Оценка стоимости РН - $600/кг ИСЗ?

Автор avmich, 07.02.2009 19:23:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

hcube

(вздыхая)  Duke, если вы так уповаете на композиты, то там есть уйма своих трудностей. Например, поинтересуйтесь судьбой проекта X-33. А относительно стоимости композитных конструкций - ну вот есть боинговский дримлайнер. Он сделан из композитов потому, что при _его_ многоразовости они выгодны. Будут ли они так же выгодны при ресурсе в сотню полетов - большой вопрос.

И завязывайте с лозунгами, достало уже. Или говорите конструктивно, или никак уж лучше. Вас вообще учили ракеты проектировать, или вы этот... кустарь-одиночка с мотором (с) ? Пока что вы с легкостью заткнули за пояс по части массового совершенства Локхид, Боинг, и Арианспейс вместе взятые. Почему-то, мне в массовое совешенство их РН поверить несколько проще, чем вашей ;-)
Звездной России - Быть!

Bell

Цитировать
ЦитироватьИнтересно, здесь когда-нибудь начнут банить за такой бред?
Bell, "умный и небредовый", у вас есть какие-нибудь аргументы?
Ну вы же не утруждаете себя аргументами. Почему требуете этого от других?
Собственно, вы даже не поймете моих аргументов, так что и приводить их нет смысла.

ЦитироватьИли вам, как самому "умному" человеку на Земле, кажется бредом называть редкими 100 грузов 20-50 тонн в год? Так тут аргументов быть не может, и это сугубо личная оценка грузопотоков - кому как нравится.
Ах, личная оценка... :)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Бродяга

Цитировать(вздыхая)  Duke, если вы так уповаете на композиты, то там есть уйма своих трудностей. Например, поинтересуйтесь судьбой проекта X-33. А относительно стоимости композитных конструкций - ну вот есть боинговский дримлайнер. Он сделан из композитов потому, что при _его_ многоразовости они выгодны. Будут ли они так же выгодны при ресурсе в сотню полетов - большой вопрос.

И завязывайте с лозунгами, достало уже. Или говорите конструктивно, или никак уж лучше. Вас вообще учили ракеты проектировать, или вы этот... кустарь-одиночка с мотором (с) ? Пока что вы с легкостью заткнули за пояс по части массового совершенства Локхид, Боинг, и Арианспейс вместе взятые. Почему-то, мне в массовое совешенство их РН поверить несколько проще, чем вашей ;-)
hcube вам наган для самоубийства подарить или сами купите? ;)
 (Потому как самоубийство гармонично завершило бы вашу реплику, я так, с художественной точки зрения, не примите за обиду.) ;)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьЯ считаю, что минимума стоимости можно добиться многоразовой РН грузоподъёмностью в диапазоне 200-400 тонн. Конечно, для редких(50-100 в год) малоразмерных(20-50 тонн) грузов на орбиты с разными наклонениями, несомненно, лучше 50-тонник, но здесь условия не такие.
Интересно, здесь когда-нибудь начнут банить за такой бред?
Не могу не согласиться с Bell-ом, но форма его высказывания мне не нравится. :)

 По-моему заявление "ракета грузоподъёмностью 200 тонн" в особых комментариях не нуждается. :D
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

duke

ЦитироватьDuke, если вы так уповаете на композиты, то там есть уйма своих трудностей.
Что это? За хрень... вы написали... Вы хотя бы примерное знаете значение слова "композит"?
Кстати говоря, на ~90% из композитов сделать РКН навряд ли понадобится.
ЦитироватьНапример, поинтересуйтесь судьбой проекта X-33.
Опять вы за своё... Какая-то хренотень странной компоновки, использующая оченьдревние технологии - не пример и не аргумент.
ЦитироватьА относительно стоимости композитных конструкций - ну вот есть боинговский дримлайнер. Он сделан из композитов потому, что при _его_ многоразовости они выгодны. Будут ли они так же выгодны при ресурсе в сотню полетов - большой вопрос.
У вас композит это конкретный материал чтоли? :lol:
Тогда убейтесь об стену и не мучайтесь. :?
ЦитироватьИ завязывайте с лозунгами, достало уже. Или говорите конструктивно, или никак уж лучше.
Я незнаю, насколько верны мои, скорее догадки, о возможно массовом совершенстве баков. Когда-нибудь, я его узнаю поточнее. Но, даже без "выпендрёжа", с алюминиево-литиевыми баками традиционной конструкции, 200-тонный одноступ, имхо, не должен весить на старте больше 2500-2600 тонн.
ЦитироватьПока что вы с легкостью заткнули за пояс по части массового совершенства Локхид, Боинг, и Арианспейс вместе взятые.
Привести пример современного движка невозможно. Потому что их не существует. Поэтому про движки спорить не имеет смысла.
Про теплозащиту - не имеет смысла спорить со мной.
ЦитироватьПочему-то, мне в массовое совешенство их РН поверить несколько проще, чем вашей ;-)
Это потому, что они "в железе", что в свою очередь потому, что они локхид, боинг и арианспейс :D
"Программиста" тоже убейте!

duke

ЦитироватьНу вы же не утруждаете себя аргументами.
Утруждаю, в бесконечность раз/на несколько раз чаще, чем вы.
ЦитироватьПочему требуете этого от других?
Поэтому и требую, хотя бы иногда, 100% оффтопные, а так же бредовые сообщение и обзывательства (подчёркивающие ваш "интеллект на уровне амёбы") оставить в стороне, и хотя бы чуть-чуть походить на человека.
ЦитироватьСобственно, вы даже не поймете моих аргументов, так что и приводить их нет смысла.
Вы бы хоть раз попробовали :lol:
"Программиста" тоже убейте!

avmich

Цитировать
ЦитироватьДмитрий, выскажитесь...

Тут слишком много неопределенности в исходных данных. Во-первых, есть грузы, которые можно перевозить любыми квантами (песок, вода, щебень, ракетное топливо и т.п.), а есть такие (спутники, блоки ОС и т.п.), колторые могут доставляться "порциями" вполне определенных размеров. В первом случае, можено груз перевозить маленьким носителем, но при многочисленных пусках, либо РН большой грузоподъемности при меньшем числе пусков. Задача выбора размерности носителя, его типа (одно - или многоразовый) и его проектных параметров из условия минимальных затрат на транспортную программу решается относительно легко (при наличии более-менее адекватной модели, например, транскост). Во втором случае, все гораздо сложнее (например, кроме затрат на транспортировку, надо учесть затраты на монтажные работы на орбите). Поэтому, на пальцах прикинуть не получится: нужно исследовать задачу инструментами, которых нет на форуме.

Честно говоря, я не очень понял, где тут такая существенная недоопределённость. Действительно, меня интересут определённые "порции", но мне кажется, что слишком малые ракеты не смогут дать лучшую удельную цену, даже если сопутствующие проблемы стыковки-монтажа решены. Далее, допустим, порция есть 20 тонн. Можно и класса Протона РН использовать, по 1 порции, можно и класса Вулкана - по 10.

Поэтому... нет разницы, возить ли щебёнку, или возить, скажем, Хабблы - в предположении, что РН будет размером не меньше, чем на 1 Хаббл. Есть желание оспорить предположение? То есть, есть вопрос - РН какой размерности даст цену вывода щебёнки наименьшей за килограмм, и предлагается ответ - размерность меньше 1 Хаббла? Или 20 тонн? Хм...

Допустим, задача доопределена условием - РН выводит не меньше 20 тонн за раз. По-прежнему есть деньги на разработку нового носителя :) . Есть ли сображения в этом случае?

hcube

Duke, если ни баки, ни ЖРД, которые вы предлагаете, не существуют, значит их нельзя учитывать в расчете. Как только вы сделаете одноступ с мюПН в 8-10%, который РЕАЛЬНО выведет что-то на орбиту (или хотя бы ЭЛЕМЕНТЫ этого одноступа, которые выдержат весь комплекс нагрузок, сопутствующих выведению), у нас появится предмет для обсуждения. А пока что - слив засчитан (с)

Если хотите посмотреть на частную РН - пожалуйте, Фалькон F-9. Что-то я не наблюдаю там ни супер-баков, ни супер-ЖРД... все наоборот простое до упора, хотя Маск не был связан НИКАКИМИ догмами в конструировании. ЭТО - и есть магистральный путь развития, эволюционное совершенствование. А то что вы речете - это полупрозрачное изобретательство (с) АБС.
Звездной России - Быть!

avmich

ЦитироватьЕсли хотите посмотреть на частную РН - пожалуйте, Фалькон F-9. Что-то я не наблюдаю там ни супер-баков, ни супер-ЖРД... все наоборот простое до упора, хотя Маск не был связан НИКАКИМИ догмами в конструировании. ЭТО - и есть магистральный путь развития, эволюционное совершенствование. А то что вы речете - это полупрозрачное изобретательство (с) АБС.

Есть мнение (которое здесь, наверное, не по теме), что Элон не смог, или не захотел, отойти от многих догм в конструировании; он сделал, конечно, дизайн с чистого листа, но дизайн идейно такой же, как, например, Зенит. И - при всём уважении к Элону и признании прогрессивности СпейсЭкс - это недостаточно сильный шан вперёд, можно лучше...

По этой теме - вопрос стоит только о цене килограмма. Нет ограничений на технические решения и подходы... в рамках разумного. Можно ли хоть каким-то способом получить 600 за кг?

Shestoper

Цитировать
ЦитироватьЯ считаю, что минимума стоимости можно добиться многоразовой РН грузоподъёмностью в диапазоне 200-400 тонн. Конечно, для редких(50-100 в год) малоразмерных(20-50 тонн) грузов на орбиты с разными наклонениями, несомненно, лучше 50-тонник, но здесь условия не такие.
Интересно, здесь когда-нибудь начнут банить за такой бред?

Само по себе это не бред.
Просто актуальность такого грузопотока в данный момент примерно такова, как необходимость возить в Северную Америку нефть супертанкерами во времена Колумба. Нафиг индейцам сотни тысяч тонн нефти?  :D

Какие проекты могут обосновать необходимость резкого увеличения грузопотока? Межпланетные экспедиции, сверхтяжелые АМС, телескопы и ОС - это всё прекрасно, но стоит огромные деньги. Запускать их регуляно, десятками в год - бюджета всей Земли не хватит.
Есть ещё энергетические проекты - солнечные электростанции и лунный гелий. Солнечные электростанции и на Земле-то очень дорогой способ получать электричество. Тащить их на орбиту, строить системы передачи энергии из космоса - всё это делает проект нерентабельным.
С лунным гелием в теории получше. В принципе строительство и обслуживание на Луне производственной базы может потребовать порядка 5-10 пусков 200-тонников в год. Вместе с другими проектами (запуск сверхтяжелых АМС, межпланетных экспедиций, сегментов орбитальной станции для промышленного производства биоматериалов, телескопов, кластерные пуски сверхтяжелых платформ на геостационар) штук 10-15 пусков в год может набраться.
В отдельные годы возможно до 20.

Плюс полеты 50-тонника и 25-тонника.
Таким образом ежегодный грузопоток может составить порядка 5000 тонн. Это по очень оптимистичному сценарию. На большее в первой половине 21 века замахиваться нереально.
При таком раскладе нет смысла делать супертяж многоразовым.

Shestoper

ЦитироватьВо-во. Duke, максимум относительной ПН при современной технологии ракетостроения приходится примерно на 50 тонн ПН. Выше - начинают сказываться аккустические нагрузки и т.д. Опять же, проблемы с производством крупноразмерных _легких_ конструкций. Не, 50 тонн - это оптимум. 140 тонн С-5 и 105 Энергии - это реально достижимый максимум ПН на современной технической базе. Ну, т.е. можно сделать 200, но это край. РН на 400 тонн просто 'не посчитается' - падение мюПН не позволит получить такую ПН НИ ПРИ КАКОЙ стартовой массе.

Интересно, что Вы скажете, если ПН Ареса-5 поднимут до 201 тонны?  :D

Shestoper

ЦитироватьКасательно же ПН - еще раз, внимательно прочитайте что написано. 50 тонн ПН на керосин-водородном тандеме можно получить при стартовой массе частично-многораовой системы в районе 1300 тонн, одноразовой - в районе 1000 тонн. Ну, по порядку величины. Сатурн-5 с ПН в 130 тонн уже имеет массу в 3000 тонн. Чувствуете тенденцию? ;-) Вулкан - это уже 4500 тонн. Т.е. РН на 400 тонн будет иметь массу примерно в 10кт, и ее мюПН будет раза в ДВА хуже, чем у 50-тонника. Именно за счет масштаба, на который вы так уповаете. Ракета - это не супертанкер, она вверх выше определенного предела не масштабируется. На данный момент оптимумом между минимальным конструкционным размером, когда начинает влиять сортамент материала и падение характеристик двигателя и максимальным, лежит в районе 200-2000 тонн стартовой массы. Оптимум - в районе 1000-1500 тонн. Меньшая РН теряет мюПн из-за роста массы сопутствующих механизмов, большая - из-за роста массы конструкции. Поэтому надо делать 50-тонник и не выпендриваться - у него будет наименьшая стоимость килограмма для данного технологического уровня. Опять же, серийность не забывайте.

У двигателей Сатурна-5 был низкий УИ. У Вулкана - недоразмеренная вторая водородная ступень. Арес-5 будет иметь очень высокую мю ПН, в районе 5% (и это при использовании ТТУ, которые по УИ и массовому совершенству жидкостным ступеням не ровня).

Что касается стоимости выведения - нужно учитывать не только мю ПН.
Но и серийность (тут в плюсе небольшие ракеты), стоимость строительства инфраструктуры старта (опять небольшие в плюсе), трудоемкость предстартовой подготовки (тут выгоднее большие ракеты - многие процедуры подготовки одинаковы для любых ракет, а число пусков супертяжей в разы меньше), стоимость  стыковки выведенных ПН для создания заданного объекта (и рост стоимости его конструкции для обеспечения такой сборки). Ну и самое главное - некоторые объекты просто невозможно или черезмерно сложно "порезать на мелкие кусочки" для орбитальной сборки.

50 тонник оптимален для многих задач. Но для некоторых - оптимальнее 250-тонный супертяж. Если у нас будет много задач второго типа (а это подразумевает активную деятельность за пределами околоземной орбиты) - нужно строить и супертяжи тоже.

Я не могу провести детального экономического исследования, чтобы железно подтвердить свои слова цифрами. Но косвенным аргуменом "за" мою концепцию является создание Ареса-5. В НАСА всё-таки не лопухи сидят.

Shestoper

Цитировать
ЦитироватьЕсли хотите посмотреть на частную РН - пожалуйте, Фалькон F-9. Что-то я не наблюдаю там ни супер-баков, ни супер-ЖРД... все наоборот простое до упора, хотя Маск не был связан НИКАКИМИ догмами в конструировании. ЭТО - и есть магистральный путь развития, эволюционное совершенствование. А то что вы речете - это полупрозрачное изобретательство (с) АБС.

По этой теме - вопрос стоит только о цене килограмма. Нет ограничений на технические решения и подходы... в рамках разумного. Можно ли хоть каким-то способом получить 600 за кг?

Знаете, по мощности двигателя болид Формулы-1 и серийный грузовик довольно близки. Но вот конструктивные решения, благодаря которым достигается эта мощность, у них очень разные.
Причем по "продвинутости" технологий грузовик с болидом и рядом не стоял. Но вот перевозка килограмма груза почему-то дешевле именно на грузовике.

Если наша главная задача - снижение стоимости выведения килограмма, то "дубово-кондовые" решения вполне могут оказаться эффективнее мега-навороченных.

hcube

Ну, мое мнение я высказал. 50 тонник в форме похожей на Ариан-5 - 2 крылатых бустера и между ними - вторая водородная ступень того же диаметра. РН достаточно тяжелая, чтобы получить достаточно тяжелые блоки на орбите, и достаточно легкая, чтобы ее производство и транспортировка не представляла принципиальной проблемы. И лучше оптимизировать техпроцесс под 50-тонные блоки, и наращивать их серийность, чем делать супертяжи.
Звездной России - Быть!

Shestoper

Ракета неплохая. Но зачем выполнять любой тип работ одним инструментом? Для конкретной работы универсальный инструмент всегда хуже специализированного.
Универсальный инструмент оправдан, если у нас есть один основной тип работ (и именно для него инструмент оптимизируется), а остальные он способен выполнять поскольку-постольку (и необходимость в этом возникает только эпизодически).
Применительно к 50-тоннику оптимальная работа - это пуски на геостационар тяжелых (но не сверхтяжелых) платформ, пуски АМС, сегментов низкоорбитальной ОС. То есть фактически нынешняя ситуация в космосе.

А если у нас два типа работ, имеющих примерно равную важность?
С отправкой чего-то действительно тяжелого выше околоземки 50-тонник не справится одним пуском, тут для него уже нужен многопуск.
Если такую работу нужно выполнять регулярно - нужен специализированный носитель для такой работы.
Это может обеспечить постоянная промышленная база на Луне, требующая регулярной доставки экипажей, расходных материалов, нового горно-обогатительного оборудования и запчастей для него.

hcube

Так из 50-тонника отлично делается супертяж. Вторая ступень 50-тонника становится третьей ступенью супертяжа, центр делается на метр больше диаметром, и вокруг него - 6 блоков первой ступени в одноразовом исполнении. Тяга двигателей первой ступени растет в 3.5 раза, плюс трехступенчатость за счет дросселлирования второй ступени. Из 50 тонн получаем 200 практически без какой-либо новой разработки носителя.
Звездной России - Быть!

Shestoper

Это уже интереснее. Не скажу что вышеописанное семейство без недостатков, но копать нужно примерно в этом направлении...

Дмитрий В.

ЦитироватьИз 50 тонн получаем 200 практически без какой-либо новой разработки носителя.

Это ошибочное утверждение. Многоблочный носитель на 200 т придется разрабатывать заново. Единственное, на чем можно сэкономить - производственная оснастка.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

hcube

Оснастка, те же двигатели первой и второй ступени, та же система управления полетом. В общем, конечно, супертяж - это другая ракета, но они с 50-тонником отличаются примерно как Гроза и Вулкан, т.е. в немалой степени унифицированы. Блоки первой ступени так вообще один в один идут, поскольку схема нагружения такая же и двигатели тоже такие же. ЦБ супертяжа - да, новой разработки, и на третьей ступени те же только двигатели, диаметр уже другой, больший. Но в целом ракеты соотносятся примерно как Вулкан и тризенит.
Звездной России - Быть!

Дмитрий В.

ЦитироватьОснастка, те же двигатели первой и второй ступени, та же система управления полетом. В общем, конечно, супертяж - это другая ракета, но они с 50-тонником отличаются примерно как Гроза и Вулкан, т.е. в немалой степени унифицированы. Блоки первой ступени так вообще один в один идут, поскольку схема нагружения такая же и двигатели тоже такие же. ЦБ супертяжа - да, новой разработки, и на третьей ступени те же только двигатели, диаметр уже другой, больший. Но в целом ракеты соотносятся примерно как Вулкан и тризенит.

Вулкан, как раз, разительно отличался и от Грозы и от Энергии: другие ЖРД, другие блоки А и Ц. Общими были только диаметры баков блоков А и Ц. А Вы, к тому же, предлагаете изменить диаметр ЦБ. Значит, придется делать новую оснастку для него.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!