Арктика тает

Автор Liss, 03.09.2007 23:22:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

http://eco.rian.ru/weather/20110117/322705632.html
ЦитироватьВ считающемся "полюсом холода" Оймяконе установлен рекорд тепла[/size]
14:24 17/01/2011

МОСКВА, 17 янв - РИА Новости. Синоптики зарегистрировали в воскресенье минус 25,2 градуса мороза в якутском Оймяконе, который наряду с якутским Верхоянском считается полюсом холода северного полушария Земли, эта температура стала здесь новым рекордом тепла для 16 января, сообщил в понедельник сайт "Метеоновости".

"Оймякон под напором океанического тепла потерял в очередной раз за эту зиму статус самого холодного места северного полушария. В прошедшее воскресенье там было аномально тепло - минус 25,2 градуса, такая "высокая" температура стала новым абсолютным максимумом для 16 января. Прежний максимум этого дня держался с 1977 года, он составлял ровно минус 30 градусов", - говорится в сообщении.

По данным сайта, причиной потепления стал южный циклон из Японии, потеснивший холодный антициклон в Якутии. На северо-востоке и востоке региона температура воздуха местами выше нормы для середины января на 16-18 градусов, добавляют "Метеоновости".

http://eco.rian.ru/ecocartoon/20110117/322780945.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьАрктика: климатический маятник запущен[/size]
http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2011/Arctic-Kokorin?printerfriendly=yes%27

Арктика – единственный на планете регион, в котором климатические изменения проявляются заметнее всего. И их характер начинает вызывать тревогу не только у ученых и специалистов, но и у местных жителей – коренных народов Севера. Об рассказал координатор программы WWF «Климат и энергетика» Алексей Кокорин. Лина Зернова, 17/01-2011

Температура ползет вверх

– Алексей, как известно, Арктика оказалась самой чувствительной к глобальному потеплению территорией...

– Действительно, повышение температуры на сегодняшний день здесь вдвое превышает общемировое. Прогноз таков: к середине XXI столетия температура воздуха зимой над Арктическим бассейном может повыситься на 3-8 °С, в то время как общемировая температура – до 1-2 °С.

 

Тают льды

Из-за потепления тают полярные льды – их уже намного меньше, чем было в 30-40-е годы прошлого века. В 2007 году зафиксирован абсолютный минимум летних – сентябрьских – льдов: 4,2 млн км2 вместо примерно 6 млн км2, отмеченных в предыдущие минимумы. Согласно прогнозу, к середине нынешнего  века площадь, занятая льдами в сентябре, сократится более чем наполовину.

– Истончается и сам ледяной панцирь?

– Да, толщина льда постепенно уменьшается. Такая ситуация наводит ученых на мысль, что Арктика тает «снизу». Во-первых, из-за большего заноса тепла водами Атлантики и Тихого океана, а во-вторых, из-за более длинного периода летне-осеннего прогрева воды, когда льда нет и солнце хорошо прогревает воду.

В последние шесть лет зарегистрированы самые низкие в истории максимальные толщины арктического зимнего ледяного покрова. А согласно спутниковым данным, средняя толщина зимнего ледяного покрова в Арктике в 2005 и 2006 годах составляла 2,74 м, что значительно меньше показателей, зафиксированных в 1980-е годы. Прогнозы говорят, что льда в Арктике будет становиться все меньше и меньше, но полярная область не откроется.

Как подчеркивается в Оценочном докладе об изменении климата Росгидромета, в целом в Арктике вероятно увеличение числа айсбергов и дрейфа полей многолетнего льда на путь прохождения судов.

– Влияет ли столь интенсивное таяние на уровень Мирового океана?

– Согласно современному прогнозу, за XXI век уровень моря поднимется примерно на 1 метр, причем половину этого ему обеспечат именно более быстрое таяние и разрушение полярных ледников. Увы, для этого уже есть все основания: уже сегодня Гренландия ежегодно теряет 250-300 км3 льда, что в 2 раза больше, чем в 1960-1990-е годы.

 

Рушится инфраструктура

– Арктика – не только зона вечных льдов и снегов, но и вечной мерзлоты...

– В центральной части Якутии с конца 1970-х годов среднегодовая температура воздуха увеличилась на 2,5 °С. Увеличение температуры грунтов обнаружено даже на значительных глубинах. Из-за таяния вечной мерзлоты начинается разрушение инфраструктуры Севера – канализационных сооружений, дорог, мостов, взлетно-посадочных полос аэродромов, нефтепроводов, зданий. Не так давно в поселке Черский, что в верхнем течении реки Колымы, обрушился жилой дом – под его фундаментом оттаяла многолетняя мерзлота. В Якутске из-за просадок мерзлого грунта за последние 30 лет серьезные повреждения получили более 300 сооружений.

 

Теряются территории

– Правда ли, что за счет потепления Россия несет в Арктике территориальные потери?

– Берега в Арктике всегда размывало. Недаром есть старое сибирское слово «едомы» – острова, которые «съедает» море. Проблема в том, что сейчас «едомыми» стало гораздо больше берегов, причем «аппетит» моря резко усилился. Это следствие сокращения площади морских льдов. Потепление ведет к более глубокому протаиванию многолетнемерзлых пород, особенно там, где они содержат много льда. А открытая вода приводит к росту числа штормов – главных разрушителей берегов.

В последние 10 лет в море Лаптевых скорость разрушения берегов в 1,5-2 раза превышает среднемноголетнюю норму. Морские берега, где породы содержат лед, а это более трети побережья Восточной Сибири, сейчас отступают со скоростью от 0,5 до 25 м в год. Отмечены разрушения домов, кладбищ, геодезических знаков, навигационных и других береговых объектов.

Ежегодно в Восточной Сибири Россия теряет более 10 км2 прибрежной суши, а по всему побережью Арктики – до 30 км. Кроме того, происходит быстрое развитие оврагов, оползней и провалов. Эти процессы очень опасны для инфраструктуры, поскольку быстро распространяются вглубь суши.


 

Страдают люди и олени

– Коренные жители Арктики – северные народы – за многие тысячелетия приспособились к экстремальным условиям жизни...

– Но и они испытывают трудности. Чукчи утверждают, что участились штормы, метели, дожди, погода стала более сырой и ветреной. Все активнее проникают на Север респираторные инфекции, к которым северные народы не имеют иммунитета. От простого гриппа люди могут умереть.

Появляются и новые болезни. Наглядным примером стало распространение на севере Канады тропического заболевания – лихорадки Западного Нила. Через инфицированных птиц, млекопитающих, включая людей, вирус передается комарами. На восточном побережье Северной Америки он был впервые выявлен в 1999 году, но сейчас уже достиг Аляски и Арк­тического побережья. Важнейшим фактором явилось изменение климата и наличие адаптировавшихся к погоде носителей болезней.

Северные олени кочуют зимой на юг, спасаясь от холодов, а летом – на побережье океана, подальше от гнуса. Более теплая и ветреная погода для животных – благоприятный фактор. Гораздо опаснее резкие заморозки после весенних оттепелей, когда образуется ледяная корка и животные не могут достать корм из-под снега. Такие явления участились с изменением климата. На Шпицбергене, например, это однажды привело к гибели более 70% популяции оленей. Возникают проблемы и с перегоном стад из-за более позднего ледостава и слабого льда на реках. Уже сейчас это серьезная проблема на Кольском полуострове.

 

Популяция белого медведя под угрозой

– Алексей, не могу не задать вопрос о белых медведях – специалисты предупреждают об их возможном исчезновении...

– Жизнь белых медведей зависит от морского льда: во льдах они охотятся на тюленей. В Чукотском и Восточно-Сибирском морях в последние годы медведи регулярно оказываются отрезанными от ледяных полей (и от тюленей) сотнями километров чистой воды. Одни животные успевают уйти вслед за льдами, а другие пытаются плыть, и часть их погибает во время штормов. Но многие остаются на суше и бродят у прибрежных поселков в поисках пищи, что тоже опасно для их жизни.

– Браконьерство?

– Конечно. Популяция белого медведя находится сейчас под угрозой. По оценке ученых, изменение климата приведет к тому, что в последующие 50 лет мировая популяция животного сократится на 30-70%.

 

Климатический маятник

– Изменения, происходящие в Арктике, не могут не сказаться на ситуации в других регионах Земли...

– Арктику нередко называют «кухней погоды», поскольку климатические изменения, происходящие на макушке Земли, во многом определяют и изменения климата на планете. Между температурами на полюсах холода и на материках существует положительная обратная связь: разбалансировка климата на полюсах вызывает тот же процесс в других точках земного шара, что в свою очередь стимулирует «раскачку» климата Арктики и Антарктиды. По сути, запущен смертельно опасный своего рода климатический маятник, не считаться с фактом наличия которого человечество не может.

– И все-таки – как доказать, что в этом виновен человек?

– В последнее тысячелетие климат в Арктике, как и везде, определяется комбинацией солнечной и вулканической активности. И только в последние десятилетия к этим факторам прибавилось антропогенное влияние. С помощью «обычных» данных о температуре Арктики его выделить нельзя: важно сопоставление данных о температуре тропосферы и стратосферы. Уже более 40 лет нижняя стратосфера охлаждается – «пленка» парниковых газов под ней стала толще.

 Мировому сообществу нельзя ни на миг приостанавливать переговоры о сокращении выбросов парниковых газов. На сегодняшний день – это единственный эффективный механизм стабилизации климатического процесса на планете.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьПресс-релиз
http://www.aari.nw.ru/docs/press_release/2011/20110114_vostok.html   
14.01.2011 г.    Российские ответы на замечания международного антарктического сообщества по проекту проникновения в подледниковое озеро Восток
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьПресс-релиз
http://www.aari.ru/docs/press_release/2011/20110127_vostok.html   
27.01.2011 г.    
У ПОРОГА ПРОНИКНОВЕНИЯ В ОЗЕРО ВОСТОК
[/size]
Пресс-служба ААНИИ
27 января 2011 г.

В период с 19 по 26 января с.г. специалистами бурового отряда станции Восток было выполнено 24 буровых рейса, получено 13 метров ледяного керна в интервале глубин 3696 – 3709 м. Среднесуточная скорость проходки бурового снаряда была увеличена с 1,6 м/сутки до 1,9 м/сутки. Понижение скорости бурения, которая обозначилась за последние две недели, объясняется повышением температуры льда по мере приближения к его нижней границе у водной поверхности озера. В результате, мелкодисперсные частицы ледяного шлама (ледяная стружка, образованная в результате резания льда коронкой бурового снаряда), находящиеся при температуре близкой к точке плавления, попадая в высокотурбулентный поток заливочной жидкости в кольцевом зазоре между керном и внешней поверхностью колонковой трубы бурового снаряда, слипаются между собой. Это приводит к преждевременному «зашламованию» коронки, несмотря на сохранение циркуляции заливочной жидкости. В качестве повседневной аналогии данного физического процесса в скважине, можно привести эффект слипания мокрого снега на городских тротуарах в период оттепелей, который значительно более трудоемок при уборке, нежели удаление снега при морозной погоде. Согласно рекомендациям по производству геологоразведочного бурения скважин в горных породах, концентрация шлама в промывочной жидкости должна составлять менее 5% для обеспечения нормального выноса его на поверхность. При бурении льда на станции Восток концентрация ледяного шлама составляет менее 2%. Как показывает практика, эта величина оказывается недостаточной для достижения эффективного результата бурения. Комки шлама не дают возможности эффективному вращательному движению буровой коронки, на которой установлены резцы бурового снаряда. Для удаления шлама из зазора между резцами применяется обмыв заливочной жидкостью с помощью специального насоса. К сожалению, установочная производительность – 30-40 л/мин используемого насоса, оказалась явно недостаточной для достижения необходимого результата. Сотрудниками отряда была увеличена данная техническая характеристика насоса, обеспечивающего циркуляцию заливочной жидкости у буровой коронки до 70 л/мин, что и дало некоторое увеличение среднесуточной скорости бурения. В перспективе возможна некая техническая реконструкция работы этого насоса с повышением его производительности до 220 л/мин. Однако, для этого требуется остановка процесса бурения льда и значительные временные затраты на выполнение этой работы.

Очевидно, что технические возможности использования электромеханического бурового снаряда в глубокой скважине 5Г-2 почти полностью исчерпаны и, в связи с этим, требуется осуществить переход бурения с использованием теплового снаряда. Напомним, что именно такой подход предполагался авторами технологии экологически чистого проникновения в водный слой озера в разработанном ими проекте. Предусматривалось, что подобная процедура будет выполнена приблизительно в 20-30 м от нижней кромки льда. Фактические результаты бурения свидетельствуют о том, что этот переход следует осуществить несколько ранее. В любом случае в настоящее время требуется остановить бурение льда и выполнить определенные технологические процедуры. К ним относятся:

    * определение вертикальной структуры плотности заливочной жидкости по всему стволу скважины;
    * измерение величины давления заливочной жидкости на забое скважины, находящейся на глубине 3709 м;
    * доставка фреона F141В, используемого в качестве утяжелителя керосина на различные участки вертикального столба заливочной жидкости в стволе скважины, где обнаружены пониженные значения плотности заливочной жидкости;
    * повторный замер вертикального распределения плотности заливочной жидкости по всему стволу скважины и измерение величины давления этой жидкости на забое скважины;
    * выполнение кавернометрии (измерение величины изменения диаметра ствола скважины) на участке, пробуренном в январе 2011г. в интервале глубин 3650-3709 м;
    * разбуривание наиболее узких участков ствола скважины буровой коронкой увеличенного от стандарта (138 мм) диаметра буровой коронки;
    * тестирование теплового бурового снаряда в натурных условиях;
    * модификация производительности промывочного насоса электромеханического бурового снаряда.

Указанные технологические процедуры предполагается выполнить в период с 26 по 30 января, после чего продолжить бурение модифицированным электромеханическим буровым снарядом с увеличенной производительностью промывочного насоса. Доставка фреона на различные участки вертикального распределения заливочной жидкости требуется в связи с тем, что с начала буровых операций (2 января) в скважину было долито 2400л чистого авиа-керосина JET-1.Это было связано с тем, что при выполнении бурения новых 59 м ледяного керна, объем скважины 5Г-2 увеличился примерно на 900л. Кроме того, с каждым подъемом бурового снаряда кабель-тросом буровой лебедки из скважины удаляется около 20л заливочной жидкости. В связи с этим пополнение объема заливочной жидкости с плотностью равной плотности льда (0.91г/см
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьНАСА увеличивает группировку климатологических спутников[/size]
http://science.compulenta.ru/587157/
NASA | The Road to Glory  - http://www.youtube.com/watch?v=K3Pzvwx73cI&feature=player_embedded
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьИсследованиями глобального потепления займется группировка спутников[/size]
http://rnd.cnews.ru/natur_science/news/line/index_science.shtml?2011/01/27/425037
23 февраля по плану NASA на орбиту выйдет спутник Glory, чтобы присоединиться к орбитальной группировке A-Train. Сегодня эта американо-французская группировка состоит из четырех спутников, запущенных в 2002 – 2006 годах с целью формирования трехмерной картины земной поверхности и атмосферы. Все спутники летают в непосредственной близости друг от друга и выполняют общие задачи, что делает их первой в мире "суперобсерваторией".

Спутник Glory предназначен для изучения влияния аэрозолей на климат Земли и продолжения исследований солнечной энергии. Эти измерения помогут повысить точность климатических моделей.

"Высокоточные данные от Glory в сочетании с наблюдениями остальной части A-Train позволят исследователям лучше предсказывать будущий климат", – сказала Джой Бреттхауэр (Joy Bretthauer), руководитель программы Glory.


Группировка спутников, работающих "бок о бок" позволит уточнить наше понимание причин изменения климата на Земле

Один из научных приборов, установленных на спутнике, предназначен для записи данных о колебаниях солнечного излучения – этот мониторинг ведется уже 32 года. Понимание того, сколько солнечной энергии достигает Земли, важно, потому что излучение может влиять на климат в долгосрочной перспективе, говорят ученые.

"Краткосрочные колебания могут быть значительными, но они не так сильно влияют на климат, как продолжительные, – говорит Грег Копп (Greg Kopp) из Университета Колорадо. – Климат не может быстро на них реагировать. Мы хотели бы проанализировать влияние Солнца течение длительного периода. Это больше имеет отношение к изменению климата на Земле".

Майкл Мищенко (Michael Mishchenko), ученый из проекта Glory, рассказал, что новый прибор заменит аналогичный инструмент на орбите и что он более точный, чем его предшественник.

Второй прибор на борту Glory предназначен для изучения крошечных частиц-аэрозолей, которые также влияют на климат Земли.

Различные типы аэрозолей ведут себя по-разному в атмосфере. Некоторые отражают солнечный свет, что приводит к охлаждению окружающей среды, в то время как другие поглощают тепло от солнца, приводя к потеплению. Кроме того, аэрозоли влияют на климат косвенно, путем воздействия на поведение облаков и характер осадков.

"В связи важной ролью, которую играют аэрозоли в распределении энергии в рамках глобальной климатической системы, мы должны понимать их распределение с очень высокой точностью", – сказал Мищенко.

Ученые считают, что аэрозоли оказывают на климат примерно такое же влияние, что и парниковые газы, но пока оценка этого влияния содержит большую погрешность. Прибор на Glory будет измерять, как аэрозольные частицы в атмосфере отражают или поглощают свет. В сочетании с измерениями, которые проводит спутник CALIPSO – будущий сосед Glory по группировке A-Train, эти данные позволят ученым понять, как различные типы аэрозолей распределены по всем слоям атмосферы.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать1. Планета устала и перегрелась
Доказано потепление климата Земли
2011-01-29
http://www.ng.ru/ecology/2011-01-29/100_planet.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьУникальное озеро Восток в Антарктиде[/size]
Озеро Восток в Антарктиде, скрытое под четырехкилометровой толщей льда, является уникальной водной экосистемой, изолированной от земной атмосферы и поверхностной биосферы на протяжении миллионов лет.
http://www.rian.ru/infografika/20110201/328989174.html
Цитировать...."Все необходимые технологические операции были выполнены. Бурение было возобновлено 31 января. По данным на утро вторника, глубина скважины составила 3 тысячи 711,2 м", - сказал собеседник.

Таким образом, глубина скважины увеличилась еще более чем на два метра, поскольку к моменту приостановки бурения она составляла 3 тысячи 709 м. До вод реликтового озера остается, предположительно, около 50 м (глубина его залегания известна с точностью плюс-минус 20 м).

Бурение будет продолжаться до конца сезона на станции "Восток" - до 6 или 7 февраля, когда с "Востока" на станцию "Прогресс" вылетит последний самолет ВТ-67.


Глубокое бурение в районе станции Восток в Антарктиде началось в 1970-х гг., когда о существовании озера еще не было известно, изначально целью ученых были палеоклиматические исследования. В 1996 г. российские специалисты при содействии британских ученых открыли в толще антарктического озеро, которое является одним из крупнейших на планете пресных водоемов. Впоследствии ученые получили данные о размере и форме озера, толщине ледникового покрова, а также о подводном рельефе и осадочных отложениях методом радио- и сейсмозондирования.

В 1998 г. глубокое бурение скважины над озером было приостановлено, когда до реликтовых вод озера оставалось около 130 м льда. Тогда международное сообщество попросило не проникать в водный слой озера до момента появления специальной технологии, сводящей к минимуму его возможное загрязнение.

Такая технология была разработана в петербургском Горном институте, и в 2003 г., в ходе 26-го консультативного совещания по договору об Антарктике, международное сообщество согласилось с российскими предложениями. Работы по глубокому бурению были возобновлены в 2005 г.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьДно озера Восток в Антарктиде может быть "горячим", считают ученые[/size]
© РИА Новости. Александр Соловский
17:33 02/02/2011 http://eco.rian.ru/discovery/20110202/329507986.html

С.-ПЕТЕРБУРГ, 2 фев - РИА Новости. На дне подледникового озера Восток в Антарктиде могут существовать, или могли существовать в прошлом, горячие источники, сказал журналистам руководитель Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Валерий Лукин.

Озеро Восток в Антарктиде, скрытое под четырехкилометровой толщей льда, является уникальной водной экосистемой, изолированной от земной атмосферы и поверхностной биосферы на протяжении миллионов лет. Изучение ледового керна из скважины и предстоящее изучение озера играет огромную роль в построении сценария естественных изменений климата в ближайшие тысячелетия.

"Были обнаружены (в образцах льда) три молекулы ДНК бактерий-термофилов. Эти бактерии были обнаружены ранее в горячих источниках Йеллоустонского национального парка, в источниках на северных японских островах, и в подводных курильщиках Срединно-Атлантического хребта", - сказал Лукин в кулуарах мини-конференции в Петербурге, посвященной проблемам астробиологии, организованной фондом "Династия" и британским консульством в северной столице.

По словам ученого, эти бактерии живут при температуре плюс 60 градусов и выше.

"Это говорит о том, что на дне озера существует геотермальная активность. То есть когда-то, может быть давно, существовали мощные выбросы (воды), которые достигали верхних слоев льда, и там замерзали", - сказал глава РАЭ.

Вместе с тем, он подчеркнул, что пока ученым совершенно неизвестен характер дна озера. Лукин рассказал, что российские специалисты уже разработали аппаратуру, которая позволит проникнуть в глубины озера и взять пробы со дна, не нарушая при этом его чистоту.

"Уже созданы инструменты, не просто сконструированы, но уже созданы, и вот на следующий год мы будем их испытывать", - сказал Лукин.

Вместе с тем, он отказался говорить о принципах действия этих механизмов, сославшись на необходимость получить патенты.

Отвечая на вопрос о возможных сроках проникновения в озеро, Лукин отказался строить прогнозы, сославшись на неопределенность данных о глубине верхней границы озера.

"Мы не знаем, сколько осталось, ни один человек в мире не знает, сколько осталось. Измеренная толщина ледника - 3 тысячи 750 метров плюс-минус 20 метров. То есть она (граница) может быть на глубине 3 тысячи 730 метров, а может 3 тысячи 770 метров", - сказал ученый.

В настоящее время буровой снаряд находится на глубине около 3 тысяч 711 метров, однако у ученых остается очень мало времени до конца сезона - уже 6-7 февраля с "Востока" на станцию "Прогресс" вылетит последний самолет. "Ни одна авиационная техника в мире не летает при температуре минус 50 градусов. Даже из космоса можно эвакуировать, а из Антарктиды нельзя - не работает ни одна гидравлическая система", - пояснил Лукин.


По словам Лукина, сейчас скорость бурения составляет 2,2 метра в сутки, и это означает, что еще остается вероятность успеть проникнуть в озеро.

Он отметил, что оставаться на зимовку команде бурильщиков не имеет смысла, поскольку если в марте, например, удастся проникнуть в озеро, это будет означать, что команда будет вынуждена оставаться на станции до декабря 2011 года.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьОзеро Восток в Антарктиде еще год будет хранить свои тайны[/size]
07.02.2011 08:05 http://www.fontanka.ru/2011/02/06/035/

Буровые операции на озере Восток в Антарктиде будут приостановлены до декабря текущего года, сообщили в пресс-службе Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).

7 февраля личный состав бурового отряда вылетает на заключительном рейсе самолета DC BТ-67 Bassler со станции Восток на станцию Прогресс для последующей посадки на борт научно-экспедиционного судна "Академик Федоров", - говорится в сообщении. Ожидается, что судно прибудет в порт Кейптауна 20 февраля, и уже 22 числа сотрудники отряда вылетят в Петербург.

Предполагается, что работы по проникновению в озеро Восток будут возобновлены в декабре 2011 года.


В ААНИИ рассчитывали, что в январе 2011 года российским полярникам удастся проникнуть в подледниковый слой озера Восток в Антарктиде и взять пробы для научных исследований. Анализы проб будут производиться в новой лаборатории ААНИИ в Петербурге.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать«Снежный дракон» на северном морском пути[/size]
Реанимирует ли Россия свой арктический транспортный коридор?[/size]

2 февраля 2011, 18:08 [«Аргументы Недели», Надежда Попова ]

«Снежный дракон» на северном морском пути

Люди старшего поколения, несомненно, помнят великолепный роман Вениамина Каверина «Два капитана». В нем один из героев – Саня Григорьев – взахлеб читал новости о продвижении по Северному морскому пути ледокольного парохода «Александр Сибиряков». Экспедицию возглавлял знаменитый полярный исследователь Отто Шмидт. Пароход прошел Северный морской путь от устья Северной Двины до Берингова пролива за два месяца и пять дней. Именно эта экспедиция сыграла огромную роль в освоении Севморпути. С середины 30-х годов ХХ века северная трасса Мурманск – Владивосток начала работать по расписанию. Мурманск, таким образом, стал «воротами» в Арктику.

Севморпуть не прекращал своей деятельности даже в годы Отечественной войны. В августе 1942-го гитлеровцы пытались разорвать Севморпуть в районе Диксона. Не получилось.

 Но в лихие 90-е годы путь, в который был вложен самоотверженный труд не одного поколения, начал приходить в упадок. И за 20 минувших лет от него мало что осталось: сегодня работает лишь небольшой сегмент от Мурманска до Диксона.

Экономия –  миллион «зеленых»

Меж тем в России много говорят о модернизации. Но миллиарды народных рублей вкладываются в весьма сомнительные проекты. В частности, в плавучие атомные станции. Эти бы миллиарды – и на реанимацию Северного морского пути, да в парк ледокольного флота, из которого не сегодня-завтра начнут выводить старые ледоколы. Вот это была бы истинная модернизация. Тем более что в Арктике сосредоточены не только гигантские запасы нефти и газа. А ключ ко всем этим богатствам и есть Северный морской путь.

Это очень хорошо понимают многие приарктические страны, которые пытаются перетянуть арктическое «одеяло» на себя. На Севморпуть уже положили глаз и совсем не «арктические» Китай и Южная Корея. Эти страны ударными темпами строят современные ледоколы. С чего бы такая прыть? Во-первых, всем надоели сомалийские пираты: они продолжают брать в заложники сухогрузы и тунцеловы. А путь по Севморпути не только безопаснее, а еще и короче. Судите сами: расстояние от Мурманска до Шанхая по Севморпути можно пройти за 22 дня, а через Суэцкий канал – только за 42. Экономия на топливе составляет почти 1 млн. долларов. И еще в Арктике началось потепление, и «полынья» становится все шире и шире. Вскоре, по прогнозам гляциологов, по Севморпути можно будет ходить на яхте под парусом.

    Заметки на полях

    «Нигде так не проявляются величие человека, его мужество, его героизм, как на Севере».

    Иван Папанин, полярный исследователь

    «Невозможно представить, что перегруженная планета будет и дальше спокойно терпеть запущенную неосвоенность российских пространств. Нашей правящей олигархии, утонувшей во внутренних интригах, ничтожных расчетах и жадном обогащении, необходимо хоть когда-нибудь поднять глаза на эти божьи просторы несказанной красоты, души и богатств, которые по несчастному року достались в их вредительное владение».

    Александр Солженицын, «Россия в обвале»

«Ледовый апокалипсис», или Финики на Чукотке

В Арктике под парусом? Фантастика? Или просто сказки? Но на книжных прилавках можно найти книгу климатолога Николая Жарвина «Ледовый апокалипсис». Автор утверждает: глобальные изменения климата наступят не через 100–200 лет, как предсказывали большинство ученых, а уже в ближайшее время. Ледник может накрыть Мурманск, Калининград, Гамбург, Бостон и Чикаго. В Париж придут сибирские морозы. А как же глобальное потепление? По Жарвину, грядущие катаклизмы именно с ним и связаны. Земля за миллионы лет пережила несколько ледниковых эпох, между которыми были теплые периоды. По теории исследователя, за «реле», переключающее климат то на холод, то на тепло, отвечает ледовый щит Гренландии. За время ледникового периода он становится слишком тяжелым, и земная кора под ним прогибается. А теплое течение Гольфстрим течет на северо-восток, в Баренцево море.

Как это происходит сегодня? Благодаря теплым водам Гольфстрима Европа потихоньку оттаивает. Но от тепла начинает таять и лед Гренландии. И когда он совсем истончится, земная кора поднимется и океанские течения опять сменят маршруты. Гольфстрим повернет к Африке, оставив Старый Свет без обогрева, а вместо него в Северный Ледовитый океан с востока устремится теплое тихоокеанское течение Куросио. И тогда во Владивостоке заколосятся пальмы, влажные субтропики заполонят Якутию и Камчатку.

Но пусть все эти сказки не отвлекают нас от Северного морского пути. Мы вряд ли расстанемся с валенками и шапками-ушанками. И для будущей счастливой жизни огромной России нужно готовить не парусники и пляжные зонтики, а новые атомные ледоколы.

«Интеллектуальные рабы»

– Судьба этого региона России очень драматична, – считал доктор географических наук, почетный полярник Григорий Агранат (ныне покойный). – Регион оказался наиболее чувствительным к ударам реформ. Перевозки по Северному морскому пути уменьшились с 7 до 1,5 миллиона тонн. Полярная авиация ликвидирована, число научных обсерваторий и наблюдательных станций сократилось в несколько раз. Атомный ледокольный флот через пять лет выработает свой технический ресурс. И страховые компании запретят судам выход в море.

 Заинтересованные в Северном морском пути как международной транзитной магистрали норвежцы, шведы, финны, японцы и китайцы пытаются захватить инициативу в свои руки. Возникают совсем уж неприличные ситуации. Норвегия при участии Японии и России трудилась над программой комплексного изучения Северного морского пути. Российские специалисты составили наиболее квалифицированную часть исследователей. По итогам были опубликованы десятки исследований. Однако они были изданы только на английском языке.

Значительная часть исследований Северного Ледовитого океана сегодня выполняется российскими учеными на иностранные деньги. Как писал Григорий Агранат, мы давно стали в Арктике «интеллектуальными рабами».

Наверное, пришло время в корне менять ситуацию.

Персидский залив или сундуки Арктики?

- Арктика – кладовая сырья, содержащая около 25% мирового запаса углеводородов и других полезных ископаемых, – рассказывает «АН» доктор географических наук Владимир Дроздов. – По подсчетам Министерства природных ресурсов и экологии, российская арктическая территория может содержать до 586 миллиардов баррелей нефти (нефтяные запасы Саудовской Аравии составляют 260 миллиардов баррелей. – «АН»). Еще в Арктике есть крупные залежи угля, никеля, меди, свинца, цинка, золота, алмазов и титана. И огромная часть этих запасов находится на российских шельфах.

До начала XXI в. приарктические страны не проявляли интереса к геологоразведке в этом регионе. Но с появлением прогнозов о грядущем потеплении все большее число стран начали столбить участки на ледовом Клондайке. И стратегические интересы некоторых из них уже давно переориентировались с зоны Персидского залива на Арктику. Об этом необходимо помнить.

Интернационализация Севморпути

Из-за того что Россия махнула рукой на Севморпуть, страны Запада все чаще ставят вопрос об интернационализации пути.

Еще летом 1940 г., когда на Севморпути была осуществлена проводка каравана германских торговых кораблей в Японию, официальный Берлин обратился к Москве с предложением создать трехстороннюю компанию по эксплуатации Севморпути. Москва отказалась. Потом такую же идею выдвигали Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. Лондону и Вашингтону тоже было отказано.

Но нынешние арктические соседи России намерены внести в Комитет ООН по морскому праву предложения по интернационализации Северного морского пути. К слову, до начала XX в. США, Канада, Норвегия и Дания осваивали только побережье Северного Ледовитого океана. Но когда выяснилось, что Арктика – это сырьевая кладовая, эти страны резво включились в борьбу за сырьевые ресурсы.

 Вооруженные силы Канады провели в северных прибрежных районах военные учения «Нанук2009». Учения были нацелены на то, чтобы заявить, что Арктика – это важная составная часть Канады, и присутствие Канады, включая военное, будет постоянно наращиваться. Объявила Канада и о планах создания к 2012 г. арктических военно-морских сил, включающих восемь боевых кораблей ледового класса. От Страны кленового листа не отстают и США. На Аляске уже размещены 24 тыс. военнослужащих. США собираются расконсервировать тяжелый арктический ледокол «Полярная звезда». Правительство Дании одобрило план создания в 2011–2014 гг. объединенного Арктического военного командования, развертывание военной базы на севере Гренландии, а также формирование Арктической группировки сил реагирования.

А что же Россия? Мы продолжаем лишь говорить о важности региона. И о возможностях Северного морского пути. Но от слов никак не можем перейти к делу.

    Информация к размышлению

    Россия – единственная из приарктических держав, у которой нет министерства Севера.

Заработает ли система «Поларнет»?

«Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» правительство РФ разработало несколько лет назад. Документ подписал Дм. Медведев. Что должно быть обеспечено на первом этапе (2008–2010 гг.)?

Что сделано за два года? Это обсудили в начале декабря 2010 г. члены Экспертного совета по Арктике при председателе Совета Федерации. Оказывается, мало что. Сергей Миронов обратил внимание на дальнейшее свертывание градообразующих производств, упадок инфраструктуры, отток населения, сокращение числа полярных станций, плохое состояние ледокольного флота и слабую научную базу.

 И нужно реанимировать не только порты, которые находятся в упадочном состоянии, но и создать спасательную службу с опорным пунктом в Тикси. А работа спасателей невозможна без связи. Со связью в Арктике дела обстоят очень плохо. В 2011–2015 гг. запланировано создание единого информационного пространства Арктической зоны России. Рассматривают и прокладку кабеля по дну арктических морей – систему «Поларнет».

Но когда же начнутся реальные дела?

    Заметки на полях

    «Невозможно представить, что перегруженная планета будет и дальше спокойно терпеть запущенную неосвоенность российских пространств. Нашей правящей олигархии, утонувшей во внутренних интригах, ничтожных расчетах и жадном обогащении, необходимо хоть когда-нибудь поднять глаза на эти божьи просторы несказанной красоты, души и богатств, которые по несчастному року достались в их вредительное владение».

    Александр Солженицын, «Россия в обвале»

Ядерные отходы на Севморпути

Заметим, что работ на трассе Севморпути предстоит очень много. Трасса щедро напичкана всякими разными потенциально опасными подводными объектами. Поэтому МЧС России планирует создать систему специализированных аварийно-спасательных центров в российском секторе Арктики. В зону ответственности войдет и вся трасса Севморпути.

 Недавно в рамках подготовки к расширению движения по Северному морскому пути специалисты МЧС провели в Карском море мониторинг затопленных ядерных реакторов. Из Архангельска вышел морской спасательный буксир «Неотразимый». Он прошел от Архангельска до Анадыря. На Новой Земле экспедиция детально обследовала реакторную сборку и реакторный отсек атомного ледокола «Ленин».

– Состояние объектов в районе Новой Земли опасений не вызывает, – такой вывод сделали специалисты Курчатовского института, которые были в составе экспедиции.

 Участники экспедиции определили места будущих центров МЧС: они расположатся в Архангельске, Салехарде, Дудинке, Тикси, Певеке и Анадыре. Новые подразделения оснастят пожарно-спасательным спецоборудованием, вертолетами со специально подготовленными экипажами, а также судами и катерами.

 Во всяком случае, обещают...

Порт-хаб на Камчатке

Возможности Северного морского пути давно привлекают удаленные регионы России. Вопрос превращения Петропавловска в порт-хаб на Северном морском пути обсуждался недавно на заседании краевого Инвестиционного совета.

 – Да, порт Петропавловска-Камчатского занимает чрезвычайно выгодное географическое положение для того, чтобы стать крупным транспортным узлом на Северном морском пути между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северной Европой, – считает доктор географических наук Владимир Дроздов. – Помимо выгодного географического положения Петропавловский порт имеет целый ряд других преимуществ: удобную незамерзающую бухту и круглогодичную навигацию.

В крае уже создана рабочая группа, которая должна выработать и сформировать предложения по участию Петропавловска-Камчатского в строительстве порта-хаба на Севморпути.

Значит, движение есть. И никакой «Снежный дракон» не должен помешать работе Севморпути.

«Святая Анна» и 130 конвоев

Впервые о промышленном освоении Севера и превращении северных территорий в Северный морской путь еще в 1525 году сказал русский дипломат Дмитрий Герасимов. Освоение Севморпути велось и сибирскими казаками. Но настоящий расцвет для Северного морского пути или, как его называли до ХХ века Северо-Восточного прохода, начался с 1877 года. Именно тогда стали проводиться регулярные Карские экспедиции. В 1879 г. была совершена первая сквозная экспедиция Норденшельда. Для нужд Севера был построен первый российский ледокол «Ермак». Летом 1899 г. адмирал Степан Макаров на «Ермаке» совершил поход в Арктику. В 1912 г. по Северному морскому пути прошли экспедиции Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна» и Владимира Русанова на шхуне «Святой Фока».

 Бурное освоение Арктики продолжилось в двадцатые годы. Успешно проведенные Колымские экспедиции 1923 г. подготовили почву для сквозных рейсов по Севморпути. И чтобы этот путь существовал как единая и надежная транспортная коммуникация, нужна была развитая инфраструктура. В 1932 году было организовано Главное управление Северного морского пути. Для регулярного судоходства по Севморпути были созданы пароходства, полярная авиация и сеть гидрометеостанций. Построены порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения. Ученые, военные и строители вложили немало сил в строительство портов. Использование Севморпути требовало и постоянного изучения гидрографической обстановки в Северном Ледовитом океане. В Арктике были открыты 50 научных и метеорологических станций.

Долголетние вложения в Севморпуть оправдали себя во время Великой Отечественной войны. За четыре года арктической навигации с востока на запад было переведено 130 конвоев. Но в августе 1942 г. немцы попытались разорвать Севморпуть. Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» атаковал порт Диксон. Но атака гитлеровцев была отбита.

В послевоенные годы грузооборот Севморпути увеличился в несколько раз. Но перестройка принесла на Севморпуть плохие времена. Объем перевозок сократился. Народ начал уезжать. Морские пароходства были акционированы. Транспортный флот стал собственностью неких полукриминальных АО. Аварийно-спасательный, гидрографический флот, а также портовые сооружения, как и ледово-информационная система «Север» остались без надлежащего контроля. И сегодня многое развалено. Или разворовано.

Что же надо сделать, чтобы восстановить героический Северный морской путь?

Расчеты Китая

Но Китай не оставляет попыток прорваться в арктический транспортный коридор. Стокгольмский Институт исследования проблем мира недавно опубликовал исследование «Китай готовится к Арктике, свободной ото льда».

«Китай придает все большее значение последствиям таяния льдов в Северном Ледовитом океане в результате изменения климата», – говорится в этом исследовании. В КНР подсчитали, какие экономические выгоды сулит возможность доставки товаров в Европу в обход традиционных торговых путей через Малакский пролив и Суэцкий канал. Оказывается, маршрут из Шанхая до Гамбурга через Северный морской путь на 6400 км короче южного. Еще один плюс Севморпути – стоимость страхования судов, идущих через Аденский залив в Суэцкий канал, за последнее время из-за бурной деятельности пиратов возросла в 10 раз. Кому же захочется нести такие расходы?

Китайцы энергично изучают полярную зону Арктики на ледоколе «Снежный дракон». Они купили это судно у Украины еще в 1993 году. В конце 2010 г. Госсовет КНР решил: у «Снежного дракона» должны появиться «братья и сестры». Новый ледокол сойдет со стапелей уже в 2013 году.

А про новые ледоколы в России вообще ничего не слышно.

Ил-114 встанет на лыжи?

Понимают ли важность проблемы в Министерстве транспорта РФ? Видимо, нет. Иначе новый ледокол у нас давно бы строился.

 Некоторую ясность внес депутат Государственной думы (от Мурманской области) Игорь Чернышенко:

– В утвержденном Госдумой законе «О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 годов» не предусмотрено финансирование строительства нового атомохода ни в текущем, ни в последующих годах. На мой запрос в Минфин и Минтранс получены ответы, что «с учетом проведенной работы по оптимизации бюджетных расходов строительство атомных ледоколов нового поколения в ближайшие годы не предусмотрено».

Игорь Чернышенко полагает, что сегодня перед Арктикой помимо строительства новых ледоколов стоит еще несколько важнейших задач.

– Предстоит провести большую работу по закреплению границ России в Арктике. Огромное значение в урегулировании пограничных споров имеет договор, подписанный в Мурманске в сентябре 2010 года между Россией и Королевством Норвегия о разграничении морских просторов и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Этот договор положил конец почти 40летним спорам между нашими государствами. Далее. Нужно четко определить перечень муниципальных образований, относящихся к Арктической зоне. Для этого следует обозначить южную границу Арктики. Определение этой границы позволит приступить к разработке Федеральной целевой программы по экономическому, социальному и культурному развитию арктических районов. Одна из важнейших проблем – это и освоение богатейших углеводородных запасов как в пределах национальной экономической зоны, так и на континентальном шельфе. Россия должна предпринимать более энергичные усилия по обо­снованию прав на континентальный шельф.

 И еще один пункт не мешало бы добавить. Реанимация полярной авиации. В России уже завершилась разработка среднемагистрального самолета на лыжно-колесном шасси Ил-114. Говорят, что скоро начнутся испытания, связанные с посадкой самолета на лед. Но как сделать так, чтобы и этот пункт не остался прописанным только на бумаге? Ибо что Арктика без ледоколов и самолетов?

Геополитическая благодать

Какой же вывод пора сделать?

– Севморпуть при определенных капиталовложениях может стать для России геополитической благодатью, – полагал полярный исследователь Григорий Агранат.

 Может быть, прислушаемся к мнению известного ученого? И сделаем такой вывод: фактически Севморпуть – это сегодня самый неотложный проект модернизации России. Но понимают ли это чиновники? Похоже, что нет. О возрождении Северного морского пути громко говорят не первый год. А ситуация не меняется. И не получится ли так, что скоро «кардиограмму» Северного морского пути вдоль и поперек начнут утюжить многочисленные «Снежные драконы»? Стройка ледоколов в КНР и Южной Корее идет с космической скоростью. Россия – на точке абсолютного «замерзания». Может быть, пора наконец выйти из долгого летаргического сна?
Адрес страницы: http://www.argumenti.ru/toptheme/n274/92660/
© 2006-2010 Аргументы.ру (http://www.argumenti.ru/)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать03 Февраля 2011 года, 09:36
Мировая популяция гренландских тюленей сократилась за год на 500 тысяч: утонули[/size]


Настоящей катастрофой оказались последние 12 месяцев для мировой популяции гренландских тюленей (или лысунов), пишет АМИ-ТАСС. Как проинформировал британский еженедельник «Санди таймс», в этот период в водах Арктики утонули не менее 500 тысяч детенышей этого вида морских млекопитающих.

Непосредственной причиной гибели тюленей называется глобальное потепление. Дело в том, что первые четыре недели своей жизни детеныши лысунов проводят не в воде, а на льдинах. Последние же стали активно таять в трех главных районах размножения тюленей, - а именно у восточных берегов Гренландии, у побережья полуострова Лабрадор и острова Ньюфаундленд, а также в Белом море. Кроме того, слишком высокие температуры во многих местах не позволили образоваться нагромождениям полярного льда, которые детеныши используют как убежище от штормов и пронизывающего арктического ветра, говорится в сообщении.

По словам куратора по вопросам защиты морских млекопитающих в правительстве Канады Гарри Стенсона, как нынешней, так и прошлой зимой признаки воздействия климатических изменений на среду обитания гренландских тюленей, по сравнению с прежними временами, «выглядят пугающими»: «В этом году зимняя температура воды (в северной части Атлантического, а также в Северном Ледовитом океане) была примерно на 2
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Удержать небо[/size]

Поэт, учёный, гражданин Александр Городницкий: «Вопрос в том, рабы мы или нет»
Это интервью впервые публикуется в России. Оно только что увидело в свет в январском номере русскоязычного журнала «Партнёр», выходящего в Германии. Журналист Борис Вишневский любезно дал согласие на полную публикацию своего разговора с Александром ГОРОДНИЦКИМ в «Псковской губернии», в специальной редакции для нашей газеты.
Цитировать...А для того, чтобы убедиться, что гипотеза о глобальном похолодании справедлива, нашей молодежи надо прожить где-то до 2020-25 года, когда в России может наступить малый ледниковый период. Что касается глобального потепления и борьбы с ним – это прекрасно продуманная афера мирового масштаба.

- Кому же она нужна, на Ваш взгляд? Кто организаторы?

- Те, кто на этом деле сколачивает капитал: как политический, так и вполне реальный, в звонкой монете. Если напугать людей – с ними можно делать все, что угодно. Зачем нужна была уже почти забытая «страшилка» со свиным гриппом? Чтобы нажились компании, которые выпускали против него дорогую сыворотку, и заработали миллиарды. Потом выяснилось, что все это не так, что опасность, мягко говоря, преувеличена – но прибыли уже были получены.

- Помнится, шутили, что метеопрогнозы о небывалых холодах спонсируют производители электрообогревателей. Кто может нажиться на глобальном потеплении – производители кондиционеров?

- Главный инициатор борьбы с последствиями глобального потепления, замечательный политик и общественный деятель Альберт Гор, получил за это Нобелевскую премию. В Америке в результате ввели Global Warming даже в школах. А затем в Киото заключили соглашение об ограничении выбросов углерода – «Киотский протокол». Все это стоит миллиарды долларов! На этом одни компании разорялись – скажем, угледобыващие, а другие наживались. Я был летом 2009 года в Австралии, куда приезжал Гор и запугивал правительство тем, что надо немедленно снизить квоту на добычу угля, а уголь составляет значительную часть экспорта страны. Собираются руководители ведущих держав и обсуждают: что делать, когда поднимется уровень Мирового океана? А ничего не делать, потому что он не поднимется!

- Почему Вы в этом так уверены?

- В результате выбросов углерода в атмосферу возникает «парниковый эффект». Это как в парнике: солнечные лучи проходят, нагревают поверхность, а конвективный теплоперенос от земли ограничен стеклом парника. В данном случае вместо стекла работает углерод, который концентрируется в облаках.

Происходит нагрев поверхности Земли, в результате чего растают льды Арктики, льды Гренландии подохнут белые медведи и так далее. Увеличивается объем Мирового океана, поднимается его уровень, затапливает и уничтожает прибрежные города – Ленинград, Лондон, Нью-Йорк и другие, возникают чудовищные эпидемии из-за заболачивания эстуария, в горах растают все ледники и все пресные реки убегут в моря, кончится пресная вода, начнется война за нее, как сейчас идет война за нефть, и человечество погибнет в страшных корчах. Вот примерный сценарий глобального потепления.

Но ничего этого не будет! Как показывают экспериментальные данные, которые приводит в своих работах академик Олег Георгиевич Сорохтин, ежегодный выброс углерода из Мирового океана в сто раз больше, чем от всей мировой промышленности, вместе взятой. То есть антропогенный выброс составляет не более 1-2%, и никакой погоды сделать не может. И вообще никакого серьезного влияния антропогенная деятельность ни на климат, ни на экологию атмосферы, к счастью великому, оказать не может.

- Разве увеличение выбросов углерода, связанное с деятельностью человека, не ведет к повышению температуры атмосферы?

- Всё наоборот: из-за повышения температуры океана, который занимает 4/5 поверхности планеты, повышается содержание углерода в атмосфере. Причинно-следственные связи то ли перепутаны, то ли подтасованы. Льды Арктики в последние годы действительно тают. Но никто не говорит, что льды Антарктиды в это время наращиваются. И общий баланс на Земле остается примерно постоянным.

«Это похолодание было одной из главных причин начала Смутного времени»

- От чего же зависит температура на поверхности Земли?

- Только от расстояния между Землей и Солнцем. Мы наивно полагаем, что Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца. Это не так: и Земля, и все планеты, и само Солнце вращаются вокруг центра тяжести нашей системы. А он меняется со временем, потому что зависит от гравитационного взаимодействия входящих в систему масс.

Есть гармоническая кривая расстояния между Землей и Солнцем, которое тоже меняется со временем, как это исследовано в работах Сорохтина и других геофизиков. В соответствии с этой кривой, мы прошли минимальное расстояние от Земли до Солнца в последнее десятилетие. А сейчас мы начали удаляться от Солнца, и в 2025-30 годах наступит похолодание.

Это циклический процесс, подобные похолодания в истории были неоднократно. Наиболее заметное было в начале XVII века, когда замерзли Гибралтарский пролив, Босфор и Дарданеллы, в Венецию товары возили по льду, а на Руси в 1601 году Москва-река замерзла в августе на Яблочный Спас.

То же самое было потом два года подряд, и, как известно, погиб урожай, по русской земле пошли голод и мор, и пало правительство Бориса Годунова. Это похолодание было одной из главных причин начала Смутного времени, окончание которого мы теперь празднуем как «День народного единства».


- А извержения вулканов разве не влияют на климат?

- Они прямого отношения к температурному режиму не имеют, потому что температурный режим на планете определяется экзогенными факторами, и прежде всего – плотностью облучения Земли энергии Солнца, так называемой «инсоляцией». А все эндогенные факторы – в том числе, вулканические извержения, – играют подавляюще малую роль в этом. Сами же вулканические извержения являются результатом объективных тектонических процессов, и напрямую с климатом не связаны.

- Однако вулканические извержения ведут к осаждению «черного углерода» (а, проще говоря, сажи) на снежно-ледовом покрове Арктики и Антарктики – разве это не ведет к ускоренному таянию снега и льда?

- В Арктике действительно наблюдается таяние трех ледников и необычно теплый период. Но он начался задолго до вулканических извержений в Исландии. И никакого отношения к извержению знаменитого вулкана с непроизносимым названием не имеет. Конечно, когда осаждается черный углерод, то это способствует таянию льдов. Но для этого нужны совершенно другие масштабы извержений. Что касается Антарктиды, то там никакого усиленного таяния льдов сейчас не происходит. Более того, по данным академика Владимира Михайловича Котлякова и других антарктических исследователей, параллельно с таянием льдов Арктики наблюдается рост ледового и снежного покрова антарктического бассейна.....
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Liss

Все-таки никак не способны отечественные журналисты внятно передать мысль ученого :-(
А в таком изложении, при всем уважении к Александру Моисеевичу, все, что написано про расстояние до Солнца -- чушь собачья. Да и вообще крайне сомнительная история -- ну насколько там долгопериодически изменяется расстояние до Солнца, на 0.01%? И кто это почувствует? И какие периоды есть и откуда, кроме очевидного 60-летнего (Юпитер + Сатурн)?
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Зомби. Просто Зомби

Что "мысль не передана" - это факт.
Что "мысль интересная" ( :mrgreen: ) - это тоже.

Речь идет, очевидно, о некоем "среднем" расстоянии до Солнца, которое, как можно предположить, несколько меняется в связи с изменениями параметров эллипса орбиты.

В принципе, почему бы ему и не быть основным фактором, определяющим климатические колебания?

Много ли надо для?
Достаточно сдвинуть среднюю температуру "на пару градусов", чтобы.
Притом, что для этого вполне достаточно изменить привходящий поток инсоляции на.

Фиг его знает, "но мысль интересная" :mrgreen:
Не копать!

АниКей

ЦитироватьМноголетние изменения в системе Солнце – Земля[/size]
http://www.kosmofizika.ru/irkutsk/kok/changes.htm

Расстояние от центра масс Солнечной системы до Солнца, км.
...

Расстояние от центра масс Солнечной системы до Земли, км.
...

Временной ход солнечной постоянной, графическое усреднение
...

Цитировать
Среднегодовые значения температуры северного полушария.


Среднегодовые значения глобальной температуры
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьРоссийская экспедиция закончила бурение льдов над озером Восток[/size]
Дмитрий Князев, 14 февраля 2011  http://www.membrana.ru/particle/15720

Команда исследователей из Российской Антарктической экспедиции (РАЭ) так и не смогла пробурить ледниковый щит, скрывающий антарктическое озеро Восток от внешнего мира вот уже 15 миллионов лет. Работы продолжались 24 часа в сутки, но оставшиеся 30 метров льда пришлось оставить до следующего года.

Пласт льда толщиной 3750 метров российские учёные вскрывали на протяжении последнего месяца. Но им пришлось свернуть работу, не закончив миссию. Полярникам помешала погода: вскоре температуры упадут до таких значений, что никакой самолёт не сможет вывезти исследователей с их базы Восток до следующей весны.

Буровые операции в скважине планируется возобновить во второй половине декабря 2011 года (это будет уже 57 Российская антарктическая экспедиция). Учёные надеются добраться до вод Востока, изучить подлёдное озеро и, возможно, обнаружить в нём новые древние формы жизни.

Валерий Лукин, начальник РАЭ, прокомментировал ситуацию словами известного норвежского исследователя Арктики Фритьофа Нансена: «Главное качество полярника – умение ждать».

Между тем, некоторые зарубежные коллеги российских учёных обеспокоены тем, как последние законсервировали скважину. Канал был заполнен 3900 литрами авиакеросина Jet-1 и 620 кг утяжелителя фреона F141B, являющихся не самыми полезными для антарктической экосистемы веществами, отмечает Discovery News. (Это было сделано, чтобы предотвратить замерзание скважины.)

Водная система под антарктическим ледниковым щитом (иллюстрация Zina Deretsky/NSF).

Британцы, пытаясь вскрыть озеро Эллсворта (Lake Ellsworth), используют горячую воду. Она же помогала в строительстве подлёдного детектора нейтрино инженерам совместного американо-шведско-германского проекта.

Но, по словам российских учёных, они не в состоянии обеспечить свою удалённую станцию таким количеством энергии, чтобы использовать бурение горячей водой
.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Bell

Что характерно - по все нынешним выкладкам они уже давно бурят собственно озерный лед, намерзающий на поверхности воды.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость