Super Heavy/Starship (B14/S33) – седьмой испытательный полет – Starbase,TX – 16.01.2025 22:37 UTC – авария

Автор Димитър, 20.11.2024 14:46:13

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Штуцер

ЦитироватьНаиболее вероятной первопричиной потери корабля был определен гармонический отклик, в несколько раз более сильный в полете, чем наблюдалось во время испытаний , что привело к увеличению нагрузки на оборудование в двигательной системе. Последующие утечки топлива превысили вентиляционную способность чердачной зоны корабля и привели к устойчивым пожарам.
Цитата: Дмитрий В. от 25.02.2025 08:02:04Ч.ем-то напоминает описание аварий Н1
Пого бывает в конце выработки топлива, а в начале собственные частоты обычно слишком малы.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Шлангенциркуль

Раз только один топливовод прохудился, как минимум значительная часть проблемы должна быть в том, что не докрутили/брак сварки.

V.B.

Да, возможно. Но на следующем корабле S34, кроме затягивания гаек потуже, они должны были принять дополнительные меры в части "железа" для уменьшения тряски:

ЦитироватьThe 60-second firing was used to test multiple engine thrust levels and three separate hardware configurations in the Raptor vacuum engine feedlines to recreate and address the harmonic response seen during Flight 7. Findings from the static fire informed hardware changes to the fuel feedlines to vacuum engines, adjustments to propellant temperatures, and a new operating thrust target that will be used on the upcoming flight test.

60-секундный прожиг использовался для проверки нескольких уровней тяги двигателей и трех отдельных конфигураций оборудования в линиях подачи вакуумного двигателя Raptor, чтобы воссоздать и устранить гармонический отклик, наблюдавшийся во время полета 7. Результаты ОИ дали информацию об изменениях оборудования в линиях подачи топлива в вакуумные двигатели, корректировках температур топлива и новой рабочей целевой тяге, которая будет использоваться в предстоящих летных испытаниях.
https://www.spacex.com/updates/#flight-7-report

Думаю (чистое имхо), что они тестировали три вида демпферов на метановых трубопроводах, чтобы выбрать наилучший.

Streamflow

Цитата: V.B. от 05.03.2025 15:40:10Да, возможно. Но на следующем корабле S34, кроме затягивания гаек потуже, они должны были принять дополнительные меры в части "железа" для уменьшения тряски:

ЦитироватьThe 60-second firing was used to test multiple engine thrust levels and three separate hardware configurations in the Raptor vacuum engine feedlines to recreate and address the harmonic response seen during Flight 7. Findings from the static fire informed hardware changes to the fuel feedlines to vacuum engines, adjustments to propellant temperatures, and a new operating thrust target that will be used on the upcoming flight test.

60-секундный прожиг использовался для проверки нескольких уровней тяги двигателей и трех отдельных конфигураций оборудования в линиях подачи вакуумного двигателя Raptor, чтобы воссоздать и устранить гармонический отклик, наблюдавшийся во время полета 7. Результаты ОИ дали информацию об изменениях оборудования в линиях подачи топлива в вакуумные двигатели, корректировках температур топлива и новой рабочей целевой тяге, которая будет использоваться в предстоящих летных испытаниях.
https://www.spacex.com/updates/#flight-7-report

Думаю (чистое имхо), что они тестировали три вида демпферов на метановых трубопроводах, чтобы выбрать наилучший.
Текст довольно мутный. Говорится о "новой цели для рабочей тяги" - это как бы прямая отсылка к тому, что будут менять режимы работы "вакуумных" двигателей. То, что снизили массу полезной нагрузки по сравнению с IFT-7, тоже указывает на дополнительное дросселирование двигателей. И "три  отдельных конфигураций оборудования в линиях подачи" может означать, что просто на разных линиях питания метаном были разные степени дросселирования, хоть это и выглядит, как некоторая натяжка. И, если они не удосужились/не смогли создать надлежащие демпферы за 11 месяцев, то как-то не очень верится, что теперь сделали это за месяц.

Но вот беда, на этой новой конфигурации метановых труб я никак не могу организовать пого, чёрт побери. Не возникает оно там. Наверное, в компоновке там есть что-то мне неизвестное, а возможно, то, что нарисовали внешние наблюдатели, не очень соответствует реальности. Но, конечно, природа всегда может добавить ещё что-то, что не учитывается в простой расчётной модели...


Streamflow

О! Штуцер навёл на мысль. Может, действительно, сначала где-то там возникла лишняя дырка, которая перенастроила колебательный контур? Вон, когда на Саяно-Шушенской ГЭС гидроагрегат сначала вылетел вверх, а потом снова упал в полуразрушенную турбинную шахту, там опять начались автоколебания с совершенно другой частотой, и совсем не такие разрушительные, как раньше.

Штуцер

Цитата: V.B. от 05.03.2025 15:40:10Думаю (чистое имхо), что они тестировали три вида демпферов на метановых трубопроводах, чтобы выбрать наилучший.
А почему три и почему на штатной машине?
Просто по прежнему опыту такие дела делаются на машине для холодных проливок.
Хотя (чистое имхо), возможно, Маск делает не так.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Streamflow

Цитата: Штуцер от 05.03.2025 22:13:01А почему три и почему на штатной машине?
А потому, что там в новой версии Шипа три отдельных метановых трубопровода, проходящих через кислородный бак, к трём вакуумным двигателям. И, спейсы утверждают, что колебания были, якобы, в них. Но пого в них никак не получается. Что-то там не чисто.

А машина - штатная, потому, что других нет - эджайл-подходы, второй релиз...

Дем

Цитата: Streamflow от 05.03.2025 20:46:44То, что снизили массу полезной нагрузки по сравнению с IFT-7, тоже указывает на
На что угодно. Может просто не успели сделать ММГ
Цитата: Штуцер от 05.03.2025 22:13:01Просто по прежнему опыту такие дела делаются на машине для холодных проливок.
У Маска нет отдельных тестовых машин
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

vlad7308

это оценочное суждение

Штуцер

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Streamflow

Цитата: Штуцер от 06.03.2025 15:10:31
Цитата: Дем от 06.03.2025 13:31:33У Маска нет отдельных тестовых машин
Но двигатели гоняют на стенде?
Гоняют. Вот поэтому двигатели - это лучшее, что они сделали.

Штуцер

Цитата: Streamflow от 06.03.2025 21:02:32
Цитата: Штуцер от 06.03.2025 15:10:31
Цитата: Дем от 06.03.2025 13:31:33У Маска нет отдельных тестовых машин
Но двигатели гоняют на стенде?
Гоняют. Вот поэтому двигатели - это лучшее, что они сделали.
Ну вот.
А чего стоит на стенде пришпандорить к двигателю штатную трубу питания и дэмпфер (если он нужен).
Только то, что проблема не в этом.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Streamflow

Цитата: Streamflow от 05.03.2025 20:46:44Но вот беда, на этой новой конфигурации метановых труб я никак не могу организовать пого, чёрт побери. Не возникает оно там. Наверное, в компоновке там есть что-то мне неизвестное, а возможно, то, что нарисовали внешние наблюдатели, не очень соответствует реальности. Но, конечно, природа всегда может добавить ещё что-то, что не учитывается в простой расчётной модели...

Цитата: Streamflow от 05.03.2025 22:52:38...там в новой версии Шипа три отдельных метановых трубопровода, проходящих через кислородный бак, к трём вакуумным двигателям. И, спейсы утверждают, что колебания были, якобы, в них. Но пого в них никак не получается. Что-то там не чисто.

Цитата: Дем от 06.03.2025 13:31:33
ЦитироватьТо, что снизили массу полезной нагрузки по сравнению с IFT-7, тоже указывает на...
На что угодно. Может просто не успели сделать ММГ.
С последним соглашусь, может, и не успели. Скоро, надеюсь определим это по траекторным данным.

Но сутки прошли, и поставленная задача - почему взорвался Старшип-7, полагаю, решена.

По совокупности имеющегося массива информации можно сделать вывод, что при IFT-7 пого не было, но было "осложнение" от него. Для того, чтобы устранить пого, спейсы провели внутри кислородного бака Шипа три длинных и тонких метановых трубопровода, нигде не подкрепленных - натянули три струны. И эти струны завибрировали = начали совершать поперечные колебания от воздействия различных возмущений. Вертолётчики - доки по разным вибрациям, с одним из которых я говорил, знают, что такие длинные трубопроводы-струны в вертолётах всегда подкрепляются, иначе они порвутся из-за поперечных вибраций. А чем Старшип хуже вертолёта? И это, в принципе, достаточно известно. Вот за то, что эти струны не подкрепили, думаю, главный инженер и уволил некоторых сотрудников компании в январе.

Сначала жидкий кислород демпфировал эти вибрации, а когда бОльшая часть первой из струн вылезла из жидкости в достаточной степени (напомню, что её поверхность в условиях полета не была перпендикулярна продольной оси бака), струна, наконец, завибрировала так, что порвалась в месте закрепления одного из её концов, и дальше пошло-поехало...

Вот такой диагноз новой болезни ракет - "осложнения от пого".

А во время длительной наземной работы двигателей Шипа спейсы проверяли три разных варианта подкрепления этих струн - какие-нибудь растяжки от них до стенок бака.

Если в IFT-8 не будет дополнительного дросселирования двигателей Шипа по сравнению с IFT-7, то изложенные выше тезисы можно будет считать доказанными.

Streamflow

Цитата: Штуцер от 06.03.2025 21:29:27Ну вот.
А чего стоит на стенде пришпандорить к двигателю штатную трубу питания...
И разместить это вместе с баками (см. предыдущий пост) на динамическом стенде, который будет вертеть всё это хозяйство для моделирования условий полёта.

Нет ничего практичнее хорошей теории.
А. Н. Крылов

Feol

Да, может быть, что там было что-то поперечное. По части колебаний. Для моделирования на стенде это не требует свободы пульсации ускорения изделия в целом. Что вполне себе в свободном полёте, а на стенде на закреплённом изделии очень сложно воспроизвести. Видимо было то, что воспроизводимо на стенде (возможно, при определённом уровне заправки, характерном для позднего этапа полёта).
Всем пользователям нравится это сообщение.

Streamflow

P. S. По поводу струн, вибрирующих частично в жидкости, частично в газе: такую картину с неожиданно возникающими и исчезающими мощными поперечными вибрациями при изменении уровня жидкости я многократно наблюдал на даче, рассматривая повешенный на шнуре вибронасос Малыш.

Streamflow

Цитата: Feol от 06.03.2025 21:56:43Да, может быть, что там было что-то поперечное. По части колебаний. Для моделирования на стенде это не требует свободы пульсации ускорения изделия в целом. Что вполне себе в свободном полёте, а на стенде на закреплённом изделии очень сложно воспроизвести. Видимо было то, что воспроизводимо на стенде (возможно, при определённом уровне заправки, характерном для позднего этапа полёта).
Да, полагаю так же. Что смогли, воспроизвели на земле.

Штуцер

Цитата: Streamflow от 06.03.2025 21:56:06на динамическом стенде, который будет вертеть всё это хозяйство для моделирования условий полёта.
Нет. На огневом стенде. Внешние условия - влияние второго порядка малости.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Streamflow

Цитата: Штуцер от 06.03.2025 23:35:43
Цитата: Streamflow от 06.03.2025 21:56:06...на динамическом стенде, который будет вертеть всё это хозяйство для моделирования условий полёта.
Нет. На огневом стенде. Внешние условия - влияние второго порядка малости.
Ну, как? Может, это и второй порядок малости, но, бывает, надо учитывать и третий...