Ядерный Российский буксир для дальнего космоса

Автор Space books, 16.09.2020 09:54:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 13 гостей просматривают эту тему.

vlad7308

#2440
Цитата: telekast от 29.06.2021 19:45:43
Цитата: vlad7308 от 29.06.2021 19:30:20При чем тут колеса и кузов?
Ещё тогда и меня добавьте в общую массу
Ненене. Вы это экипаж, Вы это ПН. А колеса - движитель, без них бибика не поедет. ТЭМ - это бибика с колесами, генератором, выхлопной и движком. ;D
тогда хотя бы кузов уберите :)
Рамы и ходовки достаточно :) так и быть, с трансмиссией и раздаткой.
А кузов это обиталище экипажа и пн :) сбрасываемый обтекатель ггг
это оценочное суждение

vlad7308

Кстати вот Вам :)
Ни рамы ни ходовки ни колес - один мотор
это оценочное суждение

telekast

Цитата: vlad7308 от 29.06.2021 19:48:42
Цитата: telekast от 29.06.2021 19:45:43
Цитата: vlad7308 от 29.06.2021 19:30:20При чем тут колеса и кузов?
Ещё тогда и меня добавьте в общую массу
Ненене. Вы это экипаж, Вы это ПН. А колеса - движитель, без них бибика не поедет. ТЭМ - это бибика с колесами, генератором, выхлопной и движком. ;D
тогда хотя бы кузов уберите :)
Рамы и ходовки достаточно :)
А кузов это обиталище экипажа и пн :) сбрасываемый обтекатель ггг
Договорились. Даже бак пущай в прицепе будет, как задуманно. ;D
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Stak

Цитата: vlad7308 от 29.06.2021 19:23:42
Цитата: Stak от 29.06.2021 19:15:12
Цитата: vlad7308 от 29.06.2021 18:35:39
Цитата: telekast от 29.06.2021 13:07:20Автомобильные моторы около 2 кг/квт,
даже лучше. Мой мотор примерно 0.7кг на кВт.
Это примерно как жопу с пальцем сравнивать ;). Причём тут ДВС вообще?
Ну ОК, не смогли разработчики добиться желаемых ресурсов и удельных характеристик (это я про первый ТЭМ, мегаватт на 20т массы с ресурсом 10 лет).
У Нуклона и труба пониже, и дым пожиже (масса 35т при моще в полмегаватта, судя по ТЗ, ресурс 2.5 года), но шансов на реализацию явно больше (цифры то в ТЗ не на пустом месте появились).
То, что на трассе Земля-Луна такой же буксир, но с СБ вместо реактора был бы безопаснее (да и массу имел бы меньшую) - так с этим никто и не спорит. Однако, технологию то надо отрабатывать, турбины высокотемпературные, холодильники, РМПД тот же (если будет).
хммм возможно
Но тогда и обещать (если уж обещать) нужно опытный образец и тп. А не звезду смерти :)

Я вообще сомневаюсь, что тепловая машина любого обычного на земле типа (ЯЭС в т.ч.)  с преобразованием в электричество подойдет для работы в качестве ДУ (и даже ЭУ) в космосе. Нужно что-то принципиально новое. Например, типа прямого преобразования, без теплового цикла.
То, что описано в ТЗ, на звезду смерти как-то не тянет)
 
Насколько я понимаю, над развитием "Топазов" и "Енисеев" тоже продолжают работать [1],[2]. 

По второй ссылке есть интересная табличка с ТТХ перспективных проектов на термоэмиссии, вплоть до 18кг/кВт в форсированном режиме для 400кВт установки. Однако, КПД термоэмиссии более 5-8% поднять не получается. С турбиной - достижимо порядка 30%, т.е. урана в реакторе установки на ту же электрическую мощность будет в ~4 раза меньше. 

Кроме того, есть ещё одна идея, витающая в воздухе, в виде термоаккустики (цикл Стирлинга) с МГД-преобразованием ионизированного газа, не знаю только, проверял ли её кто-нибудь на практике.

vlad7308

Не, термоэмиссия (известная) это тоже не оно. Это в общем те же грабли.
 В идеале - прямое преобразование в электричество кинетической энергии заряженных продуктов деления. Но такого нет даже в картинках :)
Либо - ЯРД какого-то типа, тепло в реактивное движение минуя электричество. Но там свои проблемы.
это оценочное суждение

Leonar

Цитата: vlad7308 от 29.06.2021 19:06:26
Цитата: telekast от 29.06.2021 18:56:56
Цитата: vlad7308 от 29.06.2021 18:35:39
Цитата: telekast от 29.06.2021 13:07:20Автомобильные моторы около 2 кг/квт,
даже лучше. Мой мотор примерно 0.7кг на кВт.
С радиатором , вентилятором, выхлопной и жидкостями? Это врядли. А с учетом неограниченной долговременной мощности около 50% от максимальной еще сильно врядлее. ;D среди поршневиков лучшие уд.показатели у авиамоторов. Просто им нада. И там 1кг/кВт очень достойный результат. Причем достигнут он был еще в 20-х годах прошлого века и до сих пор не сильно улучшился несмотря на все компьютеры и наноматериалы. ;)
хммм
Ну если вообще со всем обвесом...
Сам мотор весит кажется килограмм 200. Все остальное, нужное чтобы он работал - ну вряд ли больше сотни, даже включая выхлопную систему. Скорее меньше. Ну пусть сотня. Тогда получается 1кг на кВт.
А вообще на этот самый мотор можно еще поставить компрессор (продаются). И будет уже почти 0.5 кг на кВт (если считать все).
А если этот мотор засунуть в космос, прилепить оному электрогенератор с обвесом и т. д? 
А если уж и топливо потребное посчитать...

Leonar

Цитата: vlad7308 от 29.06.2021 20:53:01Не, термоэмиссия (известная) это тоже не оно. Это в общем те же грабли.
 В идеале - прямое преобразование в электричество кинетической энергии заряженных продуктов деления. Но такого нет даже в картинках :)
Либо - ЯРД какого-то типа, тепло в реактивное движение минуя электричество. Но там свои проблемы.
Во во... Но требуется именно электрическая мощность (суть вопроса стояла в ней вроде бы) кпд движителя пока не рассматривали...
Тем более что для некоего космического аппарата нужна именно электрическая мощность, а не моментный импульс отбрасываемого вещества.

vlad7308

Плевать на кпд (кпд ТРД тоже ниже поршневого) - тут главное удельная мощность. А она мало того, что никакая, так еще и на порядок уступает СБ. Которые, в отличие от ТЭМ, есть готовые и в тысячу раз дешевле.
это оценочное суждение

Leonar

Цитата: vlad7308 от 29.06.2021 21:04:30Плевать на кпд (кпд ТРД тоже ниже поршневого) - тут главное удельная мощность. А она мало того, что никакая, так еще и на порядок уступает СБ. Которые, в отличие от ТЭМ, есть готовые и в тысячу раз дешевле.
Что значит плевать на кпд? Кпд какого типа мощности? 
У трд  от пошневого кпд по выработке тепла? Или чего? 
У сб (не у солнечных концентраторов) с кпд по теплу как будет? 

Есть готовые... 
Что есть готовые? Мегаватного класса энергетические(электроэнергетические) установки в космосе которые могут работать и без солнечного света десятки лет?

vlad7308

Кпд - это коэффициент полезного действия. Полезное в данном случае - это механическая работа либо электричество.
это оценочное суждение

Leonar

Цитата: vlad7308 от 29.06.2021 21:22:12Кпд - это коэффициент полезного действия. Полезное в данном случае - это механическая работа либо электричество.
Конкретнее в данном случае именно рассматривалось электричество.
Механику приплетать начали приплетатели.
Включая и вас.
А вообще кпд нужно рассматривать в каждом отдельном случае  преобразования одного вида энергии в конкретный другой.
Так то иногда "потери" в одном случае могут обернуться полезной энергией в другом (пример - тэц)
Ну или модные электромобили
Отопление в двс идет зимой на отопление салона, а в электомобиле в потери.

telekast

Цитата: Leonar от 29.06.2021 21:29:18
Цитата: vlad7308 от 29.06.2021 21:22:12Кпд - это коэффициент полезного действия. Полезное в данном случае - это механическая работа либо электричество.
Конкретнее в данном случае именно рассматривалось электричество.
Механику приплетать начали приплетатели.
Включая и вас.
А вообще кпд нужно рассматривать в каждом отдельном случае  преобразования одного вида энергии в конкретный другой.
Так то иногда "потери" в одном случае могут обернуться полезной энергией в другом (пример - тэц)
Ну или модные электромобили
Отопление в двс идет зимой на отопление салона, а в электомобиле в потери.
Если КПД электродвигателя 0,9 то со 100 кВт он даст тепла ~10 кВт - мощность уазовской печки. Если ДВС ные потери направить ВСЕ на отопление салона будет весьма хрустящая корочка. ;D
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Stak

Цитата: Leonar от 29.06.2021 21:29:18Конкретнее в данном случае именно рассматривалось электричество.
Механику приплетать начали приплетатели.
Механику начали приплетать, как только увидели схему РМПД из патента, где механическая энергия турбины в тяговом режиме изящно преобразуется в ускоренную плазму  ;D , а от турбогенератора запитывается только электромагнит, целевая нагрузка, и служебные потребители.

По удельным характеристикам СБ - ну они действительно лучше, см. например тут
Основные характеристики солнечных батарей НПП «Квант»
Основные характеристикиМоно- кристаллическийGalnP2-GalnAs-Ge
трехкаскадные
Аморфный
Удельная мощность СБ при АМ0, 25°С в оптимальной точке ВАХ, Вт/м2200~35090-100
Удельная мощность СБ при АМ0, 60°C, в оптимальной точке ВАХ, Вт/м2165-170~32080-90
Удельная масса (по фотообразующей части без учёта каркаса), кг/м2:
— сетчатая подложка
— сотовая подложка
1,7-1,85
1,4-1,5
1,9
1,6
0,3
Деградация рабочего тока за САС, %
— 10 лет GEO
— 10 лет LEO
— 10 лет на эллиптической и промежуточной орбитах
20
20
30
15
15
25
Радиационная
деградация
~7%
>>> 500000 Вт/80Вт/м2
6250.0м2
>>> 6250.0м2*0.3кг/м2
1875.0кг
т.е. для рулонных батарей из аморфного кремния на полмегаватта (аналогично Нуклону в чисто электрическом варианте) потребная площадь 6000м^2, а их суммарная масса - менее двух тонн (без учёта поддерживающих конструкций).

Как пишут разработчики:
ЦитироватьСоздание гибких тонкопленочных солнечных батарей на основе аморфного кремния с максимальной удельной энергомассовой характеристикой и минимальной стоимостью.
Это совершенно новое направление в космической фотоэнергетике. Наиболее перспективным типом таких фотоэлектрических преобразователей в настоящее время являются 3-х-каскадные ФЭП на основе аморфного кремния (a-Si). Первоначально созданные для целей наземной фотоэнергетики солнечные батареи из аморфного кремния в настоящее время рассматриваются для использования в условиях космоса, вследствие:
  • возможности получения высоких энергомассовых характеристик солнечных батарей, в 4-5 раз выше, чем у солнечных батарей, изготовленных на основе монокристаллического кремния, несмотря на их меньший начальный кпд;
  • высокой радиационной стойкости;
  • возможности снижения на порядок и более удельной стоимости солнечной батареи по сравнению с монокристаллическим вариантом.
Существенным преимуществом гибких тонкопленочных солнечных батарей является их малый стартовый (транспортный) объем, возможность создания на их основе легко развертываемых солнечных батарей рулонного типа и т.д.

Leonar

Цитата: telekast от 29.06.2021 21:43:24
Цитата: Leonar от 29.06.2021 21:29:18
Цитата: vlad7308 от 29.06.2021 21:22:12Кпд - это коэффициент полезного действия. Полезное в данном случае - это механическая работа либо электричество.
Конкретнее в данном случае именно рассматривалось электричество.
Механику приплетать начали приплетатели.
Включая и вас.
А вообще кпд нужно рассматривать в каждом отдельном случае  преобразования одного вида энергии в конкретный другой.
Так то иногда "потери" в одном случае могут обернуться полезной энергией в другом (пример - тэц)
Ну или модные электромобили
Отопление в двс идет зимой на отопление салона, а в электомобиле в потери.
Если КПД электродвигателя 0,9 то со 100 кВт он даст тепла ~10 кВт - мощность уазовской печки. Если ДВС ные потери направить ВСЕ на отопление салона будет весьма хрустящая корочка. ;D
Если кпд 0.9, то со 100кВт он даст 90кВт...
Если ты имел ввиду не 0.9%...

Конечно будет... Ибо тепловой кпд двигателя, а это почти или около 70% теловой энергии, которую приходится выветривать, а то и не всегда получается... При полной мощности ду...
Потери
То как быть с потерями электрокара на отопление то? Запишем не в потери, а в исдержки?

А уж если полный цикл потерь начинать считать от производства комплектующих до топлива на электрокары и на топтомобили с двс... И сколько в килоджоулях энергии на оное затрачено энергии...

Leonar

Цитата: Stak от 29.06.2021 21:45:38По удельным характеристикам СБ - ну они действительно лучше,
Лучше, не спорю (по удельным характеристикам)
Но есть косяк - они без солнца не работают.
А чтоб решить эту проблему
Шестопер вон предлагал... Концентраторы по всей солнечной системе... Лазеры... Приемные станции... Ретрансляторы энергии ну и в подобном духе...

telekast

Цитата: Leonar от 29.06.2021 21:49:04
Цитата: telekast от 29.06.2021 21:43:24
Цитата: Leonar от 29.06.2021 21:29:18
Цитата: vlad7308 от 29.06.2021 21:22:12Кпд - это коэффициент полезного действия. Полезное в данном случае - это механическая работа либо электричество.
Конкретнее в данном случае именно рассматривалось электричество.
Механику приплетать начали приплетатели.
Включая и вас.
А вообще кпд нужно рассматривать в каждом отдельном случае  преобразования одного вида энергии в конкретный другой.
Так то иногда "потери" в одном случае могут обернуться полезной энергией в другом (пример - тэц)
Ну или модные электромобили
Отопление в двс идет зимой на отопление салона, а в электомобиле в потери.
Если КПД электродвигателя 0,9 то со 100 кВт он даст тепла ~10 кВт - мощность уазовской печки. Если ДВС ные потери направить ВСЕ на отопление салона будет весьма хрустящая корочка. ;D
Если кпд 0.9, то со 100кВт он даст 90кВт...
Если ты имел ввиду не 0.9%...

Конечно будет... Ибо тепловой кпд двигателя, а это почти или около 70% теловой энергии, которую приходится выветривать, а то и не всегда получается... При полной мощности ду...
Потери
То как быть с потерями электрокара на отопление то? Запишем не в потери, а в исдержки?

А уж если полный цикл потерь начинать считать от производства комплектующих до топлива на электрокары и на топтомобили с двс... И сколько в килоджоулях энергии на оное затрачено энергии...
Ты читать умеешь? "Даст тепла на 10кВт" означает, что эти 10кВт это то, что уходит в потери. Потому что КПД электродвигателя 0,9. А 0,1 это потери(1 - 0,9 = 0,1). Теплом. Электродвигатели, ВНЕЗАПНО, тоже греются и их тоже нужно охлаждать.
Тепловой КПД ДВС штука важная. Для расчетов. Но гораздо интереснее эффективный КПД (индикаторный помноженный на механический КПД). А он, ВНЕЗАПНО, сильно меньше теплового. И все потери уходят в тепло, потери в стенку, в выхлоп, мехпотери.. все. А если озадачиться и посчитать, то окажеться, ВНЕЗАПНО , что, скажем классический движок "шестерки" не дотягивает до 30%. Уд.расход из паспорта(наивыгоднейшая производителю цифра указанна, между прочим) поделить на 3600 и умножить на 43000кДж. Это будет количество киловатт соженного топлива потраченных на 1(один!) киловатт мощности на валу движка. Посчитайте на досуге.
Электромобили ничуть не экологичнее ДВСов, да и экономичность их спорная. Но речь шла про КПД и отопление.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Tomacco

Цитата: Stak от 29.06.2021 19:15:12Ну ОК, не смогли разработчики добиться желаемых ресурсов и удельных характеристик (это я про первый ТЭМ, мегаватт на 20т массы с ресурсом 10 лет).
У Нуклона и труба пониже, и дым пожиже (масса 35т при моще в полмегаватта, судя по ТЗ, ресурс 2.5 года),
Это лишь минимальные требования ТЗ. В действительности может быть гораздо более. Вот для примера о разнице в сроках из ТЗ по сравнению с расчетными:


ЦитироватьМОСКВА, 18 мая. /ТАСС/. Разработчик робота "Теледроид" для открытого космоса НПО "Андроидная техника" рассчитывает, что он сможет работать на орбите три-четыре года, хотя по техническому заданию должен эксплуатироваться полгода. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе предприятия.

"Так как вся работа - это эксперимент, то срок эксплуатации робота по техническому заданию в пределах полугода, но мы рассчитываем с запасом на три-четыре года непрерывной эксплуатации", - отметили в пресс-службе.

https://tass.ru/kosmos/11396655

Непричастный

Цитата: Tomacco от 30.06.2021 03:32:52
Цитата: Stak от 29.06.2021 19:15:12Ну ОК, не смогли разработчики добиться желаемых ресурсов и удельных характеристик (это я про первый ТЭМ, мегаватт на 20т массы с ресурсом 10 лет).
У Нуклона и труба пониже, и дым пожиже (масса 35т при моще в полмегаватта, судя по ТЗ, ресурс 2.5 года),
Это лишь минимальные требования ТЗ. В действительности может быть гораздо более. Вот для примера о разнице в сроках из ТЗ по сравнению с расчетными:


Цитата: undefinedМОСКВА, 18 мая. /ТАСС/. Разработчик робота "Теледроид" для открытого космоса НПО "Андроидная техника" рассчитывает, что он сможет работать на орбите три-четыре года, хотя по техническому заданию должен эксплуатироваться полгода. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе предприятия.

"Так как вся работа - это эксперимент, то срок эксплуатации робота по техническому заданию в пределах полугода, но мы рассчитываем с запасом на три-четыре года непрерывной эксплуатации", - отметили в пресс-службе.

https://tass.ru/kosmos/11396655
А теперь прикиньте, что вам выдаст по мощности солнечная панель в 35 тонн массы и как долго она проработает в космосе.
Не боги горшки наполняют...

Tomacco

Цитата: Непричастный от 30.06.2021 03:41:51А теперь прикиньте, что вам выдаст по мощности солнечная панель в 35 тонн массы и как долго она проработает в космосе.
"Нуклон" - это не электростанция, и даже не ТЭМ (ТЭМ называется "Зевс"), а комплекс (состоящий из ТЭМ + МПН), для которого уже в первом полете есть определенное задание:


Цитироватьна первом этапе миссии в 2030 году буксир состыкуется в космосе с модулем полезной нагрузки и отправится к Луне, где проведет ее зондирование и оставит на ее орбите научно-исследовательский спутник. На втором этапе связка космического буксира и модуля полезной нагрузки полетит к Венере, причем на пути к планете возможно проведение испытаний по дозаправке буксира топливом (газом ксенон).

"У самой Венеры от модуля полезной нагрузки также отделится исследовательский спутник, а сам буксир с оставшейся научной аппаратурой совершит гравитационный маневр и перейдет к осуществлению третьего этапа миссии по перелету к конечной точке - спутнику Юпитера и его исследованию", - сообщил Блошенко.

https://tass.ru/kosmos/9467473

Tomacco

Для самого ТЭМ "Зевс" отдельно, характеристики вот: