РД на метане

Автор MKOLOM, 17.05.2004 16:03:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

октоген

Кстати, если размерность тяги Раптора правильно указана в 700 т, то я аплодирую Моську.   Наши с РД-0164( жив ли он?) все делают недомерки... Просто какая-то эпоха   недомерков-ангара, булава, РД-0164

vlad7308

Тяга раптора только на моей памяти менялась уже трижды. В диапазоне чуть ли не порядка величины.
это оценочное суждение

Grus

#1342
Цитироватьvlad7308 пишет:
Тяга раптора только на моей памяти менялась уже трижды. В диапазоне чуть ли не порядка величины.
Это название не двигателя, а исследований.

Как я понял, прикидывали водородную ступень, как у многих. Потом получили удовлетворительный керосиновый Merlin Vacuum, о водороднике перестали говорить. Потом нашли дешево большой стенд, который смог бы помочь создать новое семейство в другом размере.

Размере, о котором, как я понял, Маску и Мюллеру мечтается давно. Любопытно, что значение тяги может быть связано с пределом стенда. Во всяком случае, новая ступень опять с девятью движками.

Родственность водородной и метановой разработки не только у них. Еще в США распространены попытки пересчета испытаний в новый размер. Этим как раз занимались в TRW.

vlad7308

ЦитироватьGrus пишет:
Цитироватьvlad7308 пишет:
Тяга раптора только на моей памяти менялась уже трижды. В диапазоне чуть ли не порядка величины.
Это название не двигателя, а исследований.
ну да
поэтому я и считаю рассуждалки на тему параметров Маскова Раптора пока что совершенно беспочвенными
НИОКР - он и есть НИОКР. Что выйдет в итоге (и выйдет ли вообще) - никому не известно.
это оценочное суждение

Grus

390 тс не выйдет. Об этом ясно извещены инвесторы, что промежуточный двигатель делать не будут. Могут ничего не сделать, это легко.

Seerndv

ЦитироватьSalo пишет:
Это констатация факта: пауза после крайнего неудачного ОСИ тянется уже больше года.  :(
- а тов. Salo что там было?
Если можно, киньте сюда, плиз.
Ничего внятного не нашёл.  :oops:
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Salo

Кинуть не могу, ибо официальной информации не было.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Seerndv

Понял, спасибо.
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Искандер

ЦитироватьGrus пишет: 
ЦитироватьSeerndv пишет: ...360 т или единица тяги в РД-180 ( похоже к этому в Штатах склоняются) - правильно?
В США такое значение тяги было модно, когда под нее РД-180 делали. И она 390 тс. Теперь AR1 - 230 тc, BE-4 - 250 тс, Raptor - 700 тс.
Больше  4500kN не встречал.. Откуда взялось 700 тс?
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Seerndv

Собственно, И.А. Клепиков в своих патентах пытался обойти фичи ДВГГ выделяя ту же проблему:
ЦитироватьМетановое горючее (в сочетании с кислородным окислителем) превосходит керосин по удельному импульсу тяги на 200 м/с и существенно лучше по охлаждающей способности - при меньшей на 200 K температуре продуктов сгорания. Указанные преимущества нового горючего позволяют создать эффективные и высоконадежные ЖРД. Этому весьма способствует возможность перевода ГГ с окислительного на восстановительный газ: при надлежащей организации рабочего процесса в кислородно-метановом ГГ наличие избыточного метана не вызывает сажеобразования (в отличие от избыточного керосина). В этом случае температуру газа перед турбиной можно поднять с 850 K (соответствует окислительному газу) до 1300 K, а восстановительный газ (тем более кислородно-метановый) уже сам по себе обладает повышенной работоспособностью. При прочих равных условиях это позволяет поднять уровень pк. Далее, ЖРД с дожиганием восстановительного газа не подвержен опасности возгорания турбинного тракта (которая весьма вероятна для окислительного газа высокого давления, что требует целого комплекса дорогостоящих материаловедческих и конструктивных мероприятий), небольшие повреждения тракта восстановительного газа не приведут к аварии, а возникшие аварийные ситуации будут развиваться сравнительно медленно. Следовательно, в кислородно-метановом ЖРД можно предусмотреть специальную систему защиты, которая оперативно отключит неисправный двигатель без ущерба для испытательного стенда или стартового комплекса, для выполнения полета и сохранности полезного груза. Важным является то обстоятельство, что после выключения кислородно-метанового ЖРД остатки топлива быстро испаряются из его магистралей (в то время как керосин приходится удалять принудительно, что является длительной процедурой, требующей специального оборудования и рабочих веществ). Благодаря этому снижается стоимость изготовления кислородно-метанового ЖРД, наряду с повышением его надежности (поскольку после контрольно-технологического испытания не требуется переборка материальной части), облегчается и удешевляется повторная эусплуатация ЖРД. Снимаются также (присущие керосиновому горючему) ограничения по многократному включению ЖРД в космосе. Высокая надежность кислородно-метанового ЖРД обеспечит его длительный рабочий ресурс и безопасность ракеты-носителя в полете, что позволит многократно использовать ЖРД и, следовательно, реально снизит стоимость выведения полезных грузов. Наконец, кислородно-метановые двигатели превосходят кислородно-керосиновые ЖРД и в экологическом отношении. В итоге, концепция кислородно-метанового ЖРД создает хорошие предпосылки к появлению в недалеком будущем сравнительно недорогих ракетных аппаратов многократного использования, в том числе - возвращаемых крылатых ступеней с воздушным стартом (с борта самолета-носителя). Однако для этого необходимо решить ряд существенных вопросов и, в первую очередь, предложить такой способ работы ЖРД, который позволит эффективно реализовать потенциальные достоинства рабочего цикла с дожиганием восстановительного газа в тяговой камере применительно к кислородно-метановому топливу. Известен способ работы ЖРД с турбонасосной подачей кислородно-метанового топлива, при котором метановое горючее используют в качестве хладагента для проточного охлаждения камеры, кислородный окислитель подают частично непосредственно в камеру, а частично расходуют на сжигание горючего в восстановительном газогенераторе, и полученный газ после срабатывания на турбине дожигают в камере - см. Acta Astronautica, vol. 41, Nos 4-10, p. 211, fig. 2 - аналог изобретения. В известном способе-аналоге для охлаждения камеры используют все метановое горючее, расходуемое ЖРД; после охлаждения камеры подогретое горючее подают непосредственно на сжигание в ГГ. Вследствие этого необходимый напор метанового насоса включает суммарные потери давления в регенеративном проточном тракте охлаждения камеры и на турбине. Как показали расчеты, при уровне pк 20 МПа в способе-аналоге необходимый напор метанового насоса достигает 50 МПа, и столь высокое давление в охлаждающей рубашке камеры разрушает механические связи между внутренней и внешней оболочками рубашки. Во избежание этого приходится идти на снижение pк, что не позволяет реализовать в достаточной степени энергетические преимущества кислородно-метанового топлива. Известен способ работы ЖРД с турбонасосной подачей кислородно-метанового топлива, при котором часть расходуемого метанового горючего используют в качестве хладагента для проточного охлаждения камеры, кислородный окислитель подают частично непосредственно в камеру, а частично расходуют на сжигание горючего в восстановительном газогенераторе, и полученный газ после срабатывания на турбине дожигают в камере - см. Acta Astronautica, vol. 41, Nos 4-10, p. 211, fig. 3 - прототип изобретения. В способе-прототипе на охлаждение камеры расходуют лишь часть жидкого горючего; нагретый в рубашке хладагент смешивают затем с оставшейся частью горючего, повышают давление смеси в подкачивающей насосной ступени и подают на сгорание в ГГ. Использование способа-прототипа позволяет снизить давление хладагента в камерной рубашке до уровня, приемлемого по соображениям конструкционной прочности. Однако при этом возникает проблема обеспечения бескавитационной работы подкачивающей насосной ступени, что предполагает существенное ограничение подогрева горючего в охлаждающем тракте камеры. А это ведет, в свою очередь, к ограничению pк величиной 15 МПа, что не позволяет реализовать энергетические преимущества кислородно-метанового топлива.
http://www.findpatent.ru/patent/216/2166661.html
- ну и далее собственно патент с его идеями обхода (и видимо, не один).  А у воронежцев. значится ход конём не удался  :(
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Вернер П.

ЦитироватьSeerndv пишет:
- ну и далее собственно патент с его идеями обхода (и видимо, не один).
А Вы нашли в сети работу Клепикова "Выбор энергомассовых характеристик маршевых многоразовых ЖРД на сжиженном природном газе " . Поделитесь, а то нашел ( за бесплатно  :) _ )только автореферат

Seerndv

Пока нет. "Будем искать!" (С)
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Salo

#1352
Что ж Вы так, на самом интересном месте?  ;)  
ЦитироватьПредлагаемое изобретение решает техническую задачу обеспечения работоспособности кислородно-метанового ЖРД с дожиганием восстановительного газа в камере при высоком уровне pк, позволяющем реализовать высокий удельный импульс тяги, присущий кислородно-метановому топливу. При этом ЖРД должен иметь простую конструкцию, базирующуюся на освоенном уровне техники, с тем чтобы создание двигателя не требовало больших затрат средств и времени и серийный образец надежно функционировал в составе ракетного аппарата при многократном его использовании. Поставленная техническая задача решается тем, что в способе работы ЖРД с турбонасосной подачей кислородно-метанового топлива, при котором часть расходуемого метанового горючего используют в качестве хладагента для проточного охлаждения камеры, кислородный окислитель подают частично непосредственно в камеру, а частично расходуют на сжигание горючего в восстановительном газогенераторе и полученный газ после срабатывания на турбине дожигают в камере, согласно изобретению, на охлаждение камеры расходуют (20-50)% горючего, сжигая использованный хладагент непосредственно в камере, а горючее, расходуемое на получение рабочего тела турбины, подают в газогенератор при давлении выше начального давления хладагента. При осуществлении изобретения ожидается технический результат, совпадающий с существом решаемой задачи. Изобретение поясняется при помощи фиг. 1 и 2:

ЖРД на фиг. 1 содержит создающую тяговое усилие камеру 1 с форсуночной головкой 1а и сверхзвуковым реактивным соплом 1б, предназначенный для подачи жидкого топлива ТНА, который включает соосно установленные и последовательно расположенные насос кислородного окислителя 2 с подкачивающей ступенью 2а, насос метанового горючего 3 с подкачивающей ступенью 3а и газовую турбину 4. Своим питающим коллектором 4а она подключена к газогенератору 5, а выхлопным патрубком 4б - к форсуночной головке камеры. Насос окислителя соединен высоконапорным трубопроводом 6 с рабочим трактом форсуночной головки камеры, а насос горючего - высоконапорным трубопроводом 7 с трактом регенеративного проточного охлаждения камеры, который подключен выходом к рабочему тракту форсуночной головки. В целях питания газогенератора жидкими окислителем и горючим он подключен (своей форсуночной головкой 5а) посредством высоконапорных трубопроводов 8 и 9 к соответствующим подкачивающим насосным ступеням 2а и 3а, создающим дополнительный напор.


на фиг. 1 представлена схема ЖРД, функционирующего согласно изобретению;

 Описанный ЖРД работает следующим образом. Сжиженный кислород поступает в насос 2, из которого основная часть жидкости (90%) по трубопроводу 6 подается в форсуночную головку 1а камеры 1, а оставшаяся часть окислителя поступает в подкачивающую насосную ступень 2а и затем подается в форсуночную головку 5а газогенератора 5. Сжиженный метан поступает в насос 3, из которого (20-50)% массы горючего по трубопроводу 7 подается в тракт регенеративного охлаждения камеры 1, после которого поступает в форсуночную головку 1а; оставшаяся часть горючего, пройдя подкачивающую насосную ступень 3а, подается по трубопроводу 9 в форсуночную головку 5а газогенератора 5. От сгорания жидких топливных компонентов в нем образуется восстановительный газ, поступающий на лопатки турбины 4, которая приводит во вращение топливные насосы через общий с ними вал (обычно состоящий из двух частей, соединенных рессорой). Отработавший газ поступает по выхлопному патрубку 4б в форсуночную головку 1а камеры 1. В ее рабочем пространстве отработавший газ дожигается с жидким окислителем и нагретым в камерной рубашке горючим; высокотемпературные продукты сгорания расширяются в реактивном сопле 1б, создавая тягу ЖРД. Для предложенного способа нами рассчитана зависимость достижимого давления в камере сгорания (pк) от доли горючего, расходуемого на регенеративное охлаждение камеры (mохл) - см. фиг. 2.


на фиг. 2 представлена зависимость достижимого давления в камере сгорания от доли горючего, расходуемого на регенеративное проточное охлаждение конструкции камеры.

Расчеты выполнены для трех значений гидравлических потерь в карманной рубашке: 2,5 МПа, 8 МПа, 15 МПа; им соответствуют верхняя, средняя и нижняя кривые. Они определяют целесообразный диапазон mохл = (20-50)%. Расширение этого диапазона вправо приводит к нежелательному снижению pк и, следовательно, к падению удельного импульса тяги, а реализация mохл < 20% весьма трудна по условиям охлаждения камеры. Согласно фиг. 2, максимальное значение реализуемого pк = 30 МПа; при этом значении давление на входе в камерную рубашку меньше допустимых 50 МПа. Очевидно далее, что осуществление предложенного способа не требует кардинальных изменений в освоенной технике ЖРД с дожиганием. Итак, ожидаемый технический результат от изобретения подтвержден.

Формула изобретения
Способ работы жидкостного ракетного двигателя с турбонасосной подачей кислородно-метанового топлива, при котором часть расходуемого метанового горючего используют в качестве хладагента для проточного охлаждения камеры, кислородный окислитель подают частично непосредственно в камеру, а частично расходуют на сжигание горючего в восстановительном газогенераторе и полученный газ после срабатывания на турбине дожигают в камере, отличающийся тем, что на охлаждение камеры расходуют 20 - 50% горючего, сжигая использованный хладагент непосредственно в камере, а горючее, расходуемое на получение рабочего тела турбины, подают в газогенератор при давлении выше начального давления хладагента.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьПлейшнер пишет:
ЦитироватьSeerndv пишет:
- ну и далее собственно патент с его идеями обхода (и видимо, не один).
А Вы нашли в сети работу Клепикова "Выбор энергомассовых характеристик маршевых многоразовых ЖРД на сжиженном природном газе " . Поделитесь, а то нашел ( за бесплатно  :)  _ )только автореферат
Пишите в личку. Я купил.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Seerndv

#1354
Да не торопится они, в отличии от воронежцев, к железу переходить.
С финансовой точки зрения правильно - надо снять ( или попытаться) сливки с линек РД-191, РД-180.
Впрочем, и узел этот в КС с турбиной какой-то непростой с точки зрения реализации, ИМХО.
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Salo

ЦитироватьSeerndv пишет:

Впрочем, и узел этот в КС с турбиной какой-то непростой с точки зрения реализации, ИМХО.
Вполне стандартный узел для ЖРД с дожиганием. И он не в КС .
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Seerndv

#1356
Пардон, не  рассмотрел толком. Получается скомпонованный с КС - если верить рисунку..
Кстати, если есть примеры именно такой реализации ДВГГ , то кто представитель, ярчайший, тэк сазать ?
Из водородников, скорей всего, с метановыми ни то что густо - слишком жидко  ;)
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

АниКей

#1357
в эту что ли тему запостить  ;)  
ЦитироватьПулламманаппаллил научил делать из экскрементов топливо для космических кораблей
  http://9tv.co.il/news/2014/11/27/190884.html  http://news.ifas.ufl.edu/2014/11/ufifas-process-can-convert-human-generated-waste-into-fuel-in-space/
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Seerndv

#1358
ЦитироватьАниКей пишет:
в эту что ли тему запостить  ;)  
Фу!
Такой опытный "товарисч" ... и так опошлить тему.  :evil:
Нет ему прощения :!:
Только если раскажет что-нибудь про Воронеж ... ;)
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Валерий Ефимов

#1359
ЦитироватьИскандер пишет:
Больше4500kN не встречал.. Откуда взялось 700 тс?
Как откуда, из Ф-1, надо же было проимитировать что существуют однокамерники на углеводородах со схожей тягой  :)  

Цитироватьоктоген пишет:
Кстати, если размерность тяги Раптора правильно указана в 700 т, то я аплодирую Моську. Наши с РД-0164( жив ли он?) все делают недомерки... Просто какая-то эпоха недомерков-ангара, булава, РД-0164
Лучше бы доделали РД-0162, чем волютаризЬм с РД-0164.
если что-то долго повторять людям, они начинают в это верить