Интересно мнение по поводу компоновки РН!!!

Автор Alex2008, 24.06.2007 00:20:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Alex2008

Здравствуйте! В институте проект - разработка РН! Двухступенчатый тандем, 30 тонн на круговую орбиту 200 км, топливо метан+кислород!!!
Были выбраны параметры:
тяговооруженность 1-ой ступени 1,6
тяговооруженность 2-ой ступени 1,1
Стартовая масса получилась 780 тонн

Компоновочная схема РН :
ускоритель первой ступени состоит из трех одинаковых блоков,центральный и два боковых, на каждом установлено по два метановых двигателя , диаметр каждого блока 4,1, длина 28 метров! вторая ступень 1 двигатель такой же как на первой ступени, диаметр 4,1 длина 17 метров! ГО длина 26,6 метра, диаметр 5,1!!!Вся ракета 72 метра!

Интересно: кто, что думает по поводу такой компоновки???
Кто не рискует, тот не пьет! Кто не пьет, тот не рискует=)))

RadioactiveRainbow

Две ступени...
Тогда какой смысл делать "плоскую" первую ступень?
Для уменьшения нагрузок и увеличения массового совершенства блоков первой ступени их лучше собрать треугольником...
Глупость наказуема

Дем

Собственно, уж очень длинная она...
Имхо, лучше увеличить количество блоков первой ступени.  Часть под кислород, остальные под метан.
А вторую ступень можно по центру воткнуть, при переливе топлива - один движок съэкономишь.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

fagot

ЦитироватьДве ступени...
Тогда какой смысл делать "плоскую" первую ступень?
Обратите внимание на диаметр - протоновский выбран явно не случайно, чтобы использовать существующее оборудование и перевозить по ЖД. А обтекатель похоже - титановский  :). Хотя удлинение конечно получается изрядное, что не есть хорошо, да и ПН вызывает сомнения.

ЦитироватьДля уменьшения нагрузок и увеличения массового совершенства блоков первой ступени их лучше собрать треугольником...
И потом громоздить на этот треугольник вторую ступень - как бы переходник не съел весь выигрыш, да и конструкция усложняется.

WkWk

ЦитироватьОбратите внимание на диаметр - протоновский выбран явно не случайно, чтобы использовать существующее оборудование и перевозить по ЖД.
Вот это - правильно!

Дмитрий В.

ЦитироватьДве ступени...
Тогда какой смысл делать "плоскую" первую ступень?
Для уменьшения нагрузок и увеличения массового совершенства блоков первой ступени их лучше собрать треугольником...
Хе-хе, нагрузки вряд ли уменьшаться. Как понимаю, все три блока будут несущими и для их соединения потребуется некая рама. Которая и будет нагружена нехилым моментом из плоскости (в частности из-за разных температурных и механических деформаций блоков в связке).
Ракету можно укоротить, сделав центральным блоком вторую ступень, а вокруг него разместив боковые блоки. Правда, наверное, потребуется 4 более коротких ББ. Или оставить 3 ББ и удлинить вторую ступень за счет меньшего диаметра (2,9?).
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

hcube

Или поставить на УРМ первой ступени по 2 двигателя, а на УРМ второй - один.
Звездной России - Быть!

Alex2008

Цитировать
ЦитироватьДве ступени...
Тогда какой смысл делать "плоскую" первую ступень?
Для уменьшения нагрузок и увеличения массового совершенства блоков первой ступени их лучше собрать треугольником...
Хе-хе, нагрузки вряд ли уменьшаться. Как понимаю, все три блока будут несущими и для их соединения потребуется некая рама. Которая и будет нагружена нехилым моментом из плоскости (в частности из-за разных температурных и механических деформаций блоков в связке).
Ракету можно укоротить, сделав центральным блоком вторую ступень, а вокруг него разместив боковые блоки. Правда, наверное, потребуется 4 более коротких ББ. Или оставить 3 ББ и удлинить вторую ступень за счет меньшего диаметра (2,9?).
Спасибо за совет! Как я понимаю, сделав вторую ступень центральным блоком это получится уже схема пакет! Вот, а вся соль именно заключается в том, что нужна схема тандем=)))
Кто не рискует, тот не пьет! Кто не пьет, тот не рискует=)))

hcube

А кто мешает у пакета включить вторую ступень в полете?
Звездной России - Быть!

mihalchuk

ЦитироватьСпасибо за совет! Как я понимаю, сделав вторую ступень центральным блоком это получится уже схема пакет! Вот, а вся соль именно заключается в том, что нужна схема тандем=)))
Если компоновка первой ступени является трёхблочной, то чем такая схема лучше пакета? Вся соль состоит в необходимости запуска ЖРД второй ступени в полёте и непременно поперечном разделении?

Alex2008

Цитировать
ЦитироватьСпасибо за совет! Как я понимаю, сделав вторую ступень центральным блоком это получится уже схема пакет! Вот, а вся соль именно заключается в том, что нужна схема тандем=)))
Если компоновка первой ступени является трёхблочной, то чем такая схема лучше пакета? Вся соль состоит в необходимости запуска ЖРД второй ступени в полёте и непременно поперечном разделении?
В задании именно ТАНДЕМ, а под тандемом как я понимаю подразумевается, последовательное расположение ступеней. Вот поэтому меня интересует именно расположение ступеней друг за другом! Я кончено бы лучше б сделал пакетную схему, но необходимо именно разработать схему тандем=)
Кто не рискует, тот не пьет! Кто не пьет, тот не рискует=)))

hcube

Ну и сделай тандем. Возьми одинаковые ступени, тяга 1.5 от полной массы, т.е. для НК-33 скажем - 100 тонн заправленной массы, 10 тонн сухой. Внизу 3 УРМ обьединяются в треугольный пакет (который, кстати, можно в принципе установить на Протоновский старт). Сверху один такой же УРМ работает как вторая ступень. Ну, и я бы добавил третью ступень/РБ. Получатеся по развесовке что-то типа Зенита, с меньшей тягой и чуть большей массой. Плюс тот, что все 4 УРМ одинаковые. Тяговооруженнотсь на старте 415/450 = 1.1, тяговооруженность второй ступени - 150/115 = 1.3.
Звездной России - Быть!

чайник17

Цитировать
ЦитироватьОбратите внимание на диаметр - протоновский выбран явно не случайно, чтобы использовать существующее оборудование и перевозить по ЖД.
Вот это - правильно!

Давно пора от ж/д ограничений уходить.

Для доставки на Байконур, есть же самолёты типа:
A300-600ST Beluga
747 LCF Dreamlifter
да и на внешней подвеске можно таскать, а-ля Шаттл/Буран.

Dreamlifter, кстати, в Москве проектировали - опыт есть, можно Ан-124 переделать по той же схеме.

Ну а на нормальный космодром (нормальные космодромы на берегу - Kuru, Cape Canaveral) можно по воде доставлять.

Тогда диаметр можно метров 6 выбрать, высота и уменьшится.

Корабли/самолёты вон делают больших размеров, и никто по этому поводу особо не переживает. Сделали тут из оснастки священную корову...

WkWk

И снова скажу ЖД - это правильно.
 А если насчет компоновки схитрить.?
 Скомпонуй первую ступень из 6 блоков. На каждом будет по одному движку как и на второй.
 Конечно лучше бы блоки вокруг второй разместить, но если нельзя...
 Где у первых ступеней переходники между баками закрепи нижнию часть второй. Будет полуутопленая схема - как нибудь да обоснуешь.
 Да и внизу закрой обтекателем :wink:

Alex2008

Спасибо всем за советы и замечания!Будем думать! Вот и вопросик у меня назрел по поводу метана+кислород! Существует ли на данный момент хоть одна в РН мире, которая использует топливо метан+кислород хотя бы частично(то есть не на всех ступенях)???
Кто не рискует, тот не пьет! Кто не пьет, тот не рискует=)))

mihalchuk

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьСпасибо за совет! Как я понимаю, сделав вторую ступень центральным блоком это получится уже схема пакет! Вот, а вся соль именно заключается в том, что нужна схема тандем=)))
Если компоновка первой ступени является трёхблочной, то чем такая схема лучше пакета? Вся соль состоит в необходимости запуска ЖРД второй ступени в полёте и непременно поперечном разделении?
В задании именно ТАНДЕМ, а под тандемом как я понимаю подразумевается, последовательное расположение ступеней. Вот поэтому меня интересует именно расположение ступеней друг за другом! Я кончено бы лучше б сделал пакетную схему, но необходимо именно разработать схему тандем=)
Чтобы оценить компоновку ракеты, нужно знать, для чего, откуда и как часто она будет использоваться. Для общего случая считаю вашу компоновку неоптимальной именно из соображений длины. Если на первой ступени - 6 двигателей, то следует увеличить количество блоков, при этом желательно избежать "предельного" диаметра 4,1 м хотя бы на боковых блоках. Тогда варианты первой ступени такие:
1. ЦБ - 4,1 м, два двигателя, 4 ББ меньшего диаметра (3,6-3,9 м).
2. ЦБ - 1 двигатель, 5 ББ, диаметры можно сделать одинаковыми.
3. Схема 1-й ступени Протона.
Преимущества первых двух схем - в последствие можно поднять грузоподъёмность, сделав "полуступенчатость" по методу Ангары. Дополнительно можно посмотреть схемы с однобаковыми блоками.
В 3-й схеме целесообразно закольцевать топливную систему боковых блоков, чтобы ступень могла лететь и при отказе одного двигателя.

чайник17

ЦитироватьИ снова скажу ЖД - это правильно.
А аргументы есть ? (повторение - не аргумент)


Если делать ракету с 6 двигателями на первой ступени, то нужно предусматривать возможность вывода при отказе одного двигателя. Иначе надёжность получится никакая.

Соответственно, тяговооружёность 1.1 сомнительна - слишком долгим будет период, когда тяги 5 двигателей просто не хватит, не говоря уж о выводе на целевую орбиту. А также компоновка с сильно разнесёнными двигателями не годится - в случае отказа одного из двигателей боковых блоков придётся выключать и симметричный ему, и тут уж о выводе на целевую можно забыть, при потере трети тяги.

Так что для 6 двигателей надо использовать моноблок, как на Saturn 5. И тяговооружённость больше 1.2 - чтоб хотя бы стартовый комплекс можно было спасти при отказе одного двигателя.

WkWk

А какие тут аргументы. ЖД оно дешево и оснастка такая есть на заводвх.
 А отказы - не Н1 чать :wink:

Дем

Если чистый тандем - то разделять при сбросе блоки первой ступени нет смысла, и от моноблока оно не слишком отличаться будет.
И - наверно имеет смысл разнести компоненты по блокам.
Какое там соотношение объёмов? 2:1 вроде?
Тогда треть блоков под метан и две трети - под кислород.
И чтобы симметрично было - или три блока "в ряд", или шесть по кругу, без центрального.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

чайник17

ЦитироватьА какие тут аргументы. ЖД оно дешево и оснастка такая есть на заводвх.
 А отказы - не Н1 чать :wink:
Ну и сколько, по вашему, авиа доставка будет стоить, в процентах от стоимости запуска ? А водный транспорт,  он вообще дешевле ж/д.
А оснастка - если конечно закладываться на 10 запусков или 50% годовых - это проблема. Но стоит ли вообще всерьёз рассматривать создание РН в таких условиях? К тому же технологии устарели, под которые существующая оснастка сделана.

Насчёт надёжности - даже у Протона и Зенита надёжность не очень.
Надо на уровень хотя бы Союза выходить, а не Н1 вспоминать.