Координаты мест посадки Гагарина и Титова

Автор hlynin, 09.01.2007 10:04:43

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

hlynin

Цитата: 839 от 21.04.2021 17:08:11Я давно, до опубликования послеполетного доклада, у кого то читал, что мол, Гагарин сам достал стропорез и отрезал НАЗ с лодкой, ПСПК-1 (парашютная система приземления космонавта) стала легче и это позволило увеличить относ по ветру, что бы не приводниться в Волгу.
Откуда растут ноги у легенды - не знаю.
Да я тоже читал много разно. Дело в том, что кроме Аллы Масевич в "Комсомолке" цензура не допустила описания приземления Гагарина отдельно от СА. И боле-мене адекватные описания пошли лет через 7-10, часто уже после гибели Гагарина. Нафантазировалось много. Вот даже эта Рита, которая с бабушкой первая встретила Гагарина и рассказала "Не менее тысячи раз" впадает в фантастику, например, бабушка откручивала Гагарину шлем (именно откручивала). Наверняка писали уже после появления водохранилища, на самом деле до Волги было километров 10, я думаю, ибо в 1961 году она текла под саратовским берегом и была шириной не более километра-двух
ps. Причём ветер был ОТ Волги

839

Кстати, при катапультировании из аварийной РН до высоты 500 м, по схеме НАЗ штатно оставался в кресле, при разделении с космонавтом.

petr-2000

Парк покорителей космоса им. Юрия Гагарина в Саратовской области


Цитата: undefinedНовое общественное пространство и музей гордости отечественной космонавтики под открытым небом открылся в 60-ю годовщину полета человека в космос.
расположение:
Саратовская область, Энгельсский район, 3 км от с. Новая Терновка
проектирование:
2019
реализация:
2020-2021
площадь парка:
18,9 га
площадь павильона инфоцентра:
476,45 м2
длина пешеходных дорожек:
6 км
длина велодорожек:
6,1 км
длина маршрута «108 минут»:
450 м
количество высаженных в парке растений:
1,7 млн
авторы проекта:
WEST8 urban design and landscape architecture
Эдриан Гёзе (партнер основатель), Инна Цораева (руководитель проекта), Назар Дутко (архитектор), Перри Маас (дизайнер по мебели и освещению)
Московский центр урбанистики / Сергей Капков (руководитель центра), Дарья Кирпичникова (руководитель проекта реализации), Илья Ищенко, Дмитрий Панин (ГАП), Екатерина Санникова (ведущий дизайнер), Никита Грачев (ведущий архитектор), Татьяна Шага, Мария Зенкина (архитекторы)
Информация от архитекторов:
Еще каких-то два года назад место легендарного приземления Юрия Гагарина и спускаемого аппарата 12 апреля 1961 года, расположенное в поле на берегу Волги напротив Саратова, привлекало лишь случайных посетителей, увлеченных космосом школьников и студентов, а также небольшие туристические группы.





Сейчас это один из самых современных парков-музеев в России, созданный по высшим мировым стандартам. На территории Парка покорителей космоса есть wi-fi, комфортное пространство для прогулок, автомобильные и велопарковки, а также точки притяжения, которые рассказывают об истории космонавтики. До парка можно доехать на велосипеде по велодорожке из села Квасникова на берегу Волги. Внутри парка тоже можно передвигаться на велосипеде по специальному маршруту.



Главный арт-объект парка -- отреставрированная капсула, на которой Юрий Гагарин приземлился на колхозном поле к удивлению и испугу местных жителей, а также полная копия автобуса «ЛАЗ-695», на котором его везли к взлетной площадке Байконура.





Известную местным жителям Стелу и памятник Юрию Гагарину отреставрировали. Кроме того, в Парке появилась пешеходная дорожка «108 минут», на гранитных плитах которой можно прочесть цитаты из сеансов связи Гагарина с Землей, расположенных в хронологическом порядке.




Также с нуля была построена Площадь космонавтов, павильон Инфоцентра и образовательный объект «Стена славы» с именами ученых -- от Циолковского до Королева -- и описанием их вклада в развитие космонавтики; высажен кедровник из 90 деревьев (в память о том, что позывной у Гагарина был «Кедр-1»); создана Аллея флагов, построена смотровая площадка и проложен пешеходный путь к новой активной зоне -- месту приземления спускаемого аппарата: здесь установлена парковая мебель из специально разработанной линейки и арт-объект скамья «Орбита».

UrayV

Цитата: petr-2000 от 12.05.2021 19:49:00Главный арт-объект парка -- отреставрированная капсула, на которой Юрий Гагарин приземлился на колхозном поле
А в музее РКК Энергия копия?

Liss

Цитата: UrayV от 12.05.2021 22:25:31
Цитата: petr-2000 от 12.05.2021 19:49:00Главный арт-объект парка -- отреставрированная капсула, на которой Юрий Гагарин приземлился на колхозном поле
А в музее РКК Энергия копия?
Просто пресс-релиз писал некомпетентный человек.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

hlynin

А вот это действительно оригинал? (расчётные координаты и время)?

Liss

Ну да, был такой документ. 
Нет, продолжительность 106 минут не из него списана.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

hlynin

Цитата: Liss от 13.05.2021 15:58:38Нет, продолжительность 106 минут не из него списана.
Я помню твои расчёты. Просто, если документ подлинный, то

а) откуда взялось 108 минут?
б)однозначно сказано, что 1,03 витка - никах сомнений в кругосветке
в) можно посчитать промах и однозначно отбросить сообщения Каманина, что посадка предполагалась в Астраханской области

Liss

Цитата: hlynin от 13.05.2021 16:16:24
Цитата: Liss от 13.05.2021 15:58:38Нет, продолжительность 106 минут не из него списана.
а) откуда взялось 108 минут?
б)однозначно сказано, что 1,03 витка - никах сомнений в кругосветке
в) можно посчитать промах и однозначно отбросить сообщения Каманина, что посадка предполагалась в Астраханской области
(а) Майор Гассиев по часам засек. Ну или как вариант -- кто-то у него в дивизионе точное время записал.
(б) Никаких. И по плану, и по факту.
(в) Ну каманинские "110 км от Сталинграда" давно уже отвергнуты, но так и не объяснены.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

hlynin

Цитата: Liss от 13.05.2021 16:21:16(а) Майор Гассиев по часам засек. Ну или как вариант -- кто-то у него в дивизионе точное время записал.
Такой символ - легендарные 108 минут! - а откуда взялись, неизвестно. Я был уверен, что это расчётное время полёта - ан, нет. Похоже на то, что кто-то слишком громко прокукорекал и было поздно исправлять сказанное. Примерно как Андрея Стаханова в газете возвеличили, но назвали Алексеем. Доложили Сталину. Сталин сказал задумчиво: "Алексей... Хорошее русское имя..." Тут же Стаханову вручили новый паспорт, где он назван Алексеем. Возможно, из-за этого он и спился...

Старый

Цитата: Liss от 13.05.2021 16:21:16Майор Гассиев по часам засек. Ну или как вариант -- кто-то у него в дивизионе точное время записал.
А часы были тарированные?
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.

petr-2000

ЛАЗ-695: Второй первый в космосе (как восстанавливали автобус для экспозиции комплекса места посадки Гагарина)


ЦитатаРовно 60 лет назад с космодрома "Байконур" в первый космический полёт отправился Юрий Гагарин. К стартовой площадке космического вояжа его доставил автобус ЛАЗ-695Б: на вид серийный, но с сюрпризами внутри. Тот самый автобус чудом уцелел в советские годы, и ныне жив и здоров. Историческая машина принадлежит мемориальному музею Юрия Гагарина на его родине, в городе Гжатске Смоленской области, с 1968 года названном в его честь.

Оригинальный ЛАЗ-695Б, принадлежащий мемориальному музею Юрия Гагарина. 2019
Сегодня, в день 60-летия первого полёта человека в космос, в Саратовской области, близ Энгельса, торжественно открывают "Парк покорителей космоса" -- на том самом месте, где приземлился Юрий Гагарин. И звездой экспозиции парка стал... ЛАЗ-695Б. Теперь у "первого в космосе" появился дублёр -- или двойник, или брат-близнец, кому как угодно. И это -- работа всем нам известной петербургской команды автобусников.

В Парке Покорителей Космоса, 2021
Многие из нас в детстве мечтали стать космонавтами: хорошая, почётная, героическая профессия. История "дублёра" -- наглядная демонстрация того, что стать героем космической одиссеи можно, даже прожив долгую и обычную жизнь. Даже если ты -- старый, потрёпанный жизнью автобус.

Новодельная копия, выполненная для ''Парка покорителей космоса'''. 2021
"Хоботными" ЛАЗами первых поколений мы в принципе не богаты. Подавляющее большинство таких автобусов списали ещё в годы застоя, и известные образцы всех поколений можно сосчитать по пальцам одной руки. Поэтому "автобус Гагарина" уникален не только своей историей: получилось так, что именно "гагаринский ЛАЗ" -- в принципе единственный живой ЛАЗ-695Б во всей России.

Реплика. ''Парк Покорителей Космоса'', Саратовская область, 2021
Что делать, если поступил заказ на машину, которых на всю страну в живых -- ровно одна, и та -- ценнейший объект культурного наследия, и явно нужнее в родном мемориальном музее? Остаётся построить клона своими силами! Благо, ЛАЗ-695 -- массовая модель-долгожитель: в серийном производстве она пробыла 51 год, с 1957 по 2008-й. За долгие годы выпуска бессмертный львовский автобус постоянно менялся и эволюционировал, но основа конструкции -- ферма -- оставалась прежней. Благодаря тому, что габаритные размеры ЛАЗов с годами в целом не менялись, кузовные элементы автобусов первых поколений в определённой мере совместимы с поздними моделями -- хоть и не без помощи хирургического вмешательства.

Один из исходников -- ЛАЗ-695Е начала 60-х годов выпуска. Санкт-Петербург, 2019
По сути, реплика ЛАЗа даже не восстановлена -- она построена заново. Кузов ЛАЗа для "Парка покорителей космоса" в Петербурге пережил глобальную реконструкцию -- или то, что называется модным буржуйским словом "ребилд". До этого проектов подобной сложности с автобусами в России ещё никто не осиливал -- так что это пока новая, невиданная прежде вершина мастерства реставраторов. Все работы по воссозданию "космического" ЛАЗа-695 для Парка покорителей космоса проводились по заказу Московского Центра Урбанистики.

Разборка ''Елены'' в начале проекта. Санкт-Петербург, 2020

То, что осталось от первого донора. Позже с него снимут ещё и оси. Санкт-Петербург, 2020
За отправную точку петербургские мастера взяли два ЛАЗа. Первый -- остов "Елены" ЛАЗ-695Е начала 60-х годов постройки, служивший сараем в огороде близ Тосно, что в Ленобласти. При жизни автобус обслуживал развозку порохового завода в селе Никольском, по некоторым артефактам -- пережил капиталку на АРЗ в Тосно, а до этого -- возможно, успел поработать на регулярных рейсах.

Начало. Санкт-Петербург, 2020
Второй донор для проекта -- поздний ЛАЗ-695Н 2002-го года постройки с мотором ЗИЛ-508, работавший в козельской Автоколонне 1306, что в Калужской области. Помимо двух основных фигурантов, кое-какими элементами поделились сараи из ЛАЗов, валявшиеся в огородах по окрестностям Петербурга.

2020. Отправная точка: у ''Наташки'' едет крыша...

Оп! И кабриолет.
Более молодая "Наташка" стала в прямом смысле основой для проекта: от неё кузову реплики досталось всё то, что ниже линии окон, то есть несущая ферма и борта. Реликтовый сарай модели 695Е, в свою очередь, поделился уникальными элементами машин древнего выпуска: крышей, передком и кормой. Благо, габаритные размеры и конструкция классического ЛАЗа, хоть и не без труда, но позволяют сочетать одно с другим.

2020. Процесс трансплантации
Если документация на сам автобус сохранилась и доступна едва ли не в полном объёме, то про "космическое" нутро ЛАЗов информации не так уж и много. Естественно, перед постройкой копии реставраторы выезжали в Смоленскую область, где детально изучили и обмерили оригинальный "гагаринский" ЛАЗ-695Б в мемориальном музее. В первую очередь петербуржцы изучали в Гагарине даже не сам автобус, а его уникальное оборудование, которое также воссоздали в реплике в полном соответствии с оригинальной машиной.

2021. Финишный результат
Здесь важно оговориться: оригинальный "автобус Гагарина" уже после полёта прожил долгую жизнь, работал на Байконуре, капиталился и переделывался, и потому компоновка его салона отличается от той, что видна на кадрах кинохроники. Петербуржцы же решили воссоздать в реплике ЛАЗа салон на момент того самого, первого исторического рейса этого автобуса -- на апрель 1961 года, опираясь на кадры киносъёмок и архивные фотографии. Так что братья-близнецы всё-таки отличаются, но при сохранении достоверности.

2020. Панелью передка поделился ещё один не подлежавший восстановлению древний ЛАЗ

2020. В корме

2020. Крыша ''Елены'' прирастает к бортам ''Наташки''
С миру по нитке -- нищему рубаха. ЛАЗ-695 для "Парка покорителей космоса" собирали всей страной, от Петербурга до Дальнего Востока.
Двигатель для "нового гагаринского ЛАЗа", рядная ЗИЛовская "шестёрка" модели 157Д, выпущенный в 1964 году, нашёлся в Хабаровске. Мотор стоял на компрессорной установке в армейской консервации, и дошёл до наших дней с нулевым пробегом.

2020. Монтаж мотора ЗИЛ-157Д
Оси, в соответствии с эпохой выпуска машины, пришлось заменить: у ранних и поздних машин они хоть и взаимозаменяемы, но разные. Спереди пришлось отказаться от гидроусилителя: он модели 695Б был ещё не положен. Ведущий мост Raba венгерского производства ЛАЗ-695 получил в серии 695Е, но не сразу, а в середине 60-х; до этого на ЛАЗах использовали ведущий мост от грузовика ЗИЛ-164. Повезло, что тосненский донор, хоть и оказался уже "Е-серии", нёс на себе именно ранний "ЗИЛовский" мост, соответствующий и модели 695Б. Редуктор для него позаимствовали у ЗИЛ-133: он нашёлся в Челябинске.

2020. Выехали на белый свет

2020. Выехали на белый свет
Единственное явное отклонение от оригинала, которое сознательно допустили при реконструкции машины -- четырёхконтурная тормозная система, доставшаяся от исходного автобуса 2002 года. После долгих сомнений и споров ребята решили, что оригинальные тормоза ранних 695 были всё-таки недостаточно надёжны -- и во имя безопасности автобус незаметно усовершенствовали. Тем более, что машина будет ездить, а не только простаивать недвижимым экспонатом.

Здесь хорошо видно, от какого кузова что позаимствовано

Здесь хорошо видно, от какого кузова что позаимствовано
Самая сложная часть работы -- тот самый нестандартный салон, который у оригинала был изготовлен в ГСКБ по автобусам по супер-специальному заказу. После долгих консультаций с экспертами по железным птицам выяснилось, что поворотные кресла в "гагаринском ЛАЗе" взяты из самолёта Ан-10. Но вот незадача: самолёт этот был неудачным, нередко падал, и посему вымер ещё к семидесятым годам. До кучи -- единственный сохранившийся борт, находящийся в музее ВВС в Монине, оказался ещё и пострадавшим при пожаре.

Окончательный вид салона
Поэтому в реплике ЛАЗа кресла изготовлены своими силами, но с максимально возможным приближением к оригиналу: за основу для поворотных взяты сиденья из Икаруса-256, а неподвижные -- взяты из списанного Ту-154, который утилизировали в Ульяновске.
Часть поворотных механизмов изготовили в Нижнем Новгороде: их позаимствовали у домов на колёсах. Все остальные нестандартные элементы воссозданы с нуля и являются плодом творчества мастерской. Не обошлось без помощи современных технологий: в частности, очень помогли 3д-моделирование, лазерная фрезеровка и 3d-печать. В частности, отрисовали и напечатали на 3д-принтере рукоятки стеклоочистителей на передней панели, кронштейны и зажимы для шторок в салоне. Работа по кабине и интерьеру была крайне непростой, по сути ювелирной -- но теперь всё работает, поворачивается и регулируется ровно так, как в оригинальной машине.

В этом коробке -- система кондиционирования скафандров, подключаемая к креслам космонавтов
Приборы для аппаратуры в салоне -- авиационные: их собирали буквально по всей стране. Отметились Ставрополь, Саратов, Самара, Смоленск, Курск, Уфа, Красноярск, Нижний Новгород, Набережные Челны, Москва и Петербург. А ещё в салоне обозначился вентилятор, позаимствованный из кабины списанного вертолёта Ми-8. Огромное множество прочих мелочей, как это обычно бывает, закупали для ЛАЗа по всей нашей необъятной. Стёкла для скатов крыши изготовили на заказ в Петербурге, а вот окна хитрой формы сзади опрошенные "стекольщики" не осилили ни за какой бюджет -- пришлось выгибать самостоятельно, из плексигласа.

Стёкла в скатах крыши
Приборы в кабине водителя восстанавливали на основе "поздних", от ЛАЗ-695Н: отрисовали макеты, отхромировали "колодцы", и вставили сферические стёкла. Клавиши у водителя, как и воздушный кран открывания дверей -- оригинальные, соответствующие модели 695Б. А вот сиденье водителя и ряд элементов кабины достались при разборе списанного учебного ЛАЗа-695Н в карельской Лахденпохье -- те, кто ездили в ту сторону, наверняка замечали эту машину на площадке местного ПТУ у въезда в город.

Кабина

Приборы
Забавная деталь: год назад старый друг из Петербурга, занимавшийся проектом (и державший его в секрете даже от друзей), немало удивил меня, попросив выкупить на авито... железнодорожный горшок -- тот самый, с педалькой, куда ещё принято швырять лом для экспериментов в области естественных наук. О цели столь странной покупки друг молчал и лишь загадочно улыбался: но теперь я знаю, что горшок, купленный в Минеральных Водах, теперь живёт в реплике "гагаринского ЛАЗа". Кстати, доставка у него была -- в лучших традициях нашего безумного жанра: из Ставрополья это, так сказать, устройство приехало в Петербург в салоне музейного Мерседеса О325.



Неожиданной трудностью оказалось воссоздание декора: даже хороших образцов подоконных молдингов, к примеру, нигде не осталось. Небольшой кусочек искомого нашли у коллег в Музее ГЭТ, на кузове "Фестивального" ЛАЗа -- этот фрагмент обмерили, распустили трубу, и при помощи фрезеровки воссоздали молдинги для "гагаринской" машины. Благодаря лазерной фрезеровке воссоздали и шильды "Львiв" раннего образца спереди и сзади: оказалось, что даже изображений такой надписи толком нигде не водится. Здесь помог американский коллега, приславший реставраторам качественное фото надписи-копии из его коллекции, изготовленной по его заказу на основе старых чертежей.

Начали грунтоваться

Загрунтовались
Реконструкция "гагаринского ЛАЗа" в рамках этого заказа заняла чуть меньше года, что для масштабов проекта -- темпы стахановские. Первый месяц ушёл на сбор информации, изучение документов и натурного образца -- а 11 оставшихся месяцев потратили непосредственно на постройку автобуса-реплики.
На прошлой неделе ЛАЗ-695 благополучно доставили на трале в Энгельс, и после финальных приготовлений петербургскими специалистами передали заказчику. В подарок при сдаче автобуса, реставраторы передали Парку покорителей космоса две советских фарфоровых фигурки космонавтов.

Покрасились!
Сложнейший автобусный проект в истории петербургской мастерской, да и в России в принципе, закончился успешно -- сегодня днём, на торжественном открытии Парка покорителей космоса, автобус показали первым лицам страны. Ну, это вы могли видеть и по ТВ.

2021, Парк покорителей космоса
В пункте назначения намерены использовать ЛАЗ не только как статичный глянцевый экспонат, но и бережно эксплуатировать автобус-реплику, катая на ней гостей мемориала. Так что в этом ЛАЗе каждый сможет, хотя бы немного, но почувствовать себя первым космонавтом планеты Земля. Лично я надеюсь, что будущие поколения, глядя на "второго первого в космосе", усвоят: человека в космос привезла не только ракета, но и старый советский автобус -- один из многих, но уникальный сам по себе.
А может, даже снова станет модным хотеть стать космонавтом, как это было когда-то давно.

''Случилось, как в хорошем романе: моё возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолёте. Юрий Гагарин.''
Интересно, что настоящий ЛАЗ-695, возивший Гагарина, при реставрации в 80-х несколько переделали -- и теперь на правду больше похожа реплика, чем он сам. Сравнить новодел с оригиналом можно вот здесь. Там же раскрыт и ряд секретов оригинальных "космических" ЛАЗов, и судьба той самой первой машины в деталях.
Пока из-за некоторых формальностей мы не можем назвать мастерскую-исполнителя (хотя всем она и так знакома). А за предоставленные фото процесса спасибо моему другу, попросившему обозначить себя как "ФЧ" (=
На этом у меня на сегодня -- всё. С праздником, друзья -- и до встречи на следующих остановках!

hlynin

Типичная история-повторение, как с кораблём Тесея. Его корабль греки использовали ежегодно в празднествах, ежегодно меняя детали и особо не утруждаясь с копированием оригинала. И у философов возник вопрос - тот ли это корабль и в какой степени его можно обновлять, чтобы утверждать, что корабль тот же.
Автобус действительно выглядит старомодно, но очень прилично и даже с рейсовой табличкой и я даже надеялся на нём уехать в Энгельс или Саратов, вот только водитель всё не появлялся

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

hlynin

Цитата: Liss от 13.05.2021 16:21:16(в) Ну каманинские "110 км от Сталинграда" давно уже отвергнуты, но так и не объяснены.
Особенно удивительно, что за несколько дней до полёта Каманин лично осматривал район посадки - Куйбышевскую (вероятно и Саратовскую область), отметив нехорошие для поиска и посадки Жигули

АниКей

Цитатаsarnovosti.ru

Парк покорителей космоса растрогал путешественника с котом -- Регион 64



Парк покорителей космоса растрогал путешественника с котом
Парк покорителей космоса растрогал путешественника с котом
В саратовском Парке покорителей космоса побывал необычный гость. Как сообщает 25 июня в соцсетях музей под открытым небом, речь идет о коте-путешественнике Тише, который является главной звездой инстаграм-аккаунта @catnutrition.ru.

«Тиша прибыл в Саратовскую область из Москвы и не смог проехать мимо нашего мемориально-образовательного комплекса, так как для его хозяев тема космоса является одной из любимых. Кстати, по официальным данным, за всю историю космонавтики на околоземной орбите побывал только один представитель семейства кошачьих! Франция осуществила запуск спутника с кошкой Фелисетт на борту 18 октября 1963 года», - говорится в публикации.
Хозяйка Тиши Вероника Козырева поделилась в «Инстаграме» эмоциями, полученными во время посещения парка.
«В этом месте сложно не растрогаться, когда видишь надписи «Поехали!», барельефные портреты героев, 20-метровый обелиск, возносящийся в небо. Под ногами на дорожках высечены переговоры Гагарина и Королева. Весь полет Гагарин держал с ним связь: «Внимание! Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Очень красиво». Место приземления Гагарина и место падения капсулы разнесены на несколько километров, поэтому вы уверенно можете отходить свои 10000 шагов и даже, наверное, все 15 :) Но мы выбрали самокаты, которые там даются в аренду. Также между достопримечательностями в парке ходят бесплатные маршрутки», - рассказала Козырева.
Она также дала совет по посещению объекта любителям путешествовать с животными.
«Так как в Саратове бывает крайне жарко, будьте готовы взять очень много воды и для себя, и для кота (собаки), даже если обычно ваш кот не пьет. Тиша вчера в какой-то момент задышал, как овчарка, с открытой пастью и высунутым языком. У нас с собой была бутылочка воды, но миску забыли в этот раз. Поэтому Тише наливали прямо в колпачок, и он жадно вылакал колпачка 3-4», - сообщила путешественница.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!