Буран (выделено из: Возвращение советской межпланетной станции)

Автор hlynin, 02.05.2025 21:29:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

hlynin

Цитата: Штуцер от 14.05.2025 11:49:11Какая то конструкция не для гиперзвука. В Академии с сопроматом туго?
У него была не конструкция, а решётчатые крылья. Включая и на РН. Вот их и продували. Куда-то их надо крепить? И вообще это явно не фото, а рисунок

AB57

Цитата: Штуцер от 14.05.2025 11:49:11
Цитата: hlynin от 14.05.2025 06:32:21У Гагарина темой диплома были решетчатые крылья
Какая то конструкция не для гиперзвука. В Академии с сопроматом туго?
а это не для гиперзвука (такое на гиперзвуке быстро сгорит) - по замыслу эти крылья выпускались на гораздо меньших скоростях. Похоже, что Белоцерковский описывает именно эту штуку в  https://www.nkj.ru/archive/articles/10523/      :

"Несущий фюзеляж представлял собой крыло большой толщины, за счет этого предполагалось упростить теплозащиту на гиперзвуковых скоростях полета. Кроме того, надо было придать крылу-фюзеляжу достаточные несущие свойства на этих режимах. Во время приземления и перед посадкой требовалось увеличить площадь крыла. Для этого были сконструированы крылья-консоли, они поворачивались и становились продолжением крыла-фюзеляжа. При гиперзвуковом полете консоли поднимались, а при входе в плотные слои атмосферы как бы оставались "в тени" фюзеляжа. С точки зрения теплозащиты тонкостенных консолей это очень важно.

<․․․>

Чтобы обеспечить посадку аппарата "по-самолетному", сначала выбрали конструкцию с переменным положением крыльев на разных участках полета, но таким путем не удалось сбалансировать аппарат, сделать его удобным для пилотирования при сверхзвуковых и малых скоростях. И тут Ю. Гагарин вспомнил о складывающихся решетчатых крыльях в системе аварийного спасения космических кораблей "Союз" и сразу нашел решение. 19 января 1968 года эксперименты с моделью аппарата закончились. Чтобы достичь приемлемой балансировки, в ее передней части были поставлены два решетчатых стабилизатора. Результаты эксперимента показали, что модель хорошо балансируется на углах атаки до 10о.Юра решил подать заявку на изобретение - "Способ балансировки многоразового космического аппарата самолетной схемы с помощью решетчатых стабилизаторов". Но подобные решения уже были известны в авиации, они применены на Ту-144, правда, с обычным крылом - носовым стабилизатором. Я как руководитель диплома объяснил это Ю. Гагарину, а он только пошутил, что недолго походил в изобретателях.


Конкретное содержание дипломных исследований мы вместе с космонавтами обсуждали на встрече с Сергеем Павловичем Королевым. Он порекомендовал нам заняться обычной самолетной компоновкой: "Вариант с решетчатыми крыльями у вас проработан довольно основательно, и вам, конечно, проще заняться им. Но нам весьма важно рассмотреть со всех сторон и объективно оценить классическую самолетную схему. Игнорировать этот путь недопустимо". На том и порешили, тем более, что наш "мозговой центр" также склонялся к этому варианту"







AB57

Цитата: hlynin от 13.05.2025 23:10:06Было на форуме много раз. Дипломная работа космонавтов. Продувка в трубе Т-1. 1965 год

Это был никакой не воздушно-космический самолет — это была учебная модель гипотетического гиперзвукового летательного аппарата или крылатой ракеты с очень большим удлинением фюзеляжа и вторым подфюзеляжным килем. Виталий Шитов сделал гениальный снимок, удачно подобрав ракурс съемки. Именно в этом ракурсе модель стала похожа на воздушно-космические корабли, появившиеся полтора десятилетия спустя.
Как же тогда себе плохо представляли, что такое гиперзвуковое обтекание (это к килю на наветренной стороне)... :) Хотя, судя по модели, уже наступило понимание, что брюхо аппарата лучше сделать плоским.

Штуцер

А крылышки гагаринского самолетика (не решетки) гнутся, как у Старшипа.  8)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Брабонт

Что здесь обсуждать по технике, аварийную решётку на носу космоплана :) ? Обычная квалификационная работа, которую Ю.А. Гагарин наверняка выполнил аккуратно и хорошо.

AB57

Цитата: hlynin от 14.05.2025 11:40:58
Цитата: AB57 от 14.05.2025 10:37:34Если считать предтечей шаттла и Бурана компоновку "бесхвостка с треугольным крылом и одним килем",
А можно посетить Телешова в XIX веке, где не просто планер, а планер с ракетным двигателем

Правда, у Телешова был не ракетный, а воздушно-реактивный пульсирующий двигатель (теплородный духомёт) - что-то вроде ПуВРД.

Лень копаться в книгах, но помню, что в XIX веке был и "проект" бесхвостого ракетного самолёта с треугольным крылом малого удлинения (не помню автора, к сожалению), очень похожего на "самолётик" с нижним расположением киля, который все успешно складывали из листа бумаги в своём счастливом детстве.  :)

AB57

а вот, похоже, первый реализованный ракетоплан... Opel Rak.1 - 1928/9 г.

Вы не можете просматривать это вложение.

hlynin

Цитата: AB57 от 14.05.2025 18:15:38а вот, похоже, первый реализованный ракетоплан... Opel Rak.1 - 1928/9 г.
Что такое "реализованный"? Это первый СПЕЦИАЛЬНО построенный аппарат. Строил Хатри, летал Опель. 1 полёт 30 сентября 1929-го (Опель чудом уцелел). 75 секунд, 3,5 км


И, разуиеется, это не Opel Rak.1 (это автомобиль)

triage

это первый построенный для этого и публично совершивший успешный полет, а перед этим эксперементировали с планером

hlynin

Цитата: triage от 14.05.2025 20:24:51это первый построенный для этого и публично совершивший успешный полет, а перед этим эксперементировали с планером
С разными планерами. Но это тоже планер. Просто первый, построенный на деньги Опеля специально для единственного ракетного полёта. Ракеты горели несколько секунд. Да и первым публичным трудно назвать

Дмитрий В.

Цитата: AB57 от 04.05.2025 17:46:56
Цитата: ExDi от 04.05.2025 17:28:05в 1983 пьянствовал с однокурсником и его одноклассником, студентом - 3 к. из жуковского; когда всплыла тема американского "челнока" тот со слов своего научрука сказал, что "у нас" делают свой "шаттл" под названием показавшимся мне идиотским - "буран"; я решил что полная лапша, на фоне тогдашнего вау вокруг шаттла "наши" фиг бы молчали, а если уж такой секрет - то фиг бы до студентов дошло
В Жуковском были ЦАГИ, ЛИИ, ЭМЗ Мясищева и много других организаций, непосредственно принимавших участие в программе. Поэтому слухи о советском шаттле ходили повсюду. Мне кажется, что даже продавщицы в магазине об этом тогда знали...
"В СССР всё секретно, но все допущены!"
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: hlynin от 11.05.2025 17:00:40
Цитата: pkl от 11.05.2025 15:28:25"Бураном" изначально называли многоразовую транспортную космическую систему, состоящую из РН и космического корабля. Так она и проходила по документам. Корабль назвали "Бураном" журналисты, которые, скорее всего, просто не поняли, о чём идёт речь, когда брали интервью.
Какие ещё журналисты? Мне конкретно сказали именно про корабль года за два до того, когда хоть что-то было опубликовано. А название на борту тоже по просьбе журналистов написали?
Когда название "Буран", относящееся к системе в целом просочилось на запад из секретных соображений это название стало именем собственным для ОК.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

AB57

Цитата: hlynin от 14.05.2025 20:06:59
Цитата: AB57 от 14.05.2025 18:15:38а вот, похоже, первый реализованный ракетоплан... Opel Rak.1 - 1928/9 г.
Что такое "реализованный"? Это первый СПЕЦИАЛЬНО построенный аппарат. Строил Хатри, летал Опель. 1 полёт 30 сентября 1929-го (Опель чудом уцелел). 75 секунд, 3,5 км


И, разуиеется, это не Opel Rak.1 (это автомобиль)
Реализованный - это построенный.
Под названием Rak.1 проходили и автомобиль и ракетоплан. Чтобы отличать от автомобиля с таким же названием ракетоплан ещё обозначался как Opel-Hatry (или Opel-Sander) Rak.1 (иногда его ещё называют Rak.3). Вот Rak.2 - это однозначно ракетный автомобиль.

hlynin

Цитата: AB57 от 14.05.2025 21:52:46Реализованный - это построенный.
А остальные планеры сами родились?
Цитата: AB57 от 14.05.2025 21:52:46Под названием Rak.1 проходили и автомобиль и ракетоплан.
Ох, не смешите. Его название написано на нём. Не хватало ещё Опелю путаться в своих аппаратах. 
Опель Sander Rak.3 - это дрезина
Названия просто Rak.3 не было - должно стоять имя владельца
Вот Опель III - было. Это лодка




AB57

Цитата: hlynin от 14.05.2025 22:20:27
Цитата: AB57 от 14.05.2025 21:52:46Реализованный - это построенный.
А остальные планеры сами родились?
Цитата: AB57 от 14.05.2025 21:52:46Под названием Rak.1 проходили и автомобиль и ракетоплан.





https://en.wikipedia.org/wiki/Opel_RAK.1

AB57



На борту написано Opel Sander Rak.1

hlynin

Цитата: AB57 от 14.05.2025 22:23:20https://en.wikipedia.org/wiki/Opel_RAK.1
Вот только Вики тут не хватало. Я сам разбирался с этим вопросом с помощью немецких специалистов и читал весьма редкие вещи. 
https://epizodyspace.ru/bibl/stati-inostr-1928-4-6.html
Выбрасывать имя изобретателя, оставляя имя владельца - для краткости, такое да,бывало, но с одинаковым названием машин не было никогда

AB57

Цитата: hlynin от 14.05.2025 22:38:58
Цитата: AB57 от 14.05.2025 22:23:20https://en.wikipedia.org/wiki/Opel_RAK.1
Вот только Вики тут не хватало. Я сам разбирался с этим вопросом с помощью немецких специалистов и читал весьма редкие вещи.
https://epizodyspace.ru/bibl/stati-inostr-1928-4-6.html
Выбрасывать имя изобретателя, оставляя имя владельца - для краткости, такое да,бывало, но с одинаковым названием машин не было никогда

я ождал услышать от Вас именно такой ответ (про Вики)  ))))))   Ну тогда посмотрите кинохронику (см ссылку выше). Там ясно на борту написано RAK 1. Правда, к сожалению, это ютуб. Тоже не устраивает?? )))))  Могу дать ссылку на ещё один ролик - там то же самое.... Это Rak1.  Закроем вопрос?

hlynin

Цитата: AB57 от 14.05.2025 22:43:25я ждал от Вас такого ответа ))))))   Ну тогда посмотрите кинохронику. Там ясно на борту написано RAK1. Правда, к сожалению, это ютуб. Тоже не устраивает?? )))))  Могу дать ссылку на ещё один ролик - там то же самое....
Я смотрел все кинохроники. Когда ещё ютуб был. И кое-что даже скачал. А у кого написано RAK1?