Многоразовые системы vs одноразовые

Автор Sevlagor, 22.10.2005 23:15:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Sevlagor

ЦитироватьОпс! Не заметил! :)
ЦитироватьНо с Шатлом опять особый случай. Потребовав от него возвращать спутники, частоту полётов повысили на 2%, а массу и стоимость увеличили минимум раз в 5.
ЧАВО??? АСЬ???
Ну-ка поподробнее с этого места!
:lol:
А чего не так? :?

ЦитироватьВернемся к истокам спора? ;)
Цитировать
ЦитироватьОно будет дорого, потому как типа многоразово ...
Заблуждение.
Всё наоборот.
Одноразовое - дорого, многоразовое - дёшево (в изготовлении действительно подороже но это многократно перекрывается многократным использованием).
Давайте

Начало тут http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=1156&start=1680

Bell

Цитировать
ЦитироватьШаттл такой универсально-удолбищный и дорогой именно потому, что многоразовый!
Неа!
Сделайте его менее универсальным и он подешевеет и станет менее удолбищьным.
Сделайте его одноразовым и он станет дороже.
Если сделать его менее универсальным, он должен будет реже летать и потеряется смысл многоразовости.

Цитировать
Цитировать1) Многоразовая система должна летать часто, чтобы быть экономически эффективной. Шаттл, кстати, расчитывали на 2 полета В МЕСЯЦ (разные корабли ессно). При такой частоте полетов себестоимость упала очень существенно, за счет СЕРИЙНОСТИ ОДНОРАЗОВЫХ компонентов  :lol:
Угу согласен, чаще - лучше.
Но с Шатлом опять особый случай. Потребовав от него возвращать спутники, частоту полётов повысили на 2%, а массу и стоимость увеличили минимум раз в 5.
Чаще - не лучше. Чаще - необходимое условие многоразовости. Разве не понятно?


Цитировать
ЦитироватьОбратный случай - зачем нужна многоразовость редко используемой системе? Многоразовый марсианский экспедиционный комплекс - предел маразма ;)
МЭК возвращается к Земле почти в томже виде в каком улетал.
Его ресурс 25 лет (и снижать нельзя) а летал он 2.5 года.
Делать его "одноразовым" - разбазаривать деньги.
Вообще-то это оффтоп. МЭК в существующем виде неспособен выйти на земную орбиту. Если сделать его способным, он станет сложнее, тяжелее и дороже. Существенно.

Цитировать
Цитировать2) Часто летающая система не может быть специализированной, поскольку нет таких узких задач, которые требовали бы создания многоразовой системы. Следовательно, любая часто летающая система должна быть многофункциональной, универсальной.
Есть такая система - РН.
РН специализируются на выводе грузов на ЛЕО, и они универсальны т.к. выводять любые грузы соотв. массы.

А также такой системой является капсула специализированная для возвращения экипажа на Землю.
Универсальна она из-за того что может входить в состав любых пилотируемых систем. От КК до ОС и МЭК.
Нееее! :)
РН - МНОГО, СА - редко летают.
А Шаттл - один и должен был ЧАСТО летать.
Чтоб было с чем и зачем часто летать, его пришлось делать универсальным. А часто летать он должен был непосредственно для оправдания многоразовости.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьШаттл породил миф о том что "многоразовое - значит дорогое"
Шаттл явно показал, что системы, узлы и агрегаты, работающие в крайне жестких условиях космического полета при существующем уровне технологий в случае многоразовости будут очень дорогими в разработке и обслуживании. В первую очередь это относится к маршевым ДУ и плитке.
Шаттл явно показал, что системы, узлы и агрегаты, работающие в крайне жестких условиях космического полета при существующем уровне технологий в случае гипертрофированной универсальности будут очень дорогими в разработке и обслуживании. В первую очередь это относится к маршевым ДУ и плитке.
Многоразовость непричём! Виновата гипертрофированная универсальность!
УУУУ!!! Как все запущено! :(
Что за откровенный бред???
Это с чего SSME и плитка стали гипертрофированно универсальными??????????????? Универсальна только вся система в целом!
Да это только самое очевидное, что прямо лежит на поверхности.
Весь шаттл - совокупность таких систем, узлов и агрегатов, которые изначально пришлось разрабатывать и изготавливать, а потом и обслуживать  с учетом многоразовости работы в крайне жестких условиях космического полета, когда разного рода нагрузки НА ПОРЯДОК превышают нагрузки на аналогичные системы, узлы и агрегаты в авиации.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьОчень многие этому верят.
А куда деватся? Факты - упрямая вещь...
Вы неправильно интерпретировали эти факты.
Что я неправильно интерпретирую? Стоимость создания и обслуживания SSME и плитки???
Сам-то понял, что сказал????


Цитировать
ЦитироватьВот Клипер - совсем другое дело! Маршевые ДУ и ТЗП у него одноразовые, дешевые  :D
Многоразовая ДУ в составе Парома будет ещё лучше.
Маршевая ДУ Шаттла - многоразовый SSME. Маршевая ДУ Клипера - ДУ РН. Одноразовой РН.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

Так вот я горю желанием узнать, какая такая гипертрофированная универсальность в SSME и плитке?  :lol:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Sevlagor

В SSME и плитке никакой. это мы там друг друга недопоняли. :)

Универсален сверх разумного Шаттл.

Bell

ЦитироватьБелл, вы дурачка включили?  :?
Нет, два дурачка в одном топике - имхо перебор! :)

ЦитироватьПовторяю
Попробуйте лишить Шаттл многоразовости оставив остальные требования к нему прежними. Измените соответствующим образом конструкцию с целью удешевления и упрощения.
И посмотрите на результат.
Попробуйте!
Легко!
Получается Шаттл-С, с большой капсулой на конце карго-отсека. Сам отсек герметичный, со сворками. ДУ - RS-68. Выводимая ПН вырастает до 50-60 т. Все ставится на поток, серийное производство делает свое дело, снижая себестоимость. Все счастливы.

Нельзя только спускать спутники. Все остальное - точно так же.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

ЦитироватьВ SSME и плитке никакой. это мы там друг друга недопоняли. :)

Универсален сверх разумного Шаттл.
Ага, значит к этому моему заявлению больше претензий нет?
Цитировать
ЦитироватьШаттл породил миф о том что "многоразовое - значит дорогое"
Шаттл явно показал, что системы, узлы и агрегаты, работающие в крайне жестких условиях космического полета при существующем уровне технологий в случае многоразовости будут очень дорогими в разработке и обслуживании. В первую очередь это относится к маршевым ДУ и плитке.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Sevlagor

Цитировать
ЦитироватьШаттл породил миф о том что "многоразовое - значит дорогое"
Шаттл явно показал, что системы, узлы и агрегаты, работающие в крайне жестких условиях космического полета при существующем уровне технологий в случае многоразовости будут очень дорогими в разработке и обслуживании. В первую очередь это относится к маршевым ДУ и плитке.
ДУ крута и дорогА, неотрицаю.
Для системы с таким маленьким ПГ неоправданно дорогА. Угу.

Будь ПГ больше раза в 3-4 и летай Шаттл по 2 раза в месяц такая навороченность ДУ былабы оправдана, её обслуживание было бы на много дешевле.
Согласны?

Sevlagor

Или оставив ПГ = 20т уменьшить колличество двигателей с 3 до 1
Тоже будет неплохо.
Согласны?

Sevlagor

Цитировать
ЦитироватьШаттл породил миф о том что "многоразовое - значит дорогое"
Шаттл явно показал, что системы, узлы и агрегаты, работающие в крайне жестких условиях космического полета при существующем уровне технологий в случае многоразовости будут очень дорогими в разработке и обслуживании. В первую очередь это относится к маршевым ДУ и плитке.
ДУ крута и дорогА, неотрицаю.
Для системы с таким маленьким ПГ неоправданно дорогА. Угу.

Раз ДУ дорогая из-за многоразовости давайте многоразовость ликвидируем!
Сделаем Шаттл одноразовым.

ДУ станет намного проще и дешевле! Ура!

Но станет ли дешевле Шаттл или его эксплуатация??
Белл, станет ли Шаттл дешевле?

Sevlagor

Цитировать
ЦитироватьПовторяю
Попробуйте лишить Шаттл многоразовости оставив остальные требования к нему прежними. Измените соответствующим образом конструкцию с целью удешевления и упрощения.
И посмотрите на результат.
Попробуйте!
Легко!
Получается Шаттл-С, с большой капсулой на конце карго-отсека. Сам отсек герметичный, со сворками. ДУ - RS-68. Выводимая ПН вырастает до 50-60 т. Все ставится на поток, серийное производство делает свое дело, снижая себестоимость. Все счастливы.

Нельзя только спускать спутники. Все остальное - точно так же.
Вы ликвидировали сверхуниверсальность, остался только вывод грузов на орбиту. Система сразу стала намного эффективней. Ага, так и есть.

Я же попросил убрать многоразовость оставив все прежние требования, оставив возможность возвращать спутники, возить пассажиров, изображать маленькую ОС и т.д.

hcube

Ээээ... большой чемодан трансхабов и НТУ, с капсулой Аполло на верхушке? ;-) По моему, возвращающий ПН, но при этом одноразовый шаттл - это унреал ;-) С одноразовыми двигателями - это Буран. Но чтобы еще и планер был одноразовый... ну, можно придумать что-то типа фермы грузового отсека с абляционным экраном и парашутами, но большого выигрыша не будет - парашуты на 20 тонн немного нетривиальны ;-).
Звездной России - Быть!

Sevlagor

ЦитироватьЭэээ... большой чемодан трансхабов и НТУ, с капсулой Аполло на верхушке? ;-) По моему, возвращающий ПН, но при этом одноразовый шаттл - это унреал ;-) С одноразовыми двигателями - это Буран. Но чтобы еще и планер был одноразовый... ну, можно придумать что-то типа фермы грузового отсека с абляционным экраном и парашутами, но большого выигрыша не будет - парашуты на 20 тонн немного нетривиальны ;-).
:) Вроде в ТЗ на Шаттл есть ешё требование сажать спутники мягко  :D   :wink:
Т.е. парашутная посадка никак не годится, для мягкой посадки надо садиться на крыльях.
 :wink:

hcube

А надувное устройство не годится? Бе я затрудняюсь придумать крылатое одноразовое устройство ;-). Ну, разве что если крылышки разворачиваемые после сброса экрана или надувные...
Звездной России - Быть!

Sevlagor

Можно и надувное чтонить. Только я тоже не представляю что.
Ещё соображение - раз на крыльях садимся то нужен аэродром, и надо как то до него гарантированно долететь.
Кроме того аппарат должен быть "одним куском" и спутник внутри него иначе это получится вместо одного универсального - два специализированных. :)

Самое реалистичное что мне приходит в голову - это та же самая конструкция, :) только SSME в одноразовом исполнении со сварными швами вместо разъёмных. И они сбрасываются на орбите.
В результате посадочный вес (без двигателей) будет поменьше и крылья нужны поменьше => ПГ на старте получится побольше.
Ну скажем тонны на 4-6. :)
Плюс ресурс всей конструкции поменьше, но чуть-чуть всётаки людей возим.

По возвращении из космоса - на слом. Ибо в инструкции написано "одноразовый!" :)
Выбрасываем же мы СА Союза! И вот МЭК предлагается выбрасывать и никого не колышит что этот МЭК выработал свой ресурс только на 10% а чтоб затормозить его нужно дополнительно от силы тонн 6-7 горючего. :)

Agent

ЦитироватьИли оставив ПГ = 20т уменьшить колличество двигателей с 3 до 1
Тоже будет неплохо.
Согласны?
Дак так и собираються делать :)
Токо ПН 26т - один бустер и сверху один SSME

Шаттл выгядит так, а не иначе потому как ТЗ было специфическое - сесть на територию США после 2 полярных витков при старте с Канаверала. Все это в рамках тогдашних 5 гигабаксов.

Cтарый

ЦитироватьШаттл выгядит так, а не иначе потому как ТЗ было специфическое - сесть на територию США после 2 полярных витков при старте с Канаверала. Все это в рамках тогдашних 5 гигабаксов.
Шаттл выглядит так потому что ТЗ было специфическим - сделать систему практически многоразовой. А значит двигатели спасать.

Agent

Цитировать
ЦитироватьШаттл выгядит так, а не иначе потому как ТЗ было специфическое - сесть на територию США после 2 полярных витков при старте с Канаверала. Все это в рамках тогдашних 5 гигабаксов.
Шаттл выглядит так потому что ТЗ было специфическим - сделать систему практически многоразовой. А значит двигатели спасать.

Я ж написал - "так, а не иначе".
Если бы не нужен был ОЧЕНЬ большой боковой маневр, то может быть и крыльев не было бы совсем. Этот пункт вписали военные, кстати.
Если бы дали запрашиваемые 10 млрд, то не появились бы бустеры и внешний бак.

Cтарый

ЦитироватьЕсли бы не нужен был ОЧЕНЬ большой боковой маневр, то может быть и крыльев не было бы совсем.
А как садиться? Несущий корпус? Во первых замучаешься на нём садиться, во вторых это мало что удешевит...

Agent

Цитировать
ЦитироватьЕсли бы не нужен был ОЧЕНЬ большой боковой маневр, то может быть и крыльев не было бы совсем.
А как садиться? Несущий корпус? Во первых замучаешься на нём садиться, во вторых это мало что удешевит...
Старый, я не про дешевизну или функциональность.
Я к тому, что для тогдашнего ТЗ и денег, выбранная схема - оптимум.
Нужно танцевать от исходных условий. А то, знаете ли, самый умный человек - моя жена потом.

Старый

ЦитироватьЯ к тому, что для тогдашнего ТЗ и денег, выбранная схема - оптимум.
Естественно. Я про то что говорить что крылья у него выросли только из-за военных и это сильно его удорожило - неправильно.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер