И опять про Ангару (часть третья)

Автор ZOOR, 14.08.2020 12:00:19

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

ratcustorb

Цитата: Дмитрий В. от 02.03.2023 21:25:29
Цитата: ratcustorb от 02.03.2023 20:52:58
Цитата: Дмитрий В. от 02.03.2023 20:39:13
Цитата: Seliv от 02.03.2023 20:35:31Кстати, что-то перелив уже давно даже ЦиХ не вспоминает?
Не нужен, потому и не вспоминают.
Дмитрий, кроме Вас, наверное, никто не подскажет, какой из вариантов наиболее оптимален?
У меня, к сожалению, сейчас нет времени считать каждый из семи вариантов. Скорее всего, п.3, "но это неточно".
Ок, спасибо большое!

Дмитрий В.

Цитата: ratcustorb от 02.03.2023 21:26:48
Цитата: Дмитрий В. от 02.03.2023 21:25:29
Цитата: ratcustorb от 02.03.2023 20:52:58
Цитата: Дмитрий В. от 02.03.2023 20:39:13
Цитата: Seliv от 02.03.2023 20:35:31Кстати, что-то перелив уже давно даже ЦиХ не вспоминает?
Не нужен, потому и не вспоминают.
Дмитрий, кроме Вас, наверное, никто не подскажет, какой из вариантов наиболее оптимален?
У меня, к сожалению, сейчас нет времени считать каждый из семи вариантов. Скорее всего, п.3, "но это неточно".
Ок, спасибо большое!
Уже много лет назад на форуме проводились оценки (в т.ч. мной) об эффективности удвоения тяги УРМ-2. простое удвоение практически не даёт эффекта. При увеличении РЗТ УРМ-2 примерно на 12 т (по моим расчётам) прирост Мпг составляет что-то в районе1-2 т. то есть изменения тяги и заправки третьей ступени Ангары-А5 слабо влияют на  Мпг. По логике, максимальная прибавка Мпг должна быть при пропорциональном тяге увеличении всех блоков  всех ступеней. Если оставаться в рамках заданных габаритов топливных отсеков, то этого можно достичь переохлаждением компонентов топлива. Но этого варианта нет. Поэтому я - за 3-й п.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: Seliv от 02.03.2023 20:47:26
Цитата: Дмитрий В. от 02.03.2023 20:39:13
ЦитироватьКстати, что-то перелив уже давно даже ЦиХ не вспоминает?
Не нужен, потому и не вспоминают.
Медведев, главный идеолог Ангара так за это в свое время топил. диссертации писал
Такие диссертации: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002748520.pdf ?
;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

Цитата: Дмитрий В. от 02.03.2023 21:26:27
Цитата: Старый от 02.03.2023 21:02:33
Цитата: Дмитрий В. от 02.03.2023 19:57:59При непрерывном выведении на НОО высотой порядка 200 км оптимальная тяговооружённость 2-й ступени лежит в диапазоне 0,7-0,9
А какая ракета об этом знает?
Зенит, Фэлкон 9 - это первое, что приходит в голову.
У Фалкона-9 вторая ступень оптимизирована под геопереходную орбиту, это точно. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитата: ratcustorb от 02.03.2023 21:49:12
Цитата: Дмитрий В. от 02.03.2023 21:42:31По логике, максимальная прибавка Мпг должна быть при пропорциональном тяге увеличении всех блоков  всех ступеней
Из-за уменьшения гравпотерь?
При сохранении тяговооружённости гравпотери вряд ли изменятся (немного снизятся аэродинамические потери из-за роста нагрузки на мидель). Основной рост даст банальное увеличение стартовой массы. А в случае переохлаждения компонентов - ещё и рост относительных масс топлива.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

ratcustorb

Цитата: Дмитрий В. от 02.03.2023 21:55:32А в случае переохлаждения компонентов - ещё и рост относительных масс топлива.
А переохлаждение сколько примерно даёт прироста массы?
Наверное это сложно (нецелесообразно) реализовать, раз у нас кроме как на Н-1 не использовали?

Seliv

Цитата: ratcustorb от 02.03.2023 22:05:50раз у нас кроме как на Н-1 не использовали
На Р-9 применяли, для увеличения сроков боевого дежурства в заправленном виде.  На Энергии в блоке Ц, но, на сколько помню, в первую очередь для упрощения заправки - захолаживания магистралей.  
 у Зенитов вроде только керосин переохлаждали  

ratcustorb

Не совсем понятно, за счёт чего на А5М планируется увеличить Мпг на НОО до 27,7 тонн, если габариты останутся те же?

https://ria.ru/20210612/kompleks-1736716739.html

За счёт уменьшения сухой массы?

Старый

Цитата: ratcustorb от 02.03.2023 23:41:07За счёт уменьшения сухой массы?
За счёт языка.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

sychbird

Цитата: ratcustorb от 02.03.2023 23:41:07Не совсем понятно, за счёт чего на А5М планируется увеличить Мпг на НОО до 27,7 тонн, если габариты останутся те же?

https://ria.ru/20210612/kompleks-1736716739.html

За счёт уменьшения сухой массы?
Прежде всего за счёт оптимальных полей падения. Ну и тяговооруженность первой и второй ступеней подрастёт. Широта старта отыграет своё.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Ивгениуш

Цитата: Дмитрий В. от 02.03.2023 21:55:32
Цитата: ratcustorb от 02.03.2023 21:49:12
Цитата: Дмитрий В. от 02.03.2023 21:42:31По логике, максимальная прибавка Мпг должна быть при пропорциональном тяге увеличении всех блоков  всех ступеней
Из-за уменьшения гравпотерь?
При сохранении тяговооружённости гравпотери вряд ли изменятся (немного снизятся аэродинамические потери из-за роста нагрузки на мидель). Основной рост даст банальное увеличение стартовой массы. А в случае переохлаждения компонентов - ещё и рост относительных масс топлива.
У меня создалось впечатление, что основные потери хс многих ракет приходятся на подъем ракеты на 12 километр. Например DH тратит на это 86 секунд при увеличении скорости на 200 м/с. То есть на ветер выбрасывается порядка 20-25% топлива. Для снижения потерь используются ускорители с ттрд. Эта идея   используется в большинстве американских ракет. Дельта2,3 если не ошибаюсь.Однако DH исключение. Может быть есть нужда в "разогреве" двигателя, который на водороде и  работе на 60% от номинала тяги? Ведь можно что то придумать: дополнительные, сбрасываемые топливные баки плюс ускорители с ттрд. Возможно просто в том не было нужды? То есть для данной пн это, возможно,  наиболее приемлемое техническое решение. Но по деньгам оно совсем не приемлемо. В связи с чем,видимо, можно вспомнить проекты т.н. ушастой ангары.

Старый

Цитата: Ивгениуш от 03.03.2023 09:52:41на ветер выбрасывается порядка 20-25% топлива.
Вот же, блин, утомили эти жалельщики топлива... :( 
Цитата: Ивгениуш от 03.03.2023 09:52:41Эта идея   используется в большинстве американских ракет.
Уже давно не в большинстве. Скорее уже в отдельных динозаврах из средины прошлого века. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ratcustorb

#9732
Цитата: Ивгениуш от 03.03.2023 09:52:41
Цитата: Дмитрий В. от 02.03.2023 21:55:32
Цитата: ratcustorb от 02.03.2023 21:49:12
Цитата: Дмитрий В. от 02.03.2023 21:42:31По логике, максимальная прибавка Мпг должна быть при пропорциональном тяге увеличении всех блоков  всех ступеней
Из-за уменьшения гравпотерь?
При сохранении тяговооружённости гравпотери вряд ли изменятся (немного снизятся аэродинамические потери из-за роста нагрузки на мидель). Основной рост даст банальное увеличение стартовой массы. А в случае переохлаждения компонентов - ещё и рост относительных масс топлива.
У меня создалось впечатление, что основные потери хс многих ракет приходятся на подъем ракеты на 12 километр. Например DH тратит на это 86 секунд при увеличении скорости на 200 м/с. То есть на ветер выбрасывается порядка 20-25% топлива. Для снижения потерь используются ускорители с ттрд. Эта идея  используется в большинстве американских ракет. Дельта2,3 если не ошибаюсь.Однако DH исключение. Может быть есть нужда в "разогреве" двигателя, который на водороде и  работе на 60% от номинала тяги? Ведь можно что то придумать: дополнительные, сбрасываемые топливные баки плюс ускорители с ттрд. Возможно просто в том не было нужды? То есть для данной пн это, возможно,  наиболее приемлемое техническое решение. Но по деньгам оно совсем не приемлемо. В связи с чем,видимо, можно вспомнить проекты т.н. ушастой ангары.

Чем меньше тяговооруженность, тем больше гравитационные потери. ЕМНИП на ракете Сатурн V на первой ступени запас ХС составлял 3,6 км/с, а гравитационные потери - 1,2 км/с.
Увеличивается тяговооруженность - соответственно увеличивается Мпг из-за уменьшения гравпотерь. Но не сильно.

Старый

Цитата: Ивгениуш от 03.03.2023 09:52:41Ведь можно что то придумать: дополнительные, сбрасываемые топливные баки плюс ускорители с ттрд.
Проще и дешевле оказалось придумать керосин, Мерлины и Флакон-9. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: ratcustorb от 03.03.2023 10:08:08Увеличивается тяговооруженность - соответственно увеличивается Мпг из-за уменьшения гравпотерь. Но не сильно.
Нет. Не увеличивается. МюПГ увеличиввается, а Мпг - нет. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дем

Цитата: ratcustorb от 03.03.2023 10:08:08Увеличивается тяговооруженность - соответственно увеличивается Мпг из-за уменьшения гравпотерь. Но не сильно.
Увеличивается МюПГ, Мпг уменьшается. Ведь по факту, предлагается пускать недозаправленную ракету.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

ratcustorb

#9736
Цитата: Дем от 03.03.2023 11:56:45
Цитата: ratcustorb от 03.03.2023 10:08:08Увеличивается тяговооруженность - соответственно увеличивается Мпг из-за уменьшения гравпотерь. Но не сильно.
Увеличивается МюПГ, Мпг уменьшается. Ведь по факту, предлагается пускать недозаправленную ракету.
Это как?
А можете расчётами показать это?
Реальный пример - Ангара А5 с двигателями РД-191:и РД-191М.

Старый

Цитата: ratcustorb от 03.03.2023 12:41:57Реальный пример - Ангара А5 с двигателями РД-191:и РД-191М.
У Ангары-5 с РД-191М при тяговооружённости 1.15 Мпн будет больше чем при тяговооружённости 1.25. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дем

Цитата: ratcustorb от 03.03.2023 12:41:57А можете расчётами показать это?
 Реальный пример - Ангара А5 с двигателями РД-191:и РД-191М.
Вполне можно сделать график сколько будет мПГ и мюПГ при заправке от нуля до полной. И даже вверх до 1000 тонн стартовой.
А чтобы совсем точно - ещё и сухую массу уменьшать/добавлять как 5% от изменения массы заправки.

Конкретно А5, с её дросселированием второй ступени - считать сложно, нужно подбирать ещё режим полёта и соотношение заправки. Но для более простых ракет (Зенит например) - максимум мюПГ получается при тяге где-то 1.8, максимум мПГ - при 1.1
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

ratcustorb

Цитата: Дем от 03.03.2023 13:23:24при заправке от нуля
Это особенно интересно  ;D