Super Heavy/Starship (Booster 7, Starship 24) -- испытательный полет -- Starbase, TX -- 20.04.2023 13:33 UTC

Автор strat, 08.01.2023 07:26:59

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

Dulevo

Eric Berger
>>>>I've spoken with half a dozen employees at SpaceX since the launch. If their reaction is anything to go by, the Starship test flight was a spectacular success.

>я поговорил с полдюжиной сотрудников SpaceX. Судя по их реакции, испытательный полет Starship прошел с впечатляющим успехом.


Штуцер

Цитата: Просто Василий от 21.04.2023 13:33:11
Цитата: Старый от 21.04.2023 13:09:58
Цитата: Blackhavvk от 21.04.2023 11:29:23есть полтора десятка критических проблем, половина из которых была предсказана заранее
Пока видна только одна критическая проблема - двигатели. Довести которые так и не удалось.
А доведут? Раньше тут на форуме многие утверждали что на схеме газ-газ жрд принципиально не возможен, может быть они были правы ;)
Кто утверждал? Старый?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Плейшнер

Цитата: Старый от 21.04.2023 13:00:35
Цитата: Штуцер от 21.04.2023 10:23:20
Цитата: Старый от 21.04.2023 09:36:57Ещё как возможна! Когда перезаправили ДМ с тремя Глонассами то третья(!) ступень Протона почувствовала что уходит вниз и задирала угол тангажа пытаясь вырулить. Третья, Карл!
Это вопрос к алгоритмам управления. У Маска они на порядок сложнее, ИМХО.
Это вопрос к законам физики. Если не задирать нос то аппарат нырнёт в атмосферу.
В случае частичной потери тяги СУ рассчитает новую тангажную программу, довернет ракету до нового заданного угла и всё, никакого значительного дополнительного скольжения при этом не возникнет.
Если же СУ компенсирует разнотяг, то делает это отклонением вектора тяги оставшихся двигателей, при этом возникает постоянная боковая составляющая тяги и соответственно постоянное скольжение.
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

LRV_75

Цитата: Dulevo от 21.04.2023 16:33:30Eric Berger
>>>>I've spoken with half a dozen employees at SpaceX since the launch. If their reaction is anything to go by, the Starship test flight was a spectacular success.

>я поговорил с полдюжиной сотрудников SpaceX. Судя по их реакции, испытательный полет Starship прошел с впечатляющим успехом.
Впечатляющий, ошеломляющий, головокружащий успех. Чета у ребят передоз с оптимизмом и с реальной оценкой произошедшего.
Вообще, конечно, я понимаю, что у зрителей (у нас) и у разработчиков системы (SpaceX) может быть очень разный взгляд на одно и тоже событие.
Зрители могут считать, что куча повылазящих косяков это позор,
а разработчики тоже самое считают успехом, так как они понимают что и (наверное) КАК дорабатывать.
Не помню, кто тут говорил, что пол работы показывать нельзя.
Грубо говоря, если такие привередливые зрители, то не надо было показывать пол работы, т.е. не надо было вообще вести трансляцию данного запуска и пары последующих  ;D а вот когда научаться уверенно делать орбитальный виток с посадкой, то объявить - внимание завтра будет ПЕРВАЯ попытка ОГРОМНОЙ ракета попытаться добраться до орбиты. ВОЛНЕНИЕ ГАРАНТИРОВАНО. Удаста ли Маску сделать невероятное!!!  ;D И бамц все получилось с первого раза!!!  ;D Зрители в восторге. Вот он успех. Все счастливы
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Штуцер

Цитата: Константин Космический от 21.04.2023 14:07:56Не в пример протон, который сразу при кувырке распался.
Это говорит лишь о том, у кого точнее расчеты на прочность. А не вспомните, сходу, с чего у протона началось разрушение?  8)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

strat

Цитата: vlad7308 от 21.04.2023 16:24:05
Цитата: strat от 21.04.2023 16:03:38
Цитата: vlad7308 от 21.04.2023 15:40:52И все таки - почему не работала водяная завеса на старте?
Работала  :) просто плохо видно, это не просто подача воды, это система которую они называют FireX азот с взвесью водяных  брызг, для предотвращения детонации метана
я вообще не разглядел.
Ее ведь должны включать за несколько секунд до старта двигателей?
она включилась на t=-15 сек

Штуцер

Цитата: LRV_75 от 21.04.2023 16:47:23не надо было вообще вести трансляцию данного запуска и пары последующих 
Наоборот. Праздным зрителям со стороны штатные пуски не нужны. Рутина. С точки зрения PR и задержка была очень к месту (не исключаю, что только для повышения напряжения и разочарования) а потом феерический полет. Полет, кстати, можно было прекратить сразу, как обнулился прирост скорости, но нам еще пару первертонов показали. Всё на публику.
Результат налицо - весь мир гудит.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

strat

По части ракетной и двигательной это огромный успех, похоже они не были уверены что все не развалится на первых десятках секунд, а вот по части Stage 0, то как посмотреть, это ведь был заодно и первый прожиг всех двигателей на 100 процентов тяги. Если бы его сделали отдельно выявили бы и получили все те же проблемы, только без полёта и соответствующих данных о ракете  ;D  ;)

Veganin

Цитата: AlexSpirit от 20.04.2023 18:55:30Судя по видео с коптера, на первых секундах после отрыва от стола, в небо, кроме носителя, взлетело с десяток тонн бетона. Не могли движки сдохнуть просто от кинетического воздействия бетонных обломков ?

Цитата: LRV_75 от 20.04.2023 20:45:18Надо ждать официоза от spacex, но есть ощущение что ракету (помимо прочего) повредила бетонная бомбежка осколками , когда она почти 10 секунд выходила на нужную тягу до КП.
Хороший вопрос задали сразу двое форумчан.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

LRV_75

Цитата: Штуцер от 21.04.2023 16:53:47
Цитата: LRV_75 от 21.04.2023 16:47:23не надо было вообще вести трансляцию данного запуска и пары последующих 
Наоборот. Праздным зрителям со стороны штатные пуски не нужны. Рутина. С точки зрения PR и задержка была очень к месту (не исключаю, что только для повышения напряжения и разочарования) а потом феерический полет. Полет, кстати, можно было прекратить сразу, как обнулился прирост скорости, но нам еще пару первертонов показали. Всё на публику.
Результат налицо - весь мир гудит.
Ну т.е. Те зрители которые кричат позор им просто не понравилось что тигр пернул когда откусывал голову дрессировщику. Так как по плану тигр должен рутинно шанглировать кольцами))
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

V.B.

Цитата: Dulevo от 21.04.2023 12:43:26По моему единственная неудача - то что не прошло отделение Старшипа.
Если бы прошло разделение ступеней - полет бы продолжился и программа была бы выполнена - нет?
По циклограмме MECO планировалось в 02:49, затем отделение Старшипа. В полете же к моменту 02:49 ракета делала переворот:



Не очень удобное положение для разделения. К тому же не была набрана нужная скорость и высота, поскольку из-за отказавших двигателей их набор происходил медленнее расчетного. На информационной панели видно, что оставался еще приличный неизрасходованный запас топлива в баках.

Arzach

Цитата: LRV_75 от 21.04.2023 16:47:23Чета у ребят передоз с оптимизмом и с реальной оценкой произошедшего.
Больше доверяю чувствам тех, кто делал эту штуку, чем мнениям диванныхотстраненных аналитиков. ;) Кому как не им, знающим процесс изнутри, реально оценивать произошедшее? Может они вообще не верили, что это ведро сможет от стола оторваться - а тут такой полёт.

"пол работы показывать нельзя" - а это вообще откуда-то из древних ремёсел типа сапожницких. ;D Проснитесь - на дворе XXI век! Ну и хотел бы я посмотреть на попытку скрыть эти полработы, когда у NSF съемка лучше, чем у самих SpaceX.

vlad7308

Цитата: LRV_75 от 21.04.2023 16:47:23Не помню, кто тут говорил, что пол работы показывать нельзя
НЯП полная версия этой народной мудрости выглядит так - "дуракам пол-работы не показывают" :)
это оценочное суждение

Dulevo

Цитата: LRV_75 от 21.04.2023 16:47:23Чета у ребят передоз с оптимизмом и с реальной оценкой произошедшего.
Полностью наоборот. Все в СпейсХ ждали взрыва который разнесет весь космодром.
Когда этого не случилось  - у них началась эйфория.
А что еще и на 40 километров отлетел - так это вообще чистый бонус.

Veganin

Цитата: Georgea от 21.04.2023 16:04:55Нет, команда не показала свою компетентность. Точнее, они продемонстрировали блестящее умение делать СУ и отличное — строить башни. Всё остальное у них шикарно как для кружка пионеров, но явно недостаточно для космоса.

Реально компетентные команды успешно запускаются с первого раза. Иметь сразу после старта 10% отказавших двигателей — это могло бы считаться успешным разве что для молодёжного стартапа (и то сомнительно), но для опытной команды это откровенный позор.
Туда же "земляные работы" под столом. Это просто ахтунг, а не "компетентность".
Ни одна страна в мире не отказалась бы от такой "некомпетентной" команды, включая Китай, Индию и Россию.

Такой кружок пионеров был бы манной небесной в нашем болоте.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

LRV_75

Цитата: vlad7308 от 21.04.2023 17:06:00
Цитата: LRV_75 от 21.04.2023 16:47:23Не помню, кто тут говорил, что пол работы показывать нельзя
НЯП полная версия этой народной мудрости выглядит так - "дуракам пол-работы не показывают" :)
Точно. Вот и не надо было вести трансляцию на весь мир ;D и NSF не пускать.
Только закрытая трансляция для разработчиков))
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

АниКей

tass.ru

Успех или провал Илона Маска: что показал запуск Starship
ТАСС
Михаил Котов — об особенностях работы над созданием многофункциональной, полностью многоразовой двухступенчатой сверхтяжелой ракеты-носителя

REUTERS/ Go Nakamura
20 апреля 2023 года состоялись испытания ракетной системы Starship компании SpaceX. Без преувеличения, это был самый ожидаемый старт, который откладывался вот уже более полутора лет. По итогу ракета добралась до высоты 39 км, однако после этого потеряла ориентацию и была подорвана по команде с Земли.
Так что это — успех или провал? Чтобы разобраться, нужно вспомнить историю создания самой большой ракеты в мире.
Перпендикулярно
Схема создания ракет давно отработана — чаще всего выделяют девять стадий в их разработке. Все начинается с тактико-технического задания, затем составляется аванпроект, эскизный проект, разработка конструкторской документации и так далее. Летные испытания — это седьмая стадия из девяти, которая следует перед подготовкой аппарата к серийному производству. Так было создано множество самых разных ракет-носителей, однако Илон Маск решил пойти по другому пути.
Строительство Starship началось в 2018 году на частном космодроме в районе местечка Бока-Чика. Прямо под палящим техасским солнцем простые работяги на обычной строительной площадке начали сборку первого прототипа будущей ракеты. В отличие от привычных для ракетостроения легких алюминиевых сплавов Илон Маск решил сделать ставку на нержавеющую сталь. Куски нержавейки строители скрепляли между собой заклепками и сваркой, предварительно обработав болгаркой (все это можно было видеть на прямых эфирах со стройки).
На самом деле происходившее в Бока-Чика было так непохоже на классическое ракетостроение с цехами и чистыми комнатами, что над компанией SpaceX шутили почти беспрерывно. Илона Маска сравнивали с орками из вселенной Warhammer 40 000, строящими свои ракеты и роботов из подручных материалов прямо на свалке.
Получившийся в результате работы первый прототип Starhopper ("Звездный прыгун"), прямо скажу, не впечатлял — был больше похож на кусок водопроводной башни на ножках, чем на привычную ракету. Оснащенный одним двигателем Raptor (его специально разработали для проекта Starship), прототип совершил три испытания: в первом "подпрыгнул" на 1 м, во втором оторвался уже на 150, в третьем — поднялся уже на 400 м. А в конце испытаний двигатель вышел из строя, но тем не менее Starhopper смог приземлиться практически без повреждений.
После этого пришла очередь прототипов будущего Starship. Маск без устали рассказывал в различных интервью, что сознательно избрал метод создания сверхтяжелой ракеты, более всего похожий на Agile. Это такая система организации работы, которая чаще всего используется программистами: при Agile создается сначала минимальный работающий продукт, а затем постепенно он обрастает новыми функциями и возможностями. Вот и доработки Starship велись (и ведутся) по ходу проекта, опираясь на обратную связь и выявленные проблемы, уточнял Маск.
Дорогой изменений
По ходу работы у многофункциональной, полностью многоразовой двухступенчатой сверхтяжелой ракеты-носителя менялось очень и очень многое — форма корпуса, наличие и отсутствие крылышек (для управления в атмосфере), количество двигателей для первой и второй ступеней, теплозащита и т.д. Причем изначально, чтобы Starship пережил вход в атмосферу на обратном пути, предполагалось вообще сделать его корпус композитным. Затем основным материалом стала все же нержавеющая сталь. Еще позже был предложен вариант с охлаждением аппарата при помощи микроотверстий, из которых должно было подаваться топливо, превращающееся в газ (пиролиз). В итоге же остановились на плитке из вспененного кварца по корпусу, как на советском "Буране" и американском Space Shuttle.
Какие-то из прототипов будущего Starship были уничтожены во время тестирования прочности баков, какие-то — во время летных испытаний. Из семи испытаний по атмосферному полету без особых повреждений до Земли добрались только два прототипа. При этом над каждой новой попыткой шутили, как казалось, вообще все. Маск же упрямо продолжал идти к своей цели через взрывы, закопченные куски корпусов и поврежденных двигателей.
Отмечу, что при методе, выбранном Маском, требуется делать как можно более простые и дешевые прототипы, спокойно относиться к их уничтожению и использовать максимум полученной информации для исправления ошибок.
Вместо огромной стартовой площадки, оснащенной газоотводами и спрятанными вглубь земли коммуникациями, компания SpaceX создала небольшой стол или даже скорее нечто напоминающее табуреточку для запуска. И опять же, все это было сделано для удешевления каждого пуска; для того, чтобы иметь возможность провести как можно больше испытаний.
Однако в мае 2021 года начался длительный перерыв. Летных испытаний не было, а многие специалисты команды сосредоточились на модернизации и доведении двигателя Raptor 2, предыдущая версия которого была частой причиной аварий. 
Все дополнительные работы по Starship заняли почти два года — очень много времени ушло на получение лицензии для полета от американского надзорного органа FAA. И вот наконец 20 апреля состоялся запуск.
Провал или успех?
Проблемы наблюдались еще во время отрыва Starship от стартового стола: например, включились не все двигатели — судя по всему, ракете не хватало тяговооруженности, возможно, специалистам пришлось вывести двигатели в максимальный режим. В целом же из 33 двигателей с самого старта не работали два, затем в течение минуты выключились еще три. Однако система управления смогла компенсировать эти проблемы и удержать ракету в вертикальном положении. На 30-й секунде полета взорвался агрегат, обеспечивающий работу первой ступени.
Тем не менее ракета упрямо продолжала набирать скорость и высоту. Огромная 122-метровая конструкция поднялась до высоты 38 км и прошла область максимального аэродинамического сопротивления атмосферы. Здесь выключился еще один двигатель, но затем снова включился. Я, как, думаю, и все, кто наблюдал за этим стартом, замер в ожидании. Невероятное зрелище — огромная ракета, пытающаяся продолжать полет несмотря на все отказы и проблемы.
Starship начал переходить к горизонтальной фазе полета, однако в этот момент не выдержала система управления, ракета начала заваливаться, дважды перевернулась и стремительно полетела к Земле. Тут центр управления полетом отдал команду на самоликвидацию этой огромной системе, которая до финала боролась за жизнь. Полет был прерван.
Вторая ступень вместе с самим Starship не смогла отстыковаться от первой и погибла вместе с ракетой. Еще при запуске стартовую площадку сильно повредило — разрушило практически все бетонное основание, сорвало коммуникации.
Но провалом этот запуск назвать все же нельзя. Это лишь еще один из этапов долгого и сложного пути по созданию многофункциональной, полностью многоразовой двухступенчатой сверхтяжелой ракеты-носителя от Илона Маска и его компании SpaceX. Еще один взрыв, за которым непременно последует череда модернизаций и изменений.
Получится ли у Маска пройти этот путь целиком? Лично мне хочется надеяться, что получится. Эта ракета нужна хотя бы как символ того, что можно пойти наперекор всем правилам и традициям и победить, довести работу до конца.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

vlad7308

Цитата: LRV_75 от 21.04.2023 17:08:53
Цитата: vlad7308 от 21.04.2023 17:06:00
Цитата: LRV_75 от 21.04.2023 16:47:23Не помню, кто тут говорил, что пол работы показывать нельзя
НЯП полная версия этой народной мудрости выглядит так - "дуракам пол-работы не показывают" :)
Точно. Вот и не надо было вести трансляцию на весь мир ;D и NSF не пускать.
Только закрытая трансляция для разработчиков))
ну во-первых это невозможно чисто физически :) это ж не Байконур в СССР.
Во-вторых - а зачем?
это оценочное суждение

Dulevo

>>> Не могли движки сдохнуть просто от кинетического воздействия бетонных обломков

Обломки полетели когда движки уже вышли на полную мощность.
Чтобы повредить двигатель - им надо было лететь против струи газа.
Думаете это возможно?

В тот раз когда обломок перерезал что-то - работало то ли два то ли три движка. Т.е было куда лететь между струями газа.