Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

Sam Grey

Цитата: Шестопер239 от 12.11.2021 23:38:56Но из-за низкого УИ и массового совершенства ТТУ Шаттлу, например, на второй ступени обязательно нужен был водород. 
Ну вот у Энергии вместо двух ТТУ Шаттла были аж четыре боковушки, с отличным РД-170, и высоким массовым совершенством.  Это помогло избавиться от водорода?

Дмитрий В.

Цитата: azvoz от 13.11.2021 01:57:10
Цитата: Дмитрий В. от 12.11.2021 23:22:193 ступени на НОО - это реально анахронизм. Здесь спору нет.

При условии что это моноблочный тандем умеренного размера на высокоимпульсных ЖРД.
При ГП более 20 тонн нижняя ступень требуемого массового совершенства
будет несуразно дорогой и будет оптимальнее делать 3х ступ с нижней ступенью более низкого массового совершенства.

Альтернатива - чудовищные непотребные вязанки сосисок, а у особых извратных освоятелей
к тому же ТТУ и волшебный водород.
В любом случае, что для пакета, что для тандема, 3 ступени сильно удорожают систему и её эксплуатацию. не давая существенных плюсов. Поэтому все нормальные ракеты делают сейчас двухступенчатыми, а три ступени появляются ситуационно - когда из двухступенчатого тандема делают трёхступенчатый пакет (Ангара-А3 и А5, D4H, и т.п.) или на тандем навешивают СТУ.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Ивгениуш

#32862
Цитата: Дмитрий В. от 12.11.2021 23:22:19
Цитата: Ивгениуш от 12.11.2021 22:46:50Вся эта теория, возможно, имеет лишь опосредованное отношение к реальным ракетам,т.к. не учитывает реальных параметров работы ракетных двигателей. Например у маршевых двигателей из первой, второй ступени на 1 тяговую тонну, как правило приходится не более 1 тонны КРТ, например для н-1 на 1 тяговую тонну нк-15 приходилось всего около 0.3 кг, а вот у ангары уже поболе: 0.7. Возможно глубокое дросселирование улучшит эти показатели и приблизит теорию к практике. Поэтому 3 ступени остаются оптимальным вариантом.
3 ступени на НОО - это реально анахронизм. Здесь спору нет.
Не знаю, анахронизм, или нет, но у протона и ангары именно 3 ступени. Вопрос, на мой взгляд, довольно бессмысленный. В каждом конкретном случае надо решать в зависимости от того, какую вы систему строите, какие у вас двигатели, какая пн и т.д. И совсем не обязательно 2 ступени будут дешевле 3-х. И решать будет бухгалтерия, вопрос только в том, чтобы точно посчитать.

Дмитрий В.

Цитата: Sam Grey от 13.11.2021 02:06:55
Цитата: Шестопер239 от 12.11.2021 23:38:56Но из-за низкого УИ и массового совершенства ТТУ Шаттлу, например, на второй ступени обязательно нужен был водород.
Ну вот у Энергии вместо двух ТТУ Шаттла были аж четыре боковушки, с отличным РД-170, и высоким массовым совершенством.  Это помогло избавиться от водорода?
Жидкий водород - это не зло, это благо.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: Ивгениуш от 13.11.2021 13:30:08Не знаю, анахронизм, или нет, но у протона и ангары именно 3 ступени. Вопрос, на мой взгляд, довольно бессмысленный. В каждом конкретном случае надо решать в зависимости от того, какую вы систему строите, какие у вас двигатели, какая пн и т.д. И совсем не обязательно 2 ступени будут дешевле 3-х. И решать будет бухгалтерия, вопрос только в том, чтобы точно посчитать.
Протон сам уже анахронизм, выполненный по идеологии и технологиям начала космической эры. А про Ангару я уже написал - она получилась трёхступенчатой ситуационно ("понволе") из-за применения идей модульного проектирования.
При прочих равных (одинаковая масса ПГ, технический и технологический уровень) 3-хступенчатая ракета будет дороже процентов на 15% и выше, чем двухступенчатый носитель. Поэтому все разумные люди делают двухступы для выведения ПГ на НОО,
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

MIRNbIY

Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2021 13:39:52
Цитата: Ивгениуш от 13.11.2021 13:30:08Не знаю, анахронизм, или нет, но у протона и ангары именно 3 ступени. Вопрос, на мой взгляд, довольно бессмысленный. В каждом конкретном случае надо решать в зависимости от того, какую вы систему строите, какие у вас двигатели, какая пн и т.д. И совсем не обязательно 2 ступени будут дешевле 3-х. И решать будет бухгалтерия, вопрос только в том, чтобы точно посчитать.
Протон сам уже анахронизм, выполненный по идеологии и технологиям начала космической эры. А про Ангару я уже написал - она получилась трёхступенчатой ситуационно ("понволе") из-за применения идей модульного проектирования.
При прочих равных (одинаковая масса ПГ, технический и технологический уровень) 3-хступенчатая ракета будет дороже процентов на 15% и выше, чем двухступенчатый носитель. Поэтому все разумные люди делают двухступы для выведения ПГ на НОО,
Ну так и базовая Ангара 1.2 двухступенчатая.)

Шестопер239

Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2021 13:36:06Жидкий водород - это не зло, это благо.


Не встречал нигде цифр, насколько удорожает пуск наличие на космодроме топливной инфраструктуры не для двух компонент, а для трех. Особенно когда третий компонент такой капризный, как водород.
Поэтому не готов аргументировано ответить, правы ли фанаты водорода, или брезгующий им Маск.
Нужно отметить, что Маск пускает ракеты в США - там с водородной инфраструктурой на уровне космической отрасли в целом все в порядке. Если хочешь для своего носителя водород - плати денежку, и специалисты все обеспечат, работающая водородная подотрасль у космонавтики в наличии.
Осваивать водород с нуля в США не требуется, но Маск на водород не раскошелился.

Большой

Если взять Мпн например 100 т, то стартовая масса к примеру метанового 2-х ступа будет весить примерно 2900-3000 т, а 3-х ступ будет весить примерно 2200 т. Это потребует увеличение количества двигателей на 1 и 2 ступеней у 2-х ступа. Соответственно стоимость 2-х ступа будет больше а надёжность меньше. Имхо
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Neru

Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2021 13:36:06Жидкий водород - это не зло, это благо.
Да никто и не спорит, водород/кислород это самое эффективное топливо.


Цитата: Шестопер239 от 13.11.2021 15:09:14но Маск на водород не раскошелился.
Потому как водород - это астрономически дорого. И муторно.

MIRNbIY

Цитата: Шестопер239 от 13.11.2021 15:09:14
Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2021 13:36:06Жидкий водород - это не зло, это благо.


Не встречал нигде цифр, насколько удорожает пуск наличие на космодроме топливной инфраструктуры не для двух компонент, а для трех. Особенно когда третий компонент такой капризный, как водород.
Поэтому не готов аргументировано ответить, правы ли фанаты водорода, или брезгующий им Маск.
Нужно отметить, что Маск пускает ракеты в США - там с водородной инфраструктурой на уровне космической отрасли в целом все в порядке. Если хочешь для своего носителя водород - плати денежку, и специалисты все обеспечат, работающая водородная подотрасль у космонавтики в наличии.
Осваивать водород с нуля в США не требуется, но Маск на водород не раскошелился.
Водород с многоразовостью не дружит.

Дмитрий В.

Цитата: Большой от 13.11.2021 15:12:29Если взять Мпн например 100 т, то стартовая масса к примеру метанового 2-х ступа будет весить примерно 2900-3000 т, а 3-х ступ будет весить примерно 2200 т. Это потребует увеличение количества двигателей на 1 и 2 ступеней у 2-х ступа. Соответственно стоимость 2-х ступа будет больше а надёжность меньше. Имхо
Там разница меньше должна быть. Если всё оптимально спроектировано.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

MIRNbIY

Цитата: Neru от 13.11.2021 15:48:49
Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2021 13:36:06Жидкий водород - это не зло, это благо.
Да никто и не спорит, водород/кислород это самое эффективное топливо.
В вакууме.

Дмитрий В.

Цитата: MIRNbIY от 13.11.2021 16:04:47
Цитата: Neru от 13.11.2021 15:48:49
Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2021 13:36:06Жидкий водород - это не зло, это благо.
Да никто и не спорит, водород/кислород это самое эффективное топливо.
В вакууме.
Где угодно. по эффективности равных нет, есть конкуренты по стоимости.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

MIRNbIY

Цитата: Большой от 13.11.2021 15:12:29Если взять Мпн например 100 т, то стартовая масса к примеру метанового 2-х ступа будет весить примерно 2900-3000 т, а 3-х ступ будет весить примерно 2200 т. Это потребует увеличение количества двигателей на 1 и 2 ступеней у 2-х ступа. Соответственно стоимость 2-х ступа будет больше а надёжность меньше. Имхо
Если не ошибаюсь, в этой ветке были примерные сравнения, получалось при одинаковой Мст разница в ПН на НОО не более 10%.

MIRNbIY

Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2021 16:06:52
Цитата: MIRNbIY от 13.11.2021 16:04:47
Цитата: Neru от 13.11.2021 15:48:49
Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2021 13:36:06Жидкий водород - это не зло, это благо.
Да никто и не спорит, водород/кислород это самое эффективное топливо.
В вакууме.
Где угодно. по эффективности равных нет, есть конкуренты по стоимости.
Так вроде с тягой не очень в сравнении с другими, из-за низкой плотности.

algol5720

Цитата: MIRNbIY от 13.11.2021 15:56:44
Цитата: Шестопер239 от 13.11.2021 15:09:14
Цитата: Дмитрий В. от 13.11.2021 13:36:06Жидкий водород - это не зло, это благо.


Не встречал нигде цифр, насколько удорожает пуск наличие на космодроме топливной инфраструктуры не для двух компонент, а для трех. Особенно когда третий компонент такой капризный, как водород.
Поэтому не готов аргументировано ответить, правы ли фанаты водорода, или брезгующий им Маск.
Нужно отметить, что Маск пускает ракеты в США - там с водородной инфраструктурой на уровне космической отрасли в целом все в порядке. Если хочешь для своего носителя водород - плати денежку, и специалисты все обеспечат, работающая водородная подотрасль у космонавтики в наличии.
Осваивать водород с нуля в США не требуется, но Маск на водород не раскошелился.
Водород с многоразовостью не дружит.
Поэтому и проектируют А-5В дорого,долго и одноразовой. А Маск прав, в смысле многоразовости водород гавно...

Neru

Цитата: MIRNbIY от 13.11.2021 16:09:27Так вроде с тягой не очень в сравнении с другими, из-за низкой плотности.
Если поставить не вакуумное, а атмосферное сопло - то и с тягой водорода на уровне моря всё будет нормально. Но в вакууме - станет хуже.

Дмитрий В.

Цитата: MIRNbIY от 13.11.2021 16:09:27Так вроде с тягой не очень в сравнении с другими, из-за низкой плотности.
Главное, чтобы тяга была больше веса ;)
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

MIRNbIY

Цитата: Neru от 13.11.2021 16:24:11
Цитата: MIRNbIY от 13.11.2021 16:09:27Так вроде с тягой не очень в сравнении с другими, из-за низкой плотности.
Если поставить не вакуумное, а атмосферное сопло - то и с тягой водорода на уровне моря всё будет нормально. Но в вакууме - станет хуже.
Этого не достаточно.

Дмитрий В.

Цитата: MIRNbIY от 13.11.2021 17:58:51
Цитата: Neru от 13.11.2021 16:24:11
Цитата: MIRNbIY от 13.11.2021 16:09:27Так вроде с тягой не очень в сравнении с другими, из-за низкой плотности.
Если поставить не вакуумное, а атмосферное сопло - то и с тягой водорода на уровне моря всё будет нормально. Но в вакууме - станет хуже.
Этого не достаточно.
Нет абсолютно никакой проблемы с оптимизацией водородных ЖРД под условия эксплуатации. Более того такие двигатели как 11Д122 или SSME имеют вполне приемлемые параметры и для работы у Земли, и для работы в вакууме.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!