Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока

Автор torazurey, 28.09.2025 13:17:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Сколько двигателей оптимально устанавливать на первую ступень ракеты-носителя (единый топливный блок)?

Многодвигательная (20+ штук) — максимальная отказоустойчивость
Среднекластерная (5-12 штук) — сбалансированный и проверенный компромисс
Малодвигательная (2-4 штуки) — классический подход с умеренной сложностью
Однодвигательная — максимальная простота и надежность конструкции
Свой вариант / Посмотреть результаты

torazurey

Приветствую всех участников форума!

При разработке ракеты-носителя инженеры сталкиваются с ключевым выбором: сколько двигателей установить на один топливный блок первой ступени? Речь тут идет именно о едином баковом отсеке с окислителем и горючим, а не о пакетной схеме из нескольких блоков, как у "Ангары А5" или Delta IV Heavy.

Классический пример такого выбора — российский «Союз-5». Хотя сейчас он проектируется с одним мощным двигателем РД-171МВ, теоретически его можно было бы спроектировать и с несколькими двигателями меньшей мощности, например, четырьмя РД-191 и или двумя РД-180. В то же время SpaceX для Falcon 9 использует девять двигателей Merlin, а для первой ступени Starship — тридцать три двигателя Raptor.

Давайте порассуждаем, какое количество двигателей на едином блоке первой ступени является наиболее перспективным?

Основные архитектурные варианты
Многодвигательная компоновка (20+ двигателей): Большое количество относительно небольших двигателей.
  - Плюсы: Высокая отказоустойчивость (потеря 1-2 двигателей не критична), точное управление вектором тяги,  возможность дросселирования за счет выключения части двигателей.
  - Минусы: Крайне сложная система управления и подачи топлива, множество потенциальных точек отказа (трубопроводы, клапаны).
  - Примеры: Starship Super Heavy (33 двигателя Raptor), советская ракета Н-1 (30 двигателей НК-15 на первой ступени).


Среднекластерная компоновка (5-12 двигателей): Компромиссное решение, ставшее популярным в последние годы.
  - Плюсы: Хороший баланс между отказоустойчивостью и сложностью системы, проверенная на практике технология.
  - Минусы: Все еще требует сложной системы распределения топлива по сравнению с малодвигательными схемами.
  - Примеры: Falcon 9 (9 двигателей Merlin 1D) , Saturn V (5 двигателей F-1 на первой ступени S-IC) , Electron (9 двигателей Rutherford).


Малодвигательная компоновка (2-4 двигателя):
  - Плюсы: Относительная простота системы управления и подачи топлива, высокая удельная мощность каждого двигателя.
  - Минусы: Более низкая отказоустойчивость (отказ одного двигателя часто критичен), ограниченные возможности дросселирования.
  - Примеры: Ранние ракеты Ariane 1-4 (4 двигателя Viking на первой ступени) , центральный жидкостный блок индийской LVM3 (2 двигателя Vikas).


Однодвигательная компоновка: Единственная сверхмощная двигательная установка на весь блок.
  - Плюсы: Максимальная простота конструкции и силовой рамы, минимум систем подачи топлива.
  - Минусы: Нулевая отказоустойчивость (отказ двигателя = потеря миссии), невозможность дросселирования тяги, огромная сложность создания и испытаний такого двигателя.
  - Примеры: Современный проект "Союз-5" (1 РД-171МВ), "Зенит" (1 РД-170), "Ангара" УРМ-1 (1 РД-191), Atlas V (1 РД-180) , советский проект УР-700 (блоки первой ступени с одним РД-270).


torazurey

Коллеги, благодарю за участие!

Прошу всех, кто заметит в теме технические неточности, сообщить мне, и я оперативно внесу исправления, чтобы наша дискуссия была максимально грамотной.

Андрюха

Первый вариант подходит только под СТК. Не совсем корректно получается. Ни 20 же движков по 40 тс в РН среднего класса устанавливать... :)

Андрюха

А следующий опрос будет по типу топлива? ;D
Слишком уж дробите варианты.

torazurey

Цитата: Андрюха от 28.09.2025 13:35:58Первый вариант подходит только под СТК. Не совсем корректно получается. Ни 20 же движков по 40 тс в РН среднего класса устанавливать
да, я об этом думал. но решил оставить этот пункт. 20+ двигателей точно только СТК? Вобщем не знаю. можно и убрать 1й пункт. Что думают форумчане?

simple


Цитата: Андрюха от 28.09.2025 13:38:42А следующий опрос будет по типу топлива? ;D
Слишком уж дробите варианты.
да уже поднадоело эти опросы банить

Дмитрий В.

Цитата: torazurey от 28.09.2025 13:17:40Приветствую всех участников форума!

При разработке ракеты-носителя инженеры сталкиваются с ключевым выбором: сколько двигателей установить на один топливный блок первой ступени? Речь тут идет именно о едином баковом отсеке с окислителем и горючим, а не о пакетной схеме из нескольких блоков, как у "Ангары А5" или Delta IV Heavy.

Классический пример такого выбора — российский «Союз-5». Хотя сейчас он проектируется с одним мощным двигателем РД-171МВ, теоретически его можно было бы спроектировать и с несколькими двигателями меньшей мощности, например, четырьмя РД-191 и или двумя РД-180. В то же время SpaceX для Falcon 9 использует девять двигателей Merlin, а для первой ступени Starship — тридцать три двигателя Raptor.

Давайте порассуждаем, какое количество двигателей на едином блоке первой ступени является наиболее перспективным?

...


Выбор количества двигателей определяется не рассуждениями, а расчётами, учитывающими критерии оптимизации, технологические ограничения и т.п. Поэтому единого подхода для РН разных размерностей быть не может. С точки зрения минимизации стоимости запуска, напимер, оптимален 1 двигатель на ракетный блок. Но если его тяга выходит за пределы освоенного диапазона, то выгоднее может оказаться 2 двигателя или большее количество. Или, скажем, Маск не имея финансовой возможности создать керосиновый ЖРД большой тяги, взялся за маломощный Мерлин, и под него делал ракеты. Для среднего Ф9 потребовалось 9 движков.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

torazurey

Цитата: Дмитрий В. от 28.09.2025 14:52:29Выбор количества двигателей определяется не рассуждениями, а расчётами, учитывающими критерии оптимизации, технологические ограничения и т.п. Поэтому единого подхода для РН разных размерностей быть не может. С точки зрения минимизации стоимости запуска, напимер, оптимален 1 двигатель на ракетный блок. Но если его тяга выходит за пределы освоенного диапазона, то выгоднее может оказаться 2 двигателя или большее количество. Или, скажем, Маск не имея финансовой возможности создать керосиновый ЖРД большой тяги, взялся за маломощный Мерлин, и под него делал ракеты. Для среднего Ф9 потребовалось 9 движков.
Сейчас много новых ракет разрабатывается с нуля, а с развитием ИИ, робототехники и 3D-печати их будут делать еще больше и быстрее. Тема как раз об этом: порассуждать, какое количество двигателей является оптимальным для перспективных ракет.

Дмитрий В.

Цитата: torazurey от 28.09.2025 15:43:37
Цитата: Дмитрий В. от 28.09.2025 14:52:29Выбор количества двигателей определяется не рассуждениями, а расчётами, учитывающими критерии оптимизации, технологические ограничения и т.п. Поэтому единого подхода для РН разных размерностей быть не может. С точки зрения минимизации стоимости запуска, напимер, оптимален 1 двигатель на ракетный блок. Но если его тяга выходит за пределы освоенного диапазона, то выгоднее может оказаться 2 двигателя или большее количество. Или, скажем, Маск не имея финансовой возможности создать керосиновый ЖРД большой тяги, взялся за маломощный Мерлин, и под него делал ракеты. Для среднего Ф9 потребовалось 9 движков.
Сейчас много новых ракет разрабатывается с нуля, а с развитием ИИ, робототехники и 3D-печати их будут делать еще больше и быстрее. Тема как раз об этом: порассуждать, какое количество двигателей является оптимальным для перспективных ракет.

Оптимальное количество - по какому критерию?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Prokrust

Цитата: torazurey от 28.09.2025 15:43:37Сейчас много новых ракет разрабатывается с нуля, а с развитием ИИ, робототехники и 3D-печати их будут делать еще больше и быстрее. Тема как раз об этом: порассуждать, какое количество двигателей является оптимальным для перспективных ракет.
Полагаю БЕ-4 имеет максимально разумный предел. Этот движок заточен чтобы сделать увеличенную версию Фалкон по максимуму используя небольшое давление кислого тракта.
С большим размером (для версии Фалкон) баки ракеты станут слишком плоскими, так как движок тягу увеличил за счет площади, а не давления.
PS.
Кстати. Думаю БЕ-4 близок к пределу размера сопла для давления своей камеры сгорания - объем сопла растет кубически от площади, тогда как площадь - только квадратно, для вакуума все равно, на на уровне моря чтобы воздух не мешал, объем должен быть занят выходящим из камеры газом.
Не случайно у РД-107 сопло всего 72 см диаметром - из-за низкого давления. Да, оно не предельное, при простом пересчет с БЕ-4 получим 1.9 м / (132 бар/60 бар)= 86 см.
Конечно повысив давление можно соответственно повысить и диаметр сопла, так делал Глушко с РД-270.

Дмитрий В.

Цитата: Prokrust от 28.09.2025 16:17:26объем сопла растет кубически от площади, тогда как площадь - только квадратно

Зачот! ;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Raul

Если речь идет о тандеме, то число двигателей первой ступени определяется требованиями 1) увода от СК при отказе РД на старте, 2) компенсации отказа РД в полете и 3) реактивного возвращения первой ступени после выведения. Классика - это пять РД (не обязательно одинаковых), которыми выполняются все требования. Можно больше.

А если меньше - то какими-то требованиями придется пожертвовать. Например, с четырьмя маршевыми РД будет избыточная тяга при вертикальной посадке, с тремя РД может не хватить тяги для компенсации отказа, а при двух РД не будет даже увода от СК.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Буцетам

Опрос не полный без указания схемы. На проклятой кислой схеме Глушко, чем меньше двигателей, тем лучше. Потому что надёжно резервировать нельзя, будут взрывы. То же самое для раздутой схемы с полной газификацией (300+ атм. Раптор). Оптимально - один двигатель.
Для сдутой схемы с полной газификцией (скажем, <150 атм.) и для холодного ДОГГа (скажем, <120 атм.) уже лучше иметь резервирование. Оптимально - 7-10 двигателей.
Для ДВГГ и открытого цикла можно и больше десяти, можно и 100 двигателей. Но оптимально, наверное, опять 7-10.
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Буцетам

Цитата: Raul от 28.09.2025 17:19:34Если речь идет о тандеме, то число двигателей первой ступени определяется требованиями 1) увода от СК при отказе РД на старте, 2) компенсации отказа РД в полете и 3) реактивного возвращения первой ступени после выведения. Классика - это пять РД
Ну и как при пяти РД компенсировать отказ в полете? Форсирования-то нет.
А как мне увести ракету от стола, если стартовая тяговооружённость 1,2? Это вполне нормальная обычная тяговооружённость, но при отказе 1 из 5 двигателей она превратится в 0,96 ;)
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Буцетам

А на марсе можно сделать один двигатель диаметром со ступень, подача вытеснительная, насосов нет, одна гигантская пинтуль-форсунка (с дырками размером с кулак) и давление подачи 10 атм. Загрузить водород и на одноступе лететь на орбиту. Надёжность 100%-я
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Raul

Цитата: Буцетам от 28.09.2025 19:30:51Ну и как при пяти РД компенсировать отказ в полете? Форсирования-то нет.
Почему нет форсирования? Обычно есть, хотя бы на 10%. При уменьшении тяги растут гравитационные потери, но ведь не обязательно отказ происходит прямо над стартовым столом, может быть где-нибудь повыше. Активный участок при нехватке тяги растягивается, первая ступень по скорости сколько-то недобирает (но можно компенсировать недобор скорости гарантийными запасами).
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Цитата: Буцетам от 28.09.2025 19:30:51А как мне увести ракету от стола, если стартовая тяговооружённость 1,2?
Ну вот у Протона 145%. Вы мне приведите пример из жизни, у кого она меньше 125%?
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Буцетам

Цитата: Raul от 28.09.2025 19:51:57
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 19:30:51А как мне увести ракету от стола, если стартовая тяговооружённость 1,2?
Ну вот у Протона 145%. Вы мне приведите пример из жизни, у кого она меньше 125%?
Да мне честно лень подсчитывать. New Glenn подойдёт, достаточно современная и большая ракета? Ещё у Astra Space была тяговооружённость ровно 1,25, доказательства на видео
https://youtu.be/kfjO7VCyjPM?feature=shared
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Буцетам

Цитата: Raul от 28.09.2025 19:44:54Почему нет форсирования? Обычно есть, хотя бы на 10%.
Нету, тем боле на целых 10%. 10% это целая модернизация, когда SSME аттестировали на работу на 108% тяги это было мегадостижение
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Raul

Цитата: Буцетам от 28.09.2025 20:32:30
Цитата: Raul от 28.09.2025 19:44:54Почему нет форсирования? Обычно есть, хотя бы на 10%.
Нету, тем боле на целых 10%. 10% это целая модернизация, когда SSME аттестировали на работу на 108% тяги это было мегадостижение
РД-180 штатно форсируется на 10%

Цитата: Буцетам от 28.09.2025 20:30:33New Glenn подойдёт, достаточно современная и большая ракета?
У New Glenn, если взять его заявленные параметры из английской wiki - 170%  ;D
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!