Super Heavy/Starship (Booster 7, Starship 24) -- испытательный полет -- Starbase, TX -- 20.04.2023 13:33 UTC

Автор strat, 08.01.2023 07:26:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

Raul

Цитата: Евгений  Кравченко от 25.04.2023 05:26:42
Цитата: Raul от 24.04.2023 22:42:51отладить управляющую программу любого уровня интеллекта
У программ нет интеллекта
У программ есть "интеллект". Он определяется правилами, заложенными в экспертную систему, этим занимались еще в 70 годы прошлого века - см. язык Пролог, к примеру.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Serge V Iz

У Маска несколько этапов отработки ПО, первая часть - software-in-the-loop, программная имитация процессов, вторая -- hardware-in-the-loop, когда это ПО работает уже на настоящих элементах БАСУ, ничем не отличающихся от летающих, просто собранных не на ракете, а на стеллажах с электрическими имитаторами разных устройств. Об этом подробно рассказывали представители разработчиков. В общем-то, это стандартная практика на всех мне известных предприятиях.

Есть ли у них аналоги "комплексных испытательных стендов", где электроаппаратура работает совместно с остальной большой и страшной машинерией ракеты -- подробностей сильно не озвучивали.

Inti

Цитата: Raul от 25.04.2023 07:34:47Американская школа резервирования маршевых РД РН имеет практические результаты, в отличие от советской. Поэтому наши "петиции" там неинтересны. Но вполне могло быть так, что на большое число отказов алгоритмы SpaceX не были рассчитаны. По заданию устанавливается определенное число узлов, которые могут отказать в процессе полета, исходя из результатов наземных испытаний, под это задание пишутся алгоритмы. Если реальное число отказов больше ожидаемого и они происходят в критических узлах, то алгоритмы оказываются малополезными. Усложнение алгоритмов сверх требований ТЗ считается нецелесообразным.
Будем надеяться что следующая ракета Маска будет лететь до последнего исправного двигателя благодаря американским программистам :)
Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0

LRV_75

Цитата: Arzach от 24.04.2023 22:19:55
Цитата: Raul от 24.04.2023 22:12:28Поэтому при таком числе отказов надо было отменить на возварат и всеми остатками топлива разгонять Старшип к Гавайям.
Задним умом все крепки. Полагаю, была заложена тщательно продуманная и отлаженная программа, и то, что мы наблюдали, - это результат борьбы этой программы с суровой реальностью. Гадать - вот если бы да кабы - не вижу смысла, так как полагаю, что шаловливым человечьим ручонкам там доверили разве что подрыв, да и то вряд ли.
Алгоритм СУ и его реализация это все те же  шаловливые человечьи ручонки )
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

LRV_75

Цитата: Alex-DX от 25.04.2023 06:59:14
Цитата: АниКей от 25.04.2023 06:32:51Thread Reader
le picture]https://pbs.twimg.com/profile_images/1252676758832365568/Au_Zvees_bigger.jpg[/img][/url]
Кукуруза как у томакруза 🌽



Все последние дни я изучал результаты и последствия запуска Starship Super Heavy, и в новом треде поделюсь всей информацией, которую удалось найти. Если коротко, то этот запуск можно охарактеризовать как успешный провал, но самое главное — могло быть намного хуже, прям намного.
Прикольно, разнотягом пытались управлять, как Н-1, только рычаг маловат.
И спорное утверждение что выше улетел чем Н-1.

ЦитироватьНа высоте 1 км взрывается первый блок управления гидравлической системой (HPU). По сути ракета лишается системы вектора тяги для центральных 13 двигателей. А это основной орган управления. Точные причины отказа HPU неизвестны, но скорее всего из-за давления. twitter.com/i/web/status/1... 
Если это так, то это еще одна корневая причина "успешного провала" помимо табуретки.
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Stimbergi

Цитата: LRV_75 от 25.04.2023 09:42:54Если это так, то это еще одна корневая причина "успешного провала" помимо табуретки.
Они знали о проблемах с HPU - но всё равно отправили в полет.
Как говорил Маск:
Цитировать"We've taken Booster 7 apart and put it back together again so many times, it is an artisanal rocket ... So we just want it to take off and move on to Booster 9 (the next flight-worthy Super Heavy booster)."
https://spaceflightnow.com/2023/04/19/elon-musks-success-criteria-for-starship-test-flight-dont-blow-up-the-launch-pad/

LRV_75

Цитата: LRV_75 от 25.04.2023 09:42:54
Цитата: Alex-DX от 25.04.2023 06:59:14
Цитата: АниКей от 25.04.2023 06:32:51Thread Reader
le picture]https://pbs.twimg.com/profile_images/1252676758832365568/Au_Zvees_bigger.jpg[/img][/url]
Кукуруза как у томакруза 🌽



Все последние дни я изучал результаты и последствия запуска Starship Super Heavy, и в новом треде поделюсь всей информацией, которую удалось найти. Если коротко, то этот запуск можно охарактеризовать как успешный провал, но самое главное — могло быть намного хуже, прям намного.
Прикольно, разнотягом пытались управлять, как Н-1, только рычаг маловат.
И спорное утверждение что выше улетел чем Н-1.

ЦитироватьНа высоте 1 км взрывается первый блок управления гидравлической системой (HPU). По сути ракета лишается системы вектора тяги для центральных 13 двигателей. А это основной орган управления. Точные причины отказа HPU неизвестны, но скорее всего из-за давления. twitter.com/i/web/status/1...
Если это так, то это еще одна корневая причина "успешного провала" помимо табуретки.

Это конечно пипец блокбастер :)
Остаюсь при мнении, что это изначально планировался тестовый прыжок суперхэви, т.к. очень все сыро и много косяков про которые знали и которые повылазили и много новых повылазило.

Тезисно из отчета Кукурузы )

1.  T+00:00:05
.... Судя по всему на этот этапе от попавших осколков уже вышло из строя 3 двигателя.

2.  T+00:00:29
На высоте 1 км взрывается первый блок управления гидравлической системой (HPU). По сути ракета лишается системы вектора тяги для центральных 13 двигателей. А это основной орган управления. Точные причины отказа HPU неизвестны, но скорее всего из-за давления. twitter.com/i/web/status/1...
Важный момент — SpaceX никогда не тестировала вектор тяги одновременно для всех 13 двигателей во время прожигов. Только по отдельности, либо на тестовых стендах. Но от гидравлической системы отказались в пользу электрической, во многом из-за экономии веса.
На следующем ускорителе B9 уже стоит электрическая система вектора тяги. Так что про проблему знали давно, но видимо переделывать B7 настолько радикально было поздно. Так что потенциально от этой точки отказа избавились, но посмотрим, как она поведёт себя в следующий раз.

3.  T+00:00:32


На этом этапе, блок двигателей уже буквально начал разваливаться. А без вектора тяги контролировать ракету можно только меняя мощность на разных двигателях. Это не самый лучший и оптимальный способ, когда отвалилось уже 4-5 двигателей, а тяги итак не хватает. twitter.com/i/web/status/1...

4. T+00:00:39

На высоте 2 км отключается ещё один двигатель внешнего контура. У Raptor Boost нет собственной системы запуска, потому что вся необходимая для этого инфраструктура находится внутри стартового стола для экономии массы. Поэтому перезапустить их нельзя. twitter.com/i/web/status/1...
T+00:01:01

На высоте 5 км Super Heavy лишился минимум 6 двигателей, и ещё один центральный скоро начнёт отказывать. У части движков отвалилось сопло. Из-за низкой тяги ракета сильно отклоняется от графика и зона Max Q будет пройдена сильно позже. twitter.com/i/web/status/1...

5. T+00:01:04

Уже на 6 км защитная юбка из стали вокруг 20 движков буквально начинает разваливаться. Ещё один центральный двигатель тоже всё. При этом полёт сопровождается периодическими выбросами от «хромающих» двигателей.

📸: @Erdayastronaut twitter.com/i/web/status/1...

6. T+00:01:30

Прохождение зоны максимального аэродинамического давления. Не работает 8 двигателей. Ракета, пусть и с задержкой и на более низкой скорости, официально прошла самую важную и жёсткую часть полёта. Всё что после этого уже приятный бонус. twitter.com/i/web/status/1...

7.  T+00:01:41


К этому моменту ракета потеряла как минимум 8 двигателей и в ближайшие секунды потеряет ещё несколько. Учитывая характер и расположение отказов — лететь дальше невозможно, но подрывать ракету рано. Каждая секунда = драгоценная телеметрия. twitter.com/i/web/status/1...

8.  На данном этапе ракета начинается медленно заваливаться против воздушного потока, а гигантские крылья сверху и смещённый центр тяжести мешают ещё больше. При этом до отделения корабля ещё достаточно далеко. Продолжить полёт в штатном не получилось бы никак.
T+00:02:13

9.  T+00:03:06


Ракета более минуты находилась в неуправляемом полёте. По официальной информации причиной первого взрыва стала система прекращения полёта (FTS). Почему её не детонировали раньше? Инженерам тоже нужно посмотреть на предел возможностей ракеты.


В общем, в данной пуске у ракеты не было шансов долететь до орбиты
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

LRV_75

Цитата: Stimbergi от 25.04.2023 10:12:44
Цитата: LRV_75 от 25.04.2023 09:42:54Если это так, то это еще одна корневая причина "успешного провала" помимо табуретки.
Они знали о проблемах с HPU - но всё равно отправили в полет.
Как говорил Маск:
Цитировать"We've taken Booster 7 apart and put it back together again so many times, it is an artisanal rocket ... So we just want it to take off and move on to Booster 9 (the next flight-worthy Super Heavy booster)."
https://spaceflightnow.com/2023/04/19/elon-musks-success-criteria-for-starship-test-flight-dont-blow-up-the-launch-pad/
Да!
И это еще один аргумент в мою версию, что это был изначально не запуск на орбиту а тестовый прыжок суперхэви

Маск:
Мы столько раз разбирали ракету-носитель "Бустер-7" и собирали ее снова, что это кустарная ракета
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Arzach

Цитата: LRV_75 от 25.04.2023 09:31:16Алгоритм СУ и его реализация это все те же  шаловливые человечьи ручонки )
Так и есть. Но у разработчиков есть шанс что-то до пуска исправить, а у операторов такого шанса с учетом сложности и быстротечности процессов - нет.

V.B.

Цитата: LRV_75 от 25.04.2023 10:23:47это был изначально не запуск на орбиту а тестовый прыжок суперхэви
И всё же шанс был. До 115-й секунды летел более-менее нормально, а это 2/3 времени до МЕСО по штатной циклограмме. Конечно без 8 двигателей пришлось бы разгоняться дольше, но шанс был.

Arzach

Цитата: LRV_75 от 25.04.2023 10:23:47И это еще один аргумент в мою версию, что это был изначально не запуск на орбиту а тестовый прыжок суперхэви
 Мы столько раз разбирали ракету-носитель "Бустер-7" и собирали ее снова, что это кустарная ракета
Это аргумент не в вашу версию, а подтверждение использования Маском итерационного подхода к разработке.
Следующие версии ускорителя, существующие в металле, уже сильно отличаются от этой, а те, что ещё на бумаге, ушли далеко вперед. Результаты этого испытания наверняка потребуют внести изменения в конструкцию уже изготовленных ступеней, но если цена переделок будет слишком высока, ступень пустят "как есть", а если они будут критичными для достижения целей - просто попилят на иголкикибертраки.

Кстати, на орбиту никто и не собирался.

Шлангенциркуль

Цитата: V.B. от 25.04.2023 12:27:17
Цитата: LRV_75 от 25.04.2023 10:23:47это был изначально не запуск на орбиту а тестовый прыжок суперхэви
И всё же шанс был. До 115-й секунды летел более-менее нормально, а это 2/3 времени до МЕСО по штатной циклограмме. Конечно без 8 двигателей пришлось бы разгоняться дольше, но шанс был.
Никто не знает, насколько "дольше". Почти сразу полная тяга не нужна, и можно отключать все подозрительные двигатели.

V.B.

Согласен. Замечу только, что по штатной циклограмме Max Q планировался на 55-й секунде, а в реальном полете был на 78-й, то есть отставание от графика таки было. Но кто знает, может по плану они собирались после Max Q отключить еще больше двигателей? :D

Alex-DX

Цитата: V.B. от 25.04.2023 12:27:17
Цитата: LRV_75 от 25.04.2023 10:23:47это был изначально не запуск на орбиту а тестовый прыжок суперхэви
И всё же шанс был. До 115-й секунды летел более-менее нормально, а это 2/3 времени до МЕСО по штатной циклограмме. Конечно без 8 двигателей пришлось бы разгоняться дольше, но шанс был.
115 секунда вполне нормальная надежность для Н-1. Уже было бы разделение и включение второй ступени.

LRV_75

Цитата: Arzach от 25.04.2023 12:47:25
Цитата: LRV_75 от 25.04.2023 10:23:47И это еще один аргумент в мою версию, что это был изначально не запуск на орбиту а тестовый прыжок суперхэви
 Мы столько раз разбирали ракету-носитель "Бустер-7" и собирали ее снова, что это кустарная ракета
Это аргумент не в вашу версию, а подтверждение использования Маском итерационного подхода к разработке.
Следующие версии ускорителя, существующие в металле, уже сильно отличаются от этой, а те, что ещё на бумаге, ушли далеко вперед. Результаты этого испытания наверняка потребуют внести изменения в конструкцию уже изготовленных ступеней, но если цена переделок будет слишком высока, ступень пустят "как есть", а если они будут критичными для достижения целей - просто попилят на иголкикибертраки.

Кстати, на орбиту никто и не собирался.
Под итерационным подходом в разработке имеется ввиду другое.
Во время первой итерации разрабатывается и тестируется первая работающая версия продукта и эта версия выходит на рынок и эту версию демонстрируют миру. Этой версией продукта можно пользоваться.
Следующей итерацией разрабатывается небольшой инкремент продукта (небольшое улучшение) и внедряется.
И так далее. Продукт постоянно немного улучшается. Но самой первой итерацией это был работающий продукт.
Хороший пример такого подхода в космонавтике - Фалькон-9/Драгон.
Когда в рамках программы COTS SpaceX начал разрабатывать  Фалькон-9/Драгон, то по завершению первой итерации была представлена первая версия продукта - Фалькон-9 v1.0. Первый запуск в 2010 году. Запуск успешный. Не было никаких прыжков, кувырков, сразу планировался орбитальный запуск с макетом Драгона.
И так далее небольшими итерациями и запусками на работающей ракете Фалькон -9 трансформировался от одноразовой ракеты среднего класса, до многоразовой ракеты тяжелого класса используя тот самый итерационный подход к разработке.

В проекте Старшип (из за сложности этого проекта) Маск решил использовать прыжки прототипов в железе на этапе разработки и тестирования. Это более дорогой подход, но и другого варианта тут нет.
То что мы сейчас наблюдаем со всеми прыжками Старшипов и крайним прыжком суперхэви это первая итерация итерационного процесса разработки.  Она  (первая итерация) завершится когда старшип успешно слетает на орбиту и его можно будет использовать, например, для запусков Старлинков, как готовый продукт.
А дальше пойдут следующие итерации - на запусках старлинков начнут отрабатывать возврат первой ступени, ловлю первой ступени руками башни, возврат старшипа, дозаправка на орбите и т.д.
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

V.B.

Цитата: LRV_75 от 25.04.2023 13:23:48В проекте Старшип (из за сложности этого проекта) Маск решил использовать прыжки прототипов в железе на этапе разработки и тестирования. Это более дорогой подход, но и другого варианта тут нет.
Какой-то чел выдал хлестскую фразу, якобы слышанную им от сотрудников SpaceX: "we burn steel instead of time" (мы сжигаем сталь вместо времени) :)

Дмитрий В.

Цитата: V.B. от 25.04.2023 13:40:40
Цитата: LRV_75 от 25.04.2023 13:23:48В проекте Старшип (из за сложности этого проекта) Маск решил использовать прыжки прототипов в железе на этапе разработки и тестирования. Это более дорогой подход, но и другого варианта тут нет.
Какой-то чел выдал хлестскую фразу, якобы слышанную им от сотрудников SpaceX: "we burn steel instead of time" (мы сжигаем сталь вместо времени) :)
В реальности выигрыша по времени не очень-то получается
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: LRV_75 от 25.04.2023 13:23:48А дальше пойдут следующие итерации - на запусках старлинков начнут отрабатывать возврат первой ступени, ловлю первой ступени руками башни, возврат старшипа, дозаправка на орбите и т.д.
А на Луну-то когда? :o
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

V.B.

Цитата: Дмитрий В. от 25.04.2023 13:48:24В реальности выигрыша по времени не очень-то получается
Не с кем сравнивать. Никто не делал ракету стартовой массой 5000 тонн.

Шлангенциркуль

Цитата: Дмитрий В. от 25.04.2023 13:48:24
Цитата: V.B. от 25.04.2023 13:40:40
Цитата: LRV_75 от 25.04.2023 13:23:48В проекте Старшип (из за сложности этого проекта) Маск решил использовать прыжки прототипов в железе на этапе разработки и тестирования. Это более дорогой подход, но и другого варианта тут нет.
Какой-то чел выдал хлестскую фразу, якобы слышанную им от сотрудников SpaceX: "we burn steel instead of time" (мы сжигаем сталь вместо времени) :)
В реальности выигрыша по времени не очень-то получается

Всего-то раз в пять, кому это интересно...