Космодром Байконур

Автор АниКей, 02.06.2025 05:44:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей


День рождения Байконура
Первопроходцы космической эры: 14 знаковых стартов с космодрома Байконур
2 июня 2025 года, 13:10
IAuthor avatarРита Титянечко
Байконур — это не просто стартовые площадки, а сердце космической истории. Именно отсюда были сделаны первые шаги к покорению Солнечной системы, значимые для всего мира. Ко Дню рождения Байконура Pro Космос предлагает вспомнить 14 ключевых запусков с космодрома, которые повлияли на современную космонавтику.
Содержание
1Первый искусственный спутник Земли2Первое «касание»3Первые снимки обратной стороны Луны4Первые четвероногие первопроходцы5Первый космонавт мира6Первый экипаж в космосе7Первый выход в открытый космос8Первая мягкая посадка на Луну9Первая доставка реголита10Первый луноход11Первая орбитальная станция12Первый совместный полет13Первый многомодульный комплекс14Первый полет «технологического чуда»
Спойлер
Первый искусственный спутник Земли
Именно с космодрома Байконур (или Научно-исследовательского испытательного полигона №5 Минобороны СССР) началась космическая эра человечества, когда 4 октября 1957 года стартовала ракета Р-7. Она вывела на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли — ПС-1 (или «Простейший спутник-1»). Этот шар весом 83,6 кг и диаметром 58 см стал символом научного триумфа СССР.
Через 295 секунд после старта ракеты аппарат вышел на эллиптическую орбиту (947 км в апогее, 288 км в перигее), а на 315-й секунде он передал на Землю первые сигналы — знаменитые «Бип! Бип! Бип!», которые услышал весь мир. Трансляция продолжалась три недели, пока не разрядились батареи. За 92 дня полета спутник совершил 1440 витков вокруг Земли, пролетев около 60 млн км, прежде чем сгореть в плотных слоях атмосферы 4 января 1958 года.

Запуск не только доказал возможность вывода объектов на орбиту, но и дал ученым первый объемный массив данных о верхних слоях атмосферы и ионосферы, получить которые ранее было невозможно.
Первое «касание»
После покорения околоземной орбиты настала очередь ближайшего соседа нашей планеты. 12 сентября 1959 года с Байконура стартовала трехступенчатая модифицированная Р-7 — ракета-носитель «Восток-Л». Через 38 часов полета ее полезный груз стал первым рукотворным объектом, достигшим поверхности Луны.
Аппарат, позже названный «Луной-2», представлял собой герметичный шар с научной аппаратурой: счетчиками Гейгера, магнитометрами, детекторами микрометеороидов. Три радиопередатчика на разных частотах передавали данные на Землю. Станция врезалась в Луну на скорости 3,3 км/с. Падение случилось восточнее «Моря Ясности», рядом с кратерами Аристил, Архимед и Автолик.
Момент удара зафиксировали астрономические обсерватории, запечатлев пылевое облако от столкновения, а также радиостанции — по резкому прекращению сигнала. Полет «Луны-2» доказал: космические зонды могут достигать других небесных тел.
Первые снимки обратной стороны Луны
Ровно через два года после запуска первого искусственного спутника, 4 октября 1959 года с Байконура стартовала ракета-носитель «Восток-Л» со станцией «Луна-3». Ее задача была революционной — облететь Луну и впервые сфотографировать сторону нашего ночного светила, невидимую с Земли.
Для этого на борту аппарата стояла фотоаппаратура, которая в течение 40 минут делала снимки с разным фокусным расстоянием. Пленка автоматически проявлялась, фиксировалась, промывалась и высушивалась прямо на борту, после чего изображения передавались на наземные станции с помощью малокадровой фототелевизионной системы «Енисей», с которой началась эпоха космического телевидения.
Первые кадры поступили 7 октября с расстояния около 470 тыс. км и вошли в «Книгу рекордов Гиннеса». Впервые человечество смогло увидеть часть естественного спутника Земли, скрытую от наших глаз. Позже, 18 октября, когда «Луна-3» возвращалась к Земле, были переданы более четкие снимки с расстояния около 40-50 тыс. км. Вскоре связь прервалась — вероятно, из-за отказа передатчика или источников энергии.
Изображения, переданные «Луной-3», легли в основу первого атласа обратной стороны Луны, созданного в 1967 году, первой полной карты естественного спутника и лунного глобуса. Советские ученые заслужили право дать названия новым объектам: так на картах появились море Москвы, хребет Советский, кратеры Циолковский, Менделеев, Ломоносов, Курчатов и другие. 
Первые четвероногие первопроходцы
После запуска первых спутников и автоматов к Луне в Советском Союзе началась подготовка к полету человека в космос. Но до этого возможность орбитального полета решили протестировать на животных. 19 августа 1960 года с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Восток» стартовал корабль-спутник — прототип будущего пилотируемого «Востока». На борту находились дворняги Белка и Стрелка.
Вместе с собаками на орбиту отправились 12 мышей, насекомые, растения, грибки и микроорганизмы. За 25 часов полета корабль-спутник совершил 17 витков вокруг Земли.
20 августа спускаемый аппарат успешно совершил мягкую посадку. Белка и Стрелка вошли в историю как первые живые существа, которые побывали на околоземной орбите и благополучно вернулись обратно.
Живые существа и биологические образцы подверглись тщательному послеполетному анализу, который показал – никаких критических изменений в организмах собак в результате полета не произошло. Стрелка позже родила здоровых щенков, доказав безопасность космических полетов для репродуктивной функции. Однако наиболее важным результатом была отработка системы жизнеобеспечения корабля для будущих пилотируемых полетов. Эксперимент окончательно убедил ученых в том, что полет в космос возможен и для человека.
Первый космонавт мира
Байконур вновь стал центром истории мировой космонавтики, когда 12 апреля 1961 года в 9:06 утра стартовала ракета-носитель с кораблем «Восток». На борту находился майор Юрий Гагарин. Его легендарное «Поехали!» ознаменовало начало пилотируемой космонавтики.
Корабль вышел на орбиту высотой 181 км в перигее и 327 км в апогее. Он совершил одновитковый полет вокруг Земли. В это время космонавт проверял системы жизнеобеспечения, вел непрерывную связь с Землей, наблюдал планету через иллюминаторы и даже пробовал есть в невесомости. Приземление произошло близ деревни Смеловка в Саратовской области.

Полет доказал возможность пребывания человека в орбитальном полете, стал олицетворением успеха СССР в космической гонке с США. Это событие продемонстрировало всему миру, что советская космическая программа достигла высокого уровня развития. Юрий Гагарин стал символом успехов нашей страны: его узнавали, стремились увидеть, а правительства различных государств награждали своими орденами.
Полет «Востока» также послужил толчком для новых рекордов: уже в августе 1961 года Герман Титов провел на орбите сутки, а в июне 1963-го Валентина Терешкова стала первой женщиной в космосе.
Первый экипаж в космосе
Успешное проведение первых одиночных космических полетов заставило советских инженеров задуматься о модернизации кораблей, чтобы они могли отправлять на орбиту сразу несколько человек. 12 октября 1964 года с космодрома Байконур стартовал первый в мире трехместный космический корабль «Восход». На борту находились командир Владимир Комаров, врач Борис Егоров и инженер Константин Феоктистов.
Полет стал началом новой эры в развитии космической техники. Во время него космонавты испытали многоместный космический корабль, провели расширенные медико-биологические исследования, а также проверили, как взаимодействуют специалисты из разных областей науки и техники в суровых орбитальных условиях.
Экипаж установил четыре мировых рекорда: максимальная высота полёта (408 км), максимальная масса корабля (5320 кг), дальность полёта (670 тысяч км) и продолжительность полёта (24 часа 17 минут 3 секунды).
Первый выход в открытый космос
Советский Союз не планировал завершать череду рекордов. 18 марта 1965 года в 10:00 с космодрома Байконур стартовал корабль «Восход-2». На борту находились космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов. Всего через полтора часа после запуска, в 11:32, открылся люк шлюзовой камеры, а еще через две минуты Леонов совершил то, что до него не доводилось делать ни одному человеку, — вышел в открытый космос.
Его пребывание за бортом космического корабля суммарно длилось 23 минуты, из которых 12 минут и 9 секунд он провел в свободном парении, удерживаемый лишь 5,35-метровым фалом. Космонавт пять раз удалялся от шлюзовой камеры — на сколько позволял трос.
Возвращение в шлюз прошло не без трудностей – мешал скафандр, который сковывал движения рук и ног космонавта. Еще одна проблема произошла перед спуском на Землю: отказала автоматическая система ориентации, и Беляеву пришлось вручную ориентировать корабль и выдавать команду на запуск тормозного двигателя. Посадка произошла в тайге неподалеку от Перми.
Выход Леонова в открытый космос стал важным событием для всего мира, положив начало истории внекорабельной деятельности. Он продемонстрировал, что человек может находиться за пределами корабля в условиях вакуума и невесомости, а значит космос — это не только объект для наблюдения и восхищения, но и место для работы.
Полет «Восхода-2» укрепил позиции СССР в космической гонке. Благодаря опыту Леонова удалось усовершенствовать скафандры, а анализ проблем, возникших при посадке, способствовал улучшению технических характеристик будущих космических кораблей.
Кроме того, результаты полета «Восхода-2» послужили стимулом для развития системы авиационно-космического поиска и спасания, что позже привело к созданию Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР.
Первая мягкая посадка на Луну
Первые аппараты начали отправлять к Луне, но совершить мягкую посадку оказалось более сложной задачей. 31 января 1966 года с Байконура стартовала ракета-носитель «Молния-М». Разгонный блок «Л» отправил в полет автоматическую станцию «Луна-9». Спустя трое суток, 3 февраля, она совершила то, что до нее не удавалось ни одному аппарату, — плавно опустилась на поверхность спутника Земли в западной части Океана Бурь.
Станция провела семь сеансов связи, передавая данные на Землю в течение более 8 часов. В том числе, были получены первые в истории панорамные снимки лунной поверхности. Эти кадры, принятые станцией в крымском поселке Школьный, стали сенсацией: человечество впервые увидело Луну так близко.
Но «Луна-9» сделала не только это. Ее приборы помогли провести первые замеры радиации непосредственно на поверхности, показав, что ее уровень не критичен для будущих пилотируемых полетов — при условии использования защитных скафандров.
Первая мягкая посадка на Луну продемонстрировала новые возможности человечества: наш естественный спутник, который тысячелетиями оставался недосягаемым, теперь стал доступен. Это открыло новую главу в истории – люди начали осваивать ближайшие к Земле небесные тела. В ходе полета станции ученые получили информацию о свойствах лунного грунта, о космическом излучении на поверхности небесного светила и по всей траектории перелета. Стало очевидно, что лунный грунт достаточно плотен для того, чтобы в будущем принять на себя пилотируемый космический корабль.
Первая доставка реголита
Советские аппараты научились совершать мягкую посадку на поверхность Луны – теперь настало время возвращаться с бесценными «сувенирами». 12 сентября 1970 года ракета-носитель «Протон-К» с разгонным «Блоком Д» стартовала с Байконура вместе с автоматической станцией «Луна-16».

Через восемь дней, 20 сентября, аппарат совершил мягкую посадку в Море Изобилия на видимой стороне Луны, развернул буровую установку и погрузился в реголит на 35 см. «Роботу-геологу» удалось собрать 101 грамм лунного грунта, который был помещен в герметичную капсулу и отправлен в сторону Земли. 24 сентября драгоценная «посылка» прибыла к месту назначения.
«Луна-16» стала первым автоматическим аппаратом, доставившим внеземное вещество на Землю. Ученые получили бесценный материал, анализ которого помог уточнить возраст Луны (4,5 млрд лет) и механизмы ее формирования. Эта информация позволила ответить на множество вопросов о происхождении и эволюции Солнечной системы.
Первый луноход
Одного прилунения теперь было недостаточно – советские инженеры задумались о создании аппарата, который смог бы изучать естественный спутник Земли, передвигаясь по нему. 10 ноября 1970 года ракета-носитель «Протон-К» с разгонным блоком «Д» вывела на траекторию полета к естественному спутнику Земли автоматическую станцию «Луна-17».
После мягкой посадки на поверхность, по трапу спустился «Луноход-1» — первый в мире автоматический «внедорожник», который управлялся дистанционно с Земли. Он успешно работал почти год (с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года) — делал снимки лунной поверхности, изучал ее особенности, проводил физико-химический анализ грунта, исследовал радиоактивное и рентгеновское космическое излучения. За это время ровер преодолел расстояние в 10 540 метров и обследовал площадь в 80 000 м².

«Луноход-1» передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Ученые получили информацию о морфологии, размерах и распространенности малых кратеров и камней на Луне, исследовали состав поверхности в зоне работы лунохода. Это позволило сделать выводы о выбросах из кратеров.
Полет «Луны-16» и «Лунохода-1» имел огромное значение для науки – он продемонстрировал возможность детального изучения поверхности Луны автоматическими аппаратами. Их успех показал возможности советских ученых и инженеров в области космических исследований и автоматизации.
Первая орбитальная станция
После серии полетов автономных пилотируемых кораблей, специалисты задумались о том, чтобы обеспечить постоянное присутствие человека в космосе. 19 апреля 1971 года ракета-носитель «Протон-К» вывела на орбиту первую в мире долговременную космическую станцию «Салют».
Первые дни «Салют» работала в автономном режиме, пока 23 апреля к ней не отправился «Союз-10» с экипажем в составе Владимира Шаталова, Алексея Елисеева и Николая Рукавишникова. Стыковка прошла успешно, но технические проблемы не позволили космонавтам попасть внутрь станции. Им пришлось внепланово возвращаться обратно.
Поработать на станции удалось следующему экипажу — 6 июня на «Союзе-11» прибыли Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев. Они провели на орбитальном комплексе рекордные 22 дня, доказав возможность долговременных полетов. Однако возвращение на Землю обернулось трагедией — разгерметизация спускаемого аппарата забрала жизни всех троих.
Запуск «Салюта» открыл следующий этап в освоении космоса человеком – предоставил опыт создания и функционирования тяжелых космических аппаратов, а также позволил получить полезные данные о возможности длительного пребывания и работы человека в условиях невесомости. Станция значительно расширила возможности ученых в исследовании атмосферы и поверхности Земли, астрономических наблюдений и изучения космического пространства.
Конструкция «Салюта» стала основой для последующих разработок станций следующих поколений, в том числе орбитального комплекса «Мир» и российского сегмента Международной космической станции (МКС).
Первый совместный полет
В 1970-х в отношениях между Востоком и Западом наступила «разрядка» напряженности. Ее символом можно считать первый в истории совместный полет космических кораблей двух стран – СССР и США. 15 июля 1975 года в 15:20 с Байконура с помощью ракеты-носителя «Союз-У» стартовал «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым. Через 7,5 часов с мыса Канаверал во Флориде последовал американский «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.
Через два дня, 17 июля, на высоте 225 км над Атлантикой два корабля совершили историческую стыковку. Леонов и Стаффорд в шлюзовом отсеке пожали друг другу руки — этот момент стал кульминацией экспериментального полета «Аполлон» — «Союз» (ЭПАС). Эксперимент показал возможности международного сотрудничества в области космических исследований и стал важным этапом в развитии отношений между СССР и США.
Во время полета были протестированы элементы совместимой системы сближения и стыковки на орбите, проверена процедура перехода космонавтов из корабля в корабль в условиях критически разной атмосферы и отработаны совместные действия экипажей при состыкованных кораблях. Для выполнения этих целей потребовалось преодолеть ряд технических и организационных сложностей. Опыт эксперимента ЭПАС стал основой для проведения других международных космических полетов, а также создания и совместной эксплуатации МКС.
Первый многомодульный комплекс
Опыт эксплуатации орбитальных станций «Салют» позволил инженерам разработать более совершенный «космический дом». 20 февраля 1986 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-К» с базовым блоком «Мира» — первой в мире космической станции, созданной по модульному принципу. Базовый блок постепенно дополнялся функциональными модулями, что позволяло увеличивать размеры и возможности станции. Новая система стыковки позволяла перемещать присоединенные модули между осевым и радиальным стыковочными узлами.
Станция превратилась в космическую исследовательскую лабораторию: здесь проводились эксперименты в разных областях науки, включая космическую технику, материаловедение, медицину, биотехнологии, изучение земной поверхности и астрофизику. За 15 лет работы «Мира» (его ресурс изначально рассчитывался всего на 5) было проведено более 23 000 экспериментов. Здесь же был установлен рекорд по продолжительности пребывания в космосе: Валерий Поляков провел на борту 437 суток без перерыва.
Станция «Мир» стала первой международной площадкой для исследования космического пространства. В составе 28 экспедиций на станции работали 104 космонавта из 12 стран, включая США, Германию, Францию и Японию. В рамках программы «Шаттл — Мир» со станцией стыковались американские многоразовые корабли: наши космонавты летали на шаттлах, а американские выполняли работу в составе длительных экспедиций на орбитальном комплексе. Программа стала фактическим продолжением проекта ЭПАС.
Элементы конструкции и методы работы «Мира» использовались при проектировании и запуске МКС – например, для отработки модульного принципа создания многотонных космических станций. 
Первый полет «технологического чуда»
После новостей о американской системе Space Shuttle, советские ученые создали свою версию «космического челнока». 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур стартовала сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» с многоразовым крылатым орбитальным кораблем «Буран». В отличие от американских шаттлов, советский совершил свой первый (и, как оказалось, последний) полет полностью в автоматическом режиме. За 205 минут он сделал два витка вокруг Земли и с поразительной точностью приземлился на аэродроме «Юбилейный», войдя в «Книгу рекордов Гиннеса».
Событие стало апофеозом технических достижений советской космической программы. Ракета-носитель «Энергия» была одной из самых мощных в истории. В отличие от американского аналога, она могла использоваться самостоятельно для доставки тяжелых и крупногабаритных грузов на околоземную орбиту, Луну и планеты Солнечной системы. Выполнять с ее помощью можно было и пилотируемые полеты.
Даже спустя много лет после окончания программы «Энергия-Буран» многие технические решения, которые были заложены в конструкцию корабля, все еще применяются в современных космических проектах. Например, технологической инновацией можно назвать систему автоматического управления полетом. Бортовой компьютер контролировал все этапы — отделение от ракеты-носителя, выход на орбиту, маневры и спуск. «Буран» совершил безукоризненную посадку на взлетно-посадочную полосу космодрома Байконур с точностью до нескольких метров.
Одним из ключевых достижений разработчиков стало создание теплозащиты, которая не разрушается при повторном использовании. Покрытие из плиток, изготовленных из кварцевых волокон и углеродного композиционного материала, способно выдерживать температуру до 1600 градусов Цельсия.
Над созданием легендарного корабля в течение 18 лет трудилось более миллиона человек. Хотя система совершила всего два полета и больше не используется, разработанные для нее технологии продолжали долгое время применяться. В частности, самый мощный в мире жидкостный двигатель РД-170 использовался на первой ступени ракеты-носителя «Зенит».
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Pro Космос
Байконуру — 70 лет: первый космодром планеты в истории и сейчас

Сегодня всемирно известный космический порт празднует день рождения!

Именно отсюда началась эпоха освоения космоса: от запуска первого спутника и полёта Юрия Гагарина на «Востоке», до старта «Протонов», «Союзов», «Энергии» и создания Международной космической станции.

Рассказываем, зачем появился космодром, как и кем был создан и чем занимался семь десятилетий.

Подробнее
9.1K viewsedited  
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Байконуру — 70 лет: первый космодром планеты в истории и сейчас
2 июня 2025 года, 12:13
IAuthor avatarИгорь Маринин
Сегодня, 2 июня, всемирно известный космодром Байконур празднует семидесятилетие. Многие годы он носил название «5-й Научно-исследовательский испытательный полигон Министерства Обороны СССР», в 1992-м получил статус российской военной базы, а в 2011-м стал гражданским и остается востребованной площадкой для запуска космических аппаратов. Зачем он появился, как и кем был создан, чем занимался семь десятилетий — в нашем материале.
Содержание
1Международная обстановка накаляется2Первый в мире стартовый комплекс3Королёв считал Байконур счастливым местом4От лунного супертяжа до ракет Челомея и Янгеля5Как военный полигон стал космодромом Байконур6Немного статистики7Байконур сегодня
Спойлер
Международная обстановка накаляется
После бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки атомными бомбами с самолетов Соединенных Штатов руководство Советского Союза бросило все силы на завершение создания собственного ядерного оружия. После успешных испытаний атомной, а потом и водородной бомб стало ясно, что имеющиеся в то время в СССР самолеты-бомбардировщики не обеспечат доставку этих смертоносных ядерных зарядов в любую точку на территории вероятного противника. Выход был один — создавать ракеты.
13 февраля 1953 года вышло совершенно секретное Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 443-213, в котором работы в 1954-1955 годах по созданию баллистической и крылатой ракет дальнего действия были объявлены особо важной задачей. Эти ракеты дальнего действия должны были иметь возможность доставлять боевую часть (атомную или водородную бомбу) массой не менее трех тонн на расстояние «не менее 8000 км».
Разработку сначала поручили ОКБ-1 НИИ-88, которым руководил Сергей Павлович Королёв, но позже за ОКБ-1 оставили только баллистическую ракету, а крылатые ракеты дальнего действия получили Семену Лавочкину (ОКБ-301) и Владимиру Мясищеву (ОКБ-23).
Министерство обороны сформировало комиссию с целью поиска оптимального места для испытаний этих ракет. Возглавил комиссию начальник Государственного центрального полигона (п. Капустин-Яр) генерал Василий Вознюк.
В течение 1954 года комиссия обследовала предполагаемые районы: Государственный центральный полигон (Капустин Яр, Астраханская область), а также места в районе поселков Степное и Дивное Ставропольского края, районы городов Красноводска, Казалинска и наиболее близкой к территории США Вологды (они были указаны в записке в ЦК КПСС рекогносцировочной комиссии № 378031-ов от 4 февраля 1955 года). Комиссия пришла к выводу, что полигон в Капустином Яру для испытаний ракет дальнего действия по множеству параметров не подходит,в и рекомендовала построить новый полигон в полупустыне на берегу Сырдарьи между казахскими городами Казалинском и Джусалы у железнодорожного разъезда Тюра-Там магистрали Чкалов (сейчас Оренбург) — Ташкент. Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 12 февраля 1955 года закрепили это решение.
Международная обстановка накалялась. Разведка докладывала, что США разрабатывают для ВВС план атомной бомбардировки советских промышленных центров. Советскому Союзу срочно требовались альтернативные самолетам средства для доставки атомного оружия до территории США, потому на разъезде Тюра-Там высадились военные геодезисты во главе с лейтенантом Денежкиным. Они определили конкретные места строительства необходимых объектов для начала испытаний баллистической ракеты Р-7. А испытания крылатых ракет «Буря» и «Буран» перенесли на более освоенный и потому более готовый для испытаний район п. Владимировка, где уже функционировал 4-й Научно-исследовательский испытательный полигон Военно-воздушных сил.
Строительство 5-го Государственного научно-исследовательского испытательного полигона (НИИП-5, позже Байконур) вели военные строители под руководством полковника инженерно-технической службы Георгия Шубникова (строил переправы, восстанавливал шахты, строил полигон Капустин Яр, памятник солдату-освободителю в Трептов-парке Берлина). Проект стартового комплекса для МБР Р-7 был разработан в ГСКБ Спецмаш (позже — КБ общего машиностроения) под руководством главного конструктора Владимира Бармина. Жилой городок строился по проекту московского проектировщика Алексея Ниточкина. Курировал все строительство главный инженер Главного управления специального строительства Минобороны Герой Советского Союза генерал-лейтенант Михаил Григоренко.
19 марта 1955 года первым начальником нового полигона был назначен генерал-лейтенант артиллерии Алексей Нестеренко. Прибыв на место намечавшегося строительства, он занялся отводом земельных участков для объектов полигона, согласованием проектных документов и графиков строительства, подбором кадров, формированием частей и подразделений.
Первый в мире стартовый комплекс
29 апреля 1955 года Постановлением № 827-497сс создаваемому полигону присвоено наименование «Научно-исследовательский испытательный полигон №5 Министерства обороны СССР» (НИИП-5). Это же постановление обязало отвести 290 000 гектаров для специальных сооружений и жилого городка, а также необходимые площади для измерительных пунктов, полей падения отделяемых частей ракет и головных блоков на территориях РСФСР, Казахской и Узбекской Союзных республик.
2 июня 1955 года директивой Генерального штаба была утверждена штатная структура НИИП-5 и сформирован штаб полигона — войсковая часть 11284. Этот день официально считается днем рождения космодрома Байконур.

На первом этапе военные строители жили в тяжелейших условиях: в палатках, землянках и железнодорожных вагонах, которые промерзали малоснежной зимой и накалялись летом под палящим солнцем. Электричество подавали энергопоезда. Воды в скважине разъезда Тюра-Там, пробуренной еще для заправки паровозов, катастрофически не хватало. Приходилось привозить ее и продукты питания по железной дороге. Позже построили бараки. Проложили водовод. 15 мая 1955 года было заложено первое здание жилого городка испытателей (площадка 10). Вскоре на берегу Сырдарьи возник городок со штабом полигона, домом офицеров, военторгом и другими структурами, который долгое время названия не имел и именовался термином, приятным еще строителями — «площадка 10». Позже ему было присвоено название город Ленинск, а в 1995 году казахстанские власти его переименовали в город Байконур.
20 июля 1955 года началось сооружение первого стартового комплекса на площадке №1 и монтажно-испытательного корпуса на площадке №2. Рядом со стартовым комплексом на площадке № 2 разместились монтажно-испытательный корпус, бараки строителей, а позже домики для гражданских специалистов. По официальным данным, к концу 1955-го на строительстве нового полигона работало около 2,5 тысячи военных и вольнонаемных рабочих и до 20 тысяч солдат и офицеров стройбата. Благодаря их героизму уже 15 мая 1957 года начались летные испытания баллистической ракеты Р-7. Это произошло всего через 844 дня после высадки из железнодорожного вагона-теплушки первого «десанта». А еще через 4 месяца и 19 дней, 4 октября 1957-го, отсюда же был запущен первый в мире искусственный спутник Земли и НИИП-5 стал первым в мире космодромом.
С этой же площадки были запущены все первые спутники, ракеты к Луне, Венере, Марсу. Отсюда же стартовала ракета с космическим кораблем «Восток» и первым космонавтом планеты Юрием Гагариным на борту. 25 сентября 2019 года отсюда выполнен последний запуск (РН «Союз ФГ») и стартовый комплекс был закрыт.
Королёв считал Байконур счастливым местом
При рытье котлована для первого стартового комплекса на глубине 35 метров строители обнаружили остатки костровища. Головешки окаменели и покрылись серебристыми солями. Видимо, тысячелетия назад здесь, в пустыне, рослы деревья и кипела жизнь... Срочно вызвали археологов, но они так и не приехали.

Сергей Королев и Георгий Шубников
Тогда остатки костра сложили в ящик, а одну головешку отправили в Институт Археологии, в Москву. Через три месяца пришел ответ: находка относится к каменному веку и ей от 10 до 35 тысяч лет. По словам очевидцев, когда Сергей Королёв узнал об этом, его глаза загорелись каким-то особым блеском, и он воскликнул: «Мы строим сооружение на берегу жизни древней цивилизации, значит это место будет счастливым и для нас».
Небольшой кусочек от обгоревшей головешки он положил в спичечный коробок и увез домой на память, а остатки кострища он высыпал на подушку из щебня, на который потом уложили фундамент пускового устройства.
От лунного супертяжа до ракет Челомея и Янгеля
После закрытия Гагаринского старта в 2019 году все пуски ракет-носителей «Союз», в том числе по программе МКС, полностью перенесли на 31-ю площадку. Ее строительство для МБР Р-7А было развернуто в декабре 1958-го. Первый пуск состоялся уже 14 января 1961 года. С этой, как и с первой площадки, запускались космические ракеты семейства Р-7А, которые выводили на околоземные орбиты пилотируемые корабли «Восток», «Восход» и «Союз» в разных модификациях, а также спутники «Молния», «Метеор», «Прогноз» и многие другие.
В 1964 году на 110 площадке началось строительство стартового комплекса с двумя пусковыми установками для сверхтяжелой лунной ракеты Н-1. Первый пуск состоялся 21 февраля 1969 г и был неудачным, как и еще три пуска. Причем во время второго одна из пусковых установок была разрушена. В середине 1980-х этот стартовый комплекс был перестроен для запуска другого супертяжа — ракеты-носителя «Энергия». После единственного старта 15 ноября 1988 года с кораблем «Буран» комплекс был закрыт, законсервирован и сейчас постепенно разрушается. На год раньше неподалеку, на 250-й площадке, для испытания двигателей и целых ракетных ступеней был построен «Универсальный комплексный стенд-старт». Именно с него 15 мая 1987 года впервые стартовала сверхтяжелая «Энергия» с космическим аппаратом «Полюс». Этот стартовый комплекс сейчас тоже в полуразрушенном состоянии.
На левом фланге полигона велось строительство стартов для испытания ракет Ур-100, Ур-200 и Ур-500 генерального конструктора Владимира Челомея, созданных в ОКБ-52 (ЦКБМ, НПО Машиностроения) и в его филиале ОКБ-23 («КБ «Салют», Завод Хруничева (сейчас Центр Хруничева). На площадках № 81 в 1964 и № 200 в 1978 г по проекту в ГСКБ Спецмаш (КБОМ) были построены стартовые комплексы, каждый с двумя пусковыми установками, для ракет Ур-500. Первый запуск МБР Ур-500 состоялся 15 мая 1964 года.
21 февраля 1965 года с 81-й площадки на орбиту двухступенчатой РН Ур-500 выведен тяжелый спутник «Протон-1». С тех пор площадок 81 и 200 двух-, трех- и четырехступенчатые ракеты-носители типа «Протон» выводили на орбиты межпланетные и лунные станции, пилотируемые станции «Салют», «Мир», МКС и их модули, геостационарные спутники связи, аппараты навигационной системы ГЛОНАСС и многие другие. Последний пуск с 81-й площадки был 5 февраля 2023 г, а с 200-й — 12 марта того же года. С тех пор оба стартовых комплекса законсервированы.
В этом же районе космодрома было сооружено несколько шахтных пусковых установок для семейства МБР Ур-100 (РС-18). Головным разработчиком этих ПУ было ГСКБ Спецмаш. Две шахтные ПУ на 131-й и 175-й площадках позже были дообордованы для испытательных пусков космических ракет легкого класса «Рокот», созданных на базе снимаемых с вооружения МБР Ур-100Н ТТХ. Их этих ПУ были выполнены по одному старту «Рокота» 20 ноября 1901 года и 20 декабря 1991-го. Из шахтной ПУ 175-й площадки совершила три старта и легкая РН «Стрела» (5 декабря 2003 года, 27 июня 2013 года и 19 декабря 2014 года), тоже созданная на базе Ур-100Н ТТХ.
В 1967 году на 90-й площадке полигона по проекту главного конструктора Всеволода Соловьева (КБТМ) был построен универсальный стартовый комплекс с двумя пусковыми установками для легких ракет разработки Михаила Янгеля (ОКБ-586, КБ «Южное), созданных на базе двух модификаций МБР Р-36 и челомеевских МБР Ур-200. Он был полностью автоматизирован, а ракета могла быть вывезена из укрытия, установлена, заправлена и запущена по часовой готовности. Первый пуск РН 11К67 «Циклон-2А» состоялся 27 октября 1967 года, а 6 августа 1969-го отсюда же впервые стартовала более совершенная 11К68, получившая название «Циклон-2». Эта ракета до 26 июня 2006 года выводила на орбиты военные аппараты серий ИС и УС, а также мишени.

На правом фланге полигона в 1960 году на 41-й площадке был построен наземный стартовый комплекс с двумя стартовыми позициями для испытаний МБР Р-16, конструкции того же Михаила Янгеля. Сейчас там мемориал погибшим при катастрофе Р-16 24 октября 1960 года. После этой катастрофы оттуда продолжили производить испытательные пуски Р-16. В 1963 году рядом построили новую площадку 41А с одной пусковой установкой для испытаний МБР Р-16У. После двух пусков ее переоборудовали для новых космических ракет «Космос-1» (первый пуск 18 августа 1964-го) и «Космос-3» (16 ноября 1966-го), созданных также в КБ Янгеля на базе МБР Р-14. С августа 1968 года комплекс не используется.
На этом же правом фланге по проекту, разработанному в КБ-1 Конструкторского бюро специального машиностроения (генеральный конструктор Владимир Степанов), в 1972-1975 годах были сооружены несколько шахтных пусковых установок для минометного запуска МБР Р-36М. В конце девяностых снимаемые с боевого дежурства Р-36М дорабатывались для космических коммерческих пусков. Новая ракета получила название «Днепр». Для ее запуска доработали шахтную ПУ на площадке 109. Первый пуск ракеты «Днепр» был произведен 21 апреля 1999 года, последний 21 июня 2010 года. После 11 пусков шахта законсервирована.
Неподалеку в 1976 году началось сооружение стартового комплекса ракеты-носителя «Зенит» по проекту КБ транспортного машиностроения (генеральный конструктор Всеволод Соловьев). Главный конструктор ракеты-носителя «Зенит» — Владимир Уткин. Это была самая совершенная ракета космического арсенала СССР и России. На площадке 45 было сооружено два стартовых стола. Первый пуск, правда неудачный, состоялся 13 апреля 1985 года. Последний — 26 декабря 2017 года.
Как военный полигон стал космодромом Байконур
НИИП-5 получил открытое название космодромом Байконур после полета Юрия Гагарина в 1961 году. В докладной записке в ЦК КПСС о материалах для регистрации мирового рекорда, представленной 16 мая 1961 году Дмитрием Устиновым, Константином Рудневым, Матвеем Захаровым и Мстиславом Келдышем, было предложено: «С целью обеспечения невозможности раскрытия тактико-технических данных... точка старта смещена вперед по директрисе стрельбы в район аула Байконур приблизительно на 300 км. В этой точке имеется бетонная стартовая площадка, с которой проводились пуски ракет Р-5 для отработки системы ПРО...».  
22 мая 1961 года ЦК КПСС утвердил это предложение, а координаты аула Байконур были поданы в Международную Федерацию Авиационного Спорта для регистрации рекордов, установленных Гагариным 12 апреля в качестве места старта. Для сравнения, координаты аула Байконур: 47,8° с. ш. и 66,0° в. д., в 280 км на северо-восток от Тюра-Тама, а координаты Гагаринского старта на площадке №1 космодрома: 45,92° с. ш., 63,34° в. д.
Кроме того, НИИП-5, который с момента основания был в подчинении Минобороны СССР, с целью соблюдения высшей степени секретности назывался объектом «Тайга» с почтовым адресом «Ташкент-90». В 1960-е годы адрес изменился на «Кзыл-Орда-50». С 1992 года НИИП-5 стал считался военной базой России на территории Республики Казахстан.
Немного статистики
С начала Космической эры 4 октября 1957 года с космодрома Байконур произведено 1547 пусков ракет-носителей космического назначения. На околоземные орбиты и отлетные траектории выведены 2006 космических аппаратов.
16 пусковых установок было создано для запуска космических ракет-носителей. Для ракет семейства Р-7, «Циклон», «Космос», Н-1, «Зенит» и для «Энергии» — по две, для семейства ракет-носителей «Протон» — четыре наземные пусковые установки, а пуски ракет «Днепр», «Рокот» и «Стрела» производились из шахтных пусковых установок.
За вклад в укрепление обороны страны и решение оборонных, народнохозяйственных и научно-исследовательских задач Байконур был награжден орденами Красной Звезды, Ленина и Октябрьской революции.
Байконур сегодня
В 1991 году Байконур НИИП-5 стал собственностью республики Казахстан, но продолжил выполнять функции военной базы России. В 1994 году он был арендован у Казахстана на 20 лет, в 2014-м аренду продлили до 2050 года. Конституции Казахстана не допускает иностранные военные базы на своей территории, поэтому в 1997 году Вооруженные силы России начали переводить запуски по оборонным программам на космодром Плесецк, а объекты наземной инфраструктуры передавать в ведение Российского авиационно-космического космического агентства (с 2016 года — госкорпорации «Роскосмос»).
Последним военным начальником космодрома Байконур был полковник Олег Майданович. Он принял эту должность 11 января 2007 года и в 2011-м завершил передачу космодрома гражданской структуре Роскосмоса — Федеральному космическому центру КЦ «Южный» — филиалу ЦЭНКИ (стартовые комплексы, аэродром, и др.), а также РКК «Энергия», РКЦ «Прогресс» и Центр Хруничева (монтажно-испытательные корпуса и др.), ФГБУ ЦПК (17 площадка).
Сейчас космодром Байконур и город с одноименным названием образуют еомплекс «Байконур». Город находится под двойным управлением представителей России и Казахстана и живет обычной жизнью, принимая сотни специалистов и туристов при космических пусках.
Гагаринский старт на площадке № 1 стал музейным экспонатом. Работает аэродром «Крайний». Для запусков ракет «Союз 2» используется стартовый комплекс площадки 31. Функционируют монтажно-испытательные корпуса для подготовки к пуску ракет-носителей и космических аппаратов, заправочные станции и множество других необходимых для запусков сооружений. Поддерживается в рабочем состоянии измерительный комплекс «Сатурн». На 81-й и 200-й площадках имеются по две пусковые установки на случай необходимости запуска оставшихся ракет-носителей «Протон-М».
Кроме того, в городе на площадке №17 в гостинице «Космонавт» проходят предстартовую подготовку космонавты. На 45-й площадке идет реконструкция зенитовского стартового комплекса для запусков перспективной РН «Союз-5» по российско-казахстанской программе «Байтерек».
Космодром Байконур живет в надежде на регулярные пуски этой ракеты и рост туристического потока на легендарный старт, откуда началась космическая эра человечества и человек с планеты Земля совершил первый космический полет.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Я сказал «Поехали»!
Легендарному Байконуру — 70 лет!

В день рождения первого в мире космодрома предлагаем копнуть глубже в историю и изучить все его стороны. Мы собрали подборку постов с самыми интересными фактами о Байконуре.
Спойлер


▪️ Из чего состоит космодром?
и

▪️

▪️

▪️

▪️

▪️

▪️

▪️

▪️

▪️


Пишите в комментариях самый запоминающийся и яркий факт, который вы знаете о Байконуре.
1.7K viewsedited 

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

РОГОЗИН
Байконур - с Днем рождения!

Сегодня мы отмечаем знаменательную дату — 70-летие легендарного космодрома Байконур!

Именно отсюда началась эпоха покорения космоса, открывшая новую страницу в истории человечества. Важно, что это сделала наша страна. Наши специалисты в жесткой гонке опередили ведущие страны мира.

Байконур стал символом дерзких мечтаний, великих открытий и непревзойденных достижений нашей родины. Космодром подарил миру великое множество космических побед и незабываемых моментов триумфа отечественной науки и техники.

Пусть юбилей станет не только поводом вспомнить славные страницы прошлого, но и вдохновит всех нас на новые свершения и достижения, тем более что впереди нас ждет первый пуск современной ракеты среднего класса «Союз-5», которая придаст импульс российско-казахстанскому сотрудничеству в космосе.

Спасибо инженерам, стартовикам, ученым, кто вложил свою душу и сердце в создание величайшего космического центра планеты Земля!

Мои поздравления главе города Байконур Константину Бусыгину, жителям города, сотрудникам ракетно-космической отрасли.

С праздником!

В завершение поста песня моего друга Ильяса Аутова "Я прилетел на Байконур":
https://rutube.ru/video/53779dc2a1ec82b71e9c94d0d303dba8/
41.3K views


Скабеева
Байконуру- 70!

(самый крупный космодром на планете; полигон, с которого началась эпоха освоения космоса)

Всех причастных с праздником. От души!
68.2K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

tass.ru

Посол РФ: Байконур станет одной из опор нового этапа мирного сосуществования



АСТАНА, 2 июня. /ТАСС/. Байконур в пору распространения русофобии остается островком научно-технологических обменов и доверительных человеческих отношений. Когда Запад осознает необходимость жизни в согласии с Россией, космодром станет одной из опор мирного сосуществования, заявил посол РФ в Казахстане Алексей Бородавкин.
В понедельник Бородавкин принял участие в праздничных мероприятиях по случаю 70-летия космодрома и выступил на торжественном собрании с участием ветеранов космодрома, руководителей космической отрасли и города Байконур. В своей речи дипломат подчеркнул, что российско-казахстанское сотрудничество в космической отрасли вносит весомый вклад в освоение космоса и является уникальным примером взаимовыгодного, прагматического взаимодействия двух дружественных государств.
Байконур остается одним из самых активно действующих космодромов, отметил дипломат. Отсюда производятся пуски ракет-носителей разных типов, отправляются экипажи и грузы на международную космическую станцию. России и Казахстану удалось не только сохранить космодром, но и начать строительство на нем космического ракетного комплекса "Байтерек", который будет использоваться для запуска перспективной российской ракеты-носителя среднего класса с высоким уровнем экологической безопасности.
"Сегодня, когда волна вражды и русофобии захлестнула коллективный Запад, Байконур остается островком взаимовыгодной кооперации, научно-технологических обменов и доверительных человеческих отношений. Но, как говорится, мал золотник, да дорог. Рано или поздно, когда на Западе наступит осознание того, что с победившей Россией придется не враждовать, а жить в согласии, Байконур - не сомневаюсь - станет одной из опорных точек нового этапа мирного сосуществования", - сказал Бородавкин.
Посол напомнил, что приоритетом российской внешней политики является запрет на размещение оружия в космосе. Россия выдвинула целый ряд весомых инициатив по недопущению гонки военных технологий в околоземном пространстве. "И с этой точки зрения Байконур также представляет огромную ценность как наглядный пример, подтверждающий важность сохранения мирных взаимоотношений в космосе и предостерегающий от опасности появления оружия на космической орбите", - указал Бородавкин.
Дипломат поздравил всех сотрудников Роскосмоса и Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ), жителей Байконура, ветеранов космической отрасли и казахстанских партнеров с юбилеем комплекса Байконур, пожелал творческих и профессиональных побед, новых достижений в освоении космического пространства.
О космодроме
Байконур - первый и крупнейший в мире космодром. Расположен на территории Кызылординской области Казахстана, занимает площадь 6 717 кв. км. Административным центром космодрома является город Байконур (более 76,5 тыс. жителей).
Днем основания Байконура считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Вооруженных сил СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го НИИП и создана войсковая часть 11284 (штаб полигона). Строительство велось в голой степи, единственным существовавшим на тот момент элементом инфраструктуры была железная дорога. К началу летных испытаний Р-7 в мае 1957 года были возведены стартовый комплекс, монтажно-испытательный и монтажно-сборочный корпуса, к стартовой площадке проложены бетонная дорога и железнодорожные подъездные пути. Одновременно с возведением полигона вблизи железнодорожной станции Тюратам велось строительство жилого поселка для испытателей. Полигон и поселок получили неофициальное название "Заря".

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Музей космонавтики в Москве

Байконуру — 70 лет!
🚀

Сегодня, 2 июня, мы с гордостью вспоминаем тот исторический момент 1955 года, когда в бескрайних казахстанских степях был основан Научно-исследовательский испытательный полигон №5 (НИИП-5), который впоследствии стал всемирно известной космической гаванью!

Именно 2 июня принято считать днём рождения космодрома — 70 лет назад директивой Генштаба была утверждена штатная структура НИИП-5 и создан штаб полигона — войсковая часть 11284.

С Байконура человечество сделало свои первые шаги в безбрежный космос: здесь стартовал первый искусственный спутник, отправились в космос первые живые существа, и, конечно же, именно тут состоялся первый полёт человека на орбиту!

Космодром стал свидетелем более 2,5 тысяч запусков, а на орбиту отправились сотни космонавтов и астронавтов которые осмелились покорять новые горизонты!

Мы от всей души поздравляем всех, кто хранит в своём сердце частичку Байконура! Пусть легендарный космодром продолжает процветать, даря нам новые захватывающие старты и удивительные открытия!
430 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Космонавт Иван Вагнер

🚀Сегодня космодрому Байконур, пионеру мировой космической эры, исполняется 70 лет!

Именно отсюда были запущены первый спутник и первый человек в космос. Космодром обеспечивал советскую лунную программу, вывод всех пилотируемых орбитальных станций и модулей российского сегмента МКС, программу Энергия-Буран и многие другие.
С начала освоения космоса и по сегодняшний день отсюда стартуют все отечественные пилотируемые миссии.🧑�🚀

Поздравляю с этим юбилеем всех, кто связан с громким именем «Байконур»: инженеров и строителей космодрома, работников, жителей города и всех, кому знаком «рокот космодрома».
И желаю дальнейших космических побед!

2.0K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Фронт российской науки с Веденеевой
Сегодня– 70 лет легендарному космодрому Байконур!

2 июня 1955 года директивой Генерального штаба был утвержден штат 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона. Так в прошлом называли космодром. Долгое время полигон был особо секретным. Чтобы запутать
неприятеля даже придумали легенду, что в казахских степях возводят гигантский стадион. Не было и точного названия, и адреса у космодрома, в письмах указывали
и Москва-400, и Ташкент-90. Сегодня Байконур известен на весь мир.

В фильме студии «Космопорт» – редкие кадры, полученные в Архиве научно-технической документации.
596 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Pro Космос
🦊Этот хвостатый наблюдатель Байконура приглашает вас узнать больше о животном мире казахской степи

Здесь можно встретить не только лис, сусликов и верблюдов...

Подробнее рассказали на сайте
1.9K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


День рождения Байконура
Встретились ящерка, орел и суслик: жизнь аборигенов Байконура в фотографиях
3 июня 2025 года, 10:47
Спойлер

IAuthor avatarВера Тихонова
Когда говорят о Байконуре, перед глазами встают стартовые площадки и страницы большой истории. Но есть и другой Байконур — степной, неторопливый, живущий по своим ритмам, не зависящим от графика пусков. Здесь на фоне бетона гуляют лисы, обустраивают свои жилища суслики, кружат птицы. Они не удивляются человеческой суете и соседству со звездными устремлениями.
Байконур окружен полупустынной степью с суровым климатом: лето — знойное, зима — со стужей и ветром. Здесь живут более 300 видов животных, в том числе редкие и охраняемые. Эта фотоподборка — не просто взгляд на Байконур как на техническое чудо. Это напоминание о том, что космос начинается не только с обратного отсчета, но и с шороха травы, с гудения ветра, с блика в ящеркином глазу. Здесь, в степи, все имеет свою орбиту.
Байконурские суслики давно вошли в историю мировой космической документалистики. Это произошло, когда камера сняла, как деловитый зверек вылезает из своей норки прямо у стартовой площадки и наблюдает, как вертикализиируют ракету «Протон». Милое видео стало невероятно популярным.
1 / 4












Всех лис, обитающих на Байконуре, зовут Манями — это традиция, почти такая же давняя, как просмотр космонавтами фильма «Белое солнце пустыни» перед стартом. Дело в том, что персонал, работающий на стартовой площадке №31, заметил, как рыжая инспекторша наблюдает за подготовкой каждого старта и остается рядом даже в день запуска.
Но оказалось, у Мани, как у космонавтов, есть свои дублеры, и даже несколько. Обширное лисье семейство чувствует себя по-хозяйски и даже стоит на довольствии в столовой, расположенной сразу за КПП. В пайки чаще всего входят котлеты. К слову, «гагаринский» старт тоже входит в зону ответственности хвостатых наблюдателей.
1 / 4












Корабли пустыни бродят вокруг космических кораблей совершенно невозмутимо и независимо. Маршруты, которыми они пробираются с чабанских стоянок на территорию космодрома, засекречены.
Вы знали, что у верблюдов три века и овальные зрачки? Это помогает спасаться от пыльных бурь, но не от красных глаз на фото.
1 / 4












Степные орлы охраняются законом, но никому об этом не говорят. Они вообще ни с кем не говорят — чтобы случайно не выдать расположение гнезд, в которые возвращаются десятилетиями. Лишь с одного факта недавно сняли гриф «секретно» — в орлиные гнезда время от времени попадают пачки сигарет.
1 / 4












Когда ракета уходит в небо, покрытая скудной травой земля трясется, как в фильме «Разлом Сан-Андреас». А когда черепахи пробуждаются после спячки и выбираются из нор, это похоже на кадры из «Дюны». Иногда несколько черепах появляются на поверхности недалеко друг от друга. Они так быстро, как только могут, чешут к ближайшим кустикам, чтобы стряхнуть с панцирей пирамидки слежавшегося песка.
Именно среднеазиатские черепахи первыми из живых существ облетели Луну. Это произошло в сентябре 1968 года в рамках миссии «Зонд-5». За семь суток полета черепахи потеряли около 10% веса. Еще бы — им пришлось пройти через специальную диету, выдержать старт ракеты «Протон», семь суток в невесомости, а затем перегрузки до 20g во время баллистического спуска в Индийский океан. После возвращения на землю уникальные космонавты чувствовали себя отлично и набросились на еду так, словно соревновались по времени пребывания в космосе с Олегом Кононенко.
1 / 5













Здесь могли бы быть ядовитые пауки, скорпионы и змеи, которых проще простого встретить на Байконуре, но смотреть на ящерку куда приятнее.

И еще немного живого, дышащего мира, который в этой точке теснее всего соприкасается с необъятной вселенной.
1 / 7















[свернуть]

Благодарим за помощь в подготовке материала канал «Я сказал "Поехали"!»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Pro Космос
🚀«Здесь начался дерзновенный штурм космоса»: о чем могут поведать музеи Байконура

Продолжаем рассказывать о легендарном космодроме и его объектах.

Составили для вас маршрут. Вместе с автором Pro Космоса Игорем Афанасьевым посетим:

🔸Гагаринский старт (площадка № 1);

🔸Музей истории космодрома (площадка № 2) и экспозицию под открытым небом;

🔸домики Королёва и Гагарина;

🔸школу имени Челомея.

Если вы любитель истории техники — читайте подробнее на сайте.
8.4K viewsedited  
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Мнения
«Здесь начался дерзновенный штурм космоса»: о чем могут поведать музеи Байконура
3 июня 2025 года, 12:45
Columnist photo
Игорь Афанасьев
Бывая на байконурских пусках, на культурные мероприятия, как правило, оставляешь совсем немного времени. Но в этот раз автору Pro Космоса Игорю Афанасьеву повезло — удалось не только увидеть старт, но и побывать в нескольких музеях. В этой статье, которую помогла отредактировать Дарина Житова, он решил поделиться подробностями, интересными для любителей истории техники.
Свой маршрут я начал с Гагаринского старта — той самой «Первой площадки», где все начиналось. Потом заглянул в музей на «Второй площадке», прошелся по залам, где собрана техника, как летавшая, так и нет, осмотрел «Буран», побывал в домиках Королёва и Гагарина. Затем заехал в школу имени Челомея: в ней из рекреаций сделали настоящую сокровищницу космических раритетов. Вот что удалось увидеть:
Спойлер
Гагаринский старт (площадка № 1)
Первой точкой маршрута стала площадка № 1 — тот самый стартовый комплекс, с которого ушла в весеннее небо 1957-го «Семерка», улетали все первые спутники, а в апреле 1961-го отправился на орбиту Юрий Гагарин. Сейчас здесь тихо. Комплекс давно не используется, но он и его окрестности по-прежнему внушают не просто уважение, а благоговейный трепет.
Сердце площадки — пусковое устройство, колонны обслуживания, откидные опорные фермы «тюльпана» — все словно ждет, чтобы забиться вновь, когда транспортно-установочный агрегат подвезет к старту новую ракету, и снова на объекте забурлит жизнь.
Недалеко от старта — командный пункт (бункер, он же сооружение № 2) с приборами для управления всеми процессами запуска ракеты. Спускаемся вниз, в подземелье, где почти в первозданном виде сохранены залы управления — довольно тесные помещения, заставленные огромными (по нынешним меркам) пультами со стрелочными индикаторами, лампочками, металлическими кнопками и поворотными ключами. Именно отсюда подавались команды, знакомые всем по историческим фильмам: «Протяжка! Продувка! Ключ на дренаж! Ключ на старт! Пуск»...
Из бункера вверх тянется перископ — оптический канал на поверхность. Его сняли с настоящей подводной лодки. Две трубы с призмами позволяли операторам наблюдать старт в реальном времени: качество изображения поначалу было лучше, чем у телеаппаратуры. На поверхности эти трубы выглядывают из земли как два черных цилиндра. Держась за боковые ручки, можно заглянуть в окуляры и увидеть время, остановленное в моменте.
1 / 3




Стартовая площадка







На самой площадке почти все осталось как было: огромный котлован, колоссальный железобетонный стол с опорами, под которым находятся многоэтажные сооружения, уходящие под землю. В центре — широкий проем, над которым располагаются элементы пускового устройства — откидные фермы с внушительного вида противовесами, колонны обслуживания со множеством нарисованных звездочек. По ним можно посчитать, сколько раз отсюда стартовали ракеты. Когда в пусковое устройство установлена ракета-носитель, из подземной ниши стартового сооружения над газоходом выдвигается кабина обслуживания с многоярусными площадками для доступа к двигателями и нижней части ракеты.
В сотне метрах сбоку от стартового комплекса установлена скромная стела с макетом первого спутника и надписью «Здесь гением советского человека начался дерзновенный штурм космоса, 1957».
Музей истории космодрома (площадка № 2)
Следующей остановкой стал музей на второй площадке, в паре километрах от Гагаринского старта. Меня как «железячника» этот музей очень интересовал: предыдущая поездка была четверть века назад, тогда музей был очень маленьким со скромной экспозицией, и располагался он на первой площадке. Сейчас он находится в двухэтажном здании бывшего офицерского клуба 1950-х годов. Подъездные пути и вход обставлены очень торжественно, а внутри — интереснейшая экспозиция.
Музей, посвященный истории космодрома, был основан в 1967 году, спустя шесть лет после полета Юрия Гагарина. Сегодня коллекция музея включает более 15 тысяч экспонатов. Здесь можно много узнать об истории освоения космоса и о людях, которые внесли свой вклад в развитие космонавтики, в том числе о тех, кто участвовал в строительстве и развитии Байконура.
Экспонаты расположены в отлично подготовленных залах, разделенных по тематикам. Я быстро проскочил мемориальные, с плакатами, картинами, сувенирами и фото, и стал внимательно рассматривать то, что интересовало именно меня. К сожалению, формат данной статьи не подразумевает описание всего того, что удалось увидеть.
Расскажу о некоторых, которые показались любопытными или важными для меня как посетителя. Например — манекен «Иван Иванович», облаченный в скафандр СК-1 и сидящий в катапультном кресле, похожем на серебристую люльку гигантских размеров. Именно «Иван Иванович» вместе с собакой Звездочкой осуществил орбитальный полёт на корабле-спутнике — аналоге «Востока» — 25 марта 1961 года, за три недели до Гагарина. 
Рядом — пульты управления и приборные доски «Востоков» и «Союзов», по соседству — контейнер для подопытного животного. В таком собаки Уголёк и Ветерок летали в «Космосе-110» в 1966 году. Их 22-суточная экспедиции стала последней проверкой перед рекордным полётом «Восхода-3», который — увы! — отменили.
Вот оригинальные пульты, которые использовались для управления заправкой и пуском ракет-носителей на базе «Семерки». Пульт пуска стоял в бункере командного пункта гагаринского стартового комплекса с 1957 по 1964 года и использовался при запусках первого спутника и Гагарина. Бросаются в глаза «технологии великих предков» — кнопки и рукоятки массивные, с маркировками. Все элементы подлинные, с признаками износа.
В других залах — техника более поздних лет. Среди прочего — спускаемый аппарат корабля «Союз 7К-Т», рядом приборная панель и верхний люк. Можно рассмотреть компоновку, пульт и ручки управления, кресло «Казбек», в котором сидят космонавты при старте и во время посадки.
Скафандры здесь выставлены разных поколений: ранний аварийно-спасательный «Сокол-КВ» и современный выходной «Орлан-ДМА» — на нем даже разрешается потрогать внешнюю оболочку. Рядом — манекен в синем белье водяного охлаждения, которое надевается под выходной скафандр.
1 / 12




Катапультное кресло корабля «Восток»
















Поверхности приборов, панелей, клапанов и кабелей можно изучать вблизи, чуть ли не с увеличительным стеклом.
Отдельная зона посвящена ракетной технике. Витрины с масштабными моделями Р-7, Н-1, «Протона», «Ангары», боевых ракет. С ними соседствуют реальная обшивка и элементы систем управления космических аппаратов: двигатели малой тяги, навигационные приборы, фрагменты отсеков. Все с эксплуатационными следами.
В центре зала — макет космодрома и города. Там же стоит двигатель РД-108 от второй ступени ракеты-носителя «Союза», правда, без рулевых сопел. И это не единственные подобные изделия в музее: имеются камеры двигателей, отдельные агрегаты. Среди прочего увидел старого знакомого — НК-33, который должен был летать в составе усовершенствованной лунной суперракеты Н-1.
Экспозиция под открытым небом
Во дворе экспозиция продолжается. Вдоль здания выстроилась автотехника начала 1960-х — от бронеавтомобилей, переделанных в передвижные наблюдательные пункты, до пожарных машин и легковушек. Центральный экспонат ОК-МЛ1 — полноразмерный макет орбитального корабля «Буран», построенный для наземных испытаний. В космос он не летал, но снаружи полностью имитирует летный образец: плитка белого и черного цветов, двигатели в хвостовой части, остекление в носовой. На борт можно подняться и пройти через грузовой отсек, заглянуть в двухэтажную кабину, на верхней палубе сесть в кресло пилота. Внутри грузовой отсек, объемами напоминающий не космический корабль, а железнодорожный грузовой вагон, переоборудован под выставку. В центре — огромный грузомакет полезной нагрузки, спутника связи. На стенах — стенды с фотографиями, материалы о программе «Энергия-Буран» и некоторые элементы орбитального корабля, в частности, несколько настоящих плиток с борта «Бурана-1К». Керамика легкая и пористая, почти как пенопласт.
Невдалеке от «Бурана», в небольшом садике — корабль «Союз», собранный из отдельных элементов (бытовой отсек, спускаемый аппарат, приборно-агрегатный отсек). Судя по двигательной установке, относится к транспортным 7К-Т первой серии, хотя стыковочный узел похож на современные. Панель солнечных батарей одна.
За «Союзом» следуют тяжелые агрегаты: металлический стартовый стол от баллистической ракеты с рассекателем газов, кислородно-водородный двигатель РД-0120 от второй ступени ракеты «Энергия», двигательная установка системы аварийного спасения, фрагменты корпусов ракетных двигателей. РД-0120 тягой в вакууме около 190 тонн впечатляет не только размером, но и плотностью компоновки.
Кроме автотехники, вдоль площадки выставлены антенны, макеты, и другие объекты, некоторые подписаны. Атмосфера скорее рабочая, чем музейная. Всё это можно обойти, рассмотреть, потрогать. Раздолье для любителя «железа».
Домики Королёва и Гагарина
Рядом с музеем на второй площадке находятся два одноэтажных сборно-щитовых «финских» домика с белеными стенами и синими крышами — мемориальные здания, в которых жили участники первых пилотируемых запусков. В первом во время визитов на Байконур останавливался Сергей Королёв, второй известен как домик Гагарина или «Дом космонавтов». Постройки без всякого пафоса: небольшие, утилитарные, с простыми фасадами и низкими потолками.
В доме Королёва сохранили ту же обстановку, в которой он жил на космодроме последние годы: кабинет с массивным столом, застеленный синим сукном, кресла и стулья у соседней стены, книжный шкаф, спальня с узкой кроватью, тумбочкой, платяным шкафом, столом, и креслами, туалет, ванная, гостиная (кухни в доме не было) с круглым столом, холодильником, стульями, типичной «стенкой» и трогательным ковром над диваном — стандарт тех лет. В кабинете и спальне на стенах — коллажи из снимков под стеклом, портрет Королёва и фотографии рабочих моментов, в шкафу на плечиках — пальто и пиджачная пара. Скромно жил главный конструктор...
Соседний дом — тот самый, где в ночь перед полётом 12 апреля 1961 года ночевали Юрий Гагарин и Герман Титов. Согласно традиции, назначенный на полёт космонавт ложился на дальнюю кровать, дублёр — на ближнюю. Интерьер здесь тоже сохранен: два койко-места с тумбочками, прямоугольный обеденный стол, старомодные неудобные кресла, занавески на окнах, на стенах — простые обои. В углу — высокое зеркало, витрина с формой старшего лейтенанта, радиола с проигрывателем грампластинок. Соседняя комната — для медперсонала, там тоже кровать, диван, стол, стулья, на стенах — рамки с фотографиями, таблички с датами запусков, газетные вырезки.
Сейчас эти домики — мемориальные объекты, где по-прежнему не допускается постороннее размещение: экспозиция законсервирована, постели аккуратно застилаются каждый день, но не заменяются.
Осмотр этих домиков дает редкое ощущение сопричастности к ранним этапам космонавтики не через технику, а через бытовую сторону: то, как жили и готовились к полётам участники первых стартов. Здесь нет спецэффектов — только жилая и, несколько казенная, обстановка тех лет, и тишина, в которой все говорит само за себя.
Школа имени Челомея
Последним пунктом маршрута стала Международная космическая школа имени академика В.Н. Челомея. Формально — специализированное ГБОУ (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение), лицей, который является частью МГТУ имени Н. Э. Баумана. Здесь дети получают среднее образование, а ещё участвуют во всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, конференциях и соревнованиях.
В лицее собрана богатая коллекция уникальных экспонатов, связанных с ракетно-космической техникой. Ученики и сами активно занимаются созданием макетов космических ракет. Поэтому вестибюли, коридоры и часть классов давно превратились в музей космонавтики. Значительную часть экспонатов сюда передали офицеры и ветераны космодрома, другую — собрали в окрестной степи сами сотрудники и учащиеся.
Перед входом — стела с бюстом создателя ракетно-космической техники академика Владимира Николаевича Челомея.
На входе во двор стоит двигательная установка системы аварийного спасения (ДУ САС) от ракеты-носителя «Союз» — хорошо узнаваемая «башенка», предназначенная для отделения корабля в случае чрезвычайных ситуаций. У самого входа в здание — тарельчатые антенны связи и сопровождения.
Внутри здания все дышит космосом — классы, коридоры, переходы. В лицее работаю три направления: физико-математическое, химико-биологическое и научно-техническое. С 1993 года открылось отделение «Космонавтика». Есть класс моделирования, где учащиеся изготавливают модели самолетов и ракет, а некоторые даже запускают. Образцы техники, созданные руками ребят, выставлены в аудиториях.
В рекреациях устроен своеобразный музей ракетно-космической техники. Некоторые экспонаты буквально упали с неба. Жемчужина экспозиции — конический возвращаемый аппарат транспортного корабля снабжения (ТКС), разработанного в рамках военной программы «Алмаз». Это подлинный образец. Он не летал, но аналогичные аппараты использовались многократно. Внешне он резко отличается от «Союза». Заглянув внутрь через круглый боковой люк, можно оценить его объём — заметно больше, чем у спускаемого аппарата «Союза». Рядом — один из боковых люков и отдельные конструктивные элементы.
Далее — катапультное кресло К-36М, предназначенное для многоразового орбитального корабля «Буран». Он сделано по авиационному стандарту и представляет интерес как редкий элемент лётного комплекса, почти нигде больше не экспонируемый.
1 / 8




Агрегаты реальной техники на фоне моделей ракет












Повсюду — компоненты ракетных двигателей, как жидкостных, так и твердотопливных. Есть уникальные и редкие «девайсы», например, агрегаты от ракеты Р-1 (советской копии немецкой Фау-2), а также элементы от двигателя РД-275, который стоял на первой ступени носителя «Протон». Есть и верхняя часть боковушки «Союза», с характерными узлом отделения от центрального блока.
Среди другого оборудования — препарированный скафандр «Орлан» с кирасой, откинутым ранцем системы жизнеобеспечения. Через люк на спине можно попасть внутрь скафандра. Отдельно показан комплект НАЗ — носимого (или неприкосновенного) аварийного запаса, включающий сигнальные ракеты, нож, фальшфейеры, аптечку. Это стандартный комплект для экипажа «Союза» на случай нештатной посадки. Всё подлинное, использовалось для тренировок, с маркировками.
Отдельно оформлены стенды, посвященные академику В.Н.Челомею: фотографии, документы, схема корабля ТКС, материалы по проектам ОКБ-52 (сейчас — ВПК «НПО машиностроения»). На стенах — учебные модели ракет и стартовых комплексов, в том числе — макет стартовой площадки для «Протона».
Несмотря на то, что это действующая школа, здесь нет ощущения формальности. Экспонаты можно рассматривать вблизи, а в некоторых случаях — трогать. Школьный музей не уступает полноценным выставочным залам: он технически насыщен и собран с пониманием дела. Здесь видна работа по сохранению инженерного наследия Байконура — без украшений, но с вниманием к деталям.
Из командировки я возвращался не только с целым букетом впечатлений, но и с ворохом фотографий, которыми можно похвастаться перед любителями космоса и техники. Всем, кто приезжает на Байконур по работе, я советую при возможности повторить мой маршрут — местные музеи стоят того, чтобы меньше поспать и пропустить обед. 
Пытливым читателям скажу, что посетить легендарный космодром в туристических целях непросто — это режимный объект, попасть туда можно только с пропуском. Однако это возможно — аккредитованные в Роскосмосе турфирмы оформляют для своих клиентов пропуска и устраивают экскурсии в сопровождении специальных гидов. Найти организаторов туров на Байконур можно по поиску в интернете. Однако такая поездка может стоит весьма дорого, а планировать ее нужно за несколько недель или месяцев: космодром не всегда принимает гостей. Оформление пропуска тоже требует времени. 
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Pro Космос
🚀От «Зари» до «Вызова»: 12 важнейших для современной истории России запусков с Байконура

Вспомним, чем были знаменательны запуски ракеты «Протон-К», грузового блока «Заря», модуля «Причал», космических обсерваторий серии «Спектр», а также спутников «Электро-Л», «Канопус-В» и «Арктика-М».

Разберём первую экспедицию на МКС, рассвет космического туризма и старт «киноэкипажа».

Если хотите знать больше о «сердце космонавтики» — читайте в нашей подборке статей.
4.9K viewsedited  
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Бертикъ

Цитата: АниКей от 04.06.2025 14:04:26От «Зари» до «Вызова»: 12 важнейших для современной истории России запусков с Байконура
Ставить в одну строку "Зарю" с Пересвильд - это ваще пипец... и позор для любого популяризатора нашей космонавтики...
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

АниКей

Такого еще не бывало!

Байконур. Заправочная станция кораблей советской лунной программы Л3 на площадке 112а.

"На полу химически стойкая плитка.

Плакаты по стенам (орфография оригинала):

"Команда "Стоп" поданная любым номером боевого расчета немедленно выполняется всем боевым расчетом".

"При работе продуктом "Амил" пользуйся только изолирующим противогазом ИП 46".

"Все работы по обслуживанию заправочных систем проводить не менее 2-мя номерами расчета и только в штатных средствах защиты.
"

Фото и описание Александра Деева, 2017 год, схема моя на основе Яндекса и Ralph Mirebs

#луна #байконур #заправка #амил #деев

Подпишись на канал "Такого еще не бывало!"

175 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Вован

Цитата: АниКей от 04.06.2025 06:12:14Мнения
«Здесь начался дерзновенный штурм космоса»: о чем могут поведать музеи Байконура
3 июня 2025 года, 12:45
Columnist photo
Игорь Афанасьев
Школа имени Челомея
Последним пунктом маршрута стала Международная космическая школа имени академика В.Н. Челомея. Формально — специализированное ГБОУ (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение), лицей, который является частью МГТУ имени Н. Э. Баумана. Здесь дети получают среднее образование, а ещё участвуют во всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, конференциях и соревнованиях.
В лицее собрана богатая коллекция уникальных экспонатов, связанных с ракетно-космической техникой. Ученики и сами активно занимаются созданием макетов космических ракет. Поэтому вестибюли, коридоры и часть классов давно превратились в музей космонавтики. Значительную часть экспонатов сюда передали офицеры и ветераны космодрома, другую — собрали в окрестной степи сами сотрудники и учащиеся.
Перед входом — стела с бюстом создателя ракетно-космической техники академика Владимира Николаевича Челомея.
На входе во двор стоит двигательная установка системы аварийного спасения (ДУ САС) от ракеты-носителя «Союз» — хорошо узнаваемая «башенка», предназначенная для отделения корабля в случае чрезвычайных ситуаций. У самого входа в здание — тарельчатые антенны связи и сопровождения.
Внутри здания все дышит космосом — классы, коридоры, переходы. В лицее работаю три направления: физико-математическое, химико-биологическое и научно-техническое. С 1993 года открылось отделение «Космонавтика». Есть класс моделирования, где учащиеся изготавливают модели самолетов и ракет, а некоторые даже запускают. Образцы техники, созданные руками ребят, выставлены в аудиториях.
В рекреациях устроен своеобразный музей ракетно-космической техники. Некоторые экспонаты буквально упали с неба.
Мы с директором Международной космической школы Д.В.Шаталовым (крайний справа) и учителем трудов и ракетомоделизма Корчагиным А.В. в степи около Гагаринского старта грузим экспонаты для рекреаций. Я в кадр не попал, сам фотографирую

Вы не можете просматривать это вложение.
Байконур надолго - навсегда

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!