Super Heavy/Starship (B9, S25) второй испытательный полет – Starbase, TX – 18.11.2023 13:02 UTC

Автор Dulevo, 16.05.2023 20:30:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Штуцер

Цитата: Плейшнер от 01.12.2023 22:16:27
Цитата: Штуцер от 01.12.2023 22:14:05Тогда это будет г, а не ТНА.
Да ладно.
Газ качать можно, жидкость можно, а смесь запрещено законами природы?
Вам интересен спор ради спора?
Легко доказать, что вы в насосах типа Раптора не смыслите.  ;D
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитата: simple от 01.12.2023 22:21:05
Цитата: Плейшнер от 01.12.2023 22:16:27Газ качать можно, жидкость можно, а смесь запрещено законами природы?
это очевидно
Впрочем мои доказательства и не нужны.  ;D
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Шлангенциркуль

Цитата: Плейшнер от 01.12.2023 22:16:27
Цитата: Штуцер от 01.12.2023 22:14:05Тогда это будет г, а не ТНА.
Да ладно.
Газ качать можно, жидкость можно, а смесь запрещено законами природы?


ЦитироватьPart of the Merlin's qualification testing involves feeding a stainless steel nut
;)

Плейшнер

Цитата: Шлангенциркуль от 01.12.2023 22:49:31
ЦитироватьPart of the Merlin's qualification testing involves feeding a stainless steel nut
О. Даже не двух- а трехфазная среда :D
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Штуцер

Цитата: Плейшнер от 01.12.2023 22:55:23
Цитата: Шлангенциркуль от 01.12.2023 22:49:31
ЦитироватьPart of the Merlin's qualification testing involves feeding a stainless steel nut
О. Даже не двух- а трехфазная среда :D
1. Трех фаз нет.
2. Бессмысленный тест.(oбычные понты Маска)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Serge V Iz

Проблема не в количестве фаз, а в случайном распределении плотной перекачиваемой компоненты. В кавитационных режимах роторы испытывают довольно сильные знакопеременные нагрузки, которые и тут, на земле,запросто выводят из строя обычные шахтные насосы для самой обычной воды.

Штуцер

Цитата: Serge V Iz от 01.12.2023 23:04:07Проблема не в количестве фаз, а в случайном распределении плотной перекачиваемой компоненты. В кавитационных режимах роторы испытывают довольно сильные знакопеременные нагрузки, которые и тут, на земле,запросто выводят из строя обычные шахтные насосы для самой обычной воды.
Вот. Только это напрямую касается  гайки Маска (не Джанибекова).
Надо в сотню движков кинуть гайку, чтобы знать, где она остановится и что разрушит.
Или перекроет. 
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Плейшнер

Цитата: Serge V Iz от 01.12.2023 23:04:07Проблема не в количестве фаз, а в случайном распределении плотной перекачиваемой компоненты. В кавитационных режимах роторы испытывают довольно сильные знакопеременные нагрузки, которые и тут, на земле,запросто выводят из строя обычные шахтные насосы для самой обычной воды.
Проблема не в кавитации а в том  когда она возникает в насосах для этих режимов не рассчитанных.

Тот же шнек в насосе Раптора обладает очень высокими антикавитационными свойствами (осевая подача, минимальный диаметр втулки шнека, что уже само по себе требует небольшого давления наддува), и вполне мог бы работать в режиме кавитации на небольших оборотах и непродолжительное время пока двигатель не выработает достаточно газа для наддува баков. В этом же примерно было предположение\предложение vlad7308. По-моему очень даже жизнеспособное. Динозавры с этим не согласны, у них постулаты ;)
пс А до центробежной ступени давление уже повысится, пузырьки схлопнуться и на ее работу кавитация на шнеке повлияет несильно.
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Штуцер

Цитата: Плейшнер от 01.12.2023 23:46:18Динозавры с этим не согласны,
😁
Профессор, когда я был динозавриком, меня, интересовало - Плейшнер, он какой области науки профессор?
Что то гуманитарное?
Не надо вам всуе упоминать Законы Природы.
Вы помните, какое давление за насосами у Раптора?
Сходу, не гугля?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

vlad7308

Цитата: Штуцер от 01.12.2023 22:27:02
Цитата: simple от 01.12.2023 22:21:05
Цитата: Плейшнер от 01.12.2023 22:16:27Газ качать можно, жидкость можно, а смесь запрещено законами природы?
это очевидно
Впрочем мои доказательства и не нужны.  ;D
так Вы ничего и не доказываете.
Нет и все.

Еще одно предположение. Только предположение, да.
Советская школа мощных маршевых ЖРД для 1ст сильно ориентирована на максимально простые схемы работы двигателей во время выведения. Запуск с земли, 100% мощности, полторы минуты работы и прощай. Дросселирование до 70% от номинала уже очень круто. Статически-устойчивые схемы, минимум или никакой электроники для управления при номинальной работе. В общем, на номинальном режиме двигатель "работает сам", а отклонение от номинального режима - это АВД или взрыв. Всякие "фокусы" типа повторных включений, глубокого дросселирования, очень большого проектного ресурса, способности не взрываться при отказах - вызывают настороженное недоверие и недоумение. Возможно (только возможно!), сюда же можно отнести и данное отрицание возможности работы насоса с двухфазной средой (недолгое время на 10-20% мощности). "Так нельзя" и точка.
это оценочное суждение

vlad7308

Цитата: Serge V Iz от 01.12.2023 18:34:05
Цитата: vlad7308 от 01.12.2023 17:37:53Разве это (управление ГГ с обратной связью) не решено в современных двигателях?
От насоса до ГГ приличное расстояние по тракту питания ГГ, и через там летят компоненты топлива со своей массой и инерцией. Даже если часть тракта "измеритель-решатель" срабатывают мгновенно, запаздывание в приводах регулирования и потоке компонентов всё равно есть. Начиная с каких-то скоростей быстропротекающих процессов система неуправляема.
См оговорку здесь:
ЦитироватьЭлектронная система такие задачи решает легко, если скорости срабатывания исполнительных механизмов и, главное, характерные скорости развития процессов позволяют это в принципе.
И далее еще одно соображение.
Помнится, когда лет 10 назад здесь обсуждали проблематику двигателей схемы газ-газ, кто-то из мэтров (кажется, Перегрев) писал, что, согласно их (конторы, то ли кбхм, то ли кбха, не помню, ибо мне это не особо важно) расчетам и экспериментам, двигатель с двумя ТНА "принципиально статически неустойчив". В результате от дальнейших исследований на эту тему отказались.
Однако. Мы видим, что такой двигатель ныне создан и работает. Не смотря на статическую неустойчивость (в которую я склонен верить). Из этого следует, что этот двигатель таки имеет систему управления, способную и успевающую рулить статически неустойчивой схемой.

Цитата: Serge V Iz от 01.12.2023 18:34:05Лучше в эту область совсем не соваться. )
Лучше, конечно, не соваться. Но если по-другому задача не решается, приходится соваться. И, бывает, получается.

ЗЫ из написанного НЕ следует безоговорочно ни способность ТНА качать две фазы, ни способность СУ с этим справляться (хотя заставляет это сильно подозревать). Однако из написанного таки следует, что с неустойчивыми системами вполне можно жить, если уметь и не бояться.

ЗЫЫ B-2 Spirit, кстати, тоже тому пример  ;)
это оценочное суждение

telekast

Цитата: vlad7308 от 02.12.2023 01:11:47Из этого следует, что этот двигатель таки имеет систему управления, способную и успевающую рулить статически неустойчивой схемой.
Статически неустойчивые("сверхманевренные") самолёты типа Су27 тоже смогли полететь когда появились соответствующие системы управления. До этого также считались невозможными. Чисто аналогия.
Имху 
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Rocinante

Кнопка "ВКЛ." просто давала сигнал к запуску с Марса. Кнопка "ВЫКЛ." вообще ни к чему не была подсоединена. Ее поставили на пульте по настоянию марсианских психологов, которые утверждали, что человек всегда чувствует себя спокойнее, имея дело с машинами, которые можно выключить

Настрел

С моей колокольни про кавитацию - лодочный винт вроде как не разносит в щепки от кавитаци, но он теряет свою эффективность настолько, что лодка останавливается полностью до нуля. С бешено вращающимся винтом не едет никуда вообще. И снова начинает тянуть только после сброса оборотов. И это несчастные десятки лошадиных сил, 2,5 тысячи оборотов в минуту.
 
Думается, что насос в тысячи лошадиных сил и с сумасшедшими оборотами, поймав кавитацию, хотя бы на мгновение, уже из этого режима не выйдет. И качать в камеру при этом он уже ничего не будет до перезапуска. Т.е. никакого смешанного режима быть не может.
Вопрос только в том: разнесет ли сам насос или нет? И разнесет ли камеру от резкой смены соотношения компонентов? Тут наверное возможны варианты аварийной остановки и заложенных запасов прочности.

telekast

Цитата: Настрел от 02.12.2023 01:53:07С моей колокольни про кавитацию - лодочный винт вроде как не разносит в щепки от кавитаци, но он теряет свою эффективность настолько, что лодка останавливается полностью до нуля. С бешено вращающимся винтом не едет никуда вообще. И снова начинает тянуть только после сброса оборотов. И это несчастные десятки лошадиных сил, 2,5 тысячи оборотов в минуту.
 
Думается, что насос в тысячи лошадиных сил и с сумасшедшими оборотами, поймав кавитацию, хотя бы на мгновение, уже из этого режима не выйдет. И качать в камеру при этом он уже ничего не будет до перезапуска. Т.е. никакого смешанного режима быть не может.
Вопрос только в том: разнесет ли сам насос или нет? И разнесет ли камеру от резкой смены соотношения компонентов? Тут наверное возможны варианты аварийной остановки и заложенных запасов прочности.
Вы практически сами описали путь оешенич проблемы:
1) Отслеживать обороты и снижать их при некоем превышении, так, например делают в ГТД.
2) Ослеживать нагрузку насоса.
3) Отслеживать давление на выходе насоса.
4) Отслеживать щелчки возникающие при схлопывании кавитационных каверн.
Учитывая, что в Рапторе насос с электроприводом все реализуется достаточно несложно, на мой плебейский Имху.
Датчик оборотов в современных бесколлекторниках имеется по умолчанию - датчик полодения ротора.
Нагрузка вычисляется по потребляемому току.
Пьезодатчик дааления, он же пьезомикрофон регистрирующий щелчки, броски дааления.
Простпя схемка обрабатывающая их показания и простая же программка, рулящая  электроприводом. Вот примерно так.
Имху
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

vlad7308

это оценочное суждение

telekast

Цитата: vlad7308 от 02.12.2023 03:14:51
Цитата: telekast от 02.12.2023 02:35:02Учитывая, что в Рапторе насос с электроприводом
:o
А разве нет? Вроде гдето мелькало, что на старшипе поставили элеетронасосы. Или жто про управление движками речь шла? Если ошибся, пардон. Но плставить датчики скорости и дааления/кавитации завязаа их на ЭСУ несложно. Хватпнул насос газовую фазу - сразу вырастут обороты, упадет дааление на выходе, значит снижаем обороты путем снижения подачи топлива в ГГ. При кавитации появятся  щелчки, броски дааления на ввходе, тоже снижаем обороты тем же путем. Нет?
Имху 
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

nonconvex

Цитата: telekast от 02.12.2023 03:43:11
Цитата: vlad7308 от 02.12.2023 03:14:51
Цитата: telekast от 02.12.2023 02:35:02Учитывая, что в Рапторе насос с электроприводом
:o
А разве нет? Вроде гдето мелькало, что на старшипе поставили элеетронасосы.
Там четверть гигаватта на один моторчик потребуется. Хватит ли батарейки? Может сразу флюх-конденсатор?

strat

Да нет конечно, там турбонасосные агрегаты, электрические там приводы качания камеры

Serge V Iz

Цитата: vlad7308 от 02.12.2023 01:11:47c неустойчивыми системами вполне можно жить, если уметь и не бояться.
С неустойчивыми - можно. Велосипед тоже неустойчив, но с ним врукопашную дети справляются. ) Проблема возникает тогда, когда регулирование (управление) менее эффективно, чем возмущение. Неважно, по каким причинам -- или сил не хватает руль повернуть, или поворачивание руля запаздывает настолько, что к этому времени само возмущение успело исчезнуть или поменять знак. И с такими системами пока что сложно жить.

Есть, конечно, курьёзные примеры, типа инвертированного маятника, возбуждаемого частотой выше критической, когда он становится устойчивым динамически. Но ради этого ему нужна чрезвычайно высокая прочность, запасов которой в ТНА маловато. )