Super Heavy/Starship (B15/S34) – восьмой испытательный полет – Starbase,TX – 06.03.2025 23:30 UTC – авария

Автор zandr, 19.01.2025 20:36:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

vlad7308

Цитата: Interval от 07.03.2025 19:35:08Полагаю, дело все же не в самих двигателях, а в системе питания или еще в чем-то другом, так как:

1. Эти же самые двигатели дважды успешно проходили активный участок выведения Старшипа в космос, и успешно повторно запускались после довольно интенсивного торможения в атмосфере.
2. Отказы (но не взрывы/разрушение) двигателей наблюдались на первой ступени, но это может быть обусловлено либо спецификой их установки/управления/питания, либо просто статистикой (их в пять раз больше, чем на второй ступени и больше шансов, что хотя бы один из двигателей откажет).


"прям-таки мои слова, сударь!" (С)
Может конечно и в двигателях. Но вероятнее все же не в них. На основе всей имеющейся у нас информации.
это оценочное суждение

Дмитрий В.

Цитата: Villa Ponch от 07.03.2025 18:48:33...
Подтверждение того, что сантехнические науки рациональному анализу не поддаются...


"Наука умеет много гитик" ;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Streamflow

Судя по иконографике, первый отказ двигателя с вакуумным соплом при IFT-7 произошёл в 8:04, а при IFT-8 - в 8:05. До этого при  IFT-7 в течение 25 с отказали 2 обычных двигателя, а при  IFT-8 это был первый отказ.

Далее при  IFT-7 в течение 15 с отказали второй вакуумный и третий обычный, когда оказал третий вакуумный осталось неизвестным.

А при  IFT-8 за 3 с после первого отказа отключились все 3 обычных двигателя, а оставшиеся 2 вакуумных продолжили работу ещё более минуты.

Почему после  IFT-7 спейсы говорили, что работали только над вакуумными двигателями, из этого графика отказов не ясно, но у них были данные по вибрациям-осцилляциям. При этом по траекторным данным в 5:55 - 5:57, то есть за ~ 1:40 до первого отказа возник типичный суперспайк.

И какие выводы можно из всего этого сделать? 

simple

Цитата: Rudel2 от 07.03.2025 19:39:05С тем, что реднеки победили - я и не спорю.
Сажал бы Маск кукурузу - проблем бы не знал.
не реднеки, их слишком мало, а с высшем образованием отвернувшихся от демократов 

LRV_75

Цитата: Streamflow от 07.03.2025 19:48:04Судя по иконографике, первый отказ двигателя с вакуумным соплом при IFT-7 произошёл в 8:04, а при IFT-8 - в 8:05. До этого при  IFT-7 в течение 25 с отказали 2 обычных двигателя, а при  IFT-8 это был первый отказ.

Далее при  IFT-7 в течение 15 с отказали второй вакуумный и третий обычный, когда оказал третий вакуумный осталось неизвестным.

А при  IFT-8 за 3 с после первого отказа отключились все 3 обычных двигателя, а оставшиеся 2 вакуумных продолжили работу ещё более минуты.

Почему после  IFT-7 спейсы говорили, что работали только над вакуумными двигателями, из этого графика отказов не ясно, но у них были данные по вибрациям-осцилляциям. При этом по траекторным данным в 5:55 - 5:57, то есть за ~ 1:40 до первого отказа возник типичный суперспайк.

И какие выводы можно из всего этого сделать?
Ну для себя я пока делаю вывод, что не смотря на схожесть аварий 7 и 8 аварийные процессы развивались по разному. Т.е. получается пока это было два разных аварийных полета Старшипа. Рвало в разных местах, закрывая дырку в одном месте рвало в другом  и третьем. Куча инфы для аналитиков и инженеров, но общее впечатление, что сыровато товарищ Маск, пока сыровато.
Но хотелось бы детально разобрать именно этот полет и найти корневую причину
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

simple

Цитата: LRV_75 от 07.03.2025 19:57:48Ну для себя я пока делаю вывод
судя по видео с инженерного экрана рванул двигатель, так скажем, неожиданно, без какого-то предварительного пожара, значит арматуру исправили

nonconvex

Цитата: LRV_75 от 07.03.2025 19:57:48Рвало в разных местах, закрывая дырку в одном месте рвало в другом  и третьем. Куча инфы для аналитиков и инженеров, но общее впечатление, что сыровато товарищ Маск, пока сыровато.
Но хотелось бы детально разобрать именно этот полет и найти корневую причину
Недостаточная жесткость приводит к всевозможным колебаниям, изгибам и деформациям, со всеми сопутствующими пиротехническими эффектами. Отдельные элементы, такие как двигатели и трубопроводы они давно отладили.

nonconvex

Цитата: simple от 07.03.2025 20:02:21
Цитата: LRV_75 от 07.03.2025 19:57:48Ну для себя я пока делаю вывод
судя по видео с инженерного экрана рванул двигатель, так скажем, неожиданно, без какого-то предварительного пожара, значит арматуру исправили
Если лопнул трубопровод горючего, то окислитель вполне мог его разогреть за секунды, хотя тут должно было быть АВД.

Raul

Цитата: LRV_75 от 07.03.2025 16:52:59А нам чем плохо? У нас шоу каждый месяц когда запускают самую большую ракету за всю историю космонавтики. На радость нам всем ))
Вопрос, хватит ли денег у Маска на все эти бесплатные аттракционы (ему еще расходы правительства США сокращать надо). А свои, стало быть - увеличивать ::) .
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Dulevo

Хватит ли денег у самого богатого человека в мире?
Какой-то странный вопрос...

Кот Бегемот

Цитата: Raul от 07.03.2025 20:18:00
Цитата: LRV_75 от 07.03.2025 16:52:59А нам чем плохо? У нас шоу каждый месяц когда запускают самую большую ракету за всю историю космонавтики. На радость нам всем ))
Вопрос, хватит ли денег у Маска на все эти бесплатные аттракционы (ему еще расходы правительства США сокращать надо). А свои, стало быть - увеличивать ::) .
Если где-то убыло, значит где-то прибыло ;)

Astro Cat

Цитата: LRV_75 от 07.03.2025 19:57:48Ну для себя я пока делаю вывод, что не смотря на схожесть аварий 7 и 8 аварийные процессы развивались по разному.

А по моему одинаково. При выработке определенного количества топлива началось разрушение. То, что оно началось по разному - частности. И не причина, а следствие.

Feol

Цитата: simple от 07.03.2025 20:02:21
Цитата: LRV_75 от 07.03.2025 19:57:48Ну для себя я пока делаю вывод
судя по видео с инженерного экрана рванул двигатель, так скажем, неожиданно, без какого-то предварительного пожара, значит арматуру исправили
Я полагаю, возгорание в кислородном тракте из-за попадания посторонней частицы. Самое типичное для двигателей с его наличием. В порядке снижения вероятности:
1. Возгорание кислородной турбины;
2. Возгорание её направляющего аппарата;
3. Возгорание кислородного насоса (вне горячего тракта, но они тоже горят).
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

Цитата: Interval от 07.03.2025 19:38:26Также радует наличие определенного "запаса прочности" по двигателям у первой ступени - отказы 1-2 двигателей не только не приводят к аварии, но даже не препятствуют успешной поимке.
Как я понимаю, на 1 ст. у них сейчас есть защита вокруг каждого из двигателей. Это может иметь значение. Если защита эффективна, то авария одного двигателя не приводит к аварии других.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

В целом, полёт заметно хуже предыдущего. Отказов было больше.
Всем пользователям нравится это сообщение.

simple

Цитата: Feol от 07.03.2025 20:26:37Я полагаю, возгорание в кислородном тракте из-за попадания посторонней частицы.
а сейчас другая версия двигателей? не та которая до 7го была

Feol

Цитата: V.B. от 07.03.2025 18:50:30
Цитата: nonconvex от 07.03.2025 17:29:34Сопла на одном уровне с обечайкой? Может тупо помяли при стыковке, когда срезало направляющую?
Не на одном уровне конечно, они слегка "утоплены" внутрь обечайки:



Помять при стыковке - это вряд ли. Заметили бы, да и нет там заметной вмятины - Шлангенциркуль объяснил выше.
А вот задеть сопло краем бустера при расстыковке и нарушить герметичность каналов системы охлаждения метаном могли. Как видно на скрине, бустер уходил как раз в сторону того сопла, где потом наблюдалось пламя:



Подозреваю, что там, где был виден прогар, сопло уже не охлаждаемое горючим.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

Цитата: simple от 07.03.2025 19:22:45
Цитата: Паутиныч от 07.03.2025 18:06:47А одному мне кажется странным, что потеря управляемости изделия не привела к немедленному отбою импульса системой управления? Получается движки шарашили до победного, раскручивая изделие и фактически его разрушив? 
движки управления взрывом выбило
Могло перебить цепи управления двигателями. В авиации был известный инцидент, когда после разрушения двигателя в полёте на А-380 и посадки, не могли выключить один из других двигателей.

Но была ли там такая логика - отключение двигателей при потере ориентации? Любая логика может сработать ошибочно, по этому, лучше отсутствие лишнего. Опасный полёт "не туда" при потере ориентации призвана не допускать система подрыва. Отсюда, как вариант - двигунами дуть до последнего, не смотря ни на что.
Всем пользователям нравится это сообщение.

pkl


Цитата: nonconvex от 07.03.2025 02:50:44
Цитата: Dron983 от 07.03.2025 02:48:48Пора делать переходник на вторую ступень от SLS ;)
Пора переходить на люминь.
Пора перестать давать американским ракетчикам свои "бесценные" советы, особенно тогда, когда они об этом не просят.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Streamflow

Цитата: LRV_75 от 07.03.2025 19:57:48
Цитата: Streamflow от 07.03.2025 19:48:04Судя по иконографике, первый отказ двигателя с вакуумным соплом при IFT-7 произошёл в 8:04, а при IFT-8 - в 8:05. До этого при  IFT-7 в течение 25 с отказали 2 обычных двигателя, а при  IFT-8 это был первый отказ.

Далее при  IFT-7 в течение 15 с отказали второй вакуумный и третий обычный, когда оказал третий вакуумный осталось неизвестным.

А при  IFT-8 за 3 с после первого отказа отключились все 3 обычных двигателя, а оставшиеся 2 вакуумных продолжили работу ещё более минуты.

Почему после  IFT-7 спейсы говорили, что работали только над вакуумными двигателями, из этого графика отказов не ясно, но у них были данные по вибрациям-осцилляциям. При этом по траекторным данным в 5:55 - 5:57, то есть за ~ 1:40 до первого отказа возник типичный суперспайк.

И какие выводы можно из всего этого сделать?
Ну для себя я пока делаю вывод, что не смотря на схожесть аварий 7 и 8 аварийные процессы развивались по разному. Т.е. получается пока это было два разных аварийных полета Старшипа. Рвало в разных местах, закрывая дырку в одном месте рвало в другом  и третьем. Куча инфы для аналитиков и инженеров, но общее впечатление, что сыровато товарищ Маск, пока сыровато.
Но хотелось бы детально разобрать именно этот полет и найти корневую причину.
Я тоже примерно так думаю, но и полагаю, что можно, пожалуй, нарисовать единственный сценарий, который не противоречит никаким известным данным, считая, что ложных среди них нет. Кроме того, учитывалось то, что вакуумные двигатели жестко прикреплены к подмоторной раме, а обычные размещаются на карданных подвесах.

Тогда сценарии первого события следующий (он, по существу уже был описан мной ранее). В новой версии Шипа вакуумные двигатели питаются метаном через кислородный бак по отдельным длинным и тонким струнам-трубопроводам. Они не были никак подкреплены при IFT-7. Эти струны стали испытывать сильные поперечные вибрации, как шнур, на котором я подвешиваю на даче погружной вибрационный насос для откачки воды из ямы. Эти вибрации нарушали нормальное питание вакуумных двигателей, особенно того (или, судя по иконографике тех двух, что были сверху, где уровень жидкого кислорода был ниже). Даже  системе управления 1 - 2 раза пришлось вмешаться. Работа двигателей, в первую очередь, этих двух сопровождалась мощными вибрациями, в том числе и подмоторной рамы, которая, в свою очередь, раскачивала карданные подвесы обычных двигателей, они болтались сильнее, чем жестко закреплённые вакуумные двигатели, и из-за этого стали отключаться первыми.

При  IFT-8 трубопроводы-струны были как-то подкреплены, например, к их серединам и к стенкам бака в спешке прицепили растяжки (я бы прицепил их по 3 штуки на трубу), и всё работало нормально, но в 8:05 что-то произошло, например, лопнула или отцепилась одна из растяжек, оставшиеся, естественно, тут же сломали эту трубу, и все полетело к чёрту - соответствующий вакуумный двигатель и все три двигателя на карданах за 3 секунды поломались и выключились. Но два оставшихся вакуумных выжили и ещё долго боролись с судьбой, пока всё топливо не вытекло через дыры, или пока всё не сгорело.