Ангара с 1 ст.-жестким пакетом

Автор Олигарх, 15.08.2007 21:28:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Олигарх

Ангара с 1 ст.-жестким пакетом

Основные проблемы Ангары, видимо, связаны с пакетом из 5 УРМов 1-й ступени,
"рассыпающимся" в процессе пуска - боковые УРмы отваливаются, центральный идет дальше ...
Отсюда сложности соединения и разъединения, сложные режимы работы РД 191, особенно,
я полагаю, на центральном УРМе.
Можно долго обсуждать насколько оптимален УРМ и РД-191, но процесс с ними пошел ...
Включая строительство УСК и в целом всей инфраструктуры для Ангары.
Пожелаем ЦиХу удачи, он должен домучить :) эту стандартную конфигурацию.

Но, мне кажется, стоит рассмотреть как option – дополнительную возможность и другую конфигурацию
- с жестким пакетом из 5 УРМов, использующую создаваемую инфраструктуру для Ангары.

Это, по сути, моноблок, как 1-я ступень Протона. Он работает как единое целое и, отработав,
отделяется как единое целое, Разделение УРМов вообще не предусматривается.

Я предполагаю, что все УРМы жесткого пакета работают одинаково.
Я предполагаю, что сложные режимы работы РД-191, необходимые для "рассыпающегося" пакета
стандартной Ангары-5, не нужны для жесткого пакета.
Я предполагаю даже :), что для работы РД-191 в составе жесткого пакета вполне
достаточно режимов, необходимых для Ангары-1. То есть, РД-191, отлаженный для корейской Ангары-1,
подойдет для жесткого пакета.

Впервые идею жесткого пакета для Ангары высказал, если не ошибаюсь, на нашем форуме ncube.
Кто-то поставил вопрос:
Можно ли сделать 40-тонник на базе Ангары?
Ncube предложил жесткий пакет 5 Урмов - 1 ст., поверх которой 2-я большая водородная ступень.
Возможна и другая 2-я ступень - на керосине, например, на РД-191.
Поверх той или другой 2-й ступени - РБ+КА.

Возьмем УРМ и "сплющим" :) его. До протоновского диаметра - 415 см.
Получится УРМ-2 КТ (короткий и толстый :) ) массой 140 тонн - 2-я ступень поверх жесткого пакета.

Сколько такая Ангара-5 ЖП-КТ выведет на низкую круговую 180 км и суборбитальную с падением 2-й
ступени через полвитка?

Но для пакета из 5 УРМов такая 2-я ступень маловата? А какая оптимальна, с каким РД?

Жесткий пакет возможен не только с 5 УРМами, но и с 3!

Сколько Ангара-3 ЖП-КТ выведет на низкую круговую 180 км и суборбитальную с падением 2-й
ступени через полвитка?
Насколько оптимален для Ангары-3 с жестким пакетом УРМ-2 КТ?

Пока все. Я несколько раз писал "предполагаю", которые вообще-то не критичны для жестикого пакета. Но хотелось бы узнать, насколько они верны.
Я надеюсь, что те немногие из нас, кто способен посчитать (Egor, Salo, ...), посчитают ПН для вариантов Ангары 3/5 ЖП.

ratte07

Ангара с этого и начиналась. И только относительно недавно принята концепция с отделением боковин. Кстати - без роста массы ПН. Как реакция на проблемы с разработкой УРМ.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

freinir

ЦитироватьАнгара с этого и начиналась. И только относительно недавно принята концепция с отделением боковин. Кстати - без роста массы ПН. Как реакция на проблемы с разработкой УРМ.

С самого начала блоки разделялись!!! По другому и быть не могло!!!

ratte07

Цитировать
ЦитироватьАнгара с этого и начиналась. И только относительно недавно принята концепция с отделением боковин. Кстати - без роста массы ПН. Как реакция на проблемы с разработкой УРМ.

С самого начала блоки разделялись!!! По другому и быть не могло!!!
freinir, что Вы всегда "!!!!!"? Почему не могло-то? Или Вы имеете в виду, что они разделялись при транспортировке?
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Bell

Есть мнение, что Ангара-5 УКВБ будет как раз с цельной 1-й ст. Потому как иначе невозможно так ухудшить РН с водородной 3-ей ступенью ;)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Старый

ЦитироватьС самого начала блоки разделялись!!! По другому и быть не могло!!!
Да уж какже! А у того удолбища с которым вы победили на конкурсе?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьПотому как иначе невозможно так ухудшить РН с водородной 3-ей ступенью ;)
Возможно, возможно! Для хруников нет невозможного! :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Roger

А вот, кстати, описание от ILS:
ЦитироватьAngara Launch System Mission Planner's Guide, LKEB-0206-0732 Revision 0, December 2002
   4. ANGARA A5 LAUNCH VEHICLE
   4.1 DESCRIPTION OF DESIGN AND BASIC TECHNICAL CHARACTERISTICS
The two-stage Angara A5 LV is built on a "tandem" scheme made up of five common rocket modules (CRMs) and a second stage. A general view of the LV with a 5100-mm PLF and a KVRB upper stage is presented in Figure 4.1-1.
The first stage booster consists of five CRMs. Each CRM is identical to the CRM which makes up the Angara 1.1 LV configuration. The CRMs are connected to each other by three spar booms. The upper spar boom is used to convey thrust forces to the second stage intermediate compartment.
The second stage booster uses kerosene and liquid oxygen propellants. The booster has a diameter of 3.6 m and consists of a fuel tank, an intertank compartment, an oxidizer tank, and an intermediate compartment. An RD-0124 four-chamber main propulsion engine is mounted at the base of the oxidizer tank in the intermediate compartment. Separation of the second stage from the first stage is "cold" and is driven by the solid retro-rocket motors installed on the intermediate compartment. After separation, the intermediate compartment remains on the jettisoned center CRM of the first stage booster. The RD-0124 main propulsion engine fires after the engine nozzles emerge from the intermediate compartment. The intertank compartment houses the control and telemetry system, and its frame carries the control components for communication between the LV and GSE
Как-то озадачило при прочтении потому, что там же, на схеме выведения, боковые блоки отделяются раньше и центральный УРМ явно выполняет роль второй ступени.

Олигарх

ЦитироватьЕсть мнение, что Ангара-5 УКВБ будет как раз с цельной 1-й ст. Потому как иначе невозможно так ухудшить РН с водородной 3-ей ступенью ;)


Конфигурация Ангары с жестким пакетом – Ангара ЖП - имеет смысл только с большой (значительно больше, чем УРМ-2 или УКВБ) 2-й ступенью.
Ведь это, по существу, последовательная РН, а классическое соотношение по массе между ступенями такой РН - 3:1, 1-я ст. в три раза массивнее 2-й, которая в те же три раза массивнее 3-й ступени ...
У Протона именно так.

Поэтому очень странно замечание выше, что запуск Ангара 5 с УКВБ планируется по схеме жесткого пакета 1-й ст.
Возможно, есть проблема с большой массой на УРМ-ЦБ – УКВБ+КВРБ+КА?
Но в случае такого запуска, наверное, по ПН не уступит или мало уступит Ангара 3 с УКВБ по схеме жесткого пакета 1-й ст.

Понятно, что варианты Ангары 5 ЖП с большой 2-й ст. (водородной или керосиновой)  выводят больше (насколько?), чем обычная Ангара 5, и тем самым увеличивают возможности всего ряда.
Что касается "внутривидовой" конкуренции межу различными вариантами Ангары 5, то, стоимость варианта Ангары ЖП должна быть выше, так как большие 2-е ст. будут дороже, чем УРМ 2/УКВБ соответственно. Хотя с другой стороны стоимость самого жесткого пакета из 5/3 УРМов должна быть ниже, чем традиционного пакета ...
Так что разница в цене между аналогичными вариантами может оказаться не такой уж и большой.
А надежность запуска (вероятность успешного запуска) для варианта с жестким пакетом,
Мне кажется, должна быть выше, чем у традиционного.
И для многих заказчиков это может быть решающим фактором.

Я думаю, традиционный пакет с отделением боковых УРМов получит очевидное преимущество над схемой с жестким пакетом только тогда, когда боковые УРМы будут многоразового применения (в виде Байкалов или благодаря спасению при падении).

Еще одно преимущество жесткого пакета –  использование ТТУ! Для такого пакета эта возможность реализуется намного проще, я полагаю, чем для обычного пакета Ангары (если она вообще реализуема в последнем случае).
Кстати, Ангара 3 ЖП с ТТУ (2-4) возможно, даже если и не достанет по ПН обычную Ангару-5, сможет конкурировать с ней за многие ПН.

ДмитрийВ, что скажете по существу темы?

Vitali J.

Ангара-ЖП  :lol:  :lol:  :lol:  - воистину название достойное сего изделия, а если еще и ТТУ прилепить, то вообще... Господи, неужели Россия докатится еще и до использования ТТУ на РКН.

Олигарх

На МАКС-2007 посмотрел стенд ЦиХ. Там был их КК массой 14,5 тонн для тендера Роскосмоса. Указывалось, что Ангара-3 его выводит ...
Но также была Ангара-5П для этого КК с формулировкой – для высоких орбит (до 70 градусов) и для экспедиций из 2-3 человек сроком до одного месяца.
В материале Об "Ангаре" и "Протоне-М" из НК, №9/2007 сказано:
 Во время празднования 50-летия Плесецка на космодроме был показан макет пилотируемой «Ангары». Расскажите, пожалуйста, об этом предложении.

– Надо сказать, что выбор средств выведения для пилотируемых пусков связан в первую очередь с задачей, которую надо решать. На сегодняшний день это МКС, которая летает по орбите с наклонением 51°. Естественно, «Ангара» из Плесецка даже теоретически не может быть носителем для пилотируемого корабля, запускаемого к МКС. Такой носитель логично рассматривать на другом космодроме, например на Байконуре. Но для «Байтерека» такая задача сейчас не ставится: проект делался
!!! без обеспечения пилотируемых пусков.
Если будет решен вопрос с космодромом (Дальний Восток?), тогда можно будет рассматривать и пилотируемый вариант «Ангары».

В проект ракет нашего семейства заложен самый высокий ????
показатель надежности из всех существующих носителей – как у нас, так и за рубежом. РН «Ангара-5» имеет достаточно большой запас по энергетике, что позволило нам сформулировать перспективные предложения по конфигурации для пилотируемых пусков. В частности,
!!!!! возможен даже двухступенчатый вариант, с одновременным запуском двигателей всех пяти блоков на земле НО ЭТО стандартный вариант! , что
!!!! существенно повышает надежность. ХОТЯ ЗАЛОЖЕН САМЫЙ ВЫСОКИЙ –см выше
Фактически это «Ангара-5» без третьей ступени.

ЕСЛИ Я правильно расшифровал, то говорится об Ангаре-5 по схеме жесткого пакета!
К редакции НК, точнее к И. Афанасьеву: Я правильно расшифровал?

Появление Ангары-5П, очевидно, связано и с неопределенностью перспектив Ангары-3 и со стремлением повысить надежность, хотя В проект ракет нашего семейства заложен самый высокий ????    JJ
И сколько такой вариант c УРМ-2 выводит на LEO с наклонением 62,8 градуса?

Дмитрий В.

Насколько я понял, речь идет об А-5 без УРМ-2.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Олигарх

ЦитироватьНасколько я понял, речь идет об А-5 без УРМ-2.

Да, похоже, именно так.
Бахвалов говорит:        Фактически это «Ангара-5» без третьей ступени.

Интересно, что на некоторых сайтах, включая, кажется, astronautix.com,
Ангара 5 – это 5 УРМов + РБ с КА на центральном УРМе!

И сколько эта Ангара-5П выводит на LEO?    
Тонн 15-17?    
Ведь при этом на орбиту выводится и центральный УРМ.
Для КК Ангара-3, наверное, более естественный/дешевый вариант, но раз с ней непонятки, то и это сойдет ...
Сообщалось, что один начальник из NASA проявил интерес к Ангаре-5П. Значит, они все-таки держат в уме вариант Atlas/Delta Heavy для Ориона ...

Salo



 Два варианта тяжелой «Ангары-5» – «грузовой» и «пассажирский».
И на обоих есть УРМ-2. :D
Видимо имелся ввиду отказ от дросселирования на ЦБ. Первая и вторая ступень превращается в одну.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ratte07

Не, а давайте Союз запускать двухступенчатым Протоном. :roll:
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Дмитрий В.

При разных режимах дросселирования без УРМ-2 на орбиту 190*190 км наклонением 51,6 град выводится ПГ от 14 до 18 т.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

.
ЦитироватьВ проект ракет нашего семейства заложен самый высокий показатель надежности из всех существующих носителей – как у нас, так и за рубежом. РН «Ангара-5» имеет достаточно большой запас по энергетике, что позволило нам сформулировать перспективные предложения по конфигурации для пилотируемых пусков. В частности, возможен даже двухступенчатый вариант, с одновременным запуском двигателей всех пяти блоков на земле, что существенно повышает надежность. Фактически это «Ангара-5» без третьей ступени.
Дмитрий, судя по фото и по фразе о надёжности, это всё-таки отказ от дросселирования. Вряд ли УРМ-2 существенно снижает надёжность
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ratte07

То есть вариант с дросселированием ненадежный? И им заменят Протон? Да уж... :roll:
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

freinir

ЦитироватьПри разных режимах дросселирования без УРМ-2 на орбиту 190*190 км наклонением 51,6 град выводится ПГ от 14 до 18 т.

ну не совсем так.... я бы сказал от 17 до 20,5

ratte07

Цитировать
ЦитироватьПри разных режимах дросселирования без УРМ-2 на орбиту 190*190 км наклонением 51,6 град выводится ПГ от 14 до 18 т.

ну не совсем так.... я бы сказал от 17 до 20,5
20,5? Т.е. добавление УРМ-2 дает только 4 т?
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...