Экспресс-АМУ3, Экспресс-АМУ7 – Протон-М/Бриз-М – Байконур – 2021

Автор zandr, 17.08.2018 22:30:03

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-501.pdf
ЦитатаОснова движения
 Скрытый текст:
ОКБ «Факел», создающее двигатели для сибирских спутни­ков, отмечает 65-летие
Двигательная подсистема - одна из ключевых в составе космического аппарата. От неё зависит коррек­ция положения спутника на орбите, чтобы радиосигналы с него поступали чётко на обозначенную территорию. Она же даёт возможность при необходимости пере­вести аппарат в новую орбитальную по­зицию. А ещё с её помощью реализуется технология довыведения спутников, кото­рая даёт возможность преодолеть границу возможностей ракет-носителей при запуске тяжёлых аппаратов.
Около сорока лет спутники, соз­данные нашим предприятием, оснаща­ются двигателями разработки и произ­водства калининградского Опытного конструкторского бюро «Факел». Оно было создано Распоряжением Сове­та министров СССР от 19 августа 1955 года как Двигательная лаборатория Академии наук. Все эти годы предпри­ятие осуществляет разработку, изго­товление и наземную экспериментальную отработку двигательных установок.
Электроракетные двигатели и тер­мокаталитические двигательные уста­новки производства «Факел» с успехом используются как на отечественной, так и на зарубежной космической технике.
Термокаталитические двигатели К-10 с 1982 года эксплуатировались в составе решетнёвских навигационных аппаратов «Глонасс», ретрансляционных «Луч», связных «Экспресс». Позже другая серия этих двигателей - К-50 использо­валась в составе спутников SESAT и «Экс­пресс-АМ».
Термокаталитические двигатели корректируют крутящий момент космического аппарата, то есть позволяют ориен­тировать спутник вокруг своей оси. Они работают на жидком топливе гидразине и обеспечивают небольшую тягу.
Также с 1980-х годов космические аппараты «ИСС» оснащаются стационар­ными плазменными двигателями (СПД). Они работают на инертном газе ксеноне и по сравнению с термокаталитическими имеют большую эффективность и экологичность. В СПД электрическая энергия используется для ионизации инертного газа и придания полученной плазме вы­сокой скорости истечения. Этот импульс «толкает» аппарат вперёд. Электроракет­ные двигатели используются и в подсисте­ме коррекции, и для перевода спутника из одной орбитальной позиции в другую, что необходимо как для его установки после лётных испытаний в рабочую точку, так и для смены территории обслуживания.
Стационарные плазменные двига­тели были установлены на сибирские спутники-ретрансляторы «Поток», «Луч», телекоммуникационные спутники «Галс», «Экспресс» и другие геостационарные космические аппараты, в том числе в рам­ках международных проектов.
В зависимости от поколений техни­ки применялись двигатели М-50, М-60, М-70. Последний из них позволил решить очень энергоёмкую задачу коррекции наклонения, что дало возможность увеличить срок службы спутников с трёх до пяти и более лет. В 1994 году на «Галсе» был внедрён СПД-100, который и сейчас чаще всего используется в составе подсистемы коррекции спутников. Именно двигатели СПД-100В обеспечили довыведение на целевую орбиту аппаратов «Экс­пресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6», чьи массовые характеристики «не вписались» в возможности средств выведения из-за высо­кой оснащённости полезной нагрузкой.
В настоящее время на создаваемых в компании «ИСС» спутниках «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» внедряется но­вая модель стационарного плазменного двигателя - СПД-140Д. Эта модель име­ет более чем втрое повышенную тягу - 29 грамм-силы вместо 8.
Совершенствование системы кор­рекции за счёт внедрения более мощных двигателей ОКБ «Факел» открывает перед Решетнёвской фирмой перспективу не только сокращения сроков довыведения спутников в точки стояния, но и дальней­шего увеличения оснащённости, а значит, и эффективности создаваемых космических аппаратов.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=JG9MGRZQR8oБегущая строка:
ЦитатаВ компании "ИСС" завершены автономные испытания антенн для полезной нагрузки космического аппарата "Экспресс-АМУ7". Специалисты проверили геометрическую точность конструкции и радиотехнические характеристики антенн спутника "Экспресс-АМУ7". Спутник "Экспресс-АМУ7" будет оснащён приёмо-передаюими антеннами С- и KU-диапазона.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=M_uL_RBOb3oБегущая строка:
ЦитатаВ компании "ИСС" стартовали термовакуумные испытания спутника связи и вещания "Экспресс-АМУ7". В ходе испытаний решетнёвцы проверят работоспособность систем спутника "Экспресс-АМУ7" под воздействием вакуума и космических температур. Телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМУ7" создаётся для обновления российской орбитальной группировки.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=w27F_jXpbZ0
Цитатаhttps://www.youtube.com/watch?v=w27F_jXpbZ0 1:22
2020.10.02 В компании «ИСС» проверили качество сигнала нового телекоммуникационного спутника
  Телеканал РАЗВИТИЕ
Антенны спутника - его главный рабочий инструмент для обеспечения потребителей целым комплексом услуг связи: доступом в интернет и цифровым телевещанием, телефонией и передачей данных.  С их помощью радиосигнал передаётся на очень большие расстояния: с орбиты на Землю и обратно.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=4v9RBMFMMCwБегущая строка:
ЦитатаВ компании "ИСС" стартовала интеграция космического аппарата свяязи «Экспресс-АМУ3». В ходе интеграции произведена механическая стыковка платформы спутника «Экспресс-АМУ3» и его полезной нагрузки. В течение трёх недель после стыковки двух модулей спутника «Экспресс-АМУ3» специалисты соединяят их электрические и тепловые интерфейсы.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=Lvryp7Cd5wU2020.10.29
Бегущая строка:
ЦитатаВ решетнёвской фирме стартовал этап термобалансных испытаний космического аппарата связи «Экспресс-АМУ7». Работа системы терморегулирования спутника «Экспресс-АМУ7» проверяется в вакуумной камере при воздействии температур, аналогичных космическим. По итогам испытаний специалисты «ИСС» проведут квалификацию системы терморегулирования спутника «Экспресс-АМУ7».

Новый

Цитата: Новый от 10.10.2019 14:43:32
Цитата: undefinedКредит планируется погасить за 91 месяц.
Запуск спутников "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-АМУ7" планируется в 2020 году. 
Они предназначены для широкого спектра услуг связи и вещания.
Как-то запуск данных аппаратов на Ангаре в 2020 году не особо вяжется с готовностью СК Ангары на Восточном к этому сроку, не? Я б сказал, что и 2021 выглядит совершенно не реально.

Вообще поражает демонстративная "виртуальность" происходящих в Российском космосе процессов:
- все понимают, что СК Ангары в 2020 готов не будет, но продолжают делать вид и рапортовать, что "запуск спутников "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-АМУ7" планируется в 2020 году".
- под эти проекты берется коммерческий кредит и рассчитывается окупаемость - 91 месяц при том, что совершенно не понятно как и когда аппараты окажутся в космосе.
- не смотря на все это ГПКС повсеместно демонстрирует слайды в которых ввод в эксплуатацию этих аппаратов по-прежнему 2020.
- при этом, якобы, ЦиХ уже сейчас полным ходом создает эти ракеты, а значит тратит на эти цели миллиарды.
- все делают вид, что особой разницы между Протоном и Ангарой нет и что они не понимают, что стоимость страховки запуска на А5 зашкалит под 25%-30%, что сделает все расчеты по окупаемости полным фуфлом и не позволит вернуть кредиты даже за 120 мес.
- и так, по кругу...
Любопытно, как выглядит сейчас бизнес-план по Экспресс-АМУ3,-7 с учетом того, что рубль упал к Евро на треть, а взятый под проект кредит нужно возвращать именно в Евро? Эти проекты в принципе еще окупаемы за время САС? C учетом того, что стоимость ресурса за 3 года существенно упала и восстановления не просматривается.

Как вообще создатели ГСО-аппаратов на последующие 15-17 лет (особенно с Ка-покрытием) доказывают финансистам/банкирам окупаемость и возврат инвестиций, просто врут им? Кому через год-два будет нужен интернет с ГСО-КА с его ценой и задержкой? 
 
Новый дождался Старого.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-504.pdf
ЦитатаСердце титана
Компания «ИСС» установила на связные спутники двигатели нового поколения.
Первыми аппаратами компании «ИСС», на которых двигатель СПД-140Д полетит в космос, станут телекоммуникационные спутники «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7», планируемые к запуску одной ракетой-носителем. Сегодня решетнёвцы проводят апробацию нового двигателя, проверяют его совместимость с бор­товыми системами спутников и двигателями предыдущего поколения СПД-100 в ходе огневых стыковочных испытаний.
Благодаря использованию связки двигателей СПД-100 и СПД-140 специалисты «ИСС» смогли в полтора раза повысить пропускную способность полезной нагрузки космических аппара­тов «Экспресс-АМУ3» и «Экс­пресс-АМУ7» по сравнению со спутниками предыдущего поколения «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2», также созданными на базе платформы среднего класса.

 Скрытый текст:
Жизненный цикл спутника - это не спринтерская, а марафонская дистанция, связанная с рисками на всех этапах. В последние годы всё бо­лее сложным и энергетически затратным становится путь космического аппарата в рабочую точку после отделения от ра­кеты-носителя и разгонного блока. О том, как решение задачи довыведения связа­но с применением плазменных двигате­лей нового поколения, и о перспективах развития данного направления расска­зал ведущий инженер-конструктор отде­ла общего проектирования космических аппаратов и систем Пётр Шаклеин.

- Пётр Алексеевич, когда и почему возникла необходимость применения двигателей системы коррекции в новом качестве?
- В 2000-е годы мы стали созда­вать спутники на базе негерметичных платформ, расширяя спектр их целевых задач. Новые конструкторские решения были направлены, прежде всего, на уве­личение массоэнергетических ресурсов, выделяемых для бортовой полезной на­грузки, что ведёт к росту масс, габаритов и энергетического ресурса наших кос­мических аппаратов.
В какой-то момент на пути к даль­нейшему развитию возникло препят­ствие: массы создаваемых в «ИСС» спут­ников превысили возможности средств выведения. Проблему удалось решить при содействии специалистов Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИПМЭ МАИ), возглавляемого акаде­миком РАН Гарри Алексеевичем Попо­вым.
Именно они предложили схему до­выведения спутника на геостационар­ную орбиту с помощью электрореактив­ной двигательной установки, выполнили большой объём баллистических расчё­тов для выбора оп­тимальных траекто­рий довыведения, создали для нас программный инструмент расчётов баллистики довыве­дения. Наша задача состояла главным образом в том, что­бы получить двига­тель с длительным ресурсом работы и обеспечить соот­ветствующий запас рабочего тела.

- Что показал первый опыт при­менения системы довыведения?
- Впервые система довыведения была применена при запуске косми­ческого аппарата «Экспресс-АМ5» - на сегодняшний день это самый тяжёлый и мощный спутник в составе российской орбитальной груп­пировки.
С проектными решениями мы ка­тегорически не вписывались в огра­ничения по массе, установленные разработчиками средств выведения. И приступили к отработке предложений Московского авиационного института. Применили плазменные двигатели (пре­дыдущего поколения) СПД-100 произ­водства ОКБ «Факел». В итоге косми­ческий аппарат «Экспресс-АМ5» достиг рабочих позиций за три месяца.
А в 2014 году схема успешно сработала при запуске аппарата «Экс­пресс-АМ6», обеспечив не только его до­выведение на орбиту, но и исправление грубой ошибки средств выведения.
С тех пор, после демонстрации наших возможностей, «аппетиты» за­казчиков по увеличению пропускной способности растут ещё быстрее, что влечёт дальнейший рост масс космических аппаратов и длительностей их до­выведения на геостационарную орбиту. Поэтому перед нами остро стоит задача сокращения срока довыведения косми­ческих аппаратов на геостационарную орбиту.
- Какой срок довыведения сейчас считается оптимальным?
- Предельный допустимый срок довыведения (согласно условиям контрактов нашего предприятия с различны­ми заказчиками) на сегодняшний день составляет 180 суток. Это, в частности, стало одним из важных условий заключения договора с ГП «Космическая связь» на создание спутников «Экс­пресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».
По предложению генерального директора нашего предприятия мы рас­смотрели возможность установки дви­гателей нового поколения СПД-140 на телекоммуникационные космические аппараты. Увязали вопросы, связанные с повышенным энергоресурсом и допол­нительной нагрузкой на систему электропитания. В итоге, в составе систем кор­рекции космических аппаратов «Экс­пресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» бу­дут применены в связке два двигателя СПД-100 и один двигатель СПД-140.
 Скрытый текст:
- Длительность довыведения 180 суток считается оптимальной, но путь «Экспресса-АМ5» на целевую орбиту за­нял вдвое меньше времени?
- Стартовая масса космического ап­парата «Экспресс-АМ5» всего на 100 кг превысила возможности ракеты-носите­ля «Протон-М». А на перспективу перед нами стоит задача допуска стартовой массы полезного груза, превышающей возможности средств выведения на 1000 кг и более.
Благодаря использованию дви­гателей СПД-140 мы получили такую возможность. Новый двигатель по сво­ей размерности и энергопотреблению хорошо вписывается в концепцию соз­дания космических аппаратов на базе платформ тяжёлого класса разработки нашего предприятия.

- Какой путь пришлось пройти, прежде чем были созданы двигатели но­вого поколения?
- Чтобы сократить срок довыведе­ния, необходимо в той же пропорции увеличить уровень тяги двигателя. Эта проблема была осознана, начали соот­ветствующие поиски, и через некоторое время специалисты лаборатории проек­тирования и испытаний систем коррек­ции космических аппаратов совместно с ОКБ «Факел» предложили новый дви­гатель СПД-140, тяга которого составила уже не 8 граммов, а 29 граммов. Попутно также повышен удельный импульс.
Внедрение новых технических ре­шений, воплощённых в новом мощном двигателе и новой схеме довыведения, позволило предприятию существенно продвинуться в части конкурентоспособ­ности и эффективности наших спутников.

- Позволяет ли схема ускоренного довыведения более разумно использо­вать ресурс космического аппарата?
- Во время движения в заданную рабочую точку спутник находится в не­благоприятной космической среде, осо­бенно в области низкой геопереходной орбиты. Чем быстрее спутник уйдёт из зоны повышенной радиации, тем лучше для его бортовой аппаратуры, меньше будет затрачено усилий на радиацион­ную защиту. И второй момент - не нужно забывать о том, что время, затраченное на довыведение спутника, заимствуется из ресурса работы бортовой аппаратуры.
Найденное компромиссное реше­ние, когда время доставки на геоста­ционарную орбиту не превышает 180 суток, позволяет обеспечить 15-летний срок активного существования спутника и при наличии имеющейся элементной базы. Благодаря этому остаётся некий выигрыш по времени, который исполь­зуется для создания элементной базы с улучшенными ресурсными характеристиками.
Кроме того, следует всегда помнить, что длительность довыведения - чув­ствительный аспект для заказчика. Чем раньше спутник достигнет целевой орби­ты, тем раньше он начнёт использовать­ся по назначению и приносить доход. И если мы предложим заказчику спутник с меньшим сроком довыведения, то по­лучим серьёзное конкурентное преиму­щество.

- Какие задачи сегодня стоят перед предприятием в части дальнейшего раз­вития данного направления?
- СПД-140 не единственное сред­ство движения вперёд и достижения нового качества наших космических ап­паратов. Лабораторией проектирования и испытаний систем коррекции предло­жен не только СПД-140 с большой тя­гой, но и двигатель КМ-75 с удельным импульсом почти в два раза больше ана­логичного показателя СПД-100. Так что сегодня мы имеем возможность выбора двигателей по тяге, удельному импульсу и энергопотреблению. И для наиболее оптимального их применения лаборато­рия предлагает и разрабатывает системы преобразования и управления, блоки по­дачи и блоки хранения ксенона - сопут­ствующие элементы системы коррекции.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=j_X8818rv8YБегущая строка:
ЦитатаСпутник связи «Экспресс-АМУ3» проодит подготовку к монтажу антенн полезной нагрузки. Специалисты «ИСС» провели примерку панелей на корпус спутника «Экспресс-АМУ3», на которые в дальнейшем будут монтироваться антенны. Спутник «Экспресс-АМУ3» будет оснащён двум раскрываемыми и тремя рупорными антеннами, а также двумя антенными решётками.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-505.pdf
ЦитатаЕдиный и неделимый
В создании спутника связи «Экспресс-АМУ3» наступил решающий этап.
Специалисты «ИСС» проводят сборку, или как её ещё называют, интегра­цию космического аппарата связи и вещания «Экспресс-АМУ3». Основной процесс сборки - это установка модуля полезной нагрузки на платформу. При этом времени он занимает немного - примерно полчаса. Остальная же часть интеграции длится почти месяц, в течение которого специалистам необходимо провести сопряжение интерфейсов двух частей аппарата. А это - более 150 раз­личных соединений, включая разъёмы бортовой кабельной сети, гидротракты системы терморегулирования, а также волноводы командно-измерительной системы.
Помимо этого, работники цеха сборки усиливают жёсткость всей конструкции специальными углепластико­выми уголками. А ещё существуют дат­чики и приборы, которые монтируются лишь на состыкованный спутник. Эта кропотливая работа выглядит не столь масштабной как механическая стыков­ка двух модулей, но только по её завер­шении космический аппарат становится единым целым.
После интеграции решетнёвцы приступят к электрическим испытаниям, во время которых проверят качество сбор­ки спутника «Экспресс-АМУ3» и его спо­собность функционировать в различных режимах эксплуатации на геостационар­ной орбите.
«Экспресс-АМУ3» - космический аппа­рат средней раз­мерности. В его основе разновидность платформы «Экс­пресс-1000», которая за последнее десятилетие послужила базой для соз­дания большинства геостационарных спутников связи производства «ИСС». Её универсальность и лётная квалифи­кация дают возмож­ность гарантиро­вать необходимую надёжность косми­ческого аппарата. Полезная нагрузка создана зарубеж­ным партнёром Thales Alenia Space, также проверен­ным годами. Спут­ник «Экспресс-АМУ3» предназначен для обеспечения современных услуг теле­коммуникации на территории России.
Вам недоступны вложения в этом разделе.
Модули спутника «Экспресс-АМУ3» состыкованы за полчаса, но основная часть интеграции длится около месяца

zandr

Там же
ЦитатаДля глобального применения
О космических системах ГЛОНАСС, «Гео-ИК-2», «Гонец-Д1М», о создании спутников «Экспресс», о сотрудничестве с Казахстаном и Анголой рассказывает генеральный директор Николай Тестоедов.
...
О СПУТНИКАХ «ЭКСПРЕСС»
Мы планировали изготовить и запустить «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» в этом году. Для нас всё уверенно полу­чалось. Ситуация была фантастической, потому что мы подписались, что первый спутник сделаем за 24 месяца, а второй - за 25 месяцев. И чтобы это выполнить, мы за год до подписания контракта профи­нансировали три критических позиции - две зарубежные и одну российскую. И мы бы успели, если бы не коронавирус. На Турин, где находится итальянское под­разделение компании Thales Alenia Space, пришёлся один из самых тяжёлых ударов пандемии. Они на 1,5 месяца задержали нам поставку полезной нагрузки для «Экс­пресса-АМУ7» и примерно на пять меся­цев - для «Экспресса-АМУ3».
Всё остальное у нас готово или в работе, поэтому в лучшем случае запуск спутников во втором квартале следующе­го года при условии поставки полезной нагрузки в ноябре. Укоров нам со сторо­ны заказчика - предприятия «Космическая связь», надо отдать им должное, не предъявляют. И к итальянским коллегам у нас тоже нет претензий. Это всё-таки форс-мажор.
...

zandr

Фотография в дополнение к #89 (где всё описано подробнее!).

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-241120
ЦитатаСобран спутник «Экспресс-АМУ3»
 В компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» завершена сборка телекоммуникационного космического аппарата «Экспресс-АМУ3».
Специалисты Решетнёвской фирмы провели стыковку двух основных сборочных единиц спутника «Экспресс-АМУ3». Модуль служебных систем, отвечающий за жизнеспособность космического аппарата, объединён с модулем полезной нагрузки, предназначенным для выполнения целевых задач.
Модуль служебных систем, или, иначе, платформа, разработан и изготовлен компанией «ИСС». Модуль полезной нагрузки создан совместно с итальянским подразделением фирмы Thales Alenia Space: конструкцию производства Решетнёвской фирмы на зарубежном предприятии оснастили ретрансляционным оборудованием.
По завершении процесса сборки спутник отправлен на электрические испытания для проверки качества проведённых работ.
Новый телекоммуникационный космический аппарат «Экспресс-АМУ3» предназначен для передачи высококачественных услуг связи и вещания. Гарантированный срок его активного существования составит 15 лет.
Вам недоступны вложения в этом разделе.