Скринсейверы сайта Буран.ру

Автор Вадим Лукашевич, 30.10.2006 23:20:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Вадим Лукашевич

ЦитироватьАбамлеть можно, как все трудно! :)
Но мы это уладим (в нужный момент остановим Луну :) )

Я тут думал насчет симуляции взлета с поверхности Земли - там не так все просто. Ведь гравитация планеты движет аппарат в ту же сторону, что и сама планета крутится, благодаря чему мы стоим, собственно, на земле ногами. Мы неподвижны относительно системы отсчета связанной с точкой на поверхности, на которой мы стоим.
Но если нас за шкирку поднять над землей метров на 300 и сделать неподвижными относительно центра Земли, то мимо нас под ногами будут со страшной скоростью пролетать моря, горы, небоскребы. То есть Земля своей гравитацией вращает нас вместе с поверхностью.
Так же должно быть и с ракетой, стартующей с Земли.
Но.
Со временем, гравитация Земли будет ослабевать и ракета будет становиться все более независимой.
Я это всё к чему - просто для простоты симуляции мне надо как-то найти этот момент, когда Земля уже не будет действовать на ракету своим полем (точнее этим воздействием можно будет пренебреч).
И этот момент должен быть незаметным - переход из свободного полета в полет под воздействием гравитации.

Я, вообще, правильно рассуждаю, начнем с этого? :)
Я думаю, что это излишнее усложнение. Ведь у нас наблюдатель всегда связан с перелетным комплексом, поэтому нам, в принципе, важна не реальная траектория полета, а то, что видит наблюдатель. Поэтому предлагаю все сделать гораздо проще - при старте с околоземной орбиты выбираем направление полета (продольную ось перелетного комплекса) не на Луну, а на 50 градусов (прошу имеющих Левантовского под рукой этот угол уточнить) в сторону ее движения по своей орбите вокруг Земли. Затем Земля уменьшается, а направление полета (т.е. продольная ось) уменьшается при очень небольшом росте видимого размера Луны. Например, когда диск Земли становится в половину высоты монитора, угол между направлением полета (продольной осью комплекса ЛОК+ДМ+ЛК) становится 35-40 градусов, а видимый диск Луны вырастает на 10-15%.
Так дальше и летим:
- размер диска Земли уменьшается;
- размер лунного диска растет;
- направление полета (продольная ось перелетного комплекса) приближается к краю лунного диска, т.е. к высоте окололунной орбиты.
Все заканчивается, когда связка достагает высоты окололунной орбиты (при этом видимый размер Земли соответствующий, превышающий первоначальный размер Луны - в момент старта - в 3-4 раза). В этот момент показываем срабатывание двигателя и дальше вращаемся вокруг Луны. При таком подходе не важно, делает траектория перелета Земля-Луна при взгляде с перпендикуляра к плоскости эклиптики "восьмерку" или нет. Проще говоря - если мы будем делать именно "восьмерку", то это мало кто заметит.
По большому счету, это вопрос "прицеливания" к одному ("переднему") или другому ("заднему") краю Луны. Если к "переднему" (в направлении движения Луны вокруг Земли), то будет "восьмерка". Давайте так и сделаем (тем более что трудоемкость обоих вариантов равноценна).
Но вопросом нахождения границы гравитационных сфер влияния не заморачивайтесь - нам это совсем никак не поможет, только все усложнит. Это было бы нужно, если бы мы учитывали переменную скорость полета, но я предлагаю считать, что скорость постоянна.
Так проще.

avmich

ЦитироватьГде вы это нашли?  :)  Лучше бы тоже стр указывали.

О! нашел.. А еще там рядом написано:

...(рис 73)  и так как Луны не явлется точкой попадания все равно не происходит..  

Впрочем, это траектория для несколько экстремального варианта. Траектория здесь размыкается. На Землю не вернутся, Луну не облететь. На орбиту Луны выйти очень затруднительно.

1) Выходим на эллипс перелёта к Луне - апогей где-то на расстоянии радиуса орбиты Луны вокруг Земли.

2) Пусть направление движения по эллипсу - например, по часовой стрелке - совпадает с направлением движения Луны вокруг Земли.

3) В апогее скорость относительно Земли небольшая - меньше, чем скорость Луны относительно Земли, конечно. Поэтому "зона притяжения Луны" набегает на сравнительно медленно двигающийся аппарат. И аппарат входит в эту зону притяжения "с гиперболической скоростью" относительно Луны.

4) Дальше есть два варианта. Либо аппарат входит в зону притяжения Луны (или эта зона догоняет аппарат, что то же самое), находясь ближе к Земле, чем Луна. Ну, скажем, апогей чуть меньше радиуса орбиты Луны, на, скажем, 20 000 км. Тогда в зоне притяжения Луны гипербола окажется выгнутой "от Земли". С точки зрения Земли аппарат пройдёт на фоне видимой стороны Луны (мы считаем, для простоты, задачу плоской), потом облетит Луну в том же направлении - по часовой стрелке - получит, таким образом "гравитационный разгон" и выйдёт из-за обратной стороны Луны, обгоняя Луну.

Либо аппарат входит в зону притяжения Луны дальше радиуса лунной орбиты. Тогда гипербола оказывается выгнутой "к Земле", аппарат описывает восьмёрку, проходя за Луной (с точки зрения неподвижной Земли), тоже получает гравитационное ускорение и покидает зону Луны на видимой с Земли стороне, тоже двигаясь быстрее Луны.

То есть, мы можем выбирать, за Луной или перед Луной сначала проходить (в её зоне притяжения).

Что делать, если хочется выйти на орбиту вокруг Луны? Сначала подобрать (начальным пуском и коррекциями) траекторию облёта так, чтобы она проходила над поверхностью Луны поближе к ней (10 км, скажем). В точке перицентра окололунной гиперболической орбиты включить двигатель и перейти на замкнутую орбиту. Заметим - двигатель можно включать, даже находясь в прямой видимости Земли. Вопрос экспертам - почему Аполло-8 так не делал? Подозреваю, хотели иметь возможность, при неполадках с двигателем, вернуться назад автоматически, но точно не помню.

Что делать, если хочется автоматически вернуться на Землю после облёта? Подобрать время входа в зону притяжения Луны и вектор скорости относительно Луны так, чтобы гипербола, пройдя периселений, была направлена в сторону Земли.

avmich

Цитировать
Цитировать

Картинка кстати неправильная. При полете по такой траектории корабль просто бы не смог догнать Луну. У нее орбитальная скорость куда веше чем у корабля. В реальности траектория была восьмеркой.

Да, пожалуй. Так летать можно - если лететь в обратную сторону относительно движения Луны. Тогда, конечно, выход на орбиту вокруг Луны обойдётся дороже, в м/с.

avmich

Цитироватья бы посоветовал читать не ее, а книгу Егорова о достижении Луны.

Ссылку не дадите? Или название?

m-s Gelezniak

ЦитироватьYou publish, but mister m-s Gelezniak will explain that this...  :)
Не вопрос :)  (No problem :lol: )
PS Ну почти...
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

SpaceR

Цитировать
Цитироватья бы посоветовал читать не ее, а книгу Егорова о достижении Луны.
Ссылку не дадите? Или название?
Гугль находит без проблем. Я позавчера нашёл и скачал (бесплатно).
Название тут: http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=874452#874452

Вадим Лукашевич

Нужа помощь - нужно соотнести ЛОК и ЛК.
Есть размеры (длина, диаметры отсеков) ЛОКа и ЛК?

David Lee Rickman

ЦитироватьНужа помощь - нужно соотнести ЛОК и ЛК.
Есть размеры (длина, диаметры отсеков) ЛОКа и ЛК?

I have accurate dimensions of the LK. These are not simple dimensions which have been published. These are real dimensions from actual engineering drawings.

These are not dimensions I can post openly at this time, but I will be happy to share them with your artist for the benefit of accurately portraying this vehicle.

You can contact me at DavidLRickman@aol.com

Best Regards,

David L. Rickman
549 Caribou Road
Asheville, NC  28803
USA

Petrovich

Под рукой пока ЛОК, диаметр СА 2,2м



может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Вадим Лукашевич

Спасибо, но проблема вот в чем: 3D модель ЛОКа уже есть в скринсейвере, и вы это можете видеть. 3D модель ЛК уже тоже есть. Каждая из этих моделей сделана правильно, в правильных пропорциях - но теперь нужно их совместить, приведя к одному масштабу. Мне кажется, что ЛК выглядит как-то меньше в соотношении с ЛОКом, чем должно быть. Чуть позже выложу скриншоты.
Поэтому нужно соотнести их размеры, т.е. нужны линейные (абсолютные) размеры и ЛОКа, и ЛК одновременно.
После этого начнем "одевать" ЛК в ЭВТИ.

RustemNur

Цитировать
ЦитироватьНе подскажите, вариант под Линукс есть?

Нет, и не планируется. почитайте тему, тут был большой срач про это.
Что-то не ищется...
Ну да ладно, понятно. Наверное программиста нет...
На форуме прошу обращаться ко мне на "ты". Спасибо.

Вадим Лукашевич

вот что мы сейчас имеем: ЛК поблочно, без ЭВТИ (на ориентацию ЛК относительно ЛОКа внимания не обращайте)

в реальном размере www.buran.ru/galapago/lk4.jpg


в реальном размере www.buran.ru/galapago/lk2.jpg


в реальном размере www.buran.ru/galapago/lk3.jpg

Вопросы следующие:
- каково положение посадочных опор в стартовом режиме? Т.е. они просто вертикальны (параллельны продольной оси) или до максимального обжатия боковых стоек, т.е. "поджаты под себя"?
- как сложены антенны на посадочном устройстве при старте?
- как складывается лесенка при старте?
- когда все это разворачивается?
- что за плоская пластина, закрывающая движок? Каким целям она служит и каким образом?
- какова ориентация (по крену) ЛОКа и ЛК в состыкованном состоянии? Люк напротив люка или другая?

David Lee Rickman

ЦитироватьВопросы следующие:
- каково положение посадочных опор в стартовом режиме? Т.е. они просто вертикальны (параллельны продольной оси) или до максимального обжатия боковых стоек, т.е. "поджаты под себя"?
- как сложены антенны на посадочном устройстве при старте?
- как складывается лесенка при старте?
- когда все это разворачивается?
- что за плоская пластина, закрывающая движок? Каким целям она служит и каким образом?
- какова ориентация (по крену) ЛОКа и ЛК в состыкованном состоянии? Люк напротив люка или другая?

1. These are the position of the legs at start:



The best way to describe when the legs unfold is to quote V.M. Filin:

"Головной обтекатель сбрасывался в процессе выведения, после прохождения плотных слоев атмосферы Земли. Предстояло извлечь Лунный корабль из переходного отсека. Заглубление было значительным. Чтобы вызволить ЛК и не повредить наружные элементы потребовались специальные направляющие, охватывающие корабль снаружи (мы называли их «лыжами» за внешнее сходство). Так вот, эти «лыжи» крепились на опорных ногах посадочного устройства ЛК и опирались распорным амортизированным подкосом в конусные воронки, установленные в верхней части кабины. После выкатки корабля они отстреливались, а опорные ноги раскрывались в рабочее положение."

2. This is position of the Television Antennae at start:



3. This is the position of the Ladder at start:



4. The "Carrot" Antennae and the Television Antennae are opened at landing on the lunar surface. The ladder is unfolded after landing by way of a push-button command from the Lunar Pilot.

5. The "clam shell" doors close immediately after the Block E Engine shuts off at landing. This is to prevent dust and rocks from damaging the engines, and to keep the engine warmed up.

6. In its launch configuration the crew hatches are lined up with both facing the launch pad. The LOK is obviously this way for the crew to get on board the ship. The LK is this way because the batteries (next to the ladder and to the aft of the hatch) are installed after the N1 is erected at the Launch Pad.

I hope this is helpful. I am happy to answer your questions regarding the Lunniy Korabl!

Best Regards,

David L. Rickman
549 Caribou Road
Asheville, NC  28803
USA

Petrovich

Если диаметр СА ЛОК-а -2,2м , то можно плясать отсюда




далее

Цитировать- каково положение посадочных опор в стартовом режиме? Т.е. они просто вертикальны (параллельны продольной оси) или до максимального обжатия боковых стоек, т.е. "поджаты под себя"?



Цитировать- как складывается лесенка при старте?
- когда все это разворачивается?
Не совсем понял... , лесенка разворачивается после посадки и все.



Верхняя часть вроде улетает с блоком Е (может и ошибаюсь, но об
отстреле не слышал), тут на фото она чуть поломана



Цитировать- что за плоская пластина, закрывающая движок? Каким целям она служит и каким образом?
Кроме того, что движки после посадки закрываются крышками (чтоб
там пыль не попала), еще под ними сходятся две пластины образующие отражатель выхлопа при старте не в грунт (опять же, что- нить не туда отлетит), да и ЛПУ струей прижимает к Луне. Идеология
вроде такая.



Цитировать- какова ориентация (по крену) ЛОКа и ЛК в состыкованном состоянии? Люк напротив люка или другая?
Судя по ЛОК-у ( с сайта Буран.ру) любая, но чтоб уменьшить акробатику при переходе обратно лучше конечно люки напротив.

Цитироватькак сложены антенны на посадочном устройстве при старте?
Тут слово при старте означает ,,при старте с Земли ?,, т.е. с сложенном
состоянии. По направленным (тарелкам) не нашел... а ненаправленая вроде тут



И еще... ЛПУ какое-то странное у вас на рисунке :shock:




И ... цвет ЭВТИ (из последних поступлений :) )

 
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Petrovich

ЦитироватьПредстояло извлечь Лунный корабль из переходного отсека. Заглубление было значительным. Чтобы вызволить ЛК и не повредить наружные элементы потребовались специальные направляющие, охватывающие корабль снаружи (мы называли их «лыжами» за внешнее сходство). Так вот, эти «лыжи» крепились на опорных ногах посадочного устройства ЛК и опирались распорным амортизированным подкосом в конусные воронки, установленные в верхней части кабины. После выкатки корабля они отстреливались, а опорные ноги раскрывались в рабочее положение."
Эта операция уже на окололунной орбите, после перехода космонавта в ЛК. ,,Транспортный стакан,, с ЛОК-ом как бы стягивался с ЛК (+блок Д).
И похоже потом просто отделялся (Тр. стакан) от ЛОК-а. Как на этом старом приближении. :)
Блок Д ес-но должен быть без обтекателя, который сбрасывался после отделения блока Г. Болк Д добирал еще недостающую скорость...

может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Petrovich

Тут похоже имеем реальный вид ,,стакана,, закрывающего ЛК при перелете.
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Вадим Лукашевич

На орбите ИСЛ появилась первая ступень Н-1, пока без текстур...

m-s Gelezniak

ЦитироватьНа орбите ИСЛ появилась первая ступень Н-1, пока без текстур...
Установщика не хватает. Пенетрирующего поверхность.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Вадим Лукашевич

Он у нас в плане. После посадочного комплекса для "Бурана" в Море Кризисов

C-300

ЦитироватьНа орбите ИСЛ появилась первая ступень Н-1, пока без текстур...
У первой ступени только один решетчатый стабилизатор открыт...