Буксир на ЭРД

Автор Димитър, 11.01.2007 16:41:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Димитър

Я считаю, что следующий шаг в развитии космического транспорта должно быть создание многоразового орбитального буксира (МОБ) на ЭРД. По статистике за 6 лет этого века в мире произведено 183 космических запуска на высокие орбиты (включая естественно аварийные). Это дает в среднем 30.5 запуска в год. (Спасибо Старому за данные!) 30 полетов в год вполне оправдывают создание многоразового буксира.
 Из них на геостационарную орбиту произведено 133 запуска, что составляет более трети – 72.2 % от общего числа. На прочие высокие орбиты (типа Молния, типа Навстар, высокоэлиптические) и на отлётные траектории произведено 50 запусков. Понятно, что основной маршрут МОБа будет ЛЕО – ГСО – ЛЕО.
Кроме, собственно буксира, он будет еще и первообразом будущих междупланетных КК и ОСЭС. Грубо говоря, КК – это ОС с буксиром.

Какой он должен быть? Чтобы ответить, надо определиться со следующими вопросами:
1.Характерная масса ПН
Современные РН выводят на ГСО до 4 – 5 тонн ПН. Примем то же самое.
2.Оптимальная масса буксира
Чем больше буксир, тем больше будет эго мощность и ускорение связки МОБ-ПН. Тем быстрее он доставит ПН на расчетную орбиту. А это для ЭРД имеет значение – крутиться год, или прилететь за месяц. Но чем больше буксир, настолько он и дороже. Приходится искать оптимум. Исходя из того, что МОБ на ЭРД многим не нравятся как раз из за большого времени доставки груза, я предпочитаю буксиры побольше.
Для ПН в 4-5 тонн, масса буксира – 2-3 тонн.
3.Оптимальная скорость истечения V изт
Чем она выше, тем меньше рабочего тела нужно, но и тем меньше тяга и ускорение. Снова надо искать оптимум.
Согласно Лобановскому:
(http://www.synerjetics.ru/article/sm_trust.htm)
ХС для достижения ГСО на малой тяги = 4740 м/сек
ХС для выхода на орбиту Луны = 6700 м/сек, примерно столько нужно для выхода на траекторию отлета из сферы действия Земли.
Думаю, для полетов в сферы действия Земли нужно примерно V изт = 25 – 30 км/сек (УИ = 2500 – 3000 сек).

Проект буксира сделал Лин:
http://lin.narod.ru/
В состав системы входят – буксир с ЭРД  (ЭБ) масса  - 6.85 т. (Носитель – "Союз-2", подъем  орбиты до высоты 400 км с помощью отделяемого РБ с ЖРД масса ~ 0,5 т.), топливный модуль (ТМ) масса  ~10,5 т,  лунный посадочный корабль (ЛПК) масса ~11,5 т. ТМ и ЛПК выводятся на орбиту в виде связки массой 22 т (носитель – "Протон - М").
Мощность СБ - 1 МВт (удельная масса буксира – 6.85 кг/кВт)
Двигатели - 32 СПД-290
Время разгона с ЛЕО высоты в 400 км до орбиты высоты в 360 000 км – 46 суток

Буксир Лина мне нравится, но он слишком большой (он рассчитан на ПН в 11.5 тонн, доставляемой в сфере притяжения Луны). Кроме того, он использует ксенон. При 30 полетов в год потребуются десятки тонн ксенона, а это слишком много. Придется делать двигатели на другом рабочем теле. В США делали ЭРД на ртути, Энергия провела работы по созданию литиевых электродуговых двигателей с электромагнитным ускорением плазмы большой мощности. Испытан электрореактивный двигатель мощностью до 300 кВт в одном агрегате (http://www.energia.ru/energia/mars/nucl.html). Так что, надеюсь, сделать новый двигатель не на ксенон, не представляет особой сложности.
Для ГСО возьмем буксир мощностью в 400 кВт. При той же удельной массы буксира – 6.85 кг/кВт получаем 2740 кг на весь буксир. При к.п.д. 86 % и V изт = 30 км/сек тяга будет 17 Н (1.7 кг).
Энергия свой аппарат (Модуль-М) планирует доставить на МКС в составе корабля "Прогресс", после чего экипаж при выходе в открытый космос выполнит сборку аппарата и отвод его от станции. Лин считает, что можно сделать буксир, который сам разворачивает СБ автоматически.
ПН вместе с резервуаром рабочего тела (РТ), необходимое для конкретной миссии выводится РН Союз на ЛЕО. Там буксир их забирает, доставляет на ГСО и возвращается на ЛЕО. Союз выводит 7 т, буксир – 2.74, общая масса – 9.74 т. РТ, нужное для выхода на ГСО – 1.43 т. Время полета – примерно 32 дня. Обратно МОБ расходует 400 кг РТ и прилетает намного быстрее (порядка 10 дней). В общем нужно 1.83 т РТ. Ставим еще 0.17 т на бак. На ПН остается 7 – 2 = 5 тонн. Больше, чем вытаскивает Протон с РБ !
На отлётную траекторию РТ нужно 2.5 т, ПН составит 4.3 тонн.
Буксир сможет выводить и грузы побольше, но время полета увеличится пропорционально. Так, что грузопоток за единицу времени останется тот же.

Таким образом МОБ + РН Союз (без РБ) заменяет Протон + РБ. Разница в стоимости Протона и Союза примерно 40 милл. долл. Если буксир тратит на весь полет 2 месяца, то за год он сможет сделать 6 полетов = 240 миллионов долл. А для обслуживания всего грузопотока – 30 полетов в год, нужен флот из 5 таких буксиров.
Сколько сможет проработать буксир? Ресурс у СПД-290 вычислен в 27 000 часов. Это 3 года. СБ работают на ГСО 10 лет и больше. Буксир будет лететь в радиационных поясах, так что уменьшим время работы СБ до 3 года. Получается, что он сможет сделать до 18 полетов. 18*40 = 720 милл. долл. Надеюсь, что сам буксир будет стоить намного меньше.

Соображения?

alad

Прошу прощения....

а топливо он откуда будет брать?

Димитър

ЦитироватьПрошу прощения....
а топливо он откуда будет брать?

ЦитироватьПН вместе с резервуаром рабочего тела (РТ), необходимое для конкретной миссии выводится РН Союз
А энергия для ЭРД дают солнечные батареи (СБ)  :)
... ну, некоторые предлагают ядерный реактор, но радиация мне не нравится. Как буксир будет причальвать к орбитальной станции? Экипаж облучится.

mescalito

То что необходим межорбитальный буксир на ЭРД уже давно всем понятно. Есть достаточное количество научных работ и проектов и у нас и на западе. Статьи и диссертации там всякие. Но слышал есть серьезная проблема - двигатель. У мощных ЭРД необходимо охлаждать камеру, а она из керамики (или что то подобное) прокачать через нее топливо нельзя. Лабораторных ЭРД с тягой больше ньютона есть несколько. У нас это СПД-290, у амеров вроде NASA-457, у европеров RIT, но летавшего образца нет. Незнаю правда как в лабораториях камеры мощных ЭРД охлаждают. Если воодще охлаждают.
Так что буксир возможен только когда появится мощный ЭРД прошедший летные испытания на весь ресурс.
Есть правда проекты с большим количеством малых ЭРД, но здесь появляется проблема надежности при длительном нахождении в космическом пространстве.
Интересно услышать мнение обитателя форума из Израиля, который как раз и занимается ЭРДшками. Не помню его ника. Какие успехи сейчас в этой отрасли?
Информация должна быть доступна!

Димитър

Как раз при большим количеством малых ЭРД не должно быть проблем с надежности ! Если откажет один, остальные будут работать. Тяга только немного уменьшится.

Fakir

СБ на сотни киловатт, тем более на буксире - сон разума. Крепкий и глубокий.
А уж сколько потянут механизмы для автоматического развёртывания... Вся эта раскладная механика и на "обычных" современных СБ веса добавляет (шарниры, пружины, тяги, пиропатроны либо тепловые ножи и т.п.) - а для здоровущей дуры тем более.

Димитър

Цитировать1. СБ на сотни киловатт, тем более на буксире - сон разума. Крепкий и глубокий.
2. А уж сколько потянут механизмы для автоматического развёртывания...

1. Это Вы объясните ведущим специалистам из Энергии и института Келдыша, а то выходит, что они пребывают в глубоком заблуждении!  :lol:  :lol:  :lol:
2. Прежде, чем писать, надо топик читать, дорогой...  :(
Примем, что Вы поддержываете мнение, что буксир должны собирать космонавты на орбите.

Fakir

Цитировать1. Это Вы объясните ведущим специалистам из Энергии и института Келдыша, а то выходит, что они пребывают в глубоком заблуждении!  :lol:  :lol:  :lol:

Зря смеётесь. Вернее, не над тем смеётесь ;)
Не знаю, как в "Энергии", а в Келдыше как раз многие (ИМХО - большинство) эту плёночную фигню всерьёз не воспринимают ;)

V.B.

Главное, что Коротеев воспринимает ее всерьез. А остальные будут делать то, что скажет начальство.

Fakir

Хе, у Коротеева взгляды могут вполне себе сильно меняться ;)
И не слыхал я что-то, чтобы он от плёночных был в большом восторге.
То есть пиарить их могут сколько угодно, с поддержкой Коротеева или без, но факты от этого не меняются - пригодных изделий как не было, так и нет. КПД выше 8% как не поднимался, так и не поднимается (при теоретическом пределе порядка 15% для аморфного кремния).

mescalito

А как там у буржуев. Есть подобные проекты?

Кстати Димитър извините что сразу не обратил внимание, но кажется это вы занимаетесь ЭРД. Что вы можете сказать о проблемах мощных ЭРД. Почему их до сих пор нет.
Информация должна быть доступна!

Димитър

ЦитироватьКстати Димитър извините что сразу не обратил внимание, но кажется это вы занимаетесь ЭРД.

Увы, не я.  :(

Shiver

ЦитироватьА как там у буржуев. Есть подобные проекты?

Кстати Димитър извините что сразу не обратил внимание, но кажется это вы занимаетесь ЭРД. Что вы можете сказать о проблемах мощных ЭРД. Почему их до сих пор нет.

На мощные ЭРД пока нет спроса.
Как только появится реальный (не бумажный) проект с нормальным финансированием будет создана летная мощная ЭРДУ, благо  технических проблем нет, лабораторных образцов мощных ЭРД различных типов очень много и у нас и за рубежом.

Stargazer

Цитировать
ЦитироватьА как там у буржуев. Есть подобные проекты?

Кстати Димитър извините что сразу не обратил внимание, но кажется это вы занимаетесь ЭРД. Что вы можете сказать о проблемах мощных ЭРД. Почему их до сих пор нет.

На мощные ЭРД пока нет спроса.
Как только появится реальный (не бумажный) проект с нормальным финансированием будет создана летная мощная ЭРДУ, благо  технических проблем нет, лабораторных образцов мощных ЭРД различных типов очень много и у нас и за рубежом.

Кстати, про мощные ЭРД - работаю с человеком, который участвовал в программе VHITAL - мощный высокоимпульсный ДАС на висмуте, на основе ЦНИИМашевского TAL-160. НАСА закрыла эту программу, нынче все финансы приносят в жертву Луне :(

mescalito

А что-нибудь о состоянии проекта и достигнутых характеристиках двигателя ваш коллега может рассказать.
Информация должна быть доступна!

Stargazer

ЦитироватьА что-нибудь о состоянии проекта и достигнутых характеристиках двигателя ваш коллега может рассказать.

Вот тут есть доклад с прошлогодней Joint Propulsion Conference, там есть такая информация

Димитър

ЦитироватьВот тут есть доклад с прошлогодней Joint Propulsion Conference, там есть такая информация

Не открывается!  :(
The page cannot be displayed

Stargazer

Цитировать
ЦитироватьВот тут есть доклад с прошлогодней Joint Propulsion Conference, там есть такая информация

Не открывается!  :(
The page cannot be displayed

Да, что то у них с сервером. В общем, инфу по программе можно в Гугле найти, если не ищется - могу по своим архивам поискать

Shiver

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВот тут есть доклад с прошлогодней Joint Propulsion Conference, там есть такая информация

Не открывается!  :(
The page cannot be displayed

Да, что то у них с сервером. В общем, инфу по программе можно в Гугле найти, если не ищется - могу по своим архивам поискать

Успел скопировать пока сервер работал, так что могу куда-нибудь кинуть в pdf...

Старый

Цитировать30 полетов в год вполне оправдывают создание многоразового буксира.
Собственно вот это для начала и надо доказать. :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер