Монитор-Э готов

Автор Валентин, 01.07.2005 10:09:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ДмитрийК

Цитировать
Цитироватьтипа формальные спецификации быстро становятся больше по объему чем сама программа и встает вопрос а как доказать корректность спецификаций итд. рекурсивно :) Пока особого прогресса не видно.
А что вы подразумеваете под доказательством корректности спецификации? Верификацию (доказательство что она завершима, не переполняет буфера, не конкурирует за ячейки памяти и т.д.) или валидацию - т.е. доказательство того, что спецификация соответствует т.з?
Нечто среднее :) Половину проблем верификации (типа переполнения буферов) можно снять использованием правильных языков и технологий программирования в сочетании с довольно простыми методами верификации (инварианты там всякие и пр.). Но что толку с программы которая ничего не переполняет, гарантированно останавливается и т.д. но путает синус с косинусом, зенит с надиром или следующее значение с предыдущим? Подобные глюки они из области семантики и случаются как правило не в теле программы а на интерфейсах, т.е. каждый отдельный компонент соответствует своему ТЗ в полной мере, только ТЗ кривые. Вот тут и появляются многоэтажные формальные спецификации призванные этого не допустить.

Not

ЦитироватьНо что толку с программы которая ничего не переполняет, гарантированно останавливается и т.д. но путает синус с косинусом, зенит с надиром или следующее значение с предыдущим? Подобные глюки они из области семантики и случаются как правило не в теле программы а на интерфейсах, т.е. каждый отдельный компонент соответствует своему ТЗ в полной мере, только ТЗ кривые. Вот тут и появляются многоэтажные формальные спецификации призванные этого не допустить.
Если синус перепутан с косинусом в спецификации модуля, то ошибка будет выявлена на этапе формального анализа спецификации. Если же они перепутаны в коде, а в спеке все в порядке, то за его проверку отвечает функция абстракции, отвечающая за связь кода и спека.

Кроме того, часто объединяют верификацию с валидацией (получая то самое нечто среднее), когда инварианты, полученные точным но неполным валидатором (динамический анализ) верифицируются полным но неточным верификатором (статичесий анализ). И наоборот, результаты верификации могут быть использованы в тестировании, для проверки граничных случаев.

Естественно, что эта техника применяется иерархически, позволяя формально доказать (в пределах возможностей метода) что наша программа соответствует исходному функционалу. Если же ошибка в функционале (в т.з.) - тут уж вам никто не поможет.

Старый

А я вот думаю: неужели нельзя всё это проверить на земле создав космическому аппарату условия которые он будет испытывать в полёте?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Not

ЦитироватьА я вот думаю: неужели нельзя всё это проверить на земле создав космическому аппарату условия которые он будет испытывать в полёте?
К сожалению, всё проверить невозможно - количество тестовых комбинаций экспоненциально от количества "элементарных" компонентов системы.

А.Коваленко

ЦитироватьА я вот думаю: неужели нельзя всё это проверить на земле создав космическому аппарату условия которые он будет испытывать в полёте?
На 100% соответствие не получишь. Часть аппаратуры приходится заменять имитаторами и математическими моделями. В которых тоже могут быть ошибки. Пример из личной практики: когда включили MDM на ФГБ на 5-е сутки его полета, провели выставку бортовой шкалы времени в MDM. И сразу "улетели" на два месяца вперед. Все массивы КПИ были тщательно проверены и перепроверены на стенде. Все, казалось, было в порядке. А потом выяснили, что в составе стенда использовалась модель бортовой аппаратуры КИС "Компарус", которая использовалась для задания БШВ. И в модели была ошибка (сдвиг счетчика на три разряда). А по этой модели отлаживалось бортовое ПО. Ошибку можно было бы обнаружить только при использовании реальной бортовой аппаратуры. У разработчиков ПО такой аппаратуры не было, естественно. Пришлось разрабатывать и вводить первую программу-вставку в MDM ФГБ.

Верификация и валидация бортового ПО дело очень сложное и дорогое. За 18 лет, что я занимаюсь, в той или иной степени, эксплуатацией бортового ПО, я не видел ПО без каких-либо ошибок. Искусство разработчика в том, чтобы это ПО было устойчиво к собственным ошибкам. Такие ошибки обходятся либо методически, либо вводом программ-вставок, которые разрабатываются по результатам отработки выявленных замечаний. Ну и, наконец, полное перепрограммирование бортвычислителей. Еще одна причина, по которой не удается выявить все ошибки на земле - крайне ограниченное время на разработку, отладку и тестирование.

Старый

ЦитироватьОшибку можно было бы обнаружить только при использовании реальной бортовой аппаратуры. У разработчиков ПО такой аппаратуры не было, естественно.
Так и я про то. Почему нельзя полностью проверить уже собраный готовый аппарат или полностью эквивалентный технологический образец в условиях полностью имитирующих реальный полёт? Связь через радиолинию со штатной наземной аппаратурой и т.п. Естественно невесомость, вакуум и тепловой режим имитировать не нужно, они вроде на програмное обеспечение не влияют...

ЦитироватьВерификация и валидация бортового ПО дело очень сложное и дорогое. За 18 лет, что я занимаюсь, в той или иной степени, эксплуатацией бортового ПО, я не видел ПО без каких-либо ошибок. Искусство разработчика в том, чтобы это ПО было устойчиво к собственным ошибкам.
Так вот я и спрашиваю: почему же не делают полностью эквивалентные испытания чтобы все не замеченые ошибки вылезли ещё до запуска? Хорошо если ошибка не приведёт к фатальным последствиям, а если приведёт? Всем памятна история м Полар Лэндером. И у нас Монитр чуть не грохнули.

ЦитироватьЕще одна причина, по которой не удается выявить все ошибки на земле - крайне ограниченное время на разработку, отладку и тестирование.
Да, блин, быстрее всего это главное. Как в фильме "А зори здесь тихие": - "Спешила я!". :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

Старый, модели используют там, где реальная аппаратура на Земле не будет работать адекватно, либо сложно создать соответствующие условия, например, например, для датчиков ориентации, работающих совместно - солнечные и магнитометр, например. Использовать всю реальную аппаратуру можно. Но стоимость и длительность работ возрастет многократно. Все это можно реализовать, если найдется заказчик, который все это оплатит. Поскольку такого заказчика, как правило, не находится, то приходится искать компромисс между стоимостью, сроками разработки и надежностью. Это суровая реальность, а она имеет мало общего с прекраснодушными мечтаниями Маниловых.

Старый

Неужели заказчики продолжают предпочитать аварии на орбите наземным испытаниям?
 Я вот слышал что после Монитора Казсат тормознули и ещё полгода испытывали. Это не так?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьЭто суровая реальность, а она имеет мало общего с прекраснодушными мечтаниями Маниловых.
А я слышал что маниловщина это рассчитывать что спутник нормально заработает на орбите без наземных испытаний... Один такой кадр, говорят, даже с поста начальника НАСА слетел... :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

А.Коваленко

Цитировать
ЦитироватьЭто суровая реальность, а она имеет мало общего с прекраснодушными мечтаниями Маниловых.
А я слышал что маниловщина это рассчитывать что спутник нормально заработает на орбите без наземных испытаний... Один такой кадр, говорят, даже с поста начальника НАСА слетел... :(
А кто говорит, что испытания не проводятся? Еще как проводятся. Но еще раз повторяю для тех, кто едет на бронепоезде: любой проект, в том числе, и создания спутника имеет бюджет. Выходить за который не всегда удается. И решение по объему испытаний принимает заказчик, выделяя деньги на постройку аппарата. В том числе и то, сколько он готов заплатить за отработку и испытания. Чудес не бывает, за все приходится платить. Еще раз говорю, это реалии жизни.
Или ты думаешь, что изготовителю наплевать на результат своей работы? И он не заинтересован в том, чтобы сделать ее лучше? Тогда мы имеем очередной всплеск конспирологии: все разработчики и изготовители либо идиоты, либо вредители.

ДмитрийК

ЦитироватьЯ, кстати, знаю, как это обеспечить путем применения специальных технологий программирования сверхвысокого уровня.
Ну так расскажите скорее пока Старый опять всю тему не за@$%л :) Впрочем можно и новую тему открыть.

TAU

Цитировать
ЦитироватьГлавное в БПО - надежность и корректное решение целевых задач в требуемые моменты времени. Я, кстати, знаю, как это обеспечить путем применения специальных технологий программирования сверхвысокого уровня.
Это каких? Можно поподробнее?
Я читал об опыте применения формальной верификации к софту - идея заманчивая но это палка о двух концах, типа формальные спецификации быстро становятся больше по объему чем сама программа и встает вопрос а как доказать корректность спецификаций итд. рекурсивно :) Пока особого прогресса не видно.
Нами разработана комплексная методология информационной поддержки этапов жизненного цикла БПО и вообще программ управления реального времени.
Действительно, речь идет и о специальных языках спецификаци, в том числе визуальных.
При этом за счет специальным образом построенной математической модели обеспечивается  возможность проведения верификации формальными логическими методами - то есть как раз проверки корректности спецификаций (и их выполнимости на заданном функциональном базисе, и даже можно решать задачу поиска разрешающего базиса).

Так что прогресс есть  :wink:

А.Коваленко

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьГлавное в БПО - надежность и корректное решение целевых задач в требуемые моменты времени. Я, кстати, знаю, как это обеспечить путем применения специальных технологий программирования сверхвысокого уровня.
Это каких? Можно поподробнее?
Я читал об опыте применения формальной верификации к софту - идея заманчивая но это палка о двух концах, типа формальные спецификации быстро становятся больше по объему чем сама программа и встает вопрос а как доказать корректность спецификаций итд. рекурсивно :) Пока особого прогресса не видно.
Нами разработана комплексная методология информационной поддержки этапов жизненного цикла БПО и вообще программ управления реального времени.
Действительно, речь идет и о специальных языках спецификаци, в том числе визуальных.
При этом за счет специальным образом построенной математической модели обеспечивается  возможность проведения верификации формальными логическими методами - то есть как раз проверки корректности спецификаций (и их выполнимости на заданном функциональном базисе, и даже можно решать задачу поиска разрешающего базиса).

Так что прогресс есть  :wink:
А эта технология применима только к бортовому ПО или к любому? И можно ли где-нибудь почитать подробнее?

TAU

ЦитироватьЕсли речь о верификации, то там много чего сделано, тов. Хольцманн в JPL не зря свой хлеб ест. Есть также ряд интересных направлений в CSAIL. MIT. В частности, достаточно давно научились генерировать спецификации автоматически из кода программы и верифицировать их. Естественно, с ограничениями (предполагая что P != NP), но работает
Ой, а можно поподробнее? В новой теме:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=156094#156094

А ссылки на указанные Вами работы в Интернете есть?

TAU

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьГлавное в БПО - надежность и корректное решение целевых задач в требуемые моменты времени. Я, кстати, знаю, как это обеспечить путем применения специальных технологий программирования сверхвысокого уровня.
Это каких? Можно поподробнее?
Я читал об опыте применения формальной верификации к софту - идея заманчивая но это палка о двух концах, типа формальные спецификации быстро становятся больше по объему чем сама программа и встает вопрос а как доказать корректность спецификаций итд. рекурсивно :) Пока особого прогресса не видно.
Нами разработана комплексная методология информационной поддержки этапов жизненного цикла БПО и вообще программ управления реального времени.
Действительно, речь идет и о специальных языках спецификаци, в том числе визуальных.
При этом за счет специальным образом построенной математической модели обеспечивается  возможность проведения верификации формальными логическими методами - то есть как раз проверки корректности спецификаций (и их выполнимости на заданном функциональном базисе, и даже можно решать задачу поиска разрешающего базиса).

Так что прогресс есть  :wink:
А эта технология применима только к бортовому ПО или к любому?
В принципе - к любым алгоритмам управления реального времени (сложные технологические комплексы, коммуникации, транспорт, нефтехимия и т.д.)

ЦитироватьИ можно ли где-нибудь почитать подробнее?
Пишите в личку.

Старый

ЦитироватьВ России начат прием данных с американского спутника-долгожителя LandSat-5, запущенного еще в далеком 1984 году, передает CNews.ru. Сделанные им снимки чрезвычайно важны для страны из-за отсутствия сегодня аналогичных отечественных данных такого рода.
Эххх... Выясняли выясняли хруники какого типа снимки нужны заказчикам, да видать так и не выяснили... И разрешение вроде у нас выше, ан нет... А может в консерватории чего не так? :(

 Хотя может Снюсь опять чтото перепутал?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

пежмарь

Ну и как там?

Анекдот (в тему?):
- Это реанимация?
- Да.
- А больной Иванов жив?
- Пока нет ....
"пьяный пежмарь страшнее танка" - народная мудрость

ssv

Кто вкурсе Монитор совсем готов или есть шансы. Есть информация что неделю в связь не могут войти и ориентации нет.

Сафронов Иван

Похоже скорее мертв, чем жив. Впрочем инфу об этом по-любому раньше конца октября, скорее всего, не получить: ведь на 27 октября намечены торжества по случаю 90-летия ЦиХ.

ssv

В чем проблема? Слышал потеря ориентации. ГИВУС чудит? Кто знает у Монитора есть резервный контур управления ориентации?