Самая удачная ракета для освоения Луны

Автор SpaceR, 18.05.2006 06:05:37

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

mihalchuk

Дмитрий В.:
Цитироватьto mikhalchuk
По поводу перелива мы с Вами уже говорили по весне. Да, перелив дает некоторый выигрыш в ПГ, но незначительный. ИМХО, этот выигрыш не компенсирует усложнение конструкции и снижение надежности из-за ввода в конструкцию разъемных гидро-пневматических соединений. С уважением, Дмитрий В.
Да, был разговор, но каждый остался при своём ИМХО. Особенно по надёжности.
С уважением, Михальчук

avmich

ЦитироватьЛучше всего один водородный РБ вместо 3-й ступени и блока ДМ сразу. Как Центавр. Тогда и по габариту влезет. Можно даже слегка надкалиберный.

У этой штуки слишком узкая ниша применения получится :( . Только что на Луну летать.

avmich

ЦитироватьНа чём базируется такая уверенность?

У меня приятель делал диплом по системам заправки. Ну и Криогенмаш для индусов ставил водородную технику. То, что при этом 12КРБ заправлялась с колёс - это интересно. Откуда это известно?

Для 12КРБ нужно всего 2 тонны водорода, не 7. Что касается насосов и т.п. - я об этом упоминал.

Если всё выглядит так просто, значит, мы ещё не добрались до истинных сложностей. Где-то они должны быть :) .

hcube

Вот интересно, а нельзя сразу заправленную водородом ступень вывозить? Встроить в нее некий холодильный контур... и им водород охлаждать прямо в самой ступени? Кислород (который основную часть веса составляет) уже потом заливать, на старте.
Звездной России - Быть!

Дмитрий В.

ЦитироватьВот интересно, а нельзя сразу заправленную водородом ступень вывозить? Встроить в нее некий холодильный контур... и им водород охлаждать прямо в самой ступени? Кислород (который основную часть веса составляет) уже потом заливать, на старте.
Нет никаких непреодолимых препятствий для такого решения, имхо. Вопрос - "скока будет стоить"?!
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

мар

Водород слишком быстро испаряется, нет смысла его держать в ракете

Fakir

avmich
ЦитироватьСтарый писал(а):
ЦитироватьЛучше всего один водородный РБ вместо 3-й ступени и блока ДМ сразу. Как Центавр. Тогда и по габариту влезет. Можно даже слегка надкалиберный.

У этой штуки слишком узкая ниша применения получится :( . Только что на Луну летать.

Ну так топик, если память мне не изменяет, как раз о ракете для полётов к Луне :wink:
И если такой вариант реален и дёшев - то вариант весьма неплохой.
Если уж более-менее всерьёз на Луну соберёмся - для такой ракеты дела хватит, несмотря на узость ниши.

avmich

Ок, давайте тогда вот с какой стороны подъедем.

Несколько лет назад в НК печатался, если не ошибаюсь, "Легендарный Союз". Упоминалось о планах дальнейшего, после ТМА, развития корабля, варианте ТМС, и отсутствии денег на это.

Сейчас, после тендера, похоже, что находят деньги на заметную модернизацию Союза - как я понимаю, более глубокую, чем ТМС. Более того, Севастьянов заявлял, что Клипер всего лишь откладывается на следующий этап.

В связи с этом возникает редкая возможность разрабатывать технику не только с учётом задач ближайшего этапа - как он там, ТМА-Ц или ППКК? - но и с прицелом на задачи возможно следующего этапа.

А это позволяет закладывать в модернизацию интересные варианты, которые понадобятся не сразу. Например :) :

avmich

Аполлон летал на Луну в связке с ЛМ. Фактически, корабль с двумя отсеками, командный модуль имел объём около 6 м3, лунный - ещё примерно 6,5 м3.

Зонд летал без бытового отсека (БО), который имел бы объём примерно 5 м3 - а спускаемый аппарат (СА) Союза или Зонда имеет объём примерно 4 м3. С другой стороны, на Н-1 предполагалось летать на полном Союзе - с СА и БО - и ещё и лунном корабле, в который, правда, переход был бы перед высадкой на Луну.

Если бы лунный корабль был пристыкован к Союзу на манер лунного модуля Аполлона, то внутренний объём ещё бы вырос. В связи с этим возникает соблазн так и сделать - отказаться от БО как такового, а в качестве его использовать лунный корабль. Пусть на Луну летит всего двое, тогда можно добиться такого же объёма на каждого члена экипажа, как в Аполлоне. Пусть оба высаживаются на Луне, а корабль на окололунной орбите остаётся беспилотным - автоматика сейчас получше. Что мы тогда выигрываем?

Лунный модуль - его взлётная ступень - весил, согласно Вейду, 2189 кг сухой, и нёс 2358 кг долгохранимого топлива (полная масса 4547 кг). Если бы такой аппарат "пристыковать" к Зонду, то получился бы корабль, способный как летать на Луну и обратно (по доступному объёму), так и садиться на Луну. Пусть взлётная ступень прилуняется по "советской" схеме - с помощью блока Д, который отбрасывается перед прилунением (а перед этим используется для торможения связки и выхода на окололунную орбиту). Тогда получается, что мы собрали "плюсы" двух схем, и сэкономили на общей массе корабля.

Таким образом, можно было бы предложить вариант модернизации Союза с тем, чтобы его БО мог быть при небольших изменениях использован в качестве лунного модуля - на следующем этапе. Можно было бы - потому что хорошо бы посмотреть варианты, получится ли всё остальное собрать так, чтобы вписываться в целое число разгонников :) .

Такое ощущение, что, используя водородную третью ступень Протона как разгонник, и имея характеристики ПАО Союза похожими на таковые Фрегата (1 тонна сухая масса, 2 тонны топлива, а не наоборот, как это примерно есть сейчас) - этот ПАО нужен для возвращения с лунной орбиты - получается высаживаться на Луну, запуская одну РН Союз-2, один Протон-М и один Протон с водородной ступенью (там ещё некие хитрости с переливом топлива...) За счёт экономии массы на КК. Это, конечно, чисто технические "кубики".

mrvyrsky

Добавляю.
Мы по любому делаем новый БО. Его можно сделать легче, за счёт применения КМ. Значительно легче.
Дальше. Если убрать всякие окна, (садиться по видеокартинке) и оставить ОДНУ "дырку" в БО-лендере - СУ (через неё же вылезать на Луну), то экономим ещё - и массу, и увеличиваем прочность.
Дальше. Корабль предназначен для первого этапа - подготовительного - к масштабному исследованию Луны. Т.е. задачи - выбор места для ЛБ, проведение некоторых простых экспериментов (например - по Не3), возможно - сбор информации с автоматических лунных станций,замена их элементов. Стало быть, время пребывания на Луне составит максимум - неделю. Значит - вместо СБ - ТЭ.
Вообще, сдаётся мне, что КМ можно применить и шире - не только на БО.
Дальше. Если у нас время полёта составляет максимум 15 суток, то в одну сторону можно применить ЖВ. Вполне. Обратно - как амы - метан. Выигрышь по массе получается приличный, и на водороде можно обойтись двумя обычными Протонами (похоже на то). Такие вот скороспелые суждения.
СТАРЫЙ С НАМИ! С НИМ - ПОБЕДИМ!

zenixt

А вот мне итересно, почему до сих пор не более чем на сто удачных пусков приходится один неудачный, как в России, так и в Америке? С чем это связано, с тем, что РД выуждеы работать на пределе возможностей материалов, или с тем, что  РД непрерывно совершенствуются?
 В первом случае космический транспорт не скоро станет столь же безопасным как другие виды транспорта. Оч важно для процветания лунного туризма.
ЗВЕЗДЫ ЗОВУТ!!!
Я знаю непреложную истину - если цыпленок не сумеет выбраться из яйца, он погибнет, если ребенок не сумеет выбраться из лона матери, он утащит на тот свет и ее.

avmich

Иллюстрация к идее развития Союза. На схеме ступень для отлёта к Земле геометрически крупнее (примерные габариты Фрегата), хотя топлива для неё нужно меньше, чем для взлёта с Луны. Так что резервы массы вроде есть...


avmich

Ещё раз, ключевая идея - развитие БО в сторону, позволяющую использовать его как лунный корабль при навешивании специфических агрегатов - а именно, топливных баков и двигателей. То есть, если на Луну не надо садиться - БО используется как БО, если надо - добавляются баки и движки, и БО используется как лунный корабль. Основной плюс - существенная экономия массы.

avmich

Ещё интереснее будет вариант без переработки Протона - но с доведением КВРБ до срока службы в 5 дней. Тогде его можно будет использовать для посадки на Луну, вместо блока Д. Понятно, что всё равно без водородного РБ нечем эту связку отправить к Луне.

foogoo

ЦитироватьА вот мне итересно, почему до сих пор не более чем на сто удачных пусков приходится один неудачный, как в России, так и в Америке? С чем это связано, с тем, что РД выуждеы работать на пределе возможностей материалов, или с тем, что  РД непрерывно совершенствуются?
 В первом случае космический транспорт не скоро станет столь же безопасным как другие виды транспорта. Оч важно для процветания лунного туризма.
Мне кажется тут наличествует совокупность трёх факторов: 1) минимальное количество энергии необходимой для разгона до 1-й космической скорости; 2) фактор масштаба - при таких масштабах возникают проблемы, которые незаметны при меньших размерах; 3) критичность конструкции - никто не делает ракеты с многократным запасом запасом мощности, прочноти, топлива и проч. (для примера - любой автомобиль использует в среднем от 30% до 50% мощности двигателя, имеет запас хода существенно превышающий длину средней поездки и многократно прочнее необходимого для перемещения с обычной для автомобиля скоростью)

Дмитрий В.

ЦитироватьЕщё интереснее будет вариант без переработки Протона - но с доведением КВРБ до срока службы в 5 дней. Тогде его можно будет использовать для посадки на Луну, вместо блока Д. Понятно, что всё равно без водородного РБ нечем эту связку отправить к Луне.
ИМХО, это несложно. Можно улучшить ТИ, ввести радиаторы. Ну, или применить шугообразный водород. Кстати, ЕМНИП, у КРБ "Смерч" 14С40 САС составлял до 18 суток.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

avmich

Американцы вроде собирались садиться на Луну - и даже взлетать с Луны - на RL-10. То есть, водородное топливо. Вот как они собирались водород долго держать холодным... Конечно, в космосе вакуум - естественный термос, но надо как-то от Солнца прятаться.

Вообще, интересно, почему ЦиХ так мало времени отводит для КВРБ - время автономного полёта всего 9 часов. Что, интересно, называется временем автономного полёта, чем это определяется?

У Аполлона утечки тепла через стенки криогенных баков были весьма малы.

Думаю, проще сделать КВРБ с возможностью долгой работы (5 дней) и стыковки с двух сторон, чем делать водородную ступень для Протона. Хотя, кстати, в связи с вхождением омских мощностей в сферу ЦиХа, РККЭ надо либо самой думать о создании тяжёлых (тяжелее Зенита) ракет, либо работать с ЦиХом. Подозреваю, второе предпочтительнее. Тогда РККЭ может заняться водородным РБ. Хороший был бы блок, в дополнение к ДМ.

avmich

Почитал я тут соображения по ACTS на Википедии - http://en.wikipedia.org/wiki/ACTS . Если так будут делать, получится лучше, чем вариации Союза. В основном потому, что речь идёт о более глубоких переделках - и, соответственно, части системы более оптимизированы. Хотя, конечно, дороже будет.

На Сети, к сожалению, нет подробных раскладок по системам советского лунного корабля :( насколько я знаю, во всяком случае, по американскому LM информации куда больше. А то можно было бы примерить.

fagot

ЦитироватьВообще, интересно, почему ЦиХ так мало времени отводит для КВРБ - время автономного полёта всего 9 часов. Что, интересно, называется временем автономного полёта, чем это определяется?
Очевидно, что это время, прошедшее с момента старта или момента перехода на автономное питание и окончания подпитки, ну да они мало отличаются. А определяется оно в основном емкостью аккумуляторов и величиной потерь криогенных компонентов. Может за 9 часов весь водород и не вылетит, но потери могут быть изрядными. Вот S-IVB за 2,5 часа полета теряла тонну водорода при общем запасе около 17 тонн. Для меньших баков удельные потери будут немного больше.

ЦитироватьУ Аполлона утечки тепла через стенки криогенных баков были весьма малы.
Но зато там благодаря этим утечкам обеспечивалось поступление компонентов в ТЭ на минимальном режиме без дополнительного подогрева и за счет этого оставшиеся компоненты охлаждались. А тут куда их девать? Ну и теплоизоляция была помощнее, для небольших баков это несущественно, а вот для основных ее вес может играть заметную роль.

hcube

Кто нам мешает, тот нам поможет (с)

Гоним испаряющийся водород в ТЭ, полученной энергией питаем борт, ПН (минус аккумуляторы) и небольшой холодильник. Остатки используем для работы системы ориентации.

Полученную воду можно потом мееедленно электролизировать в водород+кислород и использовать все в тех же двигателях ориентации для построения орбиты затопления, использовав пустые штатные баки как накопители.
Звездной России - Быть!