Электрореактивные двигатели

Автор futureuser, 10.10.2006 17:54:46

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

Цитата: cross-track от 18.01.2021 19:59:48
Цитата: /Иван/ от 16.01.2021 10:56:34Пластина радиусом 10 см может заменить 1,5 тыс. кубометров газового топлива.
возьмем для оценок самый крайний случай - легкий газ водород, кубический метр которого имеет массу 90 грамм. Значит, 1,5 тыс. кубометров водорода имеет массу 135 кг. И каким же образом диск из оргстекла диаметром 10 см и толщиной 2 см может заменить 135 килограммовый запас водорода?
А это при каком давлении? ;)
Верняк - можно подобрать такое, что "1,5 тыс. кубометров" будут весить иметь массу 1,5 грамма  :D

cross-track

Цитата: zandr от 18.01.2021 22:24:58
Цитата: cross-track от 18.01.2021 19:59:48
Цитата: /Иван/ от 16.01.2021 10:56:34Пластина радиусом 10 см может заменить 1,5 тыс. кубометров газового топлива.
возьмем для оценок самый крайний случай - легкий газ водород, кубический метр которого имеет массу 90 грамм. Значит, 1,5 тыс. кубометров водорода имеет массу 135 кг. И каким же образом диск из оргстекла диаметром 10 см и толщиной 2 см может заменить 135 килограммовый запас водорода?
А это при каком давлении? ;)
Верняк - можно подобрать такое, что "1,5 тыс. кубометров" будут весить иметь массу 1,5 грамма  :D
под ответ все можно подогнать, было бы желание. Только проработать 10 лет на диске из оргстекла диаметром 10 см и толщиной 2 см - звучит как-то не очень убедительно. И видимо поэтому отзывы в статье очень осторожные.
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Alex_II

Цитата: /Иван/ от 19.01.2021 04:23:43
Цитата: cross-track от 18.01.2021 19:59:481,5 тыс. кубометров водорода

Не исключено, что в новости ошибка.
Но это может быть и сравнение с традиционным "топливом" для ЭРД через какую-то величину.
Скорее чей то бред. Журналамеров вероятнее всего...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Alex_II

Цитата: /Иван/ от 19.01.2021 04:20:04
Цитата: Alex_II от 18.01.2021 20:12:53trudymai.ru

Открываем ссылку, читаем:
Цитата: Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск №73Абляционный импульсный плазменный двигатель для малоразмерных космических аппаратов
УДК 629.78:621.368
Дьяконов Г.А., Любинская Н.В., Семенихин С.А. Хрусталев М.М.
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), МАИ, Волоколамское шоссе, 4, Москва, A-80, ГСП-3, 125993, Россия
[свернуть]
<...>
Заключение
Таким образом, испытания показали хорошую работоспособность микро АИПД в диапазоне энергии разряда 3...8 Дж. Достигнутый уровень интегральных характеристик дает возможность рассматривать микро АИПД как наиболее перспективные для решения задач управления движением МКА.
Только что-то оно не особенно применялось, хоть и просты и незамысловаты... Все больше как-то СПД да ионники...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Димитър

Цитата: /Иван/ от 18.01.2021 19:22:49также получили от Вьетнама заказ на 100 ионно-плазменных двигателей.
Вот это больше всего понравилось! И что будут делать во Вьетнаме с этими двигателями?  ;D

читач49

https://naukatehnika.com/ionnyij-dvigatel-na-jode-vpervyie-v-istorii-izmenil-orbitu-sputnika.html

Кто-то может прокоментировать?

апд. Не заметил прежнего поста.

cross-track

Цитата: читач49 от 01.02.2021 18:02:14https://naukatehnika.com/ionnyij-dvigatel-na-jode-vpervyie-v-istorii-izmenil-orbitu-sputnika.html

Кто-то может прокоментировать?
ионные двигатели с твердым рабочим телом в космосе уже работали; в качестве рабочего тела там использовался не йод, а индий.
Не все у нас еще хорошо, кое-что - просто замечательно!

Space books

https://regnum.ru/news/society/3180408.html


ЦитироватьВ Москве создали двигатель для полетов в дальний космос

Москва, 3 февраля 2021, 09:05 — REGNUM В московском технопарке «Слава» завершены стендовые испытания нового электроракетного двигателя. Об этом сообщила заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина.
Особенность нового изобретения состоит в том, что для его работы используется принцип ускорения плазмы внешним магнитным полем, которое создаётся сверхпроводниками. За счет этого устройство обладает высокой мощностью, что является одной из его ключевых характеристик. Кроме того, для создания тяги в двигателе используется инертный газ, а не химическое топливо. Такая особенность позволяет прибору работать дольше, увеличивая тем самым период эксплуатации космического аппарата, на котором его установят.
Разработка проекта и его испытания длились три года. Новое устройство может стать ключевым элементом аппаратов или разгонных блоков в космических кораблях, отправляющихся в дальний космос. Разработчиком двигателя является один из резидентов технопарка «Слава». По словам Сергуниной, в 2020 году предприятие получило финансовую поддержку от мэрии Москвы.
«Статус резидента технопарка дает технологическому бизнесу дополнительные возможности для развития. Резиденты могут пользоваться специальными мерами поддержки: налоговыми льготами, субсидиями на инжиниринг, покупку или лизинг оборудования, на экспорт продукции и обучение персонала. Компания — разработчик электроракетного двигателя в прошлом году получила грант и субсидию, их общий размер — более 37,5 миллиона рублей. Финансовая помощь города позволила предприятию успешно завершить стендовые испытания», — сказала Сергунина.

Space books

https://www.ukrinform.ua/rubric-technology/3178506-harkivskij-dvigun-dla-maska-takogo-v-kosmosi-se-nemae.html


Цитата: undefinedХарьковский двигатель для Маска?  Такого в космосе ещё нет
Харьковский двигатель для Маска? Такого в космосе ещё нет
27.01.2021 9:00


В Харькове создали первый украинский ионно-плазменный двигатель, «побьет» аналоги
Более двух лет в Харькове ученые из Национального аэрокосмического университета им. Жуковского «Харьковский авиационный институт» совместно с акционерным обществом FED создавали ионно-плазменный двигатель, который по своим характеристикам превзойдет существующие. Однако, говорят разработчики, этому предшествовали десятилетия теоретических наработок вуза. А пока опытный образец, «сердце» для спутников и космических кораблей, испытывают в не менее уникальной для страны лаборатории.

ТАКОГО В КОСМОСЕ ЕЩЕ НЕТ
В лаборатории плазменных двигателей Национального аэрокосмического университета им. Жуковского совместный продукт вуза и частной компании сейчас испытывают. На вопрос, это на столе те же чудо-двигателя, ученые, кивая, шутят, что любят плазму, не менее жен, а свою разработку лелеяли, как сад, - десятилетиями.
В лаборатории действительно не один ионно-плазменный двигатель, предназначенный для спутников различной массы и энергомощности, но «главный» - с мая в вакуумной камере, в которой имитируются условия космического пространства.
Руководитель лаборатории Андрей Лоян уверяет: в этом помещении собрано абсолютно все, что необходимо для исследования плазменных двигателей.
1Андрей Лоян
В вакуумной камере, объясняет ученый, с опытным образцом делают все то, что с ним может случиться с момента установки на космический аппарат, и к тому времени, когда закончится срок эксплуатации двигателя.
«Это и ударные нагрузки при перевозке, и ударные нагрузки при запуске, влияние биляземнои плазмы, влияние вакуумного пространства, влияние ионного пучка во время самой работы. Проходит полный цикл тепловых, термовакуумных испытаний - абсолютно весь комплекс. Аппараты, на которые ставится двигатель - очень дорогостоящая техника, и она должна иметь наивысший уровень надежности. Поэтому проверка тщательная. Испытания, собственно, стоят дороже, чем сам двигатель », - говорит Лоян.

Именно в этом и заключалась основная сложность для вуза - найти финансирование. Ресурс работы двигателя должна быть 15-17 тысяч часов, это полтора-два года непрерывной работы, а через год испытаний в изделии можно найти какой-то недостаток, который надо устранить, а потом повторить весь цикл испытаний сначала.
Каждый из двигателей находится на разном этапе испытаний. Двигатель, сделанный совместно с АО FED, Лоян называет «малышом, который только научился ходить». «Но очень хорошо ходить! И даже «говорит», - смеется ученый. - Те методики, которые мы сейчас имеем, могут существенно сократить время испытаний. Речь идет не об одном ноу-хау, которое я пока не могу раскрыть - к защите докторской по этой теме », - говорит Лоян.

Также ученый отмечает: для того, чтобы удалось сделать за 2-3 года такой двигатель, нужно было в течение 20 лет заниматься исследованиями, а до этого - подготовить специалистов для проведения этих исследований. «Весь этот процесс начался еще в середине 1950-х, и только сейчас мы имеем первый ионно-плазменный двигатель, спроектированных, сделанный и испытывается в Украине. В нашем изделии применены ноу-хау, которые на сегодня не доступны нашим конкурентам. Это и MSL-преобразования координат, центрально-расположен катод, высокий градиент магнитного поля, и это далеко не все, что дает существенное улучшение параметров тяги, КПД и ресурса. Наш двигатель, однозначно, имеет вдвое больший ресурс, чем любой существующий на планете. Уникален. Такого двигателя в космосе еще нет », - заявляет Лоян.
Поддерживает ученого коллега из FED. «Двигатель впервые запустили в мае 2020 года, с тех пор он испытывается. Наработано более 100 часов, и все параметры в него не только успешные - рекордные », - говорит заместитель главного конструктора из специальных изделий АО« ФЭД » Александр Бочкарев .

СДЕЛАТЬ 50 двигателей в год
Разработан двигатель может работать и на 3, и на 5 кВт, в будущем - это две отдельные линейки продукции.
Ректор Национального аэрокосмического университета им. Жуковского Николай Нечипорук подтверждает, что Украина уже давно могла бы продавать свои ионно-плазменные двигатели, но получить такое финансирование от государства на перспективную разработку - нереально.

«У нас уникальный комплекс оборудования, сформирована мощная научная школа, но денег на изготовление двигателя университет, конечно же, нет. Лишь коммерциализация за счет частной компании позволила воплотить разработку в жизнь », - отмечает Нечипорук.
Харьковский двигатель можно установить на любую космическую технику. Его назначение - коррекция орбиты, ориентация спутника, а еще двигатель можно использовать как маршевый - для дальних миссий на планеты или астероиды.
Виктор ПоповВиктор Попов
Председатель правления АО «ФЭД» Виктор Поповотмечает, что техническое задание на разработку двигателя предприятие получило, работая с Европейским космическим агентством. В общий с «ХАИ» проект компания вложила уже более 6000000 долларов. «Это же и конструкторская разработка, и работа технологов, и закупка и создание специального оборудования. На сегодня наша компания потратила более 6000000 долларов в течение 2,5 года. И основные инвестиции, безусловно, нас еще ждут впереди, поскольку нам нужно пройти еще определенные испытания. А аппаратуры для полного цикла испытаний, к сожалению, в Украине просто нет, а в Европе такое оборудование будет стоить нам 10-15 миллионов евро. Поэтому сегодня мы работаем с инженерами, учеными института, чтобы усовершенствовать имеющееся у них оборудование и провести полные испытания двигателя в Харькове. Рассчитываем, что это будет стоить еще около 5000000 долларов »,

По его прогнозу, испытания закончатся в 2022 году. К тому времени, уверен Попов, компания уже будет иметь реальных покупателей. Маркетинговая служба над этим уже работает. Сейчас больше всего заинтересовались харьковской разработкой Китай, Турция, Германия. И, конечно же, FED хочет продавать свою продукцию Маск. Сейчас компания, согласно американским «правил игры», регистрируется на специальной платформе NASA, чтобы иметь возможность предложить двигатели в США.
«Маск трудится над программой создания 12000 спутников для обеспечения устойчивой связи в любой точке мира. В зависимости от мощности спутника, на нем может быть от 4 до 20 таких двигателей. Представьте, какой это рынок, а страны, производящие нужную ему продукцию, можно пересчитать по пальцам. Поэтому у нас хорошие шансы », - улыбается Попов.

Он уверяет, что FED готов к полному циклу изготовления двигателей: сначала до 50 штук в год, а в перспективе - и 100.
СПРАВКА . FED - одно из ведущих частных предприятий Украины, специализирующееся на разработке, производстве, сервисном обслуживании и ремонте агрегатов авиационного, космического и общемашиностроительного назначения. Системы управления полетом производства компании FED имеют ключевое значение для организации безопасности самолетов и вертолетов. Около 90% продукции экспортируется. Компания работает на рынках Китая, Южной Кореи, Канады, Турции, стран Европы.
Национальный аэрокосмический университет им. Жуковского «Харьковский авиационный институт», основанный в 1930 году, выпускает специалистов в области разработки и производства авиационной и космической техники. История вуза тесно связана с развитием авиационной техники и науки в Советском Союзе. Самолеты, которые разрабатывались в конструкторском бюро «ХАИ», изготавливались серийно на авиационных заводах.



Юлия Байрачная, Харьков
Фото Вячеслава Мадиевский


zandr

https://www.youtube.com/watch?v=79RB7FQfs5w
Цитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=79RB7FQfs5w 11:33
Центр Келдыша: нанотехнологии, плазмотроны, ионные двигатели, ядерный буксир
  Роскосмос ТВ
К 110-летию учёного Мстислава Всеволодовича Келдыша.
Государственный научный центр Российской Федерации — «Исследовательский центр имени Келдыша» — ведущая в России организация в области ракетного двигателестроения, космической энергетики и по применению нанотехнологий в энергетике и электроснабжении космических систем.  Она входит в структуру Госкорпорации «Роскосмос» и активно участвует в реализации Федеральной космической программы. Создание ракетных двигателей, космических энергоустановок, генераторов пучков высокой энергии, ускорителей частиц, плазмотронов, уникальных материалов с необычными свойствами и многое другое.

Salo

https://twitter.com/jemckevitt/status/1405085838602551301
Цитата: undefined
James E. McKevitt @jemckevitt

From operational, and very impressive, @gk_launch
ridesharing platforms to some detailed studies into a fusion drive propulsion system, all in one session - #GLEX2021 technical sessions are great for creative thinking!

Изображение

11:52 AM · 16 июн. 2021 г.·Twitter for Android
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Димитър

https://3dnews.ru/1041117/v-kitae-tayno-ispitivayut-ionnie-dvigateli-dlya-polyotov-k-marsu-i-dalshe

В Китае без привлечения лишнего внимания проходят испытания ионных двигателей для космических аппаратов, сообщают местные источники. Опытный 50-кВт двигатель HET-3000 проработал на номинальной мощности более 11 месяцев, обещая заложить фундамент для пилотируемых миссий на Марс и для запуска космических аппаратов в глубокий космос.
Строящаяся Китаем орбитальная станция Тяньгун будет удерживаться на заданной орбите благодаря четырём ионным двигателям на эффекте Холла — это двигатели LHT-100 с тягой 80 мН. Фактически станция станет первым пилотируемым космическим объектом, который использует ионные двигатели. До этого подобными силовыми установками оснащались только автоматические станции и спутники.
Отказ от химических ракетных двигателей позволит существенно сократить потребность в топливе и сделает полёты к Марсу более быстрыми — около 39 дней с использованием 200-МВт двигателя и, что немаловажно, полёт будет не такими затратным по ресурсам. Вместо топлива можно будет взять дополнительное оборудование или отправить в полёт небольшой космический корабль. Например, на год обслуживания станции Тяньгун потребуется менее 400 кг топлива, тогда как МКС для удержания на орбите в год требует около 4 тонн топлива.
Разработками перспективных ионных двигателей в Китае занимается закрытый институт в Шанхае. Для полётов в дальний космос и для налаживания транспортного сообщения с Луной и Марсом там разрабатываются перспективные ионные двигатели на эффекте Холла мощностью от 5 МВт до 500 МВт. Перед учёными стоит задача создать силовые установки, которые не разрушались бы под воздействием мощного ионного ветра, для чего разрабатываются специальные керамические покрытия и силовые магнитные экраны. Тестовый прогон двигателя HET-3000 в течение 8 240 часов показал, что новые двигатели способны обеспечить не менее 15 лет эксплуатации силовой системы, что необходимо для дальних полётов.

Бертикъ

Ионники на 5 МВт? И даже до 500?
Красно-звездный флаг им в руки.

ЗЫ: а вот фраза "на Марс за 40 дней на ионных двигателях" - этот бред уже навсегда прижился в СМИ?
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Salo

https://tass.ru/kosmos/11878899
Цитировать12 июл, 00:08
Два петербургских вуза разработали ионный двигатель для дальнего космоса
В основу проекта заложена эффективная и перспективная технология ионизации газа в вакууме с применением пористых мембран

ТАСС, 12 июля. Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого разработали ионный электрический двигатель, который в будущем может быть использован для освоения дальнего космоса.
"[В настоящее время] ведутся исследования по созданию электрических ракетных двигателей и целых двигательных платформ на их основе для выполнения транспортных операций в космосе, довыведения аппаратов с промежуточных орбит на рабочие. Актуальность обозначенного направления побудила крупнейшие учебные заведения Санкт-Петербурга - Военно-космическую академию имени А. Ф. Можайского и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого на создание творческого коллектива для проведения теоретических и экспериментальных исследований по разработке ионного электрического ракетного двигателя нового поколения", - говорится в статье начальника лаборатории Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского Николая Шуневича, старшего научного сотрудника военного института Виктора Мартынова, опубликованной в газете "Красная звезда".
Как уточняется в статье, в основу проекта заложена эффективная и перспективная технология ионизации газа в вакууме с применением пористых мембран. "Для подтверждения возможностей новой технологии выполнены теоретический расчет элементов конструкции двигателя и математическое моделирование процесса ионизации, изготовлен лабораторный образец электрического ракетного двигателя нового поколения, произведена модернизация вакуумной системы для огневых испытаний образца", - отмечают Шуневич и Мартынов.
Чтобы провести испытания, говорится в статье, были созданы высоковольтные источники питания, система дозированной подачи рабочего тела, устройство оценки силы тяги. "Лабораторный образец электрического ракетного двигателя нового поколения подтвердил свою работоспособность", - подчеркнули сотрудники Военно-космической академии.

Лабораторный образец устойчиво работал на различных видах топлива. Наряду с традиционно применяемым ксеноном в качестве рабочего тела использовались аргон, гелий, элегаз и воздух. "Полученные результаты легли в основу ряда научных трудов, публикаций, докладов и патентных изысканий", - говорится в статье.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Есть что-то с до 2000 секунд УИ и нормальной тягой с хорошим КПД и простотой конструкции?

Ну или хотя бы двумя кач-вами из 3...

Бертикъ

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 12.07.2021 10:52:34Есть что-то с до 2000 секунд УИ и нормальной тягой с хорошим КПД и простотой конструкции?

Ну или хотя бы двумя кач-вами из 3...
У амеров летали и летают XIPSы и NSTARы.
Это примерно до 4 кВт, но с УИ около 3500, с соразмерной тягой и, главное, - с подтвержденным космосом ресурсом 16000 часов. Но вот на бОльших мощностях (что и нужно для маршевых ИД) начинаются всякие проблемы, в основном связанные с ресурсом.
У нас же штатных ионников в космосе никогда не было, и сейчас всё только на уровне лабораторных моделей и "хотелок", типа описанной выше питерской.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Владимир Шпирько

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 12.07.2021 10:52:34Есть что-то с до 2000 секунд УИ и нормальной тягой с хорошим КПД и простотой конструкции?

Ну или хотя бы двумя кач-вами из 3...
Энергия пропорциональна квадрату скорости истечения, а импульс первой степени=>  чем выше УИ, тем ниже КПД!!!.

Бертикъ

Цитата: Владимир   Шпирько от 16.07.2021 00:44:56
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 12.07.2021 10:52:34Есть что-то с до 2000 секунд УИ и нормальной тягой с хорошим КПД и простотой конструкции?

Ну или хотя бы двумя кач-вами из 3...
Энергия пропорциональна квадрату скорости истечения, а импульс первой степени=>  чем выше УИ, тем ниже КПД!!!.
Что за бред Вы несете! Как можно рассуждать о работе ЭРД на основе только двух школьных формул!
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

algol5720

Цитата: Бертикъ от 16.07.2021 01:24:18
Цитата: Владимир   Шпирько от 16.07.2021 00:44:56
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 12.07.2021 10:52:34Есть что-то с до 2000 секунд УИ и нормальной тягой с хорошим КПД и простотой конструкции?

Ну или хотя бы двумя кач-вами из 3...
Энергия пропорциональна квадрату скорости истечения, а импульс первой степени=>  чем выше УИ, тем ниже КПД!!!.
Что за бред Вы несете! Как можно рассуждать о работе ЭРД на основе только двух школьных формул!
Самое простое - УИ - Столько кг тяги создает 1кг топлива