Super Heavy/Starship (Booster 7, Starship 24) -- испытательный полет -- Starbase, TX -- 20.04.2023 13:33 UTC

Автор strat, 08.01.2023 07:26:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 9 гостей просматривают эту тему.

Arzach

Цитата: Raul от 24.04.2023 21:11:48Интересная версия, но почему попытки отделения Старшипа начались задолго до исчерпания топлива в Суперхэви?
Версию не разделяю, но после отделения от SS Суперхэви надо было ещё затормозить (boostback burn) и мягко сесть на воду.

Team.1

Цитата: Santey от 24.04.2023 13:16:43Видно, что запускаются попеременно в течение 3-4сек
Это же мультик

Raul

Цитата: Arzach от 24.04.2023 21:16:48
Цитата: Raul от 24.04.2023 21:11:48Интересная версия, но почему попытки отделения Старшипа начались задолго до исчерпания топлива в Суперхэви?
Версию не разделяю, но после отделения от SS Суперхэви надо было ещё затормозить (boostback burn) и мягко сесть на воду
К моменту начала верчения (2:10) бак CH4 был заполнен на треть, бак LOX - на четверть. 1000 тонн. И это по плану предполагалось выжечь с помощью всего трех посадочных РД? Из которых работал только один.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Team.1

Цитата: Шлангенциркуль от 24.04.2023 17:58:47Кто заказывал визуализацию звуковых колебаний? (Смотреть до конца)
Обратите внимание на мощные акустически волны от старта вверх, пока она не начала подниматься. У Шаттла на платформе фиксировали 188 дБ.  Тут повыше должно быть и все обратно на ракету

Arzach

Цитата: Raul от 24.04.2023 21:59:10
Цитата: Arzach от 24.04.2023 21:16:48
Цитата: Raul от 24.04.2023 21:11:48Интересная версия, но почему попытки отделения Старшипа начались задолго до исчерпания топлива в Суперхэви?
Версию не разделяю, но после отделения от SS Суперхэви надо было ещё затормозить (boostback burn) и мягко сесть на воду
К моменту начала верчения (2:10) бак CH4 был заполнен на треть, бак LOX - на четверть. 1000 тонн. И это по плану предполагалось выжечь с помощью всего трех посадочных РД? Их которых работал только один.
Согласно плану момент разделения был назначен на 02:52, так что ему до этого момента надо было ещё лететь и лететь. И что boostback - тоже на трех двигателях?

Santey

Цитата: Team.1 от 24.04.2023 21:55:12
Цитата: Santey от 24.04.2023 13:16:43Видно, что запускаются попеременно в течение 3-4сек
Это же мультик
Присмотрелся внимательно - да, похоже фрагмент с запуском движков и отрыва является симуляцией. Гармонично вставлен в реальный видеоряд, к тому же в момент отрыва мелькали куски того самого "concrete", что сбило с толку.
Удалил пост   

Raul

Цитата: Arzach от 24.04.2023 22:05:01
Цитата: Raul от 24.04.2023 21:59:10
Цитата: Arzach от 24.04.2023 21:16:48
Цитата: Raul от 24.04.2023 21:11:48Интересная версия, но почему попытки отделения Старшипа начались задолго до исчерпания топлива в Суперхэви?
Версию не разделяю, но после отделения от SS Суперхэви надо было ещё затормозить (boostback burn) и мягко сесть на воду
К моменту начала верчения (2:10) бак CH4 был заполнен на треть, бак LOX - на четверть. 1000 тонн. И это по плану предполагалось выжечь с помощью всего трех посадочных РД? Их которых работал только один.
Согласно плану момент разделения был назначен на 02:52, так что ему до этого момента надо было ещё лететь и лететь. И что boostback - тоже на трех двигателях?
К моменту 2:52 оставалось более  500 тонн, это много, но активный участок должен быть продлен на 10% с учетом отказов. Трех двигателей на полной тяге могло хватить. А вот вернуться и сесть мягко на одном оставшемся центральном РД - уже нет. Пустой  Суперхэви весит столько же, сколько тяга Раптора. Поэтому при таком числе отказов надо было отменить возврат и всеми остатками топлива разгонять Старшип к Гавайям.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Шлангенциркуль

#1967
Цитата: Team.1 от 24.04.2023 22:01:22Обратите внимание на мощные акустически волны от старта вверх, пока она не начала подниматься. У Шаттла на платформе фиксировали 188 дБ.  Тут повыше должно быть и все обратно на ракету
"Мощность" тут, в основном, зависит от количества пыли, которую успеет насосать вокруг ракеты, и насколько ярко она освещена. Ну и еще от скиллов работы в видеоредакторе и всяких ИИ фильтров.

Launch video of Booster 7 and Starship 24 on 4-20-23.Thank you @nextspaceflight for your help.
Video edit: @KSpaceAcademy @NASASpaceflight pic.twitter.com/MBnX1usKKF
— Mary (@BocaChicaGal) April 24, 2023:

https://twitter.com/bocachicagal/status/1650515901085622274

Arzach

Цитата: Raul от 24.04.2023 22:12:28Поэтому при таком числе отказов надо было отменить на возварат и всеми остатками топлива разгонять Старшип к Гавайям.
Задним умом все крепки. Полагаю, была заложена тщательно продуманная и отлаженная программа, и то, что мы наблюдали, - это результат борьбы этой программы с суровой реальностью. Гадать - вот если бы да кабы - не вижу смысла, так как полагаю, что шаловливым человечьим ручонкам там доверили разве что подрыв, да и то вряд ли.

Raul

Цитата: Arzach от 24.04.2023 22:19:55
Цитата: Raul от 24.04.2023 22:12:28Поэтому при таком числе отказов надо было отменить на возврат и всеми остатками топлива разгонять Старшип к Гавайям.
Задним умом все крепки. Полагаю, была заложена тщательно продуманная и отлаженная программа,
Не иначе, как от Фалкона 9 - где еще было взять "тщательно отлаженную"?

Цитата: Arzach от 24.04.2023 22:19:55и то, что мы наблюдали, - это результат борьбы этой программы с суровой реальностью.
Ну да, 33 РД, из которых посыпалось 8 и минус гидравлика - это не 1 отказавший из 9.

Цитата: Arzach от 24.04.2023 22:19:55Гадать - вот если бы да кабы - не вижу смысла, так как полагаю, что шаловливым человечьим ручонкам там доверили разве что подрыв, да и то вряд ли.
Все эти ситуации с отказами РД полноценно изучаются на симуляторе запуска. В котором можно смоделировать последствия отказов и отладить управляющую программу любого уровня интеллекта. Или натренировать операторов, если им доверено принятие решений.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Arzach

Цитата: Raul от 24.04.2023 22:42:51Не иначе, как от Фалкона 9 - где еще было взять "тщательно отлаженную"?
На "симуляторе запуска". Странно, что вы этого не знаете, употребляя, тем не менее, этот термин.

Цитата: Raul от 24.04.2023 22:42:51Ну да, 33 РД, из которых посыпалось 8 и минус гидравлика - это не 1 отказавший из 9.
Уже 8, не 6? Кто больше? Вот вы тут хвастаетесь, что знаете "как надо строить сверхтяж", а реальность ведь глуха к этому хвастовству. ;)
 
Цитата: Raul от 24.04.2023 22:42:51Все эти ситуации с отказами РД полноценно изучаются на симуляторе запуска. В котором можно смоделировать последствия отказов и отладить управляющую программу любого уровня интеллекта.
Ну так напишите же наконец Маску, что у вас есть полноценный "симулятор запуска", на котором можно смоделировать любой уровень интеллекта. Я даже лайк поставлю вашей петиции.

Шлангенциркуль

Пересмотрел стрим, в начале третьей минуты началось неконтролируемое вращение вокруг продольной оси. Видимо, гидравлика к этому моменту сдохла окончательно, и дальше не было никаких надежд на дальнейшее выполнение программы. Как мне не ненравится сравнение с Н-1, но получается, что достигли результатов между третьим и четвертым ее полетами.

Евгений Кравченко

Цитата: Raul от 24.04.2023 22:42:51отладить управляющую программу любого уровня интеллекта
У программ нет интеллекта

AlexNB

Цитата: Raul от 24.04.2023 21:11:48
Цитата: Subrogator от 24.04.2023 09:22:49Эти кульбиты пошли из за того, что заклинило замки, соединяющие бустер и корабль, и бустер пытался эти замки "вырвать". Причем сделали две попытки. Поэтому кульбиты были полностью управляемыми. Когда стало понятно, что связку не разорвать, прекратили трансляцию из межступенного отсека и подорвали корабль.
Интересная версия, но почему попытки отделения Старшипа начались задолго до исчерпания топлива в Суперхэви?
Такие кульбиты похожи на потерю управления. Такое иногда бывает при моделировании выведения с использованием алгоритмов прогнозирования. Особенно при наличии ошибок задания граничных условий. В данном случае, возможно, повлияла недостоверная информация по не/работающему двигателю и расходу компонентов.
Насчет попыток разделения - это вряд ли. Тут разделение было возможно только "переломом".  При том скоростном напоре, что там был, я думаю, была бы практически 100% вероятность столкновения ступеней.

Старый

Цитата: Старый от 23.04.2023 11:21:53Да. Оттуда чтото пыхает а потом пламя окрашивается. И там ещё чтото оторвалось и болтается и из под него пыхает.
При более качественном рассмотрении оказывается что это не пыхает а вспыхивает. Вспыхивает отражённым солнечным светом это которое болтается - оторванный лист металла или пластика. Потом его прижимает потоком и оно болтаться перестаёт. 
 Кто говорил что болтающийся кусок попадал в струю двигателя и окрашивал пламя? Возможно так и есть. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Thread Reader








Кукуруза как у томакруза 🌽 Profile picture
Кукуруза как у томакруза 🌽

@KYKYPY3A_B
17h • 69 tweets • 30 min read Twitter logo width=14px Read on Twitter



Все последние дни я изучал результаты и последствия запуска Starship Super Heavy, и в новом треде поделюсь всей информацией, которую удалось найти. Если коротко, то этот запуск можно охарактеризовать как успешный провал, но самое главное — могло быть намного хуже, прям намного.
Спойлер
https://twitter.com/NicAnsuinihttps://twitter.com/elonmusk
Ниже я покажу таймлайн основных событий, ключевые успехи и провалы, и постараюсь объяснить, что всё-таки произошло. Спойлер: будущее программы не под угрозой, но впереди оооочень много работы. Удивительно и то, что этот запуск был максимально близок к страшной катастрофе. https://twitter.com/SpaceX
T-00:00:02

Зажигание 33 двигателей примерно на ~50% мощности, на этом этапе ракета откреплена от стартового стола, но тяги не хватает, чтобы взлететь. Это сделано специально, чтобы проверить работоспособность всех двигателей и не повредить 20 зажимов зажимов для ракеты. twitter.com/i/web/status/1... https://twitter.com/johnpis...
Судя по всему, поверхность под стартовым столом уже начала раскалываться и первые осколки полетели по площадке, в том числе в топливохранилище. Для понимания, под столом залит толстый слой самого огнеупорно бетона Fondag, который до этого пережил прожиг 33 двигателей. https://twitter.com/NicAnsuini
T+00:00:05

Super Heavy выходит на мощность ~80% и начинает медленный отрыв от стола. На гифке видно, как гигантский куски бетона летят рядом с ракетой, в этот момент к океану на скорости 500 км/ч летят другие куски стартового стола. Suboptimal так сказать. 
Может показаться, что ракета отрывается очень медленно, но это из-за сниженной тяги, чтобы ещё сильнее не расхреначить стартовый весь комплекс, буквально весь да. Судя по всему на этот этапе от попавших осколков уже вышло из строя 3 двигателя. https://twitter.com/spacebr...
T+00:00:08

Я позже расскажу, насколько близко этот момент был к самому мощному неядерному взрыву в истории. Но ракета успешно поднимается на 30 движках и как может показаться, в этот момент она отклонилась от курса и ушла в сторону. Но судя по всему, так и задумано. twitter.com/i/web/status/1... 
Напоминаю, что под Super Heavy почти 100 метровый столп пламени, и (уже) 30 двигателей на неполной тяге генерируют около 60 МН силы. Важная задача — не добить стартовый стол окончательно, поэтому ракета и отклоняется от него как можно дальше почти сразу после запуска. https://twitter.com/conside...
T+00:00:14

Starship поднялся выше башни, по сути ракета технически теперь в полёте. Инфографика показала, что уже вышло из строя 3 двигателя (но возможно ещё больше). Учитывая, что это был первый отрыв для ракеты, то это уже достижение. Ниже расскажу про систему запуска. twitter.com/i/web/status/1... Image
T+00:00:29

На высоте 1 км взрывается первый блок управления гидравлической системой (HPU). По сути ракета лишается системы вектора тяги для центральных 13 двигателей. А это основной орган управления. Точные причины отказа HPU неизвестны, но скорее всего из-за давления. twitter.com/i/web/status/1... 
Важный момент — SpaceX никогда не тестировала вектор тяги одновременно для всех 13 двигателей во время прожигов. Только по отдельности, либо на тестовых стендах. Но от гидравлической системы отказались в пользу электрической, во многом из-за экономии веса.

📸 @TrevorMahlmann 
Забавно, что этот блок HPU достался ракете аж от Starship SN15. Это тот самый прототип, который впервые совершил мягкую посадку и не взорвался, и уже несколько лет стоит заслуженно на стенде. Но и до этого не раз ремонтировали, а ещё они очень большие и тяжёлые https://twitter.com/NicAnsuini
На следующем ускорителе B9 уже стоит электрическая система вектора тяги. Так что про проблему знали давно, но видимо переделывать B7 настолько радикально было поздно. Так что потенциально от этой точки отказа избавились, но посмотрим, как она поведёт себя в следующий раз. https://twitter.com/Cosmica...
T+00:00:32

На этом этапе, блок двигателей уже буквально начал разваливаться. А без вектора тяги контролировать ракету можно только меняя мощность на разных двигателях. Это не самый лучший и оптимальный способ, когда отвалилось уже 4-5 двигателей, а тяги итак не хватает. twitter.com/i/web/status/1... 

T+00:00:39

На высоте 2 км отключается ещё один двигатель внешнего контура. У Raptor Boost нет собственной системы запуска, потому что вся необходимая для этого инфраструктура находится внутри стартового стола для экономии массы. Поэтому перезапустить их нельзя. twitter.com/i/web/status/1... 
T+00:01:01

На высоте 5 км Super Heavy лишился минимум 6 двигателей, и ещё один центральный скоро начнёт отказывать. У части движков отвалилось сопло. Из-за низкой тяги ракета сильно отклоняется от графика и зона Max Q будет пройдена сильно позже. twitter.com/i/web/status/1... 

T+00:01:04

Уже на 6 км защитная юбка из стали вокруг 20 движков буквально начинает разваливаться. Ещё один центральный двигатель тоже всё. При этом полёт сопровождается периодическими выбросами от «хромающих» двигателей.

📸: @Erdayastronaut twitter.com/i/web/status/1... 
T+00:01:30

Прохождение зоны максимального аэродинамического давления. Не работает 8 двигателей. Ракета, пусть и с задержкой и на более низкой скорости, официально прошла самую важную и жёсткую часть полёта. Всё что после этого уже приятный бонус. twitter.com/i/web/status/1... 
Теперь железно (pun intended) подтверждено, что самая большая ракета из нержавеющей стали может летать, а это уникальное достижение. Не зря дополнительно укрепляли конструкцию после тестов. Вообще удивительно, как разваливающаяся ракета прошла Max, но это отдельная история. Image
T+00:01:41

К этому моменту ракета потеряла как минимум 8 двигателей и в ближайшие секунды потеряет ещё несколько. Учитывая характер и расположение отказов — лететь дальше невозможно, но подрывать ракету рано. Каждая секунда = драгоценная телеметрия. twitter.com/i/web/status/1... https://twitter.com/SmokeAw...
На данном этапе ракета начинается медленно заваливаться против воздушного потока, а гигантские крылья сверху и смещённый центр тяжести мешают ещё больше. При этом до отделения корабля ещё достаточно далеко. Продолжить полёт в штатном не получилось бы никак. 
T+00:02:13

Ракета начала переворачиваться и потерять контроль. Удивительно, как двигатели при этом продолжали работать (и что не дали команду на отключение), но это тоже полезные данные. Переодически пламя становится зелёным — какие-то двигатели жгли сами себя. Suboptimal. twitter.com/i/web/status/1... 
T+00:03:06

Старшип совершив пару оборотов достиг максимальной высоты в 39 км. Если у вас вызывает удивление тот факт, что ракета при всех условиях не развалилась — вы не одни, это действительно впечатляющее зрелище и многое говорит о структурной жёсткости всей системы. twitter.com/i/web/status/1... 
T+00:03:58

Ракета более минуты находилась в неуправляемом полёте. По официальной информации причиной первого взрыва стала система прекращения полёта (FTS). Почему её не детонировали раньше? Инженерам тоже нужно посмотреть на предел возможностей ракеты.

📸: @Erdayastronaut 
Но на слитых кадрах с левого крыла Starship отчётливо виден пристыкованный кусок перегородки и бака. Да и на официальной трансляции взрыв изначально происходит в районе двигателей, а не у FTS, что всё-таки указывает на взрыв самого двигательного блока Image
T+00:04:01

На высоте 29 км срабатывает FTS и на самом корабле Starship. Миссия официально завершена. В реплаях очень любят вспоминать советскую ракету Н-1 (из-за схожести с компоновкой двигателей), но Старшип с первого раза пролетел выше и дальше, чем Н-1 за 4 неудачных полёта. 
Ну а теперь 4 главных вопроса. Был ли у ракеты шансы долететь до орбиты? Нет. Но зачем тогда запускали такую сырую систему? Потому что могут себе позволить. Программу теперь закроют? Нет. Они знали, что стартовый стол настолько пострадает? Скорее всего да и ниже расскажу почему. https://twitter.com/WeAreSp...
Итак, всё преимущество программы не в самой ракете, а в процессах, логистике и инфраструктуре. Строй много, строй ближе, запускай чаще и выше. Ключевая задача компании выстроить линию производства и процессы, которые позволили бы запускать Старшип десятки раз в году. https://twitter.com/_mgde_
Мы уже видим детали корабля аж под номером 35, а в запасе почти 4 готовых Старшипа и 3 бустера. Какие из них полетят — совершенно другой вопрос. Но hardware rich подход позволяет не переживать за потерю одной ракеты. Её нужно научиться строить быстро, а не за месяц как сейчас. Image
Но были ли шансы у S24 и B7? Откровенно говоря нет. Это первые прототипы, которые реально рассчитаны для полёта (не путать с S20 и B4), но им больше года и за это время они пережили достаточно, включая один взрыв и серию структурных апгрейдов, чтобы выдержать Max Q. https://twitter.com/Starshi...
Следующие главные кандидаты на полёт — голый S26/27 (об этом позже) и B9, который уже получил электрическую систему тяги. Она легче и не рванёт, как HPU во время полёта. Так что минус одна проблема. B10 как минимум получил новую перегородку для баков, но это далеко не всё. https://twitter.com/RGVaeri...
Также придётся разбираться почему так много двигателей вышли из строя, многие из которых судя по всему даже потеряли свои сопла. Каждый раз, когда кто-то упоминает Н-1 и что нельзя летать с таким кол-вом двигателей, то кидайте фото Falcon Heavy. Их там 27 и все полёты успешные. Image
Ладно, давайте про главное. Что произошло со стартовым столом, насколько всё плохо, что дальше и постараюсь ответить на топ предложенных решений от экспертов по стартовым площадкам в твиттере.

Коротко: всё хуже ожиданий, так не задумано, но есть решение. Image
Текущая версия OLM (Orbital Launch Mount) — часть очень сложной и удивительной инфраструктуры. Сам по себе весь стартовый комплекс сложнее самой ракеты. И это лишь первая его версия. Эдакий pathfinder, который буквально много раз переделывали на живую. https://twitter.com/RGVaeri...
Основная задача сделать не только многоразовую ракету, но и весь стартовый комплекс. У SpaceX нет возможности, как у NASA после запуска SLS отправлять стартовый стол на многомесячное обслуживание. И сделать с первого раза подобную инфраструктуру очень трудно. ImageImageImageImage
Для контекста: Starship Super Heavy это ОЧЕНЬ мощная ракета — почти 76 МН. Во сколько раз (примерно) она мощнее остальных:

- В 1.6 раз чем Н-1
- В 1.9 раз чем SLS
- В 2.1 раза чем Энергия
- В 2.2 раза чем Saturn V
- В 2.4 раза чем Space Shuttle
- В 3.5 раза чем Falcon Heavy 
По поводу цифр выше, что стартовая и максимальная мощность отличаются по ряду факторов, так что они примерные. Starship тоже отрывается от стола не на 100% тяги и набирает мощность чуть позже. Потому что иначе вообще ничего не выдержит такую силу. https://twitter.com/Starshi...
По поводу мощности. Просто посмотрите это видео со звуком. Там потом прям ХОРОШО

Но почему нельзя было сделать газоотвод? Одна из причин кроется в экспериментальном характере программы. 33 двигателя нужно постоянно обслуживать и менять во время тестов. И если для каждой проверки снимать ракету со стола, то будет уходить очень много времени. Image
Поэтому SpaceX на протяжении долгого срока использовали платформу «танцпол», которую загоняли под стартовый стол для обслуживания, что позволяло заметно ускорить и упростить процесс для тестовой кампании. Котлован под ней этот процесс бы сильно усложнил. https://twitter.com/Cosmica...
К тому же площадка под столом успешно пережила прожиг 33 двигателей на 50% тяги. И этот факт видимо вселил больше уверенности, что будет не так плохо. Повторюсь, есть версия, что текущий стол был одноразовым, но ожидалось сильно меньше последствий. https://twitter.com/NicAnsuini
Но что произошло и почему его так разнесло? Одна из вероятных версий — ударная волна после набора тяги уничтожила (а не сожгла) огнеупорный слой, а дальше просто вынесла фундамент и землю под ним. Если раскалённый газ попадает в трещины, то он поднимает поверхность изнутри Image
Super Heavy не просто вырыл гигантский котлован, а снёс бетон с железной арматуры. Фундамент для площадки явно придётся полностью менять, но зарытые сваи видимо пострадали несильно. Однако, есть несколько факторов, которые меня очень напугали — всё могло быть куда драматичнее ImageImage
Компании повезло, что все осколки летели в сторону ОТ башни (что видно по кратеру). Если бы они летели в другую сторону, то башню могло бы просто разорвать у основания, ну а дальше самый большой неядерный взрыв в истории. Но это лишь первая из проблем. https://twitter.com/RGVaeri...
Каким-то чудом оголённый топливопровод у основания не разорвало, хотя он оголён. А это могло бы привести к моментальному взрыву как стола, так и ракеты, но до топливохранилища бы вряд ли дошло из-за установленных систем против детонации в самих трубах. Но на тоненького всё равно https://twitter.com/RGVaeri...
Гигантские осколки долетели и до самого топливохранилища и повредили в том числе системы охлаждения и давления. Попади большой кусок в полупустую цистерну с метаном — не трудно догадаться, что бы произошло. Так что тут опять удача, но подобная халатность недопустима. ImageImageImageImage
На видео старта хорошо видно, как гигантские куски бетона долетают аж до самого корабля вблизи с самой ракетой. Несколько метров в другую сторону и запуск мог бы пройти намного драматичнее. Так что можно сказать, что запуск это буквально большое чудо и удача. ImageImage
Но если посмотреть на основание стола, то по нему будто прошлись дробью. Осколки на огромной скорости прошили стальные листы, которые защищают внутренние системы башни. Даже остались характерные узоры от арматуры, которая летела под углом, не считая кусков бетона. https://twitter.com/RGVaeri...
И главный вопрос — неужели не додумались до дефлектора? Додумались, аж в 2018, когда на Мысе Канаверал изначально планировали строить первую площадку для запуска (а сейчас строят вторую) для ракеты BFR. Там много лет лежали детали для охлаждаемого дефлектора и системы подавления Image
И детали для системы подавления уже несколько месяцев лежат на Starbase. Более того, новый стол во Флориде тоже имеет систему подачи воды для подавления огня и вибраций, которая была недавно установлена и видимо будет тестироваться и в Техасе тоже. https://twitter.com/RGVaeri...Image
Ну и другой популярный вопрос — почему не запускать Старшип с платформы в океане, тем более в своё время купили даже 2 нефтянных платформы. Короткий ответ — коррозия из-за морской воды, тут даже нержавейка не спасёт. Не говоря про другие проблемы с логистикой и доставкой топлива Image
Но из забавных моментов — судя по последним кадрам с левого верхнего крыла, теплозащита корабля пострадала не сильно. Хотя она является главным предметом для споров последние 1.5 года. Мы не знаем полного урона, но учитывая дождь из бетона, то могло бы отвалиться больше плиток. Image
Конечно также стоит упомянуть оборудование фотографов, которые сознательно оставили свои камеры рядом с площадкой. Несколько кадров того действительно стоили, но результат крайне ожидаем. Не удивлюсь, если для следующего пуска они подготовятся сильно лучше. ImageImage
Но что всё это значит и что дальше? А впереди долгий и сложный ремонт, доставка нового стартового стола, улучшения, тесты, проверки от регуляторов, снова тесты, получение разрешений и следующий полёт где-то через год. 9-12 месяцев — оптимистичный срок с учётом всех факторов. https://twitter.com/NicAnsuini
Регуляторы вряд ли в восторге от текущей ситуации, но новую лицензию получать не нужно. Достаточно будет обновить все результаты на основе данных с запуска и сформировать ряд решений, которые помогут предотвратить подобную ситуацию в будущем. Но откуда будет следующий запуск? https://twitter.com/NicAnsuini
Завод во Флориде ещё не построил ни одного прототипа, а площадка недоделана. Так что там работы ещё года на 1.5 точно. Но для Техаса есть план Б. Судя по всему, компания не так просто строила новые сегменты башни и отдельный стартовый стол, который могут доставить в Техас. https://twitter.com/NASASpa...
Более того, старый стол буквально перекраивали столько раз, что в каком-то смысле было проще собрать полностью новый со всеми нужными апгрейдами. И по слитым данным для логистических компаний, кто-то готовит перевозку очень похожего по габаритам объекта из Флориды в Техас. Image
К тому же, новый тестовый этап программы только начинается. 2 следующих суборбитальных пуска с голыми Старшипами (без теплозащиты и крыльев) уже подтверждены, но даты неизвестны. Так что вполне возможно, что ожидается затяжной перерыв для устранения всех проблем. https://twitter.com/RingWat...
Но можно ли считать этот пуск успешным? Частично да. Во-первых, ракета сумела взлететь. Во-вторых, она преодолела Max Q. Это в целом 2 основных и самых сложных этапа полёта. В-третьих, инженеры получили уймы драгоценных даных о полёте, площадке и процедурам, а они дороже ракеты. https://twitter.com/Supercl...
Программа не останавливается, а впереди ещё больше работы. На Старшип уже завязано слишком много проектов, включая высадку на Луну и Starlink 2. Так что успешный пуск на орбиту — вопрос времени, а впреди ещё больше интересных этапов, за которыми будем следить. ImageImage
Включая тесты мягкой посадки для ускорителя сперва в океан, а потом и на башню. Starship ещё предстоит научиться возвращаться в атмосферу, а потом и также на башню. Мы пока далеки от пилотируемых полётов, но это не значит, что впереди не будет особенных событий. 
Никто не говорил, что разработка самой большой, мощной, массовой, и в будущем полостью многоразовой ракеты будет быстрой и лёгкой. С Falcon 9 было также, ну и где сейчас все эти шутки про батуты? Пока одна страна провела за год всего 6 пусков, другая компания сразу 26. Image
По ходу треда я забыл упомянуть несколько моментов. Если кто-то считает, что запуски Saturn V или SLS прошли без серьёзного ущерба, то нет, это не так. Любой старт сверхтяжёлой ракеты — разрушительное событие для любой инфраструктуры. ImageImage
В случае Starship всё было хуже, особенно летящие со скоростью почти 500 км/ч в сторону океана куски бетона. Но это тяжёлый во всех смыслах урок. Всё-таки люди никогда не запускали что-то подобного размера 
А запустить очень сложно. OLM это отдельный технический шедевр, который удерживает ракету без каких-либо пироболтов, и может зажечь 20 двигателей Raptor Boost через собственную систему запуска. Делалось ли что-то подобное до этого? Нет. Image
Также отдельно хочу поблагодарить множество крутых авторов контента, чьи материалы я использовал для этого треда. Ссылки на них лежат в описании к фотографиям. Не стесняйтесь подписываться, там очень много крутого. Вокруг Старшипа родилось совершенно удивительное сообщество. https://twitter.com/AlexSva...
И напоминаю, что это первый запуск из многих. Теперь и у нашего поколения есть своя сверхтяжёлая ракета (даже две), у которой есть хорошие шансы поменять мир в лучшую сторону. Несмотря на ужасную войну и мрак, в этом мире ещё остались очень крутые вещи, и они совсем рядом. https://twitter.com/_mgde_https://twitter.com/Supercl...
Друзья, также хочу сказать, что я ждал этот полёт с 2016 года, последние 4 года прям особенно. Это очень важное событие для меня, которым хотелось поделиться. Я и представить не мог, что эти треды найдут отклик. Спасибо всем, что нашли меня и уделяете время. Я очень это ценю. 
Starship Super Heavy is dead, long live next Starship Super Heavy https://twitter.com/JustinVG
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Alex-DX

Цитата: АниКей от 25.04.2023 06:32:51Thread Reader
le picture]https://pbs.twimg.com/profile_images/1252676758832365568/Au_Zvees_bigger.jpg[/img][/url]
Кукуруза как у томакруза 🌽



Все последние дни я изучал результаты и последствия запуска Starship Super Heavy, и в новом треде поделюсь всей информацией, которую удалось найти. Если коротко, то этот запуск можно охарактеризовать как успешный провал, но самое главное — могло быть намного хуже, прям намного.
Прикольно, разнотягом пытались управлять, как Н-1, только рычаг маловат.
И спорное утверждение что выше улетел чем Н-1.

LRV_75

Цитата: Subrogator от 24.04.2023 20:54:00
Цитата: LRV_75 от 24.04.2023 20:20:12
Цитата: opinion от 24.04.2023 19:46:42
Цитата: LRV_75 от 24.04.2023 11:02:53Т.е. про заклинило замки, это результат вашего анализа видео/ваши предположения?
Просто подумал может какой то инсайд попер изнутри SpaceX)) через вбросы на редите и NSF )) Вообще, пора уже))
На самом деле, на NSF был похожий "вброс". Один из участников со ссылкой на анонимного сотрудника СпейсИкс написал, что начальное отклонение было выполнено по команде СУ и оно должно было быть большим, типа инфографика соответствует. Но после этого программное обеспечение, по неизвестной пока при причине, не выдало команды на разделение. Потом СУ не знала, что ей делать и началось неуправляемое кувыркание. Подтверждений этой версии я нигде не видел.
Предположу, что команда на разделение не выдалась потому что не сформировались критерии для выдачи команды.
Интересно, что это за набор критериев.
Время от КП, высота, скорость, вектор скорости, траекторные параметры, остаточная масса топлива ....
Ну программный глюк тоже исключать нельзя, хотя имхо это маловероятно. По крайней мере команда на разделение и перевертон должны быть достаточно точно синхронизированы по времени, иначе никак. Поэтому глюк когда ракета уже идёт на разлом связки, а корабль ждёт набор критериев - какой то странный.
С другой стороны, команда на разделение в этом полёте могла быть подана с земли, и, допустим, в этой части кода и был глюк, который не отловили. Кроме того, замки могли быть в зоне ответственности старшипа, и до него (в отличии от бустера) команда по каким-то причинам не дошла...
Исхожу из предположения, что логика СУ упрощённо выглядит так:

Задание для суперхеви:
1. Обеспечь для старшипа вот такой вектор скорости с такими вот допусками.
2. Этот вектор скорости должен сформироваться вот в этой точки траектории с вот такими допусками.
3. Пункты 1, 2 должны быть выполнены вот в такой интервал времени.

Если пункты 1-3 выполняются СУ даёт команду на разделение.
Если пункты 1-3 не выполняются СУ начинает аварийное завершение полета.

В эту логику могут вмешаться команды с земли.

Все имхо.
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Raul

Цитата: Arzach от 24.04.2023 23:29:30
ЦитироватьНе иначе, как от Фалкона 9 - где еще было взять "тщательно отлаженную"?
На "симуляторе запуска". Странно, что вы этого не знаете, употребляя, тем не менее, этот термин.
Откуда мне знать, как в SpaceX отлаживают программы? Может быть, также, как ракеты - в полете?

Цитата: Arzach от 24.04.2023 23:29:30
ЦитироватьНу да, 33 РД, из которых посыпалось 8 и минус гидравлика - это не 1 отказавший из 9.
Уже 8, не 6? Кто больше? Вот вы тут хвастаетесь, что знаете "как надо строить сверхтяж", а реальность ведь глуха к этому хвастовству.
По картинке с NSF



Цитата: Arzach от 24.04.2023 23:29:30
ЦитироватьВсе эти ситуации с отказами РД полноценно изучаются на симуляторе запуска. В котором можно смоделировать последствия отказов и отладить управляющую программу любого уровня интеллекта.
Ну так напишите же наконец Маску, что у вас есть полноценный "симулятор запуска", на котором можно смоделировать любой уровень интеллекта. Я даже лайк поставлю вашей петиции.
Зачем? Американская школа резервирования маршевых РД РН имеет практические результаты, в отличие от советской. Поэтому наши "петиции" там неинтересны. Но вполне могло быть так, что на большое число отказов алгоритмы SpaceX не были рассчитаны. По заданию устанавливается определенное число узлов, которые могут отказать в процессе полета, исходя из результатов наземных испытаний, под это задание пишутся алгоритмы. Если реальное число отказов больше ожидаемого и они происходят в критических узлах, то алгоритмы оказываются малополезными. Усложнение алгоритмов сверх требований ТЗ считается нецелесообразным.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!