РД-0163

Автор Salo, 17.07.2008 09:50:21

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

ЦитироватьПо крайней мере известно, что это не трехкомпонентник в обычном понимании.
Если не ошибаюсь, у Гахуна ЖРД с водородом в качестве охладителя отнесен к 3-хкомпонентным двигателям. Наверное "полноценным" трехкомпонентником можно считать ЖРД, у которого все 3 компонента проходят через ФГ. :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Новичок

Цитироватьhttp://www.kbkha.ru/?p=17&news_id=36
Хорошо, но мало!
С наилучшими пожеланиями Новичок

Salo

http://www.riasamara.ru/rus/news/region/science/article29313.shtml
Цитировать- Формирование космодрома Восточный идёт уже более года. Россия должна иметь свой собственный космодром, с которого можно производить, в том числе, и запуски пилотируемых кораблей. Площадка выбрана. И стоит вопрос предметный – о создании средств выведения для этого космодрома. Ведь космодром не делается просто так, а делается под какую-то ракету.

Кто может её построить? В настоящее время дискуссия повернулась в плоскость двигателя: открытого типа или закрытого, какая схема и так далее. Наше мнение: нельзя противопоставлять одну ракету другой, один двигатель другому. Все страны имеют по два, а то и по три типа как ракет, так и двигателей. В противном случае вдруг что-то случится с носителем, он развалится на старте – и вся космическая программа этой страны закроется на долгое время. Не бывает так, чтобы не случалось аварий. И у нас они были, только их, к счастью, мало. Наши технологии отработаны десятилетиями, о чём мы с вами говорили в начале беседы.
Может всё-таки РД-0163 открытой схемы?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Андрей Суворов

ЦитироватьНаверное "полноценным" трехкомпонентником можно считать ЖРД, у которого все 3 компонента проходят через ФГ. :roll:
Не через ФГ, а через критическое сечение. Если третий компонент используется только для создания завесы в камере, но через критику проходит, то это - полноценный трёхкомпонентник. А если третий компонент используется, например, только для привода ТНА, нифига это не трёхкомпонентный двигатель, даже если выхлоп ТНА "сливается" в закритическую часть сопла (или используется для управления по крену). Ведь мы же не считаем "трёхкомпонентным" РД-107 или движки первой ступени Ариан-4? там, вроде, вода куда-то добавлялась...

Salo

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ОАО КБХА за 2007 год
ЦитироватьАдаптация к новым условиям, исходя из потребностей государства и рынка, потребо-вала формировать основные объемы НИОКР на разработку кислородно-керосиновых двига-телей14Д23, РД0124А, кислородно-водородного двигателя РД0146, на выполнение исследо-ваний на опытных двигателях (трехкомпонентном ЖРД, ЖРД с тарельчатым соплом, кисло-родно-керосиновым ЖРД РД0155 на базе двигателя РД0243, работающего на компонентах амил и гептил, гиперзвуковом прямоточном воздушно-реактивном двигателе - ГПВРД), про-водить работы по внешнеэкономической деятельности по кислородно-водородному, кисло-родно-метановому и кислородно-керосиновому направлениям.
По каждому из указанных направлений Общество добилось значительных результатов: завершаются доводочные испытания двигателя 14Д23, РД0124А, успешно прошло первое летное испытание двигателя 14Д23; впервые в России разработан и успешно прошел цикл ог-невых испытаний кислородно-водородный двигатель безгенераторной схемы РД0146, полу-чены положительные технические результаты по всем направлениям исследований на опыт-ных двигателях. Однако финансирование в необходимом объеме по большинству ОКР не осуществлялось.
ЦитироватьВ рамках приоритетных направлений деятельности КБХА выполняет следующие работы по двигательной тематике:
-   ОКР по разработке и изготовлению ЖРД 14Д23 и РД0124А для РН «Союз-2» и РН «Ангара»;
-   подготовка производственно-технологической базы завода ракетных двигателей к выпуску серийных двигателей 14Д23/РД0124А в объемах, обеспечивающих выполнение го-сударственного заказа и потребности рынка;
-   обеспечение производства, эксплуатации и повышение надежности серийных ЖРД РН «Союз», «Протон»;
-   НИОКР по продлению сроков эксплуатации двигателей в составе боевых ракетных комплексов;
-   НИОКР в рамках ФКПР  (ОКР «Факел», ОКР «База», ОКР «Двигатель – 2015», «Ус-корение Б - КБХА» и пр.);
-   НИОКР по внешнеэкономическим контрактам (темы «ТНА РД0160», «Техора-3» и пр.);
-   НИОКР по разработке новых двигателей: кислородно-водородного РД0146 и кисло-родно-керосинового РД0163.
Цитировать1. ОКР по разработке ЖРД 14Д23 (ОКР «Русь») для РН «Союз-2» этапа 1б и  РД 0124А (ОКР «Ангара») для семейства РН «Ангара» (головные разработчики РН ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» и ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, соответственно), изготов-ление летных двигателей 14Д23 для РН «Союз-2»).
В 2007 году выпущена соответствующая техническая документация, изготовлены шесть двигателей, в т. ч.:
- 14Д23 № 24 и № 25 для доводочных испытаний (ДИ);
- 14Д23 для летно-конструкторских испытаний (ЛКИ2 и ЛКИЗ) в составе РН "Союз-2" этапа 16;
- РДО 124А № 10А для ДИ с качанием камер штатной системой поворота (ПГС ЭГС);
- РД0124А-И для огневых стендовых испытаний (ОСИ) в составе стендового бло¬ка ступени РН "Ангара".

Двигатели 14Д23 для ЛКИ-2 и ЛКИ-З, а также двигатель РД0124А-И для ОСИ прошли успешные контрольно-технологических испытания (КТИ) для подтверждения качества их из-готовления и поставлены головным разработчикам РН. В связи с незавершенностью отработки условия поставок двигателей для ОСИ и ЛКИ оговаривались специальными решениями, утверждаемыми на уровне Роскосмоса и Минобороны РФ.
На стенде № 9 испытательного комплекса проведено 13 ОИ, в т. ч. 10 доводочных ис-пытаний, из них 2 (двигатель 14Д23 № 24) - по программам подтверждающих периодических испытаний (ППИ) и специальных периодических испытаний (СПИ) для подтвер¬ждения качества изготовления двигателей 14Д23 для ЛКИ-2 и ЛКИ-З и 1 (двигатель РД0124А № 10А) с качанием камер штатной системой поворота.
   2. Обеспечение производства, эксплуатации и поддержания надежности серийных ЖРД, включающее конструкторские, экспериментальные и технологические работы.
    Осуществлены следующие работы:
-   авторский надзор по контролю выполнения требований конструкторской докумен-тации с целью обеспечения качества изготовления серийных двигателей на Воронежском меха-ническом заводе – филиале ГК НПЦ им. М.В.Хруничева;
-   обеспечено выполнение гидравлических, газодинамических и прочностных техноло-гических испытаний двигателей и агрегатов;
-   обеспечено проведение летных и стендовых испытаний двигателей РД-0210, РД-0211, РД-0212 и РД-0110 (22 ОИ двигателей для РН «Протон» и 29 ОИ для РН «Союз») с про-ведением анализа параметров и выпуском отчетных документов по их результатам.
   3.Темы «Зарядье –1Б», «Зарядье – 2Б», «Зарядье – 2-18М-1», «Пакт» (НИОКР по про-длению сроков эксплуатации двигателей в составе БРК РС-18, РС-20, РСМ-54). Выполнены ра-боты по продлению сроков эксплуатации двигателей.
4.Темы НИОКР Двигатель РД0146, «Ускорение – Б-КБХА», «Двигатель - КБХА», «База», «Факел» и другие  в рамках выполнения ФКПР 2007-2015.
Двигатель РД0146 (РД0146У). Работы проводились по техническому заданию ГКНПЦ им М.В. Хруничева. Проведено 17 включений двигателя, в том числе 8 включений на компо-нентах топлива кислород-водород, 6 включений на компонентах кислород-метан, 6 включения «холодных» по оценке расходов кислорода на захолаживания. Решены задачи по отработке двигателя, выпущен технический отчет.
ОКР «Ускорение-Б-КБХА».  По договору с ФГУП ИЦ им. М.В. Келдыша проводились работы по созданию кислородно-водородных жидкостных ракетных двигателей новых схем для перспективных ракет-носителей, разгонных блоков и многоразовых транспортных систем. Вы-пущен технический отчет.
ОКР «Двигатель-2015». По договору с ФГУП ИЦ им. М.В. Келдыша выполнены расче-ты и выпущено техническое задание на разработку стендовой модельной установки. Разработа-на и выпущена программа испытаний модельных образцов элементов конструкции, проведена подготовка стенда.
ОКР «База». Осуществлены работы по поддержанию стендовой базы, выпущена конст-рукторская и технологическая документация, научно-технические отчеты и технические пред-ложения.

5. Темы НИОКР по внешнеэкономическим контрактам.
Основные темы внешнеэкономической деятельности представлены ниже.
- НИР «Техора-3» - контракт с компанией «Астриум» (Германия);
- контракты с фирмой «Пратт-Уитни Рокетдайн» (США).
- контракт с Корейским Аэрокосмическим Исследовательским Институтом  (КАРИ, Корея);
- ОКР по контракту с корпорацией «Аэроджет» (США).
- ОКР по контракту с компанией «Авио» (Италия).

Цитировать9.1. Возможные направления развития Общества, его потенциала
 с учетом тенденций рынка.
Развитие сегмента рынка, в котором специализируется Общество, определяется государ-ственной политикой в области ракетно-космической техники и положением России на между-народном рынке космических услуг.
Россия занимает устойчивое лидирующее положение в сфере оказания пусковых услуг. В 2005-2007г.г. около 40% мирового объема запусков ракет-носителей осуществлены Россией, в 2007г. из 68 запущенных РН 26 были российские, на 21 из них установлены двигатели, разра-ботанные в КБХА. Важно отметить, что значительную долю по количеству запусков россий-ских средств выведения, составляют коммерческие пуски (12 из 26), в США (1 из 19).
Перспектива развития космических услуг имеет положительную динамику для россий-ских средств выведения обусловленную, в первую очередь, прекращением после 2010г. полетов американских космических кораблей «Space Shuttle» и возрастающими потребностями в об-служивании Международной космической станции.
Космическая отрасль является одной из приоритетных отраслей экономики, которой ру-ководство страны уделяет особое внимание: опережающими темпами растут объемы финанси-рования, приняты ряд федеральных целевых программ в обеспечение космической деятельно-сти, намечено строительство космодрома «Восточный» и создание новой ракеты-носителя, предназначенной также для выполнения пилотируемых программ, на рассмотрение Совета безопасности подготовлены «Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на долгосрочную перспективу».
Общество в настоящее время занимает монопольное положение по ряду разработок предшествующего и настоящего периода:
- комплекс работ в обеспечение производства и эксплуатации двигателей разработки КБХА для РН «Протон» и «Союз»;
- выполнение опытно-конструкторских работ по разработке ЖРД 14Д23/РД124А для РН «Союз-2» и «Ангара» и поставка товарных двигателей гензаказчикам;
- продление сроков эксплуатации ЖРД в составе МБР наземного и морского базирования РС-18, РС-20, РСМ-54.
В ближайший период Общество планирует получить заказы в увеличенных объемах фи-нансирования  на выполнение ОКР по разработке кислородно-водородного ЖРД РД0146 и его модификаций, по которому имеются значительные наработки.
В 2008г. Обществом будут выпущены материалы в системный проект по разработке ЖРД РД0163 для участия в конкурсе. Важность этой темы обусловлена перспективой строи-тельства космодрома «Восточный» и разработкой новой ракеты-носителя.
Двигателестроительная тематика востребована в контрактах по внешнеэкономической деятельности, особенно перспективным является контракт с итальянской компанией «Авио» на разработку кислородно-углеводородного ЖРД.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Андрей Суворов

И, всё же, как это чудо должно работать?
Предположим, мы нагреваем в рубашке аммиак до сверхкритической температуры (у аммиака это что-то типа 114 градусов), дальше он работает на турбине, как и в водороднике, а дальше что? теплообменник на керосин? и ещё один на жидкий кислород? а потом такой же центробежный насос, как на керосине? а потом в рубашку?

mescalito

Кислородно-углеводородный с итальянцами это имеется ввиду скоре всего метан кислородный безгенераторный ЖРД на базе РД-0146
Информация должна быть доступна!

Димитър

Что-нибудь новое по РД-0163 и РД-0146 ?
Делают или отказались??? Тяга, УИ какие?

Salo

От РД-0163 похоже отказались, а РД-0146 будут ставить на вторую ступень  Русь-М. Тяга 10 тс, а УИ 463с.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьЧто-нибудь новое по РД-0163 и РД-0146 ?
Делают или отказались??? Тяга, УИ какие?

У РД-0163 тяга большая - примерно 250 тс :D , а вот УИ маленький :cry:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

Так прикидывали уже.
Импульс у земли 285 сек (якобы минимум по требованиям ЦНИИМаш), в пустоте 312. Тяга в пустоте 275 т. Масса сухая порядка 0,013-0,015 тяги.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

vekazak

Двигатели бокового блока первой ступени  (диаметр среза сопла -1770 мм):   
2

vekazak

Возможно это???:
Двигатели бокового блока первой ступени  (диаметр среза сопла -1770 мм), открытая схема:   
2

Bell

ЦитироватьДвигатели бокового блока первой ступени  (диаметр среза сопла -1770 мм):   
2
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

октоген

А зачем? Водород хоть 6%, хоть 1 %-это уже другая инфраструктура, персонал, требования ТБ. Дешевле долить керосина в баки и чуть помощнее движок взять.

А если замахиваться на водородный ГГ движка первой ступени, то наверное лучше будет проектировать движок с избытком кислорода в смеси. Тут уже приводились данные что при кислород:водород=16:1 УИ будет как у керосинки.

Гость 22

Очевидно, для вот этого:
ЦитироватьУдельный импульс тяги двигателя, кгс·с/кг:
- в пустоте 315
 - на Земле 281.8

Цитироватьоткрытая схема:   
Удельный импульс тяги двигателя, кгс•с/кг:
- в пустоте  400
 - на Земле  330   

Компоненты топлива:
 - окислитель         Кислород
 - горючее             Керосин РГ-1+ :6% Н2
 - горючее для ГГ  Водород ( 4%)

октоген

Да кстати, как будем оценивать надежность трехкомпонентника и его удельную маасу? Меня интересует сколько турбоагрегатов будем ставить? 1-2-3?

Гость 22

Цитироватьоткрытая схема:   
Удельный импульс тяги двигателя, кгс•с/кг:
- в пустоте  400
 - на Земле  330   

Компоненты топлива:
 - окислитель         Кислород
 - горючее             Керосин РГ-1+ :6% Н2
 - горючее для ГГ  Водород ( 4%)
Что-то у меня не получается смоделировать такой высокий теоретический УИ камеры (без учета расхода на ТНА) ни с 2% ЖВ в камере, ни с 4%, ни с 6%. А если еще и ТНА учесть... :?

Даже при 20 МПа и 6% ЖВ в камере сгорания теоретический УИ одной только камеры ~394 c в вакууме (расширение при этом до 0.1 атм).

Известно ли давление в КС, расширение и точное соотношение компонентов в КС? Или хотя бы что-то из этого... :)

Bell

ЦитироватьИзвестно ли давление в КС, расширение и точное соотношение компонентов в КС? Или хотя бы что-то из этого... :)
Про трехкомпонентник не знаю, а для открытой керосинки прикидывали 100 атм, а злые языки говорили аж про 150. Народ еще удивлялся - зачем так много? Можно поискать, где об этом было на форуме...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун