатывается,
Все еще не перешли на метан? У Чанчжен-10 каждый год меняется концепция ...  
Думаю, наконец дойдут до китайского Старшипа.

Андрюха

Цитата: Димитър от 29.02.2024 22:15:47
Цитата: Liss от 29.02.2024 17:49:25Новая ракета-носитель "Чанчжэн-10", в которой в качестве ракетного топлива используется жидкие водород и кислород, а также керосин, разрабатывается,
Все еще не перешли на метан? У Чанчжен-10 каждый год меняется концепция ... 
Думаю, наконец дойдут до китайского Старшипа.
Вы путаете с Чанчжэн-9. Вот Чанчжэн-10:


Димитър

В английской Википедии пишут, что в январе этого года срок первого старта Чанчжэн-10 перемещен с 2027 на 2025-26 года. Будет интересно, если успеют высадиться на южном полюсе Луны раньше американцев и займут лучшее место для станции.

А зля публики первая пилотируемая китайская экспедиция на Луне остается на 2030 год...

Astro Cat

Цитата: Димитър от 02.03.2024 19:05:14Будет интересно, если успеют высадиться на южном полюсе Луны раньше американцев и займут лучшее место для станции.

У американцев есть УЖЕ ЕСТЬ ракета и корабль. У Китая нет НИЧЕГО. И неизвестно когда будет. Цифирьки годов легко едут вправо при любых заминках. Так что шансов у Китая опередить американцев нет.

Paleopulo

Цитата: Astro Cat от 02.03.2024 20:30:07
Цитата: Димитър от 02.03.2024 19:05:14Будет интересно, если успеют высадиться на южном полюсе Луны раньше американцев и займут лучшее место для станции.

У американцев есть УЖЕ ЕСТЬ ракета и корабль. У Китая нет НИЧЕГО. И неизвестно когда будет. Цифирьки годов легко едут вправо при любых заминках. Так что шансов у Китая опередить американцев нет.
Что-то я пропустил, а когда летал новый американский корабль, предназначенный для посадки на Луну?

Astro Cat

Цитата: Paleopulo от 02.03.2024 22:29:08Что-то я пропустил, а когда летал новый американский корабль, предназначенный для посадки на Луну?

Для полетов на лунную орбиту летал в позапрошлом году. У китайцев и этого НЕТ. И ракеты НЕТ. Это годы создания, испытаний и доводки.

Paleopulo

Цитата: Astro Cat от 04.03.2024 13:30:46
Цитата: Paleopulo от 02.03.2024 22:29:08Что-то я пропустил, а когда летал новый американский корабль, предназначенный для посадки на Луну?

Для полетов на лунную орбиту летал в позапрошлом году. У китайцев и этого НЕТ. И ракеты НЕТ. Это годы создания, испытаний и доводки.

Китайцы говорят о посадке, а не об облете. Будет облет или нет - не известно. Название лунного модуля они рассекретили. В какой он степени готовности по отношению в лунному Старшипу - не известно. А если учесть, что он классического типа, в отличии от - то не понятно, откуда оптимизм по отношению к США. 

Astro Cat

Цитата: Paleopulo от 04.03.2024 13:35:18Китайцы говорят о посадке, а не об облете.

Они могут говорить о чем угодно. У них нет ничего - ни для посадки, ни для облета. Одни названия.

Безос  делает классический посадочный модуль, помимо Старшипа.

Paleopulo

Цитата: Astro Cat от 04.03.2024 14:39:09
Цитата: Paleopulo от 04.03.2024 13:35:18Китайцы говорят о посадке, а не об облете.

Они могут говорить о чем угодно. У них нет ничего - ни для посадки, ни для облета. Одни названия.

Безос  делает классический посадочный модуль, помимо Старшипа.
Еще раз - мы и они говорим о посадке. Которую НАСА запланировало на конец 2026 года. Что у НАСА есть на сегодня работающее для этой посадки?
Если бы лэндер от Безоса стоял на первые 2 посадки, а не "после Страшипа" - шансы НАСА успеть были бы выше. Но его делают именно для третьей посадки, и в каком он состоянии (кроме картинок) - тоже не ясно.

Astro Cat

Цитата: Paleopulo от 04.03.2024 16:55:40Еще раз - мы и они говорим о посадке.

Это вы говорите. Прямо игногируя простой факт, что чтоб сесть на Луну, до нее надо долететь. Китаю не на чем лететь.

Paleopulo

Цитата: Astro Cat от 04.03.2024 17:22:30
Цитата: Paleopulo от 04.03.2024 16:55:40Еще раз - мы и они говорим о посадке.

Это вы говорите. Прямо игногируя простой факт, что чтоб сесть на Луну, до нее надо долететь. Китаю не на чем лететь.
На чем полетят астронавты, что бы сесть на Луну? 

Veganin

https://spacenews.com/china-to-debut-large-reusable-rockets-in-2025-and-2026/
ЦитироватьChina to debut large reusable rockets in 2025 and 2026
Andrew Jones March 5, 2024

HELSINKI — China's main state-owned contractor plans test flights for two new large diameter reusable rockets in the next couple of years, despite existing commercial reusability efforts.

The China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC) plans to launch four-meter and five-meter-diameter reusable rockets for the first time in 2025 and 2026 respectively, Wang Wei, a deputy to the National People's Congress, told China News Service March 4.

The reports do not clearly identify the two rockets. CASC is known to be developing a new, 5.0m-diameter crew launch vehicle, known as the Long March 10. A single stick version would be used to launch a new-generation crew spacecraft to low Earth orbit and could potentially fly in 2025. A three-core variant will launch the "Mengzhou" crew spacecraft into trans-lunar orbit.

The rocket is key to China's plans to put astronauts on the Moon before 2030. The Long March 10 lunar variant will be 92 meters long and be able to launch 27 tons into trans-lunar orbit.


The 4.0-meter-diameter launcher could be a rocket earlier proposed by CASC's Shanghai Academy of Spaceflight Technology (SAST). That rocket would be able to launch up to 6,500 kg of payload to 700-kilometer sun-synchronous orbit (SSO). It would notably use engines developed by the commercial engine maker Jiuzhou Yunjian.

CASC's first move to develop a reusable rocket centered on making a recoverable version of the Long March 8. That plan appears to have been abandoned. SAST also plans to debut the 3.8m-diameter Long March 12 later this year from a new commercial launch site.

While the Long March 10 has specific, defined uses for lunar and human spaceflight, the second reusable rocket would appear to be in competition with China's commercial rocket companies. While this suggests duplication of effort, it also fits into a national strategy to develop reusable rockets and support commercial ecosystems. The moves would greatly boost China's options for launch and access to space. It would also provide new capacity needed to help construction planned low Earth orbit megaconstellations.

Wang told reporters that CASC has been leveraging its complete industrial chain and advantages in technology, products, talent, infrastructure and other aspects to promote the development of China's commercial space industry in recent years.

CASC will also increase the openness and sharing of large-scale test facilities such as rocket engine test benches. It will also participate in the construction of commercial launch sites, and provide other infrastructure to support commercial launches, according to Wang.

Rong Yi, with the China Academy of Launch Vehicle Technology (CALT) under CASC, separately told Science and Technology Daily, an official ministry newspaper, that China's progress on reusable rockets has been steady in recent years. She stated that key technological issues had been overcome one by one and that the overall progress is very smooth.

That report stated that CASC is accelerating the development of products adapted to the commercial space market. It is making breakthroughs in reusable launch vehicle technology, and promoting the technological upgrading of space transportation systems. It is also developing the YF-209 methane-liquid oxygen reusable engine for commercial users.

A number of Chinese commercial rocket makers are planning and conducting small-scale hop tests. These are steps towards larger, reusable launch vehicles due to debut in the near future.

Landspace, Space Pioneer, Galactic Energy and iSpace are among companies working towards expendable flights of launchers that could be made reusable in the future. Meanwhile Deep Blue Aerospace could make its first orbital launch and recovery attempt later this year.

Сырой гуглоперевод:
Спойлер
ХЕЛЬСИНКИ – Главный государственный подрядчик Китая планирует в ближайшие пару лет испытательные полеты двух новых ракет многоразового использования большого диаметра, несмотря на существующие усилия по коммерческому повторному использованию.

Китайская корпорация аэрокосмической науки и технологий (CASC) планирует впервые запустить многоразовые ракеты диаметром четыре и пять метров в 2025 и 2026 годах соответственно, сообщил в марте китайской службе новостей Ван Вэй, депутат Всекитайского собрания народных представителей . 4.

В отчетах нет четкой идентификации этих двух ракет. Известно, что CASC разрабатывает новую ракету-носитель для экипажа диаметром 5,0 м, известную как Long March 10 . Версия с одним стержнем будет использоваться для запуска космического корабля с экипажем нового поколения на низкую околоземную орбиту и потенциально может полететь в 2025 году. Вариант с тремя ядрами позволит вывести космический корабль с экипажем « Мэнчжоу » на окололунную орбиту.

Ракета играет ключевую роль в планах Китая отправить астронавтов на Луну до 2030 года . Лунный вариант Long March 10 будет иметь длину 92 метра и сможет вывести на транслунную орбиту 27 тонн груза.

Пусковая установка диаметром 4,0 метра может представлять собой ракету, ранее предложенную Шанхайской академией космических технологий CASC (SAST). Эта ракета сможет вывести до 6500 кг полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту (ССО) высотой 700 километров. В частности, в нем будут использоваться двигатели, разработанные производителем коммерческих двигателей Jiuzhou Yunjian.

Первый шаг CASC по разработке многоразовой ракеты был сосредоточен на создании восстанавливаемой версии «Великого похода-8». От этого плана, похоже, отказались . SAST также планирует представить Long March 12 диаметром 3,8 метра позднее в этом году с новой коммерческой стартовой площадки.

В то время как «Великий поход-10» имеет конкретные, определенные применения для полетов на Луну и пилотируемый космос, вторая ракета многоразового использования, похоже, будет конкурировать с коммерческими ракетными компаниями Китая . Хотя это предполагает дублирование усилий, это также вписывается в национальную стратегию по разработке многоразовых ракет и поддержке коммерческих экосистем . Эти шаги значительно расширят возможности Китая по запуску и доступу в космос. Это также обеспечит новые мощности, необходимые для помощи в строительстве планируемых мегасозвездий на околоземной орбите .

Ван сообщил журналистам, что CASC в последние годы использует всю свою производственную цепочку и преимущества в технологиях, продуктах, талантах, инфраструктуре и других аспектах для содействия развитию коммерческой космической отрасли Китая.

CASC также повысит открытость и совместное использование крупномасштабных испытательных установок, таких как стенды для испытаний ракетных двигателей. По словам Ванга, он также будет участвовать в строительстве коммерческих стартовых площадок и предоставлять другую инфраструктуру для поддержки коммерческих запусков.

Ронг И из Китайской академии технологий ракет-носителей (CALT) при CASC отдельно сообщил официальной газете министерства Science and Technology Daily, что прогресс Китая в области многоразовых ракет в последние годы был стабильным. Она заявила, что ключевые технологические проблемы были решены одна за другой и что общий прогресс идет очень гладко.

В этом отчете говорится, что CASC ускоряет разработку продуктов, адаптированных для коммерческого космического рынка. Он совершает прорыв в технологии многоразовых ракет-носителей и способствует технологической модернизации космических транспортных систем. Компания также разрабатывает многоразовый метан-жидко-кислородный двигатель YF-209 для коммерческих пользователей .

Ряд китайских производителей коммерческих ракет планируют и проводят небольшие прыжковые испытания . Это шаги к более крупным многоразовым ракетам-носителям, которые должны дебютировать в ближайшем будущем.

Landspace, Space Pioneer, Galactic Energy и iSpace входят в число компаний, работающих над одноразовыми полетами ракет-носителей, которые в будущем можно будет использовать повторно. Тем временем Deep Blue Aerospace может совершить свой первый орбитальный запуск и попытку восстановления позднее в этом году.
[свернуть]
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Liss

Цитата: Astro Cat от 02.03.2024 20:30:07
Цитата: Димитър от 02.03.2024 19:05:14Будет интересно, если успеют высадиться на южном полюсе Луны раньше американцев и займут лучшее место для станции.

У американцев есть УЖЕ ЕСТЬ ракета и корабль. У Китая нет НИЧЕГО. И неизвестно когда будет. Цифирьки годов легко едут вправо при любых заминках. Так что шансов у Китая опередить американцев нет.
Китайцы уже начали рыть землю под стартовый комплекс CZ-10 на Вэньчане и под МИКи для нее. С учетом продемонстрированных в последние годы темпов строительства и оснащения новых стартов провести первый пуск одноблочной возвращаемой CZ-10A в 2026 году, как было анонсировано 4 марта, реально. Ничего пионерского в этой ракете нет, двигатели являются модернизированными вариантами летающих YF-100. Трехблочная CZ-10 с грузоподъемностью 27 тонн на отлетную к Луне полетит, допустим, годом позже.
Имею вопрос: а успеют ли США к моменту первого полета CZ-10A в 2026 году хотя бы запустить вторую SLS с миссией Artemis II на окололунную орбиту? А к моменту первого полета CZ-10?
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Astro Cat

Цитата: Liss от 06.03.2024 12:01:21Имею вопрос: а успеют ли США к моменту первого полета CZ-10A в 2026 году хотя бы запустить вторую SLS с миссией Artemis II на окололунную орбиту?

Конечно успеют. В 2025. Для облета нет никаких причин откладывать, кроме политических. С 3й Артемидой могут быть нюансы у Маска. Скорее всего будет классический лэндер. Купленная Безосом ULA его сделает до 2027.

Arzach

Цитата: Astro Cat от 06.03.2024 22:33:42Купленная Безосом ULA его сделает до 2027.
ULA кроме носителей ничего делать не умеет. А вот Lockheed и Boeing, вошедшие в National Team под эгидой Blue Origin, наверно смогут, но вряд ли быстро.

Paleopulo

Цитата: Arzach от 06.03.2024 22:55:03
Цитата: Astro Cat от 06.03.2024 22:33:42Купленная Безосом ULA его сделает до 2027.
ULA кроме носителей ничего делать не умеет. А вот Lockheed и Boeing, вошедшие в National Team под эгидой Blue Origin, наверно смогут, но вряд ли быстро.
Да они и не собираются делать его быстро. Только к третьей посадке. Работы и финансирование выделено под это. 

Arzach

Цитата: Paleopulo от 06.03.2024 23:12:32Да они и не собираются делать его быстро. Только к третьей посадке. Работы и финансирование выделено под это. 
Понятно, что не собираются. Но тут речь о том, что эта неторопливость в сочетании с пока что крайне туманными перспективами первых двух посадок может привести к тому, что первыми на Луне в этом веке окажутся китайцы. А то и вторыми, и третьими и т.п.

Paleopulo

Цитата: Arzach от 06.03.2024 23:27:47
Цитата: Paleopulo от 06.03.2024 23:12:32Да они и не собираются делать его быстро. Только к третьей посадке. Работы и финансирование выделено под это.
Понятно, что не собираются. Но тут речь о том, что эта неторопливость в сочетании с пока что крайне туманными перспективами первых двух посадок может привести к тому, что первыми на Луне в этом веке окажутся китайцы. А то и вторыми, и третьими и т.п.
У меня такое впечатление (именно впечатление стороннего наблюдателя), что нынешние чиновники НАСА очень хотят отложить посадку на Луну до тех пор, пока они не уйдут в отставку). Иначе мне сложно себе объяснить выбор для первых посадок совершенно нового посадочного аппарата, большого, рассчитанного, скорее, не на одиночные полеты, на на создание полноценной базы, а на треть-четвертую посадки - выбор аппарата классической схемы. Мне казалось, что если есть желание все же и в этом веке быть первыми, причем без нервов и рисков, надо было делать выбор наоборот. Пустить на первые посадки простой аппарат, а вот на развитие, чтобы не ограничиваться опять флаговтыком, делать Лунный Страшип.
Поэтому да, есть вариант, и не малый, что в этом веке сначала на Луне появится красный флаг, а уж потом звездно-полосатый.