Третья водородная ступень РН "Союз"

Автор Александр Ч., 30.10.2008 22:26:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alex-DX

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 25.03.2021 14:11:27Сомневаюсь. Тот же Scott Manley говорил про двухдвигательные верхние ступени Atlas V, что они нужны чисто для подстраховки и пилотируемых запусков, и что у RL-10 итак достаточная тяга чтобы в одно рыло тянуть всё, и увеличение сухой массы второй ступени из-за второго RL-10 только уменьшить Delta-V.

30 с небольшим тонн можно и с одного сопла получить, и даже на таких гигантских штуках, как New Glenn, всего-то порядка 2 водородников.
Цикл расширения очень эффективный и надежный, большую тягу для одной камеры получить видимо проблематично.

А здесь есть вариант получить интересный двигатель... :)

Цитата: Alex-DX от 25.03.2021 14:20:45
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 25.03.2021 14:11:27Сомневаюсь. Тот же Scott Manley говорил про двухдвигательные верхние ступени Atlas V, что они нужны чисто для подстраховки и пилотируемых запусков, и что у RL-10 итак достаточная тяга чтобы в одно рыло тянуть всё, и увеличение сухой массы второй ступени из-за второго RL-10 только уменьшить Delta-V.

30 с небольшим тонн можно и с одного сопла получить, и даже на таких гигантских штуках, как New Glenn, всего-то порядка 2 водородников.
Цикл расширения очень эффективный и надежный, большую тягу для одной камеры получить видимо проблематично.

А здесь есть вариант получить интересный двигатель... :)

Так там тяга итак в ваши ожидаемые 30 тонн, а максимальный RL-10 как раз такую тягу и имеет, и городить 4-камерность не надо.

P.S. на оф сайте Blue Origin пишут про 710 кН тяги у BE-3U в вакууме, но на топливном цикле внимания не заостряют. На оф канале говорят про цикл расширения. Или Blue Origin попутали, указав тягу второй ступени New Glenn, или они сделали прорыв в двигателестроении... Хотя какие статы приписывают их второй ступени... Эти ребята обещают очень крутые вещи.

Alex-DX

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 25.03.2021 15:52:11Так там тяга итак в ваши ожидаемые 30 тонн, а максимальный RL-10 как раз такую тягу и имеет, и городить 4-камерность не надо.
Какая модель?


Table of versions
[th]Version[/th]
[th]Status[/th]
[th]First flight[/th]
[th]Dry mass[/th]
[th]Thrust[/th]
[th]Isp (ve), vac.[/th]
[th]Length[/th]
[th]Diameter[/th]
[th]T:W[/th]
[th]O:F[/th]
[th]Expansion ratio[/th]
[th]Chamber pressure[/th]
[th]Burn time[/th]
[th]Associated stage[/th]
[th]Notes[/th]
RL10A-1Retired1962131 kg (289 lb)67 kN (15,000 lbf)425 s (4.17 km/s)1.73 m (5 ft 8 in)1.53 m (5 ft 0 in)52:140:1430 sCentaur APrototype
[22][32][33]
RL10A-3Retired1963131 kg (289 lb)65.6 kN (14,700 lbf)444 s (4.35 km/s)2.49 m (8 ft 2 in)1.53 m (5 ft 0 in)51:15:157:132.75 bar (3,275 kPa)470 sCentaur B/C/D/E
S-IV
[34]
RL10A-4Retired1992168 kg (370 lb)92.5 kN (20,800 lbf)449 s (4.40 km/s)2.29 m (7 ft 6 in)1.17 m (3 ft 10 in)56:15.5:184:1392 sCentaur IIA[35]
RL10A-5Retired1993143 kg (315 lb)64.7 kN (14,500 lbf)373 s (3.66 km/s)1.07 m (3 ft 6 in)1.02 m (3 ft 4 in)46:16:14:1127 sDC-X[36]
RL10B-2Active1998277 kg (611 lb)110.1 kN (24,800 lbf)465.5 s (4.565 km/s)4.15 m (13.6 ft)2.15 m (7 ft 1 in)40:15.88:1280:144.12 bar (4,412 kPa)5-m: 1,125 s
4-m: 700 s
Delta Cryogenic Second Stage,
Interim Cyrogenic Propulsion Stage
[1][37]
RL10A-4-1Retired2000167 kg (368 lb)99.1 kN (22,300 lbf)451 s (4.42 km/s)1.53 m (5 ft 0 in)61:184:1740 sCentaur IIIA[38]
RL10A-4-2Active2002168 kg (370 lb)99.1 kN (22,300 lbf)451 s (4.42 km/s)1.17 m (3 ft 10 in)61:184:1740 sCentaur IIIB
Centaur SEC
Centaur DEC
[39][40]
RL10B-XCancelled317 kg (699 lb)93.4 kN (21,000 lbf)470 s (4.6 km/s)1.53 m (5 ft 0 in)30:1250:1408 sCentaur B-X[41]
CECEDemonstrator project160 kg (350 lb)67 kN (15,000 lbf), throttle to 5–10%>445 s (4.36 km/s)1.53 m (5 ft 0 in)[42][43]
RL10C-1Active2014190 kg (420 lb)101.8 kN (22,890 lbf)449.7 s (4.410 km/s)2.12 m (6 ft 11 in)1.45 m (4 ft 9 in)57:15.88:1130:1Centaur SEC
[44][45][46][40]
RL10C-1-1In development188 kg
(415 lb)
106 kN
(23,825 lbf)
453.8 s2.46 m
(8 ft 0.7 in)
1.57 m
(4 ft 9 in)
5.5:1Centaur V[2]
RL10C-2-1Active301 kg
(664 lbs)
109.9 kN
(24,750 lbf)
465.5 s4.15 m
(13 ft 8 in)
2.15 m
(7 ft 1 in)
37:15.88:1280:1Delta Cryogenic Second Stage[47]
RL10C-3In development230 kg
(508 lb)
108 kN
(24,340 lbf)
460.1 s3.15 m
(10 ft 4.3 in)
1.85 m
(6 ft 1 in)
5.7:1Exploration Upper Stage[2]
RL10C-5-1Cancelled188 kg
(415 lb)
106 kN
(23,825 lbf)
453.8 s2.46 m
(8 ft 0.7 in)
1.57 m
(4 ft 9 in)
5.5:1OmegA[2][28]


Самую мощную делают французы. ;)

Дмитрий Инфан

Если и ставить на РН "Союз" водород, то только в одном комплекте с ТФЯРД на центральном блоке.

Alex-DX

ТФЯРД на буксир, а здесь только центральный блок  немного уменьшить   ;)
Вы не можете просматривать это вложение.

Alex-DX

Прикинул высоту совмещенного бака в диаметре 3,75 м получается 8 метров с запасом в 4 куб.м.

ZOOR

Цитата: Alex-DX от 25.03.2021 18:00:41ТФЯРД на буксир, а здесь только центральный блок  немного уменьшить   ;)
Вы не можете просматривать это вложение.

Об управляемости данного чуда никто не задумывался еще?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Alex-DX

Цитата: ZOOR от 25.03.2021 19:39:46
Цитата: Alex-DX от 25.03.2021 18:00:41ТФЯРД на буксир, а здесь только центральный блок  немного уменьшить   ;)
Вы не можете просматривать это вложение.

Об управляемости данного чуда никто не задумывался еще?
Так же как и здесь  ::)

Alex-DX

Вы не можете просматривать это вложение.
Вы не можете просматривать это вложение.

Alex-DX

Вы не можете просматривать это вложение.

Димитър

Я ещё 20 лет назад предлагал водородные верхние ступени для Союза, Протона и Зенита. Вроде тему открывал ещё на том форуме.
Теперь уже Зенита нет. Протон тоже уходит. Зато у Ангары точно будет водородная ступень - Ангара-5В!
Союза поменяли на Союз-2. А теперь вроде меняют на Союз-6 или на Союз/Амур - СПГ.
Остался вопрос, какая ракета поменяет Союз-2 и имеет ли смысл обсуждать водородную ступень для неё.

Дмитрий В.

Цитата: Димитър от 26.03.2021 16:48:08Я ещё 20 лет назад предлагал водородные верхние ступени для Союза, Протона и Зенита. Вроде тему открывал ещё на том форуме.
Теперь уже Зенита нет. Протон тоже уходит. Зато у Ангары точно будет водородная ступень - Ангара-5В!
Союза поменяли на Союз-2. А теперь вроде меняют на Союз-6 или на Союз/Амур - СПГ.
Остался вопрос, какая ракета поменяет Союз-2 и имеет ли смысл обсуждать водородную ступень для неё.
Первым водород на 3-ю ступень Востока предлагал С.П. Королёв в начале 1960-х. ;)
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Alex-DX

Цитата: Димитър от 26.03.2021 16:48:08Я ещё 20 лет назад предлагал водородные верхние ступени для Союза, Протона и Зенита. Вроде тему открывал ещё на том форуме.
Теперь уже Зенита нет. Протон тоже уходит. Зато у Ангары точно будет водородная ступень - Ангара-5В!
Союза поменяли на Союз-2. А теперь вроде меняют на Союз-6 или на Союз/Амур - СПГ.
Остался вопрос, какая ракета поменяет Союз-2 и имеет ли смысл обсуждать водородную ступень для неё.
Пока все новые проекты бумажные, а Союз активно модернизируется.
Посмотрел в гугле, там четыре разных плана модернизации.
И у всех один и тот же подход, использовать уже разработанные двигатели. (методика Глушко)
А я предлагаю другой подход - создать под ступень новый двигатель.
Но не на пустом месте, есть два надежных одного поколения и налета двигателя.
Размеры и давление в камере одного порядка.
Почему бы не перевести РД0110 на водород путем замены ТНА на подобный как в RL-10?

Alex-DX

Можно попробовать не весь ТНА заменить, а только керосиновую половинку и через передачу подключить водородный насос и турбину. Интересно, какая скорость турбины в РД-0110?



только заметил что и обозначение двигателей во много совпадают RL-10 и РД-0110  :)

А не лучше ли будет создать один ЖРД большой тяги с раскладываемым соплом? На крайний случай двухкамерный, хотя 30 тонн и с одной камеры можно взять.

Раздвижное сопло даст высокий вакуумный УИ.

Alex-DX

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 27.03.2021 14:31:05А не лучше ли будет создать один ЖРД большой тяги с раскладываемым соплом? На крайний случай двухкамерный, хотя 30 тонн и с одной камеры можно взять.
Есть ограничение физического свойства, что при большей тяги двигателя меньше нагревается камера и сопло, что в свою очередь ухудшает процесс расширения и не позволяет развить большую тягу.  ::)

Как пример, можно посмотреть на французский двигатель.
И поэтому вариант с РД-0110 обходит это ограничение.

Alex-DX

#256
Нашел описание ТНА РД-0110
https://docplayer.ru/53583123-Ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossiyskoyfederacii-fgbou-vpo-voronezhskiy-gosudarstvennyy-tehnicheskiy-universitet-kafedra-raketnye-dvigateli.html

Частота вращения ротора - 18400 об/мин

Для сравнения у RL-10
водород - 30000 об/мин
кислород - 12000 об/мин

Таким образом получается если скорость вращения кислородного насоса оставить прежней, то при передаче с коэффициентом 2,5
скорость водородного насоса и турбины будет 46000 об/мин

Alex-DX

Вы не можете просматривать это вложение.
Вы не можете просматривать это вложение.

Цитата: Alex-DX от 27.03.2021 14:46:12
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 27.03.2021 14:31:05А не лучше ли будет создать один ЖРД большой тяги с раскладываемым соплом? На крайний случай двухкамерный, хотя 30 тонн и с одной камеры можно взять.
Есть ограничение физического свойства, что при большей тяги двигателя меньше нагревается камера и сопло, что в свою очередь ухудшает процесс расширения и не позволяет развить большую тягу.  ::)

Как пример, можно посмотреть на французский двигатель.
И поэтому вариант с РД-0110 обходит это ограничение.

Так там предел на 30 тоннах и лежит, а те же Blue Origin выжали 710 кН тяги. УИ потенциально большей, а масса ниже (соотношение объём-площадь).

Alex-DX

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 27.03.2021 19:55:06Так там предел на 30 тоннах и лежит, а те же Blue Origin выжали 710 кН тяги. УИ потенциально большей, а масса ниже (соотношение объём-площадь).
Там открытый цикл, а здесь закрытый.  8)