Действительно ли элементы повышения устойчивости увеличивают массу конструкции до 2х раз?

Автор blik, 02.12.2025 11:31:04

« назад - далее »

nonconvex и 1 гость просматривают эту тему.

blik

ЦитироватьВ некоторых случаях масса стрингеров, шпангоутов может составлять значительную часть от общей массы обечайки — до 40-60% и более от массы всей силовой конструкции корпуса, в зависимости от того, как распределяются нагрузки (например, при большой изгибающей нагрузке может потребоваться усиленный набор).

понятно, что гладкая обечайка без усиления и/или без наддува сложится.
Действительно ли элементы повышения устойчивости увеличивают массу конструкции до 2х раз и выше?
Вафли это касается в той же степени?
Есть ли какие то цифры для примера?
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK


Мистер Сидр

Цитата: blik от 02.12.2025 11:31:04например, при большой изгибающей нагрузке может потребоваться усиленный набор
Чем выше градус, тем больше изгибающая нагрузка.  Угол тангажа надо выдерживать, чтоб не упасть, усиленная опора нужна

Шлангенциркуль

Стрингеры так же держат вертикальную нагрузку, так что в два раза тяжелее получается только у совсем криворуких конструкторов.

blik

Цитата: Шлангенциркуль от 02.12.2025 15:03:22Стрингеры так же держат вертикальную нагрузку, так что в два раза тяжелее получается только у совсем криворуких конструкторов.
Это у пустых баков, но они все наддуты. К тому же запас продольной прочности бака в 2 раза выше, чем поперечный. Подозреваю, что стингеры именно для работы на сжатие и не нужны /избыточны. Нужны только для устойчивости.
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

Шлангенциркуль

В цилиндрических конструкциях большого удлинения, а именно такие сейчас практикуются в качестве корпусов РН, наддува уже не хватает, чтобы компенсировать вышестоящий вес с учетом ускорения. А бакам, полностью работающим в режиме растяжения, элементы жесткости обычно вообще не нужны.

nonconvex

Цитата: blik от 02.12.2025 11:31:04
ЦитироватьВ некоторых случаях масса стрингеров, шпангоутов может составлять значительную часть от общей массы обечайки — до 40-60% и более от массы всей силовой конструкции корпуса, в зависимости от того, как распределяются нагрузки (например, при большой изгибающей нагрузке может потребоваться усиленный набор).

понятно, что гладкая обечайка без усиления и/или без наддува сложится.
Действительно ли элементы повышения устойчивости увеличивают массу конструкции до 2х раз и выше?
Вафли это касается в той же степени?
Есть ли какие то цифры для примера?

А где голосовалка? Такие вопросы нужно решать или демократическим большинством (устарело), или модным ныне несогласным меньшинством!


Дмитрий В.

Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: blik от 02.12.2025 11:31:04
ЦитироватьВ некоторых случаях масса стрингеров, шпангоутов может составлять значительную часть от общей массы обечайки — до 40-60% и более от массы всей силовой конструкции корпуса, в зависимости от того, как распределяются нагрузки (например, при большой изгибающей нагрузке может потребоваться усиленный набор).

понятно, что гладкая обечайка без усиления и/или без наддува сложится.
Действительно ли элементы повышения устойчивости увеличивают массу конструкции до 2х раз и выше?
Вафли это касается в той же степени?
Есть ли какие то цифры для примера?

Читайте Лизина-Пяткина и конспекты лекций по прочности ЛА.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Если баки под действием давления наддува растянуты на всех этапах эксплуатации, то никакие подкрепления не нужны, и гладкие баки будут самыми лёгкими.
Если есть сжатие, возникает риск потери устойчивости, а значит, тогда, если несущая способность баков ниже нагрузок, требуется их подкрепление. При низком уровне сжимающих напряжений может оказаться достаточным установка промежуточных шпангоутов, при высоком - уже необходимо подкрепление в виде вафли или стрингеров и шпангоутов.
По поводу массы: при высоком уровне сжимающих нагрузок вафельная оболочка может быть легче гладкой на 20...30% или даже больше. При этом применение подкреплений позволяет снизить давление наддува до уровня, обеспечивающего бескавитационную работу насосов ТНА. Соответственно, уменьшается масса системы наддува.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Буцетам

Цитата: Дмитрий В. от 03.12.2025 10:09:10Соответственно, уменьшается масса системы наддува.
А если у нас в двигатель встроен теплообменник (кипятильник), а газ наддува (азот) хранится в жидком виде, так ли уж велика масса системы наддува, по сравнению с массой бака?
Зато гладкий надувной бак проще в изготовлении, а это и время и деньги и даже безопасность (с вафли больше хлама нападает чем с гладкого бака)
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Alex-DX



blik

Цитата: Буцетам от 03.12.2025 11:37:55
Цитата: Дмитрий В. от 03.12.2025 10:09:10Соответственно, уменьшается масса системы наддува.
А если у нас в двигатель встроен теплообменник (кипятильник), а газ наддува (азот) хранится в жидком виде, так ли уж велика масса системы наддува, по сравнению с массой бака?
Зато гладкий надувной бак проще в изготовлении, а это и время и деньги и даже безопасность (с вафли больше хлама нападает чем с гладкого бака)
если нагреть до 100С азот, то его нагрузочная способность будет ниже чем у алюминиевого сплава B95 (приблизительно то, что сейчас на Фальконе)
для усилия 100000Н и длины 1м
масса азота 0,882 кг
масса алюминия 0,7кг

но это без учета запаса и дополнительной массы на устойчивость алюминиевой стенки.
ПС а вот для гелия и водорода все гораздо лучше
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

Дмитрий В.

Цитата: Буцетам от 03.12.2025 11:37:55
Цитата: Дмитрий В. от 03.12.2025 10:09:10Соответственно, уменьшается масса системы наддува.
А если у нас в двигатель встроен теплообменник (кипятильник), а газ наддува (азот) хранится в жидком виде, так ли уж велика масса системы наддува, по сравнению с массой бака?
Зато гладкий надувной бак проще в изготовлении, а это и время и деньги и даже безопасность (с вафли больше хлама нападает чем с гладкого бака)
Самая лёгкая система наддува в общем случае - гелиевая газобаллонная с погружными баллонами. Она же наиболее универсальная, поскольку может производить наддув и при неработающих ЖРД. В частном случае может оказаться легче комбинированная СН (например, ЖК наддувается гелием, а ЖВ - испарённым водородом).
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

vlad7308

Цитата: Шлангенциркуль от 02.12.2025 16:44:49В цилиндрических конструкциях большого удлинения, а именно такие сейчас практикуются в качестве корпусов РН, наддува уже не хватает, чтобы компенсировать вышестоящий вес с учетом ускорения.
Для ф4м и избыточного давления в 1атм сила, создаваемая наддувом - около 125тс. 4атм - 500тс.
Для ф9м - около 630тс и 2500тс.

ЦитироватьА бакам, полностью работающим в режиме растяжения, элементы жесткости обычно вообще не нужны.
Шпангоуты могут быть нужны, чтобы держать сам наддув.
это оценочное суждение

Буцетам

Цитата: blik от 03.12.2025 12:26:07если нагреть до 100С азот, то его нагрузочная способность будет ниже чем у алюминиевого сплава B95 (приблизительно то, что сейчас на Фальконе)
для усилия 100000Н и длины 1м
масса азота 0,882 кг
масса алюминия 0,7кг
Диаметр какой? С ростом диаметра ситуация не поменяется на обратную?
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

blik

Цитата: Буцетам от 03.12.2025 13:11:25
Цитата: blik от 03.12.2025 12:26:07если нагреть до 100С азот, то его нагрузочная способность будет ниже чем у алюминиевого сплава B95 (приблизительно то, что сейчас на Фальконе)
для усилия 100000Н и длины 1м
масса азота 0,882 кг
масса алюминия 0,7кг
Диаметр какой? С изменением диаметра ситуация не поменяется на обратную?
если не учитывать устойчивость стенки, то массы от диаметра не зависят. Только от усилия и длины.

Если учитывать устойчивость, то масса алюминия будет увеличиваться при увеличении диаметра за счет стрингеров/шпангоутов/вафли.
Что возвращает к заглавию темы.
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

Streamflow

Цитата: Дмитрий В. от 03.12.2025 10:09:10При этом применение подкреплений позволяет снизить давление наддува до уровня, обеспечивающего бескавитационную работу насосов ТНА.
Это как - снижение давления в жидкости подавляет кавитацию? Данное утверждение противоречит физике процесса.