Выбор двигателя для российской многоразовой ракеты: РД-191М, НК-33 или РД-0169?

Автор torazurey, 25.09.2025 17:12:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Какой двигатель оптимален для российской многоразовой ракеты класса Falcon 9?

РД-191М — прагматичный выбор
Возрождение НК-33 — ставка на нереализованный потенциал
РД-0169 (метан) — взгляд в будущее
Новый керосиновый двигатель — разработка с нуля под многоразовость
Свой вариант / Ни один из предложенных

Буцетам

Цитата: Андрюха от 26.09.2025 16:34:58
Цитата: Буцетам от 26.09.2025 15:50:24В общем предлагаю так:
... РД-170/РД-180 упрощённый (без качания) + посадочный рулевик на основе РД-0110
А блок куда возвращать будем?
Цитата: Андрюха от 26.09.2025 11:53:01Если возвращать к месту старта, то для маневра разворота нужна тяга побольше.

Если кто-то сказал что нужна тяга побольше, это ещё не значит что тяга действительно нужна ;)
А на самом-то деле нужна тяговооружённость 1,5+ при посадке. То есть до посадки можно иметь и более низкую тяговооружённость, т.к. тормозной импульс на высоте выдаётся горизонтально: ракета может падать по вертикали, но тормозить по горизонтали и для торможения большая  тяга не нужна.
Сухая масса ступени тонн 35, масса топлива на возврат тонн 15, итого 50 тонн. 2 двигателя с тягой РД-0110 как раз и подойдут. Эти 2 двигателя должны иметь по одному соплу и качаться целиком. Тогда будет и просто и надёжно, без 12-слойных горячих сильфонов. И об этом я уже писал, а вы спрашиваете что и как. Читайте https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?msg=2767544
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Андрюха

Цитата: Буцетам от 27.09.2025 00:59:52А на самом-то деле нужна тяговооружённость 1,5+ при посадке.
Я именно про импульс для разворота блока при его возврате к месту старта. Флакон это делает 3-4 РД из 9-и. Какой процент от общей тяги и тяговооруженность? 28 тс одного рулевика может и не хватить, а РД-180 естественно повторно не включается, да и его тяги уже было бы много.
А если это РН побольше, с РД-171...как туда установить 2 (два) четырехкамерных рулевика?

Кот Бегемот

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

Андрюха


Буцетам

Цитата: Андрюха от 27.09.2025 09:13:28возврате к месту старта. Флакон это делает 3-4 РД из 9-и. Какой процент от общей тяги и тяговооруженность?
Так он это делает чтобы сделать это быстрее. С каждой секундой ступень улетает на километр в сторону, соответственно чем дольше жжёшь тем выше должна быть конечная скорость. 
Но это не особо критичная зависимость, на самом деле. Вон, я считал что для Союза-СПГ запас топлива на возвращение  - 15 тонн. Ок, пусть у нас будет 20 тонн, и че? Расход топлива у двух двигателей РД-0110 около 200 кг/сек. 20 тонн сожжёт за 100 секунд. Ох конечно кардинальная разница ага (нет).
Зато садиться если можешь сделать зависание - сильно-сильно проще. Процесс растягивается по времени, время реакции нужно меньше. Если Россия только учится садиться, ей необходимо зависание. 
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Буцетам

Цитата: Андрюха от 27.09.2025 09:13:28если это РН побольше, с РД-171...как туда установить 2 (два) четырехкамерных рулевика?
Куда-куда, вниз конечно. Двигатели стоят внизу, а сверху баки. 
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

torazurey

Цитата: Буцетам от 27.09.2025 10:26:33
Цитироватьвозврате к месту старта. Флакон это делает 3-4 РД из 9-и. Какой процент от общей тяги и тяговооруженность?
Так он это делает чтобы сделать это быстрее. С каждой секундой ступень улетает на километр в сторону, соответственно чем дольше жжёшь тем выше должна быть конечная скорость.
Но это не особо критичная зависимость, на самом деле. Вон, я считал что для Союза-СПГ запас топлива на возвращение  - 15 тонн. Ок, пусть у нас будет 20 тонн, и че? Расход топлива у двух двигателей РД-0110 около 200 кг/сек. 20 тонн сожжёт за 100 секунд. Ох конечно кардинальная разница ага (нет).
Зато садиться если можешь сделать зависание - сильно-сильно проще. Процесс растягивается по времени, время реакции нужно меньше. Если Россия только учится садиться, ей необходимо зависание.

Цитата: Буцетам от 27.09.2025 10:30:51
Цитироватьесли это РН побольше, с РД-171...как туда установить 2 (два) четырехкамерных рулевика?
Куда-куда, вниз конечно. Двигатели стоят внизу, а сверху баки.

Может Дмитрий В. скажет свое мнение?

Андрюха

Цитата: Буцетам от 27.09.2025 10:30:51
Цитата: Андрюха от 27.09.2025 09:13:28если это РН побольше, с РД-171...как туда установить 2 (два) четырехкамерных рулевика?
Куда-куда, вниз конечно. Двигатели стоят внизу, а сверху баки.
Причем тут баки? Как РД-170 и два РД-110 уместить в хвостовой отсек?

Seerndv

- надо просто постараться сделать аналоги Мерлина и Раптора ...  ;)
 
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Андрюха

Цитата: Буцетам от 27.09.2025 10:26:33Вон, я считал что для Союза-СПГ запас топлива на возвращение  - 15 тонн
На площадку по трассе полета. У среднего Флакона только на разворот уходит 30 (29.7) тонн. Плюс 13.2 - тормозной, плюс 4.4 - посадочный. Итого 47.3 тн. Но тут керосин, у Амура метан, Хорошо, примем топливный коэффициент 1.25. Получаем 37.8-38 тн.
Читайте...

torazurey

Цитата: Seerndv от 27.09.2025 11:02:14- надо просто постараться сделать аналоги Мерлина и Раптора ...
можете тогда пожалуйста проголосовать за 3й или 4й пункт?

Буцетам

Цитата: Андрюха от 27.09.2025 10:55:25
Цитата: Буцетам от 27.09.2025 10:30:51
Цитата: Андрюха от 27.09.2025 09:13:28если это РН побольше, с РД-171...как туда установить 2 (два) четырехкамерных рулевика?
Куда-куда, вниз конечно. Двигатели стоят внизу, а сверху баки.
Причем тут баки? Как РД-170 и два РД-110 уместить в хвостовой отсек?
Два РД-110 конечно не влезут, это большие 120-тонные двигатели. А вот два РД-0110, в варианте с одним соплом (как я и предлагал изначально - с одним соплом!) влезут без особых проблем. Либо между камерами РД-170, либо в небольших наплывах хвостового отсека
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Буцетам

Цитата: Андрюха от 27.09.2025 11:05:07Читайте...
А чего тут читать? Значит нужен горячий пуск 2й ступени и отработка тормозного импульса основным двигателем. Рулевик 100 тонн всё равно не вариант, он не задросселируется до зависания ступени при посадке и ракета упадёт
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Андрюха

Цитата: Буцетам от 27.09.2025 18:01:10Значит нужен горячий пуск 2й ступени и отработка тормозного импульса основным двигателем
А основной двигатель у нас какой? :) Что то думается что сделать ему повторное включение - ещё тот гемморой.
Цитата: Буцетам от 27.09.2025 18:01:10Рулевик 100 тонн всё равно не вариант, он не задросселируется до зависания ступени при посадке и ракета упадёт
Говорят РД-191М сможет дросселироваться аж до 27%...если так, то со 100 тонником в этом плане проблем не будет 

Буцетам

Цитата: Андрюха от 27.09.2025 18:44:47
Цитата: Буцетам от 27.09.2025 18:01:10Значит нужен горячий пуск 2й ступени и отработка тормозного импульса основным двигателем
А основной двигатель у нас какой? :) Что то думается что сделать ему повторное включение - ещё тот гемморой.
Цитата: Буцетам от 27.09.2025 18:01:10Рулевик 100 тонн всё равно не вариант, он не задросселируется до зависания ступени при посадке и ракета упадёт
Говорят РД-191М сможет дросселироваться аж до 27%...если так, то со 100 тонником в этом плане проблем не будет
Да не повторное включение, а горячее разделение. РД-180 дросселируется до 40% а вторая ступень запускается прямо на первой.
С отработкой глубокого дросселирования РД-191М были проблемы
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Demir_Binici

Цитата: Андрюха от 27.09.2025 18:44:47Говорят РД-191М сможет дросселироваться аж до 27%
А кто так говорит, можно ссылочку? Может не до 27%, а на 27%?

Буцетам

Цитата: Demir_Binici от 27.09.2025 19:56:27
Цитата: Андрюха от 27.09.2025 18:44:47Говорят РД-191М сможет дросселироваться аж до 27%
А кто так говорит, можно ссылочку? Может не до 27%, а на 27%?
Да так всё и есть, ну может до 30% а не до 27
https://naked-science.ru/article/cosmonautics/u-angary-nashli-opasnyy
Горделивая поза больного шизофренией с бредовыми идеями величия.

Кот Бегемот

Цитата: Андрюха от 27.09.2025 11:05:07Читайте...
Ну тут получается самолетный способ а-ля "крыло-СП" выгоднее.При энергетических потерях как при посадке на площадку он обеспечивает возврат.Минусы - более высокая стоимость создания ступени.Но это разовое вложение...А ступень каждый раз нужно возить с площадок.Это тоже деньги...
Вы не можете просматривать это вложение.
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус

torazurey

Цитата: Буцетам от 25.09.2025 17:22:32И вариант "РД-170+рулевик", в качестве рулевика подойдёт РД-0110Р.
скоро разберусь с этим пунктом.

zero17

Цитата: Raul от 25.09.2025 19:27:43Союз-6 с РД-180 и рулевиком на базе РД-0110Р.

Вы не можете просматривать это вложение.
это предложение Петра Левочкина ?