Две ступени vs три ступени – «наш ответ» hcube .

Автор Дмитрий В., 01.03.2006 15:02:57

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

STEP

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьГоспода, любой конструктор авиационных или даже автомобильных двигателей поставил бы вас раком и заставил ....
 (Читать документы разные...)

 "Какой-то трубопровод" для вас проблема? ;)

 Ну тогда возьмите наган и застрелитесь. - "Думаючи как такая сложная штука вышибает вам мОзги..."

 ;)

Проблема не в том. Вес конструкции в авиации, а тем более у автомобиля, весч не критичная. Да и всегда остановиться в автосервисе можна, топерьча даже у нас в дикой Раше ...:)
В ракете вес, это наше все. Чем заморачиваться на перелив всякий, проще классически ступень на ступень поставить.
На переливе мы канчна один двигатель вроде отыгрываем, и зажигать все на Земле можна. Так это в 50-е годы аж прошлоВа веку сложность вызывало. Дыть ведь в 60-м пронблему ужо решили. А вот система переключения появляется. И висеть она должна в блоке, куда это топливо перекачивают. Акромя того, на этом блоке нельзя вакуумник хороший поставить, т.к. он работать в атмосфере не будет. Т.е. импульс теряем. Мона канечно раздвижное сопло забабахать, но опять же механизация весить будет.
В отщем, куды не кинь, мороки ого, а выгрыша - кот наплакал.
Не, я лучше зажгу хороший движок на второй ступенечке, с хааарошим импульсиком. Да есче топливце енергичное-водородное залью, для ехвекту. И конструкция мая вся, для той же ПН в пару раз легчее стане. А тута блох ловить предлагают за счет налогоплательщика ... :D

 STEP прошу прощения за резкость, но эта "ракетная традиция" любую "заклёпку" считать "космической" и "сложной" - весьма утомила. :)

 И можно без перелива - третья ступень работает от земли, но дросселируется до 30% тяги почти сразу после старта. Тяги остальных трёх двигателей уже хватает.
 Первые две ступени работают около 300 секунд, третья ещё 300 - в ней будет больше половины топлива при разделении.

 А "по УИ" - вас не устраивает РД-0120? ;) :)

У двигателя работающего от Земли нельзя сделать на срезе меньше 1 атм. Это уже снижает УИ. Если этот двигатель еще и задросселировать, то на номинальном режиме вся энергия в потери на недорасширение пропадет. Т.ч. все ваши прибавки на перекачке съест. :(
Дурят нашего брата, дурят ...

STEP

Цитировать
ЦитироватьВ варианте с перекачкой у многоблочной ракеты, как говорят в Одессе, есть две большие разницы. В момент отделения блоков мы должны перекрыть одну магистраль, и открыть другую. При этом мы должны скомпенсировать разницу давлений в баках и учесть еще кучу других сопутствующих эффектов. Т.е. мороки  возникнет воз, а прибыли маленькая тележка. Тут вон без перекачек регулярно за бугор летают ... :?
Зачем так сложно? Качаем топливо в свой бак. Тут даже поток необязательно равный с расходным поддерживать, просто "где-то около".
И - тривиальный обратный клапан на магистрали. Кончилось давление снаружи (от насоса перекачки) - закрылся автоматом.
И даже полная герметичность необязательна. Если чуть-чуть подтекать будет - ну и фиг ты с ним, всё равно топливо из бака движок расходует с на порядки большей скоростью.

"Не надо делать сложным то, что проще простого" (с)

У как просто. Тока есть НО:
Система синхронной перекачки все равно понадобится, т.ч. куда ни лей, в бак сразу, или в трубопровод, обратным клапаном не перебьешься.

Нет ничего сложнее, чем то, что на первый взгляд прсто (с) закон Мерфи.
Дурят нашего брата, дурят ...

avmich

ЦитироватьУ двигателя работающего от Земли нельзя сделать на срезе меньше 1 атм. Это уже снижает УИ.

Не совсем. Обычно разработчики двигателей решают задачу максимизации интегрального УИ по траектории; с подъёмом от поверхности Земли становится всё выгоднее иметь меньшее давление на срезе. Так как плавно регулировать давление сложно, его фиксируют, но на уровне, меньшем, чем 1 атм - обычно примерно 0,7 атм для ЖРД первой ступени.

То есть, сделать на срезе меньше 1 атм - можно. В одном месте это УИ снизит, в другом - повысит; в целом часто оказывается выгодным.

Ворон

ЦитироватьУ двигателя работающего от Земли нельзя сделать на срезе меньше 1 атм. Это уже снижает УИ. Если этот двигатель еще и задросселировать, то на номинальном режиме вся энергия в потери на недорасширение пропадет. Т.ч. все ваши прибавки на перекачке съест. :(

 STEP это Водородник. :)

 Он дросселируется без уменьшения давления в КС - добавляется водорода, который значительно объёмнее окислителя. УИ растёт, но тяга падает.
Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться...

Ворон

ЦитироватьУ как просто. Тока есть НО:
Система синхронной перекачки все равно понадобится, т.ч. куда ни лей, в бак сразу, или в трубопровод, обратным клапаном не перебьешься.

Нет ничего сложнее, чем то, что на первый взгляд прсто (с) закон Мерфи.

 Система синхронного расходования топлива есть на Союзе. :)
 Там 4 боковых двигателя и они работают каждый "как ему угодно". Если ими не управлять - может остаться слишком много топлива при разделении в одном из блоков.

 Союз - "офигенно сложная ракета"? ;)
Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться...

avmich

Союз, кстати, ракета довольно сложная. Посложнее Зенита была бы, если бы не автоматический старт Зенита.

Надо понимать, что Союз делался тогда, когда это был пик технологий. На пределе возможного тогда. А на пределе не думают о простоте, а думают о достижимости.

Дмитрий В.

Ну, да слава Богу, все технические проблемы с "семеркой" давно решены...
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Ворон

ЦитироватьНу, да слава Богу, все технические проблемы с "семеркой" давно решены...

 Через 2000 успешных и неудачных запусков... ;)  :D
Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться...

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьНу, да слава Богу, все технические проблемы с "семеркой" давно решены...

 Через 2000 успешных и неудачных запусков... ;)  :D
Да, нет. Гораздо раньше - примерно к началу пилотируемых полетов.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Ворон

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНу, да слава Богу, все технические проблемы с "семеркой" давно решены...

 Через 2000 успешных и неудачных запусков... ;)  :D
Да, нет. Гораздо раньше - примерно к началу пилотируемых полетов.

 Ну, так вот недавно завалилась "Молния". :) Если это не "технические проблемы", то что же это такое? :)

 Вообще пример Союза-Р7 характерен по отношению к шаттлам. Ракета "сама по себе", КК "сам по себе".
Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться...

Дмитрий В.

ЦитироватьНу, так вот недавно завалилась "Молния". :) Если это не "технические проблемы", то что же это такое? :)
 
Ну, хорошо - скажем так: не "технические проблемы", а "конструкторские проблемы", т.к. большинство нештатных ситуаций Р-7 в последние лет 20-30 связаны с производственными дефектами.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

mihalchuk

Откуда могла взяться масса ПГ 126 т у Энергии? Тут есть ещё 2 фактора. 1) если погнаться за грузоподъёмностью и снять систему спасения с блоков А, то ещё 7 т ПГ; 2) летала экспериментальная Энергия, если снять лишнюю измерительную аппаратуру - датчики, усилители, кабельную сеть - ещё 4-8 т ПГ.

Дмитрий В.

ЦитироватьОткуда могла взяться масса ПГ 126 т у Энергии? Тут есть ещё 2 фактора. 1) если погнаться за грузоподъёмностью и снять систему спасения с блоков А, то ещё 7 т ПГ; 2) летала экспериментальная Энергия, если снять лишнюю измерительную аппаратуру - датчики, усилители, кабельную сеть - ещё 4-8 т ПГ.
Откуда - я уже Ворону рассказывал. К сожалению, держал в руках тот проектный документ (где речь шла об "Энергии" с ПН=126т) только 1 раз. Тем не менее, проведенные мной оценки подтверждают возможность выведения модифицированной РН 11к25 ПН массой около 126 т.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Ворон

Дмитрий В. а не "по-барабану" 100 тонн или 126 - в конкретной ситуации? :)
 Будь у России ракета даже на 100 тонн - у нас не было бы конкурентов и "на Луну", американские планы "чисто теоретические пока". :)
Господь — Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться...

hcube

Ворон, есть такая ракета - это ПятьЗенит. Он же - А-100. Наиболее сейчас реальный проект, с минимальными техническими рисками.
Звездной России - Быть!

Дмитрий В.

ЦитироватьВорон, есть такая ракета - это ПятьЗенит. Он же - А-100. Наиболее сейчас реальный проект, с минимальными техническими рисками.
Ну, не реальнее, чем возрождение "Энергии", имхо.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьДмитрий В. а не "по-барабану" 100 тонн или 126 - в конкретной ситуации? :)
 Будь у России ракета даже на 100 тонн - у нас не было бы конкурентов и "на Луну", американские планы "чисто теоретические пока". :)
В принципе, конечно, по барабану... В данном случае речь шла, напоминаю, о сравнении 2 и 3-хступенчатых РН.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

hcube

В том и дело, что реальнее. Керосиновый УРМ на 4.1 метра сделать в разы проще, чем водородную ступень вдвое большего веса, на 5.6 метра (по моему ;-)). Нет проблем с транспортировкой. Водород в принципе можно вообще не использовать - сделать третью ступень на РД-191. Но даже если и использовать - то тащить ступень 4.1 метра на водороде проще, чем 5.6 в 4 раза большего веса.
И унификация - 1 и 2 ступени пакета будут очень и очень похожи. Чуть ли не одинаковые - отличаются только длиной. Причем бак можно унифицировать и с 3 ступенью (водородной) - обьем будет почти тот же - только соотношение обьемов изменится и теплоизоляция. Или надкалиберную сделать на 5м - в конечном итоге 15-20 тонн - это не 85, их можно и на 3М-Т притащить без проблем.
И система управления унифицирована с мЕньшей по размеру, но аналогичной по конструкции Ангарой А-5В.
Звездной России - Быть!

Дмитрий В.

ЦитироватьВ том и дело, что реальнее. Керосиновый УРМ на 4.1 метра сделать в разы проще, чем водородную ступень вдвое большего веса, на 5.6 метра (по моему ;-)). Нет проблем с транспортировкой. Водород в принципе можно вообще не использовать - сделать третью ступень на РД-191. Но даже если и использовать - то тащить ступень 4.1 метра на водороде проще, чем 5.6 в 4 раза большего веса.
И унификация - 1 и 2 ступени пакета будут очень и очень похожи. Чуть ли не одинаковые - отличаются только длиной. Причем бак можно унифицировать и с 3 ступенью (водородной) - обьем будет почти тот же - только соотношение обьемов изменится и теплоизоляция. Или надкалиберную сделать на 5м - в конечном итоге 15-20 тонн - это не 85, их можно и на 3М-Т притащить без проблем.
И система управления унифицирована с мЕньшей по размеру, но аналогичной по конструкции Ангарой А-5В.
А Вы уверены, что чисто керосиновую РН с ПН = 110т (столько, ЕМНИП, у Ангары-100) можно выполнить в диаметре всех блоков 4,1м? И Вы уверены что эта 3-хступенчатая РН массой около 3000т будет дешевле, чем 2-хступенчатая со 2-й водородной ступенью и Мст = 2100т?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Зомби. Просто Зомби

Относительно последнего можно быть уверенным
Даже неспециалисту
Что НЕ будет :mrgreen:
Не копать!