Спуск с орбиты: крылья без управления

Автор avmich, 09.08.2007 03:19:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Игорь Суслов

Еще возникает вопрос - на каком этапе происходит отказ СУ - до или после выдачи тормозного импульса?
Если до, можно покорректировать вектор тормозного импульса и решать более простую (относительно, конечно) задачу.
Спасибо не говорю, - уплачено...

Андрей Суворов

ЦитироватьЕще возникает вопрос - на каком этапе происходит отказ СУ - до или после выдачи тормозного импульса?
Если до, можно покорректировать вектор тормозного импульса и решать более простую (относительно, конечно) задачу.
До.

Игорь Суслов

ЦитироватьДо.
Хм... Тогда, под СУ, очевидно, следует понимать только аэродинамическую СУ, ибо поломка РСУ ("наглухо") означает и невозможность ориентации и выдачи тормозного импульса...

P.S.: впрочем, все это, конечно оффтоп по отношению к сабжу...
Спасибо не говорю, - уплачено...

hcube

Дело вот в чем - допустим, у нас есть некий 'гиперзвуковой планер', который при качестве на свехзвуке в районе 5 может самоориентироваться в потоке. Т.е. если его бросить в горизонталь или около того на 80 км и 10М, то он будет планировать пока не упадет (с).
Внимание , вопрос. Что будет, если этот планер забурится в атмосферу 'кверху брюхом'? ХО - он, при своем хорошем качестве, приобретет приличную вертикальную скорость, и влетит на ней в плотные слои - этак на 15-20 км - еще не затормозившись. После чего перегреется и сгорит.

Возможен компромисный вариант - осесимметричное устойчивое в полете тело с раскладным крылом. Т.е. до 10М оно летит по баллистике, а дальше открывает крыло и дальше уже летит не по баллистике.
Звездной России - Быть!

Сверхновый

ЦитироватьА вот и нет. На СА гравитация не действует - пока он не сбросит скорость в достаточной степени чтобы появилась подьемная сила. До того момента обтекание будет сугубо симметричным.

Зато действует ускорение при торможении об атмосферу. При этом челнок будет лететь тяжелым брюхом вперед, а по мере сброса скорости вектор ускорения от аэродинамического торможения  ослабнет, зато усилится гравитационная составляющая и челнок полетит планируя брюхом вниз.

avmich

Цитировать
ЦитироватьНет, насколько я понимаю. Вопрос Avmich-а был не об этом. Вопрос - можно ли спустить неосесимметричное тело, обладающее большим, чем фара, гиперзвуковым АК, с орбиты, до, возможно, ввода парашютов, без активного управления с момента выдачи тормозного импульса, как при баллистическом спуске "Союза".

Слова avmich'а:
"...при правильном подборе масс и геометрии возможно [ли] сделать такой аппарат, который с момента выдачи тормозного импульса до остановки на земле всю траекторию проходит пассивно устойчиво... [?]"

Это, конечно, задача-максимум... Практический интерес имеет как полностью пассивный спуск с орбиты, от 1-й космической до нуля с ограниченными, включая посадку, перегрузками, так и полностью пассивное торможение до дозвуковой скорости, с тем, чтобы тогда уже открыть парашюты и садиться более привычно...

Неосесимметричность тут - средство, а не цель. Интересны оба варианта торможения - как до дозвука, так и до нуля (видимо, это на практике - посадка на воду; ограничения по скорости приведут к тому, что первая задача практически будет интересной...)

Предполагается, что выдать тормозной импульс можно - тем или иным способом, вручную ли, отбрасываемым агрегатным отсеком или буксиром... На самом деле, думаю, относительно несложно будет обобщить задачу на вход со 2-й космической, когда аппарат "пассивно падает" от Луны.

Дмитрий Виницкий

Я никак не могу найти в инете ссылки на гипрезвуковые парашюты, именнно, для ориентации КА на этапе торможения. Когда-то попадались заголовки pdf, а теперь не могу найти...
+35797748398

avmich

ЦитироватьА вот и нет. На СА гравитация не действует - пока он не сбросит скорость в достаточной степени чтобы появилась подьемная сила. До того момента обтекание будет сугубо симметричным. Как вариант, можно наверное входить 'с отскока' - т.е. отскочить от атмосферы, потеряв на этом скорость, а потом войдти уже под углом. Но в целом - ХО - на начальном этапе невозможна пассивная самоориентация СА. Точка.

Гравитация, конечно, действует всегда, даже на орбите. Соотношения сил нужно каждый раз рассматривать; в безвоздушном пространстве, например, аэродинамические силы - нулевые, а гравитационные вполне "весомы". Перегрузки при торможении в основном определяются аэродинамическими силами; вроде бы перегрузок при посадке больше 20 "же" не бывает, то есть, аэродинамические силы превышают гравитацию не более, чем примерно в 20 раз. Подъёмная сила тоже может быть даже в верхних слоях атмосферы, за счёт большой скорости она может быть вполне ощутима ("двойной вход" Зондов).

serb

ЦитироватьГравитация, конечно, действует всегда, даже на орбите. Соотношения сил нужно каждый раз рассматривать; в безвоздушном пространстве, например, аэродинамические силы - нулевые, а гравитационные вполне "весомы". Перегрузки при торможении в основном определяются аэродинамическими силами; вроде бы перегрузок при посадке больше 20 "же" не бывает, то есть, аэродинамические силы превышают гравитацию не более, чем примерно в 20 раз. Подъёмная сила тоже может быть даже в верхних слоях атмосферы, за счёт большой скорости она может быть вполне ощутима ("двойной вход" Зондов).

Еще раз. Для ориентации важно не абсолютное значение силы, а градиент. Грубо говоря - как СА "узнает", где верх (или хотя бы где линия "верх-низ"), чтобы скользить по атмосфере, а не зарываться в нее. Для маятника все просто - где верх, ему говорит точка подвеса. У СА такой точки нет.
ИМХО, конечно ;-)

avmich

Цитировать
ЦитироватьГравитация, конечно, действует всегда, даже на орбите. Соотношения сил нужно каждый раз рассматривать; в безвоздушном пространстве, например, аэродинамические силы - нулевые, а гравитационные вполне "весомы". Перегрузки при торможении в основном определяются аэродинамическими силами; вроде бы перегрузок при посадке больше 20 "же" не бывает, то есть, аэродинамические силы превышают гравитацию не более, чем примерно в 20 раз. Подъёмная сила тоже может быть даже в верхних слоях атмосферы, за счёт большой скорости она может быть вполне ощутима ("двойной вход" Зондов).

Еще раз. Для ориентации важно не абсолютное значение силы, а градиент. Грубо говоря - как СА "узнает", где верх (или хотя бы где линия "верх-низ"), чтобы скользить по атмосфере, а не зарываться в нее. Для маятника все просто - где верх, ему говорит точка подвеса. У СА такой точки нет.

Не совсем так. Парашютист, например, вполне может в полёте раскачиваться относительно "точки подвеса".

Можно говорить в терминах центра масс и центра давления. Но и там не всё просто.

serb

ЦитироватьМожно говорить в терминах центра масс и центра давления. Но и там не всё просто.

Центр масс и центр давления дают стабилизацию только по одной оси. А тебе важна другая.
ИМХО, конечно ;-)

Reader

А вы по ободу линзы - засыпьте железной дроби и электромагнитов поставьте...

hcube

Еще раз. Вот СА летит по орбите, постепенно зарываясь в атмосферу. Градиент давления атмосферы пренебрежимо мал. Таким образом, ориентация СА вокруг вектора скорости НИКАК не задается - т.е. СА МОЖЕТ ориентироваться 'брюхом вниз' относительно потока. Как Демонстратор, например. Но он НИКАКИМ пассивным образом не может определить, правильно ли он ориентировался относительно вертикали - спасибо старику Энштейну, равенство инертной и гравитационной масс - пока он находится в свободном падении, гравитация считай отсутствует.
Вот ПОСЛЕ того как он затормозится - ну, не до 10М, а хотя бы до 15, вот тогда у него появится вектор силы тяжести и станет возможной аэродинамическая стабилизация. Но тогда будет уже поздно - если он на начальном этапе вошел неправильно, то забурится в атмосферу и его порвет как тузик грелку. Два способа этого избежать - или активное удержание ориентации по крену, или сначала баллистический спуск, а затем изменение формы СА чтобы получить аэродинамическую самоориентацию.

Собственно, я могу себе представить скажем авторотирующую конструкцию. Но это просто будет один из вариантов парашута. К тому же с ней тоже не все так просто.
Звездной России - Быть!

ronatu

ЦитироватьЕще раз. Вот СА летит по орбите, постепенно зарываясь в атмосферу. Градиент давления атмосферы пренебрежимо мал. Таким образом, ориентация СА вокруг вектора скорости НИКАК не задается - т.е. СА МОЖЕТ ориентироваться 'брюхом вниз' относительно потока. Как Демонстратор, например. Но он НИКАКИМ пассивным образом не может определить, правильно ли он ориентировался относительно вертикали - спасибо старику Энштейну, равенство инертной и гравитационной масс - пока он находится в свободном падении, гравитация считай отсутствует.
Вот ПОСЛЕ того как он затормозится - ну, не до 10М, а хотя бы до 15, вот тогда у него появится вектор силы тяжести и станет возможной аэродинамическая стабилизация. Но тогда будет уже поздно - если он на начальном этапе вошел неправильно, то забурится в атмосферу и его порвет как тузик грелку. Два способа этого избежать - или активное удержание ориентации по крену, или сначала баллистический спуск, а затем изменение формы СА чтобы получить аэродинамическую самоориентацию.

Собственно, я могу себе представить скажем авторотирующую конструкцию. Но это просто будет один из вариантов парашута. К тому же с ней тоже не все так просто.


A ec/\u Te/\o g/\uHHoe (no4Tu gBou'Hoe) - oHo pa3BepHeTcR B Hy>KHyi0 cTopoHy npu nepBbIx npu3Hakax ra3oBoro Hanopa...? :wink:
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

hcube

Ничего не понимаю (с) Колобки. По русски можно написать? Или хотя бы по английски?
Звездной России - Быть!

Dude

Да, тоже не понял о чем речь, об пассивной аэродинамической стабилизации у слендера? Так слендеру просто надо хвостовое сопротивление поднять и он всегда будет правильно ориентирован в потоке.

ИМХО, проблема правильной ориентации теплозащиты при выходе из строя СУ на ЦВМ и неуправляемом спуске корабля с большим АК, решается не магической формой крыла, а дублированием работы ЭВМ. Независимой, распределенной и максимально тепло защищенной, и возможно аналоговой,  СУ механизации крылышек и хвоста, с термодатчиками внедренными «в» или «под» ТЗП по всему корпусу. Такая СУ просто будет стараться поворачиваться к самой горячей зоне корпуса - самым защищенным\холодным боком или пытаться соответсвовать известной ей "эталонной картинке" показаний датчиков. Т.е. когда ЭВМ работает, то она подавляет эту СУ до какого-то "красного" предела, а когда "критический" предел температуры пройден, уже  крылышки и хвост сами борются за жизнь корабля, игнорируя голову, которая их завела в такое положение. Типа как работает спиной мозг и рефлексы у животных. Когда мозги не пашут, выживаем на простых рефлексах. Предсказать,  когда тепловые градиенты опасно растут, выводя корабль в "красную зону" и автомномной системе нужно срочно вмешаться довольно просто, если есть эталонные кривые для всех датчиков, снятые при управляемом спуске.

Дмитрий В.

ЦитироватьНо он НИКАКИМ пассивным образом не может определить, правильно ли он ориентировался относительно вертикали - спасибо старику Энштейну, равенство инертной и гравитационной масс - пока он находится в свободном падении, гравитация считай отсутствует.
Ух, ты! Сильное утверждение :shock:  Гравитация отсутствует? Бедный Ньютон, как он ошибался!!! :cry:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

WkWk

Создание такого СА вполне возможно, хотя бы для гиперзвукового участка.
 hcube ошибается с зарыванием. Начнется торможение - аппарат и сориентируется по всем осям, а до этого никакой подьемной силы не будет.
 Проблемма в том что данный аппарат будет очень чуствителен к балансировке, т.е расположение ЦМ.
 И если он не твердотельный - его перед посадкой придеться балансировать, т.е. крутить по трем осям, что подразумевает наличие системы ориентации - а это обесценивает всю идею.

mihalchuk

ЦитироватьВот ПОСЛЕ того как он затормозится - ну, не до 10М, а хотя бы до 15, вот тогда у него появится вектор силы тяжести и станет возможной аэродинамическая стабилизация. Но тогда будет уже поздно - если он на начальном этапе вошел неправильно, то забурится в атмосферу и его порвет как тузик грелку.
Не на 10-15М, а гораздо раньше. Ничего не будет поздно, если спроектировать аппарат специально для такого случая. Значительная доля энергии торможения (3-5% минимум может быть направлена на разворот аппарата. Посчитайте рассеиваемую энергию при торможении на 1М. Её вполне хватит. и вспомните случай с Волыновым. Вхождение в атмосферу люком вперёд, пока ПАО не взорвался.

ronatu

ЦитироватьНичего не понимаю (с) Колобки. По русски можно написать? Или хотя бы по английски?

Let's assume we have a two masses link to each other with ... trusts/ropes/cables... First one is our havy "capsula" and another one is bigger in midel but lighter...
Is it not enough for stabilization during re-entry?
:roll:
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.