Super Heavy/Starship (B9, S25) второй испытательный полет – Starbase, TX – 18.11.2023 13:02 UTC

Автор Dulevo, 16.05.2023 20:30:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Шлангенциркуль

Цитата: Дмитрий В. от 19.11.2023 14:29:46При той скорости, что набрал Старшип, он должен упасть где-то над Африкой. По крайней мере, часть обломков
Что стало с вашим хваленым калькулятором? ::)

Surt

я думаю, теперь довольно мало сомнений, что на орбиту оно полетит уже в следующем году

но с посадкой СХ они еще намаятся

V.B.

Цитата: Serge V Iz от 19.11.2023 14:53:51Кстати, а та скорость, что показывали, она over ground (горизонтальная составляющая) или полная, вдоль траектории?
Судя по тому, что она росла сразу с момента отрыва (когда ракета шла почти вертикально вверх) - полная.

Serge V Iz

Цитата: V.B. от 19.11.2023 15:01:00
Цитата: Serge V Iz от 19.11.2023 14:53:51Кстати, а та скорость, что показывали, она over ground (горизонтальная составляющая) или полная, вдоль траектории?
Судя по тому, что она росла сразу с момента отрыва (когда ракета шла почти вертикально вверх) - полная.
Ясно, спасибо. А то инфографику как-то в этот раз почти не воспринял. )

Surt

Цитата: nonconvex от 19.11.2023 01:29:23
Цитата: pignus от 19.11.2023 01:24:20Торможение орбитальной ступени маршевыми ЖРД ещё ни когда не применялось, поэтому такое можно отнести к большему уровню сложности.
Ну надо же! В СпейсЭкс изобрели тормозной импульс!

Да. Попробуйте и вы на нем ракету посадить. Ведь это же так просто, слишком просто для советского инженера, а поэтому, наверное, западло.  ;D

спец

ЦитироватьStarship Flight Test 2. «Разбор полётов»
Ранее в нашем журнале " Всё о Космосе" мы рассказали, что в США стартовала система запуска Starship в рамках миссии Starship Flight Test 2.
Трансляцию запуска можно посмотреть по ссылке здесь.
18 октября 2023 года в 16:03 по МСК стартовала система Starship в рамках миссии Starship Flight Test 2 (IFT-2) с пусковой площадки Orbital Launch Pad (OLP A) в Starbase, Техас, США.
Ускоритель – Super Heavy B9.
Корабль – Starship S25.
Итоги:
Система Starship/Super Heavy стартовала с испытательного полигона Starbase компании SpaceX в Бока-Чика всего через несколько минут после открытия 20-минутного стартового окна. В целом полет прошел намного успешнее первых летных испытаний, которые закончились традиционно взрывом, хотя и в этот раз обе ступени оказались немного... "взрывоопасными".
Повторюсь, что Илон Маск- человек, который может себе позволить взрывать тестовые модели своих ракет. Тестирование "в железе"- самый быстрый и дорогой путь проверки.
Напомню, что во время первого полета в апреле этого года у Booster 7 произошло возгорание в двигательном отсеке из-за скопления метана, возникшего в результате утечек топлива в кормовой части, что привело к плавлению и возгоранию проводки, затем и к потере управления большинством двигателей ракеты с бортового компьютера.
Чтобы смягчить последствия возгорания двигателя и потери управления компания SpaceX модернизировала систему продувки двигательного отсека, установив баки большего размера и большее количество вентиляционных отверстий, позволяющих выводить газы за пределы транспортного средства.
Второй по величине модернизированной системой является система прерывания полета на Starship и Super Heavy, поскольку SpaceX добавила более крупные заряды взрывчатого вещества и переместила их в более эффективное место для прерывания полета.
Изменения были внесены и в систему разделения ступеней- "горячее разделение" (Hotstaging). Концепция горячей расстыковки предполагает активацию двигателей корабля Starship еще до его полного отделения от ускорителя. Эта технология предназначена для увеличения полезной нагрузки Starship на 10%, призвана повысить летно-технические характеристики и упростить систему отделения первой ступени.
Ранее в нашем журнале "Всё о Космосе" мы рассказали, что Илон Маск выступил в формате видеоконференции на сессии 74-го Международного астронавтического конгресса в Баку. Маск сказал, что были извлечены уроки из советской ракеты Н1 при разработке Starship, который, по его словам, является ближайшей параллелью.
Когда его спросили, каковы будут ожидания от второго полета, Маск ответил, что не хочет ставить слишком высокую планку.
На этот раз все 33 двигателя Raptor прошли большую часть полета, пройдя через max q (максимальную точку аэродинамического давления). Причем большая часть ДУ отключилась, как и планировалось, через 2 минуты. 39 сек. после запуска.
Ship 25 запустил шесть своих ДУ Raptor и отделился от ракеты.
Подробнее про разделение ступеней и ДУ:
Во время первого теста при взлете Booster 7 работал с 30 двигателями при открытии дроссельной заслонки 90%, что привело к тому, что тяговооруженность (TWR) оказалась чуть выше единицы. Это привело к более медленному взлету и тому, что потребовалось больше времени, чтобы покинуть стартовую площадку. Время разгона двигателя ракеты решили сократить с шести до трех секунд.
Была проведена модернизация стартовой площадки, компания установила железобетонные свай внутри и вокруг площадки, вырыла 2 метра земли под орбитальной стартовой площадкой (OLM) и заложила очень большое количество арматуры. После заливки фундамента SpaceX уложила сверху арматуру для оголовка сваи, а затем приварила закладные детали сверху, к которым после установки приварили водоотводную пластину.
После бетонирования, SpaceX установила пламегаситель, значительно повысив надежность стартовой площадки.
 
Starship IFT-1 vs IFT-2Старт Flight Test 2 был отложен на несколько минут из-за проблемы с "поздним нагнетанием давления" в верхней ступени, но во время обратного отсчета о других проблемах не сообщалось.
Целью этого полета было пройти "горячую расстыковку" ступеней. "Hotstaging" начался на высоте 70 км, когда ракета-носитель Super Heavy отключила большую часть своих двигателей, а вторая ступень запустила три двигателя Raptor Vacuum.
Корабль Starship включил свои шесть двигателей и отделился от ракеты примерно через 2 минуты и 45 секунд после старта.
Затем РН Super Heavy планировала выполнить маневр входа в атмосферу, чтобы подготовиться к приводнению в Мексиканском заливе. Однако примерно через 3 минуты 30 секунд после старта ракета-носитель разрушилась.
Super Heavy попыталась развернуться на 180 градусов, выключив двигатели на одной стороне ракеты.
После разворота несколько двигателей Raptor на Booster 9 не включились повторно, а некоторые начали досрочно отключаться, и можно увидеть вспышки, которые совпадают с выключением двигателей на графике SpaceX. Один за другим эти двигатели начали выходить из строя, пока примерно в Т+3:17 не произошел взрыв ракеты-носителя. SpaceX не подтвердила, сработала ли система прекращения полета Booster 9 или нет, но вероятность того, что этот сбой связан с резким отключением двигателя Raptor высока.
К сожалению, Booster 9 просуществовал недолго: он вышел из строя и был разорван на части аэродинамическими силами.
Комментаторы прямой трансляции SpaceX заявили, что это могло произойти из-за "невероятно динамичного" разделения ступеней, которое "создало большую нагрузку на верхнюю часть ракеты-носителя". В следующий раз они "возьмут данные и придумают, как улучшить бустер".
Возможно, что ракета-носитель получит как защиту верхнего купола, так и дополнительное разделительное кольцо, заполненное вентиляционными отверстиями.
Вторая ступень, Starship, похоже, не пострадала. Шесть двигателей заработали, и Starship продолжил подъем. Двигатели должны были выключиться через 8 минут и 33 секунды после старта. Примерно в этот момент в веб-трансляции из штаб-квартиры SpaceX в Хоторне, штат Калифорния, послышались громкие аплодисменты, свидетельствующие о том, что все в порядке.
Профиль полета заключался в том, чтобы Starship продолжал двигаться на восток вокруг земного шара и приводнился в океане к северу от Гавайев. Для этого испытательного полета не предполагалось, что он выйдет на орбиту, хотя его часто называют орбитальным летным испытанием-2 или OFT-2. SpaceX обозначает его как Integrated Flight Test-2 или IFT-2.
Однако сегодня произошло не совсем то.
В момент потери телеметрии Starship находился на высоте 148 километров и двигался со скоростью более 24 000 километров в час, что близко к орбитальной скорости.
Джон Инспрукер из SpaceX вскоре объявил, что они потеряли сигнал от Starship. " ... Сейчас мы считаем, что система автоматического прерывания полета на второй ступени, похоже, сработала очень поздно, когда мы направлялись вниз над Мексиканским заливом".
Транспортное средство почти дошло до конца работы двигателей, прежде чем SpaceX потеряла телеметрию.
SpaceX осуществила второй полноценный испытательный полет Starship 18 ноября.
 с Booster 9 и Ship 25, запущенными из Бока-Чика. Starship добрался до
космоса, но не на орбиту.
Судя по веб-трансляции Spaceflight Now, я оцениваю, что время зажигания ДУ было
около 13:02:47 UTC, а время старта было около 13:02:53 UTC (улучшенное время).
Booster 9 совершил успешный старт со всеми двигателями Raptor. Отключение главного двигателя (MECO) произошло на высоте 70 км. T+2m45s.
"Горячее разделение" ступеней произошло около Т+2:48.В этот момент на Ship 25 заработали ДУ начиная с траектории 6196 x 95 km x 26 градусов.
Однако ракета-носитель впоследствии взорвалась в Т+3:20, на высоте 90 км.
Метеорологические радары зафиксировали облако обломков около 94.4W 25.6N.
Ship 25 продолжал ускоряться, но в Т+7:07 произошла какая-то аномальная ситуация.
Это событие было видно в шлейфе ракеты, а в Т+8:04 транслировалось по интернету.
Значения телеметрии застыли на высоте 149 км, скорости 6,701 км/с.
Компания SpaceX позже объявила, что на корабле активирована система
прерывания полета к концу работы ДУ, которое по плану полета должно
было остановились в Т+8:33 на маргинальной орбите размером
примерно 50 х 250 км.
Цифры высоты оставались постоянными в течение некоторого времени до того как
данные "застыли", что позволяет предположить, что в тот момент полет был почти горизонтальным.
Из этого я делаю вывод, что реальная суборбитальная траектория составляет:
-1750 x 149 km x 26.5 градусов, точка падения в Атлантике примерно
в 13:19 UTC около 5W 19N, к северу от Пуэрто-Рико и Виргинских островов
США.
Действительно, облако обломков было обнаружено в данных метеорологического радара NOAA в то время и в этом месте, подтверждающий этот анализ.
Метеорологические радары также зафиксировали облако обломков ракеты
в Мексиканском заливе, 94.3W 25.6N.
Голландский астроном Марко Лангбрук (Dr. Marco Langbroek) считает:
На высоте 148 км, непосредственно перед выключением двигателя, что-то пошло не так, и механизм самоуничтожения корабля разрушил его.
Точка разрушения находится в середине Персидского залива или в Мексике, около 25,0 северной широты и 88,9 западной долготы, хотя, возможно, она могла бы быть немного ниже, ближе к Кубе и Флориде.
Данные прямой трансляции, показанные в веб-трансляции непосредственно перед потерей телеметрического контакта, показали скорость около 6,7 км/с на высоте 148 км.
Используя эти базовые значения и оценку местоположения точки разрушения, астроном смоделировал результирующий вектор в GMAT, используя модель атмосферы MSISE90, которая является частью GMAT. Ученый смоделировал результаты для ряда масс в диапазоне от 0,1 кг до 50 кг и с фиксированной поверхностью сопротивления 1 м2 для каждого фрагмента независимо от массы. Это достаточно для общего представления.
Приблизительное представление о том, где могли оказаться уцелевшие обломки: вероятно, на расстоянии около 1500 км от места разрушения, недалеко от юго-восточных Багамских островов, к северу от Кубы и Доминиканской Республики.
Обновление: На изображении метеорологического радара NOAA виден след обломков радара недалеко от Пуэрто-Рико. Существует также видеозапись из Пуэрто-Рико. Это примерно на 800 км дальше, чем результаты модели, и, вероятно, вызвано тем, что значительная часть Starship распадается при входе в атмосферу. Ученый смоделировал неповрежденную верхнюю ступень Starship (сухая масса 120 тонн, площадь сопротивления 63,6 м2) для двух начальных скоростей в точке «распада»: 6,7 км/с и 7,0 км/с.
Последнее значение приближает его к тому месту, где метеорологический радар отображает след обломков. Это может означать, что он был практически нетронутым, пока не распался в верхних слоях атмосферы к северу от Пуэрто-Рико.
Для третьего полета запланированы Ship 28 и Booster 10, они уже имеют несколько улучшений. Ожидается, что после третьего полета SpaceX будет последовательно создавать пары носителей и кораблей. Например, Ship 29 будет летать с Booster 11, Ship 30 будет летать с Booster 12 и т. д.
https://aboutspacejornal.net/2023/11/19/starship-flight-test-2-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82%D0%BE%D0%B2/
Хороший анализ от Ирины Дорошенко.

pignus

Цитата: Iv-v от 19.11.2023 14:52:04А что это за новое веяние указывать скорость ракеты не в м/с, а в км/ч?
Space-X всегда так делали. Может у них традиция такая и суеверия. Если укажешь в м/с то и не полетит ракета  ;D

vlad7308

Цитата: V.B. от 19.11.2023 15:01:00
Цитата: Serge V Iz от 19.11.2023 14:53:51Кстати, а та скорость, что показывали, она over ground (горизонтальная составляющая) или полная, вдоль траектории?
Судя по тому, что она росла сразу с момента отрыва (когда ракета шла почти вертикально вверх) - полная.
я б сказал, что это модуль скорости в системе отсчёта, в которой ноль - это стартовый комплекс. Именно потому, что она монотонно росла от ноля в момент пуска.
это оценочное суждение

V.B.

Цитата: Дмитрий В. от 19.11.2023 14:44:01По сравнению с первым разом, на глаз, шустро улетел.
Да, порезвее на этот раз. Тогда 5 км набрал за 58 секунд, а сейчас за 45.

pignus

Цитата: V.B. от 19.11.2023 15:20:23Да, порезвее на этот раз. Тогда 5 км набрал за 58 секунд, а сейчас за 45.
Не удивительно. В первый раз у него не все движки работали. 

Вернер П.

Цитата: Дмитрий В. от 19.11.2023 13:25:00
Цитата: Плейшнер от 18.11.2023 23:15:48
Цитата: Туман Андромедов от 18.11.2023 23:13:05Самой вульгарной. "Ро-на-Вэ-квадрат- пополам". "Вэ" в метрах-за-секунду.
Эта формула работает где-то до 0,7Маха
Да, ладно! А что, потом скоростной напор считается по какой-то другой формуле (а мужики-то не знали) ;D
Академически формула естественно верна во всем диапазоне.
Но вот практически посчитать по ней весьма затруднительно, т.к. на транс- и сверх- звуке плотность воздуха начинает  сильно зависеть от скорости. (и где ее взять? ;))
Поэтому применяют формулу q=0.7*p*M^2, где р уже давление
пс Мужикам расскажите  ;D

KirillB

Цитата: Старый от 19.11.2023 13:38:44
Цитата: Дмитрий В. от 19.11.2023 13:32:17Хуже того Старшип - это не только вторая ступень, но и космический корабль. ;)
Термин "космический корабль" подразумевает использование в пилотируемой программе.
Пока считаю Страшип многоразовой второй ступенью которая будет возить Старлинки бочками/ящиками/вагонами. Но на будущее называю всё это полностью многоразовым шаттлом.

Так Маск же вроде и делает эту ракету для извоза своих старлинков. Если суперхэви ракеты не будет, то он вряд ли  сможет экономически эффективно увеличить количество старлинков до планируемых десятков тысяч. Он уже сейчас выдыхается. Помоему даже писал об этом.

Я не видел нигде других обоснованных нагрузок. Ну кроме PR с полетом на Марс и далее

Другое дело, что весь этот старлинк - это непонятная инвестиция. Нет крупного заказчика. Как он не пытается втюхать это минобороны, те не будут покупать пока он не обанкротится :)

Самое интересно, что будет с «самой лучшей» ракетой  фэлкон когда он все старлинки будет выводить на суперхэви, а по дороге брать с собой еще десяток попутчиков :).

Вернер П.

#2692
Цитата: Штуцер от 19.11.2023 12:32:25Прандтль с Лоэртом на пуск не явились.
Прогул
Ох, зря их всегда поминают:
ЦитироватьС туманным конусом связана еще одна распространенная ошибка. Его часто называют «эффектом Прандтля — Глоерта» (например, есть такая статья в Википедии). Это название широко растиражировано, однако ни в одном учебнике аэродинамики и ни в одном научном труде вы не найдете упоминания о таком эффекте. Его попросту не существует.

Есть понятие сингулярности Прандтля — Глоерта (Prandtl–Glauert singularity)

Приписываемый же Прандтлю и Глоерту «эффект» возник из вольного народного творчества и занял место в ряду других аналогичных мифов, которые в наше время так легко распространяются. Ни Прандтль, ни Глоерт его не формулировали, не описывали туманных конусов, не предсказывали их — да и вообще не имеют к ним никакого отношения. Остается лишь удивляться, сколь причудливо иногда преломляются в аэродинамике ошибочные представления, порождая мифы..
сверхзвуковые мифы туманного конуса

Штуцер

Цитата: Плейшнер от 19.11.2023 15:35:30Ох, зря их всегда поминают:
Не зря.
Не надо только связывать это с Махом.
Не все вики одинаково полезны.
Для ракет, запускаемых с побережья, особенно Флориды, явление довольно стабильное.
Для Байконура редкое и слабо выраженное.
Понятно почему.
Анализировал около 20 пусков Фалконов.
Эффект достаточно стабильный, по скорости и высоте.
И совпадёт  с параметрами Сатурна с А11.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Вернер П.

Цитата: Штуцер от 19.11.2023 15:46:18
Цитата: Плейшнер от 19.11.2023 15:35:30Ох, зря их всегда поминают:
Не зря.
Не надо только связывать это с Махом.
Не все вики одинаково полезны.
Для ракет, запускаемых с побережья, особенно Флориды, явление довольно стабильное.
Для Байконура редкое и слабо выраженное.
Понятно почему.
Анализировал около 20 пусков Фалконов.
Эффект достаточно стабильный, по скорости и высоте.
И совпадёт  с параметрами Сатурна с А11.
Эффект есть, кто спорит. Только эти два гражданина не имеют к нему никакого отношения

Штуцер

Цитата: KirillB от 19.11.2023 15:29:32Самое интересно, что будет с «самой лучшей» ракетой  фэлкон когда он все старлинки будет выводить на суперхэви, а по дороге брать с собой еще десяток попутчиков
В одну бочку разные огурцы не затолкать. Без окон, без дверцов....
Назначение разное, орбиты разные.
Старлинки - да.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

RaZoom

Цитата: Юрий Темников от 19.11.2023 08:54:54Кстати и бустер наверное тоже повредило,ведь двигатели ориентации у него вверху. Закувыркался?
На Суперхэви нет двигателей ориентации.
Всё управление за счёт центральных Рапторов с УВТ и разнотягом, может ещё решетки помогают.

Штуцер

Цитата: Плейшнер от 19.11.2023 15:49:28Эффект есть, кто спорит. Только эти два гражданина не имеют к нему никакого отношения
У вас есть другое наименование?  ;)
Нет? Будем пользоваться этим.
Не думаю, что кто то возьмётся его переименовывать.
Кстати,  кто то знает влажность во время пуска?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

RaZoom


Цитата: V.B. от 19.11.2023 13:57:46
Цитата: RaZoom от 19.11.2023 08:22:10
Цитата: Дем от 19.11.2023 08:11:42Ну, может придётся и на бустере посадочные баки делать...
Они уже есть :)
Кислородный есть. А метановый?
Метановый - топливопровод

#2699
Цитата: RaZoom от 19.11.2023 15:54:45
Цитата: Юрий Темников от 19.11.2023 08:54:54Кстати и бустер наверное тоже повредило,ведь двигатели ориентации у него вверху. Закувыркался?
На Суперхэви нет двигателей ориентации.
Всё управление за счёт центральных Рапторов с УВТ и разнотягом, может ещё решетки помогают.
Вроде как есть,на сжатом азоте.
И ещё промелькнуло,у бустера в момент разделения было отрицательное ускорение.СШ его "лягнул на прощание.