Две ступени vs три ступени – «наш ответ» hcube .

Автор Дмитрий В., 01.03.2006 15:02:57

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Yegor

Цитировать3) КПД движка (может он топлива на тонну тяги меньше расходует?)
КПД движка - это импульс двигателя. В том то и дело, что в данном случае он одинаковый!

serb

ЦитироватьИзвиняюсь, а что такое МБ?
может быть
ИМХО, конечно ;-)

Yegor

Цитировать
ЦитироватьСовсем странно для ГПО. Особенно если учесть, что количество ступеней у Сокола не меняется.
МБ это масса вместе со 2 ступенью?  :?
Массы конструкции у них на вебсайте нет, поэтому это моя грубая оценка. Первая ступень у Фалкон-9 очень похожа на первую ступень у Атласа-5: ~270 тонн против 307 тонн. Поэтому я предположил, что первая ступень у Фалкон-9 будет весить 88% (270/307) от первой супени Атласа-5 (22,461 кг), то есть 19'750 кг.
Вторая степень: полная масса 20 тонн, соотвественно масса кострукции 1'750 кг, что наверно оптимистично.

Yegor

Цитировать
ЦитироватьЧе-т я тогда не понимаю про девятый флакон

Стартовая масса у него меньше.
Удельный импульс - ниже на 1 ступени и совсем уж незначительно выше на 2-й.
Массовое совершенство лучше незначительно.

А поди ж ты - такая разница в выводимой массе!
А всё очень просто - 1) последовательная схема vs пакетная с одновременной работой 1 и 2 ступени.
2) тяга 1.15 vs 1.3
3) КПД движка (может он топлива на тонну тяги меньше расходует?)
3) КПД двигателей у Союза немного лучше (импульс),
2) Увеличение тяги увеличивает ПН, посколько снижает гравитационные потери, так что и здесь у Союза этот показатель лучше.
Остается только это:
1) последовательная схема vs пакетная с одновременной работой 1 и 2 ступени.
Масса конструкции Союза больше на 10-20%. Увеличение массы конструкции уменьшает ПН, что в принципе логично.

Дмитрий В.

Самое смешное, что по моим расчетам, Фалькон может вывести 9, т. на ЛЕО при стартовой массе 295т (с учетом погрешности рачетов при неопределенности исходных данных), правда пи условии, что тяговооруженность 2-й ступени не менее 1,34. Неплохо бы проверить!
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Yegor

ЦитироватьСамое смешное, что по моим расчетам, Фалькон может вывести 9, т. на ЛЕО при стартовой массе 295т (с учетом погрешности рачетов при неопределенности исходных данных), правда при условии, что тяговооруженность 2-й ступени не менее 1,34. Неплохо бы проверить!
Да, у них как раз на второй ступени стоит движок на ~40 тонн (такой же как и двигатели первой ступени, но с расширенным соплом). Вот и получится тяговооруженность 2-й ступени ~1,34.

Андрей Суворов

Да, Маск писал об отказе от использования Kestrel на больших ракетах и разработке взамен вакуумной версии Merlin.

Yegor

Дмитрий,
ваши расчёты на первой странице 2 ступени против 3 ступени (для заданной ПН – 30 тонн на ЛЕО: у 3 ступенчатой стартовая масса на 10.4% меньше, масса конструкции на 5.17% меньше) относились к схемам последовательного запуска ступеней?

Для 2 ступени с последовательным запуском против схемы РН союза (3 ступени, 1 и 2 ступень с запуском у земли, 4 блока первой ступени) получается сомсем другая картина? Для ПН - 7'800 кг у 2 ступенчатой стартовая масса на ~20% меньше, а масса конструкции на ~24% меньше?

Дмитрий В.

ЦитироватьДмитрий,
1)ваши расчёты на первой странице 2 ступени против 3 ступени (для заданной ПН – 30 тонн на ЛЕО: у 3 ступенчатой стартовая масса на 10.4% меньше, масса конструкции на 5.17% меньше) относились к схемам последовательного запуска ступеней?

2)Для 2 ступени с последовательным запуском против схемы РН союза (3 ступени, 1 и 2 ступень с запуском у земли, 4 блока первой ступени) получается сомсем другая картина? Для ПН - 7'800 кг у 2 ступенчатой стартовая масса на ~20% меньше, а масса конструкции на ~24% меньше?
1) Да, для РН с последовательной работой ступеней.
2)Может быть, так как моноблочный тандем имеет дополнительный выигрыш по сравнению с пакетом с параллельной работой ступеней.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дем

Цитировать
Цитировать3) КПД движка (может он топлива на тонну тяги меньше расходует?)
КПД движка - это импульс двигателя. В том то и дело, что в данном случае он одинаковый!
Не, КПД движка - это импульс, делённый на массу израсходованного топлива.
Вот представь (пример дурной, ну да ладно) - ставим в топливопровод отвод, через который сливаем 50% проходящего топлива (зачем? а ХЗ :) ) Импульс не изменился, однако топливо кончится в два раза раньше и улетим гораздо ближе...
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

mihalchuk

Дем:
ЦитироватьНе, КПД движка - это импульс, делённый на массу израсходованного топлива.
Вот представь (пример дурной, ну да ладно) - ставим в топливопровод отвод, через который сливаем 50% проходящего топлива (зачем? а ХЗ  ) Импульс не изменился, однако топливо кончится в два раза раньше и улетим гораздо ближе...
А вот и не дурной пример - ЭоРД (зайдите на нашу страничку из темы "какие носители нам нужны"). В этом двигателе часть компонентов кисл.-водородного топлива преобразуется в воду, которая выводится из двигателя. Получающаяся энергия передаётся оставшимся компонентам и попадает с ними в камеру сгорания, что увеличивает скорость истечения. Несмотря на это, при учёте отводимой воды, УИ ЭоРД меньше, чем у КВРД.
   Однако, нужно рассматривать не двигатель, а двигательную установку и учитывать, как в дальнейшем используется вода. В конкретном случае вода накапливается и является полезным грузом. УИ ЭоРДУ оказывается больше УИ КВРДУ!
  А вот что написано в Заключении ЦНИИмаш для РКА по этому двигателю:
"Очевидно, что увеличение удельного импульса (основного показателя эффективности ЖРД) рассматриваемый ЭОРД по сравнению с традиционными замкнутыми схемами ЖРД (газогенераторной и безгазогенераторной) не даёт."
Формально верно, по сути - диверсия.

STEP

Цитировать
Цитировать
Цитировать3) КПД движка (может он топлива на тонну тяги меньше расходует?)
КПД движка - это импульс двигателя. В том то и дело, что в данном случае он одинаковый!
Не, КПД движка - это импульс, делённый на массу израсходованного топлива.
Вот представь (пример дурной, ну да ладно) - ставим в топливопровод отвод, через который сливаем 50% проходящего топлива (зачем? а ХЗ :) ) Импульс не изменился, однако топливо кончится в два раза раньше и улетим гораздо ближе...

Есть более жизненный пример, это двигатели Р-7. Тут ничего за просто так за борт стравливать не следует. Есть удельный импульс двигателя в секундах, но ... для раскрутки ТНА используется перекись. Ее в конструкцию не включишь, т.к. она меняет свою массу во времени. Масса перекиси немалая, а тяги от нее на выхлопе пшик ...
Т.ч. когда дают импульс этих двигателей, то, вроде, надо его давать с учетом и расхода перекиси. Вот тут я пока не добился толкового ответа на вопрос, паспортные данные на импульс, которые даются на 107 - 108, учитывают перекись, или нет.
Вопрос не праздный. Тут часто пересчитывают семерку для разных примеров. А в расчетах что заложишь, то и получишь. А тут два варианта и две большие разницы ...
Может кто прояснит ситуацию.
Дурят нашего брата, дурят ...

Андрей Суворов

Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать3) КПД движка (может он топлива на тонну тяги меньше расходует?)
КПД движка - это импульс двигателя. В том то и дело, что в данном случае он одинаковый!
Не, КПД движка - это импульс, делённый на массу израсходованного топлива.
Вот представь (пример дурной, ну да ладно) - ставим в топливопровод отвод, через который сливаем 50% проходящего топлива (зачем? а ХЗ :) ) Импульс не изменился, однако топливо кончится в два раза раньше и улетим гораздо ближе...

Есть более жизненный пример, это двигатели Р-7. Тут ничего за просто так за борт стравливать не следует. Есть удельный импульс двигателя в секундах, но ... для раскрутки ТНА используется перекись. Ее в конструкцию не включишь, т.к. она меняет свою массу во времени. Масса перекиси немалая, а тяги от нее на выхлопе пшик ...
Т.ч. когда дают импульс этих двигателей, то, вроде, надо его давать с учетом и расхода перекиси. Вот тут я пока не добился толкового ответа на вопрос, паспортные данные на импульс, которые даются на 107 - 108, учитывают перекись, или нет.
Вопрос не праздный. Тут часто пересчитывают семерку для разных примеров. А в расчетах что заложишь, то и получишь. А тут два варианта и две большие разницы ...
Может кто прояснит ситуацию.

Учитывают, учитывают перекись при расчёте УИ. Вот жидкий азот, который качают тем же ТНА для наддува баков - не учитывают, потому что он остаётся в баках. Вообще, для такого, не побоюсь сказать, примитивного двигателя у РД-107 уникальный удельный импульс.

У перекиси худшая энергетика, чем у восстановительного генераторного газа на основных компонентах (т.е., для такой же мощности турбины нужно меньше "в граммах" :) керосина и жидкого кислорода), помимо этого, для перекиси нужен отдельный бак, ещё ухудшающий характеристики ракеты в целом, но - мягкий пуск, чистый выхлоп (правда, окислительный), многие другие вещи обусловили применение перекиси для привода ТНА не только на РД-107/108, но и на РД-214, который, вообще-то, на самовоспламеняющихся компонентах топлива.

Roger

Цитировать..двигатели Р-7...
когда дают импульс этих двигателей, то, вроде, надо его давать с учетом и расхода перекиси. Вот тут я пока не добился толкового ответа на вопрос, паспортные данные на импульс, которые даются на 107 - 108, учитывают перекись, или нет.
Вопрос не праздный. Тут часто пересчитывают семерку для разных примеров. А в расчетах что заложишь, то и получишь. А тут два варианта и две большие разницы ...
Может кто прояснит ситуацию.
Расчеты показывают, что паспортные данные на двигатели по удельному импульсу даются без учёта расхода перекиси.
Например:
http://motor-s.ru/RD107.htm
При учёте расхода перекиси (Iст ~ 4,4т; IIст~2,7т) я использую пустотный удельный импульс  305,8 (РД-107) и 307,4 (РД-108)

Андрей Суворов

Цитировать
Цитировать..двигатели Р-7...
когда дают импульс этих двигателей, то, вроде, надо его давать с учетом и расхода перекиси. Вот тут я пока не добился толкового ответа на вопрос, паспортные данные на импульс, которые даются на 107 - 108, учитывают перекись, или нет.
Вопрос не праздный. Тут часто пересчитывают семерку для разных примеров. А в расчетах что заложишь, то и получишь. А тут два варианта и две большие разницы ...
Может кто прояснит ситуацию.
Расчеты показывают, что паспортные данные на двигатели по удельному импульсу даются без учёта расхода перекиси.
Например:
http://motor-s.ru/RD107.htm
При учёте расхода перекиси (Iст ~ 4,4т; IIст~2,7т) я использую пустотный удельный импульс  305,8 (РД-107) и 307,4 (РД-108)

А это какие расчёты? А знаете ли вы, что разные экземпляры РД-107 имели разный УИ? :) и для пилотируемых ракет приходилось их отбирать по УИ?

fagot

Цитироватьмногие другие вещи обусловили применение перекиси для привода ТНА не только на РД-107/108, но и на РД-214, который, вообще-то, на самовоспламеняющихся компонентах топлива.
Все же РД-214 не на самовоспламеняющихся компонентах был, поэтому там использовалось пусковое горючее ТГ-02 и соответственно использование перекиси было оправданным, если бы там были азотка и НДМГ, вряд ли бы кто стал связываться с перекисью.

Roger

ЦитироватьА это какие расчёты?
Баллистические. Всё сходится при указанных мной выше удельных импульсах. Хотя может быть, что это просто совпадение, и вместо расхода перекиси, таким образом - занижением расчётного удельного импульса - я учитываю суммарную массу ГЗТ, невырабатываемых остатков топлива и пр. (~ 3% от стартового запаса топлива).
ЦитироватьА знаете ли вы, что разные экземпляры РД-107 имели разный УИ? :) и для пилотируемых ракет приходилось их отбирать по УИ?
Вполне возможно

Андрей Суворов

Цитировать
Цитироватьмногие другие вещи обусловили применение перекиси для привода ТНА не только на РД-107/108, но и на РД-214, который, вообще-то, на самовоспламеняющихся компонентах топлива.
Все же РД-214 не на самовоспламеняющихся компонентах был, поэтому там использовалось пусковое горючее ТГ-02 и соответственно использование перекиси было оправданным, если бы там были азотка и НДМГ, вряд ли бы кто стал связываться с перекисью.

Вообще-то, ТМ-185 - это не керосин, он тоже самовоспламеняется с азоткой, только с заметно большей задержкой, и для "пушечного" запуска и был применён ТГ-02.

Я сейчас не могу найти, но, если мне не изменяет мой склероз, это смесь анилина, фурфурилового спирта и триэтиламина.

STEP

Цитировать
ЦитироватьА это какие расчёты?
Баллистические. Всё сходится при указанных мной выше удельных импульсах. Хотя может быть, что это просто совпадение, и вместо расхода перекиси, таким образом - занижением расчётного удельного импульса - я учитываю суммарную массу ГЗТ, невырабатываемых остатков топлива и пр. (~ 3% от стартового запаса топлива).
ЦитироватьА знаете ли вы, что разные экземпляры РД-107 имели разный УИ? :) и для пилотируемых ракет приходилось их отбирать по УИ?
Вполне возможно

РД-107 и РД-108 это для народа. За время с запуска первых Р-7 прошло много модификаций. Первая прошла к 1958 году, когда создали 8А92 для запуска объектов Д. Тогда у РД-108 уменьшили тягу и слегка увеличили импульс. Что бы разобраться с 107 - 108 надо отслеживать их обозначения через 11Д. К примеру РД-108 11Д511 имел и импульс в вакууме 316с, а 14Д21М - 318,5 с и т.д. Менялась и тяга. Т.ч. что кто считает, это надо еще посмотреть.
Дурят нашего брата, дурят ...

fagot

ЦитироватьВообще-то, ТМ-185 - это не керосин, он тоже самовоспламеняется с азоткой, только с заметно большей задержкой, и для "пушечного" запуска и был применён ТГ-02.
Я и не утверждал, что это керосин, однако скорее всего продукт его переработки, обогащенный непредельщиной, благодаря чему с азоткой горит гораздо устойчивее, чем обычный керосин, ну и воспламеняется конечно лучше, однако в его самовоспламеняемости я сильно сомневаюсь.

ЦитироватьЯ сейчас не могу найти, но, если мне не изменяет мой склероз, это смесь анилина, фурфурилового спирта и триэтиламина.
Ну у такой штуки задержка воспламенения будет не хуже, чем у ТГ-02 и это не ТМ-185.