Оценка стоимости РН - $600/кг ИСЗ?

Автор avmich, 07.02.2009 19:23:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zyxman

ЦитироватьЗнаете, по мощности двигателя болид Формулы-1 и серийный грузовик довольно близки. Но вот конструктивные решения, благодаря которым достигается эта мощность, у них очень разные.
Причем по "продвинутости" технологий грузовик с болидом и рядом не стоял. Но вот перевозка килограмма груза почему-то дешевле именно на грузовике.
Извините, мы на грани оффтопа :lol:
Болид Формулы-1 это очень напряженная, и практически одноразовая конструкция (даже учебные болиды по завершению сезона как правило идут в музей, потому что не обеспечивают достаточную надежность/безопасность). Грузовик это принципиально конструкция многоразовая, с огромным ресурсом (часто на них дается несколько лет гарантии без ограничения пробега), очень надежная, и что самое интересное - в гарантийный период обслуживание грузовика достаточно редкое, ЕМНИС нормальной цифрой годичного пробега грузовика является 100000-200000км а обслуживание каждые 20000-25000км (послегарантийные ремонты/обслуживание уже как получится в конкретном случае, в том числе зависимо от напряженности начальной эксплуатации и от качества расходников). Кстати я когда-то очень удивился, что достаточно напряженный узел - турбонаддув работает тысячи часов.

Причем тут стоит также заметить что как у Формулы, так и у грузовиков идет постоянное совершенствование конструкции, например (у грузовиков) улучшается динамика, экономичность и экологичность двигателя, облегчается конструкция, увеличиваются периоды обслуживания.

Что еще нужно отметить, идет постоянное заимствование удачных решений как в одну так и в другую сторону, хотя конечно отдельные элементы конструкции очень отличаются, например кузов (рама, etc) грузовика по-определению высококачественная сталь (с ней лучше обеспечивается многоразовость и проще обслуживание), а Формула по-определению целиком композитная, с третьей стороны, некритичные элементы грузовиков (капот, различные обтекатели) также делают из композитов для облегчения конструкции и упрощения/ускорения/удешевления обслуживания/ремонта.

ps кстати, еще вспомнил, что последние годы стали делать ресиверы пневмосистемы из композитов, соответственно, подняли давление в пневмосистеме и уменьшили габарит этих ресиверов. Но правда давление там далеко не космическое - раньше в грузовиках было типично до 10атм, сейчас 13атм и больше.
Ну еще прогресс материаловедения создал новые электроизоляционные материалы, соответственно, стало возможным делать электродвигатели с высоким рабочим напряжением (выше напряжение меньше ток и меньше сечение провода и меньше массогабарит), и потихоньку начали появляться электроусилители и гибридные (электромотор-генератор + ДВС) грузовики.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

hcube

Это в любом случае будет другой ЦБ, потому как я предлагаю _керосиновый_ ЦБ другого диаметра, работающий со старта. Т.е. РН скорее будет похожа на Енисей, нежели на Вулкан.

Дмитрий - да, с формальной точки зрения, Вулкан другая РН. Но по той же схеме можно было сделать РН и на готовых блоках, просто ПН у нее была бы не 200, а 170 тонн.
Звездной России - Быть!

avmich

Цитировать1. штук 10-15 пусков в год может набраться.
В отдельные годы возможно до 20.

...

2. При таком раскладе нет смысла делать супертяж многоразовым.

Не очень понятно, как из 1 следует 2. Что, делая ракету на, скажем, программу из 150 пусков, бессмысленно думать о многоразовости? А при каком планируемом числе пусков осмысленно?

avmich

Цитировать1. С отправкой чего-то действительно тяжелого выше околоземки 50-тонник не справится одним пуском, тут для него уже нужен многопуск.

2. Если такую работу нужно выполнять регулярно - нужен специализированный носитель для такой работы.

Непонятно, почему 2. Почему, например, не выводить разгонник отдельным пуском, стыковать и отправлять, если нужны полёты за пределы ИСЗ? Это увеличит серийность ракеты, что может снизить стоимость за пуск.

avmich

Цитировать
ЦитироватьИз 50 тонн получаем 200 практически без какой-либо новой разработки носителя.

Это ошибочное утверждение. Многоблочный носитель на 200 т придется разрабатывать заново. Единственное, на чем можно сэкономить - производственная оснастка.

Это только для многоблочных носителей справедливо? А то есть примеры семейств Н1-Н11 и Сатурн5-Сатурн1B.

avmich

ЦитироватьВулкан, как раз, разительно отличался и от Грозы и от Энергии: другие ЖРД, другие блоки А и Ц.

А какие ЖРД предлагались для Вулкана? Чем они отличались от ЖРД РН Энергия? Чем отличались блоки А?

avmich

Пока что, похоже, форум затрудняется дать оценку возможности такого снижения стоимости вывода ПН. Однозначно пока не слышно ни да, ни нет... что, в общем, понятно, приходится опираться в основном на субъективные ощущения, задача заметно выходит за рамки часто обсуждаемых...

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДмитрий, выскажитесь...

Тут слишком много неопределенности в исходных данных. Во-первых, есть грузы, которые можно перевозить любыми квантами (песок, вода, щебень, ракетное топливо и т.п.), а есть такие (спутники, блоки ОС и т.п.), колторые могут доставляться "порциями" вполне определенных размеров. В первом случае, можено груз перевозить маленьким носителем, но при многочисленных пусках, либо РН большой грузоподъемности при меньшем числе пусков. Задача выбора размерности носителя, его типа (одно - или многоразовый) и его проектных параметров из условия минимальных затрат на транспортную программу решается относительно легко (при наличии более-менее адекватной модели, например, транскост). Во втором случае, все гораздо сложнее (например, кроме затрат на транспортировку, надо учесть затраты на монтажные работы на орбите). Поэтому, на пальцах прикинуть не получится: нужно исследовать задачу инструментами, которых нет на форуме.

Честно говоря, я не очень понял, где тут такая существенная недоопределённость. Действительно, меня интересут определённые "порции", но мне кажется, что слишком малые ракеты не смогут дать лучшую удельную цену, даже если сопутствующие проблемы стыковки-монтажа решены. Далее, допустим, порция есть 20 тонн. Можно и класса Протона РН использовать, по 1 порции, можно и класса Вулкана - по 10.

Поэтому... нет разницы, возить ли щебёнку, или возить, скажем, Хабблы - в предположении, что РН будет размером не меньше, чем на 1 Хаббл. Есть желание оспорить предположение? То есть, есть вопрос - РН какой размерности даст цену вывода щебёнки наименьшей за килограмм, и предлагается ответ - размерность меньше 1 Хаббла? Или 20 тонн? Хм...

Допустим, задача доопределена условием - РН выводит не меньше 20 тонн за раз. По-прежнему есть деньги на разработку нового носителя :) . Есть ли сображения в этом случае?

Да, в общем-то, простая неопределенность. Если возить грузы фиксированными по массе (определяемой целевой задачей) "квантами" (ИСЗ, блоки ОС, АМС и т.д.), то возникает несколько проблем:
1)Начиная с некоторого значения Мпг резко (скачком) возрастают первоначальные капитальные вложения. Например, завод в Мичуде может изготавливать блоки диаметром 10,3 м. Если по условиям компоновки требуется бОльший диаметр, надо строить новый завод (сотни миллионов или миллиарды долларов). И/или разрабатывать новые ЖРД.
2)Запуски АМС, например, строго привязаны к астрономическим окнам запусков. Каким образом в кластерном пуске вывести на разные траектории АМС с разными потребными датами старта? Или каким образом обеспечить изготовление к одной дате кластерного пуска нескольких ГСОошных КА? Причем, эти КА могут изготавливаться разными произаодителями? Насколько владелец такого КА готов ожидать запуска, если его спутник готов, а спутник "соседа по пуску" - нет?
и т.д.
К чему я? А к тому, что в чистом виде оптимизационная задача (определение массы ПГ, соответствующей минимальной стоимости транспортной программы, например) относительно легко решается для грузов, потребление (использование) которых мало зависит от того, какими порциями их доставляют к месту потребления. Например, ракентное топлииво, расходуемое со скоростью 1 тонна в сутки, может доставляться на орбиту РН с массой ПГ 1т (надо пускать не реже 1 раза в сутки), 10 т (раз в 10 суток), 100 т (3-4 раза в год) и т.д. Очевидно, что использование РН малой размерности требует строительства нескольких СК (за сутки невозможно или крайне затруднительно провести восстановительные работы на СК), у них высокая удельная стоимость выведения, но низкие затраты на разработку. У сверхтяжелых РН - большие затраты на разработку, дорогой СК (но его можно неспешно восстанавливать к следующему пуску). Очевидно, что оптимум лежит где-то посередине, и эту середину можно рассчитать с помощью того же транскоста, к примеру.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьВулкан, как раз, разительно отличался и от Грозы и от Энергии: другие ЖРД, другие блоки А и Ц.

А какие ЖРД предлагались для Вулкана? Чем они отличались от ЖРД РН Энергия? Чем отличались блоки А?
На буран.ру в главе 38 книги Б.И.Губанова отличия приведены. Вкратце: блоки А были одноразовыми и имели гораздо большую заправку. На них устанавливались новые ЖРД РД-179 (14Д20). Блок Ц имел гораздо большую заправку, чем у Энергии и оснащался ЖРД 14Д12 сбольшей тягой и УИ, чем у 11Д122.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

avmich

Цитировать1)Начиная с некоторого значения Мпг резко (скачком) возрастают первоначальные капитальные вложения. Например, завод в Мичуде может изготавливать блоки диаметром 10,3 м. Если по условиям компоновки требуется бОльший диаметр, надо строить новый завод (сотни миллионов или миллиарды долларов). И/или разрабатывать новые ЖРД.

Это понятно, но даже такие свехтяжёлые, как Энергия, используют такие движки, как РД-170, при том, что это же семейство используется и на куда меньших ракетах. То есть, всё же существующие двигатели могут покрыть большой довольно-таки спектр ПН.

И ещё - начальные капзатраты по условиям пока не учитываем... Сложно с таким фактором анализ проводить?

Цитировать2)Запуски АМС, например, строго привязаны к астрономическим окнам запусков. Каким образом в кластерном пуске вывести на разные траектории АМС с разными потребными датами старта?

Ну, например, можно пускать АМС по разным орбитам :) . А вообще, мысль, конечно, свежая - кластерный запуск Кеплера, Веги и Вояджера...

Нет, по условиям задачи есть потребный грузопоток на околоземную орбиту, и всё.

ЦитироватьК чему я? А к тому, что в чистом виде оптимизационная задача (определение массы ПГ, соответствующей минимальной стоимости транспортной программы, например) относительно легко решается для грузов, потребление (использование) которых мало зависит от того, какими порциями их доставляют к месту потребления. Например, ракентное топлииво, расходуемое со скоростью 1 тонна в сутки, может доставляться на орбиту РН с массой ПГ 1т (надо пускать не реже 1 раза в сутки), 10 т (раз в 10 суток), 100 т (3-4 раза в год) и т.д. Очевидно, что использование РН малой размерности требует строительства нескольких СК (за сутки невозможно или крайне затруднительно провести восстановительные работы на СК), у них высокая удельная стоимость выведения, но низкие затраты на разработку. У сверхтяжелых РН - большие затраты на разработку, дорогой СК (но его можно неспешно восстанавливать к следующему пуску). Очевидно, что оптимум лежит где-то посередине, и эту середину можно рассчитать с помощью того же транскоста, к примеру.

У меня транскоста нет :) . Интересны более-менее обоснованные оценки форумчан. Хотя, конечно, уже изложенные соображения - уже кое-что.

Хотя бы в диапазоне 20-100 тонн ПН - вроде это достаточно знакомый диапазон - можно представить оптимум? Видимо, оптимум несильно выраженный получается?

Дмитрий В.

ЦитироватьЭто понятно, но даже такие свехтяжёлые, как Энергия, используют такие движки, как РД-170, при том, что это же семейство используется и на куда меньших ракетах. То есть, всё же существующие двигатели могут покрыть большой довольно-таки спектр ПН.

И ещё - начальные капзатраты по условиям пока не учитываем... Сложно с таким фактором анализ проводить?

Насчет двигателей, сильно и не спорю, хотя ситуации могут быть разные. И даже противоположные моему примеру: новый ЖРД может потребоваться для легкой РН, скажем, а вовсе не для тяжелой (сверхтяжелой).
Фактор капзатрат существенное влияние на общую картину затрат оказывает при сравнительно небольшом количестве запусков (скажем, до 200-300). Я в начале своей "форумской карьеры" делал оценку для РН семейства Р-7: по прикидкам, доля затрат на разработку в стоимости пуска не превышает 15%. То есть, если заранее знать, что мы будем пускать ракету в количествах 1000 шт. в течение 20-30 лет, то этими затратами, наверное, можно пренебречь.

Цитировать... Интересны более-менее обоснованные оценки форумчан. Хотя, конечно, уже изложенные соображения - уже кое-что.

Хотя бы в диапазоне 20-100 тонн ПН - вроде это достаточно знакомый диапазон - можно представить оптимум? Видимо, оптимум несильно выраженный получается?
Локальные экстремумы всегда слабо выражены.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Shestoper

ЦитироватьВкратце: блоки А были одноразовыми и имели гораздо большую заправку. На них устанавливались новые ЖРД РД-179 (14Д20). Блок Ц имел гораздо большую заправку, чем у Энергии и оснащался ЖРД 14Д12 сбольшей тягой и УИ, чем у 11Д122.

Насколько я понимаю, должна была изменяться и толщина обечаек блоков? Рост масс, тяги двигателей, акустических нагрузок - такое бесследно не проходит. Либо блоки Энергии должны были изначально делаться с очень большим запасом прочности, во что сложно поверить.

avmich

Собственно, затратами на разработку предлагается пренебречь, до некоторой степени, потому что на них зарезервированы отдельные 10 млрд. долларов. Что, по-моему, достаточно немало... думаю, предельный ЖРД из соседней темы не понадобится делать, потому что вопрос скорее экономический, чем технический.

Дмитрий В.

ЦитироватьНасколько я понимаю, должна была изменяться и толщина обечаек блоков?
Это, само собой! Куда ж без этого-то?! :D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

hcube

А на тех же блоках А и ЦБ, но с 3 ступенью, Вулкан не получился бы? ;-) Ну, скажем, у ЦБ пусть будет усилен бак кислорода, и сделан сфероцилиндрической формы с переходником к третьей ступени...
Звездной России - Быть!

Дмитрий В.

ЦитироватьА на тех же блоках А и ЦБ, но с 3 ступенью, Вулкан не получился бы? ;-) Ну, скажем, у ЦБ пусть будет усилен бак кислорода, и сделан сфероцилиндрической формы с переходником к третьей ступени...
Получился бы, конечно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

zyxman

ЦитироватьПока что, похоже, форум затрудняется дать оценку возможности такого снижения стоимости вывода ПН. Однозначно пока не слышно ни да, ни нет... что, в общем, понятно, приходится опираться в основном на субъективные ощущения, задача заметно выходит за рамки часто обсуждаемых...
Конечно, улучшить любую характеристику почти на порядок в сравнении с существующими образцами, это ж практически инновационная задача, и вероятно подребует нестандартных решений, для которых есть только приближенные методы оценки.

Кстати, вы могли-бы сказать, какие ограничения перегрузок у вашего груза?
Может еще кому-то поможет температурные ограничения, нужна ли грузу герметичная тара и тд.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Shestoper

ЦитироватьКонечно, улучшить любую характеристику почти на порядок в сравнении с существующими образцами, это ж практически инновационная задача, и вероятно подребует нестандартных решений, для которых есть только приближенные методы оценки.

Ну да.
Например космический лифт - у него до сих пор очень много вопросов с материалом тросса. И не факт, что на эти вопросы будут даны положительные ответы.
Или какие-нибудь гипотетические мега-эффективные композиты, которые позволят делать многоразовый одноступ с мю ПН 5% и многоразовостью двигателей ~ десятков полетов без диагностической переборки.
Но при оценке таких вещей очень велик фактор неопределенности.

А из освоенных технологий я предлагал воспользоваться размерным эффектом - опробовано при превращении танкеров в супертанкеры, стоимость транспортировки тонны грузов упала в разы.
Если серийно строить супертяжи на проверенных технологиях, ставя во главу угла дешевизну конструкции и надежность, и регулярно пулять на них грузы - стоимость выведения тонны груза должна быть небольшой.

Но для этого нужен грузопоток:
a) очень большого объема;
б) со спецефическими требованиями к доставке - например 20 легких спутников довольно хлопотно выводить блоками довыведения на близкие орбиты.

Из реалистичных проектов этим условиям больше всего соответствует лунокопательная база. Развиваемая по схеме:
1) Разведывательные посадки автоматов и людей.
2) Постоянная база на Луне.
3) Производство кислорода для заправки ракет на Луне.
4) Добыча гелия-3 на Луне (к этому моменту и земная энергетика должна подтянуться).

Этот проект даст "становый хребет" большого устойчивого грузопотока (порядка 50%). Ну и где-то ещё столько же пусков понадобится на менее масштабные и нерегулярные пректы: АМС, тяжелые спутники, ОС, телескопы, марсианскую экспедицию.
Где-то так примерно.

dan14444

Господа, а кто-нить считал чисто углепластиковые надувные ступени с возвращаемыми двигателями?
Возможно, собираемые из стандартизованных небольших блоков...

Дмитрий В.

ЦитироватьГоспода, а кто-нить считал чисто углепластиковые надувные ступени с возвращаемыми двигателями?
Возможно, собираемые из стандартизованных небольших блоков...

Зачем? :shock:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!