Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока

Автор torazurey, 28.09.2025 13:17:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Сколько двигателей оптимально устанавливать на первую ступень ракеты-носителя (единый топливный блок)?

Многодвигательная (20+ штук) — максимальная отказоустойчивость
Среднекластерная (5-12 штук) — сбалансированный и проверенный компромисс
Малодвигательная (2-4 штуки) — классический подход с умеренной сложностью
Однодвигательная — максимальная простота и надежность конструкции
Свой вариант / Посмотреть результаты

Demir_Binici

Цитата: Дмитрий В. от 30.09.2025 17:45:34Повторное включение - это не просто.
Скорее так:
Включение ЖРД - это непросто.
А повторное включение - это очень непросто.
Цитата: Дмитрий В. от 30.09.2025 17:45:34Несколько неудач по невыходу на расчётную орбиту Альфы и и того же Ф9 показывают не столь радужную картину.
Здесь Falcon 9 как раз очень неудачный пример. На 494 орбитальных пуска Falcon 9/Heavy Block 5 был только один неудачный, где двигатель верхней ступени не включился повторно. Для ранних версий Falcon 9/Heavy v1.2 (37 пусков) таких случаев не было. Для Falcon v1.1 (15 пусков) тоже, авария была по другой причине.
Но это не означает, что повторное включение - это просто. Это означает, что SpaceX весьма успешно смогли преодолеть сложности.

Ранее Вы написали:
Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2025 08:18:47А необходимость унификации ДУ ступеней (а значит и снижение стоимости разработки) требуют, чтобы, к примеру, чтобы на первой ступени было 7 жрд. Но это для РН относительно большой размерности. А для РН СЛК на первой ступени должно быть уже 40 двигателей, но это нереально, поэтому оставляем, скажем, 12. В этом случае непрерывное выведение на типовую ССО становится крайне неэффективным, и приходится для второй ступени делать повторное включение, что довольно сложно вмряле случаев. Либо оснащать РН апогейной ступенью.  ;)
Повторное включение "приходится" делать для любой верхней ступени. Будь она вторая, третья или четвёртая. Можно, конечно, найти несколько примеров верхних ступеней без повторного включения. Например, ESC-A для Ariane 5 или верхняя ступень GSLV Mk. II.

Вряд ли можно подобрать пример верхней ступени столь же надёжной, как вторая ступень Falcon 9. И по пальцам одной руки можно пересчитать верхние ступени, которые вообще можно сопоставить с ней по надёжности.

Дополнительная апогейная ступень - это от неумения сделать повторное включение, что действительно сложно.

Буцетам

Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2025 13:03:49
Цитата: Буцетам от 29.09.2025 10:24:42
Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2025 08:27:53Есть ещё и конструкция. А для "сильномногоразовых" определяющим может стать стоимость топлива.
Да, но ведь ваша оценка этого критерия - она для одноразовых ракет. И что это за "конструкция", которая дороже двигателей? Звучит как какой-то частный случай типа водородного одноступа с ТТУ-ускорителями
Двигатель, хоть и один из самых тяжёлых, в т.ч. в соимостном смысле, компонентов, но не он единственный определяет стоимость изготовления и пуска РН. А если уж бррать комплекс, то самая дорогая составная часть - это, конечно, наземка.
Исходный ваш тезис был : "При тяговооружённости 1,2 для заданной ПН нужна минимальная тяга. Но это не означает что и стоимость за кг ПН будет минимальная".
Так всё-таки, как это должно работать? Мы увеличиваем тягу, скажем, на 20%, не меняем стартовую массу (то есть и стоимость наземки!) и ПН растет, скажем, на 10%. Масса (стоимость) баков растёт слабо, т.к. не меняем стартовую массу.
В итоге у нас:
- наземка не изменилась
- баки не изменились
- двигатели дороже на 20%
- ПН выросла на 10%

Допустим стоимость наземки 1,5 единицы, стоимость двигателей (до роста тяги) 0,5 единицы, стоимость остальной ракеты 0,5 единицы. После роста тяги получаем 1,5+0,6+0,5=2,6 единицы. Это больше чем исходные 2,5 единицы на 4%. А ПН выросла на 10%....хммм а ведь и правда работает ;D ;D :D
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Дмитрий В.

Цитата: Буцетам от 02.10.2025 15:16:25
Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2025 13:03:49
Цитата: Буцетам от 29.09.2025 10:24:42
Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2025 08:27:53Есть ещё и конструкция. А для "сильномногоразовых" определяющим может стать стоимость топлива.
Да, но ведь ваша оценка этого критерия - она для одноразовых ракет. И что это за "конструкция", которая дороже двигателей? Звучит как какой-то частный случай типа водородного одноступа с ТТУ-ускорителями
Двигатель, хоть и один из самых тяжёлых, в т.ч. в соимостном смысле, компонентов, но не он единственный определяет стоимость изготовления и пуска РН. А если уж бррать комплекс, то самая дорогая составная часть - это, конечно, наземка.
Исходный ваш тезис был : "При тяговооружённости 1,2 для заданной ПН нужна минимальная тяга. Но это не означает что и стоимость пуска будет минимальная".
Так всё-таки, как это должно работать? Мы увеличиваем тягу, скажем, на 20%, не меняем стартовую массу (то есть и стоимость наземки!) и ПН растет, скажем, на 10%. Масса (стоимость) баков растёт слабо, т.к. не меняем стартовую массу.
В итоге у нас:
- наземка не изменилась
- баки не изменились
- двигатели дороже на 20%
- ПН выросла на 10%

Допустим стоимость наземки 1,5 единицы, стоимость двигателей (до роста тяги) 0,5 единицы, стоимость остальной ракеты 0,5 единицы. После роста тяги получаем 1,5+0,6+0,5=2,6 единицы. Это больше чем исходные 2,5 единицы на 4%. А ПН выросла на 10%....хммм а ведь и правда работает ;D ;D :D
Ну, как-то так
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Буцетам

Цитата: Дмитрий В. от 02.10.2025 15:54:34Ну, как-то так
А какая тяговооружённость оптимальна по критерию $/кг ПН? Для водородов и для углеводородов. Если у ракеты автоматизированный пуск уровня Р-9.
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Дмитрий В.

Цитата: Буцетам от 02.10.2025 16:46:27
Цитата: Дмитрий В. от 02.10.2025 15:54:34Ну, как-то так
А какая тяговооружённость оптимальна по критерию $/кг ПН? Для водородов и для углеводородов. Если у ракеты автоматизированный пуск уровня Р-9.
Вот отсюда почитайте: https://forums.airbase.ru/2017/06/t98697_7--soyuz-5-irtysh-on-zhe-feniks-sunkar.html#p5119861
Если по-простому, то универсального значения нет, надо всякий раз считать заново. Численными методами.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Буцетам

Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.