Загадка Р-56 Янгеля; опять про почему мы не полетели на Луну

Автор Yegor, 08.11.2007 04:49:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Yegor

Сейчас тут в теме «Что надо было делать вместо Н1?» заговарили про 40-тонник

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=3470&start=660

Сразу приходить на память 46-тонник Р-56 Янгеля:
http://www.russianspaceweb.com/r56.html
http://www.astronautix.com/lvs/r56.htm

Да, толковый человек был. Его решения сейчас выглядят самыми правильными. То же предложение разделить Лунную работу на три КБ – Янгель делает ракету, Королёв ЛОК, Челомей ЛК. Да, не даром говорят о существовавшей поговорке военных: «Королёв работает на ТАСС, Челомей на унитаз, Янгель работает на нас».

Меня вот замучил вопрос:
Янгель конструировал 40-тонник разными способами – полиблок из семи 5-тонников, четырёх 10-тонник и, наконец, моноблок.
Когда Янгелю сказали, что для Лунной экспедиции потребуется два пуска 40-тонника, а для Н-1 нужен всего один, то Янгель вышел из гонки.

Внимание вопрос:
Почему Янгель не предложил вариант полиблока из семи 10-тонников? Тот же самый 75-тонник. Ведь он же рассматривал и полиблок из семи блоков и 10-тонник-ступень. Все элементы 70-тонника в рассматриваемых вариантах есть, а самого 70-тонника нет. Почему? Вот такая загадка.


AceIce

ЦитироватьКогда Янгелю сказали, что для Лунной экспедиции потребуется два пуска 40-тонника, а для Н-1 нужен всего один, то Янгель вышел из гонки.

Уточните, откуда эта информация.
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Yegor

Цитировать
ЦитироватьКогда Янгелю сказали, что для Лунной экспедиции потребуется два пуска 40-тонника, а для Н-1 нужен всего один, то Янгель вышел из гонки.

Уточните, откуда эта информация.
От Вэйда:
http://www.astronautix.com/lvs/r56.htm
"The other Chief Designers objected that use of the R-56 for a manned lunar landing would require two R-56 launches in the place of one UR-700 or N1 launch. This would mean use of untried earth orbit rendezvous techniques to assemble the spacecraft in earth orbit. Development of the R-56 was not authorised, and for once in his career Yangel gave up the fight."

Bell

ЦитироватьВнимание вопрос:
Почему Янгель не предложил вариант полиблока из семи 10-тонников? Тот же самый 75-тонник. Ведь он же рассматривал и полиблок из семи блоков и 10-тонник-ступень. Все элементы 70-тонника в рассматриваемых вариантах есть, а самого 70-тонника нет. Почему? Вот такая загадка.
10+ т закрывал Протон, а Н1 была ровно таким же журавлем в небе, как и Р-56, и 75-тонник.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Lev

Bell писал(а):
Цитировать10+ т закрывал Протон, а Н1 была ровно таким же журавлем в небе, как и Р-56, и 75-тонник.
Никто тогда в СССР не умел стыковаться. Много и надежно. Сборка на орбите считалась более рискованной чем прямой старт к Луне. Перестыковка у Аполлонов была самыи рискованным элементом экспедиции. Сейчас-это обычный технологический элемент.
Делай что должен и будь что будет

Bell

Все бы хорошо, но настоящая стыковка была необходимой операцией, независимо от числа запусков. Это стыковка ЛК и ЛОКа после возвращения с Луны. И деться от нее было некуда. Я готов поверить, что в ней есть нечто совершенно необычное, что принципиально и качественно отличает ее от стыковки частей при двухпусковом запуске. Но никто пока так и не объяснил этой чудесной неуловимой разницы...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Shestoper

А если бы Янгель предложил полиблок из семи моноблочных Р-56?
Очень привлекательный вариант - никаких стыковок, можно лететь на Луну прямым пуском.
И для Марса такая ракета (ПН на LEO ~ 300 тонн) пригодиться.

Дмитрий В.

ЦитироватьА если бы Янгель предложил полиблок из семи моноблочных Р-56?
Очень привлекательный вариант - никаких стыковок, можно лететь на Луну прямым пуском.
И для Марса такая ракета (ПН на LEO ~ 300 тонн) пригодиться.
Монстр типа УР-700? И чем он был бы лучше Н-1?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Shestoper

Цитировать
ЦитироватьКогда Янгелю сказали, что для Лунной экспедиции потребуется два пуска 40-тонника, а для Н-1 нужен всего один, то Янгель вышел из гонки.

Уточните, откуда эта информация.


http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/kb-ujn/02-2.html

ЦитироватьС. П. Королев переключается на проектирование ракеты для доставки на Луну двух космонавтов — ракеты Н-1. В конструкторском бюро М. К. Янгеля начинают разрабатывать ракетный комплекс с тяжелой ракетой-носителем Р-56, предназначенный для решения широкого круга народнохозяйственных, научно-исследовательских и оборонных задач. В июне 1960 г. ОКБ-586 представило техническое предложение по созданию ракеты Р-56 со стартовой массой 1200 т. Предложение было принято. Постановлением правительства от 16 апреля 1962 г. ОКБ-586 поручалась разработка аванпроекта тяжелой РН для запуска на орбиту ИСЗ космических аппаратов массой до 40 т.

Это была первая попытка ОКБ-586 создать космический носитель не на базе боевых ракет, а на принципиально новой основе. Ведущим конструктором Р-56 был назначен С. Н. Конюхов.

Комплекс проектировался для решения первоочередных задач подготовительного этапа освоения Луны и ближайших планет Солнечной системы, для чего необходимы были систематические пуски ракет с целью:

— пилотируемого облета Луны и крупномасштабного фотографирования ее поверхности,

— организации системы автоматических станций "службы Луны" и их обслуживание,

— доставки для экспедиций необходимых грузов,

— запуска автоматических межпланетных станций.

Исходя из этих задач, ракета Р-56 должна была обеспечить запуск космических объектов массой 40 т на круговую полярную орбиту высотой 200 км, 6 т — на стационарную орбиту, 12 т — на орбиту искусственного спутника Луны.

Кроме того, ракета Р-56 могла решать и ряд серьезных оборонных задач.

При анализе конструктивно-компоновочной схемы ракеты рассматривались и анализировались, главным образом, три принципиальных варианта ракеты:

— четырехблочная с диаметром корпуса блока 3800 мм (близким к максимально допустимому из условий транспортировки без ограничений по железным дорогам страны),

— семиблочная с диаметром корпуса блока 3000 мм (освоенный в производстве),

— моноблочная с диаметром корпуса 6500 мм, при условии транспортировки собранного носителя водным путем.

В качестве маршевых двигателей рассматривались двигатели разработки ОКБ-456 11Д43 и его модификация 11Д44 с высотным соплом.

Несмотря на необходимость реконструкции основного завода-изготовителя (днепропетровского), освоение нового вида транспортировки носителя с применением нетрадиционных средств, комплексные исследования, выполненные с привлечением специализированных институтов, показали существенные преимущества создания ракеты Р-56 по моноблочной схеме.

Эскизный проект комплекса тяжёлой ракеты-носителя Р-56, получившей индекс 8К68, был разработан в соответствии с постановлением правительства от 22 мая 1963 г. Проектирование велось с большим энтузиазмом, это был проект, рассчитанный до конца века, и Главный конструктор, несмотря на загрузку разработкой боевых ракет, уделял ему большое внимание. На экспериментальной базе ОКБ-586 (объект 100) уже началось строительство корпуса для испытаний будущей РН.

Ракета-носитель была двухступенчатой, с последовательным расположением ступеней. Для решения космических задач, связанных с выводом КА на геостационарную орбиту и запуском лунных объектов, разрабатывались специальные ступени — орбитальная с однократным запуском двигателя и космическая с многократным запуском ДУ, защищенные экранно-вакуумной изоляцией. Все ступени использовали высококипящие компоненты топлива — азотный тетраоксид и НДМГ. Диаметр корпуса РН составлял 6500 мм (по нижнему торцу хвостового отсека первой ступени — 8200 мм), длина РН — около 80 м, стартовая масса 1400 т. Топливные баки первой ступени имели продольный и поперечный силовой набор из алюминиевых профилей. На второй ступени баки были объединены в единый топливный отсек КА устанавливались на переходной раме и защищались головным обтекателем. Наддув бака окислителя первой ступени — скоростным напором воздуха с поднаддувом путем впрыска в бак НДМГ. Баки горючего первой, второй и орбитальной ступеней наддувались с помощью специальных газогенераторов. На космической ступени была применена газобаллонная система наддува. На всех ступенях устанавливались системы одновременного опорожнения топливных баков.

ДУ первой ступени состояла из 12 основных и 4 управляющих двигателей, выполненных качающимися в тангенциальной плоскости. На второй ступени устанавливались основной однокамерный и четырёхкамерный управляющий двигатели. Орбитальная ступень снабжалась однокамерным основным и четырехкамерным управляющим двигателями, допускающими запуск в условиях невесомости. ДУ космической ступени — однокамерный ЖРД с возможностью четырёхкратного запуска в условиях невесомости.

Разделение первой и второй ступеней — по "холодной" схеме, при работающем управляющем двигателе второй ступени и торможении отделяющейся части первой ступени с помощью ПРД Разделение орбитальной и второй, космической и орбитальной ступеней, а также отделение КА — с помощью тормозных ПРД.

Система управления ракеты — автономная, разрабатывалась ОКБ-692 и НИИ-944 с учетом обеспечения выполнения задачи при выходе из строя одного двигателя первой ступени (из 12) и запуска РН в любом направлении с неповоротной пусковой установки. СУ орбитальной и космической ступеней — комбинированного типа.

Для спасения космических объектов в случае возникновения аварийных ситуаций на старте и активном участке полёта первой ступени предусматривалась установка системы спасения, состоявшая из блока ПРД и системы парашютов. После разделения первой и второй ступеней система спасения сбрасывалась.

Возможности запусков РН Р-56 прорабатывались со всех полигонов СССР — ГЦП-4, НИИП-5, НИИП-53. С точки зрения транспортировки наиболее предпочтительным был пуск с ГЦП-4.

Транспортировка РН на полигон планировалась водным путём на доработанной самоходной барже СТ-600 с доставкой РН от завода-изготовителя до места погрузки на водный транспорт и от конечного пункта водного пути до места старта грунтовыми транспортными средствами. В качестве тягача предусматривался МАЗ-537. Самая короткая транспортировка в район Капустина Яра предполагалась по Днепру, Чёрному и Азовскому морям, Волго-Донскому каналу, по реке Волге до Волгограда, всего около 2000 км, затем по грунту — около 30 км.

Для запуска РН Р-56 предполагалась наземная стартовая позиция в составе двух ПУ, общей башни обслуживания и ряда вспомогательных сооружений. Внутри башни обслуживания должна была поддерживаться необходимая температура.

Система заправки РН — насосная. Заправочные ёмкости, насосные установки и арматура — из числа имевшихся в производстве.

Но аналогичными грандиозными проектами в области освоения космоса, как уже упоминалось, занимались организации Королёва и Челомея. Общей государственной космической программы в стране не было. Каждый из ведущих Главных конструкторов в развернувшемся негласном соревновании пытался как можно шире "застолбить" круг своих интересов.

В этой обстановке М. К. Янгель берет на себя смелость выступить на государственном уровне с глобальным предложением — как организовать ракетно-космическую отрасль, исходя из экономических интересов всего Советского Союза. Глубоко и всесторонне вникнув во все особенности возникшей ситуации, проанализировав сформировавшиеся тенденции развития ракетной техники и возможности сложившихся конструкторских коллективов в стране, М. К. Янгель делает принципиальный вывод о нецелесообразности любой проектной организации самостоятельно вести всю программу в комплексе от начала и до конца. Придя к твёрдому убеждению о необходимости концентрации усилий существующих коллективов по отдельным направлениям, опираясь на технические и экономические доводы, он предложил собственное видение комплексной программы развития ракетной техники. В ней нет места дублированию, все занимаются своим делом, и общая "упряжка" движется в одном направлении. Исходя из набранного к этому моменту интеллектуального потенциала коллектива и производственных возможностей самого крупного в стране базового завода, он предлагает закрепить за собственным конструкторским бюро проектирование носителей, создание пилотируемых космических аппаратов отдать С. П. Королёву, а автоматические и межпланетные станции — В. Н. Челомею. Предполагалось, что специализация позволит улучшить качество и сократить сроки разработки космических систем. А все в комплексе даст возможность последовательно наращивать задачи освоения ближнего и дальнего космоса.

Это был итог многолетних размышлений человека, подходившего к любой проблеме с государственных позиций.

Shestoper

ЦитироватьМонстр типа УР-700? И чем он был бы лучше Н-1?

ПН больше. Помните, на какие хитрости шел Королев, чтобы увеличить ПН Н-1 для однопускового варианта? И то этот вариант требовал стыковки ЛОК и ЛК. А многопуск при тогдашнем положении со стыковками уменьшал надежность.
Ракета с ПН 250-300 тонн способна доставить на Луну большой экипаж (3-4 человека) прямым пуском.
По своей грузоподъемности она примерно соответствовала самым смелым планам по модернизации Н-1. А зачем доводить сначала Н-1, потом её модернезировать, если сразу можно создать более мощную ракету?
Так что была бы машина не только для Луны, но в случае нужды и для Марса. Имея такую ракету, после первых посадок на Луну можно было сразу приступать к развертыванию лунной базы - то есть качественно обскакать американцев.
Такая ракета - это фактически усиленный Вулкан, который мы могли получить ещё в конце 60-ых.

ratte07

Цитировать
ЦитироватьМонстр типа УР-700? И чем он был бы лучше Н-1?

ПН больше. Помните, на какие хитрости шел Королев, чтобы увеличить ПН Н-1 для однопускового варианта? И то этот вариант требовал стыковки ЛОК и ЛК. А многопуск при тогдашнем положении со стыковками уменьшал надежность.
Ракета с ПН 250-300 тонн способна доставить на Луну большой экипаж (3-4 человека) прямым пуском.
По своей грузоподъемности она примерно соответствовала самым смелым планам по модернизации Н-1. А зачем доводить сначала Н-1, потом её модернезировать, если сразу можно создать более мощную ракету?
Так что была бы машина не только для Луны, но в случае нужды и для Марса. Имея такую ракету, после первых посадок на Луну можно было сразу приступать к развертыванию лунной базы - то есть качественно обскакать американцев.
Ракета в 10000 т со 112 двигателями на первой ступени? Это не УР-700, это покруче будет. Как минимум, это старт в два УКСС. А УКСС - это что-то. Затраты только на старт превысили бы стоимость всей программы Н1. А МИК, а установщик? Ради базы на Луне, которую в общем-то удавалось сделать и на Н1 по проекту Л3М?
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

ratte07

ЦитироватьТакая ракета - это фактически усиленный Вулкан, который мы могли получить ещё в конце 60-ых.
Наземная инфраструктура не была бы готова минимум до середины 70-х годов.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

ratte07

По сути отказ от водорода на Н1 для экономии сроков создания никакой экономии не дал. И водородные двигатели были почти готовы на момент закрытия программы, т.е. до первого удачного полета базовой ракеты. Аналогично и отказ от ТТУ на Буране никак не повлиял на сроки создания, которые получились больше плановых. Когда еще отрабатывать новые технологии, если не в таких программах? А Р-56 - это желание быстро сделать из готового.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Bell

Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

ratte07

ЦитироватьНу вобщем-то готового там было мало ;)
На 1965 г. РД-253 можно считать готовым по сравнению с НК-15 и тем более Д-57. На начало работ гептильные двигатели представлялись менее проблемными.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Bell

А техпредложение по Р-56 было в 1960-м, т.е. за 5 лет до того как. Ну да ладно, это уже детали и мелочи.

В целом конечно это был консервативный проект, на основе освоенных технологий, с меньшей степенью новизны и рисков. Согласен полностью.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

AceIce

Всё это хорошо, господа и товарищи, но оценивая и УР-700/900, и Р-56, меня лично всегда эээ... как бы это сказать помягче... напрягало большое количество гептила. Очень большое. Я бы даже сказал огромное. Я думаю, что если бы не было трагедии 24 октября 1961 года, то возможно, военно-политическое руководство Страны Советов могло рискнуть и предпочесть какой-либо из вышеуказанных проектов... Меньше бы аргументов было бы и у Королёва при критике гептиловых двигателей... Вообщем, ау, любители альтернативной космической истории! Классная тема для романа, сам бы написал, да зачем у профи хлеб отнимать.
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Старый

ЦитироватьВсё это хорошо, господа и товарищи, но оценивая и УР-700/900, и Р-56, меня лично всегда эээ... как бы это сказать помягче... напрягало большое количество гептила. Очень большое. Я бы даже сказал огромное. Я думаю, что если бы не было трагедии 24 октября 1961 года, то возможно, военно-политическое руководство Страны Советов могло рискнуть и предпочесть какой-либо из вышеуказанных проектов... Меньше бы аргументов было бы и у Королёва при критике гептиловых двигателей...
Но дело в том что в той трагедии гептил был совершенно не при чём. И поэтому не мог быть аргументом.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

AceIce

ЦитироватьНо дело в том что в той трагедии гептил был совершенно не при чём. И поэтому не мог быть аргументом.

Я не оспариваю того факта, что авария Р-16 была обусловлена конструктивным дефектом 2 ступени, а вовсе не гептилом. Вопрос в том, что огромное количество жертв было именно из-за токсичности топлива. Полагаю, что если бы в аналогичной ситуации рванула Р-9, то жертв было бы меньше. К тому же сам факт масштабной трагедии с янгелевской ракетой и определил предвзятое отношение к проекту Р-56. Во всяком случае, "в уме" эту трагедию при оценку "в высоких кругах" наверняка держали.

Кстати, Старый, а Вы не объясните почему считаете  проект УР-700/900, "неправильным", из-за которого даже хотите диплом у Челомея отнять. Есть ли где-либо обоснованная критика этого проекта квалифицированными инженерами, окромя Вашей?
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Bell

Цитировать
ЦитироватьНо дело в том что в той трагедии гептил был совершенно не при чём. И поэтому не мог быть аргументом.

Я не оспариваю того факта, что авария Р-16 была обусловлена конструктивным дефектом 2 ступени, а вовсе не гептилом. Вопрос в том, что огромное количество жертв было именно из-за токсичности топлива. Полагаю, что если бы в аналогичной ситуации рванула Р-9, то жертв было бы меньше. К тому же сам факт масштабной трагедии с янгелевской ракетой и определил предвзятое отношение к проекту Р-56. Во всяком случае, "в уме" эту трагедию при оценку "в высоких кругах" наверняка держали.
Рванула Р-9 и начали делать намного больший Протон  :lol:

Не менее огромное количество жертв было и при взрыве керосиновой семерки...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость