5K = Север?

Автор Pit, 25.04.2005 21:36:30

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Liss

Что я могу вам сказать про «Север»... а похоже, вот что.

23 июня 1960 г. было принято очень шапкозакидательское постановление ЦК и Совмина №715-296. Которое предусматривало не только разработку тяжелых носителей Н-I и Н-II, но и разработку пилотируемого корабля для облета Луны (эскизный проект, экспериментальные работы) и для полета к Марсу и Венере (эскизный проект, экспериментальные работы), а также обитаемого тяжелого спутника-станции, в рамках коего фигурировала разработка и изготовление экспериментальной системы для отработки сближения и сборки аппаратов на орбите на базе объектов типа «Восток».

Из последнего, очевидно, вылупился «Восток-7», он же «Восток-Ж» у Ю.В.Бирюкова. В обозначение 3КЖ, встретившееся у В.В.Молодцова, я не верю, так как оно не могло появиться раньше, чем 3КВ и 3КД.

Параллельно пошли еще и челомеевские объекты К и Р, тоже, между нами говоря, межпланетные, но прожили недолго и не оставили потомства, так что их пропустим.

10 сентября Устинов, Малиновский, Руднев, министры и главные конструкторы подали нахальную заявку на пилотируемый полет на «Востоке-3А» до конца 1960 года, попросив под это дело растянуть сроки по Е-6, Е-7, «Электрону» и по «Востоку-2» -- сдвинуть поставку двух первых экспериментальных разведчиков с радиоаппаратурой и ФТУ с января и февраля 1961 на апрель и май. В этом же документе содержалась некая нечетко сформулированная заявка на то, что носитель на базе 8К78 сможет выводить на орбиту 7-9 тонн, что дает новые возможности по созданию спутников военного назначения с человеком на борту.

Предлагаемая отсрочка по «Востоку-2» возмутила заведующего отделом оборонной промышленности ЦК И.Д.Сербина, который в своей записке от 14 сентября потребовал оставить утвержденные ранее сроки создания боевого разведчика. Постановление ЦК и Совмина от 11 октября вышло в варианте Сербина, без отсрочки «Востока-2».

А очень скоро Р.Я.Малиновский переметнулся в лагерь противников мощных носителей, флаговтыкательских и чисто научных космических проектов. Ссылаясь на решение Совета обороны от 9 января 1961 г., уже 24 января он направил письмо Ф.Р.Козлову, Л.И.Брежневу и Д.Ф.Устинову с просьбой освободить Минобороны от участия в космических проектах, которые не могут быть использованы как боевые средства для обороны страны, и в первую очередь – от Н-I и нового полигона для ее строительства и запусков.

15 февраля тем же лицам ушла новая записка, уже за подписями Р.Я.Малиновского и М.В.Захарова. Научные проекты «Электрон», Е-6, Е-7, 2М и 2В, констатировали они, очень сложны и отвлекают лучшие научные и конструкторские силы. Космоплан Челомея нечем запускать, а тяжелый обитаемый спутник Королева непригоден для поражения запланированных целей. Из всех космических систем Малиновский и Захаров поддержали лишь «Восток-4», ИС, УС, навигационные и связные спутники.

Союзников в промышленности они нашли в лице В.Д.Калмыкова и К.Н.Руднева: в записке от 28 февраля, помимо вышеперечисленного, в числе необходимых значатся еще космическая метеосистема, две экспериментальные системы для агентурной связи и орбитальные головные части.

29 марта 1961 г. в ЦК ушла записка уже Ф.Р.Козлова, Л.И.Брежнева и Д.Ф.Устинова, которые предложили шапкозакидательское постановление 1960 г. откорректировать, исключив работы по ряду тем и отложив на два года создание Н-I. Вместе с тем предлагалось делать ИС и УС и закончить в 1961 г. отработку спутников-разведчиков «Восток-2» и в 1962 г. – «Восток-4», а также существенно продвинуть отработку спутника-разведчика с человеком на борту.

7 апреля те же лица внесли новый вариант проекта постановления, предусматривающий прекращение разработку тяжелых межпланетных кораблей и космопланов для полета к Марсу и Венере и подготовки экспедиции на поверхность Луны, Марса и Венеры, каковая также числилась среди НИР по постановлению от 23 июня 1960 г. Заодно предлагалось прекратить работы по проекту подрыва спецзаряда на Луне и по спутнику Е-7. По спутникам-разведчикам предложения оставались в силе.

Постановление ЦК и СМ вышло 13 мая 1961 г. и предусматривало прекращение работ по созданию объекта Е со спецзарядом и спутника Е-7, прекращение разработки тяжелого межпланетного корабля и межпланетного космоплана, прекращение подготовки экспедиции на поверхность Луны, Марса и Венеры. Облет Луны на корабле Королева и на космоплане Челомея были ограничены эскизными проектами с отсрочкой их представления на 1963 год. Создание Н-II – тоже, со сроком 1965 г. Тяжелый спутник-станция также ограничивался эскизным проектом, причем его разработка должна была в первую очередь ориентироваться на выполнение военных задач. Запуски «Электрона» и Е-6 перенесли на 1962 год. Производство «Востоков», как автоматических, так и пилотируемых, было решено передать на завод №1 в Куйбышеве.

Вот я и думаю, что неназванный спутник-разведчик с человеком на борту появляется в документах аккурат в то самое время, как и «Север» в дневниках Каманина. И сдается мне, во-первых, что это он и есть, и что он не совпадает ни с закрытым летом 1960 г. проектом 5К, ни с «Востоком-7», ни с «Союзом».
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

ЦитироватьНу и для памяти -- получается, съемку турецких аэродромов, описанную впоследствии Каманиным, сделали в полете Белки и Стрелки, а не в ходе одновитковых полетов 1961 года? Тоже странно, потому что на первый 1К с Лисичкой и Чайкой фотоаппаратуру ставить не предполагалось (записка от 18.07.1961), да и по второму 1К такой информации нет.
И все-таки с 3КА.
Опыт съемки Земли с помощью аэрофотоаппарата АФА-39 стоял в плане полета 3КА №1 и №2.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

[quote:f2c6302955="Liss"]Достоверно неизвестно, были ли конвертированы в летавшие "Восходы" именно четыре первых дополнительных корабля. Неизвестны даже точно их заводские номера -- предположительно он были такими:

3КВ №1 ("Космос-47" ;)
3КВ №3 ("Восход" ;)
3КД №2 ("Космос-57" ;)
3КД №4 ("Восход-2" ;)

Тогда корабли второй дополнительной серии, находившиеся в производстве летом 1965 г., весьма логично получают номера 3КВ №5, 6 и 7.[/quote:f2c6302955]

Теперь известно. В записке от 25 марта 1964 Л.В.Смирнов действительно предлагал переоборудовать все четыре одноместных корабля «Восток» в трехместные пилотируемые корабли «Восход» для осуществления в 3-м квартале 1964 г. суточного полета трех космонавтов и дополнительно изготовить пять кораблей типа «Восток» для решения задачи выхода человека в открытое космическое пространство с целью определения возможности непосредственного участия его в процессе сборки на орбите. На этих же пяти предполагалось отрабатывать ряд элементов боевого применения.

Это предложение было одобрено постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 13.04.1964 (ровно через год после постановления об изготовлении четырех дополнительных "Востоков" ;) . Однако в реальности именно их переделали в два трехместных корабля и два двухместных под выход.

10 декабря 1964 г. тот же Л.В.Смирнов в очередной записке констатировал, что уже запущены два корабля «Восход» -- с манекенами и с экипажем, а оставшиеся два корабля изготавливаются в двухместном варианте по программе выхода в открытый космос («Восход-2»).
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Старый

А каковы роль и место во всём этом Космоса-110 (3КВ №5)?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Liss

ЦитироватьА каковы роль и место во всём этом Космоса-110 (3КВ №5)?
Первый из пяти "Восходов" второй очереди. И последний, увы.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Старый

ЦитироватьПервый из пяти "Восходов" второй очереди. И последний, увы.
А остальные не построили или переделали под какие-нибудь Зениты?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Liss

Цитировать
ЦитироватьПервый из пяти "Восходов" второй очереди. И последний, увы.
А остальные не построили или переделали под какие-нибудь Зениты?
Ну №6 точно построили и чуть не запустили с Волыновым и Шониным в мае 1966. Вероятно, и №7 был готов к отправке на полигон, если не отправлен.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Старый

ЦитироватьНу №6 точно построили и чуть не запустили с Волыновым и Шониным в мае 1966. Вероятно, и №7 был готов к отправке на полигон, если не отправлен.
Интересно что стало потом с этими кораблями?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Вован

Какой-то СА Восхода да еще и с Байконура http://www.moemisto.com.ua/16038?prn=1
Байконур надолго - навсегда

VK

ЦитироватьПетрович, откуда такая красота? :shock:
Каюсь, мое творчество. Переосмысление рисунков Игоря Афанасьева, которые, как он рассказывал, делались со слов, а не с чертежей. Не совсем логично получилось, но рисовал наспех.

Вован

С капсулы снято все оборудование, но на внутренней обшивке сохранился номер 11Ф690 1000-0 №76041200. «У меня ее пока никто не спрашивал. Ну, лежит себе и лежит», — комментирует директор «Коченевского агроснаба» дальнейшую судьбу космического корабля.
http://news.ngs.ru/more/92313/
Байконур надолго - навсегда

Liss

ЦитироватьС капсулы снято все оборудование, но на внутренней обшивке сохранился номер 11Ф690 1000-0 №76041200. «У меня ее пока никто не спрашивал. Ну, лежит себе и лежит», — комментирует директор «Коченевского агроснаба» дальнейшую судьбу космического корабля.
http://news.ngs.ru/more/92313/

Судя по номеру, данный "Зенит-2М" летал году этак в 1975.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей

ЦитироватьКосмический корабль из Коченево выставят в астрофизическом центре[/size]
[17.06.11]
Спускаемый аппарат космического корабля, найденный на базе сельхозтехники в Коченево, планируется использовать в экспозиции астрофизического центра в Новосибирске.

Как сообщил НГС.НОВОСТИ 17 июня руководитель МБОУ ДОД г.Новосибирска «Астрофизический центр» Сергей Масликов, еще в декабре 2006 года на стадии проработки проекта астроцентра в Новосибирске планировалось разместить там капсулу спускаемого аппарата, находившуюся на территории НСО.

«К поиску информации о происхождении капсулы подключилось Новосибирское региональное отделение Федерации космонавтики России. Капсула станет важным экспонатом в музее «Астрофизического центра», а затем и музея науки и техники, который планируется создать во второй очереди строительства. Мы будем заниматься поисками инвесторов для приведения капсулы в достойный для экспонирования вид», — заявил господин Масликов.

17 июня НГС.НОВОСТИ опубликовали материал о том, что в Коченево обнаружена капсула спускаемого аппарата, а 15 июня отправили запрос в «Роскосмос» и РКК «Энергия» с серийным номером капсулы.

Справка: Детский астрофизический центр с планетарием строится в Новосибирске на Ключ-Камышенском плато. Общая стоимость 320 млн рублей, из них 200 млн выделены из федерального бюджета. Первая очередь комплекса включает в себя здание астрофизического центра, башню Фуко, парк с астрофизическими площадками и трансформаторную подстанцию, а также инфраструктуру. Общая площадь объекта — 2500 квадратных метров. (novo-sibirsk.ru)

НГС.НОВОСТИ
Фото Виталия Литвиновича

Читайте далее: http://news.ngs.ru/more/92393/ - Космический корабль из Коченево выставят в астрофизическом центре - НГС.НОВОСТИ
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Спускаемые аппараты плодятся как грибы после дождя...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Bart Hendrickx

Я хотел бы вернуться к обсуждению проекта «Восток-5». Это ранний вариант  Востока, который упоминается несколько раз в сборниках рассекреченных документов, опубликованных по поводу 50-летия полета Гагарина.  Проект разрабатывался в 1959 году и в ветке «5К Север» мы уже пришли к выводу, что он не имеет никакого отношения к проекту «Север», который появился только через два года :

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=9744&start=15

Остался вопрос, что такое Восток-5 и как он был взаимосвязан с Востоком-3.

Я посмотрел все сборники и встретил индекс  «Восток-5» только три раза. Игорь Лисов в теме «5К Север» привел уже две цитаты . Для полноты картины я их тут повторю и добавлю третью цитату .

Из сборника «Человек. Корабль. Космос» :  эскизный проекта завода N°918 катапультного кресла космонавта космического корабля «Восток» , 28 апреля 1960 г. :


ЦитироватьВ основу проекта катапультного кресла положен катапультируемый контейнер спасения животных с исскусственного спутника Земли объекта "Восток-1", созданный заводом №918 и [вымарано цензурой] в 1959 г. На этом контейнере были применены основные системы, использующиеся для создания катапультного кресла пилота объекта "Восток-3": парашютная система, система катапультирования, капсула спасения и др. [...]

В 1959 году заводом и ЛИИ были завершены работы по эскизному проектированию катапультируемого кресла пилота для объекта "Восток-5". Этот проект предусматривал спасение пилота катапультированием кресла в случае аварийной ситуации на участке выведения до высоты 60 км. Полет пилота в кресле происходил при этом на высотах до 125 км в разреженной атмосфере при больших скоростях и высоких температурах. Для обеспечения ориентированного полета пилота в кресле и безопасного прохождения зоны высоких скоростей и температур проект кресла "Восток-5" предусматривает установку реактивной и аэродинамической системы стабилизации и системы тепловой защиты.

Настоящий проект катапультного кресла пилота для объекта Восток-3 предусматривает, в соответствии с техническим заданием [...] спасение пилота катапультированием кресла в случае аварии на участке выведения до высоты 5 км. При аварии на участке выведения на большей высоте, а также в случае штатного спуска с орбиты, происходит отделение спасаемого аппарата с кабиной от носителя, и катапультирование из кабины осуществляется при спуске ее на высоту 6,5 км. При этом удается избежать применения на кресле реактивной системы стабилизации и тепловой защиты.

Из сборника «Первый пилотируемый полет (книга 1)», стр. 240-258, документ «Рабочие материалы к докладу В.И. Яздовского о подготовке и обеспечении полета человека на объекте Восток-3 на заседании Совета главных конструкторов», 10 июня 1960 г.

Первый раз в этом документе Восток-5 упоминается в разделе«Микроклимат герметической кабины объекта Восток-3» . В нем Яздовский пишет, как в ИАКМ были проведены эксперименты по снижению барометрического давления в кабине до 405 мм рт. ст.,  при котором концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе составляет  42 %. Перечислив достоинства такого состава атмосферы в кабине, он пишет :

ЦитироватьНаши предложения были приняты для объекта Восток-5. Кроме того, как ОКБ-1 был предложен новый вариант «Восток-3», программа полета которого не предусматривала открытия люков на высоте, превышающей 8000 м, ОКБ-1 поставило перед Институтом вопрос о возможности изменения давления в кабине до земного, что по мнению ОКБ упрощает предстартовую подготовку объекта, проведение наземных испытаний и повышает надежность системы герметизации.

В связи с тем, что по новому проекту предусматривалось постепенное снижение давления в кабине перед открытием люка и были получены экспериментальные данные, подтверждающие надежность регенерационной системы, исключающей возможность значительного повышения процента кислорода в воздухе кабины, ГКНИИАиКМ согласился с предложением ОКБ-1.

Обратите внимание, что Яздовский пишет «новый вариант Восток-3», а не «новый вариант Востока-3», т.е. оказывается, что Восток-3 был дальнейшим развитием Востока-5.

Дальше в  разделе «Медицинская оценка системы приземления объекта Восток-3» Яздовксий пишет :

ЦитироватьСистема снижения и приземления пилота из объекта Восток-3 значительно изменена и упрощена по сравнению с проектировавшейся для объектов Восток-5. В процессе проработки проекта отпала необходимость катапультирования пилота из кабины на больших высотах в случае аварии на участке выведения, и появилась возможность его спуска в кабине до безопасной высоты с последующим катапультированием на этой высоте.

Что можно заключить?  По всей видимости, Восток-3 и Восток-5 разрабатывались не параллельно, а последовательно и при этом, как ни странно,  Восток-5 был индекс первоначального пилотируемого варианта  Востока , а Восток-3 появился только потом.  Самая главная разница между двумя вариантами была в системе катапультирования пилота при авариях  на участке выведения и в составе атмосферы. Может быть, были и другие отличия, но они пока остаются неизвестными.

То, что для первоначального пилотируемого варианта Востока предусматривалась система катапультирования пилота на больших высотах  подтверждается в пункте 30 приложения к постановлению правительства «об объекте Восток» от 22 мая 1959 г.  

ЦитироватьСодержание работ :  Разработка эскизного проекта катапультируемого кресла пилота с автоматикой.
Исполнители : ..... НИИ-1 ... в части разработки и изготовления реактивной системы стабилизации кресла. »

Такая система требовалась только для обеспечения ориентированного полета кресла при катапультировании на больших высотах, на окончательном варианте кресла она отсутствовала.

В нескольких источниках утверждается, что первоначально для защиты космонавта от аэродинамических нагрузок при катапультировании был создан герметичный контейнер (видимо, больший вариант контейнера для собак), но в сборниках документов это не отчетливо подтверждается. Только в одном документе (от 15 июля 1959 г., «Первый пилотируемый полет (книга 1)») речь идет о «кресле-контейнере», но на приложенной схеме показано «полуоткрытое» кресло. Все-таки создается вопрос, мог ли такое кресло защищать космонавта от высоких температур и аэродинамических нагрузок при катапультировании на больших высотах?  

Когда появился вариант Восток-3 с упрощенной системой аварийного спасения пилота ? Он точно существовал уже в конце марта 1960 г. В сборнике «Первый пилотируемый полет» публикуется «Протокол уточнения технического задания на создание катапультируемого кресла объекта Востока-3», датированный  26 марта 1960 г., в котором читаем :

Цитировать«В результате проведенных проработок, по созданию катапультируемого кресла и системы аварийного спасения пилота, появилась возможность существенно упростить требования к креслу пилота» ....   «В случае возникновения аварийной ситуации на участке выведения на высоте более 5 км система аварийного спасения производит отделение СА от носителя ... Отстрел крышки люка и катапультирование кресла с пилотом происходит по той же схеме, что и на участке спуска с орбиты»

Есть основания полагать, что упрощенная схема аварийного спасения космонавта была введена уже в феврале 1960 г., когда ОКБ-1 отказалось от создания скафандра для пилотов Востока.  Как известно из книги И.П. Абрамова «Космические скафандры России»,  на заводе N°919  для Востока первоначально разрабатывался скафандр С-10, который обеспечивал спасение космонавта в различных аварийных ситуациях: при разгермитизации кабины на орбите, нарушении в ней газового состава, при катапультировании, а также при попадании в воду.  В феврале 1960 г. ОКБ-1 отказалось от скафандра С-10 в пользу специального защитного костюма  В-3, который был предназначен только для защиты космонавта после приземления или приводнения, особенно при поподании в холодную воду. По словам Абрамова, это решение было принято из-за дефицита массы, а также потому что проектная группа ОКБ-1 (во главе с Феоктистовым) считала возникновение аварийных ситуаций, требующих применения скафандра маловероятным .   Теперь можно добавить еще одну причину : скафандр стал ненужным  потому что отпала необходимость  защищать космонавта при катапультировании на больших высотах.   Короче, по всей вероятности, скафандр С-10 был создан для Востока-5, а защитный костюм В-3 для Востока-3 (кстати, В-3 как раз обозначает «Восток-3»). Только летом 1960 года было решено все-таки создать скафандр (СК-1).


Как так получилось, что первоначальный пилотируемый вариант Востока получил индекс Восток-5, а  только потом появился Восток-3?  На этот вопрос  удовлетворительного ответа пока не могу дать. Можно только констатировать, что в рассекреченных документах, опубликованных в сборниках, индексы «Восток-1/2/3» вообще не появляются до марта 1960 г.  (к чему следует добавить, что  количество рассекреченных документов из 1959 года весьма скудно). До этого речь идет только об «объекте Восток».  В приложениях к постановлению правительства от 22 мая 1959 г. упоминаются  «экспериментальный вариант» (позднее Восток-1), «боевой вариант» (позднее Восток-2 и 4). Пилотируемый вариант в самом тексте тексте постановления даже вообще не упоминается, только из некоторых пунктов приложения к постановлению можно заключить, что уже тогда ставилась задача осуществить на Востоке пилотируемые полеты. Упор был на чисто военные задачи (разведка с помощью фотографических и телевизионных устройств, радиоразведка, разведка объектов по их инфракрасному излучению, целеуказание объектов противника) и кроме этого были еще научные задачи как исследование рентгеновского и ультрафиоилетового излучения Солнца и космических лучей.  

Не исключено, что индекс Восток-3 первоначально использовался для беспилотного варианта Востока, от которого потом отказались, и что впоследствии этот индекс заимствовал пилотируемый вариант с упрощенной системой аварийного катапультирования космонавта, но это, признаться сказать, довольно маловероятно...

VK

Цитировать
ЦитироватьДостоверно неизвестно, были ли конвертированы в летавшие "Восходы" именно четыре первых дополнительных корабля. Неизвестны даже точно их заводские номера -- предположительно он были такими:

3КВ №1 ("Космос-47")
3КВ №3 ("Восход")
3КД №2 ("Космос-57")
3КД №4 ("Восход-2")

Тогда корабли второй дополнительной серии, находившиеся в производстве летом 1965 г., весьма логично получают номера 3КВ №5, 6 и 7.

Теперь известно. В записке от 25 марта 1964 Л.В.Смирнов действительно предлагал переоборудовать все четыре одноместных корабля «Восток» в трехместные пилотируемые корабли «Восход» для осуществления в 3-м квартале 1964 г. суточного полета трех космонавтов и дополнительно изготовить пять кораблей типа «Восток» для решения задачи выхода человека в открытое космическое пространство с целью определения возможности непосредственного участия его в процессе сборки на орбите. На этих же пяти предполагалось отрабатывать ряд элементов боевого применения.

Это предложение было одобрено постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 13.04.1964 (ровно через год после постановления об изготовлении четырех дополнительных "Востоков"). Однако реализовано не было.

10 декабря 1964 г. тот же Л.В.Смирнов в очередной записке констатировал, что уже запущены два корабля «Восход» -- с манекенами и с экипажем, а оставшиеся два корабля изготавливаются в двухместном варианте по программе выхода в открытый космос («Восход-2»).

А почему не так:
3КВ №2 ("Космос-47")
3КВ №3 ("Восход")
3КД №1 ("Космос-57")
3КД №4 ("Восход-2")
?

По моим архивам должно быть так.


Johannes

ЦитироватьПосле реорганизации отдела Михаила Тихонравова он [Олег Фёдоров] был переведён в отдел Е. Рязанова, где занимался проектированием спутников "Зенит" и "Север", которые, к сожалению, остались только в чертежах. [Марчуков, 2001]
It is somewhat surprising that Ryazanov's department was charged with the development of "Sever", because at that time, according to Chertok (2009), Department No. 29 dealt mainly with unmanned spacecraft.
«Вперед, на Марс!»

Старый

Цитировать23 июня 1960 г. было принято очень шапкозакидательское постановление ЦК и Совмина №715-296. Которое предусматривало не только разработку тяжелых носителей Н-I и Н-II, но и разработку пилотируемого корабля для облета Луны (эскизный проект, экспериментальные работы) и для полета к Марсу и Венере (эскизный проект, экспериментальные работы), а также обитаемого тяжелого спутника-станции, в рамках коего фигурировала разработка и изготовление экспериментальной системы для отработки сближения и сборки аппаратов на орбите на базе объектов типа «Восток».
Тогда год назад это сообщение по какойто причине осталось непрокомментированым.
 Скорее всего ситуация была с точностью до наоборот. Постановление было не шапкозакидательское а пылоохлаждающее. Оно требовало от Королёва обосновать в виде эскизных проектов для чего он хочет создавать Н-1. Продемонстрировать реальность задач названых им для Н-1.  Когда выяснилось, что он не в состоянии предложить даже эскизные проекты, работы по всем ним были закрыты а создание Н-1 отложено.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать23 июня 1960 г. было принято очень шапкозакидательское постановление ЦК и Совмина №715-296. Которое предусматривало не только разработку тяжелых носителей Н-I и Н-II, но и разработку пилотируемого корабля для облета Луны (эскизный проект, экспериментальные работы) и для полета к Марсу и Венере (эскизный проект, экспериментальные работы), а также обитаемого тяжелого спутника-станции, в рамках коего фигурировала разработка и изготовление экспериментальной системы для отработки сближения и сборки аппаратов на орбите на базе объектов типа «Восток».
Тогда год назад это сообщение по какойто причине осталось непрокомментированым.
 Скорее всего ситуация была с точностью до наоборот. Постановление было не шапкозакидательское а пылоохлаждающее. Оно требовало от Королёва обосновать в виде эскизных проектов для чего он хочет создавать Н-1. Продемонстрировать реальность задач названых им для Н-1.  Когда выяснилось, что он не в состоянии предложить даже эскизные проекты, работы по всем ним были закрыты а создание Н-1 отложено.

А ты не путаешь с Постановлением от 16 апреля 1962 г.?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!