Госкорпорация "Роскосмос" новости

Автор Исследователь, 01.03.2018 11:19:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

Старый

Цитата: Asteroid от 14.02.2022 14:54:43Может всё-таки публиковать не всё подряд из его твиттера, а только то, что относится к космонавтике?
А там есть чтото относящееся к космонавтике?  ???
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ZOOR

Цитата: АниКей от 14.02.2022 12:26:07По данным РБК, в книгу попали не все направления. Например, разработка новых поколений микроэлектроники, создание электронной компонентной базы, а также квантовые сенсоры и ускоренное развитие генетических технологий. Все они были признаны непубличными.


Что есть "непубличность"? Аналог "секретность"?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Старый

Цитата: ZOOR от 14.02.2022 20:16:09Что есть "непубличность"? Аналог "секретность"?
ДСП
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: АниКей от 14.02.2022 12:26:07В создании документа участвовали НИУ Высшая школа экономики, Сбербанк, «Ростех», «Ростелеком», «Росатом», «Россети», «Роскосмос», «Газпром» и другие крупные отечественные компании.
Если участвовала ВШЭ - жди беды. :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

zandr

https://www.vedomosti.ru/newspaper/characters/2022/02/14/909297-maksim-ovchinnikov
Цитировать«Сейчас одной лишь низкой ценой выиграть конкуренцию невозможно»
Первый заместитель гендиректора «Роскосмоса» Максим Овчинников – о работе госкопорации в условиях санкций

«Роскосмосу» удалось спасти от банкротства одно из ведущих предприятий отрасли – Центр имени Хруничева и в целом сократить кредитную нагрузку. Но, по словам первого заместителя генерального директора госкорпорации Максима Овчинникова, платежи по процентам съедают всю маржу, а санкции ставят под угрозу наиболее прибыльную часть бизнеса – коммерческие запуски. Добавляет проблем и сокращение финансирования Федеральной космической программы, и нерациональность ряда правил финансирования гособоронзаказа. Тем не менее Овчинников смотрит в будущее с оптимизмом – несмотря на все эти трудности, космическая отрасль в основном выполняет поставленные задачи и развивается.


– Как бы вы оценили финансовое положение корпорации по итогам 2021 г.? Оно улучшилось, ухудшилось или осталось на прежнем уровне?
– Финансово-экономическое состояние предприятий отрасли в последние два года можно назвать стабильным. Отрасль продолжает последовательно выходить из кризиса за счет структурных преобразований, технического перевооружения и оптимизации процессов управления и производства. И мы уверены, что с учетом масштабных проектов по созданию перспективных группировок и средств выведения, задач по цифровизации российской экономики наши предприятия будут достаточно привлекательным объектом для частных инвестиций.
Спойлер
Но при ответе на ваш вопрос нужно учитывать два значимых для отрасли фактора. Первый – это международные санкции, которые так или иначе влияют на нашу производственную и экономическую деятельность. Вы знаете, что с 2014 г. страны Запада, главным образом США, запретили поставку в адрес наших предприятий определенных категорий электронно-компонентной базы и полезных нагрузок для космических аппаратов. При этом наши партнеры «без объявления войны» продолжают расширять санкции на новые продукты и элементную базу. То есть сами они пользуются прелестями открытого рынка, а против нас затеяли торговую войну. Это затрудняет реализацию ряда контрактов, в том числе государственных, и неизбежно приводит к осложнению состояния отдельных предприятий. Глобально такие санкции направлены на существенное ограничение нашей конкурентоспособности на мировом рынке.

Второй фактор – это пандемия COVID-19. В 2020 г. на антиковидные мероприятия наши предприятия потратили порядка 1 млрд руб. Еще чуть менее 7 млрд руб. мы израсходовали на содержание работников и оплату нерабочих дней в соответствии с указом президента. Разумеется, это не компенсируется в ценах контрактов, а стало быть, ложится в убытки предприятий.

Дефицит медицинского кислорода тоже значительно повлиял на нашу работу. «Роскосмос» – один из крупнейших производителей и потребителей жидкого кислорода в России. С одной стороны, производство кислорода было загружено максимально. Ежедневно поставлялось примерно 80 т кислорода для медицинских целей, а всего с начала 2020  г. предприятия корпорации передали медикам около 40 000 т жидкого кислорода. С другой стороны, ряд наших предприятий – Центр Хруничева, РКЦ «Прогресс» и НПО «Энергомаш» – используют кислород, например для пусковых кампаний, для испытаний двигателей, которые проводятся в рамках государственных контрактов. В определенный период предприятия были вынуждены остановить часть работ, чтобы помочь людям и чтобы передать кислород медучреждениям. Разумеется, это также негативно сказалось на экономических показателях и сроках реализации проектов. Но мы понимаем, что это наш долг перед обществом.

– Удается ли в этих условиях госкорпорации справляться со стоящими перед ней задачами?
– Да, несомненно, даже в этих условиях госкорпорации и предприятиям удалось решить ряд ключевых производственных и экономических вопросов.

Национальные показатели надежности средств выведения за последние три года достигли наивысшего в мире уровня. Установлен очередной рекорд по скорости полета пилотируемого корабля к МКС – 3 ч 3 мин. Это в значительной степени влияет на конкурентоспособность российских космических транспортных систем.
Завершено строительство российского сегмента МКС – в 2021 г. запущены и успешно пристыкованы к МКС два модуля – «Наука» и «Причал». По сути, был завершен долгострой, длившийся еще с 2006 г., поэтому и с технологической, и с экономической, и даже с психологической точки зрения это важный результат работы отрасли. За последние три года при поддержке правительства удалось существенно продвинуться в вопросах финансового оздоровления Центра Хруничева: объем финансовых проблем предприятия снижен со 127 млрд руб. по состоянию на 2018 г. до 10 млрд руб. на текущий момент. Мы буквально вырвали это ключевое предприятие отрасли из лап банкротства. Завершается техническое перевооружение ПО «Полет» для организации серийного выпуска ракет-носителей семейства «Ангара». Совместно с правительством Москвы в Филях на заброшенной территории строится высокотехнологичный Национальный космический центр, в результате чего Центр Хруничева сможет окончательно решить все свои финансовые проблемы к концу 2024 г., а 20 000 наших сотрудников получат достойные рабочие места. Отмечу, что речь идет не о продаже земли предприятия, а о создании технопарка на высвобождаемых, т. е. не задействованных в работе завода территориях.

Госкорпорации также удалось стабилизировать состояние ряда других предприятий, находящихся в трудном финансовом положении. Силами «Роскосмоса» рефинансированы кредиты предприятий в объеме 26,1 млрд руб.; реструктурирована задолженность по штрафным санкциям на общую сумму около 12 млрд руб.; разработаны и реализуются планы финансового оздоровления.

За счет внедрения новых технологий и избавления от непрофильных активов продолжается процесс оптимизации деятельности предприятий, входящих в госкорпорацию: ожидаемая оптимизация численности отрасли за 2019–2021 гг. составляет 8,8%. С 2019 г. реализовано непрофильных активов на сумму около 9 млрд руб., и эти средства вкладываются в наше развитие. Завершается оформление сделок еще на 6,4 млрд руб. Все эти мероприятия оказывают непосредственное положительное влияние на конкурентоспособность предприятий отрасли.

– А что с диверсификацией?
– Эти проекты активно реализуются. Например, в 2020 г. Усть-Катавский вагоностроительный завод заключил контракты на 1,4 млрд руб. В 2021 г. изготовлено и поставлено 85 трамвайных вагонов различных модификаций на общую сумму около 2,9 млрд руб. На текущий момент на предприятии практически полностью сформирован производственный план на 2022–2023 гг. За этот период АО «УКВЗ» суммарно должно поставить в адрес заказчиков более 370 современных трамвайных вагонов высокого уровня качества, их различных модификаций и комплектаций. Из них на текущий момент уже законтрактованы 117 вагонов на общую сумму около 5 млрд руб. Напомню, что еще в 2018 г. предприятие практически не имело заказов и стояло на грани банкротства. А ведь Усть-Катав – это моногород, и вся жизнь его жителей держится на этом предприятии.

Успешно продвигается проект Московского института теплотехники по созданию российского комплекса гидроразрыва пласта. В 2021 г. завершены работы первого этапа – создан опытный образец флота. В 2023–2024 гг. планируется завершить проект и обеспечить возможность поставки продукции для нужд нефтяного сектора.

Многие наши научно-производственные предприятия освоили выпуск крайне востребованной в стране продукции. Это и системы приготовления чистой воды для городов, и силовое оборудование для энергетики, это системы управления для атомных реакторов, мобильная аппаратура искусственной вентиляции легких и многое другое.

– Каков сейчас портфель кредитной задолженности корпорации? Удается ли его снижать?
– Благодаря взвешенной кредитной политике и мерам государственной поддержки, оказанным предприятиям ОПК в 2020 г., консолидированный кредитный портфель госкорпорации за последние три года снизился почти на 15%. На конец 2019 г. он составлял почти 107 млрд руб., на конец 2020 г. его объемы сократились до 87 млрд руб. На начало 2022 г. он составляет 92 млрд руб., что связано с необходимостью привлечения целевых кредитных средств под исполнение контрактов. В ряде случаев и наши предприятия, и госкорпорация «Роскосмос» вынуждены дополнительно финансировать те работы, которые стало невозможно реализовать в заданные сроки в условиях применения санкций. Конечно, в итоге все это формирует предпосылки для роста кредитной нагрузки отрасли, но мы это держим под полным контролем. Банки нам доверяют.

– Какова примерно средняя эффективная ставка по этим кредитам? Много ли у вас уходит на их обслуживание?
– В 2020–2021 гг. предприятия корпорации тратили на обслуживание кредитного портфеля в среднем от 6 млрд до 9 млрд руб. в год. Это достаточно серьезная сумма с учетом низкой маржинальности по госконтрактам, которая варьируется в среднем от 1 до 4%. При кредитной нагрузке в 100 млрд руб. мы, по сути дела, всю маржу тратим на обслуживание кредитов. По большому счету, более высокую маржинальность предприятия отрасли могут обеспечить только за счет международных контрактов.

– Можно ли в целом сказать, насколько все-таки конкурентоспособны те предложения, которые у нас есть, для международных заказчиков стартовых услуг в сравнении с такими конкурентами, как SpaceX и Китай?
– Для ответа на этот вопрос надо вернуться к тем самым санкциям. К сожалению, сейчас одной лишь низкой ценой выиграть конкуренцию невозможно. Наши партнеры будут продолжать вводить санкции, в том числе на пусковые услуги. Возможно, вы в курсе, что после 31 декабря 2022 г. по принятым в США актам будут налагаться ограничения на использование спутников, запущенных с помощью российских средств выведения. Данные с этих спутников министерство обороны США, а это очень крупный заказчик, приобретать не будет. Коммерческие спутниковые операторы не хотят подвергать риску любой фактический или потенциальный бизнес, где минобороны США является заказчиком услуг, поэтому заранее опасаются выбирать российские средства выведения. В этих условиях цена пусковой миссии перестает играть главную роль. С осени 2021 г. также вышла презумпция отказа американцами выдачи лицензий на экспорт в Россию коммерческих космических аппаратов, содержащих компоненты, подпадающие под правила ITAR (оборота продукции двойного назначения. – «Ведомости»). Это означает, что, если мы хотим с территории Российской Федерации, в том числе космодрома Байконур, запустить аппарат, американцы могут заблокировать его запуск, если он снабжен комплектующими изделиями, подпадающими под это регулирование, – просто запретят его ввоз в Россию и Казахстан.

При таких условиях конкурировать невозможно в принципе. Тем не менее мы стараемся предлагать всем нашим партнерам максимально комфортные ценовые предложения. За последние три года в этом направлении проведена достаточно серьезная работа над ценообразованием для внешних рынков. Также работаем над предложением запуска попутных нагрузок при проведении федеральных пусков. Это позволяет нам существенно удешевить стоимость пусковой миссии для клиента и обеспечить максимально конкурентные предложения.

– Какое количество коммерческих запусков произведено «Роскосмосом» в прошлом году, какие планы на этот год?
– В 2021 г. мы осуществили 10 коммерческих запусков с космодромов Байконур, «Восточный» и из Гвианского космического центра. В 2022 г. планируется осуществить также порядка 10 запусков в интересах иностранных партнеров. С 2020 г. существенное влияние на пусковую деятельность оказывает пандемия. Многие международные проекты были полностью или частично заморожены ввиду того, что персонал, который должен отвечать за адаптацию аппаратов, не мог прибыть на территорию России из-за ограничений на въезд. Хотя мы ни на один день не останавливали в пандемию работу ни космодромов, ни пусковых расчетов, ни предприятий, которые выполняют особо важные государственные задачи в рамках гособоронзаказа. Естественно, в 2022 г. выполнение планов тоже будет зависеть от развития ситуации с пандемией.

– Стоит ли в условиях санкционного давления и политических рисков вообще надеяться на заключение крупных контрактов, подобных контракту с OneWeb, в том числе и второго контракта на запуски спутников этой компании?
– Мы стараемся работать над новыми контрактами со всеми ключевыми клиентами в мире, в том числе и с OneWeb, и с другими операторами, которые активно занимаются выведением многоспутниковых группировок. Мы не опускаем руки и боремся за клиентов, предоставляя им максимально комфортные условия. Мы привыкли плыть в бассейне с кислотой и со связанными руками. Отрасль наша очень боевитая и оптимистично настроенная.

– Как с финансово-экономической точки зрения идут самые крупные стройки госкорпорации – космодрома «Восточный» и Национального космического центра в Москве? Есть ли какие-то сложности с их финансированием?
– По Национальному космическому центру все работы ведет и финансирование обеспечивает правительство Москвы и московский строительный комплекс. В 2021 г. все стройки столкнулись с удорожанием строительных материалов. Арматура и другие материалы выросли в цене от 30 до 60%. Это, разумеется, скажется на стоимости всех проектов. В связи с этой проблемой приняты соответствующие распорядительные документы правительства Российской Федерации, которые позволяют пересматривать стоимость сметы проектов при определенных условиях. Поэтому ни одна из строек не будет остановлена, все будет обеспечено в срок как с точки зрения финансирования, так и с точки зрения, как мы надеемся, ввода в эксплуатацию этих объектов. Национальный космический центр планируется достроить в 2023 г. и ввести в эксплуатацию в 2024 г. Старт для «Ангары» на «Восточном» планируется достроить до конца текущего года, а в 2023 г. продолжится параллельный монтаж и испытания специального технологического оборудования, и в конце этого же года планируется осуществить первый пуск ракеты-носителя.

– Существует ли дефицит строителей, участвующих в возведении «Восточного»? Насколько там сейчас привлекательные условия труда?
– Амурская область, впрочем, как и весь Дальний Восток, характеризуется, к сожалению, существенным дефицитом не только трудовых ресурсов, но и строительных материалов. Мы совместно с федеральными органами исполнительной власти делаем все возможное, чтобы этот дефицит максимально восполнить. Обеспечиваем необходимые условия для привлечения трудовых ресурсов, в том числе из зарубежных стран, их доставку, прохождение миграционных процедур и карантина. Есть отдельные проблемы с поставкой щебня из-за подтопления региона. Решаем эту проблему с местными властями, губернатором Амурской области. Короче, занимаемся всем тем, с чем нашим американским или китайским конкурентам не приходится сталкиваться даже в страшном сне.

– Может, этот вопрос не совсем к вам, а к тем, кто формулирует стратегию и цели космической программы, но как вы считаете, при текущем уровне финансирования нашей космической программы стоит ли вообще ставить такие цели, как лунная программа, создание новой космической станции и нового космического корабля? Или при текущем уровне финансирования денег на это явно не хватит и надо пересматривать финансовые показатели программы?
– За время реализации Федеральной космической программы России на 2016–2025 гг. действительно было произведено существенное сокращение финансирования космических проектов – суммарно примерно на 277 млрд руб. Но в прошлом году нам удалось совместно с Минфином и правительством частично ликвидировать этот секвестр. Например, по поручению президента было увеличено финансирование фундаментальных космических исследований в среднем до 13 млрд руб. в год. Также было решено увеличить финансирование проектов по созданию орбитальных спутниковых группировок гражданского назначения, начаты работы по созданию космических аппаратов в рамках программы «Сфера». На финансирование первоочередных задач по этому проекту на 2021 г. было выделено 7 млрд руб., а на 2022–2024 гг. еще суммарно 21 млрд руб. Финансирование пойдет прежде всего на создание перспективных аппаратов группировки широкополосного доступа в интернет «Скиф» и группировки предоставления услуг интернета вещей «Марафон». Программа «Сфера» сейчас находится на согласовании в Министерстве финансов. Надеюсь, что она будет утверждена на период до 2030 г., что позволит начать работы по созданию полноценных группировок «Скиф» и «Марафон»: защитить орбитальный ресурс по «Скифу», а также обеспечить изготовление перспективных аппаратов на конкурентоспособных принципах.

Что касается других направлений, например Российской орбитальной служебной станции, то это не тот случай, когда можно просто взять и остановить работу. Сроки эксплуатации Международной космической станции конечны. Они вряд ли будут продлеваться после 2030 г., хотя и сейчас с нашей стороны еще нет окончательного решения о возможности продления работы российского сегмента станции даже до этого рубежа. Все будет зависеть от технического состояния систем и агрегатов. В связи с этим мы обязаны думать о будущем. С нынешнего года по инициативе нашего генерального директора начаты работы по эскизному проектированию Российской орбитальной служебной станции. Для нас важно обеспечить непрерывность финансирования разработки, потому что компетенции в области пилотируемой космонавтики очень сложно наработать, но очень легко растерять и даже потерять окончательно. Поэтому госкорпорация «Роскосмос» и, мы уверены, правительство Российской Федерации будут делать все необходимое для того, чтобы найти и выделить средства в нужном объеме на пилотируемую программу. Требуемые объемы финансирования программы станут понятны, как только будет готов эскизный проект.

К сожалению, тот самый секвестр, который происходил последние три года, привел к дефициту средств по ряду направлений нашей деятельности. Мы сейчас ведем переговоры с Министерством финансов и будем выходить в новом бюджетном цикле с предложениями по устранению этого дефицита. Разумеется, понимая сложную ситуацию с бюджетом, мы будем выстраивать разумные приоритеты, чтобы максимально обеспечить КПД космической отрасли.

– Какой средний размер зарплаты в отрасли? Какие меры можно принять, чтобы повысить уровень оплаты труда?
– Чтобы существенно повысить зарплату, нужно повысить эффективность предприятий и госкорпорации в целом. Мы развернули на многих предприятиях программу по снижению затрат, снижению трудоемкости, что может высвободить ресурсы для повышения зарплат. Мы понимаем, что из-за низких зарплат каждый год будем терять высококвалифицированных специалистов, которые будут уходить в частный сектор. Поэтому вопрос повышения зарплат на предприятиях «Роскосмоса» для нас один из самых приоритетных.

Процесс повышения эффективности, к сожалению, займет время. Есть много ограничений – и технологических, и институциональных, и нормативных, и субъективных, связанных с мотивацией топ-менеджмента. Мы их максимально быстро стараемся преодолеть. Одно из ограничений – позиция ключевых госзаказчиков в части ценообразования. Мы считаем, что все сэкономленные в рамках исполнения госконтракта средства надо оставлять предприятиям для технологического перевооружения и повышения зарплат. Но многие заказчики возражают против этого, требуя снижения цен пропорционально снижению издержек. В этой ситуации оптимизация и экономия будут приводить не к улучшению, а к ухудшению финансового положения предприятия! Парадоксально, но факт.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы эти правила поменять. И наши предложения неоднократно рассматривались в правительстве. Надеюсь, они будут учтены и реализованы в полном объеме. Это в будущем нам даст дополнительные ресурсы, в том числе для того, чтобы поднять зарплату.

Если говорить про динамику зарплат, в 2021 г., несмотря на все негативные экономические факторы, зарплата на предприятиях в среднем выросла почти на 10%. При этом зарплата специалистов выросла почти на 14%. Оплата труда работников предприятий, как в наших конструкторских бюро, так и на производствах – наш приоритет.

– Расскажите подробнее, чем вас не устраивает нынешняя система оплаты гособоронзаказа?
– По нашему мнению, необходимо отказаться в ценообразовании на продукцию по государственному оборонному заказу по правилу «20 + 1» (нормативными документами установлено, что рентабельность рассчитывается исходя из норматива не более 1% от привнесенных затрат исполнителя и не более 20% от собственных затрат исполнителя. – «Ведомости»). Мы считаем, что правило «20 + 1» нужно просто трансформировать в фиксированный норматив рентабельности от общих затрат, а не от привнесенных и собственных. И установить этот норматив рентабельности на уровне как минимум 12%.

Откуда эта цифра? Ключевая ставка растет и по всем признакам не будет снижаться в ближайшее время. Это означает, что цена кредитов будет на уровне 10–12%. При средних показателях маржинальности в гособоронзаказе на уровне не более 4% средств на развитие у предприятий не остается.

С точки зрения потенциальных инвесторов это означает, что вы можете положить средства на депозит и получить 6%, а если вы захотите их вложить в сложное предприятие, которое работает с гособоронзаказом, то получите 4%. Вот вам и ответ, почему из топ-100 Forbes у нас нет желающих инвестировать в такие предприятия.

Поэтому мы предлагаем установить маржинальность по госконтрактам на уровне 12% от общих затрат вне зависимости от того, какой объем собственных работ выполняет исполнитель. Вне зависимости от объема собственных работ по условиям государственного контракта весь риск штрафных санкций за ненадлежащее его исполнение лежит на головном исполнителе, при этом штрафные санкции рассчитываются не от объема собственных работ, а от цены всего госконтракта. Получается, с точки зрения штрафа у вас подход один, вы ответственность возлагаете полностью на того, кто управляет всем контрактом, а при определении размера рентабельности подход другой – заработать можно только с собственных работ, с привнесенных не более 1%. Головной исполнитель управляет всем контрактом и обеспечивает выполнение работ в срок, значит, и управляет всей кооперацией, всеми поставщиками комплектующих изделий, качеством и надежностью этих поставщиков. Это всё сложные организационные, производственные, технологические процессы, которые требуют отвлечения масштабных ресурсов, времени и сил и самое главное – ответственности.

Второе, что мы предлагаем, – это изменить подходы к переводу ориентировочных цен контрактов в фиксированные. Есть два метода. Индексный метод – это когда мы, например, на серийную ракету «Союз-2» установили один раз базовую цену и каждый год эта цена индексируется в соответствии с доведенным Минэкономразвития дефлятором вне зависимости от того, что происходит с издержками. Поэтому, когда предприятие оптимизирует затраты по такого рода продукции, оно понимает, что вся экономия остается в распоряжении предприятия. И никто, ни Минобороны, ни «Роскосмос» – никто не может пересмотреть условия этого принципа, потому что это прямо зафиксировано в постановлении правительства № 1465.

Но в случае, когда речь идет об опытно-конструкторских работах, используются ориентировочные цены. Объем работ в этом случае не до конца понятен изначально при заключении контракта. При завершении работ по контракту ориентировочная цена переводится в фиксированную по затратному методу. Получается, что чем больше у тебя затрат, тем тебе лучше, потому что правило «20 + 1» при фиксированном нормативе рентабельности дает тебе просто больше денег в абсолютном значении, если у тебя большие затраты. Это входит в противоречие с нашей логикой повышения эффективности предприятий, чтобы они работали над снижением накладных расходов, других затрат, на которые можно повлиять.

Мы по своим контрактам, которые ведет госкорпорация, уже предусмотрели подходы к мотивационной модели ценообразования. Мы фиксируем часть затрат и при переводе из ориентировочной цены в фиксированную эти затраты применяем в том виде, в котором они были определены при заключении государственных контрактов, чтобы у предприятия была мотивация экономить. Но иные заказчики неохотно идут на внедрение таких принципов. И это гораздо сложнее в управлении, нежели действующий подход. В 2021 г. в постановление № 1465 были внесены корректировки, расширяющие возможность применения мотивационной модели в рамках ориентировочных цен. В ближайшее время с учетом наработанной практики мы будем предлагать правительству внести дополнительные изменения, которые обяжут госзаказчиков применять мотивационные методы ценообразования в приоритетном порядке при установлении ориентировочных цен.

– Удается ли ритмично финансировать размещение заданий гособоронзаказа?
– За последние три года мы значительно продвинулись в этом вопросе. С начала 2019 г. в госкорпорации последовательно оптимизируются все ключевые вопросы, в том числе и по опережающему размещению государственного оборонного заказа. Это означает, что мы ставим перед собой задачу максимальное количество заданий ГОЗ законтрактовать в году, предшествующем началу работ по таким заданиям. Статистика говорит сама за себя. Если на 1 мая 2019 г. мы имели только 2% утвержденных технических заданий по гособоронзаказу 2020 г., то на 1 мая 2021 г. – уже 71% утвержденных заданий на 2022 г.

По гособоронзаказу на 2022 г. мы 84% госконтрактов заключили до 31 декабря прошлого года.  В 2020 г. показатель опережающей контрактации был на уровне 30%, а в 2019 г. – 1%. Кассовое исполнение доведенных в 2021 г. до госкорпорации «Роскосмос» средств с учетом выданных казначейских аккредитивов составило порядка 98%.

Ритмичность финансирования значительно улучшилась. Даже по сравнению с прошлым годом. Основные платежи предприятиям сейчас доводятся в I и II квартале, хотя в 2020 г. все платежи приходились на III–IV квартал. В этом году ситуация будет еще лучше, потому что весь гособоронзаказ фактически размещен. Как только до нас будут доведены лимиты финансирования, средства тут же будут направлены предприятиям на реализацию заключенных контрактов. Все это существенно ускорит исполнение госконтрактов.

В целом, как я уже сказал, идет работа по оптимизации практически всех процессов в корпорации. За три последних года в корпорации создано отраслевое казначейство, оптимизированы процессы принятия инвестиционных решений, а также процессы финансового планирования. На данный момент мы приступили к централизации ряда функций в сфере страхования и бухгалтерского учета. Все это позволит снизить затраты и повысить эффективность предприятий отрасли.

– Известно, что одним из конкурентных преимуществ SpaceX является низкая ставка страхования пуска. Как с этим дела у нас?
– Стоимость страхования напрямую влияет на конкурентоспособность и российских космических аппаратов, и пусковых миссий. Если у нас страховка стоит условно 10% от суммы стоимости пусковых услуг, а у SpaceX – 5%, понятно, что мы должны дать дисконт для цены пусковой миссии, чтобы выиграть тендер и обойти нашего конкурента. Поэтому мы делаем всё, чтобы наши страховые тарифы снижались. За последние три года мы полностью перестроили работу по страхованию, создали своего брокера. Задача этого брокера – обеспечить полное страхование рисков, а это означает найти емкость на рынке перестрахования. Российский рынок, к сожалению, дает лишь 15–20% емкости. Основной рынок перестрахования – это международный рынок. В связи с этим мы должны искать на международном рынке емкость, причем по конкурентоспособным тарифам. А это означает постоянно работать с международным рынком и давить на тарифы. В итоге за последние три года нам удалось снизить тарифы с 6,6% по пилотируемым пускам до рекордных 4,8%!

Но, к сожалению, мы привязаны в этой части к среднемировому уровню. Рынки перестрахования устроены так, что они не сегментируют космос на русский, американский, индийский, китайский. Это одна большая корзина. Поэтому, когда в 2020 г. упала европейская ракета-носитель Vega, мы сразу почувствовали отрицательный эффект на себе, потому что у нас тарифы выросли примерно на 1 процентный пункт. Но, несмотря на это, нам за последние три года удается последовательно снижать тарифы. Сейчас в этих целях работаем активно с Российской перестраховочной компанией. То есть пытаемся создать максимально благоприятные условия для наших заказчиков, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом рынке.

Сегодня в «Роскосмосе» происходят важные организационные и кадровые изменения, которые дают нам возможность оптимистично смотреть в будущее российской ракетно-космической промышленности.
[свернуть]

PIN

Цитата: zandr от 15.02.2022 06:54:38С осени 2021 г. также вышла презумпция отказа американцами выдачи лицензий на экспорт в Россию коммерческих космических аппаратов, содержащих компоненты, подпадающие под правила ITAR (оборота продукции двойного назначения. - «Ведомости»). Это означает, что, если мы хотим с территории Российской Федерации, в том числе космодрома Байконур, запустить аппарат, американцы могут заблокировать его запуск, если он снабжен комплектующими изделиями, подпадающими под это регулирование, - просто запретят его ввоз в Россию и Казахстан.
Это он про ExoMars RSP ?

triage

Цитата: Zmej Gorynych от 14.02.2022 16:15:36
Цитата: АниКей от 14.02.2022 15:36:11
Цитата: Asteroid от 14.02.2022 14:54:43Может всё-таки публиковать не всё подряд из его твиттера, а только то, что относится к космонавтике?
Я ... уверен, что мнение руководителя отрасли по всем вопросам жизни отрасли-страны-внешней\внутренней политики-искусства и т.п. интересно, важно ... И его надо знать и использовать а работе. Причем это не скучно.... А обсуждать - да, не надо здесь. ... И обсуждение не приведет с изменению ни мнения руководителя, ни его читателей-почитателей...
Так Вы тоже, откройте в ЧД тему с некосмическими твитами главы РК, и там постите, заодно и сразу же  обратную связь получите. А то странно, тема - новости Госкорпорации, а твиты цитируются про какую-то стороннюю дичь, при этом обсуждение её запрещено.  Оставьте космической теме космические новости, пожалуйста....
Да ладно, постите в этой теме, т.к. все меньше желания открывать эту тему, да и другие.

triage

Цитироватьhttps://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/02/14/909286-roskosmos-uvolil

«Роскосмос» уволил практически каждого десятого сотрудника

За три года работу потеряло 17 000 человек, в основном непроизводственный персонал

Алексей Никольский

Оптимизация численности персонала «Роскосмоса» составила в 2019–2021 гг. 8,8%, сообщил в интервью «Ведомостям» первый заместитель гендиректора госкорпорации Максим Овчинников. По его словам, сейчас «общая численность работников ракетно-космической отрасли России насчитывает 180 000 человек». Это означает, что за три года было сокращено более 17 000 рабочих мест.

«Основное сокращение персонала за последние три года, в том числе в условиях пандемии, происходило за счет естественных причин – выхода на пенсию и увольнения по собственному желанию в связи с переходом на новую работу.
....
а мы то подумали.

Тут Прогресс приводил цифры изменения штата, цифра сокращения была очень далека от цифры прекращения трудовых отношений.


Цитироватьи не на 8,8%, на которые были произведены сокращения, говорит Ионин. По его словам, сокращения ради сокращений не нужны, важно, чтобы при этом был показан результат в виде новых технологий и систем.

ЦитироватьСокращения в «Роскосмосе» кардинально не меняют ситуацию в отрасли, уверен научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. .... Сокращение числа работников, замечает Моисеев, коррелирует с сокращением объема работ в целом. ...

АниКей

15.02.2022 В Роскосмосе обсудили возможности снижения стоимости двигателей для ракеты «Ангара» Компания «Протон-ПМ» (входит в интегрированную структуру НПО Энергомаш Госкорпорации «Роскосмос») 10–11 февраля 2022 года посетила делегация Роскосмоса во главе с директором департамента реализации программы создания космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса Игорем Новиковым.

Спойлер
Главная → Публикации → Новости
Новости
#НПО Энергомаш#Протон-ПМ
15.02.2022 11:38
В Роскосмосе обсудили возможности снижения стоимости двигателей для ракеты «Ангара»
Компания «Протон-ПМ» (входит в интегрированную структуру НПО Энергомаш Госкорпорации «Роскосмос») 10–11 февраля 2022 года посетила делегация Роскосмоса во главе с директором департамента реализации программы создания космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса Игорем Новиковым. В ходе двухдневного визита стороны рассмотрели вопросы контроля качества изготовления ракетного двигателя РД-191 и его модификаций для ракет-носителей «Ангара», передачу их производства с предприятия-разработчика, которым выступает НПО Энергомаш, на серийный завод — Протон-ПМ, мероприятия по снижению стоимости изделия.
В частности, руководитель проекта Игорь Тимшин отметил, что в процессе освоения двигателя на пермском предприятии удалось сократить трудоёмкость изготовления ключевых агрегатов в среднем на 11 %, стоимость нормо-часа — на 37 %, а длительность производственного цикла — почти на треть. Стоимость комплекта снизилась на 40,1 млн рублей.
Главный конструктор НПО Энергомаш Пётр Лёвочкин рассказал о конструктивно-технологических мероприятиях по повышению качества и надёжности ракетных двигателей: в комплексе с технологическими решениями, реализуемыми на «Протоне». Они позволят снизить трудоёмкость изготовления двигателя для ракеты «Ангара» и его стоимость. Также обсуждалось изменение подходов к контролю качества изделий, а именно возможность сократить объём подтверждающих периодических испытаний и, как следствие, расходы на их проведение.
Кроме того, в рамках рабочего визита рассмотрен ход реализации инвестиционных проектов Протон-ПМ. Делегация посетила новый корпус на загородной площадке в Новых Лядах, где сегодня завершается организация цеха окончательной сборки ракетных двигателей. На площади более 40 тыс. кв. м разместятся также механообрабатывающее и механосборочное производства, комплекс линий электрохимических покрытий.
Директор Протон-ПМ Иван Краснов рассказал о программе перевода производственных мощностей на загородную площадку. По его словам, получение статуса серийного изготовителя двигателя поставило перед предприятием задачу организовать выпуск двигателя в заданные сроки и в необходимом объёме, обеспечив при этом требуемую себестоимость изделия. Программа объединила 14 проектов, таких как: технологическая подготовка производства, перемещение испытательного оборудования, подготовка ИТ-инфраструктуры, обеспечение персоналом, и других.
Обсуждалось также развитие испытательной базы Протон-ПМ. В качестве перспективного инвестиционного проекта рассматривается строительство стенда огневых испытаний на компонентах кислород — керосин. Это позволит организовать на пермской площадке замкнутый цикл производства двигателя РД-191 и его модификаций.
Игорь Арбузов, генеральный директор НПО Энергомаш, глава интегрированной структуры ракетного двигателестроения: «В рамках рабочего визита делегации Роскосмоса проведено несколько совещаний с участием руководителей НПО Энергомаш, Протон-ПМ, Центра Келдыша, их цель — ускорить запуск серийного производства двигателей для ракеты-носителя ,,Ангара" на пермской площадке. Мы обсудили вопросы, связанные с завершением инвестиционного проекта по строительству нового производственного корпуса. Рассмотрели возможности снизить стоимость двигателей РД-191 и РД-191М, повысить их качество и надёжность — в перспективе они будут применяться не только в транспортной космонавтике, но и в пилотируемых пусках».
Игорь Новиков, директор департамента реализации программы создания КРК сверхтяжёлого класса Госкорпорации «Роскосмос»: «Будем стремиться реализовать все решения, сформулированные за два дня рабочей поездки, в том числе по развитию стендовой базы предприятия, по сокращению объёмов испытаний и другим направлениям, способствующим повышению конкурентоспособности двигателей ракет-носителей ,,Ангара". Департамент курирует реализацию соглашения между Роскосмосом и Пермским краем, поэтому нам важно, чтобы проект по организации на базе Протон-ПМ серийного производства ракетных двигателей успешно развивался. В ходе визита мы увидели, что существенно продвинулась работа по созданию современных производственных мощностей».
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: triage от 15.02.2022 11:49:30а мы то подумали.
Причём совершенно не сокращаются непроизводственные службы - кадровые, юридические и пр.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Водитель


Новый

Цитата: zandr от 15.02.2022 06:54:38Установлен очередной рекорд по скорости полета пилотируемого корабля к МКС - 3 ч 3 мин. Это в значительной степени влияет на конкурентоспособность российских космических транспортных систем.
Это абсолютно никак не влияет на конкурентоспособность российских космических транспортных систем.
Цитата: zandr от 15.02.2022 06:54:38Стоимость страхования напрямую влияет на конкурентоспособность и российских космических аппаратов, и пусковых миссий. Если у нас страховка стоит условно 10% от суммы стоимости пусковых услуг, а у SpaceX - 5%, понятно, что мы должны дать дисконт для цены пусковой миссии, чтобы выиграть тендер и обойти нашего конкурента.
Жаль, что Максим Александрович так и не понял как работает конкуренция в пусковом бизнесе и как устроено страхование космических рисков. Если у него такие "рекордно низкие" ставки на Союз-2, что же он просто не порвет рынок, "обойдя всех конкурентов"?
Самая слабая часть интервью, он явно просто невзубногой.

triage

Цитата: triage от 15.02.2022 11:49:30
Цитата: undefinedhttps://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/02/14/909286-roskosmos-uvolil

«Роскосмос» уволил практически каждого десятого сотрудника

За три года работу потеряло 17 000 человек, в основном непроизводственный персонал

Алексей Никольский

... за три года было сокращено более 17 000 рабочих мест.

«Основное сокращение персонала за последние три года, в том числе в условиях пандемии, происходило за счет естественных причин – выхода на пенсию и увольнения по собственному желанию в связи с переходом на новую работу.
....
а мы то подумали.
я не знаю что вы подумали, но при
Цитата: undefinedв том числе в условиях пандемии, происходило за счет естественных причин
получается и смертей..

Новый

Цитата: zandr от 15.02.2022 06:54:38В итоге за последние три года нам удалось снизить тарифы с 6,6% по пилотируемым пускам до рекордных 4,8%!
Мне тут инсайдеры пишут в личку (не знаю почему не сюда) о том, что до аварии Союз-МС10 ставки страхования по пилотируемым пускам были ниже 3.95%.
Это я к чему? Если в одном абзаце про страхование столько лажи, то по логике вещей и все интервью такое же.

АниКей

tass.ru

В МЭР заявили, что космические системы РФ не совсем отвечают нуждам цифровой трансформации



МОСКВА, 16 февраля. /ТАСС/. Существующие отечественные телекоммуникационные и геоинформационные космические системы не в полной мере отвечают задачам, которые стоят перед экономикой России в рамках цифровой трансформации, следует из "Белой книги" высоких технологий в России и за рубежом, размещенной на сайте Минэкономразвития РФ.
Как уточняется в материалах, телекоммуникационные и геоинформационные космические системы позволяют реализовать востребованные в различных секторах экономики сервисы. "Однако имеющиеся отечественные решения не в полной мере отвечают задачам цифровой трансформации экономики России и растущим потребностям в космических инфокоммуникационных услугах", - говорится в "Белой книге".
Как уточняется в документе, зарубежные продукты и услуги в этой области часто превосходят отечественные, при этом иностранные компании снижают себестоимость услуг за счет внедрения систем многократного использования ракет-носителей, стандартизации и организации массового производства продукции.
Наметившееся отставание может быть преодолено при помощи развития перспективных космических систем, в том числе создания многоспутниковых орбитальных группировок.
Цитировать"В нашей стране стартовал федеральный проект "Комплексное развитие космических информационных технологий на 2022-2030 годы" (ранее - подпрограмма "Сфера"), за реализацию которого отвечает госкорпорация "Роскосмос". Проектом предусмотрены мероприятия, направленные на обеспечение потребности государственных и коммерческих заказчиков в современных продуктах и сервисах на основе космических технологий", - говорится в "Белой книге".

Реализация проекта позволит обеспечить на всей территории РФ спутниковую связь, цифровое вещание и высокоскоростной доступ в интернет, а также спутниковый интернет вещей.
Цитировать"Еще одним важным результатом станет широкое внедрение сервисов на основе технологий дистанционного зондирования Земли в деятельность предприятий различных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления", - говорится в документе.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьtass.ru

В России обеспечат спутниковой связью самолеты, поезда и автобусы



МОСКВА, 16 февраля. /ТАСС/. Автобусы, морские суда, поезда дальнего следования и другие подвижные объекты будут обеспечены спутниковой связью, следует из "Белой книги" высоких технологий в России и за рубежом, размещенной на сайте Минэкономразвития РФ.
Как уточняется в документе, система "Экспресс-РВ" обеспечит связь и вещание в отдаленных и труднодоступных регионах страны, а также надежную высокоскоростную связь и интернет на территории всей Арктической зоны, включая Северный морской путь. "В коммерческом сегменте основным станет сравнительно новый рынок спутниковой связи и вещания на подвижных объектах коллективного (самолеты, морские суда, поезда дальнего следования, междугородные автобусы) и индивидуального (легковые и грузовые автомобили) пользования", - говорится в "Белой книге".
Спутниковая система "Марафон IoT", которая входит в программу "Сфера", предоставит услуги интернета вещей. Многоспутниковая система обеспечит комплекс навигационных услуг для всех категорий потребителей сервисов спутникового интернета вещей. "Станет возможным широкомасштабное внедрение беспилотных и роботизированных систем на транспорте, в агропромышленном комплексе и других отраслях экономики", - отмечается в документе.
Группировка "Марафон IoT" будет включать 264 спутника, размещенных в 12 орбитальных плоскостях на высоте около 750 км. Ранее АО "Информационные спутниковые системы им. академика М. Ф. Решетнева" подготовило аванпроект - тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта системы "Марафон IoT". Первый спутник будет запущен в 2024 году.

В июне прошлого года первый заместитель главы Роскосмоса по развитию орбитальной группировки и перспективным проектам Юрий Урличич сообщил, что орбитальную группировку из четырех высокоэллиптических спутников "Экспресс-РВ" развернут на орбите в 2024 году для обеспечения связи на Северном морском пути. Осенью 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что правительство России в ближайшие три года выделит более 30 млрд рублей для системы спутниковой связи в северных широтах с использованием космических аппаратов "Экспресс-РВ", чтобы обеспечить качественное покрытие связью всего Северного полушария.
Скоростной интернет по всей России
Скоростной доступ в интернет и телевидение высокой четкости формата 8К к 2030 году на всей территории России обеспечат с помощью новых спутников на геостационарной орбите, говорится в "Белой книге".
"В рамках задач по разработке космических комплексов с космическими аппаратами на геостационарной орбите к 2030 году планируется обеспечить широкополосный доступ в интернет на всей территории России, включая малонаселенные пункты (с численностью населения до 250 человек), и телевизионное вещание высокой четкости - непосредственное и распределительное - в форматах HD, 4K, 8K", - сказано в документе.
Как отмечают в Минэкономразвития, с ростом доступности спутниковых магистральных каналов связи увеличится обеспеченность широкополосным доступом в интернет, улучшится качество информационно-телекоммуникационной инфраструктуры воздушных, морских и сухопутных транспортных маршрутов.
"Спутниковой связью и вещанием будет охвачена часть территории Арктической зоны Российской Федерации", - подчеркнули в ведомстве.
Спутниковая система "Скиф" 
Отечественная спутниковая система для широкополосного доступа в интернет "Скиф" обеспечит высокоскоростной мобильной связью формата 5G отдаленные регионы России, а также воздушный, морской и наземный транспорт, сказано в "Белой книге".

"Система позволит проводить оперативное резервирование магистральных и внутризоновых волоконно-оптических линий связи и подключение мобильной связи форматов LTE и 5G в удаленных и труднодоступных районах", - говорится в документе.
По информации МЭР, благодаря системе "Скиф" будет организован высокоскоростной доступ в интернет на воздушном, морском, речном и наземном транспорте, а также реализован целый ряд смежных технологических задач, таких как интернет вещей и взаимодействие между электронными устройства и машинами.
"Благодаря космической системе коллективного высокоскоростного широкополосного доступа в интернет "Скиф" возможность подключения к интернету получат стационарные и подвижные объекты на всей территории России и в глобальном масштабе", - отмечено в "Белой книге".
Многоспутниковая система для обеспечения широкополосного доступа в интернет "Скиф" будет создана на базе 12 малых спутников. они будут работать на орбите высотой 8 070 км. Запуск демонстратора запланирован на сентябрь 2022 года.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Наименьший квадрат

Кстати, а кто на Скифа делает полезную нагрузку? У нас даже более классическое (ПН для ГСО аппаратов) покупают у всяких Талесов и проч, а тут что-то новенькое такое. Борт-то может и сделают, а откуда ПН?
"Всё будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, потом в сортирах замёрзнут трубы, потом лопнет котёл в паровом отоплении и так далее. Крышка Калабухову!" (с)

AKr

Цитата: АниКей от 16.02.2022 09:11:08tass.ru

В России обеспечат спутниковой связью самолеты, поезда и автобусы
и мусоровозы !!!

Новый

Цитата: АниКей от 16.02.2022 09:11:08Спутниковая система "Марафон IoT", которая входит в программу "Сфера", предоставит услуги интернета вещей. Многоспутниковая система обеспечит комплекс навигационных услуг для всех категорий потребителей сервисов спутникового интернета вещей. "Станет возможным широкомасштабное внедрение беспилотных и роботизированных систем на транспорте, в агропромышленном комплексе и других отраслях экономики", - отмечается в документе.
Группировка "Марафон IoT" будет включать 264 спутника, размещенных в 12 орбитальных плоскостях на высоте около 750 км.
Почему на сайте госоргана размещается официальный документ, в котором российская спутниковая система именуется с использованием латиницы и английских аббревиатур?

Почему не "Марафон ИВ"?

AKr

#14759
Цитата: Новый от 16.02.2022 19:13:28Почему не "Марафон ИВ"?
тогда уж "Марафон ИоВ" - интернет от вещей.