К вопросу выбора оптимальной тяговооруженности ступеней РН

Автор Дмитрий В., 05.06.2006 09:15:27

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дем

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
А при чем здесь многоразовые РН. Все расчеты пов данной теме велись исключительно для одноразовых РН.
В любом случае был взят негодный параметр оптимизации.
Для многоразовой ракеты - стартовый вес точно так же должен быть максимальным для данной тяги движка.
А вот дальше есть варианты.
Если мы используем для торможения тягу движков, как Ф9 - то нам невыгодно сильно разгонять первую ступень, она будет поменьше, а вторая побольше.
Если мы тормозим её аэродинамически - то наоборот, лучше сделать её большой, а вторую ступень поменьше и подешевле.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дмитрий В.

ЦитироватьДем пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
А при чем здесь многоразовые РН. Все расчеты пов данной теме велись исключительно для одноразовых РН.
В любом случае был взят негодный параметр оптимизации.
Для многоразовой ракеты - стартовый вес точно так же должен быть максимальным для данной тяги движка.
А вот дальше есть варианты.
Если мы используем для торможения тягу движков, как Ф9 - то нам невыгодно сильно разгонять первую ступень, она будет поменьше, а вторая побольше.
Если мы тормозим её аэродинамически - то наоборот, лучше сделать её большой, а вторую ступень поменьше и подешевле.
Что такое "параметр оптимизации"? 
Что значит "негодный"?
Стартовый вес (масса?) - не должен быть максимальным.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дем

Тема называется "выбор оптимальной тяговооруженности". Для какой задачи оптимальной? Можно ведь и цвет пламени оптимизировать, чтобы поярче было.
А правильный параметр - это насколько выгодно использование данной ракеты. Даже не цена запуска.
Движок у нас давно разработан, и хоть лопни - от 200 тонн тяги на сопло не уйти. Плюс-минус около того будет.
Так что надо отбросив всю идеологичекую дурь взять и посчитать что из этого можно сделать.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дмитрий В.

ЦитироватьДем пишет:
Тема называется "выбор оптимальной тяговооруженности". Для какой задачи оптимальной? Можно ведь и цвет пламени оптимизировать, чтобы поярче было.
А правильный параметр - это насколько выгодно использование данной ракеты. Даже не цена запуска.
Движок у нас давно разработан, и хоть лопни - от 200 тонн тяги на сопло не уйти. Плюс-минус около того будет.
Так что надо отбросив всю идеологичекую дурь взять и посчитать что из этого можно сделать.
Для разных задач (выведение на НОО, ССО или другие орбиты. нанесение удара по наземной цели и т.п.) оптимальные значения тяговооруженности различны. Равно как и использование различных критериев оптимальности (целевых функций) приводит к различным результатам. Универсальным критерием (целевой функцией), характеризующим средство выведения как транспортную систему, являются затраты на пуск (в более глобальной постановке задачи - суммарные затраты на выполнение транспортной программы).  Соответственно, проектные параметры (в т.ч. тяговооруженность ступеней) должны оптимизироваться, исходя из минимизации этого критерия. (здесь считаю уместным отметить неверное использование Вами понятия "параметр" применительно к оптимизационной задачи).
В общем случае, критерий "максимальная Мпн при заданной тяге двигателей" (или отношение Мпг/P) не соответствует критерию "минимальная стоимость пуска". (здесь также уместно напомнить, что максимум этого критерия достигается вовсе не при максимальном весе, равном стартовой тяге, поэтому принципиально неверно утверждение о необходимости максимизировать стартовый вес или стартовую массу).
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дем

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Для разных задач (выведение на НОО, ССО или другие орбиты. нанесение удара по наземной цели и т.п.) оптимальные значения тяговооруженности различны.
Если исключить военные цели - то одинаковы.
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
уместно напомнить, что максимум этого критерия достигается вовсе не при максимальном весе, равном стартовой тяге, поэтому принципиально неверно утверждение о необходимости максимизировать стартовый вес или стартовую массу
Никто не говорил про равенство стартовой тяге, тяга минимум на 10-20% должна быть больше - исходя из требований управляемости полёта.
Но утверждение о максимизации верно.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дмитрий В.

ЦитироватьДем пишет:
Если исключить военные цели - то одинаковы.

Вывод неверный. Конкретное значение оптимальной тяговооруженности (кроме целевой функции) зависит, например, от таких факторов, как высота орбиты выведения, удельная масса ДУ и т.п.

ЦитироватьДем пишет: ]Никто не говорил про равенство стартовой тяге, тяга минимум на 10-20% должна быть больше - исходя из требований управляемости полёта.

Управляемость к данному вопросу вообще не имеет никакого отношения. К нему имеют отношения такие вещи, как гравитационные потери, масса ПГ, стартовая масса РН и ее габариты.

ЦитироватьДемНо утверждение о максимизации верно.

Нет. Максимизировать необходимо целевую функцию, например, Мпгю. Стартовая масса, используемая в качестве критерия, всегда минимизируется.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Apollo13

Если уже какую-то массу минимизировать, то сухую (для жидкостных РН).

Дмитрий В.

Продолжим.
Оптимальные тяговооруженности для критерия "Минимальная тяга ЖРД ступеней при заданной Мпг" (соответствует критерию "Максимум ПГ при заданной тяге". Напомню, во всех примерах рассматривается двухступенчатый керосиновый носитель с Мпг=26 т ).

Картинка весьма похожая для критерия "Минимальная трудоёмкость изготовления!"

А вот и для критерия "Минимальная масса конструкции (сухая масса)" (естественно, при заданной Мпг. в данном случае):
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Комодский Варан

ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
Продолжим.
Оптимальные тяговооруженности для критерия "Минимальная тяга ЖРД ступеней при заданной Мпг" (соответствует критерию "Максимум ПГ при заданной тяге". Напомню, во всех примерах рассматривается двухступенчатый керосиновый носитель с Мпг=26 т ).

Картинка весьма похожая для критерия "Минимальная трудоёмкость изготовления!"

А вот и для критерия "Минимальная масса конструкции (сухая масса)" (естественно, при заданной Мпг. в данном случае):
А что важнее: минимальная тяга ЖРД при заданной Мпг или минимальная масса конструкции при заданной Мпг? С экономической точки зрения.

Дем

ЦитироватьКомодский Варан пишет:
А что важнее: минимальная тяга ЖРД при заданной Мпг или минимальная масса конструкции при заданной Мпг? С экономической точки зрения
Отношение стоимости за кг движка/бака/топлива  1000:10:1
Отношение их веса в составе ракеты 1:10:100
Таким образом, топлива и баков должно быть максимум, что тянут движки.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дмитрий В.

Крайне интересные данные об оптимизации параметров Р-3 (из доклада С.П. Королёва на защите ЭП,  http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/vetrov/korolev-delo/03-01.html):


Выбор начального веса ракеты предопределил выбор полной тяги двигателя. Существует определенная зависимость между величиной полной тяги двигателя и начальным весом ракеты. Эта зависимость выражена коэффициентом v[SIZE=-1]0[/SIZE] = G[SIZE=-1]0[/SIZE]/Р[SIZE=-1]0[/SIZE]. Задача об оптимальной величине v[SIZE=-1]0[/SIZE] с точки зрения наивыгоднейшего режима набора скорости является вариационной, которую нужно решать инженерными методами, причем приходится иметь дело со следующими противоречивыми факторами:
потерей скорости на преодоление земного притяжения;
потерей скорости на преодоление аэродинамического сопротивления;
изменением коэффициента относительного веса ракеты в зависимости от v[SIZE=-1]0[/SIZE]
Конструкторам, имеющим дело с реальной конструкцией, не следует забывать об этой немаловажной зависимости. Следует помнить, что с уменьшением v[SIZE=-1]0[/SIZE] растет вес конструкции, неминуемо увеличивается Р[SIZE=-1]0[/SIZE].
Проведенные нами исследования оптимальных значений v[SIZE=-1]0[/SIZE] привели нас к следующим выводам.
Оптимальное значение v[SIZE=-1]0[/SIZE] находится около 0,4. Для ракеты Р-3, имеющей начальный вес 71 т, это означает необходимость в тяге двигателей около 175 т. Мы нашли возможным и целесообразным несколько отступить от значения v[SIZE=-1]0[/SIZE] = 0,4. В проекте принято значение v[SIZE=-1]0[/SIZE] = 0,59. При этом полная тяга уменьшается до 120 т. Это, конечно, очень значительное облегчение задачи, стоящей перед конструкторами двигателей, а также снижение стоимости двигателей, а следовательно, выстрела.
Что же мы, однако, проигрываем, отступив от оптимального значения v[SIZE=-1]0[/SIZE] = 0,4? Мы проигрываем в величине расхода топлива на 1 км пути и 1 т перебрасываемого полезного груза. Однако проведенные нами прикидочные расчеты показали, что стоимость перерасходованного топлива при увеличении v[SIZE=-1]0[/SIZE] с 0,4 до 0,59 много ниже дополнительной стоимости двигателя, спроектированного на полную тягу, равную не 120 т, а 175 т.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий Инфан

На выбор оптимальной тяги должна влиять и применяемая топливная пара. Когда топливо дешёвое (например, керосин-кислород), то его перерасход не так страшен, чем когда оно дорогое (например водород-кислород). Поэтому для такого рода пар отношение стартовой массы к тяге двигателя должно быть максимально оптимальным.

Odin

ЦитироватьДмитрий Инфан пишет: Когда топливо дешёвое (например, керосин-кислород), то его перерасход не так страшен, чем когда оно дорогое (например водород-кислород)
Считать водород-кислородное топливо дорогим - ну очень популярная догма. Дорогие движки под него - это да, массовые характеристики баков тоже.

Дем

#53
Да, ЖВ где-то на порядок дороже керосина - но это означает, что заправка будет стоить не 0.2% стоимости запуска, а целых 1%...
Ужас, однозначно...
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дмитрий Инфан

Баки под ЖВ тоже дороже стоят. Меньше топлива - меньше баки. Это ещё один процент...

Дмитрий В.

ЦитироватьДем пишет:
Да, ЖВ где-то на порядок дороже керосина - но это означает, что заправка будет стоить не 0.2% стоимости запуска, а целых 1%...
Ужас, однозначно...
К тому же, при равном РЗТ, масса ЖВ будет заметно меньше массы керосина.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Leonar

ЦитироватьДмитрий Инфан пишет:
Баки под ЖВ тоже дороже стоят. Меньше топлива - меньше баки. Это ещё один процент...
Размер баков - это не один процент в стоимости

Leonar

ЦитироватьДмитрий В. пишет:
К тому же, при равном РЗТ, масса ЖВ будет заметно меньше массы керосина.
А бак в разы больше

Комодский Варан

ЦитироватьLeonar пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
К тому же, при равном РЗТ, масса ЖВ будет заметно меньше массы керосина.
А бак в разы больше
Если рассматривать 2 варианта - чистый водородник и чистый керосиновик при равной массе ПН на ГПО, то геометрические размеры у них будут примерно одинаковые :D

Юрий Темников

Вопрос к знатокам:Ускорение при запуске РН в конце работы ступени возрастает до 4-5 ж.Знаю что у противоракет( Твердотопливных) оно достигает 100 ж.Возможно ли у РН с вытеснительной подачей топлива  в ЖРД получить сколько нибудь значимое увеличение давления в КС за счет увеличения этого самого ускорения,или улучшение характеристик ЖРД будет сьедено  увеличением массы двигателя и баков?
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.