Космодром Байконур

Автор АниКей, 02.06.2025 05:44:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

АниКей

Pro Космос

«Тайга» среди пустыни: 12 интересных фактов о космодроме Байконур

Уже завтра первому космодрому планеты — 70 лет!

В преддверии юбилея рассказываем, как рождалась старейшая космическая гавань и что она представляет сегодня.

Подробнее — в наших карточках.

7.7K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


prokosmos.ru

«Тайга» среди пустыни: 12 интересных фактов о космодроме Байконур



Уже завтра, 2 июня 2025 года, отмечается юбилей космического комплекса «Байконур» — 70-летие со дня создания. В преддверии этого памятного события Pro Космос подобрал 12 интересных фактов об этой «колыбели космонавтики». Как выбирали место для космодрома, когда началось его строительство, какое кодовое обозначение он имел первое время и сколько всего пусков было выполнено — в новых карточках.
Содержание
1
Карточка №1. С чего на самом деле началась история Байконура?
Первоначальной целью было создания в Советском Союзе полигона для испытаний первых советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР). 13 февраля 1953 года вышло совершенно секретное постановление № 443-213, которое определило работы в 1954-1955-х по созданию баллистической и крылатой ракет дальнего действия особо важной задачей. Это постановление приняли ЦК КПСС и Совет Министров СССР.
Перспективные ракеты дальнего действия должны были иметь возможность доставлять боевую часть (атомную или водородную бомбу) массой не менее трех тонн на расстояние не менее 8000 километров. Но Государственный центральный ракетный полигон в районе Капустина Яра Астраханской области, где проходили испытания ракет малой и средней дальности, не подходил для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7, создание которой было закреплено за ОКБ-1 главного конструктора Сергея Королева — этот полигон обеспечивал необходимую дальность пуска по прямой и не имел полей падения для первой ступени ракеты.
С него было намечено проводить испытания межконтинентальных крылатых ракет (МКР) «Буря» и «Буран», создание которых было закреплено за ОКБ главных конструкторов Семена Лавочкина и Владимира Мясищева.
2
Карточка №2. Какие места для строительства ракетного полигона рассматривались?
Районом падения головных частей испытываемых ракет была выбрана Камчатка — поэтому место старта ракеты должно было находиться на расстоянии как минимум 7000 километров от полуострова. Помимо этого, для строительства стартового и технического комплекса для МБР выдвигались следующие условия: близость к железной дороге и источникам пресной воды и расположение в малонаселенной местности, удаленной от городов, крупных промышленных объектов и сельскохозяйственных районов.
Кроме Капустина Яра в Астраханской области, также рассматривались районы Степное и Дивное Ставропольского края, Кисловодска, Казалинска и Вологды (эти места указаны в записке в ЦК КПСС рекогносцировочной комиссии № 378031-ов от 4 февраля 1955 года).
Комиссия же рекомендовала район на берегу Сырдарьи между Казалинском и Джусалы (два райцентра Кзыл-Ординской области Казахстана) у железнодорожного разъезда Тюра-Там магистрали Чкалов (сейчас Оренбург) — Ташкент. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 февраля 1955-го закрепили это решение.
3
Карточка №3. В чем были преимущества этой местности?
Одним из главных условий для строительства нового полигона было разместить поблизости трассы полета ракеты несколько станций радиоуправления. Во многом именно это и определило выбор Кзыл-Ординской области. Также сыграло роль большое количество безоблачных дней и ночей (более 300 в год).
Прямая трасса, проложенная до точки падения на Камчатке, полностью удовлетворяла поставленным условиям и проходила через степи и тайгу, не задевая крупных населенных пунктов и промышленных объектов. Таким образом обеспечивался безопасный полет ракеты как в расчетном случае, так и в аварийных ситуациях.
4
Карточка №4. Сколько планировалось выделить земли, денег и времени?
Первоначально предполагалось, что для строительства необходимых объектов комплекса будут отчуждены из хозяйственной деятельности один миллион гектаров казахской степи и 400-500 миллионов рублей. На все это закладывалось три-четыре года.
По поводу выделения денег ничего сказать нельзя — исторические документы о финансировании строительства еще ждут своих исследователей, но на деле от принятия Постановления до первого пуска межконтинентальной баллистической ракеты — Р-7 — прошло 2 года и 3 месяца.
5
Карточка №5. Кто занимался разработкой проекта стартового комплекса для МБР Р-7?
Головным предприятием стало Государственное союзное конструкторское бюро специального машиностроения (ГСКБ Спецмаш, позже оно было названо КБ общего машиностроения) под руководством главного конструктора Владимира Бармина. Именно перед ним поставили задачу разработать стартовый комплекс и техническую позиции для ракеты Р-7.
Причем тогда комплекс для пусков ракеты Р-7 обозначался БСС — боевая стартовая станция, и в ГСКБ Спецмаш предложили три ее варианта: наземную, шахтную и горную. Выбор был сделан в пользу более простого наземного стационарного варианта.
6
Карточка №6. Когда началось строительство нового космодрома?
Первые военные геодезисты высадились на разъезде Тюра-Там еще 12 января 1955 года — то есть до принятия постановления о создании нового полигона. А рекогносцировочная экспедиция работала в этой местности еще раньше — с декабря 1954-го.
Первое здание жилого городка испытателей (площадка 10) было заложено 5 мая 1955 года, а 20 июля началось сооружение первого стартового комплекса на площадке №1. Через два года, 15 мая 1957-го, отсюда впервые стартовала баллистическая ракета Р-7, а еще через 4 месяца 19 дней — был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.
Но само строительство проходило в непростых условиях для самих трудящихся. Особенно на первых этапах, когда военным строителям приходилось жить в тяжелейшей обстановке: в палатках, землянках и даже железнодорожных вагонах. Электроэнергию обеспечивали энергопоезда, а пресная вода и продукты питания поставлялись по железной дороге.
7
Карточка №7. Какая дата считается официальным днем рождения космодрома?
2 июня 1955 года. В этот день директивой Генерального штаба была утверждена штатная структура нового объекта, первоначально носившего название НИИП №5 (пятый научно-исследовательский испытательный полигон министерства обороны СССР), и сформирован штаб полигона — войсковая часть 11284.
8
Карточка №8. Когда космодром стал известен как Байконур?
Это произошло далеко не сразу. С момента своего основания НИИП №5 получил кодовое название — объект «Тайга». Это было сделано в целях высшей степени секретности. Более того, в нескольких сотнях километров вблизи аула горняков построили ложный ракетный полигон — деревянный макет стартовых сооружений. До того, как американские самолеты U-2 сфотографировали реальный стартовый комплексы, он вводил в заблуждение американскую разведку, после чего был заброшен.
Топонимическое название «Космодром Байконур» применительно к НИП №5 появилось в советской прессе после полета Юрия Гагарина в 1961 году. Так назывался тот самый аул горняков с координатами 47,8° с. ш. и 66,0° в. д., в 280 километрах на северо-восток от Тюра-Тама.
«С целью обеспечения невозможности раскрытия тактико-технических данных <...> точка старта смещена вперед по директрисе стрельбы в район аула Байконур приблизительно на 300 километров. В этой точке имеется бетонная стартовая площадка, с которой проводились пуски ракет Р-5 для отработки системы ПРО», — говорилось в одной из докладных записок, направленных в ЦК КПСС для регистрации рекордов, установленных Гагариным 12 апреля Международной федерацией авиационного спорта FAI.
9
Карточка №9. Что представляет собой Байконур сегодня?
В настоящее время Байконур по праву считается одним из ведущих космодромов мира. Вместе с одноименным городом он образует комплекс «Байконур», арендованный Россией у Казахстана до 2050 года. Ежемесячно наша страна выплачивает за его аренду $115 млн. Общая площадь комплекса космодрома — 6717 квадратных километров. А численность населения Байконура, по данным на 1 мая 2025 года, составляет 39 108 человек.
10
Карточка №10. Сколько пусков было выполнено с Байконура?
В общей сложности с 4 октября 1957 года по 31 мая 2025 года с космодрома Байконур было выполнено 1547 пусков ракет-носителей космического назначения. В ходе первого на орбиту отправили уже упомянутый ранее первый искусственный спутник Земли. Между тем последний на данный момент запуск состоялся 8 апреля 2025-го — в этот день ракета «Союз-2.1а» доставила в космос пилотируемый космический корабль «Союз МС-27».
Всего в рамках этих пусков на околоземные орбиты и отлетные траектории были выведены 2006 космических аппаратов.
11
Карточка №11. Какие ракеты стартовали с Байконура?
С Байконура запускались ракеты-носители, созданные на основе той самой МБР Р-7 путем глубокой модернизации. Всего известно более двадцати модификаций ракет этого семейства. Первые три спутника выводила фактически та же «семерка», но со снятой боевой частью. Затем наращивание возможностей шло как за счет совершенствования двух первых ступеней, так и за счет установки и модернизации третьей ступени.
Наиболее известные варианты — это трехступенчатый «Восток» (носитель применялся для запуска станций «Луна-1» — «Луна-3», первых кораблей-спутников и пилотируемых кораблей «Восток»), четырехступенчатая «Молния» и «Молния-М» (применялись для выведения на траекторию полета автоматических станций к Луне, Венере и Марсу, а также спутников связи типа «Молния»), «Восход» (использовался для выведения на орбиту одноименных пилотируемых кораблей), «Союз» и «Союз-2».
С помощью последних запускаются пилотируемые корабли семейства «Союз» и грузовые типа «Прогресс», а также многочисленные спутники научного и прикладного назначения и автоматические станции.
Помимо этого, с космодрома стартовали в разное время такие носители, как «Протон-К» - «Протон-М», «Циклон-2», «царь-ракета» Н-1, «Зенит», «Энергия», «Днепр», «Стрела», «Космос» в нескольких модификациях и «Рокот».
12
Карточка №12. Сколько пусковых установок было создано для запуска этих ракет?
Всего их было 16. Для ракет-носителей семейства Р-7, «Зенит», «Циклон-2» и Н-1 было построено по две наземных пусковых установки, для ракеты «Энергия» перестроены две пусковые установки от Н-1 и построен один специализированный стенд-старт, для модификаций ракеты «Протон» построено четыре пусковых установки. Между тем пуски таких носителей, как «Днепр», «Рокот» и «Стрела», производились из шахтных пусковых установок.
Над карточками работали: Игорь Афанасьев, Игорь Маринин, Каролина Зулкарнаева
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Pro Космос
Врата во Вселенную: что такое космодром, какие задачи он решает и где его лучше строить

Современный космодром — сложная инженерная система, где технологии, наука и мечты соединяются в одном пуске.

Разбираемся, чем космодром отличается от полигона, как выбирают место для его строительства и какие этапы включает подготовка к старту.

Подробнее
8.1K views



Врата во Вселенную: что такое космодром, какие задачи он решает и где его лучше строить
1 июня 2025 года, 10:00
IAuthor avatarИгорь Афанасьев
Когда мы слышим слово «космодром», перед глазами встают ракеты, уносящиеся в небо, спутники, выходящие на орбиту, и пилотируемые корабли, приближающие нас к звездам. Это место, где технологии, наука и мечты встречаются в одном пуске. Слово происходит от греческих cosmos — «мир, вселенная» и dromos — «бег, место для движения». Космодромы Байконур или мыс Канаверал стали символом космической эры: с них стартуют ракеты, они воплощают стремление человечества выйти за пределы планеты. Но что такое космодром на самом деле? Чем он отличается от обычного ракетного полигона? Какие задачи он решает и как его строят? О том, как устроены космодромы и зачем они нужны человечеству — в нашей статье.
Содержание
1Что такое космодром и чем он отличается от полигона2По каким критериям выбирают место для космодрома3Методы и процессы подготовки4Такие разные старты5Кому нужны космодромы
Спойлер
Что такое космодром и чем он отличается от полигона
Космодром — это комплекс сооружений, оборудования и земельных участков, предназначенных для запуска космических аппаратов. Он включает стартовые площадки, монтажно-испытательные корпуса, системы заправки топливом и сжатыми газами, командные пункты и измерительные комплексы.
Космодромы нужны, чтобы запускать на орбиту спутники и выводить зонды в межпланетное пространство. Они помогают исследовать Луну и другие объекты Солнечной системы, позволяют испытать новые космические технологии. В отличие от полигонов, где проводят летные испытания ракет, космодромы часто имеют несколько трасс запуска. Они нужны, чтобы выводить аппараты на орбиты с различным наклонением.
Если полигоны фокусируются на суборбитальных полетах и проверке точности или боевых характеристик ракет, то космодромы ориентированы на запуск аппаратов в космос. Это требует более сложной инфраструктуры: систем для работы с криогенными топливами, управления орбитальными полетами и длительного получения телеметрической информации.
Космодром оснащают комплексом объектов и оборудования, которые позволяют интегрировать с ракетой-носителем сложные полезные грузы — спутники или космические корабли. Полигоны устроены проще и рассчитаны на кратковременные испытания.
По каким критериям выбирают место для космодрома
Создание нового космодрома требует учета множества факторов. Один из ключевых — географическое положение. Старт из точки, расположенной ближе к экватору, дает ракете дополнительную скорость за счет вращения Земли: 465 м/с на экваторе, 405 м/с на широте Канаверала или 316 м/с — Байконура. Это позволяет выводить на орбиту более тяжелые грузы при той же мощности носителя. Поэтому многие космодромы, такие как Куру во Французской Гвиане или мыс Канаверал, строят как можно ближе к экватору.
Важна удаленность от крупных населенных пунктов. Это снижает риски в случае аварии. Для падения отделяемых элементов ракеты-носителя — отработанных ступеней и головных обтекателей — необходимы обширные зоны безопасности. Их часто организуют в море или в малонаселенных районах. На суше такие зоны рассчитывают с учетом как штатных, так и нештатных траекторий.
Погодные условия тоже имеют значение. Большое число безоблачных и безветренных дней, как на Байконуре, облегчает работу оптических систем слежения. Гораздо серьезнее на ритм космодрома влияют резкие колебания температуры и влажности, муссоны и сезонные штормы. Такие условия, например, ограничивают использование мыса Канаверал.
Нужна и развитая транспортная и энергетическая инфраструктуры: железные и автомобильные дороги, воздушные и морские порты, линии электропередач или собственные электростанции. Все это обеспечивает доставку оборудования и бесперебойную работу комплекса.

Космодром Байконур. Казахстан
Экологические нормы требуют минимизации воздействия на окружающую среду. А правовые аспекты диктуют необходимость соответствия международным стандартам, особенно если трассы полета ракеты проходят рядом с границами других государств.
На жизнеспособность проекта влияют и экономические с политическими факторы — стоимость строительства, геополитическая стабильность и возможности международного сотрудничества.
Методы и процессы подготовки
Космодром включает совокупность объектов, предназначенных для подготовки и проведения космических запусков. В его состав входят:
  • технический комплекс для сборки и подготовки ракет-носителей и полезной нагрузки;
  • стартовый комплекс, где осуществляется запуск;
  • измерительный комплекс для отслеживания траектории полёта и приема телеметрии.
Процесс подготовки к запуску — это сложная цепочка операций. Ракеты-носители и космические аппараты, как в виде отдельных блоков, так и в собранном состоянии, доставляют с заводов-изготовителей на техническую позицию космодрома. Транспортировка может идти по железным дорогам, автотрассам, по воздуху или по воде — по рекам и морям.

Стартовый комплекс SLC-6 на базе Космических сил США Ванденберг, Калифорния
Ракеты-носители, как правило, крупнее полезной нагрузки. Их готовят отдельно. Сначала ступени комплектуют для сборки в носитель, проверяют и заправляют, если они используют жидкое топливо. Космические аппараты проходят электрические, радиочастотные и тепловакуумные испытания. При необходимости их тоже заправляют, а затем интегрируют с ракетой.
В мировой практике применяют три метода технической подготовки средств выведения: фиксированный, мобильный и смешанный. Фиксированный метод использовался на ранних этапах работы американских космодромов. В этом случае все этапы — от проверки до запуска — проводят прямо на стартовой позиции. Мобильный метод характерен для российских, а также современных американских и китайских космодромов. При таком подходе ракеты собирают и проверяют на технической позиции, а на стартовой проводят только предстартовую подготовку. Смешанный метод применяют во Франции, Индии и иногда в США. Он сочетает оба подхода: ступени проверяют на технической позиции, а сборку и запуск проводят на стартовой.

База Космических сил США. Флодира, мыс Канаверал
В России ракеты проверяют в горизонтальном положении на специальных транспортно-стыковочных тележках, в Соединенных Штатах используют мостовые краны и грузозахватные устройства. После тестирования ступени интегрируются в носитель как в горизонтальном, так и в вертикальном положении — на сборочном стапеле или на стартовой платформе. Затем проводят автономные и комплексные испытания.
После сборки и проверки ракету размещают на транспортно-установочном агрегате или на пусковой платформе. Параллельно в другом монтажно-испытательном корпусе или в отдельном помещении проверяют космический аппарат. Специалисты диагностируют электрические цепи, проводят испытания в термобарокамере на герметичность, а в безэховой камере измеряют параметры антенн.
После этого аппарат отправляют на заправочную станцию, где его заправляют топливом и сжатыми газами. Интеграция ракеты и полезной нагрузки может происходить как на технической позиции, так и непосредственно на стартовом комплексе.
После совместных испытаний ракету перевозят на стартовую позицию и устанавливают на пусковую установку или пусковое сооружение. К ней подводят топливные, электрические, пневматические и другие коммуникации. Затем выполняют заправку ступеней компонентами ракетного топлива и сжатыми газами. После этого проверяют работу систем управления и силовых приводов. Когда все готово, в расчетный момент производят пуск.
Если запуск отменяют, топливо сливают. При использовании токсичных компонентов баки и магистрали могут проходить нейтрализацию. После этого ракету снимают с пусковой установки и возвращают на техническую позицию.
Такие разные старты
Условно стартовые комплексы можно разделить на три типа: стационарные, частично-мобильные и мобильные. Стационарные — это когда пусковые установки и башни обслуживания расположены географически на одном месте. Для доставки носителя с уже установленным космическим аппаратом к пусковому устройству используется транспортно-установочный агрегат. Такой тип стартового комплекса характерен для большинства отечественных и многих зарубежных космодромов.
Частично-мобильные комплексы отличаются тем, что пусковая установка или ее часть (например, пусковая платформа ракеты Saturn-5 и многоразовой транспортной-космической системы Space Shuttle) подвижными (самоходными или транспортабельными), но пуск выполняется из фиксированной точки космодрома.

Стартовые площадки на космодроме Куру, Французская Гвиана
Мобильные стартовые комплексы предназначены преимущественно для ракет-носителей легкого и среднего классов. Пуск с такого комплекса можно осуществить в любом месте, которое отвечает требованиям безопасности и подходит с точки зрения параметров целевой орбиты.
В зависимости от способа запуска, мобильные стартовые комплексы можно разделить на три типа: наземные, воздушные и морские. Примером первого являются российский «Старт-1» и израильский Shavit. Запуск ракеты осуществляется из транспортно-пускового контейнера или с направляющих, установленных на колесном шасси повышенной проходимости.
Воздушный старт реализован в американских ракетных комплексах легкого класса Pegasus и LauncherOne. Морские мобильные космодромы использует международный Sea Launch, а также ряд китайских и южнокорейских проектов. Каждый тип имеет свои особенности, преимущества и ограничения.

Пусковая площадка космодрома Цзюцюань, КНР, Внутренняя Монголия
Стартовые комплексы ракет-носителей с жидкостными ступенями оснащают системами заправки, башней обслуживания для доступа персонала к ракете перед пуском, а также оборудованием для предстартовой подготовки и центром управления пуском и полетом.
Важно и то, как размещены объекты на территории космодрома. Компактная группировка стартовых комплексов по классам ракет позволяет расширить диапазоны азимутов пуска, упростить централизованное использование оборудования и эффективнее задействовать инфраструктуру.
Кому нужны космодромы
Измерительный комплекс космодрома нужен, чтобы подготовить ракету к запуску, контролировать ее движение по траектории выведения и на орбите, определить параметры полета. Измерительные пункты размещают на земле, в воздухе или на море — в зависимости от того, как проходит траектория. Они обеспечивают непрерывное наблюдение за ракетой на всём участке движения. Полученные данные обрабатывают и передают в вычислительный центр космодрома по каналам связи.
Современный космодром — это сложная инженерная система, которая занимает большую территорию. Здесь есть вся инфраструктура для запуска: дороги, линии электропередач, системы связи, жилые и производственные зоны. Площадь некоторых космодромов достигает сотен квадратных километров. Число сотрудников может составлять десятки тысяч человек.

Космодром Плесецк. Россия, Архангельская область
На территории космодрома возможно производство компонентов топлива и изготовление элементов ракет и спутников. В некоторых случаях здесь же строят ракеты и проводят сборку полезной нагрузки.
Создание космодрома требует миллиардных инвестиций. Поэтому наличие собственного космодрома — не обязательное условие для участия в космических программах. Германия и Испания до недавнего времени не имели собственных площадок, но активно участвовали в проектах Европейского космического агентства и реализовали собственные программы.
Исторически большинство космодромов выросли из военных полигонов. Космические программы во многих странах были тесно связаны с разработкой ракетного вооружения. До начала XXI века только Япония, Бразилия и частично Индия создавали космодромы с прицелом на гражданское применение. Сегодня всё чаще появляются полностью гражданские и коммерческие площадки.
Решение о строительстве космодрома зависит от множества факторов: политических, экономических, технических и географических. В их числе:
  • военно-политические соображения;
  • наличие собственной ракетной или космической программы;
  • масштабность задач, требующих частых запусков;
  • степень участия в международных проектах;
  • экономические возможности государства или компании;
  • уровень развития научной и инженерной базы;
  • географическая пригодность территории;
  • политическая стабильность региона.
На устройство и развитие космодрома влияет и тип ракетной техники. Если страна делает ставку на легкие ракеты воздушного старта, ее «космодром» может сводиться к аэродрому.
По состоянию на 2025 год в мире действует более сорока космодромов и пунктов старта средств выведения. Их эксплуатируют около двух десятков стран и международных организаций. Спрос на пуски растет, и вместе с ним развивается инфраструктура запусков.
Космодром остается ключевым звеном в освоении космоса. Он обеспечивает доступ к орбите, формирует экономику запусков и развивает инженерные компетенции. Все это делает космос ближе и доступнее — не только для государств, но и для частных компаний, исследовательских групп и будущих поколений.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Госкорпорация «Роскосмос»

С днём рождения, Байконур!

Сегодня легендарному космодрому исполняется 70 лет — в коротком ролике рассказываем, как развивалась история первой в мире космической гавани.
4.7K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Глава Байконура: наш город — смесь советской приветливости и современного миниполиса - Интервью ТАСС



Город Байконур 2 июня отмечает юбилей — именно в этот день в 1955 году был основан Научно-исследовательский испытательный полигон №5, который позднее стал крупнейшим космодромом планеты. О праздновании 70-летия города, работе по газификации и развитию туризма в интервью ТАСС рассказал глава администрации Байконура Константин Бусыгин
— Константин Дмитриевич, добрый день! Байконур сегодня отмечает свое 70-летие. Можете рассказать, как в городе празднуют такую дату?
— Первые мероприятия к этой дате прошли в январе и были приурочены к юбилею прибытия на станцию Тюра-Там взвода военных строителей, начавшего развертывать базу для других частей. Дальше число мероприятий нарастало, охватив все грани культурной и социальной жизни города. 
Главные мероприятия в честь юбилея проходят сегодня. Накануне мы встретили ветеранов Байконура, представительную делегацию Роскосмоса и руководителей предприятий космической отрасли, прибывших на праздник. Сегодня пройдет церемония присвоения звания "Почетный гражданин города Байконур", торжества на стадионе, открытие музея под открытым небом, праздничный салют. Завтра, 3 июня, для ветеранов запланированы поездки на космодром — на те объекты, где они служили и работали.
— Полгода назад Байконур начали отапливать целиком за счет природного газа. Какой эффект это оказало на жизнь города? Каковы следующие шаги на пути газификации?
— Для нас это очень важное достижение — в течение трех предыдущих лет мы заменили все три водогрейных котла на городской ТЭС и перешли в отоплении города с мазута на природный газ. Теперь мазут храним только для резерва: горячая вода в городе и отопление получаются от сжигания природного газа. В этом году начинается следующий этап газификации — модернизация энергетических котлов, которые вырабатывают электроэнергию. Электроэнергия у нас будет своя, а не покупная.
Экономический эффект от газификации мы уже наблюдаем — расходы за потребляемый газ для населения стали в разы меньше, а дальнейшая работа по модернизации ТЭС и запуск энергетических котлов на природном газе в работу через два-три года позволит нам не только существенно снизить коммунальные платежи для населения, но и сделает "Байконурэнерго" прибыльным предприятием. Применение экологически чистого природного газа вместо мазута принесет существенную пользу и природе Байконура, и здоровью людей.
— Казахстанские коллеги рассказывали, что в феврале протестировали систему электронных допусков в город и отправили ее на доработку с учетом предложений администрации. Расскажите, как обстоит этот вопрос?
— Это интересный проект, но, как и всякий новый цифровой продукт, он не может изначально быть совершенным. Разработанная казахстанской стороной онлайн-платформа для оформления электронных допусков в город имеет перспективы и в будущем позволит решить ряд проблем по оформлению документов на въезд.
Пробное тестирование онлайн-платформы показало наличие недочетов в ее работе: участниками тестирования был составлен перечень замечаний, причем прежде всего со стороны правоохранительных органов. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана ведет доработку онлайн-платформы с учетом замечаний и предложений, и, когда она будет готова, пройдет повторное тестирование.
— В декабре ожидается первый пуск новейшей ракеты-носителя "Союз-5". Город как-то готовится к такому событию?
— Почти все в проекте — это работа соответствующих космических ведомств. Наша задача — организация обеспечения стартового и технического комплекса, а также других объектов, используемых для программы "Союз-5/Байтерек", электроэнергией и водой. Это важная задача, которую решает городское предприятие "Байконурэнерго".
Другая функция — содержание дорог космодрома — возложена на предприятие "Жилищное хозяйство" города Байконур. Пуск намечается на конец декабря, и для нашего региона это крайне непредсказуемый период по погодным условиям: могут быть и сильные снегопады, и оттепели с гололедом. "Жилищное хозяйство" будет содержать дороги в таком состоянии, чтобы они были безопасными и комфортными.
Мы ожидаем, что на пуск прибудет немало гостей и туристов, и большая часть из них поселится в городе. Городская администрация сделает все, чтобы в городе было комфортно и уютно не только его жителям, но и гостям.
— Сколько туристов в среднем посещает Байконур за один год? Есть ли какая-то динамика или число гостей остается стабильным из года в год?
— Несмотря на то что Байконур широко известен и в России, и за рубежом и интерес к нему есть, туризм массовым не стал. Здесь в минус играет труднодоступность города, его удаленность от крупных центров и как следствие — высокая стоимость перелета или переезда. Но и при таких условиях у нас на каждый пуск приезжает порядка 2 тыс. человек. Больше мы принять физически не можем, нет мест в гостиницах.
На запуск корабля "Союз МС-27" в апреле прибыло рекордное число туристов — в момент пуска за ним наблюдало около 2,5 тыс. туристов. В остальное время туристов мало — многим поездка на Байконур без пуска неинтересна. В связи с этим у нас поток туристов остается стабильным — за год комплекс посещает порядка 10–11 тыс. человек.
— В какие даты в этом году ждете туристов? В каком количестве?
— Традиционно самый большой интерес вызывают пилотируемые пуски. Запуск корабля "Союз МС-28" намечен на конец ноября, и мы ожидаем, как и обычно на запуск космонавтов, более 2 тыс. приезжих. На других пусках — в июле, сентябре и декабре — гостей будет меньше, до 2 тыс. человек.
— Казахстанский замминистра туризма и спорта Ержан Еркинбаев в апреле сообщал о планах привлекать больше туристов в город в периоды между пусками. Как вы смотрите на такую перспективу? Как, по-вашему, ее можно реализовать?
— Мы сейчас направили усилия на организацию местного туризма — город может быть интересен для поездки на выходные дни для жителей близлежащих городов Казахстана. У нас много интересных объектов: бесплатная зона отдыха с сероводородным источником, парки и скверы для прогулок, музеи, кинозал с большим экраном, много памятников, интересный зоопарк. Все это расположено компактно и идеально подходит для семейного тура на один-два дня.
Новый музей под открытым небом, активно ведущиеся работы по строительству красивого фонтана с подсветкой на центральной площади смогут стать новыми точками притяжения для туристов. Город вносит свой вклад в развитие базы для туризма. У казахстанских туроператоров есть все необходимые аргументы, чтобы разработать маршруты посещения Байконура и предложить их своим клиентам.  
— Еркинбаев также назвал "узким местом" ограниченное количество мест в городских гостиницах. На ваш взгляд, такая оценка отражает действительность? Планируется ли наращивать число гостиничных мест?
— То, что во время пусковых кампаний у нас не хватает мест в гостиницах, — общеизвестный факт. Я уже говорил, что на пуск ракеты-носителя "Союз-2.1а" с пилотируемым кораблем "Союз МС-27" прибыло рекордное число туристов — 2,5 тыс. человек. Это и есть наш потолок, причем часть туристов размещалась в гостиницах и гостевых домах поселка Торетам, аула Акай и даже в поселке Жосалы.
Но проблема прежде всего в том, что перед пуском гостиницы заполняются всего на несколько дней, а потом пустуют до следующего пуска. И такая пауза может длиться месяц, а то и два. А содержать гостиницы все это время нужно, как и платить зарплату персоналу. 
За последние годы казахстанскими предпринимателями была введена в эксплуатацию хорошая гостиница, получившая название Galaxy ("Галактика"). И пока никто больше не спешит вкладываться, так как не видит возможности получить прибыль. Если станет больше пусков либо казахстанскому министерству туризма и спорта удастся наладить короткие туры в город Байконур и на космодром в межпусковой период, тогда и предприниматели будут готовы подключиться, чтобы снабдить туристов новыми гостиницами в городе. До этого строить гостиницы, которые пустуют 10 месяцев в году, никто не будет.
В городе с 1 января 2025 года введен туристический налог, доходы от которого будут направляться на развитие туризма, в том числе и на поддержание и модернизацию того номерного фонда, который находится на балансе городских предприятий.
— Когда начнется регулярное авиасообщение Байконура с Россией?
— Администрация города совместно с госкорпорацией "Роскосмос" прорабатывает вопрос организации авиасообщения. Но пока о каких-то результатах говорить рано. 


А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей


tass.ru

В Байконуре в честь 70-летия со дня основания космодрома открыли музей



БАЙКОНУР /Казахстан/, 2 июня. /ТАСС/. Уникальный музей под открытым небом, в котором собраны образцы ракетно-космической техники, открыли в городе Байконуре в день 70-летия со дня создания космодрома. В торжественных мероприятиях принял участие генеральный директор госкорпорации Роскосмос Дмитрий Баканов, передает корреспондент ТАСС.
"Сегодня знаковое событие для Байконура и всей космонавтики. Мы даем старт уникальному музею под открытым небом. В парке, который носит имя выдающегося организатора нашей ракетно-космической промышленности Георгия Максимовича Шубникова. Этот музей - летопись достижений советской и российской космонавтики, где представлены разработки, которые превратили мечту человечества в реальность", - сказал Баканов в ходе церемонии открытия музея.
Также делегация почетных гостей возложила цветы к памятникам 75-летия Победы в Великой Отечественной Войны, 65-летия города и космодрома Байконур и к мемориалу погибшим ракетчикам.
Космодром Байконур
Байконур - первый и крупнейший в мире космодром. Расположен на территории Кызылординской области Казахстана, занимает площадь 6 717 кв. км. Административным центром космодрома является город Байконур (более 76,5 тыс. жителей).
Днем основания Байконура считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Вооруженных сил СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го НИИП и создана войсковая часть 11284 (штаб полигона). Строительство велось в голой степи, единственным существовавшим на тот момент элементом инфраструктуры была железная дорога. К началу летных испытаний Р-7 в мае 1957 года были возведены стартовый комплекс, монтажно-испытательный и монтажно-сборочный корпуса, к стартовой площадке проложены бетонная дорога и железнодорожные подъездные пути. Одновременно с возведением полигона вблизи железнодорожной станции Тюратам велось строительство жилого поселка для испытателей. Полигон и поселок получили неофициальное название "Заря". 

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#8
Такого еще не бывало!

Байконур. Создание Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Минобороны СССР (объекта «Тайга») было утверждено 12 февраля 1955 года совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

70 лет назад, 2 июня 1955 года директивой Генштаба МО СССР была утверждена его организационно-штатная структура и создана войсковая часть 11284, штаб полигона. Командир - генерал-лейтенант Буцкий Алексей Саввич.

Назван космодромом Байконур он был впервые 12 апреля 1961 года в документах и прессе после запуска космического корабля «Восток» с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным.

Так что впереди еще один юбилей, дорогие товарищи!

#ниип5 #байконур #ленинск

Подпишись на канал "Такого еще не бывало!"

53 views


Госкорпорация «Роскосмос»

Байконур: строительство первого в мире космодрома

В послевоенные годы СССР усилил курс на укрепление безопасности страны. Для реализации этой цели предприятия Советского Союза начали разработку
межконтинентальной ракеты с дальностью полета до 10 000 км.


Для столь мощной ракеты требовалась соответствующая площадка запуска. В качестве места для её строительства выбрали посёлок Тюратам.

Освоение пустынной территории

В январе 1955 года все организационные вопросы были решены, и по указанию Совета Министров СССР началось строительство будущего космодрома.

Руководителями полигона стали участники Великой Отечественной войны:
▪️ начальник полигона — генерал-лейтенант артиллерии Алексей Нестеренко;
▪️ руководитель строительства объектов — генерал Георгий Шубников.

Помощь и организационную поддержку строительства также оказывал Сергей Королёв.

Благодаря совместным усилиям всех, кто участвовал в строительстве полигона, 2 июня 1955 г. был основан Научно-исследовательский испытательный полигон № 5 — космодром «Байконур».

На фото: здание штаба полигона (1); Алексей Нестеренко (2); Георгий Шубников (3); строительство города Ленинска (4).

Благодарим за предоставленные материалы Российский государственный архив научно-технической документации.
21.5K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


informburo.kz

Создание Казахстаном собственной ракеты сверхлёгкого класса – это вопрос нацбезопасности


Сегодня, 2 июня 2025-го, старейший космодром планеты – Байконур отмечает своё 70-летие. По традиции в городе будут чествовать ветеранов отрасли, вспоминать о заслугах людей и технологий в развитии мировой космонавтики.
Но очередной юбилей казахстанского космодрома – это не только повод вспомнить о славном прошлом. Это ещё и возможность оценить со специалистами потенциал развивающейся в стране высокотехнологичной космической отрасли.
Председатель Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности сената парламента РК Андрей Лукин рассказал в интервью Informburo.kz о том, что сдерживает развитие космического потенциала Казахстана и почему важно запускать на орбиту собственные спутники.
– Андрей Иванович, в своём недавнем выступлении вы отметили необходимость перехода Казахстана от статуса арендодателя космодрома Байконур к потенциальному участнику космической индустрии. Вы считаете, что республика готова сегодня к такой трансформации? Каковы наработки и преимущества страны в этой сфере?
Члены Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности сената в течение нескольких лет активно занимаются вопросами развития космической отрасли: ознакомились с деятельностью Республиканского центра космической связи, наземными комплексами управления космическим аппаратами и системами мониторинга "Акколь" и "Коктерек", космодрома "Байконур", сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов.      
Исходя из этого мы считаем, что Казахстан в настоящее время готов к трансформации, так как имеет определённые исходные позиции и достижения в этой отрасли. 
Республика Казахстан располагает одним из крупнейших космодромов мира – Байконуром. 
Созданы и эксплуатируются телекоммуникационные спутники серии KazSat и спутники дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) серии KazEOSat. Функционирует уполномоченный государственный орган – Комитет аэрокосмической отрасли, а также профильные научные центры и образовательные учреждения. Реализуются отдельные международные проекты, включая создание космической системы ДЗЗ. В настоящее время развитие космической отрасли Казахстана осуществляется по шести основным направлениям. В космической отрасли Казахстана осуществляют свою деятельность 10 предприятий, в которых работают 1350 человек, в том числе 197 научных сотрудников. В рамках развития научно-исследовательской, опытно-конструкторской деятельности и кадрового потенциала до 2030 года осуществляется разработка и внедрение отечественных ракетных, спутниковых технологий и технологий мониторинга объектов дальнего и ближнего космоса.
Все эти проекты уникальны и направлены на повышение конкурентоспособности космической сферы.
– Вы также обозначили цель – продвигать Казахстан как экспортера космических услуг, включая производство, запуск и технологическое сопровождение. То есть речь идёт о самодостаточной вертикально интегрированной космической отрасли, в которой будут реализованы все этапы производства и эксплуатации космической техники?
– В мире насчитывается 195 стран, из них всего 10 обладают возможностями по запуску объектов в космос – особенно спутников с помощью собственных ракет-носителей. Восемь стран, в их числе и Казахстан, имеют развитую космическую программу, но на данный момент зависят от иностранных пусковых платформ. Это объективно сдерживает развитие отечественного потенциала на международной арене.
Действительно, одной из ключевых целей Казахстана в сфере космоса является формирование самодостаточной вертикально интегрированной космической отрасли, в которой будут реализованы все этапы производства, запуска и технологического сопровождения космической техники. Это означает переход от закупок отдельных компонентов и услуг за рубежом к полноценному суверенному контролю над космическим циклом, включая экспорт конкурентоспособных решений.
Перед Казахстаном стоят глобальные вызовы и возможности по дальнейшему использованию космодрома Байконур. Несмотря на определённые ограничения, Казахстан обладает рядом факторов, благоприятных для перехода к новой модели развития космоса.
ЦитироватьЭто географическое преимущество и имидж государства с исторически значимой космической инфраструктурой, огромные возможности для развития спутниковых сервисов (дистанционное зондирование Земли, мониторинг климата, сельского хозяйства, связь, вопросы безопасности), потенциал вхождения в международные альянсы и диверсификации партнёрств (Европейское космическое агентство, Турция, Китай, Южная Корея и др.) и что немаловажно – наличие человеческого капитала, имеющего существенные компетенции как в создании, так и в развитии спутниковых сервисов и способного при государственной поддержке освоить новые направления. 
Поэтому Казахстан имеет все необходимые стратегические предпосылки для того, чтобы превратить космическую отрасль в драйвер высокотехнологичного роста, национальной безопасности и научно-образовательного потенциала страны.
– Ранее вы говорили о том, что изменения в законе "О госзакупках" усложнили доступ иностранных производителей, которые рассматриваются в качестве основных поставщиков по проекту создания спутника KazSat-3R, а также то, что проект нуждается в софинансировании из государственного бюджета в размере 40,2 млрд тенге. Можете рассказать об этом подробнее?
– Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности совместно с подведомственной организацией Аэрокосмического комитета – АО "Республиканский центр космической связи" (далее – РЦКС) осуществляет работы по эксплуатации и развитию национальной космической системы связи KazSat.
В 2026 году завершается срок эксплуатации космического аппарата KazSat-2. Спутниковые сети связи, функционирующие на транспондерах KazSat-2, будут максимально переведены на ресурсы KazSat-3, срок эксплуатации которой завершается в 2029 году.
Мы не должны забывать, что на ресурсах космических аппаратов серии KazSat операторы связи и государственные структуры организуют спутниковые каналы связи для оказания телекоммуникационных услуг конечным потребителям. Здесь же наш с вами доступ к интернету, мобильная связь, передача данных и телерадиовещание.
Министерство совместно с РЦКС с 2024 года начали работы по созданию и вводу в эксплуатацию космической системы связи KazSat-3R для замены спутника KazSat-3. Ключевым вопросом по данному проекту является обеспечение его финансирования.
РЦКС максимально ориентирован на участие в проекте KazSat-3R своими собственными финансовыми средствами, которых объективно недостаточно для реализации в полном объёме капиталоёмкого и технологичного космического проекта. Как следствие, требуется привлечение бюджетных средств.
Важным вопросом является выбор генерального подрядчика по проекту KazSat-3R, который должен осуществляться в соответствии с законом "О государственных закупках". В качестве потенциальных поставщиков рассматриваются иностранные космические компании, которые зарекомендовали себя на рынке.
В январе 2025 года вступил в силу закон "О государственных закупках" в новой редакции, согласно которому закупку работ по проекту KazSat-3R необходимо будет осуществлять через конкурс с участием единого организатора государственных закупок (Министерства финансов РК). Для участия в конкурсе потенциальные поставщики должны быть зарегистрированы на территории Казахстана как лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, то есть иметь БИН (что для иностранных потенциальных поставщиков является существенным барьером).
Кроме того, для участия в закупке потенциальные поставщики должны иметь показатель финансовой устойчивости, определяемый порталом государственных закупок на основании данных уполномоченных органов (налоговая, статистика и т. д.).
ЦитироватьУчитывая высокую вероятность, что работы по проекту KazSat-3R будут осуществляться иностранными юридическими лицами, у потенциальных поставщиков возникнут трудности при подаче заявки и участии в конкурсе через портал государственных закупок республики. Как следствие, конкурс не проведут и реализация проекта KazSat-3R будет невозможна. 
В этой связи необходимо пересмотреть вопрос проведения государственных закупок по данному проекту.  
– Среди приоритетных проектов отрасли вы назвали создание отечественной ракеты сверхлёгкого класса. С этим, очевидно, согласны многие специалисты отечественного космоса. Корректен ли тезис, что создание своего носителя – это единственный реальный способ получить независимый доступ республики в космос?
– Тезис о создании национальной ракеты-носителя как единственного реального способа получения независимого доступа нашей страны в космос – корректен и обоснован, так как это не только вопрос технологической независимости, но и элемент национальной безопасности, стратегического позиционирования страны и развития высокотехнологичной отрасли.
Ракета сверхлёгкого класса наиболее целесообразна для Казахстана на начальном этапе. Сверхлёгкие ракеты (до 500 кг полезной нагрузки на низкую орбиту) – это значительно дешевле в разработке, производстве и запуске, чем тяжёлые или даже средние ракеты. Они требуют меньше топлива, меньше наземной инфраструктуры и меньшей команды, что делает проект более реалистичным для страны с ограниченным опытом в собственном ракетостроении.
Мировая космическая отрасль всё активнее переходит к малым спутникам, наноспутникам и кубсатам, особенно в сфере телекоммуникаций, мониторинге, сельском хозяйстве, экологии и образовании. Ракеты сверхлёгкого класса идеально подходят под этот сегмент.
Эти ракеты могут использоваться для коммерческих запусков малых спутников зарубежных компаний и университетов, особенно из развивающихся стран, у которых нет своих космических программ. Казахстан может предложить конкурентную цену и географические преимущества, в том числе с площадок, близких к экватору (если рассматривать перспективу).
ЦитироватьРабота над сверхлёгкой ракетой может стать точкой роста для казахстанской инженерной школы, вовлекая университеты, технопарки, стартапы, частные и оборонные предприятия. Это вклад в формирование нового поколения казахстанских инженеров и конструкторов с реальным практическим опытом.
Компактные и недорогие ракеты позволяют запускать экспериментальные и коммерческие нагрузки малых казахстанских компаний и лабораторий, стимулируя рост космического предпринимательства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Таким образом, создание ракеты сверхлегкого класса – это не просто технологический шаг вперёд. Это стратегическая инвестиция в независимость, национальный престиж, науку и образование, экономику знаний и будущее Казахстана как космической державы.
– Ведущим партнёром Казахстана в космической сфере продолжает оставаться Россия. Она арендует космодром Байконур. Сможем ли мы реализовывать свои амбициозные планы в космической сфере, сохраняя в то же время деловые отношения с РФ? Есть ли варианты разделения функционала двух государств на космодроме?
– Внешнеполитическая стратегия Казахстана в космосе основана на принципах многовекторности, международного сотрудничества и устойчивого развития.
В настоящее время "Роскосмос" эксплуатирует на космодроме Байконур три пусковые площадки: две – для запусков ракет-носителей (РН) "Протон-М" и одну – для запусков РН "Союз-2". В среднем ежегодно проводится 7–9 запусков, из них 7 – "Союз-2" и 2 – "Протон-М". Соглашение об аренде космодрома продлено до 2050 года.
Запуски пилотируемых и грузовых миссий на Международную космическую станцию (МКС) осуществляются с Байконура. Сотрудничество между "Роскосмосом" и NASA по программе МКС продлено до 2030 года.
Ведётся реализация совместного российско-казахстанского проекта создания космического ракетного комплекса "Байтерек". "Роскосмос" отвечает за создание РН среднего класса "Союз-5", а Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП РК) – за модернизацию стартовой площадки. Завершение строительно-монтажных работ запланировано на конец 2025 года. В октябре 2025 года планируется доставка ракеты "Союз-5" на Байконур для тестового запуска.
В рамках соглашения предусмотрено проведение не менее трёх запусков в год, в том числе запуск спутников мегагруппировок "Бюро-1440", спутников дистанционного зондирования "Зоркий", а также спутников связи и IoT.
Казахстан стремится укреплять свои позиции в глобальной космической отрасли, развивая национальные возможности и активно участвуя в международных проектах, а также рассматривая альтернативные форматы аренды и предоставления доступа к площадкам, превращая Байконур в международный космический хаб. Нам необходимо создать наиболее благоприятные условия для запуска иностранных частных миссий с Байконура.
– Мы наблюдаем в последние годы снижение пусковой активности на Байконуре. Минимизировались и международные программы на нём. Есть ли возможности вернуть второе дыхание космодрому? Могут ли появиться новые партнёры, участники космической деятельности из других стран? И в более широком контексте: насколько ценен Байконур Казахстану? Будет ли его сохранение и развитие важным для государства?
– Байконур – один из самых ценных стратегических активов Казахстана как с точки зрения истории, так и будущего технологического развития. Его ценность многогранна и уникальна.
Это, во-первых, историческое наследие всего мира. Именно с Байконура запущен первый в мире спутник и первый человек в космос. Это делает Казахстан ключевой страной в истории освоения космоса.
Во-вторых, наличие такой инфраструктуры придаёт Казахстану уникальный международный статус и определённый геополитический вес – немногие страны располагают действующим космодромом.
В-третьих, аренда космодрома Россией приносит стабильные финансовые поступления в бюджет.
Возможность развивать собственную космическую экономику: на базе Байконура возможно создание кластеров космических технологий, запуск малых спутников, привлечение международных запусков. Создание рабочих мест и развитие региона. Развитие города Байконура и прилегающей инфраструктуры может стать драйвером роста для Кызылординской области.
Байконур может стать центром подготовки национальных кадров, полигоном для тестирования технологий, а также местом интеграции в международные космические программы.
Байконур предоставляет Казахстану возможность развития космических инициатив, особенно при растущем интересе со стороны Турции, Китая, стран Организации исламского сотрудничества и Европы.
Космодром может стать платформой для образовательных и научных программ, в том числе в сотрудничестве с университетами и агентствами других стран.
Возвращение "второго дыхания" Байконуру – это вопрос не только космической инфраструктуры, но и политической, экономической и технологической независимости.
Повторюсь, Казахстан и Россия создали совместное предприятие "Байтерек", которое должно стать основой для перехода от модели аренды к партнёрству. В рамках СП реализуется проект Казахстана и России по созданию новой экологически чистой ракеты-носителя "Союз-5", запуск которой будет осуществляться с модернизированного стартового комплекса на Байконуре.
Официально Казахстан ответственен за наземную инфраструктуру, Россия – за саму ракету. Проект призван заменить устаревшие системы, работающие на токсичном гептиле, и дать старт новой фазе эксплуатации Байконура. Планируется, что ракета-носитель "Сункар" ("Союз-5") сможет конкурировать с Falcon 9 и китайскими носителями среднего класса.
Казахстан участвует в поддержке инфраструктуры Байконура, включая энергетические, транспортные и телеметрические объекты. Разрабатываются варианты двойного назначения инфраструктуры (военное/гражданское, международное/внутреннее).
Кроме этого, Казахстан ведёт работу по привлечению новых партнёров и инвесторов. В настоящее время обсуждаются возможности привлечения стран организации исламских государств, Китая, Индии, Турции к запускам и развитию проектов на базе Байконура. Ведутся переговоры о создании технопарков и научных центров в городе Байконуре.
Развитие космоса – это мультипликативная инвестиция в будущее Казахстана, влияние которой выходит далеко за рамки только одной отрасли, охватывая экономику, науку, образование, оборону.
Поэтому принятие действенных и эффективных мер в развитии этой отрасли должно быть осуществлено в короткие сроки, и мы надеемся, что правительство обратит особое внимание на развитие аэрокосмической отрасли Казахстана.

Читайте также:

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Вован

Цитата: АниКей от 02.06.2025 08:39:45tass.ru

В Байконуре в честь 70-летия со дня основания космодрома открыли музей



БАЙКОНУР /Казахстан/, 2 июня. /ТАСС/. Уникальный музей под открытым небом, в котором собраны образцы ракетно-космической техники, открыли в городе Байконуре в день 70-летия со дня создания космодрома. В торжественных мероприятиях принял участие генеральный директор госкорпорации Роскосмос Дмитрий Баканов, передает корреспондент ТАСС.
"Сегодня знаковое событие для Байконура и всей космонавтики. Мы даем старт уникальному музею под открытым небом. В парке, который носит имя выдающегося организатора нашей ракетно-космической промышленности Георгия Максимовича Шубникова. Этот музей - летопись достижений советской и российской космонавтики, где представлены разработки, которые превратили мечту человечества в реальность", - сказал Баканов в ходе церемонии открытия музея.
Также делегация почетных гостей возложила цветы к памятникам 75-летия Победы в Великой Отечественной Войны, 65-летия города и космодрома Байконур и к мемориалу погибшим ракетчикам.

Баканов назвал жителей города земляками, ведь он родом из города Байконур

Вы не можете просматривать это вложение.

Вы не можете просматривать это вложение.

Вы не можете просматривать это вложение.
Байконур надолго - навсегда

АниКей

Госкорпорация «Роскосмос»

Стартовые комплексы и монтажно-испытательные корпуса Байконура

За всю историю существования космодрома было построено девять наземных стартовых комплексов для пусков ракет-носителей семейств Р-7, «Космос», «Протон», «Циклон», Н-1, «Энергия» и «Зенит».

Перед взлётом ракеты-носители и космические аппараты готовят в специальных сооружениях — монтажно-испытательных корпусах (МИК). На космодроме Байконур 11 МИКов в которых размещено свыше 35 технических комплексов для предстартовой подготовки.

В настоящий момент действуют три наземных стартовых комплекса: один — для ракет-носителей семейства «Союз-2» (на 31-й площадке), два — для ракеты-носителя «Протон-М» (на 81-й и 200-й площадках).

10.5K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Госкорпорация «Роскосмос»
Космодром Байконур: маршрутная карта

Легендарный космодром расположен на территории Казахстана. Всё началось с маленького железнодорожного полустанка Торетам — здесь в 1955 году высадился десант военных строителей. Рабочим предстояло возвести сверхсекретный объект государственной важности.

В 1957 году, после запуска искусственного спутника Земли, это место навсегда вошло в историю человечества как первый в мире космодром.

Площадь космодрома Байконур — 6 717 км² (почти в 5 раз больше Санкт-Петербурга).

Расстояние до КПП космодрома от города — 13 километров, добираться предстоит на автомобиле (рейсовых автобусов там нет).

Важно понимать, что комплекс «Байконур» (город и космодром) — режимный объект и находиться там без специального допуска нельзя. Поэтому, планируя свое путешествие, учитывайте этот момент.

Изучайте туристические маршруты и планируйте поездку в космическую гавань!
12.4K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Госкорпорация «Роскосмос»


Дмитрий Баканов: Мы развиваем Байконур и проект «Байтерек» тому подтверждение. В декабре надеемся совершить первый пуск новой ракеты.

🎥 Полное заявление главы Роскосмоса — в видео
13.2K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Госкорпорация «Роскосмос»
Космодром Байконур в цифрах

Легендарный космодром открыл миру путь к научно-техническому прогрессу, а человечеству — дорогу в космос. Сегодня это мощный научно-испытательный комплекс:

▪️ 4 действующих стартовых комплекса для пусков ракет-носителей;
▪️ измерительный комплекс с современным информационно-вычислительным центром для контроля за полётами ракет-носителей, разгонных блоков, управления космическими аппаратами, а также обработки измерительной информации;
▪️ два аэродрома: «Крайний» и «Юбилейный»;
▪️ 13 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещены 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей, космических аппаратов и разгонных блоков, а также заправочно-нейтрализационная и заправочная станции;
▪️ кислородно-азотное производство, где готовят компоненты топлива и хладагенты для ракет;
▪️ 600 трансформаторных подстанций.

Байконур — самый крупный космодром в мире (площадью 6717 км²), на котором трудятся более 10 000 сотрудников.
26.3K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Госкорпорация «Роскосмос»

На Байконуре прошли юбилейные мероприятия с участием делегации Роскосмоса

Дмитрий Баканов открыл Музей под открытым небом, где представлены макеты ракет Н-1, «Восток», «Протон» и орбитальной станции «Алмаз».

На торжественном собрании глава Госкорпорации подчеркнул важность российско-казахстанского сотрудничества, упомянув проект «Байтерек» и запуск «Союза-5» в конце этого года.

Дмитрий Баканов отметил, что с Байконура было запущено более 1,5 тысяч ракет, которые вывели на орбиту свыше 2 тысяч космических аппаратов.

На праздничном концерте генеральный директор вручил государственные и ведомственные награды работникам предприятий отрасли и жителям города. Указ о награждении подписал Президент России Владимир Путин.

Фото: Иван Тимошенко

14.0K views


ГлавнаяПубликацииНовости
Новости
#Роскосмос#Байконур
02.06.2025 13:23
Сегодня легендарный космодром Байконур празднует 70 лет







Сегодня на Байконуре прошли праздничные юбилейные мероприятия, в которых приняла участие делегация госкорпорации «Роскосмос» во главе с генеральным директором Дмитрием Бакановым.
Дмитрий Баканов открыл в городе Музей под открытым небом, где выставлены макеты ракет Н-1, "Восток" и "Протон", орбитальной станции "Алмаз" и другие образцы ракетно-космической техники.
Также глава Роскосмоса выступил на торжественном собрании с участием ветеранов космодрома, руководителей космической отрасли и города Байконур.
«Семь десятилетий назад здесь, в казахстанской степи, началась история, которая изменила мир: первый искусственный спутник Земли, первый человек в космосе, первая женщина-космонавт, первый человек, вышедший в открытый космос, первая многомодульная орбитальная станция "Мир"», - подчеркнул в торжественной речи Дмитрий Баканов. 
Особое внимание Дмитрий Баканов уделил взаимодействию России и Казахстана. «У нас не только светлое прошлое, но и я уверен - светлое будущее. И символом этой российско-казахстанской дружбы является проект «Байтерек», который мы реализуем. Также в конце этого года новая ракета - носитель "Союз-5" должна стартовать отсюда», - заявил Дмитрий Баканов.
Глава Роскосмоса напомнил, что Байконур стал стартовой площадкой для более чем 1,5 тысяч ракет, которые вывели на орбиту свыше 2 тысяч спутников, кораблей и межпланетных станций.
В ходе торжественного концерта Дмитрий Баканов вручил государственные и ведомственные награды работникам космических предприятий и жителям города. Указ о награждении подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#байка#Общественный совет
02.06.2025 19:50
Заседание Общественного совета Госкорпорации «Роскосмос» впервые прошло на комплексе «Байконур»



Сегодня, в день 70-летия комплекса «Байконур», состоялось совместное выездное заседание Общественного совета Госкорпорации «Роскосмос» и Экспертного совета по законодательному обеспечению космической деятельности при Комитете Государственной Думы по экономической политике под председательством Игоря Бармина и Дениса Кравченко.
Заседание Общественного совета было начато словами поздравления Игоря Бармина с 70-летием со дня образования комплекса «Байконур» и благодарности коллективу комплекса и администрации города Байконур за многолетнюю работу на благо ракетно-космической промышленности.
Глава администрации города Байконур Константин Бусыгин проинформировал о социально-экономическом развитии города Байконур, акцентировав внимание на реализуемые проекты по благоустройству городской среды, реконструкции социальных объектов, развитию образования, культуры и спорта в городе.
О текущей деятельности и перспективах развития космодрома Байконур доложил начальник космодрома — директор филиала АО «ЦЭНКИ» — КЦ «Южный» Сергей Мочалов. В своём докладе он рассказал об имеющейся инфраструктуре космодрома и подчеркнул направления развития комплекса до 2030 года, а также предложил пути решения по реализации указанных направлений.
Денис Кравченко отметил важность законодательного обеспечения космической отрасли, поддержки реализации национальных проектов, направленных
на улучшение экономической ситуации в городах присутствия Корпорации, привлечение и удержание профессиональных кадров, развитие туристического потенциала космических городов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ГлавнаяПубликацииНовости
Новости
#Роскосмос#Байтерек
02.06.2025 17:20
Гендиректор Роскосмоса обсудил проект «Байтерек» с первым вице-премьером Казахстана






Сегодня Глава Роскосмоса Дмитрий Баканов провёл встречу с первым заместителем премьер-министра Республики Казахстан Романом Скляром. Обсуждались вопросы взаимодействия и планы по совместному космическому проекту «Байтерек».

«Какую дату не назови, мы все время были победителями и нужно вот эти славные традиции также перенести на будущее. По «Байтерек», спасибо огромное. С точки зрения работ с казахстанской стороны и по финансированию, все идет в календарный срок. Мы также со стороны РКЦ «Прогресс» контролируем все работы, чтобы к декабрю 2025 выйти на первый испытательный пуск. Ну и предлагаю как раз сейчас более подробно эти моменты все обсудить», — сказал Баканов в своем приветственном слове.

В свою очередь, Роман Скляр поздравил делегацию Роскосмоса с 70-летием космодрома Байконур.

«Поздравляю всех, кто участвует в большом-большом деле. И, конечно же, юбилей — время провести итоги, но в то же время наметить планы. И наши совместные планы, так скажем, оптимистичные, я уверен, что вполне реализуемы. Для изменения сферы, в частности, придется, как вы знаете, активно работать над совместным проектом «Байтерек». Есть ряд текущих вопросов, которые мы постоянно решаем в рабочем порядке, которые тоже можно сегодня обсудить», — отметил Роман Скляр.

Также в ходе встречи прошла церемония награждения. В частности орденом «Достык» второй степени был награжден заместитель генерального директора госкорпорации «Роскосмос» Сергей Савельев.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей



 
Космический фотоальбом

Любимый город!

Даже в свой день рождения ты встречаешь меня обжигающим солнцем и песчаной бурей. Но я знаю, что ты так здороваешься. В этот особенный день, когда ты отмечаешь свои 70 лет, я хочу выразить тебе свою безграничную любовь и преданность.

Я горжусь тем, что могу назвать тебя своим домом. Для меня ты стал настоящей космической колыбелью. И свою любовь я могу выразить только одним образом — запомив тебя. Все счастливые и грустные воспоминания, всю тяжёлую работу, встречи с друзьями, первую любовь, раскалённую степь, бесконечное звёздное небо и оглушающий рёв ракет.

С днём рождения, Байконур!
Всегда твой, Иван Тимошенко.

4.0K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Pro Космос
🚀 Первопроходцы космической эры: 14 знаковых стартов с космодрома Байконур

Первый полёт человека в космос, первая мягкая посадка на Луну, вывод на орбиту первой в мире станции — эти вехи космической истории объединяет одно место.

Вспоминаем запуски с легендарного космодрома и рассказываем, как они повлияли на современную космонавтику.

Подробнее
8.6K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!