История космонавтики

Автор Димитър, 13.02.2024 12:32:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Димитър

Я начал писать, пока что для себя, историю космонавтики. Прошу посмотреть и высказать мнение. Помогайте! Начало:

Предистория
Как все началось 

Люди мечтали о полетах к звезд и планетах еще в древности. Но способ осуществить этих желаний тогда не было.
В большей части истории человеческой цивилизации самой сильной, самой богатой и самой предовой в науке и технике стране был Китай. Поэному там изобрели порох, ракеты, бумажные деньги (банкноты) и много других полезных вещей. Пороховые ракеты изобретены в Китае приблизительно 2000 года назад. Это были маленькие ракеты с топливом из черного пороха. для илюминаций.
Предполагается, что первый человек, который попробовал полететь в космос - это китайский чиновник и ученый Ван Ху, который жил в 15 веке. Он построил корабль, состоящийся из кресла и 47 поровых ракет. Для управления и более мягкого приземления поставили две воздушных змея. Но когда помощники Ван Ху подожгли ракет, последовал мощный взрыв, который уничтожил и корабль, и самого Ван Ху.

Пороховыее ракеты были перенесены из Китая в Европе татарами в 13 веке. Они привязывали их к своих стрел, чтобы удлинить их полет и поджигать вражеских домов и укреплений. Но тогда ракеты не получили широкого разпространения среди европейцев. Их исполъзовани только для фойерверков, хотя некоторые мастера и предлагали использовать ракет и для военных целей. Об этом свидетельствуют книги из 16 и 17 века Конрада Хааса (1509-1576), Йохана Шмидлапа (16 век) и Казимежа Семеновича (1600-1651). Считают, что Хаас - первый, кто писал про многоступенчатых ракет, а Шмидлап - первый, кто успешно запускал таких ракет.
Пороховыее ракеты получили применение в европейских армий позже - когда англичане начали завоевание Индии. Тогда англичане заметили, что пороховые ракеты индусов делают почти те же, что и ядра английских пушек, но не нуждаюткя в тяжелых и дорогих пушек для запуска, да и летят на большей дальности. А в 1803 году ракеты употребили против англичане и взбунтовашиеся ирландцы, под предводительством Роберта Емета. Емет ввел и немало усовершенствований по индийских ракет. Все это вдохновило сера Уйляма Конгрива организовать производството пороховых ракет для британской армии. В 1806 года ракеты Конгрива в первый раз были употреблены для обстрела французского города Булон. Ракеты вызвали пожары и панику среди французов. В резулътате развитые европейские страны одна за другой начали создавать в своих армий  ракетные подразделения.
В России производство пороховых ракет организироал артиллерийский офицер Александр Засядко (1779-1837). Первые русские ракеты вышли из завода в 1817 году. Если ракеты Конгрива летели на разстоянии до 2.7 км, ракеты Засядко достигали до 6 км. Он построил также и первую пусковую установку, которая могла выстрелить залп из несколько ракет. Засядко - первый, кто попитался вычислить сколько пороха нужно, чтобы послать ракету до Луны.
Ракетные подразделения существовали до 1880-ых годов, когда появились пущки с нарезными стволами, которые стреляли намного точнее, а и на большем расстоянии.

К концу 19 века началась развиваться теория реактивного движения. В России этим занимался Николай Тихомиров, а в САЩ - Никола Тесла. Самые болшие успехи достиг Константин Едуардович Циолковский (1857-1935). В 1880-81 годов он написал «Теория газов», в 1883 заявил, что в космосе, где нет воздуа, можно использовать только реактивного принципа движения. С 1896 года он занялся систематически теорией ракетных аппаратов, а в 1897 года вывел знаменитую «формулу Циолковского». В 1903 году вышел его труд «Исследование мырового пространства реактивными приборама», в котором показано, что ракетами можво  совершать междупланетные полеты. Циолковский указывает и на оптимальное топливо для космических ракет - жидкие водород и кислород. Страстный агитатор усвоения космического пространства, Циолковский написал болщие число научных, научно-популярных и научно-фантастических произведений.
В Германии работал Херман Оберт, который продолжил дело Циолковского по популяризации идеи о космических полетов. В 1917 году Оберт спроектировал ракету высотой в 25 метра, несущую 10 тонн спирта и жидкого кислорода в качестве топлива. Проект предложил военному ведомству Германии, но толучил огказ – Германия уже начала терять войну и была в тяжолом положении. Только во Второй мировой войны начали строить такие большие ракеты – Фау-2. В 1923 Оберт напечатал за свой счет  книгу ,,Ракета для междупланетного пространства". Это первая научная работа, в которой обосновано с необходимой точности и полноте возможность создания ракет с жидким топливом. Впоследствии книга перетерпела множество преизданий на разных языков.
В 1926 году американский ученый Робърт Годард осуществил первый в мире запуск ракет, с двигателем на жидкое топливо. Она  изпользовала бензин и жидкий кислород.
В Германии создали «Немецкое общество для междупланетных сообщений» - VIR.

Самая серъезная и масштабная разработка по ракетном движении в то время - Opel-RAK. Б,ла создана серия ракетных перевозных средств, которых произвел германский производитель автомобилей Фриц фон Опел (единственный сын Вилгелма фон Опел – шеф компании Опел, и внук Адама Опеля, основателя компании), из автомобильной компании Opel, в сотрудничество с другими, включителъно Макс Валиер и Фридрих Вилхелм Сандер. Opel RAK обычно считают первой широкомасштабной ракетной программы в мире, которая осуществила больщой сдвиг в ракетной авиационной технологии, и также сыграла важную роль в рекламе ракет как двигатель для средств передвижения. Кроме этого демонстрации Opel RAK также были изключительно успешные как реклама автомобильной компании Opel, так и для ракетных двигателей.
По программе были подтроены:
Opel RAK.1 - ракетный автомобиль, достиг 75 км/ч в марте 1928 г. и болеее 100 км/ч в апреле того года.
Opel RAK.2 - ракетный автомобиль 23 май 1928 г. который достиг скорость в 238 km/h (145 mph), приводимый в движении 24 ракет с твердым топливом.
Ракетное рельсовое перевозное средство Opel RAK.3 (указанная скорость различается в разных источниках - от 254 до 290 км/ч.) Во время второго пробега перевозное средство сошло с рельс и было уничтожено.
Ракетное рельсовое перевозно средство Opel RAK 4, уничтожено, когда ракета експлодировала на ЖД, взрывая все осталные ракеты. В результате железодорожныее власти запретили дальнейших пробегов по железной дороге на ракетных двигателях.
The Lippisch Ente (что означает ,,утка" по немецки), первый в мире планер с ракетном двигателе. Пиллотировал эго в первом полете 11 июня 1928 г. Фриц Щамер.
Ракетоплан Opel RAK.1 - 30 септември 1929 г
Тоже был создан мотоциклет RAK-Motoclub с ракетным двигателем на базе конвенционального Opel Motoclub 500 SS. Он был представлен на автомобильном изложении в Берлине вз 1928 г., но не получил официальный RAK номер.
В ексклюзивном интервю для Ню Йорк Таймс 30 сентября 1929 г. фон Опел сказал: ,,Сандер и я сейчас хотим перейти с работы по ракет с жидким топливом в лаборатории к практическом употреблении. С помощи жидкостной ракеты я надеюсь стать первым человеком, перелетевший таким способом над Английский канал. Не успокоюсь, покат не сделаю этого." ,,Еще в 1928 г. г-н Шабергер и я разработали ракетный двигатель на жидком топливе. Мы использвали бензол как горючее и азотный тетроксид как окислителя," продолжил фон Опел, "Эпа ракета мотированна в самолете Mueller-Griessheim и развивает тягу в 70 kg (154 lb.)." В май 1929 г. двигателъ достиг тяги в 200 kg (440 lb.) "в течении больше 15 минут, а в июле 1929 г. сотрудники Opel RAK успели достигнуть работу больше, чем 30 минут при тяге в 300 kg (660-lb.) на заводе Opel в Рюселсхайм".
Планированный полет Фрица фон Опел через Ламанш никогда не состоялся: Ракетные тесты на заводах Opel закончились осенью 1929 г. Фриц фон Опел должен был прекратить работу, так как началась Большая депрессия. Фирма Опел была продана и новый мажоритарный владелец General Motors захотел сосредоточиться на автомобилъном бизнессе.
Мировые медии сообщали о работе Opel RAK и вызвали огромный общественный ингерес в мире, и конечно же в Германии, где Вернер фон Браун был сильно увлечен этим: 16-летний Вернер был настолъко ентусиазирован демонстраций Opel RAK, что сам кструировал свй собственый самодельный ракетный автомобиль-игрушка с ракетами для фойерверков. Он пустил его по оживленной улице и едва не убил себя при взрыве. На улице настала паника и Вернер был задержан в местную полицию, пока его отец не пришел освободипь его. Всыпал ли отец неполнолетьнему сыну дома, информацию не нашел.
После распада Opel RAK Макс Валиер продолжил один разработку ракеты. В сотрудничестве с Heylandt-Werke он тоже направил свои усилия на ракет с жидким топливом. Первый их успешный прожиг двигателя с жидким топливом (5 минут) прошел а на заводе Heylandt 25 января 1930 г. Валиер был убит менее месеца позже, когда ракета, заправленная алкоголем, взорвалась на стенде в Берлине. Валиер считается первой жертвой приближаюшейся космической еры.
Сандер в 30-ые годы работал по германских военных проектов под командованием генерала Валтера Р. Дорнбергера, но был  обвинен в предательстве нацистами и вынужден продасть свой бизнесс. Сандлев умер в аресте в 1938 г.
Сам Фриц фон Опел оставил Германию еще до 1930 г., поехав в СЩА.
Но VIR продолжил работать. В 1931 член организации Йоханес Винклер запустил первую в Европе ракету на жидком топливе.

И в США, и в Германии ентусиазты работали «на общественных началах» собирая деньги частных дарителей. Первое государство, которое выделило из своего бюджета деньги на исследвания в области ракетной техники был СССР. Были созданы  «Газодинамическая лаборатория» ГДЛ - Николай Тихомиров в 1921 году и «группа по изучении реактивного движения» - ГИРД в 1931 году. Последнюю создала группа, в которую входили Цандер, Тихонравов и Королев. В 1933 году ГИРД запустила первые советские ракеты на жидком топливе, созданные в мастерской Королева по проектов Тихонравова (ГИРД-09) и Цандера (ГИРД-Х). В том же 1933 год. ГДЛ и ГИРД были объединены в РНИИ (ракетный научно-исследавательский институт). СССР имел все условия стать мировым лидером в ракетостроении. Но в 1937 году руководители института Клейменов и Лангемак были арестованы по доносу и расстреляны, а их заместители - Корольов и Глушко попали в лагере. Институт сохранился, но работа в нем была сильно замедлена. 

Ракетами заинтересовались и власти в Германии. По Версайлскому договору германцам запретили разрабатывать ряд новых оружий - танки, самолеты и даже ракети на твердом топливе, но для ракет на жидком топливе запрета не было. В апреле 1930 года артиллерийский офицер Валтер Дорнбергер, только-что получивший степени магистра  по машинного инженерства, назначен в Совете по баллистике оружейного отдела германской армии (Райхсвер) как помощник-исследовател, чтобы разработать тайно военную ракету на жидком топливе, подходящую для массового производства, которая должва иметь дальнобойность больше, чем у артиллерийских снарядов.
В 1932 капитан Дорнбергер посетил полигон любительской организаци Verein für Raumschiffahrt (VIR) и там познакомился с молодым студентом Вернер фон Браун.
Фон Браун стал членом организации в 1930 году как студент в Берлине. Помогал Вили Лей в испитаниях ракетных двигателей вместе с Херманом Обертом. Получил диплом в 1932 и в октябре этого года его взяли на работу в организрованной Дорнбергером ,,лаборатория по создании ракетных двигателей на жидком топливе". Лаборатория начала работу в 1931 году в Кумерсдорфе возле Берлина. Скоро Вернер фон Браун стал ведущим конструктором и первый помощник Дорнбергера.
В 1937 году полковник Дорнбергер и его екип перещли в Пенемюнде. Начальник новому ракетному центру стал Валтер Дорнбергер, а техническим (научным) руководителем - Вернер фон Браун. В 1942 была запущена в первый раз баллистическая ракета А-4 (Фау-2). В то время советские и американские ракеты весят не более сотен килограмм, а их двигатели дают тягу до 300-400 кг. Некоторые даже утверждают, что больше невъзможно. Фау-2 имеет стартовую массу 12,5 тон и несет боеголовку, весящую 1000 кг. Двигатель развивает тягу в 25 тон! Горючее - 75 % етиловый спирт, а окислитель - жидкий кислород. В 1944 году Фау-2 запустили вертикально вверх и она достигла 188 км высоту. Так она стала первый рукотворный объект, достигший космоса в суборбитальеомн полете! В том же году началось боевое применение ракеты - совершены 3225 боевых пусков.
Фон Браун разработал проект более мощной, двухступенчатой баллистической ракеты (А-9/А-10) которая могла достичь Америку. https://en.wikipedia.org/wiki/Aggregat_(rocket_family) Работа по проекту началась в 1940 г. В январе 1945 тода проведено первое испитание А-9 - вехнюю, меньшую ступень ракеты. Она - усовершенствованная А-4 с массой в 16,26 тон и тягой двигателя 27.5 тон. Паралельно шла работа по нижней ступени - А-10. Она должна была полететь в 1946 году. Весила 63-69 тон. В начале думали ноставить 6 двигателей по 27.5 тон тяги от А-9, но потом решили заменить их одним двигателем тягой в 200 - 230 тон! Фон Браун проектировал подставить под А-9/А-10 еще более мощных ступеней: с А-11 ракета становилась трех-ступенчатой, и достигала массу в 500 тон. Так ноа могла бы вывести 300 кг в орбиту вокруг Земли! Следующую ступень - А-12 т массой в 3500 тон должна была иметь 50 двигателей от А-10. С ней ракета стала четирех-ступеньчатой и могла вывести на орбиту 10 тон. Пиллотируемый космический корабль!? Но Германия была разгромлена и эти проекты не были осуществлены.

После конца войны службы безопасности США и СССР начали настоящую охоту на ракетных специалистов Германии. Большинство специалистов с генералом Дорнбергером и фон Брауном были вывезены в США. Меньшая группа, лидером у которой стал один из помощников фон Брауна - Хельмут Гретруп, попала в СССР. Так германцы поставили основы ракетостроения в двух великих сил. Первые большие ракеты, сделанные в Америке и России были копии Фау-2.
В 1948-49 годах американцы запустили первые животные (шимпанзе) в космосе на ракетах Фау-2. Но все четыре попитки оказались неуспешными - обезьяны погибли. Первые успели вернуть живыми животные из космоса русские. 22 июля 1951 году с полигона Капустин Яр взлетела геофизическая ракета Р-1В, которая является модификацией боевой Р-1, созданной тоже на основе Фау-2. Ракета достигла высоты в 110 км и успешно приземлила собак Дезик и Цыган. Но все это - только суборбитальные полеты. Настоящий космос предполагает хотя бы выход на орбиту.
Ракет продолжали усовершенствовать для военнѝых целей. В США создали семьи ракет Редстоун, Юпитер и Тор. В СССР разрабатывают последовательно Р-1, Р-2, Р-5, пока не сделали первую в мире междуконтинентальную баллистическую ракету Р-7. Она была самой мощной ракеты, построенной до тех пор. В большой степени сиграла роль политическая ситуация в мире: Американцы окружили СССР сетью военных баз, из которых тысячи бомбардировщиков США могли бросать атомные бомбы над Советского Союза. Ихние ракеты были только дополнение к ударной мощи авиации, да и не было необходимости преодолевать междуконтинентальные расстояния. Достаточно было иметь ракет  среднего радиуса. На это СССР не мог ответить авиацией – русские бомбардировщики в то время бѝыли намного меньше и должны были лететь дальше, чем был их боевой радиус. Единственный надежный способ ответа на евентуальном ядерном ударе было создание междуконтинентальных ракет и решение было взято.
Еще в декабре 1950 года министерский совет СССР постановил начать научно-исследовательскую работу по созданию ракеты с дальностью полета в 5-10 000 км, несущую ядерного заряда.
Чтобы перелететь на такое большое расстояние, МБР должна получить скорость, близкой к орбитальной. А чтобы боеголовка достигла цели в сохранности, не сгорая в атмосфере, она должна иметь достаточно еффективную тепловую защиту. Так создатель МБР получал ракету, которая может достичь орбиты, а также возможность возвращения запущенного объекта обратно на Землю.

Бертикъ

Цитата: Димитър от 13.02.2024 12:32:20Если ракеты Конгрива летели на разстоянии до 2.7 км, ракеты Засядко достигали до 6 км.
Насчет 6 км - это перебор. Даже более поздние ракеты Константинова летали только на 4,3 км. А у Засядко - до 3,1 км.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Димитър

#2
Цитата: Бертикъ от 13.02.2024 13:00:14Насчет 6 км - это перебор.
Спасибо, учту. Ссылку можно?

Вот мой источник:
https://diletant.media/articles/37460982/
Ракеты Засядко улетали на 6 километров, а их английские аналоги с трудом дотягивали до трёх.

Бертикъ

Цитата: Димитър от 13.02.2024 12:32:20Но в 1937 году руководители института Клейменов и Лангемак были арестованы по доносу и расстреляны, а их заместители - Корольов и Глушко попали в лагере. Институт сохранился, но работа в нем была сильно замедлена.
И зачем это в Предыстории космонавтики?
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Бертикъ

Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Димитър

Цитата: Бертикъ от 13.02.2024 13:07:15
Цитата: Димитър от 13.02.2024 12:32:20Но в 1937 году руководители института Клейменов и Лангемак были арестованы по доносу и расстреляны, а их заместители - Корольов и Глушко попали в лагере. Институт сохранился, но работа в нем была сильно замедлена.
И зачем это в Предыстории космонавтики?
Потому-что помешало дальнейшей работе. Можно еще добавить, что вообще ракетная тематика попала в немилость. Ее стали считать чуть ли не вредительством.

Streamflow

Цитата: Димитър от 14.02.2024 18:06:19Потому-что помешало дальнейшей работе. Можно еще добавить, что вообще ракетная тематика попала в немилость. Ее стали считать чуть ли не вредительством.
Димитър, а деятельность Королёва, и, особенно, Глушко, по меркам того времени и была именно таковой. Они тратили государственные средства на игрушки, которые не могли превратить в то, что было нужно власть предержащим.

1. На мой взгляд, у Вас получается еще один вариант унылого официоза, который имеет довольно слабое отношение к реально творившейся тогда драме как идей, так и людей, их воплощавших. Я никогда не стремился писать такие истории, но при системном анализе одного важного аспекта деятельности ракетчиков, связанного с высокочастотными автоколебаниями в камерах сгорания жидкостных ракетных двигателей, у меня практически сами собой открылись глаза на историю одной из этих драматических линий, может быть даже самой главной в течение первых 3 - 4 десятков развития ракетостроения. Мне кажется, там перо Шекспира было бы наиболее подходящим, ни более, ни менее.

Эта линия параллельно с анализом этих самих высокочастотных автоколебаний изложена в работе https://www.synerjetics.ru/article/LRE_high_friquency.htm

2. В своей истории Вы много раз упоминаете Опеля и Валье, которые, по существу, никак не повлияли на развитие ракетной техники, и ни разу - имя человека, без которого, на мой взгляд, её история могла бы пойти совсем по другому сценарию, по тому, по которому она пошла в РНИИ, и окончательно закончилась бы в шарашках и на Колыме в СССР (или для советских ракетчиков просто закончилась бы вместе с поражением СССР в войне), и привела бы к значительно более полезным немцам для войны удвоенному - утроенному производству танков типа Pz.Kpfw. IV или  Pz.Kpfw. V или реактивным истребителям вместо ракеты V-2 в Германии.

3. Отмечу, что п.1 и 2 говорят по существу об одном и том же.

4. Ну, и пусть какой-то нативный русский исправит написание очень многих фамилий, упоминаемых у Вас.

Димитър

Первый период - Большая гонка (1957-1975)

  Спутниковый кризис

Настоящая история космонавтики начинается с запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года. Тогда мир разделлся на два враждующих лагеря — социалистический во главе с СССР и капиталистический во главе с США. 1957-58 годы были объявлены «Международным геофизическим годом». Среди прочего, США объявили, что запустят небольшой спутник Земли. США были самой богатой и развитой страной в мире, и они не думали, что кто-то другой сможет сделать такое. Но с 1953 года  в СССР находился у власти Никита Хрущев. Он поставил перед собой амбициозную цель — заставить Советский Союз обогнать Соединенные Штаты во всех областях. И когда ему сказали, что его страна может запустить спутник раньше США, он отдал приказ действовать. У СССР уже была Р-7. Потому что у США были тысячи бомбардировщиков на американских базах вблизи советских границ, которые могли нанести удар по стране с применением ядерного оружия. А советским самолетам, которых было гораздо меньше, чтобы отреагировать на удар, пришлось пролететь тысячи километров. В 1953 году был разработан эскизный проект двухступенчатой ракеты, способной нести 3-тонный ядерный заряд на расстояние 8000 км. Но власти решили, что этого недостаточно и распорядились увеличить грузоподъемность до 5,5 тонн. Проект был доработан. В начале 1957 года ракета была готова к испытаниям. В апреле был готов стартовый комплекс в Казахстане в районе железнодорожной станции Тюра-Там. Сегодня это космодром Байконур. Первые два испытания оказались неудачными, но 21 августа 1957 года ракета достигла цели на Камчатке.
Запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года вызвал так называемый «спутниковый кризис» в США. Международному авторитету страны был нанесен страшный удар, который не мог остаться без ответа! Были созданы организации DARPA (Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов) при Министерстве обороны и НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства) — непосредственно подчиненные президенту США. Началась программа создания 1000 межконтинентальных баллистических ракет «Минитмен» и баллистических ракет на вооружении атомных подводных лодок. И конечно, запуск собственного спутника был ускорен до максимума. В США над этим вопросом работали параллельно две группы. Одну из них руководил Вернер фон Браун, который готовил ракету «Юпитер-С» на базе боевой ракеты «Редстоун». Другая группа - ВМС США, заказавшие ракету "Авангард" у компании Гленна Мартина. «Авангард» стал первой в мире ракетой, специально предназначенной для запуска спутников в космос. Власти не хотели, чтобы США представлял перед миром немец. Поэтому право на запуск первого американского спутника было отдано «своим» из состава флота. После трёх успешных суборбитальных испытаний 6 декабря 1957 года ракета была пущена со спутником «Авангард-ТВ3». На запуск были приглашены многие журналисты. Собралось много людей. Но всего через две секунды после старта, перед глазами многочисленной публики, ракета накренилась и взорвалась на стартовом комплексе. «Спутниковый кризис» вместо того, чтобы затихнуть, разразился с еще большей силой. Только после этого фон Брауну разрешили запустить свою ракету. 1 февраля 1958 года ракета «Юпитер-С» (впоследствии получившая название «Юнона I») запустила первый американский спутник «Эксплорер-1». Программа «Авангард» не была заброшена. 17 марта 1958 года ВМФ наконец удалось вывести на орбиту свой спутник — «Аванград-1», ставший вторым американским спутником. Его вывели на высокую орбиту, что позволило ему вращаться вокруг Земли по сей день. Сегодня «Авангард-1» — старейший объект на орбите.
Главной движущей силой развития космонавтики в первый период было стремление каждой из двух сверхдержав любой ценой доказать, что она лучше и эффективнее другой. Сил не жалели и деньги давали без счета! Риск считался нормальным и приемлемым во имя высшей цели. Именно поэтому космонавтика быстро развивалась.
Локомотивом советской космонавтики стала межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, созданная под руководством Сергея Королева. Она все еще проходила испытания, когда вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. В качестве окислителя ракета использовала жидкий кислород, что требовало поддержания очень низкой температуры для его хранения и увеличивало время на подготовки ракеты к старту. Из-за этого ракета оказалась непригодной для боевых целей. Вступившие в строй 20 января 1960 года, ракеты Р-7 и ее модификация Р-7А к концу 1968 года были сняты с боевого дежурства.
Но зато ракету Р-7 модифицировали как космическую ракету-носитель. Ее преемники, ракеты «Союз», летают до сих пор. Первая космическая модификация этой ракеты - двухступенчатая РН "Спутник" вывела на орбиту первый спутник ПС-1 (простейший спутник - 1) в 1957 году, а всего через месяц (3 ноября 1957 года) и ПС- 2 с первым живым существом на орбиту – собака Лайкой.
Впоследствии Р-7 получила третью ступень (Блок Е) — это увеличило полезную нагрузку до 4725 кг на низкой орбите и позволило отправить АМС к Луне. 2 января 1959 года совершила полет «Луна-1». Она пропустил Луну, но стал первым человеческим объектом, достигшим второй космической скорости и ставшим спутником Солнца. Луна впервые была достигнута «Луной-2» 14 сентября 1959 года. А «Луна-3» 7 октября 1959 года передала на Землю первое изображение обратной стороны Луны.
Позже, в 1960 г., блок Е был заменен более мощным блоком И. Создан для РН «Молния» (первый пуск 10 октября 1960 г.) вместе с блоком Л — четвертой ступенью для той же ракеты. Четвертая ступень позволила новой ракете доставить на Марс и Венеру АМС массой более 1 тонны.
Но дорога н космос непростая. 10 и 18 октября 1960 года первые советские АМС «Марс 1960А» и «Марс 1960Б» погибли в морских катастрофах. 12 февраля 1961 года к Венере отправилась Венера-1, а в 1962 году — Марс-1. Но с обоими связь была потеряна, не дойдя до планет.

Димитър

Цитата: Streamflow от 15.02.2024 23:12:23деятельность Королёва, и, особенно, Глушко, по меркам того времени и была именно таковой. Они тратили государственные средства на игрушки, которые не могли превратить в то, что было нужно власть предержащим.
Но потом сделали нужные вещи. Легендарная Катюша, НУРСы и ракетные двигатели для самолетов-перехватчиков. Хотя это - потом. В 1937 скорее все так и выглядело, как Вы сказали. 

Цитата: Streamflow от 15.02.2024 23:12:23На мой взгляд, у Вас получается еще один вариант унылого официоза, который имеет довольно слабое отношение к реально творившейся тогда драме как идей, так и людей, их воплощавших. ... Мне кажется, там перо Шекспира было бы наиболее подходящим, ни более, ни менее.
Увы, я не Шекспир. Получилось справочник фактов и дат. Будет время, постараюсь как-то передать "творившейся драме".

Цитата: Streamflow от 15.02.2024 23:12:23много раз упоминаете Опеля и Валье, которые, по существу, никак не повлияли на развитие ракетной техники,
Не повлияли!? А огромная реклама ракетной техники по всему миру? Одно то, что они вдохновили Вернера фон Брауна не хватит?

Цитата: Streamflow от 15.02.2024 23:12:23имя человека, без которого, на мой взгляд, её история могла бы пойти совсем по другому сценарию, по тому, по которому она пошла в РНИИ, и окончательно закончилась бы в шарашках
Извините, о ком Вы?

Цитата: Streamflow от 15.02.2024 23:12:23пусть какой-то нативный русский исправит написание очень многих фамилий, упоминаемых у Вас.
Пусть, давайте! Вообще то писать эту "историю" я начал на болгарский. В одном нашем институте решили прочитать короткий курс "истории космонавтики" студентам и вспомнили про меня. А потом отказались, но я продолжил писать для себя. Могу и книжку издать (на болгарском) если понравится. А перевод на русском, только для форума НК, чтобы здесь знающие коллеги указали на мои ошибки.

hlynin

Цитата: Streamflow от 15.02.2024 23:12:23привела бы к значительно более полезным немцам для войны удвоенному - утроенному производству танков типа Pz.Kpfw. IV или  Pz.Kpfw. V или реактивным истребителям вместо ракеты V-2 в Германии.
То, что А-4 стоила 300 000 марок - да. Но то, что эти марки можно как-то переделать в танки и самолёты - нет. Никак ракетостроители не могут производить танки и даже самолёты
И даже если бы могли - что толку?
Того и другого в мае 1945-го у Германии было полно. Сотни реактивных самолётов стояли без топлива, тысячи лётчиков воевали пехотинцами, танки вкапывали в землю.
Напомню и такую цифирь - англичане потратили и понесли урон от действий V-1 и V-2 ВТРОЕ больше, чем потратила Германия. А если считать по людям, то погибло более 10 тыс человек. Англичан и их союзников. Немцы не потеряли ни одного человека.

hlynin

Цитата: Димитър от 16.02.2024 17:15:10Пусть, давайте! Вообще то писать эту "историю" я начал на болгарский. В одном нашем институте решили прочитать короткий курс "истории космонавтики" студентам и вспомнили про меня. А потом отказались, но я продолжил писать для себя.
Я не знаю, что напечатано на болгарском, но на русском история ракет напечатана на три порядка глубже, многократно и с разных точек зрения.
Если начало - про Ван Гу и татар, что привезли в Европу ракеты, вообще всё неверно, то дальше написано приблизительно правильно (с ошибками), но на совершенно детском уровне. Совершенно нет ни одной строки, с которой можно было бы согласиться полностью.
Типа, как утверждать, что Земля имеет форму шара
Но
1) Вообще-то она сплюснута
2) И сплюснута ассиметрично
3) и вообще имеет форму геоида и описывается  трёхэтажными формулами
Для детей описание в первом приближение - годится. Для взрослых - нет.

Streamflow

Цитата: Димитър от 16.02.2024 17:15:10
Цитата: Streamflow от 15.02.2024 23:12:23деятельность Королёва, и, особенно, Глушко, по меркам того времени и была именно таковой. Они тратили государственные средства на игрушки, которые не могли превратить в то, что было нужно власть предержащим.
Но потом сделали нужные вещи. Легендарная Катюша, НУРСы и ракетные двигатели для самолетов-перехватчиков. Хотя это - потом. В 1937 скорее все так и выглядело, как Вы сказали.

Цитата: Streamflow от 15.02.2024 23:12:23На мой взгляд, у Вас получается еще один вариант унылого официоза, который имеет довольно слабое отношение к реально творившейся тогда драме как идей, так и людей, их воплощавших. ... Мне кажется, там перо Шекспира было бы наиболее подходящим, ни более, ни менее.
Увы, я не Шекспир. Получилось справочник фактов и дат. Будет время, постараюсь как-то передать "творившейся драме".

Цитата: Streamflow от 15.02.2024 23:12:23много раз упоминаете Опеля и Валье, которые, по существу, никак не повлияли на развитие ракетной техники,
Не повлияли!? А огромная реклама ракетной техники по всему миру? Одно то, что они вдохновили Вернера фон Брауна не хватит?

Цитата: Streamflow от 15.02.2024 23:12:23имя человека, без которого, на мой взгляд, её история могла бы пойти совсем по другому сценарию, по тому, по которому она пошла в РНИИ, и окончательно закончилась бы в шарашках
Извините, о ком Вы?

Цитата: Streamflow от 15.02.2024 23:12:23пусть какой-то нативный русский исправит написание очень многих фамилий, упоминаемых у Вас.
Пусть, давайте! Вообще то писать эту "историю" я начал на болгарский. В одном нашем институте решили прочитать короткий курс "истории космонавтики" студентам и вспомнили про меня. А потом отказались, но я продолжил писать для себя. Могу и книжку издать (на болгарском) если понравится. А перевод на русском, только для форума НК, чтобы здесь знающие коллеги указали на мои ошибки.

1. Ни Королёв, ни Глушко, ни тогда, ни потом (до освоения немецкого наследия) никаких "нужных вещей" так и не сделали. А Глушко и после этого "освоения" ещё почти десяток лет ничего сделать не мог, пока, насколько я могу судить, не поступили "заокеанские данные". Только тогда его ОКБ смогло, наконец, слепить РД-107/108 на берёзовых чурках.

"Легендарную Катюшу, НУРСы (что то же самое, что и Катюша) и ракетные двигатели для самолетов-перехватчиков сделали совсем другие люди, которые, насколько я помню, и участвовали в разоблачении "врагов народа". А Королёв в это время тихо умирал на золотом прииске Мальдяк.

2. Увы, все мы не Шекспиры, под именем которого на средства графа Ратленда (который и сам был весьма хорош, да и его жена - дочь первого выдающегося поэта Англии, Филиппа Сидни, тоже) выступала группа лучших английских поэтов и драматургов того времени. Это - наиболее обоснованная версия описания этого явления. Кроме того, вряд ли даже сам Потрясающий копьём смог бы превратить справочник в трагедию.

3. WvB вдохновили не Опель с Валье, а, как известно, Герман Оберт. И рекламы от фильма "Женщина на Луне" было, думаю, побольше. Но всё это вскоре закончилось пшиком, пока за дело не взялось нацистское государство через рейхсвер/вермахт.

4. Назвать имя этого человека? Ну, если это имя надо называть, то думаю, историю космонавтики писать пока рановато. Впрочем, прочитайте рекомендованную статью, там, кроме драмы идей есть и это имя.

Streamflow

Цитата: hlynin от 16.02.2024 19:03:53То, что А-4 стоила 300 000 марок - да. Но то, что эти марки можно как-то переделать в танки и самолёты - нет. Никак ракетостроители не могут производить танки и даже самолёты
И даже если бы могли - что толку?
Того и другого в мае 1945-го у Германии было полно. Сотни реактивных самолётов стояли без топлива, тысячи лётчиков воевали пехотинцами, танки вкапывали в землю.
Напомню и такую цифирь - англичане потратили и понесли урон от действий V-1 и V-2 ВТРОЕ больше, чем потратила Германия. А если считать по людям, то погибло более 10 тыс человек. Англичан и их союзников. Немцы не потеряли ни одного человека.
1. А кто говорит о мае 1945 года и о стоимости А-4? Средства в Пенемюнде начали вкладывать в 1938 году, если не раньше, когда А-4 была только в мозгах у 2 - 3 человек. И "ракетостроителей" в 1938 году было не намного больше. Все те десятки тысяч (вместе с заключёнными), что потом работали в Перемюнде, Доре и ещё хрен знает где на А-4, как миленькие клепали бы танки, реактивные истребители, простые и дешёвые самолеты-снаряды или маршировали по русским просторам с винтовками Маузер-98к.
2. А если бы они стали клепать Швальбе в виде истребителей, как только это стало возможным, то те бы не стояли потом вместе с танками без топлива, так как коробки из сотен бомбардировщиков союзников несли бы при налётах на Германию неприемлемые потери.
3.  "Немцы не потеряли ни одного человека" - ну, это вы сказали в запальчивости. Сами, наверное, знаете, что они потеряли даже того человека, о котором я всё толкую Димитъру. А потери англичан от А-4 имели ничтожное влияние на ход мировой войны, и только их разозлили, да и смешивать V-1 и V-2 нехорошо. Кроме того, потери людей на территории Германии от V-2, насколько я помню, были в пару раз выше, чем на территории Англии.

hlynin

Цитата: Streamflow от 16.02.2024 20:32:303. WvB вдохновили не Опель с Валье, а, как известно, Герман Оберт.
Собственно, Оберт вдохновил всех. Но сабж, очевидно, имеет ввиду случай, когда Браун видел проезд Опеля и тут же сделал ракетную тележку, которая некоторых напугала
Цитата: Streamflow от 16.02.2024 20:32:30Назвать имя этого человека?
Если про автоколебания в ДУ, то, вероятно, вы имеете ввиду Тиля. Он, конечно, велик. Но ракеты ведь не только движки. Например, тот же Тиль знал, как создать ДУ, но совершенно не верил в ракету. Точнее, в массовое производство. И написал заявление об отставке. И в ту же ночь погиб.

hlynin

Цитата: Streamflow от 16.02.2024 20:56:421. А кто говорит о мае 1945 года и о стоимости А-4? Средства в Пенемюнде начали вкладывать в 1938 году, если не раньше, когда А-4 была только в мозгах у 2 - 3 человек. И "ракетостроителей" в 1938 году было не намного больше. Все те десятки тысяч (вместе с заключёнными), что потом работали в Перемюнде, Доре и ещё хрен знает где на А-4, как миленькие клепали бы танки, реактивные истребители, простые и дешёвые самолеты-снаряды или маршировали по русским просторам с винтовками Маузер-98к.
Вы допускаете ошибку. Во-первых, не столь большие деньги. И даже на год (кажется) вообще отказали в финансах. Да не могли клепать чего угодно хрен знает сколько. Вот танки дизельные гораздо лучше, чем бензиновые. Бензиновые шибко горят, а с сентетическим бензином в мороз не заводятся. А немцы делали бензиновые. Не от глупости. Потому что дизтопливо сжирал флот без остатка. Т.е. прежде проектирования учитывали ресурсы. А у СССР флота не было, можно было делать дизельные танки
А-4 была дорога, но не была конкурентом ни флоту, ни танкам. Но - главное - это было именно оружие возмездия, против него не было никакой защиты. Когда вся авиация Германия встала и флот и танки, ракеты продолжали клепать всё больше и больше.

hlynin

Цитата: Streamflow от 16.02.2024 20:56:422. А если бы они стали клепать Швальбе в виде истребителей, как только это стало возможным, то те бы не стояли потом вместе с танками без топлива, так как коробки из сотен бомбардировщиков союзников несли бы при налётах на Германию неприемлемые потери.
Задним умом... 
Откуда они знали про летающие крепости по 800 штук зараз? А про точность ночных бомбёжек? Если бы знали, как оно будет, было бы всё иначе.
Цитата: Streamflow от 16.02.2024 20:56:423.  "Немцы не потеряли ни одного человека" - ну, это вы сказали в запальчивости. Сами, наверное, знаете, что они потеряли даже того человека, о котором я всё толкую Димитъру. А потери англичан от А-4 имели ничтожное влияние на ход мировой войны, и только их разозлили, да и смешивать V-1 и V-2 нехорошо. Кроме того, потери людей на территории Германии от V-2, насколько я помню, были в пару раз выше, чем на территории Англии.
Это совсем другое. Немецкая авиация тоже убила десятки тысяч. Но вот пишут, что ракетчики не потеряли ни одного человека. Даже при бомбёжках авиации. Успевали уехать, сховаться, мобильные шибко. И мелкие

Streamflow

Цитата: hlynin от 16.02.2024 20:59:08
Цитата: Streamflow от 16.02.2024 20:32:303. WvB вдохновили не Опель с Валье, а, как известно, Герман Оберт.
Собственно, Оберт вдохновил всех. Но сабж, очевидно, имеет ввиду случай, когда Браун видел проезд Опеля и тут же сделал ракетную тележку, которая некоторых напугала
Цитата: Streamflow от 16.02.2024 20:32:30Назвать имя этого человека?
Если про автоколебания в ДУ, то, вероятно, вы имеете ввиду Тиля. Он, конечно, велик. Но ракеты ведь не только движки. Например, тот же Тиль знал, как создать ДУ, но совершенно не верил в ракету. Точнее, в массовое производство. И написал заявление об отставке. И в ту же ночь погиб.
Про тележку - ладно, пусть будет в истории.

При Тиля - ракета, конечно, не только двигатель, но без двигателя ракет не бывает. Доказано в РНИИ и в следственной тюрьме НКВД в 1938 году.

Про Тиля далее - он не верил в массовое производство А-4 с его началом в августе 1943 года. Только и всего. А поговорили бы с ним по душам в гестапо как с фон Брауном и Греттрупом в следующем году - и поверил бы.

hlynin

Цитата: Streamflow от 16.02.2024 20:56:42Кроме того, потери людей на территории Германии от V-2, насколько я помню, были в пару раз выше, чем на территории Англии.
это коим же образом?

hlynin

Цитата: Streamflow от 16.02.2024 21:42:04При Тиля - ракета, конечно, не только двигатель, но без двигателя ракет не бывает. Доказано в РНИИ и в следственной тюрьме НКВД в 1938 году.
Это ещё древние китайцы знали. Но управление делал не он. А всякие там катюши  без управления - просто те же китайско-корейские хвачи с 500-летней историей. Даже если бы вообще ЖРД не было, полетели бы в космос на твёрдом топливе. 

Streamflow

Цитата: hlynin от 16.02.2024 21:10:52
Цитата: Streamflow от 16.02.2024 20:56:421. А кто говорит о мае 1945 года и о стоимости А-4? Средства в Пенемюнде начали вкладывать в 1938 году, если не раньше, когда А-4 была только в мозгах у 2 - 3 человек. И "ракетостроителей" в 1938 году было не намного больше. Все те десятки тысяч (вместе с заключёнными), что потом работали в Перемюнде, Доре и ещё хрен знает где на А-4, как миленькие клепали бы танки, реактивные истребители, простые и дешёвые самолеты-снаряды или маршировали по русским просторам с винтовками Маузер-98к.
Вы допускаете ошибку. Во-первых, не столь большие деньги. И даже на год (кажется) вообще отказали в финансах. Да не могли клепать чего угодно хрен знает сколько. Вот танки дизельные гораздо лучше, чем бензиновые. Бензиновые шибко горят, а с сентетическим бензином в мороз не заводятся. А немцы делали бензиновые. Не от глупости. Потому что дизтопливо сжирал флот без остатка. Т.е. прежде проектирования учитывали ресурсы. А у СССР флота не было, можно было делать дизельные танки
А-4 была дорога, но не была конкурентом ни флоту, ни танкам. Но - главное - это было именно оружие возмездия, против него не было никакой защиты. Когда вся авиация Германия встала и флот и танки, ракеты продолжали клепать всё больше и больше.
Никто, возможно, кроме США, не может клепать чего угодно хрен знает сколько, но если свои ограниченные ресурсы вкладываешь в это "что угодно", тогда - не жалуйся.

Относительно "небольших средств" - в программу A-4, насколько я помню, вложила средств вдвое больше, чем во всю программу Pz Kpfw. V (то есть Пантеры - основного боевого танка вермахта второй половины войны). И не надо тут переписывать Суворова. А танки могли бы как и А-4 на спирту поездить, если бы припёрло. Не такие уж и тяжелые они были в 1941 году. А если бы всё Пенемюнде посадить на них в виде десанта, то уже к концу 1941 года у Германии не было бы никаких проблем с топливом, а в 1942 году эти проблемы были бы у Великобритании, и тогда даже и не нужно было бы клепать Швальбе и подлодки.