Наноракета для наноспутников?

Автор Lin, 17.07.2007 10:01:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Лютич

ЦитироватьУжас, ч по ошибке открыл эту тему. А нанорогатки не рассматриваются в качестве первой ступени?

А мне жутко интересно - у нас что, ходят толпы заказчиков с чемоданами денег, умоляя запустить их микроспутники, чтобы городить еще один специализированный носитель?
Насколько мне известно, ситуация ровно обратная - заказчиков мало и все, что характерно, так и норовят прокатиться на халяву.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Андрей Суворов

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПочему на земле такой маленький уи?
Это взяты удельные параметры двигателя Фау-2.

Давшиеся, между прочим, тоже не так, чтобы сразу.
Конечно, так "испортить" двигатель надо суметь. Но, что делать, не так уж много существует в мире "любительских" ЖРД, т.е. сделанных не на деньги инвесторов, а на деньги спонсоров. Или на свои собственные.
Хм... тогда почему вы считаете что вам удастся достичь хотябы такого уи? :D
Потому что он реально достигнут самодельщиками на закиси азота и пластиковом горючем.

ЦитироватьИли, окажется что двигатель выдает 230сек на земле и можно обойтись меньшей (вдвое, втрое...) ракетой (тоже самое к аэродинамике относится)
УИ двигателя первой ступени слабо влияет на параметры ракеты в целом. Это раз. Изготовление камеры ЖРД из профилированных трубок ограничивает снизу размер критики примерно 5 см - меньше я сделать не в состоянии, это два. Регенеративное охлаждение в принципе может быть эффективным, начиная с некоторого значения тяги, иначе отношение поверхности камеры к её объёму получается слишком большим, и топлива не хватает для охлаждения. Это три. Все эти соображения диктуют тягу ЖРД первой ступени в районе - 0,5-1 Т.
ЦитироватьМне кажется странным то, что у вас такой утвержденный layout ракеты при не очень определенном обосновании. В частности, если верхние ступени все равно твердотопливные, то почему бы и первую ступень не сделать такой :roll:
Я пробовал прикинуть ракету из 2 Star-17, Star-13A и Star-6A. В принципе, получается. Только там проблема - сколько класть на управление вектором тяги и как его делать. После первой ступени получается баллистическая пауза, после второй - тоже, но и в этом случае активный участок заканчивается на слишком малой высоте.
Вообще, "нормальные" твердотопливники увеличивают аэродинамические потери из-за относительно малого времени работы.

Можно ракету из Star-17, Star-13A и Star-6A запускать со стратостата, где-то 0,5 кг на орбиту она может вывести. Но стартовая высота нужна не меньше 18000 м.

Monoceros

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПочему на земле такой маленький уи?
Это взяты удельные параметры двигателя Фау-2.

Давшиеся, между прочим, тоже не так, чтобы сразу.
Конечно, так "испортить" двигатель надо суметь. Но, что делать, не так уж много существует в мире "любительских" ЖРД, т.е. сделанных не на деньги инвесторов, а на деньги спонсоров. Или на свои собственные.
Хм... тогда почему вы считаете что вам удастся достичь хотябы такого уи? :D
Потому что он реально достигнут самодельщиками на закиси азота и пластиковом горючем.
То-то же! :D А то наци бедные старались и с тна и жк сподобились только на 199 у земли :D У вас получится лучше чем у самодельщиков с закисью, я в вас верю! :)

Цитировать
ЦитироватьИли, окажется что двигатель выдает 230сек на земле и можно обойтись меньшей (вдвое, втрое...) ракетой (тоже самое к аэродинамике относится)
УИ двигателя первой ступени слабо влияет на параметры ракеты в целом. Это раз.
Ну, не соглашусь... Вот у вас стартовая масса 585кг (476 топливо первой ступени, удастся ли такое массовое совершенство в реале?), т.е. число циолковского для первой ступени ~5.3. Если увеличить уи первой ступени на 15%, то можно число уменьшить до 4.3; ракета станет легче минимум на 120кг и позволит меньшее массовое совершенство. Если уи на 15% меньше, то при том же железе нужно топлива на 200 кг больше...

ЦитироватьИзготовление камеры ЖРД из профилированных трубок ограничивает снизу размер критики примерно 5 см - меньше я сделать не в состоянии, это два. Регенеративное охлаждение в принципе может быть эффективным, начиная с некоторого значения тяги, иначе отношение поверхности камеры к её объёму получается слишком большим, и топлива не хватает для охлаждения. Это три. Все эти соображения диктуют тягу ЖРД первой ступени в районе - 0,5-1 Т.
Это вполне понятно.

Цитировать
ЦитироватьМне кажется странным то, что у вас такой утвержденный layout ракеты при не очень определенном обосновании. В частности, если верхние ступени все равно твердотопливные, то почему бы и первую ступень не сделать такой :roll:
Я пробовал прикинуть ракету из 2 Star-17, Star-13A и Star-6A. В принципе, получается. Только там проблема - сколько класть на управление вектором тяги и как его делать. После первой ступени получается баллистическая пауза, после второй - тоже, но и в этом случае активный участок заканчивается на слишком малой высоте.
Вообще, "нормальные" твердотопливники увеличивают аэродинамические потери из-за относительно малого времени работы.

Можно ракету из Star-17, Star-13A и Star-6A запускать со стратостата, где-то 0,5 кг на орбиту она может вывести. Но стартовая высота нужна не меньше 18000 м.

Управление вектором тяги такое же, как на вашем ЖРД - никакого :) Старт под небольшим углом + воздушные рули.

Не, я предлагаю вместо самодельного жрд + покупные рдтт использовать только самодельные рдтт. В конце концов, запустили же японцы свою лямбду, практически на одном технологическом уровне что и французы и британцы (а скаут на 5 лет раньше диаманта полетел).

mistermuscle

Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПочему на земле такой маленький уи?
Это взяты удельные параметры двигателя Фау-2.

Давшиеся, между прочим, тоже не так, чтобы сразу.
Конечно, так "испортить" двигатель надо суметь. Но, что делать, не так уж много существует в мире "любительских" ЖРД, т.е. сделанных не на деньги инвесторов, а на деньги спонсоров. Или на свои собственные.
Хм... тогда почему вы считаете что вам удастся достичь хотябы такого уи? :D
Потому что он реально достигнут самодельщиками на закиси азота и пластиковом горючем.
То-то же! :D А то наци бедные старались и с тна и жк сподобились только на 199 у земли :D У вас получится лучше чем у самодельщиков с закисью, я в вас верю! :)

Цитировать
ЦитироватьИли, окажется что двигатель выдает 230сек на земле и можно обойтись меньшей (вдвое, втрое...) ракетой (тоже самое к аэродинамике относится)
УИ двигателя первой ступени слабо влияет на параметры ракеты в целом. Это раз.
Ну, не соглашусь... Вот у вас стартовая масса 585кг (476 топливо первой ступени, удастся ли такое массовое совершенство в реале?), т.е. число циолковского для первой ступени ~5.3. Если увеличить уи первой ступени на 15%, то можно число уменьшить до 4.3; ракета станет легче минимум на 120кг и позволит меньшее массовое совершенство. Если уи на 15% меньше, то при том же железе нужно топлива на 200 кг больше...

ЦитироватьИзготовление камеры ЖРД из профилированных трубок ограничивает снизу размер критики примерно 5 см - меньше я сделать не в состоянии, это два. Регенеративное охлаждение в принципе может быть эффективным, начиная с некоторого значения тяги, иначе отношение поверхности камеры к её объёму получается слишком большим, и топлива не хватает для охлаждения. Это три. Все эти соображения диктуют тягу ЖРД первой ступени в районе - 0,5-1 Т.
Это вполне понятно.

Цитировать
ЦитироватьМне кажется странным то, что у вас такой утвержденный layout ракеты при не очень определенном обосновании. В частности, если верхние ступени все равно твердотопливные, то почему бы и первую ступень не сделать такой :roll:
Я пробовал прикинуть ракету из 2 Star-17, Star-13A и Star-6A. В принципе, получается. Только там проблема - сколько класть на управление вектором тяги и как его делать. После первой ступени получается баллистическая пауза, после второй - тоже, но и в этом случае активный участок заканчивается на слишком малой высоте.
Вообще, "нормальные" твердотопливники увеличивают аэродинамические потери из-за относительно малого времени работы.

Можно ракету из Star-17, Star-13A и Star-6A запускать со стратостата, где-то 0,5 кг на орбиту она может вывести. Но стартовая высота нужна не меньше 18000 м.

Управление вектором тяги такое же, как на вашем ЖРД - никакого :) Старт под небольшим углом + воздушные рули.

Не, я предлагаю вместо самодельного жрд + покупные рдтт использовать только самодельные рдтт. В конце концов, запустили же японцы свою лямбду, практически на одном технологическом уровне что и французы и британцы (а скаут на 5 лет раньше диаманта полетел).

Андрей, проконсультируйте - какое массовое совершенство ступени и у какой ракеты и ступени максимально?
И скажите еще плиз, если взять чисто бак, без ЖРД, и прочего оборудования, то у него какое совершенство будет?
Отношение масс залитое и пустое!
не все йогурты одинаково полезны

Monoceros

мистермускул, а вам знакомо понятие оверквотинг?

Андрей Суворов

ЦитироватьТо-то же! :D А то наци бедные старались и с тна и жк сподобились только на 199 у земли :D У вас получится лучше чем у самодельщиков с закисью, я в вас верю! :)
а фиг же его знает... у ВфБ зато абсолютная тяга была 27 тонн. А движки с УИ >200 у земли и перед войной создавались, но тягой в младшие сотни килограмм и временем работы куда меньше минуты.
ЦитироватьУправление вектором тяги такое же, как на вашем ЖРД - никакого :) Старт под небольшим углом + воздушные рули.
Не очень выходит управлять второй ступенью - она летит на куда большей высоте, чем первая в варианте с ЖРД.
ЦитироватьНе, я предлагаю вместо самодельного жрд + покупные рдтт использовать только самодельные рдтт. В конце концов, запустили же японцы свою лямбду, практически на одном технологическом уровне что и французы и британцы (а скаут на 5 лет раньше диаманта полетел).
Во-первых, у Лямбды было, фактически, 4,5 ступени. Во-вторых, довольно сложная СУ, которая тащилась почти до конца, в результате, стартовая масса Лямбды была почти 10 тонн, а пусковой комплекс для неё был гораздо сложнее, чем для Скаута.

mistermuscle

Цитироватьмистермускул, а вам знакомо понятие оверквотинг?

Нет, а что это? :?:
не все йогурты одинаково полезны

SpaceR

Цитировать
Цитироватьмистермускул, а вам знакомо понятие оверквотинг?
Нет, а что это? :?:
Имеется в виду, что добавлять к Вашему вопросу цитату всего огромного вышеприведенного поста не было никакой необходимости.
Бдительные (и суровые) админы за оверквотинг наказывают.

Инженер проекта

ЦитироватьПонимаете ли...
Эм... мне как-то неловко об этом говорить, но.. нету у меня ни Ту-160 в гараже, ни АВАКСа, ни даже завалящего 31го мига )
Можно прикупить, не за дорого ;)  
ЦитироватьПрокуратура Нижегородской области и местное управление ФСБ России возбудили уголовное дело по факту исчезновения четырех планеров самолетов МиГ-31. Уникальные машины были проданы в общей сложности за 612 рублей — по 153 рубля за каждый истребитель.
Ну это без движков.
Цитировать
ЦитироватьМиг-31 вам конечно никто не подарит, а вот купить немного Б/У Миг-25 в летном состоянии вполне по силам человеку с достаточной суммой на счету.
С чего вы взяли что самолет вообще окупится? Чтобы поднять в стратосферу ракету лучше потратить 100 кг ракетного топлива, чем тонну керосина для самолета. Кроме того что самолет сразу поднимает на порядки минимально возможные траты и риски. Если так рассуждать, то наноракета вообще не нужна, лучше брать ракету Днепр и нагружать ее до отвала наноспутниками.
Купить то  не фокус.
ЦитироватьМиГ-31 один из первых серий, в 1994 году из Правдинска был передан в Хотилово там летал, затем был списан. По цене металлолома 12000 зеленых рублей, был куплен для музея в Тольяти. На двух фурах был перевезен и собран, заводчанами как памятник.
И даже пожалуй получится не дорого. Тем паче, американцы ASAT с F-15 в космос забрасывали.
ЦитироватьВ состав комплекса входит самолет-носитель (модернизированный истребитель F-15) и 2-ступеичатая ракета ASAT (Anti-Salellile). Вес ракеты около 1200 кг, длина 6,1 м, диаметр корпуса 0,5 м. Ракета подвешивается под фюзеляжем.
    В качестве двигательной установки первой ступени применен усовершенствованный ракетный твердотопливпый двигатель тягой 4500 кг (устанавливается на управляемой ракете Боинг СРЭМ), второй - твердотопливный двигатель тягой 2720 кг (в четвертой ступени ракеты-носителя «Скаут» - ускоритель Thiokol «Альтаир» III). Полезной нагрузкой является малогабаритный перехватчик MHIV (Miniature Homing Intercept Vehicle) фирмы Vought, имеющий вес 15,4 кг, длину 460 мм и диаметр около 300 мм.
    Перехватчик состоит из нескольких десятков небольших двигателей, инфракрасной системы самонаведения, лазерного гироскопа и бортового компьютера. На его борту нет взрывчатого вещества, поскольку поражение цели (искусственного спутника Земли противника) намечается осуществлять за счет кинетической энергии при прямом попадании в нее.

    Наведение ракеты ASAT в расчетную точку пространства после ее отделения от самолета-носителя производится инерциальной системой. Она размещается на второй ступени ракеты, где для обеспечения управления но трем плоскостям установлены небольшие двигатели, работающие на гидразине. К концу работы второй ступени малогабаритный перехватчик раскручивается до 20 об/с с помощью специальной платформы. Это необходимо для нормальной работы инфракрасной системы самонаведения и обеспечения стабилизации перехватчика в полете.
http://www.testpilot.ru/usa/vought/asat/asat.htm

Так что технически можно.
ЦитироватьА мне жутко интересно - у нас что, ходят толпы заказчиков с чемоданами денег, умоляя запустить их микроспутники, чтобы городить еще один специализированный носитель?
Насколько мне известно, ситуация ровно обратная - заказчиков мало и все, что характерно, так и норовят прокатиться на халяву.
А вот это уже серьёзней. Это пожалуй главная причина, почему проект "Ишим" не пошёл, - отсутствие спроса на мелкие спутники...

Так что пока Старый оказался прав, когда вот здесь http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=3050&postdays=0&postorder=asc&start=0
писал:

Цитировать
ЦитироватьДолжон найтись, тем более с течением времени. Микроспутниками сейчас в мире многие увлекаются.
Ничего. Поувлекаются и бросят... Шансов то никаких. Нигде и никогда. :)
"Никогда", это конечно слишком круто сказано, микроэлектроника развивается.

Но пока вопрос о наноспутниках важнее, чем о наноракете.
«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»

Старый

Цитироватьамериканцы спутники с F-15 запускают.
Ой...  :shock:  :roll:
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Инженер проекта

Цитировать
Цитироватьамериканцы спутники с F-15 запускают.
Ой...  :shock:  :roll:
Я там поправил и дополнил текст. Не цепляйтесь к формулировке. Первый ASAT по сути спутник. Второй уже отрабатывал программу перехвата спутника-мишени. Только не запускают, а запускали конечно  :roll:
«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»

Старый

ЦитироватьПервый ASAT по сути спутник.
:shock:  :roll:  :shock:  :roll:
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Инженер проекта

ЦитироватьСтартующая с борта МиГ-31И ракета способна выводить на круговую орбиту с наклонением 46_ космические аппараты массой до 160 кг (на высоту 300 км) или до 120 кг (на высоту 600 км). Параметры орбиты выведения могут меняться в широких пределах, включая высокие эллиптические, гелиосинхронные, экваториальные, полярные, с наклонением до 115


К вопросу о коммерческой стоимости полёта МиГ-31:

ЦитироватьЦена полета и порядок оплаты (откорректирована 10.01.2010)

         Стоимость полета в стратосферу -  625 000 руб
http://www.stranatur.ru/ru/vip-tours/flights/flights-mig-31/

Но пока не окупается, мало заказчиков:

ЦитироватьВ Казахстане принято решение закрыть "из-за экономической нецелесообразности" совместный с Россией космический проект "Ишим".

Проект "Ишим" задумывался как комплекс, предназначенный для запуска малых космических аппаратов гражданского назначения и базирующийся на самолетах МиГ-31, способных поднимать малогабаритную ракету. На подходящей высоте ракета, имеющая собственный двигатель, отделяется от самолета, поднимается еще выше и выводит на орбиту космический аппарат.

Соглашение о создании "Ишима" было подписано в ноябре 2005 года правительством Казахстана и Московским институтом теплотехники. Однако позднее казахская сторона пришла к выводу, что проект является для нее невыгодным и его следует закрыть. С этой инициативой выступило Национальное космическое агентство (Казкосмос). "Мы должны, к сожалению, закрыть этот проект из-за слабой маркетинговой проработки и невозможности выхода на рынок", - заявил во вторник глава Казкосмоса Талгат Мусабаев на заседании казахского правительства. Он подчеркнул, что "проект "Ишим", конечно же, технически красивый".
«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»

Инженер проекта

Цитировать
ЦитироватьПервый ASAT по сути спутник.
:shock:  :roll:  :shock:  :roll:
И чего глазки строить?

ЦитироватьПервый пуск экспериментальной ракеты ASAT с самолета F-15 по условной космической цели был произведен в начале 1984 года на Западном ракетном полигоне США.
    Его задачей была проверка надежности функционирования первой и второй ступеней УР, а также бортового оборудования самолета-носителя. Ракета после запуска на высоте 18 300 м была выведена в заданную точку космического пространства. Вместо малогабаритного перехватчика на борту УР устанавливались его весовой макет, а также телеметрическая аппаратура, обеспечивавшая передачу на Землю параметров траектории полета. Для слежения за противоспутниковой ракетой использовались радиотехнические средства Западного ракетного полигона и оптический пост слежения на Гавайских о-вах.
ЦитироватьВо время второго испытания, проходившего осенью 1984 года, ракета, оснащенная малогабаритным перехватчиком с инфракрасной системой наведения, должна была произвести захват определенной звезды. Это позволило определить ее способность по точному выводу перехватчика в заданную точку пространства. Первое приближенное к боевому испытание было проведено в Калифорнии 13 сентября 1985 г. Запущенная с истребителя F-15 ракета «СРЭМ-Альтаир» уничтожила американский спутник «Солуинд» па высоте 450 км.
«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»

Старый

ЦитироватьИ чего глазки строить?
Фигасе, строю... Они у меня вылезли на лоб!
 И где ж вы в приведённой вами цитате углядели чтото похожее на спутник?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Инженер проекта

ЦитироватьИ где ж вы в приведённой вами цитате углядели чтото похожее на спутник?
Ох, ну извините, не знаю, сколько он витков пролетел, и какие были параметры данного Космического Аппарата. Или как его по вашему обозвать?

Или Вы из принципа, лиш бы поцепляться?  :wink:

Не выгодны пока такие наноракеты.

«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»

Monoceros

Цитировать
ЦитироватьИ где ж вы в приведённой вами цитате углядели чтото похожее на спутник?
Ох, ну извините, не знаю, сколько он витков пролетел, и какие были параметры данного Космического Аппарата.

Из вашей же ссылки ясно следует что ни одного витка эта штука не делает:

ЦитироватьНаведение ракеты ASAT в расчетную точку пространства после ее отделения от самолета-носителя производится инерциальной системой. Она размещается на второй ступени ракеты, где для обеспечения управления но трем плоскостям установлены небольшие двигатели, работающие на гидразине. К концу работы второй ступени малогабаритный перехватчик раскручивается до 20 об/с с помощью специальной платформы. Это необходимо для нормальной работы инфракрасной системы самонаведения и обеспечения стабилизации перехватчика в полете. К моменту отделения перехватчика его инфракрасные датчики, ведущие обзор пространства с помощью восьми оптических систем, должны захватить цель.

Вот здесь интереснее http://en.wikipedia.org/wiki/ASM-135_ASAT
С одной стороны:
ЦитироватьSpeed   >15,000 mph (24,000 km/h)

С другой:
ЦитироватьThe ASM-134 ASAT was automatically launched at 38,100 ft while the F-15 was flying at Mach .934.[7] The 30 lb (13.6 kg) MHV collided with the 2,000 lb (907 kg) Solwind P78-1 satellite at closing velocity of 15,000 mph (24,140 km/h).

Вот эта "скорость сближения" наводит на размышления... какая все-таки реально максимальная скорость аппарата? Если правда >6700м/с то выкинуть систему наведения на спутник и готова РН...

Monoceros

Цитировать
ЦитироватьСтартующая с борта МиГ-31И ракета способна выводить на круговую орбиту с наклонением 46_ космические аппараты массой до 160 кг (на высоту 300 км) или до 120 кг (на высоту 600 км). Параметры орбиты выведения могут меняться в широких пределах, включая высокие эллиптические, гелиосинхронные, экваториальные, полярные, с наклонением до 115

160 кг - это не наноспутник, таким вобщем-то можно астронавта запустить. Двоих. Тела двух астронавтов. %)
Мы здесь обсуждаем рн для спутника порядка килограмма(ов), или меньше...

ЦитироватьНе выгодны пока такие наноракеты.
Очень даже может быть, пегас вон тоже не летает.

Старый

ЦитироватьОх, ну извините, не знаю, сколько он витков пролетел
Дык сначала узнайте. Или хотя бы попробуйте догадаться.

ЦитироватьИли как его по вашему обозвать?
Ну например ракета-перехватчик.
 Вот слышали про такую ракету В-5? Геофизическая ракета на базе Р-5, собачек на 500 км запускала. Помните? Вы это запуском спутника ещё не называете? А как вы её называете?

ЦитироватьИли Вы из принципа, лиш бы поцепляться?  :wink:
Ну когда говорят что с F-15 запускали спутник то как бы слегка режет глаз. Возникает подозрение что товарищ не в теме и желание просветить его...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Monoceros

Цитировать
ЦитироватьА мне жутко интересно - у нас что, ходят толпы заказчиков с чемоданами денег, умоляя запустить их микроспутники, чтобы городить еще один специализированный носитель?
Насколько мне известно, ситуация ровно обратная - заказчиков мало и все, что характерно, так и норовят прокатиться на халяву.
А вот это уже серьёзней. Это пожалуй главная причина, почему проект "Ишим" не пошёл, - отсутствие спроса на мелкие спутники...

Так что пока Старый оказался прав, когда вот здесь http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=3050&postdays=0&postorder=asc&start=0
писал:

Цитировать
ЦитироватьДолжон найтись, тем более с течением времени. Микроспутниками сейчас в мире многие увлекаются.
Ничего. Поувлекаются и бросят... Шансов то никаких. Нигде и никогда. :)
"Никогда", это конечно слишком круто сказано, микроэлектроника развивается.

Но пока вопрос о наноспутниках важнее, чем о наноракете.
Это немного похоже на: "Стив, Стив.. верно? Вы говорите, что это ваше техническое новшество для обычных людей. Боже мой, зачем же обычным людям компьютеры?"  :shock: :D