Электрореактивные двигатели

Автор futureuser, 10.10.2006 17:54:46

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

SONY

Если бы с йодом всё было просто, на нём все уже давно летали бы. Но не летают...
Так, к примеру, классические плазменные катоды-компенсаторы невозможно применять с йодом. Не выживают... Требуется создание принципиально новых безрасходных катодов.

ratcustorb

Цитата: SONY от 05.03.2023 02:44:01Если бы с йодом всё было просто, на нём все уже давно летали бы. Но не летают...
Так, к примеру, классические плазменные катоды-компенсаторы невозможно применять с йодом. Не выживают... Требуется создание принципиально новых безрасходных катодов.
Всё развивается со временем. Когда-то автомобильные ксеноновые фары - было очень здОрово, а сейчас рулит LED.

Огонь тоже считался божественным, пока Прометей не выкрал его. Теперь мы кипятим на нём воду. ©

Serge V Iz

С йодом реально работающее предлагают приобрести уже. Но оно именно что с малым запасом рабочего тела (быстро кончается ресурс?)

https://www.busek.com/bit3

ЦитироватьBIT-3 Ion Thruster Performance

System Power: 56-75 W
Thrust: Up to 1.1 mN
Specific Impulse: Up to 2150s
System Dry Mass: 1.40 kg w/ gimbal
Delta-V: Up to 2.39 km/s (14kg CubeSat)



Бертикъ

Цитата: Serge V Iz от 05.03.2023 19:47:06С йодом реально работающее предлагают приобрести уже. Но оно именно что с малым запасом рабочего тела (быстро кончается ресурс?)

Подозреваю, что дело в системе испарения. Представьте, что миссия КА предполагает использование полтонны РТ. Причем не за один запуск ДУ, а например с периодичностью в месяц в течение 10-15 лет. Это значит придется около 150 раз разогревать полтонны йода (в дальнейшем конечно меньше) до 200 С. Это нехилый такой тепловой и электрический шок для КА.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

ratcustorb

Цитата: Бертикъ от 05.03.2023 20:16:53Это значит придется около 150 раз разогревать полтонны йода
Зачем его на спутнике полтонны и зачем его разогревать сразу весь?

ratcustorb

Цитата: Serge V Iz от 05.03.2023 19:47:06С йодом реально работающее предлагают приобрести уже. Но оно именно что с малым запасом рабочего тела (быстро кончается ресурс?)

https://www.busek.com/bit3

ЦитироватьBIT-3 Ion Thruster Performance

System Power: 56-75 W
Thrust: Up to 1.1 mN
Specific Impulse: Up to 2150s
System Dry Mass: 1.40 kg w/ gimbal
Delta-V: Up to 2.39 km/s (14kg CubeSat)


Так он же для 14 кг кубсата даёт Delta-V 2390 м/с - это мало?

Serge V Iz

Цитата: ratcustorb от 05.03.2023 20:41:59
Цитата: Serge V Iz от 05.03.2023 19:47:06С йодом реально работающее предлагают приобрести уже. Но оно именно что с малым запасом рабочего тела (быстро кончается ресурс?)

https://www.busek.com/bit3

ЦитироватьBIT-3 Ion Thruster Performance

System Power: 56-75 W
Thrust: Up to 1.1 mN
Specific Impulse: Up to 2150s
System Dry Mass: 1.40 kg w/ gimbal
Delta-V: Up to 2.39 km/s (14kg CubeSat)


Так он же для 14 кг кубсата даёт Delta-V 2390 м/с - это мало?
С одной стороны, кубсаты гораздо быстрее теряют скорость, с другой -- существуют не очень долго. Так что, вполне нормально. )

В данном конкретном случае, с иаленькой йодной таблеткой, которую может и магнетон сам прогреть, видимо, неплохо именно для кубсатов получилось. Всякая арматура, баллоны и трубки для газа намного бы тяжелее были. )

Бертикъ

Цитата: ratcustorb от 05.03.2023 20:33:48
Цитата: Бертикъ от 05.03.2023 20:16:53Это значит придется около 150 раз разогревать полтонны йода
Зачем его на спутнике полтонны и зачем его разогревать сразу весь?
"А хотя бы я и жадничаю!" (с) )))
1. Я не говорил про спутники, я говорил про КА.
А к ним, кроме спутников, относятся и АМС, и транспортные модули (aka Зевс), и может еще чего придумают. Т.е. миссии, предполагающие большое количество РТ. Ведь при малых миссиях (килограммы РТ) стоимость РТ уже не имеет принципиального значения и никто не будет связываться с дешевым, но геморойным РТ.
2. Можно конечно полтонны распределить на 50 "вёдер", но это мало поможет, а только усложнит СХПРТ.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

ratcustorb

Цитата: Бертикъ от 05.03.2023 21:00:26при малых миссиях (килограммы РТ) стоимость РТ уже не имеет принципиального значения и никто не будет связываться с дешевым, но геморойным РТ.
Посмотрите предыдущее сообщение.

ratcustorb

Цитата: Бертикъ от 05.03.2023 21:00:26транспортные модули (aka Зевс),
Там будет проблема с прогревом?  ::)

Бертикъ

Цитата: ratcustorb от 05.03.2023 21:19:05
Цитата: Бертикъ от 05.03.2023 21:00:26при малых миссиях (килограммы РТ) стоимость РТ уже не имеет принципиального значения и никто не будет связываться с дешевым, но геморойным РТ.
Посмотрите предыдущее сообщение.
Всё логично и ничему не противоречит. Для разных спутников - разные требования к ДУ. И каждый двигатель (любой, не обязательно ЭРД) имеет свою "экологическую нишу". И я буду очень рад за коллег-двигателистов, если их труды не пропадут даром, и йодные движки найдут таки свою нишу.
ЗЫ: эту нишу с кубосатами я изначально не рассматривал, т.к. ориентировался на большие миссии, где важна цена РТ.
ЗЗЫ: кстати, не факт, что в этой нише йод победит другие типы ЭРД и даже не ЭРД (проектов разных ДУ для кубосатов сейчас море).

Цитата: ratcustorb от 05.03.2023 21:32:08
Цитата: Бертикъ от 05.03.2023 21:00:26транспортные модули (aka Зевс),
Там будет проблема с прогревом?  ::)
Ну, вроде на йод там еще не перешли)). А так то да - там в миссии заложено даже не полтонны, а целая тонна РТ.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Дем

Цитата: Бертикъ от 04.03.2023 20:53:02Вы перевернули всё вверх ногами). Запас ХС у КА определяется его миссией. А вот сможет ли конкретный ЭРД обеспечить требуемую миссией ХС в рамках отпущенных ему весов и энергетики определяют разработчики КА, используя для оценки выдаваемые двигателистами КПД и цену тяги ЭРД.
У коммуникационных спутников энергетики как правило дохрена - потому как во время манёвров передатчики не работают.
Т.е. именно КПД - похрен. А вот сколько импульса с кг рабочего тела можно получить - важно.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

telekast

А если к движку приделать "эжектор"? После сопла установить трубку чтобы отработанное рабочее тело аыполняло роль присоединкнной массы. Скорость снизится, ессно, но за счет роста массы одномоментно движущейся в канале тяга должна вырасти. В ПуВРД такие фокусы работали. 
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

mik73

Цитата: Дем от 08.03.2023 03:51:52У коммуникационных спутников энергетики как правило дохрена - потому как во время манёвров передатчики не работают.
многие "телекоммуникационные спутники" всю жизнь проводят в одной и той же точке стояния, не совершая маневров, кроме как начального приведения в эту точку.
а вот удерживать спутник на месте надо постоянно, всю его жизнь,  не выключая при этом передатчики.

fagot

Но для удержания большая мощность не нужна.

telekast

Даано терзает вопрос:
А нельзя ли изспользовать выхлоп ионников, плазменниеов и пр в качестве противорадиционной завесы? Типв установить блок движков кольцом в "носу" КА так, чтобы он летел какбы в облаке плазмы, ионизированного газа.этакий плазмо/ионный аэроспайк. Ессно облако не должно особо касаться корпуса. Эта завеса, по идее, может уменьшить колво заряженных частиц бомбардирующих КА.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)

Veganin

Цитата: telekast от 09.03.2023 13:31:27Даано терзает вопрос:
А нельзя ли изспользовать выхлоп ионников, плазменниеов и пр в качестве противорадиционной завесы? Типв установить блок движков кольцом в "носу" КА так, чтобы он летел какбы в облаке плазмы, ионизированного газа.этакий плазмо/ионный аэроспайк. Ессно облако не должно особо касаться корпуса. Эта завеса, по идее, может уменьшить колво заряженных частиц бомбардирующих КА.
Вы хотите создать пространственный заряд, как в вакуумных приборах:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B4

Концентрация положительных ионов, чтобы оттолкнуть летящие положительно заряженные  ионы ГКИ, должна быть огромна и, похоже, близка к концентрации молекул газов в нижних слоях атмосферы Земли. 

Проще, на мой взгляд, магнитный щит сделать для отклонения заряженных частиц в сторону.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

thunder26

Цитата: Дем от 08.03.2023 03:51:52
Цитата: Бертикъ от 04.03.2023 20:53:02Вы перевернули всё вверх ногами). Запас ХС у КА определяется его миссией. А вот сможет ли конкретный ЭРД обеспечить требуемую миссией ХС в рамках отпущенных ему весов и энергетики определяют разработчики КА, используя для оценки выдаваемые двигателистами КПД и цену тяги ЭРД.
У коммуникационных спутников энергетики как правило дохрена - потому как во время манёвров передатчики не работают.
Неверно. Коррекции удержания проводятся ежедневно без перерывов в связи. Мощность СЭП рассчитана на одновременную работу ПН и СК на освещенном участке орбиты. 
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

Андрюха

Вот нашел кое-что старое... https://m.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=ipmp&paperid=1612&option_lang=rus
И так как самого текста препринта нет в доступе, возник вопрос: что это за гибрид такой СЯЭРДУ? 
Может кто знает что имелось ввиду: отдельно солнечная и ядерная ЭРДУ на одном аппарате? Или энергия от ядерного реактора на ЭРД, а от солнечных панелей на питание систем? ::) :o

telekast

#1419
Цитата: Veganin от 09.03.2023 15:23:50
Цитата: telekast от 09.03.2023 13:31:27Даано терзает вопрос:
А нельзя ли изспользовать выхлоп ионников, плазменниеов и пр в качестве противорадиционной завесы? Типв установить блок движков кольцом в "носу" КА так, чтобы он летел какбы в облаке плазмы, ионизированного газа.этакий плазмо/ионный аэроспайк. Ессно облако не должно особо касаться корпуса. Эта завеса, по идее, может уменьшить колво заряженных частиц бомбардирующих КА.
Вы хотите создать пространственный заряд, как в вакуумных приборах:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B4

Концентрация положительных ионов, чтобы оттолкнуть летящие положительно заряженные  ионы ГКИ, должна быть огромна и, похоже, близка к концентрации молекул газов в нижних слоях атмосферы Земли.

Проще, на мой взгляд, магнитный щит сделать для отклонения заряженных частиц в сторону.
Не то чтобы прям хочу. Просто пришла в голову както мысль, что из ионников и пр вылетает имеющий заряд газ. Этот газ хоть в какойто степени должен взаимодействовать с частицами космического излучения(ГИ, солнечного ветра и какое там есть еще). Пусть он, теоритически, ослабит лишь низкоэгергетическую часть потока, но это самая многочисленная, плотная часть. Те это попытка использовать с толклм то, что и так уже есть.. Как дополнительная мера и как способ исключить/ослабить контакт факела/завесы с корпусом можно рассматривать подачу "отталкиваюшего" заряда на сам внешний корпус. Ну и дилетантское рассуждееие о том, что заряженные частицы в выхлопе двигателя более "энергичны" чем в атмосфере. И концентрация их там погуще.
Имху
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)