Давайте совершенствовать технику.

Автор STEP, 25.12.2005 14:16:37

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

hcube

Ну, считать ПН мне честно говоря лениво ;-). Я ее оцениваю 'на глаз', главное, чтобы конструкция была изящная.

Итак, иллюстрирую решение задачи.

Дано - мы хотим сделать РН с масштабируемой массой (то есть стартовой тягой), но не хотим перетяжелять конструкцию второй ступени под избыточную прочность.

Решение - использовать пакетную схему, когда вторая ступень несет сама себя, а тяга боковых блоков первой ступени передается (через специализированный переходник-кольцо на верху второй) непосредственно на третью ступень. Тогда баки второй ступени надо расчитывать на тягу двигателя ТОЛЬКО второй ступени. Ну, учитывая что мы хотим использовать боковушки - бак кислорода - это конус, бак керосина - цилиндр. Все по форме боковушки, как в Союзе, только диаметры больше. Еще есть второе силовое кольцо - внизу, но оно не испытывает сжимающих нагрузок, а на растяжение кольцо работает очень хорошо.

Навскидку - можно принять массу второй ступени как удвоенную массу Р-9, с тройной заправкой. Массу ББ - как 1 массу Р-9, с одинарной заправкой. Массы и заправки третьих ступеней - известны ;-).

Дано - мы хотим избавиться от УВТ, но сохранить при этом простой двигатель и возможность управления.

Решение - отделяем мух от котлет - ставим на пакет только ОДИН двигатель с УВТ - на второй ступени. Остальные ТАКИЕ ЖЕ, унифицированные на 80% с ним двигатели делаем без УВТ. Более того, ставим на ту же вторую ступень один без-УВТшный двигатель, чтобы получить правильное соотношение масс и большой внешний диаметр этой ступени. Двигатель УВТ при этом сделан в виде ТНА и набора качающихся камер (4 штуки в 1 плоскости каждая).

Этим же выстрелом убиваем ЕЩЕ одного зайца - оптимизацию тяговооруженности. После отрыва, когда боковушки вырабатывают порядка 30% топлива - выключаем без-УВТшный двигатель ЦБ. Тяга ЦБ падает на 50-60% , но зато мы вырабатываем топливо медленнее, чем боковушки. И к концу их работы остается достаточный резерв для работы второй ступени. ЦБ в этом варианте 'работает' на растяжение.

Ну, третьи ступени - это просто банально. Берем подходящую по тяговооруженности и прочности и ставим ;-). В частном случае с 8 ББ - ставим на пакет просто еще одну вторую ступень, как предлагалось для Ангары-8. Тогда пакет почти вырождается в первую ступень, а вторая первая становится просто второй.
Если ББ мало - 2 или 3 - ставим 3 ступень Союза. Если 4-5-6 - потяжелее, что-то типа 2й ступени Зенита. 7-8 - свою же первую ступень ;-).
Звездной России - Быть!

STEP

Цитировать
ЦитироватьВодород на третий ступени это правильно. Почти двухкратный рост грузоподъемности того стоит.

А если менять вторую ступень, то тогда и ее на водород надо переводить. Все равно водородная инфраструктура для третьей ступени уже будет.

 Из того, что можно сделать "ничего не меняя" - можно дросселировать ЦБ. :) Правда, возникнет вопрос о высоте разделения ступеней и скоростном напоре при разделении.

 По поводу третьей водородной ступени - а почему бы просто не закупить Centaur для использования на Союзе? ;)

Я уже пробовал "закупить" Кентавр. При установке его на пакет Союза У масса ПН с Байконура получилась 10,8 т. Правда ступень там тяжеловата, и двигатель имеет не самый лучший импульс, но за то она летает и дает ощутимый прирост при том, что весит меньше Блока И на 8 т меньше (17, вместо 25).

При доведении массы водородного блока до 25 т и установки двигателя с характеристиками КВД, масса ПН поднимется до 12,7 т.

Можем купить и Кентавр, но я сторонник поддержки отечественного производителя. :D
Дурят нашего брата, дурят ...

STEP

ЦитироватьНу, считать ПН мне честно говоря лениво ;-). Я ее оцениваю 'на глаз', главное, чтобы конструкция была изящная.

Итак, иллюстрирую решение задачи.

Дано - мы хотим сделать РН с масштабируемой массой (то есть стартовой тягой), но не хотим перетяжелять конструкцию второй ступени под избыточную прочность.

Решение - использовать пакетную схему, когда вторая ступень несет сама себя, а тяга боковых блоков первой ступени передается (через специализированный переходник-кольцо на верху второй) непосредственно на третью ступень. Тогда баки второй ступени надо расчитывать на тягу двигателя ТОЛЬКО второй ступени. Ну, учитывая что мы хотим использовать боковушки - бак кислорода - это конус, бак керосина - цилиндр. Все по форме боковушки, как в Союзе, только диаметры больше. Еще есть второе силовое кольцо - внизу, но оно не испытывает сжимающих нагрузок, а на растяжение кольцо работает очень хорошо.

Навскидку - можно принять массу второй ступени как удвоенную массу Р-9, с тройной заправкой. Массу ББ - как 1 массу Р-9, с одинарной заправкой. Массы и заправки третьих ступеней - известны ;-).

Дано - мы хотим избавиться от УВТ, но сохранить при этом простой двигатель и возможность управления.

Решение - отделяем мух от котлет - ставим на пакет только ОДИН двигатель с УВТ - на второй ступени. Остальные ТАКИЕ ЖЕ, унифицированные на 80% с ним двигатели делаем без УВТ. Более того, ставим на ту же вторую ступень один без-УВТшный двигатель, чтобы получить правильное соотношение масс и большой внешний диаметр этой ступени. Двигатель УВТ при этом сделан в виде ТНА и набора качающихся камер (4 штуки в 1 плоскости каждая).

Ну, третьи ступени - это просто банально. Берем подходящую по тяговооруженности и прочности и ставим ;-). В частном случае с 8 ББ - ставим на пакет просто еще одну вторую ступень, как предлагалось для Ангары-8. Тогда пакет почти вырождается в первую ступень, а вторая первая становится просто второй.
Если ББ мало - 2 или 3 - ставим 3 ступень Союза. Если 4-5-6 - потяжелее, что-то типа 2й ступени Зенита. 7-8 - свою же первую ступень ;-).

Лень - двигатель прогресса.
Инженер - человек ленивый. Посему, прежде чем что-то делать, он считает (а стоит ли) :D

Если уж совсем лениво, то дайте мне некоторые исходники, и я посчитаю. Народу будет интересно.
Дурят нашего брата, дурят ...

hcube

Да, относительно пользы водорода. Польза, НЕСОМНЕННО, есть. Но водород - это 'последний апгрейд' для РН, когда ничто другое уже не помогает. С точки зрения оптимизиции, не менее интересно добиться результата на керосине. В чем-то Технократ прав - движки 60-х годов разработки, сделанные по современным техпроцессам, могут быть очень и очень дешевы. Т.е. ВСЯ РН может быть очень недорогой. А тогда (учитывая, что 'максимальная' керосинка моего варианта вытягивает на орбиту порядка 30 тонн) уже не суть важна конкретная ПН, важно соотношение ПН/деньги.
Звездной России - Быть!

STEP

Кстати. Можно немного заняться "ХИМЕРАМИ". Т.е. туловище от одного зверя, голова от другого.
Требуются заготовки. У кого есть различные качественные характеристики верхних ступеней и ВБ (масса топлива, конструкции, желательно с разбивкой по элементам, характеристики двигателя), просьба присылать. Попробуем ставить на низ реальные вещи, даже если реально фирмы не дружат и такая химера невозможна по "политическим" соображениям. Кто знает. Ведь встал же Блок Д на Протон.
Дурят нашего брата, дурят ...

STEP

ЦитироватьДа, относительно пользы водорода. Польза, НЕСОМНЕННО, есть. Но водород - это 'последний апгрейд' для РН, когда ничто другое уже не помогает. С точки зрения оптимизиции, не менее интересно добиться результата на керосине. В чем-то Технократ прав - движки 60-х годов разработки, сделанные по современным техпроцессам, могут быть очень и очень дешевы. Т.е. ВСЯ РН может быть очень недорогой. А тогда (учитывая, что 'максимальная' керосинка моего варианта вытягивает на орбиту порядка 30 тонн) уже не суть важна конкретная ПН, важно соотношение ПН/деньги.

Все правильно. Везде надо действовать с разумом. К сожалению у Технократа ракета вылетает за 400 т, а это губит все. Сделать РН в 400 т стартовой массы на максимальную ПН на керосине уже нельзя. Тут нужен водород, который даст предел для данного стартовика. Ну а чтобы узнать, стоит ли такого предела достигать, надо посчитать, во что он обойдется. :D
Дурят нашего брата, дурят ...

hcube

Так...
Ну давай конкретно ;-)

Считается - модульная РН на базе РД-111.

http://www.astronautix.com/engines/rd111.htm

ЦБ - двигатели - два РД-111, тяга - 125(160) тонн х2, УИ - 270(311) сек. Вес ЦБ - 2.5 веса первой ступени Р-9 (10 тонн веса, 200 тонн заправки)

ББ - двигатели - один РД-111, вес - 4 тонны, заправка - 60 тонн.

Третья ступень

Варианты с 0,2,3 ББ - третья ступень Союза, она же - УРМ-2

Масса - 2.5 тонны, заправка 25 тонн, тяга - 30 тонн, УИ - 326 сек.

Варианты с 4, 5 и 6 ББ - вторая ступень новой разработки, диаметр 4м, двигатель - РД-108В (с увеличенным соплом). Масса ступени - 6 тонн, заправка - 60 тонн, тяга двигателя - 95 тонн, УИ - 310 сек.

Варианты с 7 и 8 ББ - первая ступень той же РН, только с вакуумным УИ. Ну, может 2-3 сек добавить на сопловой насадок.

Двигатель ЦБ во всех схемах гасится по условию превышения тяги над текущим весом РН более чем на 20% плюс тяга отключаемого двигателя. Т.е. чтобы оставшиеся двигатели тянули РН с тягой в 120% от веса.
Звездной России - Быть!

X

А кто-нибуть смотрел что дает использование метана на 2-й и 3-й ступенях, а может и сразу на всех ступенях?

hcube

На пакете, да еще с низкоимпульсными двигателями - нет смысла. Не будет заметного выигрыша.

А вот на третьей ступени - в принципе можно. Но метан - неотработанное топливо. На нем пока ни один двигатель не вышел на летные испытания. Вот Вега полетит - вроде это будет первая метановая РН.
Звездной России - Быть!

X

Просто не хотелось много разных компонентов топлива в ракету заливать да и конструкция легче/проще получается, если на метане.
И еще вопрос   :)  а можно в ракете типа Циклон поставить сбрасываемые крылья на вторую ступень и какую то часть участка выведения ити на рулевиках (возможно их тогда прийдется взять от первой ступени), а когда крылья станут не эффективными - сбросить и включить маршевый.

Дем

А может отказаться от одновременности сброса ББ в вариантах с 4-6-8 ББ и сбрасывать их в два-три приёма?
(Т.е. и размер их баков соответственно разный будет)

Или - одинаковый, но не дросселировать ЦБ, а пользоваться топливом ББ (но не всех, а некоторых - которые раньше и сбросить)

Проблемы с расстыковкой шлангов есть конечно - но в шатле вообще водород качают, и ничего.

ЦитироватьА кто-нибуть смотрел что дает использование метана на 2-й и 3-й ступенях, а может и сразу на всех ступенях?
Метан, в принципе, от керосина почти не отличается. С другой стороны и проблем с работой с ним практически нет - температура как у кислорода.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

X

> Метан, в принципе, от керосина почти не отличается. С другой стороны и проблем с работой с ним практически нет - температура как у кислорода.

А это значит применение единого топливного отсека как на РН на высококипящих компонентах только без вторичной герметизации (что гораздо проще и легче) и топливные магистрали попроще и теплоизоляция...  Процентов 10-15 сухого веса (или хотя бы 5) можно так выиграть?   :)

hcube

Можно, я думал над этим. Но задница подсказывает (с) что выигрыш от неодновременной расстыковки будет ОЧЕНЬ малый, настолько, что можно вообще с этим не заморачиваться. Ну, на уровне одного процента роста ПН.
Звездной России - Быть!

X

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДа, об этом. Спасибо.
Очень прошу подробно рассказать все, что имеете по этому рисунку. Кто сделал, что изображено и какие предполагаются характеристики. Я мимо этого рисунка проскочил.

Как найду откуда я эту картинку взял, сразу выложу. Пока только картинка  :(

Ищи поскорее. Мне не терпится узнать, цилиндрический ли там ЦБ, или я это сам выдумал :D  :D

На картинке изображена РН "Союз-3"/"Онега" с ПКК "Клипер" образца "лета 2005г.". Ее блок 2-й ступени в большинстве вариантов весьма похож на таковой от РН "Аврора" (см. НК №6.2001). Диаметр верхней цилиндрической части - 3440, нижней - 2660.
Блок 3-ей ступени РН "Союз-3"/"Онега" - кислородно-водородный. Масса ПН на НОО - до 15т.

X

Цитировать(копия из 'Клиппера')

Далее - по ступеням. Первая - два РД-111. Это МОЕ ноу-хау. Один - с упрощенной ПГС, без УВТ. Второй - аналогично РД-120 на Зените - 'вразброс', с качанием каждой камеры в одной плоскости. ТАк мы убиваем сразу несколько зайцев :
- получаем дроселлирование на недроселлируемом двигателе - в нужный момент отключаем центральный РД-111 и летим на 'рулевом'.
- получаем УВТ на двигателе без УВТ. Причем один РД-111 с качанием камер на 45 градусов позволит отказаться от УВТ на ВСЕХ блоках первой ступени. Т.е. существенно удешевить РН.
- получаем нужную тягу ЦБ, позволяющий вешать на него большое количество боковушек.

Вставка: Позволю ремарку. Похожая схема с разнесением 2-го 4-камерного ЖРД по углам для управления использовалась в проекте РН "Аврора" (см. НК №6 2001), а также в некоторых вариантах РН "Союз-3"/"Онега" - потомках "Авроры".

Потом переходит на половинную тягу - и полугорячее разделение - опять же МОЕ ноу-хау.

Похожее "полугорячее разделение" используется довольно давно с опережающим включением рулевых ЖРД 2-й ступени при отключении ЖРД 1-й ступени. Пример - МБР 8к84/УР-100 (с 1965г.) и РН 11к77 "Зенит" (с 1985г.).
Так что мало чего осталось "нового на свете, что не известно... мудрецам" в части РН на ЖРД.
Посему рекомендую по возможности просматривать разработки прошлых лет лет, эпох и веков - там много интересного!

hcube

Ну, по поводу МОЕ - это я погорячился, в процессе спора с Технократом ;-). Сама по себе идея, конечно, еще аж с Протона известна. Я имел в виду применение ее в конкретном случае.

А вот были ли случаи осознанного отключения одного из двигателей для снижения тяги без дроселлирования? Мне в голову приходит С-5, у него вроде центральные F1 и J2 отключались, и Атлас-2, по моему - у него движки вообще сбрасывались ;-).
Звездной России - Быть!

STEP

ЦитироватьНу, по поводу МОЕ - это я погорячился, в процессе спора с Технократом ;-). Сама по себе идея, конечно, еще аж с Протона известна. Я имел в виду применение ее в конкретном случае.

А вот были ли случаи осознанного отключения одного из двигателей для снижения тяги без дроселлирования? Мне в голову приходит С-5, у него вроде центральные F1 и J2 отключались, и Атлас-2, по моему - у него движки вообще сбрасывались ;-).

У Атласа пара движков сбрасывалась изначально. Центральные двигатели у Сатурна отключались.
У Н-1, при штатной работе двигателей первой ступени, на конечном этапе должны были отключаться 6 центральных движков. Если происходили аварии двигателей, то в зачет шли аварийные и диаметральные им двигатели.
У некоторых ракет на время отключается маршевый двигатель второй ступени, и полет продолжается на управляющих движках.
Т.ч. различные виды "дросселирования" активно применяются.
Дурят нашего брата, дурят ...

STEP

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДа, об этом. Спасибо.
Очень прошу подробно рассказать все, что имеете по этому рисунку. Кто сделал, что изображено и какие предполагаются характеристики. Я мимо этого рисунка проскочил.

Как найду откуда я эту картинку взял, сразу выложу. Пока только картинка  :(

Ищи поскорее. Мне не терпится узнать, цилиндрический ли там ЦБ, или я это сам выдумал :D  :D

На картинке изображена РН "Союз-3"/"Онега" с ПКК "Клипер" образца "лета 2005г.". Ее блок 2-й ступени в большинстве вариантов весьма похож на таковой от РН "Аврора" (см. НК №6.2001). Диаметр верхней цилиндрической части - 3440, нижней - 2660.
Блок 3-ей ступени РН "Союз-3"/"Онега" - кислородно-водородный. Масса ПН на НОО - до 15т.

Спасибо за инфу.
Значит, что благодаря недоразумению возникла свежая идея. Я тут ее слегка домозгую и расскажу народу, что получилось :D
Дурят нашего брата, дурят ...

STEP

По метану.
Тут была в свое время ругань. Я тогда не встрял.  :D
Я в свое время приметил, что соотношение компонентов метан-кислород близко к АТ-НДМГ. Тогда я попробовал "залить" эту пару в Протон. Правда пришлось удлинить боковушки за счет скошеных конусов и залить 2-ю и 3-ю ступени под завязочку (двигатели пришлось ставить в ведра, а лучше делать их утопленниками). Получилась ракета несколько более легкая, за счет горючего, и слегка с большей ПН, примерно 21 т.
Выигрыша почти нет, но за то можно запускать с любого космодрома не боясь экологов :D
Выводы о необходимости такой ракеты делайте сами.

На досуге поищу расчеты и выложу их.
Дурят нашего брата, дурят ...

X

Уважаемый, ваша гимнастика ума скореее всего останется только гимнастикой, потому что государство уже ничего не способно построить, а частников нет, и вряд ли будут. В любом случае у государства есть уже проекты и оно отказываться от них в вашу пользу не будет, если вы способны создать частную фирму и делать то что вы предлагаете, тогда это совсем другое дело, но вы отказались от этого, так кто другой возьмется?

Я вот предлагаю совершенствовать Энергию, это гораздо более перспективно, и можно провернуть в будущей частной компании, если нам ее позволят создать. Кто хочет - пусть присоединяется. А то здесь Энергию опять уже закрыли...