Космический календарь и фото со спутников

Автор АниКей, 02.07.2020 14:59:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 5 гостей просматривают эту тему.

АниКей


Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Космический архив
115 лет со дня рождения Алексея Исаева — изобретателя «космических тормозов»
26 октября 2023 года, 14:14
Author avatarИгорь Маринин
На днях российская космическая отрасль отметила 115 лет со дня рождения главного конструктора ракетных двигателей, изобретателя жидкостных ракетных двигателей закрытого типа, создателя первого водородно-кислородного двигателя Алексея Михайловича Исаева. По сути именно ему человечество обязано регулярными полетами в космос. «Космические тормоза» разработки ОКБ-2 Исаева позволили вернуться на Землю Юрию Гагарину и всем последующим космонавтам.
В конце ноября 1958 года, Сергей Королев предложил Алексею Исаеву, возглавлявшему в то время ОКБ-2 (с 1967 года — Конструкторское бюро химического машиностроения), разработать для пилотируемого корабля «Восток» тормозную двигательную установку (ТДУ), которая обеспечила бы тормозной импульс для спуска с околоземной орбиты. Впервые двигатель должен был запускаться и работать в условиях невесомости после орбитального полёта и обладать при этом практически стопроцентной надежностью. Резервного двигателя на «Востоках» не было предусмотрено и потому от ТДУ Исаева зависела жизнь космонавта. Эта непростая задача была блестяще решена. Разработанная ТДУ-1 для первого в мире пилотируемого корабля обеспечила возвращение на Землю не только Юрия Гагарина. Эта двигательная установка безотказно работала в космосе на более чем 75 спутниках, на кораблях «Восток», «Восходах», фоторазведывательных спутниках серии «Зенит» и многих других космических аппаратах.
Журналист Ярослав Голованов рассказывал такую байку: на приеме в Кремле Никита Хрущев говорил разные приятности создателям советской космической программы. Королев представил ему Исаева. «А это, — сказал Сергей Павлович, — тот самый человек, который тормозит все наше дело». Хрущев понял, рассмеялся, снова благодарил.
Для последующих пилотируемых космических кораблей КБ Исаева разрабатывало уже корректирующе-тормозные двигательные установки (КТДУ), которые использовались на пилотируемых кораблях серии «Союз» (С5.35 и С5.60 и их модификации) станциях «Салют» (С5.66). Его двигатели устанавливались на космических аппаратах «Молния-1» (С5.31) и многих КА серии «Космос», автоматических межпланетных станциях «Марс», «Венера», «Зонд». Исаевский двигатель КРД-61 устанавливался на возвращаемых с Луны ракетах, которые взлетали с поверхности Луны и доставляли на Землю лунный грунт, правда уже после его ухода из жизни. Для полета человека на Луну исаевским КБ были разработаны КТДУ для лунного орбитального корабля (С5.62) и первый в СССР кислородно-водородный ЖРД РД-56.
Путь Алексея Исаева к космонавтику не был прямым. Родился он в Российской империи 24 октября 1908 в Санкт-Петербурге в семье приват-доцента Петербургского университета М.М. Исаева и не помышлял о космосе. После окончания в 1931 года Московского горного института работал инженером в различных проектных организациях, в том числе на Магнитогорском металлургическом комбинате. Казалось, его деятельность была страшно далеко от космоса. Но путь туда у Алексея Исаева, как и у С.П. Королева, пролег через авиацию. В 1934 году он поступил на работу конструктором бригады механизмов и шасси на завод №22 авиационного конструкторского бюро В.Ф. Болховитинова. Его первая разработка — шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А и ближнего бомбардировщика «С».
В 1939 году он работал уже ведущим конструктором опытного самолета «И». Затем Алексею Исаеву поручили сначала доработку старого двигателя, а затем разработку нового ракетного двигателя (РД-1) для первого советского ракетного самолета БИ-1, на котором 15 мая 1942 года летчик Г.Я. Бахчиванджи совершил первый полет. В 1944 году Алексей Исаев уже главный конструктор. Через два года прошла испытания изобретенная им цельносварная камера сгорания жидкостного ракетного двигателя, внедрение которой позволило создавать более надежные ракетные двигатели. В 1947 году КБ, которым руководил Исаев стало называться ОКБ-2. Алексею Исаеву было поручено создать двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух» и У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море». С заданием его КБ успешно справилось. А вот выполнение заказа Семена Лавочкина на создание двигателя с тягой 8 тонн столкнулось с необъяснимыми явлениями: ЖРД при стендовых испытаниях взрывались на первых секундах работы. Выяснилось, что взрывы происходят из-за низкочастотных колебаний при сгорании топлива. Исаев предложил установить в двигатель антипульсационные перегородки. Это помогло. В дальнейшем метод Исаева широко применялся в конструкциях советских ракетных двигателей.
Успехи Исаева заинтересовали С. П. Королева. За которым последовал следующий шаг Исаева в космос: для начала Сергей Павлович применил восьмитонный двигатель Исаева С2.253 в своей ракете малой дальности Р-11 и ее флотской модификации Р-11ФМ. С тех пор двигатели КБ Исаева устанавливались на многих ракетах морского базирования, причем даже после передачи этой тематики из ОКБ-1 Королева в СКБ-385 В. П. Макеева.
C 1954 года исаевское КБ разработало ЖРД с турбонасосным агрегатом С2.711 для зенитной управляемой ракеты В750 и четырехкамерные двухрежимные ЖРД С2.1100 и С2.1150 для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».
В декабре 1958 году к ОКБ-2 А.М.Исаева было присоединено ОКБ-3 Д.Д.Севрука, а через месяц выделилось из НИИ-88 в самостоятельную организацию. С этого момента для ОКБ-2 Исаева и началась работа в основном на космос.
Авторитет А.Исаева в космической отрасли был исключительно высок. Огромный вклад ОКБ-2 в развитие отечественного ракетного двигателестроения неоспорим: сложность и новизна технических проблем, которые ему и его коллективу приходилось решать, невероятный объем и разнообразие решаемых задач и напряженные темпы создания ракетной техники требовали полной самоотдачи.
Его заслуги в двигателестроении были высоко оценены государством. В 1948 году Алексей Михайлович стал лауреатом Сталинской премии за разработку нового двигателя для самолетов. В 1956 года ему присвоено звание Герой Социалистического Труда за участие в создании баллистической ракеты Р-11. В 1958 году он удостоен Ленинской, а в 1968-м Государственной премий. За выдающиеся достижения Алексей Исаев награжден четырьмя орденами Ленина и ордерном Октябрьской революции, множеством медалей. 
Алексей Михайлович Исаев был выдающимся конструктором и яркой личностью. Он обладал феноменальной работоспособностью и умел создавать вокруг себя особую атмосферу творчества и преданности делу. Научная и техническая интуиция, инженерный здравый смысл, неутомимость в проведении сотен и сотен испытаний — эти качества сделали его великим двигателистом. Алексей Михайлович Исаев скоропостижно скончался в 1971 году в Москве, на 63-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#3002


А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#3009

К 115-летию со дня рождения Д.Ф. Устинова 
Спойлер
Дмитрий Федорович Устинов родился 30 октября 1908 г. в г. Самаре в многодетной семье рабочего. Трудовая деятельность и военная служба будущего организатора и руководителя оборонной промышленности нашей страны началась с юношеского возраста, с окончания церковно-приходской школы. После демобилизации осенью 1923 г. Дмитрий Федорович продолжил свое обучение в Макарьевской профессионально-технической школе Костромской губернии. В конце 1920-х гг. он работал на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности. В связи со смертью родителей ему рано пришлось принимать самостоятельные жизненные решения и открывать себе дорогу. В 1929 г. Д.Ф. Устинов поступил на инженерно-механический факультет в Иваново-Вознесенский политехнический институт, откуда был направлен на обучение в МВТУ им. Н.Э. Баумана, затем в составе группы – в Ленинградский военно-механический институт (в наст. время – БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова), который он успешно окончил в 1934 г. Во время обучения проявились его лидерские качества и организаторские способности. Дальнейшая деятельность инженера Дмитрия Федоровича была связана с Артиллерийским научно-исследовательским морским институтом в г. Ленинграде. С 1937 г. он работал на ленинградском заводе «Большевик» (в начале 1990-х гг. – возвращено историческое название «Государственный Обуховский завод»). Д.Ф. Устинов руководил бюро эксплуатации и опытных работ артиллерийских систем. Благодаря своему таланту, глубокому знанию дела и личностным качествам он занял пост директора завода в течение года. В молодом возрасте Д.Ф. Устинов получил назначение наркома вооружения СССР (9 июня 1941 г. – 15 марта 1946 г.). С первых дней Великой Отечественной войны он успешно справлялся с поставленными для наркомата задачами по поставкам вооружений и военной техники для Красной Армии и флота, был одним из организаторов эвакуации промышленности на восток. Благодаря усилиям Дмитрия Федоровича в нашей стране на высоком уровне организована работа всего военно-промышленного комплекса. За выдающиеся заслуги в деле организации производства, освоения новых видов артиллерийского и стрелкового вооружения и умелое руководство заводами он удостоен звания Героя Социалистического труда (3 июня 1942 г.). В послевоенный период Д.Ф. Устинов со своим первым заместителем В.М. Рябиковым посетили институт «Рабе» (Германия). На постах министра вооружения СССР (15 марта 1946 г. – 15 марта 1953 г.) и заместителя председателя Комитета № 2, организованном специальным постановлением ЦК и Совмина СССР от 13 мая 1946 г., он претворил идею о создании ракетостроения в нашей стране в жизнь. После войны для руководителей оборонной отрасли была поставлена задача по организации защиты неба Москвы. Во время создания зенитно-ракетной системы ПВО Д.Ф. Устинов поддерживал системы С-75, С-125, С-200, С-300П, сыграл исключительную роль в разработке нового вида вооружения – баллистических ракет. Он объединял усилия коллективов десятков заводов, заводов и НИИ различных министерств и ведомств. С 19 марта 1953 г. по 14 декабря 1957 г. Дмитрий Федорович занимал пост министра оборонной промышленности СССР, до 13 марта 1963 г. – заместителя Председателя Совмина СССР и Председателя Комиссии Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам. Он принимал активное участие в развитии ракетно-космической промышленности. За подготовку первого полета человека в космос Д.Ф. Устинов был повторно удостоен звания Героя Соц. труда. До 1965 г. он работал первым заместителем Председателя Совмина СССР, Председателем ВСНХ СССР, до 1976 г. – секретарем ЦК КПСС. С 29 апреля 1976 г. по 20 декабря 1984 г. Дмитрий Федорович занимал пост министра обороны СССР, был членом Политбюро ЦК КПСС. Его назначение на пост министра привело к изменениям в военной доктрине нашей страны. Основной упор был сделан на создание мощных бронетанковых сил в соответствии со сценариями «неядерного конфликта высокой интенсивности» в Центральной Европе и на Дальнем Востоке, тактического и оперативно-тактического ядерного оружия. Согласно военной доктрине Д.Ф. Устинова, началась замена ракеты средней дальности на новейшие мощные ракеты РСД-10 «Пионер» (SS-20), были развернуты оперативно-тактические комплексы ОТР-22 и ОТР-23 «Ока» и реализованы другие задачи. В сентябре 1984 г. во время проведения учений «Щита-84» с участием министров обороны стран Варшавского договора Д.Ф. Устинов серьезно заболел. Он ушел из жизни 20 декабря 1984 г. от скоротечной тяжелой пневмонии, похоронен на Красной площади. С именем выдающегося государственного деятеля, Маршала Советского Союза, талантливого организатора и руководителя оборонной промышленности неразрывно связана вся история освоения космоса и становления РВСН. В память о Дмитрии Федоровиче был переименован г. Ижевск (до 1987 г.), названы улицы российских городов, установлены бюсты и мемориальные доски. Его имя присвоено Ленинградскому механическому институту (в наст. время – БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова), Ульяновскому авиационно-промышленному комплексу (в настоящее время – АО «Авиастар»), РКЦ «Прогресс» (до 1992 г.). В состав ВМФ России входит ракетный крейсер «Маршал Устинов». В РГАНТД хранится комплекс документов, в котором ярко отражена его деятельность. В фотодокументах зафиксированы моменты посещения Дмитрием Федоровичем космодрома Байконур, завода «Прогресс», его участия в награждении. В личных фондах архива (Ф. 36, 57, 65, 211, 289, 290, 330, 439) сосредоточены документы, связанные с Д.Ф. Устиновым – докладная записка С.П. Королева о плане НИР по топливам ЖРД (13.01.1962 г.), материалы о расследовании трагедии в результате взрыва ракеты Р-16, статьи и черновики книги о нем, поздравительные телеграммы. Интерес для исследователей личности Д.Ф. Устинова и его роли в создании ракетно-космической техники представляют фонодокументы: записи воспоминаний министра общего машиностроения СССР С.А. Афанасьева (Арх. № 841), начальника управления кадров Министерства общего машиностроения СССР Г.Н. Гришина (Арх. № 800), а также запись с торжественного вечера, посвященного 90-летию со дня его рождения. Е.Н. Аксенова Галерея Д.Ф. Устинов. [1950-е гг.]. РГАНТД. Ф. 211. Оп. 13. Д. 81. Л. 1. 1/5 Д.Ф. Устинов, Н.Д. Яковлев, С.И. Ветошкин и С.П. Королев (слева направо) на первом отечественном полигоне Капустин Яр. 1947 г. РГАНТД. Ф. 65. Оп. 2. Д. 23. Л. 1. 2/5 Н.И. Крылов, Н.С. Хрущев, Р.Я. Малиновский, Д.Ф. Устинов, Л.И. Брежнев и Л.В. Смирнов в аэропорту г. Ленинска. Сентябрь 1964 г. РГАНТД. Арх. № 0-18481. 3/5 Министр обороны СССР Д.Ф. Устинов, генерал-майор Н.Д. Устинов, главный конструктор Г.Г. Пензин, генерал-полковник А.А. Максимов, секретарь Куйбышевского областного комитета КПСС Е.Ф. Муравьев, генеральный директор НПО «Энергия» В.Д. Вачнадзе во время посе 4/5 Министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов во время вручения ордена генерал-полковнику В.М. Вишенкову. [1981 г.] РГАНТД. Арх. № 0-14210. 5/5

[свернуть]

Полная версия этого текста находится на странице: https://rgantd.ru/news/pamyatnye-daty/k-115-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-d-f-ustinova/
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

9090.jpg

 Центру Келдыша – 90 лет!
 
 
31 октября 2023 года Исследовательскому центру имени М.В. Келдыша исполнится 90 лет со дня основания.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Владимир Путин#Роскосмос#Центр Келдыша
31.10.2023 14:10
Владимир Путин поздравил Центр Келдыша с 90-летием
Президент Российской Федерации Владимир Путин поздравил коллектив и ветеранов Государственного научного центра «Центр Келдыша» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») с 90-летием предприятия.
 
Коллективу и ветеранам «Центра Келдыша»
31 октября 2023 года
Уважаемые друзья!
Поздравляю вас с 90-летием создания АО ГНЦ «Центр Келдыша».
Центр, как правопреемник легендарного Реактивного научно-исследовательского института, внёс поистине выдающийся вклад в укрепление обороноспособности страны, обеспечение её лидерства в освоении космического пространства. Сегодня, отмечая юбилей организации, мы отдаём дань глубокой признательности многим поколениям ваших предшественников — талантливых учёных, конструкторов, инженеров, специалистов.
Отрадно, что нынешний коллектив достойно продолжает эти трудовые традиции, смело внедряет уникальные технологии и новаторские идеи, реализует перспективные проекты, выпускает качественную, конкурентоспособную продукцию, востребованную как в военной, так и в гражданской сфере.
Уверен, что опыт, компетентность, ответственный подход к делу и впредь позволят вам успешно решать поставленные задачи на благо Отечества.
Желаю реализации намеченных планов и всего самого доброго.
Владимир Путин

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Космический архив
Живой уголок на орбите: 50 лет запуску первого биоспутника «Бион»
31 октября 2023 года, 13:23
Author avatarРита Титянечко
Ровно 50 лет назад – 31 октября 1973 года с космодрома Плесецк был запущен космический аппарат «Бион-1» с крысами, рептилиями, насекомыми, бактериями и растениями на борту. Это был первый из 11 спутников первой серии «Бион». Эксперименты, выполненные в рамках программы, внесли значительный вклад в развитие пилотируемых космических полетов.
Космический аппарат «Бион-1» (или «Космос-605») пробыл на орбите 21 день, после чего спускаемая капсула успешно совершила посадку в заданном районе Казахстана 22 ноября 1973 года. Внутри капсулы находилась система жизнеобеспечения с ресурсом в 30 дней, поддерживающая жизнь крыс, черепах, насекомых, низших грибов и икры рыб. Во время первого эксперимента «Бион» основной целью было изучение воздействия невесомости на живые организмы. Как итог, впервые была доказана возможность электростатической защиты организмов в радиационных поясах Земли.
1 / 8
















Конструкция аппарата, получившая название 12КС, была создана на основе спутника «Зенит-2М». В рамках программы «Бион» проводились комплексные физиологические, морфологические, биохимические, генетические исследования на животных и растительных организмах в полетах биоспутников, специально разработанных для проведения биологических исследований. 
С 1973 по 1996 год было запущено 11 биоспутников этой серии. Длительность полетов составляла от 5 до 22,5 суток. В проекте также принимали участие ученые из Болгарии, Венгрии, ГДР и ФРГ, Канады, Польши, Румынии, США, Франции, Чехословакии, Китая, Нидерландов. В 2013 году с космодрома Байконур была запущена усовершенствованная версия корабля – «Бион-М» №1, который провел месяц на околоземной орбите. Тогда в космосе побывали мыши, монгольские песчанки, гекконы, улитки, растения и колонии различных микроорганизмов. 
С помощью «Бионов» было проведено множество научных экспериментов с использованием научной аппаратуры и различных биообъектов: одноклеточные организмы, культуры тканей, низшие и высшие растения, насекомые, рыбы, амфибии, черепахи, белые лабораторные крысы, обезьяны. Всего в космосе побывало более 37 видов биообъектов. 
Исследования, проведенные во время полетов биоспутников, показали, что пребывание в невесомости приводит к существенным, но обратимым функциональным, структурным и метаболическим изменениям в мышцах, костях, миокарде и нейро-сенсорной системе млекопитающих. Ученым удалось изучить механизм развития этих изменений и на основе полученных данных были разработаны меры профилактики негативного действия невесомости на организм человека. Таким образом, эксперименты «Бион» заложили основу для долговременных пилотируемых орбитальных полетов.
В планах Роскосмоса и Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН осуществить запуски второго и третьего космических аппаратов новой серии биоспутников. Старт следующего спутника «Бион-М» №2 запланирован на 2024 год. Он будет выведен на высоту около 800 километров, что почти в два раза выше орбиты МКС и в 10 раз выше по уровню радиации, по сравнению с первым «Бионом». Предыдущие «Бионы» ориентировались на физиологические аспекты, а вот на «Бионе-М» № 2 экспериментов по радиации будет больше, чем раньше. На его борту будет находиться около 1500 мух, а также мыши, грибы, бактерии и образцы клеточных тканей. Проект станет частью программы подготовки к созданию Российской орбитальной станции (РОС).
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!