Тайна гибели Гагарина...

Автор Bat, 31.03.2004 00:35:57

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Старый

АниКей, а про анализ показаний бортовых часов Кузнецов не пишет?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

#521
Старый, ну вы совсем заленились   ;)  
В книге много буков и все они про авиацию.
Я там не в теме. Выложил ссылку, картинки. Думал, придет Старый, прочитает, выдаст аналитику в двух словах.  

Чукча не читатель, чукча копипастер   ;)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Asug

#522
Версия Кузнецова давно известна: "о версии И.Кузнецова, который утверждал, что экипаж потерял сознание при пикировании в негерметичной кабине. Действительно, кабина самолета не была полностью загерметизирована, т.к. кран вентиляции кабины у В.Серегина был полностью закрыт, а в кабине Ю.Гагарина наполовину открыт. Этим, кстати, объясняет установленный комиссией факт, что в кабине в момент удара самолета о землю было небольшое разрежение (комиссия потратила немало времени, чтобы объяснить это разрежение разрушением остекления при ударе о деревья — очень не хотелось комиссии допускать даже намека на техническую неисправность самолета). Так вот, по версии И.Кузнецова, при снижении с большой вертикальной скоростью (примерно 145м/сек) в такой кабине давление возрастало со скоростью 9-14 мм рт.ст./сек, а такая скорость роста давления в кабине вызывает некий аэродинамический "удар", что ведет к потере работоспособности экипажа.
К сожалению, несмотря на всю свою стройность и логичность, эта версия никак не подтверждается всей многолетней практикой воздушных боев 2-й мировой войны на всех театрах военных действий — от Атлантического до Тихого океана. Во время войны летчики, сидя в совершенно негерметичных, иногда даже с пробитым остеклением, кабинах, тоже пикировали, и не раз, причем высоты и скорости были совершенно аналогичны случаю с самолетом Гагарина-Серегина, а вот чтобы теряли работоспособность от нарастания давления — таких сведений почему-то нет."

Кроме версии Белоцерковского очень интересна версия Шершера (http://www.ab-engine.ru/aviation_disaster.html ). Если верно то, что он пишет про зоны пилотирования, то все версии обходящие этот вопрос отправляются в мусор.

Старый

ЦитироватьАниКей пишет:
Старый, ну вы совсем заленились  ;)  
В книге много буков и все они про авиацию.
Я там не в теме. Выложил ссылку, картинки. Думал, придет Старый, прочитает, выдаст аналитику в двух словах.

Я не зарегистрирован на рутрекере. :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьAsug пишет:
Версия Кузнецова давно известна: " о версии И.Кузнецова, который утверждал, что экипаж потерял сознание при пикировании в негерметичной кабине. Действительно, кабина самолета не была полностью загерметизирована, т.к. кран вентиляции кабины у В.Серегина был полностью закрыт, а в кабине Ю.Гагарина наполовину открыт. Этим, кстати, объясняет установленный комиссией факт, что в кабине в момент удара самолета о землю было небольшое разрежение (комиссия потратила немало времени, чтобы объяснить это разрежение разрушением остекления при ударе о деревья — очень не хотелось комиссии допускать даже намека на техническую неисправность самолета). Так вот, по версии И.Кузнецова, при снижении с большой вертикальной скоростью (примерно 145м/сек) в такой кабине давление возрастало со скоростью 9-14 мм рт.ст./сек, а такая скорость роста давления в кабине вызывает некий аэродинамический "удар", что ведет к потере работоспособности экипажа.
К сожалению, несмотря на всю свою стройность и логичность, эта версия никак не подтверждается всей многолетней практикой воздушных боев 2-й мировой войны на всех театрах военных действий — от Атлантического до Тихого океана. Во время войны летчики, сидя в совершенно негерметичных, иногда даже с пробитым остеклением, кабинах, тоже пикировали, и не раз, причем высоты и скорости были совершенно аналогичны случаю с самолетом Гагарина-Серегина, а вот чтобы теряли работоспособность от нарастания давления — таких сведений почему-то нет."
Кроме версии Белоцерковского очень интересна версия Шершера ( http://www.ab-engine.ru/aviation_disaster.html) . Если верно то, что он пишет про зоны пилотирования, то все версии обходящие этот вопрос отправляются в мусор.
Понятно. Лажа полная. Я бы даже сказал бред сивой кобылы. 
Кстати, он как-нибудь объясняет за счёт чего же по его версии росло давление в кабине если краны вентиляции были закрыты? Как воздух то в кабину проникал?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Гибель Гагарина и Серёгина банальна и стандарна как три копейки. Таких катастроф в авиации милион. И если бы в кабине не сидели первый космонавт планеты и командир такого полка то аварийная комиссия закончила бы работу за две недели с совершенно стандартным вердиктом.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Версия Шершера верна. 
Были и другие публикации компетентных специалистов на эту тему. 
Щадя память о Гагарине и Серёгине эту историю стараются не педалировать. Чем и пользуются самозванные "защитники памяти" типа Леонова заполняя информационное пространство своим бредом. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

#527

Инженер полковник Э.А.Шершер, автор книги "Тайна гибели Гагарина", входил в комиссию по расследованию причин катастрофы самолета Серегина-Гагарина
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей



Грамота, полученная подполковником Э.А.Шершером за исследования причин катастрофы самолета Серегина-Гагарина.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать http://www.ab-engine.ru/aviation.html
В отличие от многих ремонтных, торговых и прочих организаций, занятых в сфере автобизнеса, в нашей фирме многие сотрудники имеют не автомобильное, а авиационное образование. Более того, некоторые даже служили в военно-воздушных силах в течение ряда лет и имеют большой опыт обслуживания и ремонта авиационной техники, в том числе, в условиях боевых действий. Другие принимали участие в исследованиях, разработке конструкций и испытаниях беспилотных летательных аппаратов, и даже имеют изобретения в области авиационных двигателей. В общем, тема авиации всегда была нам близка по духу, и всегда вызывала профессиональный интерес.
И вот волею судеб несколько лет назад к нам обратился специалист в области авиационной техники, авиационный инженер, полковник в отставке, ветеран-фронтовик Эдуард Александрович Шершер с просьбой помочь подготовить к публикации некоторые его материалы, посвященные его многолетней работе в ВВС. При этом особое внимание было необходимо уделить собранному Э.А.Шершером эксклюзивному материалу по катастрофе самолета Юрия Гагарина, в расследовании причин которой он принимал участие еще в 1968 году.
В результате совместно с Э.А.Шершером мы провели наше собственное расследование причин этой катастрофы. Собрали воедино все известные факты и версии гибели Гагарина, отбросили всякие мифы и легенды типа политического убийства и похищения инопланетянами, а остальное попытались проанализировать. И были поражены тем, насколько реальные факты расходятся с официальной версией катастрофы Гагарина комиссии по расследованию и мнениями официальных лиц. Особое удивление вызвали некоторые суждения деятелей от науки, якобы проводивших какие-то расчеты — их результаты прямо противоречат элементарным физическим законам. И это продолжается уже более 40 лет. Видимо, политическая составляющая остается главной во все времена — в противовес истине, которая просто лежит на поверхности.
Работа, которую мы проводили, была нам в общих чертах знакома — сегодня мы нередко проводим исследования причин неисправностей и поломок двигателей внутреннего сгорания. И в наших исследованиях иной раз факты имеют неоднозначное толкование. И мы уже не раз встречали "политически" ангажированные экспертизы и экспертов, так или иначе готовых доказать самые невероятные вещи в угоду "политическому" (сегодня это скорее звучит как денежному) заказу. Но одно дело какой-то автомобиль со сломанным двигателем, и совсем другое — катастрофа самолета, в котором погибли люди, и не кто-то, а ПЕРВЫЙ космонавт Земли. Тем не менее, мы попробовали применить наши скромные знания и способности, чтобы помочь автору собрать воедино все факты и версии, их проанализировать, кое-что рассчитать и на основании полученных результатов сделать выводы о реальных причинах гибели Гагарина. И можем даже сказать, что кое-что у нас все-таки получилось...
В 2006 году книга Э.А.Шершера "Тайна гибели Гагарина" была наконец опубликована в минском издательстве "Харвест". К сожалению, не в Москве, где собрались самые запуганные издатели, до смерти напуганные несовпадением выводов книги с "официально разрешенными" версиями катастрофы Гагарина. И, к сожалению, опубликована книга была в несколько сокращенном виде — в нее не вошли некоторые наши данные по расчетам траектории падения самолета, а также некоторые важные факты, подтверждающие нашу версию катастрофы Гагарина. В результате, несмотря на то, что оспорить наши данные трудно, а иногда и невозможно в принципе, официальная печать предпочла их "не заметить" и, как и прежде, ежегодно в день гибели Юрия Гагарина 27 марта продолжала свою старую песню в исполнении все тех же официальных исполнителей — о столкновении с шарами-зондами, с неопознанными самолетами, о внезапных потерях сознания, отказах техники и прочих фантазиях, которыми обросла эта печальная дата благодаря стараниям многочисленных официальных лиц вкупе с досужими "исследователями". А нездоровый ажиотаж вокруг катастрофы Гагарина продолжал подогреваться грифом секретности на материалах комиссии, расследовавшей эту катастрофу.
И вот, наконец, к 50-летию полета Юрия Гагарина в космос "лед тронулся". 8 апреля 2011 года, накануне знаменательной даты, было объявлено, что материалы комиссии по расследованию причин катастрофы рассекречены. На самом деле выводы комиссии давно известны и опубликованы, несмотря на гриф секретности. И все исследователи этой темы всегда объсняли эти выводы именно так, как это старалась сделать комиссия — никто не виноват, было облако или шар-зонд, просто некий форс-мажор, а пилоты не могли ошибиться, потому что не могли никогда. Но 8 апреля 2011 года вдруг в одночасье оказалось, что причиной гибели Юрия Гагарина мог стать и "человеческий фактор", возможность которого официоз полностью исключал в течение более 40 лет. И это, вероятно, первый и пока единственный шаг навстречу истине — за все прошлые десятилетия.
Между тем, первые же публикации в средствах массовой информации показали обратное. Как будто услышав команду "фас!", пишушая братия за один день уже успела приложить максимум усилий для того, чтобы сделать истину еще дальше, чем она была все эти годы. Газеты и интернет-издания буквально запестрели заголовками о возможной виновности Юрия Гагарина в катастрофе. Словно все в один миг забыли, как еще недавно переливали из "пустого" штопора в "порожние" шары-зонды ту же самую официальную, но еще "не разрешенную" тогда версию катастрофы Гагарина, из которой всегда делали один и тот же вывод — о высочайшем мастерстве пилотирования Первого космонавта, и называли причину, по которой эта катастрофа произошла, "загадкой века".
С такой легкомысленной "сменой курса" мы никак не можем согласиться. Поэтому, для того чтобы помочь не только пишушей братии, но и многочисленным исследователям и, возможно, даже официальным лицам сделать истину о гибели Гагарина все-таки ближе, а не дальше, мы с разрешения автора Э.А.Шершера решили опубликовать на нашем сайте одну из глав его книги в исходном варианте — со всеми данными и расчетами, без каких-либо сокращений. Эта глава не только непосредственно посвящена катастрофе самолета Юрия Гагарина и работе комиссии, но в ней подробно описан и наш собственный анализ всех известных версий и сделан вывод о реальных, а не мнимых причинах катастрофы. Мы не утверждаем, что нашли наконец истину, но тот факт, что она уже где-то очень близко, не вызывает никаких сомнений.
Итак, предлагаем вниманию главу "Катастрофа века" из книги Э.А.Шершера "Тайна гибели Гагарина". Просим учесть, что права на публикацию этой главы, а также всей книги целиком принадлежат исключительно автору, поэтому любителям нарушать авторские права просим озаботиться поиском подходящих адвокатов. Для всех остальных сообщаем, что при копировании главы или ее отдельных частей ссылка на наш сайт обязательна.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

В книге Шершера приводятся описания очевидцев катастрофы как Гагарин с Серёгиным куролесили над лесом пока в конце концов не врезались в землю. 
 Одно из свидетельств заканчивается словами "Долетался! - подумал я". 
 Уже на третий день сбор показаний очевидцев прекратили. Такие показания никому не были нужны. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

Цитировать...Все так, все так. Но где во мгле забвенной
Вдруг канул ты, нам не подав вестей,
Не тот, венчанный славою нетленной,
А просто человек среди людей;
Тот свойский парень, озорной и милый,
Лихой и дельный, с сердцем не скупым,
Кого еще до всякой славы было
За что любить, недаром был любим.
Ни полуслова, ни рукопожатья,
Ни глаз его с бедовым огоньком
Под сдвинутым чуть набок козырьком...
Ах, этот день с апрельской благодатью!
Цветет ветла в кустах над речкой Гжатью,
Где он мальчонкой лазил босиком...

 А.Твардовский
 http://www.proshkolu.ru/user/savelyeva62/blog/237370/ 
ЦитироватьМного ходит легенд и версий о трагической гибели Юрия Гагарина. Вот как отринул их поэт Ф.Чуев.

 Феликс Чуев.
 Гробы.

 Надоели сказки бездарные -
Столько россказней и легенд.
Надоели сплетни базарные,
Облепившие монумент.

 Столько липких нетрезвых слухов,
Но сейчас не об этом речь.
И, как он, собравшись с духом,
Я хочу эту ложь пресечь.

 Замолчите! Не смейте! - Слышите?
Он пилотом был до конца.
Если вам это можно - выпивши,
Он нигде не терял лица.

 Я сказал о нашем Гагарине,
Как без лишних слов и `ура`,
Он летел на такой развалине,
Что давно на свалку пора.

 Был не раз мотор в перечистке,
Три ресурса давно прошли -
Неужели во всей Отчизне
Лучших крыльев ему не нашли?!

 Тут не техника виновата,
Весь отряд летал на таких -
На `гробах`, изъятых когда-то
Из частей из летных других...

 И причину нелепого бедствия
Объяснять бы не мне, не в стихах,
А в делах судебного следствия -
Почему получилось так. ..
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#532
К 45-летию гибели Гагарина
 
Спойлер

Елисеев 2
 27 марта 1968 года, во время тренировочного полёта, погиб Юрий Алексеевич Гагарин - первый лётчик-космонавт, Герой Советского Союза. Самолёт МИГ-15УТИ, на котором находились Ю.А. Гагарин и его инструктор Герой Советского Союза Серёгин был сбит звуковой волной от самолёта СУ-15, прошедшего рядом с самолётом Гагарина, и перешедшего звуковой барьер на низкой высоте, что строжайше запрещено Наставлением по производству полётов. Гагарину не хватило высоты. А приказ Серёгина катапультироваться, он не мог выполнить, так как на МИГ-15 должен первым катапультироваться лётчик задней кабины, т.е. Серёгин, а затем уже лётчик передней кабины. Иначе фонарь передней кабины мог убить лётчика находящегося в задней. Самолётом СУ-15, проходящим испытательные полёты, управлял лётчик-испытатель, Герой Советского Союза. Он -жив, Сейчас ему 90 лет.Судя по степени засекреченности материалов расследования, этот лётчик выполнял приказ Брежнева, который терпеть не мог Гагарина. (Использованы данные, полученные от лётчика-космонавта Алексея Леонова в программе "Момент истины"  Материалы о Ю.А. Гагарине на сайте http://opk.fo.ru).
[свернуть]
ЦитироватьВздрогнула Земля! Случилось горе.
 Яркий свет взметнулся... и погас.
 Первый космонавт твой, с Небом в споре
 Проиграл! И всех покинул нас.

 Парень с удивительным талантом:
 Мир любил, жил просто, без прикрас.
 Был лихим он старшим лейтенантом.
 Помним мы  таким его  сейчас.

 Самолёт покинуть было время
 Только одному. Но двое вас.
 Грех на душу взять? Такое бремя
 Ты не смог. Не выполнил приказ.

 Ну а тот, кто с Неба мимоходом
 Вас смахнул - укрылся в темноте.
 Звуковой барьер своим проходом
 Перейдя на малой высоте.

 Ты создал космическое братство.
 Был любимым сыном всей Земли.
 Мы ж своё великое богатство
 Уберечь, прости нас, не смогли!!!

 Но пришла пора с секретами проститься.
 Вам открою самый главный - он один:
 Пришло время ему в Космос возвратиться.
 Ведь Гагарин Юрий - Космоса великий сын! 
 http://www.stihi.ru/2013/03/10/3982
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#533
ЦитироватьГибель Гагарина: слухи и правда
 
 
Гагарин за год до гибели. Фото: РИА «Новости».
 Сорок пять лет назад погиб первый космонавт.
 
 Алексей БОГОМОЛОВ — 27.03.2013
 
   
27 марта 1968 года в районе деревни Новоселово Владимирской области разбился самолет УТИ МиГ-15, пилотируемый Юрием Гагариным и инструктором Владимиром Серегиным.
   Все, что касалось этой трагедии, сразу было засекречено. О гибели Гагарина и Серегина сообщили лишь 29 марта. Но официальные документы правительственной комиссии, созданной для расследования катастрофы, а также переписка по этому вопросу и постановления ЦК КПСС долго оставались на секретном хранении. Это порождало множество слухов. Сегодня мы можем изучить эти документы, хранящиеся в Архиве президента России и рассекреченные чуть менее двух лет назад, и рассказать читателям о малоизвестных подробностях трагедии.
   "Настроение хорошее, жалоб нет"
    
   Еще в середине 90-х летчик-космонавт Алексей Леонов рассказал мне одну историю.
    
   - Юра погиб во вторник, а за несколько дней до этого, в субботу, мы с ним решили постричься. Делали мы это обычно в парикмахерской гостиницы "Юность", около стадиона "Лужники", у одного и того же мастера по имени Игорь. И когда я постригся, присел позади рабочего кресла и наблюдал за процессом.
    
   У Юры на шее была крупная родинка, примерно полсантиметра в диаметре. И когда Игорь стал опасной бритвой подбривать ближе к шее, я ему говорю: "Смотри, самую красоту-то не сбрей случайно!" Он не обиделся, понимал, что я шучу, и буркнул в ответ: "Да знаю я, знаю"...
   Часто, когда человек умирает, мы вспоминаем что-то символичное, необычное в его поведении. У Юры ничего такого не было, никаких там дурных предчувствий. Но по прошествии времени поведение парикмахера показалось мне не таким, как всегда. Обычно после стрижки он сметал волосы с пола и выбрасывал. А в ту субботу он Юрины локоны аккуратно собрал и положил в шкафчик.
    
   Уже в первые дни после информационного сообщения о гибели Гагарина и Серегина появились слухи о том, что они вылетели с аэродрома в Жуковском в неадекватном состоянии. В документе, названном "Заключение и предложения правительственной комиссии по выяснению обстоятельств гибели летчика-космонавта Гагарина Ю. А. и инженера-полковника Серегина В. С.", датированном­ 4 сентября 1968 года, приведены основные показатели состояния здоровья Гагарина на утро 27 марта. "Предполетный медицинский осмотр проведен 27.03.1968. Жалоб во время осмотра не предъявлял. Самочувствие и настроение было хорошее. Температура тела 36,6. Частота пульса 64 удара в 1 минуту. АД - 120/70 мм рт. ст. 27.03.1968 в период 8.45 - 9.00 полковник Гагарин Ю. А. подвергался дополнительному осмотру. Жалоб не было".
    
   Казалось бы, здоровье в порядке. Но возникают два вопроса. Во-первых, уж слишком показатели, занесенные в журнал, близки к идеальным. Во-вторых, зачем понадобился еще один осмотр? В том же документе говорится и об обследовании Серегина. И речь идет только об одном медосмотре...
    
   И еще одна деталь. За 5 дней до полета Юрий Алексеевич проходил углубленный медосмотр и получил вердикт "годен к летной работе без ограничений". Но почему-то срок этой "годности" был определен всего в 2 месяца - до 22 мая 1968 года...
Урну с прахом первого космонавта нес лично Брежнев. Фото: ИТАР - ТАСС.                    
Чешский самолет
    
   В заключении комиссии содержатся подробные данные о том, что за самолет был предоставлен Гагарину и Серегину для полета.
    
   "Самолет УТИ МиГ-15 № 612739 изготовлен 19 марта 1956 г. заводом "Водоходы" ЧССР".
    
   То есть делали самолет чехословацкие товарищи. Он выработал больше половины технического ресурса (оставалось еще 986 часов). Но вот двигатель был с некоторыми проблемами. В заключении комиссии отмечается, что за 533 часа работы он прошел 4 капремонта, а после последнего (январь 1967 года) ему был установлен ресурс в 100 часов. Остаток ресурса двигателя был всего 37 часов. К тому же он в межремонтные сроки дважды снимался из-за дефектов...
    
   Несмотря на эти факты, комиссия констатировала, что в целом самолет имел достаточный ресурс и обслуживался по регламенту. Скорее всего, Гагарину выделили лучший из имевшихся в полку самолетов, а серьезных проблем у него не было, несмотря на то, что он был сделан за границей и достаточно много эксплуатировался. Единственным серьезным нарушением, допущенным во время подготовки к полету, было то, что от самолета не отцепили дополнительные баки для горючего. Они, кстати, сильно снижали возможности маневрирования...
    
   Многие специалисты, в том числе и Леонов, считали, что виновником гибели Гагарина и Серегина был либо второй такой же самолет УТИ МиГ-15, который пилотировал майор Андреев (он вылетел через 
    
   3 минуты после Гагарина), либо Су-11, который в то же время пролетал в этом районе. Фамилия пилота этого сверхзвукового самолета долго была засекречена. Потом ее назвали: за штурвалом Су-11 был летчик по фамилии Кречетов. Чтобы поставить точку в этом вопросе, приведу данные о результатах эксперимента, проведенного в процессе расследования:
    
   "Были проведены полеты двух самолетов, имитировавших полеты самолетов полковника Гагарина и майора Андреева... В процессе эксперимента пересечение самолетов на одной дальности не произошло".
    
   В Летно-исследовательском институте Министерства авиационной промышленности было изучено воздействие звукового удара Су-11 на пролетающий самолет. Вывод был однозначен: ни УТИ МиГ-15 Андреева, ни пролетавший выше самолет Су-11 Кречетова не могли повлиять на УТИ МиГ-15 Гагарина и Серегина...
    
   А был ли зонд?
    
   Основной версией гибели Гагарина и Серегина комиссия назвала неожиданный маневр: "Наиболее вероятной причиной катастрофы является выполнение резкого маневра для отворота от шара-зонда".
    
   Комиссия установила, что в день полета в зоне выполнения задания проводились запуски шаров-зондов. Например, в 10.02 Физический институт АН СССР выпустил радиозонд, который в 10.22 на высоте 3000 метров вошел в район испытательных полетов аэродрома "Чкаловский". Вышел он из этого района в 11.26 на высоте 16 000 метров. Теоретически он мог стать помехой самолету Гагарина и Серегина. В ходе расследования, кстати, выяснилось, что в районе места падения самолета было "значительное количество разрушенных радиозондов, радио-пилотов и шар-пилотов".
    
   В последние годы в публикациях, посвященных гибели Гагарина, категорически отвергалось, что самолет мог врезаться в зонд. На самом деле, хотя комиссия и не считала такое столкновение основной версией, в документе она упоминается. Вот еще одна выдержка: "Около 60% остекления кабин самолета не найдено. Не исключена возможность разрушения остекления кабины и в воздухе вследствие возможного столкновения самолета с шаром-зондом".
    
   Данных, которые подтверждали бы такое столкновение, у комиссии не было, но в те времена уровень экспертиз не всегда позволял сделать точные заключения о возможных воздействиях на самолеты в воздухе...
   
       
          
                                  
                        На таком же "МиГе" разбились летчики. Фото: kirzhach.su.
                        
         
   
 
    
   "Юры больше нет"
    
   В гибель Гагарина поисковые команды и его товарищи-космонавты поверили не сразу. Я еще раз обращусь к рассказу Леонова о парикмахерской.
    
   - Когда мы узнали, что самолет Гагарина и Серегина разбился, то сразу была организована поисковая операция. Я принимал участие в поисках, - рассказывает Алексей Архипович. - Около суток сохранялась надежда, что Юра сумел спастись. Что погиб Серегин, мы узнали почти сразу - был найден кусок его поврежденной куртки. Следов гибели Гагарина долго найти не удавалось. Через какое-то время нашли его бумажник. Но он, как мы надеялись, мог выпасть при катапультировании. Поиски в лесу шли весь день и всю ночь.
    
Только на следующее утро мы узнали страшную правду. И так случилось, что сообщить о ней пришлось мне. Все человеческие останки, даже самые маленькие, которые удалось собрать на месте гибели самолета, складывались в обычное эмалированное ведро зеленоватого цвета, и ими занимались эксперты-криминалисты. Когда мне на предмет опознания показали эти останки (ведро было почти полным), я увидел довольно большой лоскут кожи, по виду - часть плеча и шеи, - со знакомой родинкой. И тогда я понял: Юры больше нет...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#534
ЦитироватьВторник, 26 марта 2013
 
Гагарина у нас не отнять

            
                     45 лет назад, 27 марта, погиб самый знаменитый человек новейшей истории - Юрий Гагарин. «Позвавший за собой в космос всех нас», - как сказал о нём Нил Армстронг, его коллега-астронавт из конкурирующей сверхдержавы.
        
    
            Про Советский Союз созданы и до сих пор создаются сотни мифов. Они стали возможны, потому что их предмет сам по себе неоднозначен. А к Гагарину ничего гадкого не пристало. Не смогли опошлить, запачкать. Он один стоил всего ядерного арсенала страны - по тому, сколько сделал для того, чтобы сквозь ложь, которой обливали СССР, люди за железным занавесом увидели в нас людей.
Все знают: среди кандидатов в первые космонавты было немало достойных людей. Почему выбрали Гагарина, почему именно ему выпало открыть человечеству дорогу в просторы Вселенной? На этот счет много разных мнений, но лаконичней всех выразился летчик Михаил Одинцов: «Наиболее благоприятное сочетание личных и гражданских //качеств выделило Юрия Гагарина из других космонавтов - и он стал первым». Но это было сказано практически по горячим следам - что в таких делах значат десять – двадцать лет... Мы-то сегодня, задним числом, понимаем это лучше. Когда можем отстраниться от злобы тех времен и спокойно оценить тот огромный запас прочности, тот золотой ресурс человеческих качеств, который сложился в это «благоприятное сочетание». И нам ясно: повезло! Повезло Королеву, который поручился за него собственной головой, повезло психологам, да что там – всему Человечеству повезло, что был такой парень. Потому что – да, Юрий Алексеевич был прекрасный летчик, он отличался отменным здоровьем и стойкой психикой, он был //отличный товарищ и просто молодец... Но ни в какой летной школе, ни в каком отряде космонавтов и вообще нигде на белом свете нельзя научить человека тому, чтобы он так достойно, так //красиво и так внешне просто сумел пережить и тот «огонь», и ту «воду», а в особенности – те «медные трубы», которые ему в жизни выпали.
И поэтому мы так им гордимся, и потому так больно отзывается в наших сердцах эта печальная дата. Но – не только, и даже – не столько. Потому что каждый из нас,  бывших граждан бывшего СССР, понимает: Гагарин – это практически единственная веха советского наследия, которую у нас точно никто никогда не отнимет.
Что стало бы с Гагариным, доживи он до наших дней? Как сложилась бы наша история, если б он дожил хотя бы до 1991 года? Вот бы где пригодился один из его главных //талантов - разряжать в обществе напряженную атмосферу. Быть может, тогда, будучи главой центра по подготовке космонавтов, или даже министром обороны, он бы силой своего авторитета смог предотвратить распад Советского Союза? А может, космический первопроходец отошел бы от мирской суеты и посвятил себя маленькому трогательному хобби - выращивал бы кактусы на даче в Подмосковье?..
... Сейчас говорят, что Гагарин слышал музыку на орбите, об этом даже рассказывал в своих интервью. Интересно бы знать, какую. У нас-то при слове «Гагарин» тоже музыка в душе, у каждого своя, и очень светлая.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать
Уважаемая редакция! В преддверии очередной годовщины гибели космонавта Ю. Гагарина прошу опубликовать прилагаемое письмо.
В «АиФ» №2 за 2010 год был опубликован материал под заголовком «Гагарина сгубила паника?», посвященный одной из версий причин гибели Ю. Гагарина и его инструктора В. Серёгина.
Как бывший военный летчик 2-го класса, летавший 12 лет на реактивном самолете Л-28, подтверждаю обоснованность вывода бывшего военного летчика 1-го класса А. Клопова: версия бывшего сотрудника ГосНИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС И. Кузнецова, что причиной гибели Ю. Гагарина и В. Серёгина могла быть разгерметизация кабины, не выдерживает критики, поскольку всем профессиональным летчикам известно, что полеты в разгерметизированной кабине и без кислородной маски на высоте 4–5 тыс. м, на которой они тренировались в тот день (27 марта 1968 г.), абсолютно безопасны. Однако что же помешало этим опытным летчикам вывести МиГ-15 из пикирования и катапультироваться?
Моя версия – произошла весьма редкая поломка в системе так называемого бустерного управления штурвалом самолета. Дело в том, что при полетах на истребителях на больших (околозвуковых) скоростях нагрузка на рули высоты резко возрастает. И для преодоления этих высоких нагрузок конструктивно предусмотрена вспомогательная гидравлическая (бустерная) система управления рулями по сигналам летчика.
Так вот, очень редко, но бывают случаи, когда в трубопроводах этой гидросистемы происходит разрыв перегородки, разделяющей трубопроводы встречных потоков жидкости. В таких случаях штурвал «замирает» в одном положении и не реагирует больше ни на электрические, ни на физические сигналы летчика, давление на руль высоты в гидросистеме около 100 атмосфер.
Именно такой случай произошел с моим другом (мы служили с ним в начале 1960-х годов на аэродроме «Сокол» на южном Сахалине) Николаем Кругловым – летчиком
1-го класса, командиром эскадрильи полка ПВО, во время тренировочного полета в качестве инструктора со вторым пилотом (проверяемым) капитаном П. Когда штурвал заклинило в положении пикирования и скорость быстро увеличивалась до сверхзвуковой, Н. Круглов несколько раз скомандовал напарнику: «Прыгай!» Но тот почему-то не выполнил этих команд.
Когда до земли оставалось несколько сот метров, Круглов катапультировался уже на сверхзвуковой скорости. От удара воздушной волны плексиглас шлема, защищавшего лицо, раздробился на мелкие кусочки, которые врезались в лицо. Парашют лишь частично затормозил скорость падения на деревья. Поэтому одна нога его оказалась сломанной. Другие части тела также были сильно травмированы, и он не мог двигаться. Лишь на третьи сутки поисковая группа обнаружила его.
Пока он лежал в военном госпитале (в Хабаровске), члены комиссии, расследовавшей катастрофу, весьма усердно требовали от него «сказать правду» о причинах падения самолета. В этих домоганиях сквозил откровенный намек: «почему ты спасся, а товарища бросил?» Особенно усердствовали в этом представители КБ и завода МиГ. На все его объяснения о том, что штурвал не подчинялся их усилиям вывести самолет из пикирования, они категорически заявляли: такого быть не может.
Круглов же требовал поставить систему бустерного управления на испытательный стенд и «гонять» ее без остановки до первой поломки. Это требование было выполнено лишь после вмешательства высшего командования ОДВА (Отдельной дальневосточной воздушной армии). Через несколько суток работы бустерного блока упомянутая перегородка прорвалась.
Не по этой ли причине Гагарин и Серёгин не смогли вывести МиГ-15 из пикирования? Если да, то нетрудно предположить и причины, по которым они не смогли раньше катапультироваться.
Во-первых, это могла быть элементарная неисправность катапультных уст­ройств. Во-вторых – ограниченность времени на принятие решения. Так, например, если их полет проходил на высоте 4000 м, с которой они начали снижение на скорости около 1000 км/час и которая очень быстро в режиме пикирования приближалась к сверхзвуковой, можно предположить, что, снижаясь со скоростью около примерно 350 м/сек., они достигли высоты 800–1000 м (т.е. минимальная высота, сохраняющая шанс на спасение жизни с раскрытым парашютом) за 10–20 секунд.
Возникает вопрос: а могли ли они за эти 10–20 секунд принять согласованное решение о катапультировании? А что если в ответ на команду полковника Серёгина «Прыгай!» (которую он обязан был как инструктор дать, а после прыжка Гагарина прыгать сам) Гагарин крикнул: «Прыгай ты, а я за тобой!»? Ведь нельзя исключить, что у каждого из них в эти мгновения мелькнула мысль: как я буду жить, если спасусь, а товарищ погибнет?
Впрочем, в условиях современного морального состояния общества далеко не каждый может понять благородство терзаний души этих летчиков в такие трагические мгновения.
 
В.М. ЛУГАНЦЕВ
г. Волгоград
 http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=593351
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#536
Гагарин погиб, потому что отказался прыгать первым


Фото: РИА "Новости"
45 лет назад, 27 марта 1968 года, разбился первый космонавт Земли.
Леонид РЕПИН, обозреватель «КП» — 27.03.2013
 
 
Спойлер
Весть о его гибели застала меня по дороге на работу, утром. У водителя в кабине троллейбуса звучало радио, и вдруг резануло дорогим, часто звучавшим именем. Именно резануло, потому что диктор произнес его совсем не так, как всегда. Я понял: что-то стряслось. А вслушался - и понял что.
Кто виноват
Более всего свербило одно: что там, в небе, случилось? Ведь нам говорили, в отряд космонавтов брали лучших из лучших летчиков... А погибший с Гагариным Владимир Серегин, до того дня нам неизвестный - командир полка, в котором космонавты летают, сам заслуженный летчик-испытатель. Герой Советского Союза, фронтовик, сбил три вражеских самолета...
Через день я стоял в почетном карауле возле урн с их прахом. Вокруг - горы цветов. Бесконечный поток людей тянулся к зданию Дома Советской армии. И все те же мысли: что же их погубило?..
Помню, как ждали все первых выводов правительственной комиссии. Их долго не было. Потом появилось что-то уклончивое и неясное. А после потянулись одна за другой версии "добровольных следователей". Слухов - неисчислимо. Моя любимая бабушка Анна Степановна подхватила, видимо, возле подъезда нашего дома: "Напился пьяный. Сел на ракету и разбился". Но ведь и более серьезные люди высказывались: оба пьяные сели в самолет. Была версия, изложенная в книге: Гагарина убили. Короче, выливалась несусветная чушь, попирающая здравый смысл.
Появились, разумеется, и серьезные расследования катастрофы. Самое глубокое и тщательное провел профессор Сергей Белоцерковский, заместитель начальника Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. И дал заключение: самолет свалился в штопор. Но почему это случилось в простейшем режиме полета? При том что именно реактивные самолеты со стреловидным крылом, к которым и относился гагаринский УТИ (учебно-тренировочный истребитель) МиГ-15, прекрасно сопротивляются попаданию в штопор?
Шесть лет без вылетов
Когда разразилась катастрофа, полковник Илья Качоровский служил заместителем начальника Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС по научно-исследовательской работе. Возможно, поначалу именно интуиция ему подсказала: что, если сами летчики во всем виноваты? Мысль греховная, но предыдущие исследователи искали причину во внешних факторах: то шар-зонд, то другой самолет, то еще что-то... Потому и приходили к похожим, но небесспорным выводам.
Для начала Качоровский принялся изучать личности летчиков. И встретился с неожиданностью: когда Гагарин поступил в летное училище, он сразу столкнулся с серьезными сложностями. Летная программа ему давалась очень трудно. Качоровский говорит: "Причина банальна: у него просто не было необходимых природных данных для этого. Таких людей очень много". Тут же выяснилось, что в училище дважды вставал вопрос об отчислении Гагарина из-за летной неуспеваемости. Но он страстно хотел летать и сумел оба раза уговорить начальство оставить его. Это факт. А в отряд космонавтов он попал закономерно, и вопрос о летной подготовке отпал: были в нем медики, никогда не летавшие, инженеры и даже женщины, не садившиеся в кресло пилота.
Далее о космонавте Гагарине. После того как он совершил первую в истории человечества космическую одиссею, его назначили заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. И летать на самолетах ему стало незачем: другая жизнь, иные задачи. Но небо, как и прежде, влекло его, и Гагарин сопротивляться этой силе не мог. Но за шесть лет пребывания в отряде космонавтов он не сделал ни одного самостоятельного полета, хотя бы и на учебной машине. И вот полет с Серегиным...
Что известно о нем? Инспектор по летной подготовке космонавтов Виктор Андрианов сказал о Серегине: "Формально он был испытателем, но испытывал не самолеты, а приборы. У него не было достаточных инструкторских навыков... Впечатлял общий налет: 4000 часов. Но все это было в прошлом. А уже будучи командиром полка, он летал очень мало, по тому минимуму, который нужен для подтверждения класса. Это тоже не его вина: космонавты летали от случая к случаю".



45 лет назад, 27 марта 1968 года, разбился первый космонавт Земли Фото: РИА "Новости"
Итог: оба летчика, которых все мы считали опытными, на самом деле таковыми не были. И вот подошел тот день, 27 марта 1968 года, 10 часов 19 минут. Гагарин, сидящий в передней кабине, поднимает самолет с бортовым номером 18 в воздух.
Все.
Они не вернутся.
Последний вираж
Что же случилось потом? По плану полета выполнить задание предписывалось за 11 минут. Всего-то. И в 10 часов 30 минут точно по плану Гагарин сообщил руководителю полета: "Задание в зоне 20 закончил, прошу разрешения разворот на курс 320" (курс 320 - возвращение. - Л. Р.). Получив добро, ответил: "Понял. Выполняю". Голос Гагарина прозвучал в последний раз.
Летчик-исследователь Илья Качоровский задался вопросом: как такой самолет, более чем устойчивый к попаданию в штопор, все-таки сорвался в него? При том, что пилот выполнял элементарный, доступный и начинающему летчику режим снижения после разворота.
Известно, что Гагарин и Серегин летели между двумя слоями почти сплошной облачности на высоте 4200 метров. Важное обстоятельство: фактически полет проводился для проверки Гагарина - Серегину предстояло решить, выпускать того потом в самостоятельный полет или нет. А летели они для того, чтобы разведать метеоусловия в районе тренировочных полетов. Разумеется, Гагарин об этом тоже знал. Поэтому оба приглядывались к состоянию погоды. Можно предположить: внимание пилотов было сосредоточено не только на управлении самолетом. Что их и подвело.
Гагарин, получив команду на возвращение, ввел самолет в так называемую нисходящую спираль. Нет, это еще не штопор. Крен достиг 60 градусов при вертикальной скорости около 50 м/сек. Летчик при таких условиях должен быть предельно собран, ничто не должно отвлекать его внимания...
Судя по всему, Гагарин отвлекся. Серегин, видимо, не придал должного значения маневру. Спираль - траектория самолета - стала закручиваться вправо. Гагарин, следуя естественному влечению, ошибочно попытался вывернуть самолет влево. А тот, наоборот, еще круче ввинчивался в спираль, уже переходящую в штопор. Серегин среагировал, но бесценные секунды были потеряны. Крен ему удалось устранить, но остановить пикирование времени не оставалось: высота всего 500 метров...
Почему они не катапультировались? Особенность этого типа самолета заключалась в том, что первым кабину должен был покинуть пилот, сидящий сзади, - Серегин. Но он не мог катапультироваться первым, бросая в гибнущей машине Гагарина! Хотя и обязан был сделать это по инструкции. Скорее всего, он требовал, чтобы Гагарин покинул самолет. А тот, понятное дело, возражал. Ведь, сделай он это, струя от двигателя (иногда говорят, пиропатрона), выталкивающего его кресло, ударит в фонарь задней кабины, деформирует его и не позволит второму летчику катапультироваться. То есть Гагарин был прав, отказываясь катапультироваться первым, но и Серегина надо понять: если бы он спасся, а Гагарин погиб, ему бы этого никогда не простили.
Можно только предполагать, что они в те секунды говорили друг другу... Но время их жизней уже истекло.
[свернуть]

http://kp.ua/daily/270313/386349/print/
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

ЦитироватьАниКей пишет:
 Гагарин погиб, потому что отказался прыгать первым
Это уже из теории Белоцерковского.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьАниКей пишет:
Весть о его гибели застала меня по дороге на работу, утром
По впечатлению, реакция была "амбивалентная".
"Фифти-фифти", были сочувствовавшие (братан двоюродный, одногодок - так и до "скупых мальчишеских слез"), но были и явно злорадствующие. Иногда даже вслух.
И не то, чтобы "желали гибели Гагарину", но доставал пропагандистский образ, "надоело лицо в телевизоре".
И их было совсем не мало.
Скажем, процентов двадцать.
Но! - "99%" (условно, конечно) было абсолютно убеждено, что "напился пьяным и убился".
Типа, заложили с Серегиным за воротник и полетели кататься.
И можно было говорить что угодно и доказывать чем попало - ессессно, не влияло.
Не копать!

bavv

Алексей Леонов: «За правду о гибели Юры я боролся четверть века»
27 Марта /2013 / 10:15 | Елена Федоренко / Газета «Культура»
Спойлер
Алексей Леонов © Виктор Чернов / www.russianlook.com
27 марта исполнится 45 лет со дня гибели первого в мире космонавта Юрия Гагарина. Версий трагедии было немало, некоторые из них бросали тень на экипаж и профессионалов, готовивших полет. Алексей Леонов, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос, не мог смириться со слухами, порочившими память его друзей. Он добился снятия грифа секретности с дела об авиационной катастрофе, в которой погибли Юрий Гагарин и летчик-испытатель Владимир Серегин.
культура: Воспоминания — процесс неконтролируемый. Что вспоминаете чаще всего о вашем друге Юрии Гагарине?
Леонов: Первые минуты нашей встречи 4 октября 1959 года в московском госпитале, где мы проходили медкомиссию. Небольшая комната, сильно натоплено — печка сохранилась еще с купеческих времен. Наклонившись над книгой, сидит молодой человек в темно-коричневой пижаме с белым воротничком. Больше всего меня поразило, что читал он «Старика и море» Хемингуэя. Я слышал про эту повесть и только мечтал ее прочесть, а тут человек уже читает. Сразу проникся к нему уважением. Через полчаса я про него знал многое. Что он летает на Севере, где уже наступает полярная ночь, и поэтому нужно срочно пройти комиссию и возвращаться в Заполярье. Что у него есть маленькая дочка Лена, что живут они в финском домике, а там проблемы с отоплением. Рассказывал он понятно, открыто, не бормотал и не подыскивал слова, как это бывает с молодыми людьми.
Нас инспектировали на допуск к космической работе, но мы об этом не знали, думали, что проверяли как летчиков-испытателей. Летчики вообще-то не любят медицину и считают, что кроме вреда она ничего им не приносит. Конечно, ошибаются. Каждый врач стоит на страже здоровья. Молодым нам казалось, что мы все можем, все знаем. Медики же следили за тем, чтобы это ощущение не сыграло с человеком непоправимую шутку. Целый месяц мы с Юрой провели в госпитале в Сокольниках, и каждый день выходили в парк и разговаривали. Впрочем, про это я неоднократно рассказывал...
культура: Наверное, и не осталось тех эпизодов, о которых Вы никому не говорили?
Леонов: Остались. Недавно нашел статью Циолковского 1935 года, в ней он описывает, каким представляет себе человека, который первым полетит в межзвездное пространство. Это будет обязательно русский, несомненно — советский человек большого мужества, летчик с открытым добрым лицом и ясными голубыми глазами. Юре едва исполнился год, а Циолковский набросал его будущий портрет. Лицо Гагарина действительно светилось добротой, и глаза были ясно-голубые — таких я больше ни у кого не встречал.
Знаю точно, что Сергей Павлович Королев статью Циолковского не читал, но сразу отметил ум и обаяние Гагарина.
культура: В чем гагаринская незаурядность?
Леонов: Природа дала ему врожденный интеллект и удивительное трудолюбие. Школа, ремесленное училище, техникум, авиаклуб, военное авиационное училище — и везде только на «отлично». Другие, я в их числе, шли по порядочку: школа, училище, от ступени к ступени. А он все время начинал новое, жил на опережение. В Академии имени Жуковского мы сидели рядом. Юра много пропускал из-за командировок, возвращаясь, переписывал конспекты своим убористым почерком. Закончил Академию, конечно же, с отличием.
культура: На родине первого космонавта, в городе, носящем его имя, Вы продолжаете проводить гагаринские чтения?
Леонов: Только что оттуда вернулся. Международные общественно-научные чтения, посвященные дню рождения Гагарина (он родился 9 марта 1934 г. — «Культура»), проходили 40-й раз. Уже четыре десятилетия собираются вместе друзья Юрия Алексеевича — их все меньше — и те, кто его не знал.
Приезжают из разных городов, на этот раз почти со всей России. Работает юношеская секция — подготовлено 86 докладов. Понятно, что нет возможности прослушать все, но нашли правильную схему: ребята выступили в школах города. Мы видели, какой интерес возникает у учеников, когда их сверстник, приехавший издалека, рассказывает о подвиге их земляка, которого знает весь мир. Появляется чувство гордости, рождается желание равняться на Юрия Гагарина. Он умел дружить, помогать, да и погиб-то из-за своей порядочности.
культура: Что Вы имеете в виду?
Леонов: Знаете, почему Гагарин полетел 27 марта? Ему предложили должность начальника Центра подготовки космонавтов. Он поставил условие: должен войти в строй как летчик. «Руководить летчиками и не летать — не имею морального права». После рокового полета на боевом самолете в его летной книжке должна была появиться запись: «Восстановлен к полетам в сложных метеоусловиях на самолетах ,,МиГ-17" при облачности не ниже 450 метров и видимости не меньше 800 метров». Это условия первого класса.
культура: Существует много версий гибели Гагарина, от встречи с НЛО до нетрезвого состояния членов экипажа, от неисправности самолета до халатности диспетчеров. Что произошло на самом деле?
Леонов: На сегодняшний день получено разрешение рассказать, как все произошло. Причина гибели — разгильдяйство, распутство и неуправляемость в нашей стране. В районе испытательных полетов рядом с гагаринским «МиГом» пролетел несанкционированный самолет-нарушитель. Скорость, на которой летел Гагарин в горизонте — 750 км, нарушитель прошел на расстоянии всего 10-15 метров со скоростью — 1170-1200 км, практически со скоростью звука. Возмущенный воздушный поток перевернул машину, самолет попал в глубокую спираль, а на нем были баки по 260 литров. Ведущий испытатель этого самолета Владимир Серегин сам написал в инструкции: «Запрещено летать на высший и сложный пилотаж», и экипаж этого не планировал. Существовало конкретное задание: сделать несколько виражей с углом 15 и 30 градусов, пикирование, кабрирование, без пилотажа на больших углах. На высоте 4200 метров Юрий доложил: «Я, 625-й, задание в РИПе (район испытания полетов) закончил, иду на рубеж (рубеж — это линия снижения)». Доклад оказался последним. Через 55 секунд — мы точно знаем время, поскольку оно отпечаталось на бортовых часах — самолет был уже в земле. У меня есть фотографии места трагедии (Алексей Архипович показывает фото). Смотрите, если бы самолет падал носом, то сбил бы два-три дерева, а здесь, видите, сколько срезано верхушек...
культура: Значит, пилоты пытались вывести самолет?
Леонов: Фото с деревьями — это документ, подтверждающий, что экипаж до последнего мгновения оставался активным.
культура: Почему правду так долго не раскрывали?
Леонов: Дело было закрыто. Государственная машина берегла общественный покой. И генерал Каманин, и конструктор Туполев знали, что произошло, но просили не поднимать этого вопроса: погибших не вернешь. За правду я боролся в одиночку, обращался к президенту. Недавно объявлено, что катастрофа произошла по вине несанкционированного самолета. Фамилия летчика будет названа позже.
культура: Она засекречена?
Леонов: По человеческим факторам решено ее не называть — он тяжело болен, ему уже далеко за восемьдесят.
культура: Известный человек?
Леонов: Очень известный. Хороший летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Подходил ко мне...
культура: Кто виноват: сам летчик или те, кто его отправлял?
Леонов: Конечно, летчик. Он должен был пилотировать выше 10000 м, но однако спустился под облака, на высоту около 400 метров, включил форсаж, и со сверхзвуковой скоростью поднялся вверх, пройдя рядом с гагаринским «МиГом». Позже он признался генералу Запольскому: «Я почувствовал, что что-то произошло».
культура: Какие факты, кроме фотографий, подтверждают эту версию?
Леонов: Когда Академия Жуковского еще была серьезным научным центром с мощным вычислительным комплексом, мы с доктором наук Сергеем Михайловичем Белоцерковским «проиграли» все варианты прохода самолета из одной точки в другую за 55 секунд. Единственное, что соответствовало этому времени, — глубокая спираль, в которую вогнал «МиГ» пролетевший самолет.
Я находился в 13 км от места падения и слышал два хлопка: первый — сам взрыв, второй — характерный для преодоления самолетом звукового барьера, когда нарушитель, резко набрав скорость, пошел вверх. Их разделяли 1,5 секунды. Слышал не только я, о чем и написал в документах еще в 1968 году. В начале 1990-х вдруг начался всплеск интереса к полету Гагарина, публиковались безобразные фантазии о том, что летчики были пьяны, что они занимались охотой...
Прошло более двух десятилетий, и нам разрешили посмотреть документы комиссии. Мой отчет оказался переписанным — рука не моя, график временного расстояния между взрывом и сверхзвуком увеличен в десять раз. В тот момент я поклялся, что приложу все усилия, чтобы истина стала известна. Сейчас время наступило. Я 25 лет боролся, развенчивая неправду.
культура: Гагарин планировал новый космический полет?
Леонов: В 1966 году он начал готовиться к полету на корабле «Союз». В группу входили Владимир Комаров, Валерий Быковский и Гагарин. Но трагедия, случившаяся с Комаровым (24 апреля 1967 года он погиб во время приземления — «Культура»), закрыла дорогу для Гагарина и Быковского.
культура: Изменился ли характер Гагарина после того, как он стал национальным героем, символом? По сути дела, молодой человек перестал себе принадлежать.
Леонов: Торжества, заседания, президиумы — слава многим кружила голову, но не ему. У него остались прежние отношения с товарищами. Он серьезно, уже как командир, относился к моей предполетной подготовке. Понимал, когда надо дать отдых, чтобы не случилось срыва. Как-то в разгар напряженных тренировок, будто между прочим, предложил: «Слушай, давай съездим на несколько дней под Выборг, на заставу, там у меня друзья...» Четыре дня мы жили среди пограничников, ловили рыбу, охотились. В августе 1964 года, меньше чем за полгода до моего старта, Гагарин предложил: «Леш, возьмем Свету и Валю (жены космонавтов, Светлана Леонова и Валентина Гагарина — ,,Культура") и на моем катере пройдем до Московского водохранилища, недельку поживем там, чтобы нас никто не дергал, будем питаться тем, что добудем — рыба, охота, грибы». Так оно и было. Он хоть и молодой был командир, понимал такую тонкую материю как психологическое обеспечение полета. Сам до этого доходил, ни в каких инструкциях о выезде на природу ничего не говорилось. Потом и я по гагаринскому примеру заботился об отдыхе молодых космонавтов. Добился постройки в Рузе дома отдыха, куда члены экипажей уезжали с семьями перед стартом.
культура: Рядом с местом падения Гагарина вашими усилиями восстановлен храм Свято-Андреевского прихода с колоколами, каждый из которых носит имя тех космонавтов, кого уже нет с нами. В день памяти состоится служба?
Леонов: Конечно, и опять запоют колокола родными голосами. Колокол Юрий, колокол Владимир, колокол Павел, колокол Владислав, колокол Георгий...
культура: Вы поедете?
Леонов: Каждый год в день гибели Гагарина я там.
культура: Слезы часто подступают?
Леонов: Плакал, когда расстреляли мемориальную доску с именами Гагарина и Серегина и расписали матом стелу. Это — страшно. Нашли мы их: пьяные придурки приехали пострелять.
27 марта туда приезжает много людей. Красивый ритуал: торжественным караулом с флагом проходят курсанты из Владимира, звучат добрые слова, возлагают цветы, потом — служба в храме. Уже собирались приступать к восстановлению росписи, но стены еще влажные... Все уникальные храмовые фрески в годы советской власти погибли. Варварство!
культура: У Вас, героя страны Советов, претензии к советской власти?
Леонов: Наша с Гагариным позиция была одинаковой: гибель храмов — это уничтожение самой культуры. В узком кругу мы беседовали об этом. Но где такое можно было тогда сказать?
культура: Наше время буйно развенчивает мифы. Вот и Гагарин «удостоился» двух противоположных образов: идеальный герой без недостатков или человек, слишком, скажем так, земной — любитель выпить, погулять, покрутить романы...
Леонов: Сказать, что Гагарин пил, равно утверждению, что я — пьяница. Когда мы работали, то не имели права даже думать об алкоголе. Но были у нас и праздники, и застолья. Помню свой день рождения в 1964-м, в тот год нам с Юрой исполнилось по тридцать лет. Собрались друзья, Гагарин пришел с охапкой сирени. Ели, пили, веселились. Мы что — пьянствовали? В три часа ночи я проводил Юру, и он предложил: «В семь утра поедем кататься на водных лыжах». Действительно, к назначенному часу он был готов: сходил в гараж, заправил машину, загрузил ее водой, продуктами и звонит: «Давай, поднимай Волынова и Горбатко, жду». Встречаемся, у него — ни в одном глазу, как будто и не праздновали ничего накануне. Прекрасный получился день, фотография осталась — Гагарин за штурвалом, а мы с Борисом Волыновым пьем за капитана.
Каждый год мы вместе проводили новогоднюю ночь. Готовили номера самодеятельности, пели, смеялись. Как командир я считал, что наша семья — это отряд, и каждый входит в него вместе со своими домочадцами. Никто никогда не напивался — каждый знал меру. Любили праздники, а не выпивку. Когда я бываю во всяких присутственных местах, часто слышу: «Давай по маленькой». Отвечаю: «Знаете, если бы я со всеми пил, то давно бы умер. Поэтому, давайте, кто сколько может, тот столько и пьет». Гагарина пьяным я никогда не видел, даже на охоте. Мы ездили на Великие озера, в Рязань, есенинские места. Красиво: сидишь на заре в шалаше, ждешь, когда стая уток над тобой пролетит... У меня даже есть картина «Последняя охота с Гагариным 22 октября 1967 года. Рассвет в Спас-Клепиках».
культура: От вопроса о женщинах Вы ушли намеренно?
Леонов: Бред это. Недосказанная правда хуже лжи. Да, в ЦК комсомола мы часто встречались с Тамарой Синявской (с Муслимом Магомаевым они еще не расписались), Валей Толкуновой. Нравились эти женщины всем, не только Юре. Поверьте, я находился с ним рядом практически каждый день. Знаете, откуда родом эта сплетня? С юга. Форос. Дождливый день. Сидели, играли в карты. Решили устроить перерыв. Юра пошел к себе в номер, дверь на английском замке, захлопнулась. В комнате — медсестра (за каждым космонавтом была закреплена медсестра из военных), симпатичная девчонка. Они разговаривали минуты две-три, раздается стук в дверь — пришла Валя, жена Гагарина. Он понял, что предстоит выяснение отношений — Валя жутко ревнивая. Решил выпрыгнуть из окна. Полуторный этаж, риска никакого. Прыгнул, а носком ботинка зацепился за ветку китайской глицинии, что вилась вокруг подоконника, и пошел вниз головой, ударился о бордюрный камень. Объяснил потом: «Просто не хотел, чтобы у Вали возникли подозрения». Глупо? Конечно.
СМИ раздули из этого целую историю. Не удивительно, теперь интересуются только скандалами.
культура: Давайте закончим разговор еще каким-нибудь воспоминанием о Гагарине, можно?
Леонов: Вот история, которую я никому, по-моему, не рассказывал. В 1960 году во время тренировочных прыжков на парашютах Павел Беляев сломал ногу. После долгого лечения его надо было ввести в строй и снять психологический стресс. Спустя три года приезжаем в Киржач. Погода отличная: солнечно, тихо, лежит мартовский снег. Юра говорит: «Давай я пойду с Пашей в паре». Покинули они борт самолета, и вдруг налетел порыв кинжального ветра. Парашютистов унесло от аэродрома к деревянным складам. Юрий попал на крышу, стоит по пояс в снегу. А Паша перелетел внутрь двора, где бревна набросаны. Решили, что он убился. Подъезжаем и боимся вымолвить: «Паша, ты где?». «Здесь», — раздается голос. Бревна лежали в форме колодезного сруба, и внизу, на глубине пяти метров — наш Паша в сугробе. Вытащили его за парашютные стропы наверх и как же были счастливы! Такой вот вышел эксперимент по преодолению психологического барьера с участием Юрия Гагарина. Знаете, часто вспоминаю его: как на лодке плавали, за столом рядом сидели, как с пограничниками разговаривали у костерка и чайник кипел. Такой простой разговор вели, словно все равные и давно знакомы. Живой он для меня...
[свернуть]