Передача энергии и массы

Автор pkl, 06.09.2009 17:21:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

pkl

В теме "Инженерные вопросы межзвёздных перелётов" прочитал идею разгона звездолёта посредством передачи ему на борт капсул с термоядерным горючим. Суть идеи состоит в том, чтобы, высылать стартующему звездолёты ампулы с замороженным дейтерием, ускоряя их посредством электромагнитного ускорителя. Предполагается, что звездолёт ловит их магнитным полем /принимая, т.о. их импульс и понемногу ускоряяся/, а термоядерное горючее использует по назначению, для разгона. Хотят таким образом сэкономить стартовую массу.

У меня возникла идея - а нельзя ли как-то использовать подобную схему для выведения полезных нагрузок при старте с Земли?

Ещё вспоминаются проекты с дозаправкой АКС в воздухе.

Просьба - отвечать без шуток.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

zyxman

ЦитироватьУ меня возникла идея - а нельзя ли как-то использовать подобную схему для выведения полезных нагрузок при старте с Земли?
Идея стара как мир, но практичной схемы передачи на борт массы в атмосфере я не встречал вообще ни разу.
Дозаправка самолета в воздухе это немного не то - дозаправщики все дозвуковые, по высоте дозаправки я не в курсе, а нам она тоже интересна, ИМХО криогенные компоненты тоже вероятно получится дозаправлять, но будет ли оно того стоить?

По энергии более-менее реалистичные схемы есть - СВЧ/лазеры и даже СВЧ-самолет уже реально летал.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Имxотеп

ЦитироватьУ меня возникла идея - а нельзя ли как-то использовать подобную схему для выведения полезных нагрузок при старте с Земли?
Если уж на то пошло, передавать надо не массу и энергию, а непосредственно импульс. Это во-первых. А во-вторых, все упирается в скорость "передачи" капсул, которая должна быть не меньше конечной скорости аппарата. На Земле с ее атмосферой этого не достигнуть никогда. Максимум можно сделать некую разгонную систему вместо первой ступени ракеты, но чем она будет лучше традиционной экзотики - неочевидно.

pkl

Цитировать
ЦитироватьУ меня возникла идея - а нельзя ли как-то использовать подобную схему для выведения полезных нагрузок при старте с Земли?
Идея стара как мир, но практичной схемы передачи на борт массы в атмосфере я не встречал вообще ни разу.
Дозаправка самолета в воздухе это немного не то - дозаправщики все дозвуковые, по высоте дозаправки я не в курсе, а нам она тоже интересна, ИМХО криогенные компоненты тоже вероятно получится дозаправлять, но будет ли оно того стоить?

По энергии более-менее реалистичные схемы есть - СВЧ/лазеры и даже СВЧ-самолет уже реально летал.
Собственно, в очередной раз всплывшая идея лазерного двигателя и стала для меня отправной точкой. Тогда я в первый раз задумался: а нельзя ли передавать на борт носителя не только энергию, но и отбрасываемую массу?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

zyxman

Цитироватьа нельзя ли передавать на борт носителя не только энергию, но и отбрасываемую массу?
Самая старая идея на эту тему что я встречал была такая:
реактивная тележка движется по рельсам по поверхности Земли и черпает топливо из канала рядом с колеей :D
- В принципе если сделать топливо, которое не будет без катализатора гореть в воздухе, это реально.

Всем остальным идеям мешает атмосфера :(
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

pkl

ЦитироватьЕсли уж на то пошло, передавать надо не массу и энергию, а непосредственно импульс. Это во-первых.
А чем ещё можно передать импульс, кроме как массой? Но если мы будем передавать ТОЛЬКО  импульс, а массу накапливать, у нас выводимая на орбиту масса будет стремиться к бесконечности.

ЦитироватьА во-вторых, все упирается в скорость "передачи" капсул, которая должна быть не меньше конечной скорости аппарата. На Земле с ее атмосферой этого не достигнуть никогда.

А вот скорость можно, теоретически, сделать хоть вторую космическую /допустим, посредством электромагнитной или легкогазовой пушки/. Но нежно помнить, что относительная скорость носителей ПН и массы/импульса не может быть слишком большой. Максимум десятки м/с. Иначе... сами понимаете :)

ЦитироватьМаксимум можно сделать некую разгонную систему вместо первой ступени ракеты, но чем она будет лучше традиционной экзотики - неочевидно.
Нее... в качестве первой ступени нам как раз подойдёт хоть ТТУ, хотя лучше, наверное, ЭМ катапульта. А вот большую часть х.с. - обеспечить этой самой передачей.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

zyxman

ЦитироватьА вот скорость можно, теоретически, сделать хоть вторую космическую /допустим, посредством электромагнитной или легкогазовой пушки/.
Ну вот тут и возникает проблема атмосферы - просто атмосфера тормозит очень сильно, и только на довольно больших телах получается соотношение силы сопротивления к энергетике тела, позволяющее двигаться в атмосфере с высокой скоростью.
То есть конкретно любительские ракеты с РДТТ почти не летают в космос, как раз потому что очень сложно преодолеть первые 10км.
- У маленькой ракеты очень большие аэродинамические потери, и очень сложно в любительских условиях сделать медленно горящий двигатель с приличным УИ и также сложно сделать любительскими технологиями эффективное по массогабариту и надежное разделение ступеней.
Вобщем поэтому придумываются всяческие изощрения, направленные на то чтобы преодолеть первые 10км с минимальной скоростью.

Еще более конкретно, мне когда-то объясняли что пуля 5.45 с сверхзвуковой начальной скоростью обладает поражающей дальностью меньше сотни метров, 7.62 уже имеет поражающую дальность единицы километров (при том что плотность пули очень велика - пуля вся из металла, а плотность топлива все-же будет явно меньше) ну итд.
Плюс очень сильный нагрев - я где-то читал, НАСА считали катапульту для запуска на орбиту (с последующим довыведением РДТТ), так у них при тонне начальной массы получалось что до космоса долетает около половины массы - остальное сгорает в основном в нижней атмосфере.

Поэтому получается что скажем пучок ускоренных ионов вообще не преодолевает атмосферу, зенитные пушки уже на 8км не делают..
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

ааа

ЦитироватьУ меня возникла идея - а нельзя ли как-то использовать подобную схему для выведения полезных нагрузок при старте с Земли?
Летит самолет и распыляет в воздухе керосин, а потом по этой "дорожке" летит первая ступень с ВРД.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

саша

был ещё проект с вывешиванием троса в атмосфере(или на орбите), по нему идёт разгонник и использует его же в качестве топлива(!)

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьУ меня возникла идея - а нельзя ли как-то использовать подобную схему для выведения полезных нагрузок при старте с Земли?
Летит самолет и распыляет в воздухе керосин, а потом по этой "дорожке" летит первая ступень с ВРД.
А за ступенью с ВРД на мётлах летят "зелёные"[/size] держа в руках раскалённые крючья для пыток[/size]. :D
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Alex_II

Цитировать
ЦитироватьЛетит самолет и распыляет в воздухе керосин, а потом по этой "дорожке" летит первая ступень с ВРД.
А за ступенью с ВРД на мётлах летят "зелёные"[/size] держа в руках раскалённые крючья для пыток[/size]. :D
О, класс! Тогда срочно меняем систему с распылением керосина на прямоточный ЯРД большой тяги (а-ля Гурколет") - и пусть летят  :twisted:  :!:
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

avmich

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьУ меня возникла идея - а нельзя ли как-то использовать подобную схему для выведения полезных нагрузок при старте с Земли?
Летит самолет и распыляет в воздухе керосин, а потом по этой "дорожке" летит первая ступень с ВРД.
А за ступенью с ВРД на мётлах летят "зелёные"[/size] держа в руках раскалённые крючья для пыток[/size]. :D

Зелёных, Бродяга, бояться - в космос не летать.

Общался тут с космическими лифтостроителями. Они считают своим конкурентом схему "высокая башня, с вершиной выше плотных слоёв атмосферы, в которой груз разгоняется и выбрасывается с высокой скоростью".

avmich

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЛетит самолет и распыляет в воздухе керосин, а потом по этой "дорожке" летит первая ступень с ВРД.
А за ступенью с ВРД на мётлах летят "зелёные"[/size] держа в руках раскалённые крючья для пыток[/size]. :D
О, класс! Тогда срочно меняем систему с распылением керосина на прямоточный ЯРД большой тяги (а-ля Гурколет") - и пусть летят  :twisted:  :!:

Это вовсе не Гурколёт, Гурколёт куда чище, а скорее проект Плутон. Своеобразный чемпион грязности... бомбардировщик, которому бомбы не нужны, достаточно пролететь над территорией... проект, зарубленный хотя бы из-за невозможности провести испытания...

Alex_II

ЦитироватьЭто вовсе не Гурколёт, Гурколёт куда чище, а скорее проект Плутон. Своеобразный чемпион грязности... бомбардировщик, которому бомбы не нужны, достаточно пролететь над территорией... проект, зарубленный хотя бы из-за невозможности провести испытания...
Не-не, я не горю желанием отхватить острую лучевку, так что имел ввиду именно Гурколет (я в курсе, что там воздух во втором контуре греется, я ж не из эко-махновцев). А на этот проект "Плутон" у вас ссылочки нет? У Вэйда например? Люблю глубоко брутальные машины...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Ark

Придумал задачку.
Взлетает ракета с небесного тела без атмосферы.
Вместо топлива упругие шарики весом один килограмм.
Один шарик выстреливаем вниз со скоростью 3000 м/с.
Далее он упруго отражается с коэффициентом 0,95 от стартового стола
ударяет об дно ракеты и передаёт ей импульс 2700 м/с.
И далее... получаем ряд 3000, 2700, 2400, 2100...
Вопросы:
Удельный импульс данного одного килограмма топлива получается сложением всех скоростей?
Если Да, то откуда взялось столько энергии?
Успехов!!!

hcube

Пардон, если у нас передается энергия на борт - зачем там топливо? ;-)

Берем систему с нетермореактивным принципом ускорения РТ - например 'лифтер'. Подаем на него метровыми волнами достаточно энергии, чтобы решетка сама работала как антенна с нужным напряжением на выходе. И разгоняем прямо в атмосфере штуку, отбрасывая атмосферный воздух ионным ветром. Если извернуться, то наверное можно сделать даже ускорение РТ в обход игловидного корпуса.
Звездной России - Быть!

Вован Сидорыч

ЦитироватьПридумал задачку.
Взлетает ракета с небесного тела без атмосферы.
Вместо топлива упругие шарики весом один килограмм.
Один шарик выстреливаем вниз со скоростью 3000 м/с.
Далее он упруго отражается с коэффициентом 0,95 от стартового стола
ударяет об дно ракеты и передаёт ей импульс 2700 м/с.
И далее... получаем ряд 3000, 2700, 2400, 2100...
Вопросы:
Удельный импульс данного одного килограмма топлива получается сложением всех скоростей?
Если Да, то откуда взялось столько энергии?
Шоб вам легше було соображать уточню:
- Импульс мерается НЕ в метрах в секунду
- Импульс и енергия енто не одно и то же
- Импульс есть величина векторная (имеет направление), а енергия скалярная
- Суммарный импульс системы ракета-Бланеда-шарик и в начале и в конце експеримента равен  нулю
"Аргументы нужны вам, а не мне." (с)  Бродяга

Chilik

ЦитироватьДалее он упруго отражается с коэффициентом 0,95 от стартового стола ударяет об дно ракеты и передаёт ей импульс 2700 м/с.
1. При такой скорости упругого отражения не бывает скорее всего ни при каком раскладе (скорость стала уже порядка звуковой в металле).
2. Судя по цифрам, ракета никуда не летит. Тогда в идеальной математической задаче шарик действительно может болтаться бесконечно, не передавая своей энергии. Тогда в чём смысл?
3. Кстати, при упругом отражении в системе отсчёта ракеты импульс шарика меняется с +mv на -mv/  :twisted:
4. Кто обещал, что шарик будет туда-сюда болтаться? В теннис или футбол об стенку играли?
5. А самое загадочное в этой схеме: нафига выстреливать шарики с ракеты вниз? Если бы изобретателем был я, то выстреливал бы с земли.  8)

dan14444

Цитироватьупругого отражения не бывает
Дык, эта... полем его, полем. Али электростатикой али магнитным. Даже гравитационным можно, наверное :). Тады и поболе 0.95 может быть. Колодец в атмосфере прожечь...
А если шарик ещё на земле доразгонять, компенсируя теряемый импульс...

В идеале энергии можно съэкономить на порядки, до потенциальной выведенного аппарату, однако :)

Ark

ЦитироватьШоб вам легше було соображать уточню:
- Импульс мерается НЕ в метрах в секунду
- Импульс и енергия енто не одно и то же
- Импульс есть величина векторная (имеет направление), а енергия скалярная
- Суммарный импульс системы ракета-Бланеда-шарик и в начале и в конце експеримента равен  нулю

Да, конечно (увлёкся), импульс = один килограмм х 2700 м/с.
А импульс и энергию я вроде бы различаю.
Имел ввиду энергию в одном килограмме шарика.
Суммарный импульс я привёл относительно одного килограмма шарика.
То есть, мы потратили один килограмм топлива, а импульс котторый мы передали ракете равен сумме всех составляющих прыжков.
Успехов!!!